Правительство не даст вывозить деньги за рубеж

Судостроение
Правительство не даст вывозить деньги за рубеж

Первое в 2015 году заседание Морской коллегии при Правительстве РФ состоялось в конце марта в Москве. Состав коллегии расширился, в нее вошли губернаторы всех приморских регионов России, а также представители органов исполнительной власти. Основной темой совещания стал ход выполнения поручений президента по развитию судостроительного комплекса. С этого вопроса началась работа заседания.

Алина Гурова, спецкор

И безответственность, и безнаказанность

Председатель Морской коллегии вице-премьер Дмитрий Рогозин напомнил присутствующим, что в прошлом году президент РФ Владимир Путин дал стратегические поручения министерствам и промышленности, касающиеся создания судостроительного комплекса на Дальнем Востоке, прежде всего судоверфи «Звезда», а также формирования заказа на морскую технику. Президент подчеркнул важность выполнения заказов для реализации шельфовых проектов исключительно на российской территории.

«Я неоднократно отмечал необходимость ответственного подхода к выполнению поручений президента», – сказал Д. Рогозин. На деле оказалось, что с поставленными задачами справились далеко не все. Из 10 пунктов поручений президента выполнено лишь 4. Сложилась ситуация, когда «строгость и конкретность поручений политического руководства страны у нас компенсируется полной безнаказанностью и безответственностью исполнения».

К примеру, как сказал вице-премьер, Минэнерго совместно с основными заказчиками судов представили оценку перспективной потребности в судостроительной технике, но в этих документах «большое количество иксов и игреков», нет конкретики, много неопределенности. В итоге не получилось консолидировать позиции по большинству намеченных задач. Отсутствует оценка реализуемости планов строительства судов и морской техники. Не сформирован продуктовый ряд судов с разбивкой по годам. Нет предложений по ускоренному развитию отечественного судостроения и оценке финансового инвестирования. Отсутствует понимание, как предприятия собираются заменять иностранное оборудование на российское. Не разработан статус «продукция отечественного производства», а ведь это крайне важно для порядка отнесения продукции судостроительной отрасли к категории товаров отечественного производства. «Мы имеем дело с ведомственными недоработками и не имеем никаких внятных планов», – констатировал Д. Рогозин.

Вице-премьер попытался найти объяснение такому положению, обращаясь к министрам:

– Вы по-прежнему работаете по старинке, уподобляясь почтамту. Министерство получило задание, а дальше все начинают рассылать друг другу письма. Хоть раз в месяц соберитесь! Поручения были подробно расписаны. Даже инициативы никто не просит проявлять. Нужно просто исполнить их в срок и по существу. Теперь же мы будем вынуждены вновь констатировать, что наши министерства и ведомства не только не проявляют инициативы, но и исполнить толком поручений не могут. Почему так долго решается вопрос с координацией между министерствами, например по совмещению потребностей заказчиков с возможностями промышленности? Неужели так сложно синхронизировать спрос и предложение?

Дмитрий Рогозин обратил внимание, что мы живем в условиях экономических санкций и дефицита бюджета. Пришло время для мобилизации внутренних ресурсов, для внедрения прорывных технологий. Сама жизнь подталкивает действовать иначе, чем прежде. Необходимо осознать всю важность и историчность момента.

– Все чего-то ждут, будто все само собой стабилизируется, само собой рассосется, цены на нефть поднимутся. Не рассосется! – заключил он, призвав в короткий срок «искупить грехи».

Докладчики, выступившие вслед за Рогозиным, только подтвердили справедливость слов председателя Морской коллегии.

Заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов сказал, что в соответствии с поручениями президента были подготовлены документы о перспективной потребности в судах для целей бурения и разведки. «Эти данные обобщенные и абсолютно перспективные, – заметил докладчик, – то есть эти потребности не могут являться жестким планом действий для судостроителей и производственников». И пояснил: «Причина в том, что суда такого рода у нас раньше не строились». На отсутствие у компаний опыта в планировании потребности в судах, а также на отсутствие представления о финансировании работ в ближайшие годы ссылались и другие выступавшие.

