Правительство не даст вывозить деньги за рубеж

Судостроение
Правительство не даст вывозить деньги за рубеж

Первое в 2015 году заседание Морской коллегии при Правительстве РФ состоялось в конце марта в Москве. Состав коллегии расширился, в нее вошли губернаторы всех приморских регионов России, а также представители органов исполнительной власти. Основной темой совещания стал ход выполнения поручений президента по развитию судостроительного комплекса. С этого вопроса началась работа заседания.

Алина Гурова, спецкор

И безответственность, и безнаказанность

Председатель Морской коллегии вице-премьер Дмитрий Рогозин напомнил присутствующим, что в прошлом году президент РФ Владимир Путин дал стратегические поручения министерствам и промышленности, касающиеся создания судостроительного комплекса на Дальнем Востоке, прежде всего судоверфи «Звезда», а также формирования заказа на морскую технику. Президент подчеркнул важность выполнения заказов для реализации шельфовых проектов исключительно на российской территории.

«Я неоднократно отмечал необходимость ответственного подхода к выполнению поручений президента», – сказал Д. Рогозин. На деле оказалось, что с поставленными задачами справились далеко не все. Из 10 пунктов поручений президента выполнено лишь 4. Сложилась ситуация, когда «строгость и конкретность поручений политического руководства страны у нас компенсируется полной безнаказанностью и безответственностью исполнения».

К примеру, как сказал вице-премьер, Минэнерго совместно с основными заказчиками судов представили оценку перспективной потребности в судостроительной технике, но в этих документах «большое количество иксов и игреков», нет конкретики, много неопределенности. В итоге не получилось консолидировать позиции по большинству намеченных задач. Отсутствует оценка реализуемости планов строительства судов и морской техники. Не сформирован продуктовый ряд судов с разбивкой по годам. Нет предложений по ускоренному развитию отечественного судостроения и оценке финансового инвестирования. Отсутствует понимание, как предприятия собираются заменять иностранное оборудование на российское. Не разработан статус «продукция отечественного производства», а ведь это крайне важно для порядка отнесения продукции судостроительной отрасли к категории товаров отечественного производства. «Мы имеем дело с ведомственными недоработками и не имеем никаких внятных планов», – констатировал Д. Рогозин.

Вице-премьер попытался найти объяснение такому положению, обращаясь к министрам:

– Вы по-прежнему работаете по старинке, уподобляясь почтамту. Министерство получило задание, а дальше все начинают рассылать друг другу письма. Хоть раз в месяц соберитесь! Поручения были подробно расписаны. Даже инициативы никто не просит проявлять. Нужно просто исполнить их в срок и по существу. Теперь же мы будем вынуждены вновь констатировать, что наши министерства и