Единственный из докладчиков, Андрей Шишкин, вице-президент «Роснефти», конкретно доложил собравшимся о выполнении поручений президента, перечислив бизнес-планы, сетевые графики и продуктовый ряд, сформированные и представленные компанией.

Заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов подчеркнул, что компания обладает значительным флотом для работы на шельфе, а платформы построены на отечественных верфях. А представитель этих самых отечественных верфей – президент ОСК А. Рахманов – заверил, что корпорация «готова приступить к строительству судов, но нужна конкретика», и пояснил, что «какого-то длинного заказа по проектированию и строительству судов» у них нет.

Подводя черту первому вопросу повестки дня, Д. Рогозин сказал, что в выступлениях участников заседания он не услышал ничего нового. Более того, практически все выступавшие говорили не по существу вопроса. Он призвал ответственные за выполнение поручений президента министерства, ведомства и компании подготовиться к разговору на правительственном уровне, а также посоветовал не расслабляться, начинать жить не одним днем, становиться более эффективными. Что касается судостроения за рубежом, вице-премьер высказался довольно жестко: «Правительство РФ не даст вывозить деньги за пределы страны!»

«Мировой океан»: ни шага вперед

На совещании был рассмотрен вопрос о ходе подготовки новой программы комплексного развития морской деятельности, преемственной федеральной целевой программе «Мировой океан», на 2016-2030 годы. Работа над проектом, по мнению Д. Рогозина, не сдвинулась с места. Проект программы был представлен в прошлом году дважды – летом и в ноябре, однако в связи с отрицательной позицией Минфина в отношении финансирования этой программы заинтересованным министерствам было предложено «дополнительно проработать вопрос о возможности реализации мероприятий в рамках программы».

– Минфин считает, что отсутствуют правовые основания разработки новых федерально-целевых программ, и финансирование мероприятий необходимо обеспечить за счет перераспределения уже предусмотренных средств на другие целевые программы, – пояснил Евгений Елин, замминистра экономического развития РФ – На наш взгляд, такая позиция не является обоснованной, такого же мнения придерживаются заказчики других программ. Межотраслевой характер проблемы и необходимость комплексного подхода к планированию развития морской деятельности требуют межведомственной координации. И такая координация не может быть обеспечена в рамках разрозненных мероприятий отдельных отраслевых госпрограмм. Возврат к чисто отраслевому подходу к управлению морской деятельности противоречит морским стратегическим документам страны.

Перераспределение средств в рамках других госпрограмм в условиях ограниченного бюджета приведет к невозможности и неосуществимости этих программ, то есть мероприятия будут сорваны. В то же время реализация программы «Мировой океан» – это условие для выполнения ключевых показателей морской деятельности. Отсутствие такой ФЦП приведет к невозможности выполнения некоторых стратегических целей. В случае отказа от ФЦП «Мировой океан» будут свернуты многие научные исследования, участие России в международных проектах, участие в программах по изучению океана в отдаленных районах Мирового океана и другие важнейшие мероприятия. Произойдет существенное отставание России в морских научных исследованиях, изучении Антарктики, информационном обеспечении морской деятельности.

– Мы предлагаем, – сказал Евгений Елин, – признать целесообразность утверждения концепции ФЦП «Мировой океан» на 2016-2030 гг. и поручить Минэкономразвития обеспечить внесение в проект распоряжения правительства об утверждении концепции в сроки, предусмотренные поручением правительства от 28 ноября 2014 года.

С невозможностью свернуть или отказаться от программы «Мировой океан» согласились все участники заседания. По мнению вице-премьера, понимая трудности с формированием бюджетных обязательств государства, необходимо осознать, что мы не можем остаться без инструмента реализации целей и задач. Он подчеркнул, что на сегодня в эту программу включены только те мероприятия, которые не проходят по иным госпрограммам, и их финансирование предусматривается в минимальном размере.

Бесперебойная работа паромной переправы под угрозой

Теме готовности транспортной системы Республики Крым принимать в летний период 2015 года отдыхающих был посвящен третий вопрос повестки дня заседания Морской коллегии. Первый зампредседателя Совета министров Крыма Михаил Шеремет проинформировал участников совещания о ситуации, сложившейся на Керченской паромной переправе. В частности, он отметил наличие достаточного количества паромов, которые снимут нагрузку и напряжение, характерные для прошлого года. С целью предотвращения очередей внедряются системы электронных очередей и дистанционного бронирования билетов. Поставленная задача на предстоящий летний период – обеспечить перевозку до 50 тыс. пассажиров, до 10 тыс. легковых и до 1 тыс. грузовых автомобилей ежесуточно. «Это фактически в 2 раза выше пикового периода 2014 года», – пояснил Шеремет.

Выполнение намеченного между тем находится под угрозой. Бесперебойная работа паромной переправы через Керченский пролив может быть нарушена из-за задержки с реконструкцией гидротехнических сооружений. По словам М. Шеремета, в случае незавершения работ по реконструкции пропускная способность переправы это 30 тыс. пассажиров, до 6,5 тыс. легковых и до 700 грузовых автомобилей. Фактически это означает срыв задач, поставленных на курортный сезон.

Для того чтобы обеспечить запланированную максимальную пропускную способность, необходимо провести реконструкцию гидротехнических сооружений переправы, что позволит одновременно принимать до шести паромов. Но, как сказал Шеремет, «в силу объективных и субъективных обстоятельств, связанных с функционированием Минтранса Крыма, осуществление реконструкции фактически сорвано». Проект реконструкции прошел госэкспертизу в Крыму, однако проектная и реальная стоимость работ, по словам чиновника, не соответствуют друг другу.

Если отправлять проект на корректировку в Главгосэкспертизу в Москву, реконструкция начнется не ранее 2016 года, что устроить не может категорически. «Единственной легальной возможностью начала строительных работ и их окончания в пределах двух месяцев является пошаговая схема, предложенная ФГУП «Росморпорт» и Минтрансом РФ», – отметил Шеремет. Для этого требуется передать проект на баланс Росморпорта, который осуществит дополнительное финансирование проекта за счет собственных средств.

Михаил Шеремет также рассказал о состоянии инфраструктуры Керченской паромной переправы со стороны порта Кавказ, где требуется реконструкция ряда площадок, ремонт и строительство подъездных дорог к причалам.

С докладом об обеспечении транспортной доступности Крыма и о готовности транспортной инфраструктуры Крымского федерального округа и Краснодарского края к обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в 2015 году выступил министр транспорта РФ Максим Соколов. Он сравнил нынешние задачи транспорта с аналогичными периода прошедших Олимпийских игр и отметил их масштабность:

– Спрос на переправу достаточно высок. В прошлом году в целом с перевозками пассажиров и грузов справились, однако грузопоток продолжает увеличиваться. Количество грузовых машин в очереди по берегам достигло 2 тысяч – это закритические параметры. Необходимо купировать ситуацию.

Министр обратил внимание, что предполагается увеличение потока грузов и пассажиров в 2 раза больше, чем в прошлом году. Это требует координации всех ответственных за перевозки служб, а также дополнительного количества паромов. С другой стороны, важно не только наличие нужного количества паромов, но и подготовка инфраструктуры к предстоящему сезону. И если в Краснодарском крае работа в этом направлении велась постоянно, то на Крымском полуострове дела обстоят не так хорошо. Особую тревогу вызывает выполнение на местах требований транспортной безопасности, в частности, в порту Керчь.

– Минтранс этими вопросами обеспокоен и старается ситуацию исправить, – заверил М. Соколов.

Д. Рогозин отметил, что в связи с возвращением Крыма Черное море и южные границы России должны быть обеспечены достаточным количеством пассажирских судов. Он предложил участникам заседания вернуться к рассматриваемому вопросу на президиуме Морской коллегии: «Еще раз соберемся, мы явно не договорили…»

Морской флот №2 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Горящие в Черном море суда опасно накренились

Горящие в Черном море суда опасно накренились Опасный крен зафиксирован на судах, горящих в Черном море в районе Керченского пролива. Об этом сооб...

Пожар на двух судах в Черном море. Главное

Пожар на двух судах в Черном море. Главное Перекачка сжиженного газа с несоблюдением техники безопасности закончилась пожаром и привела к гибел...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...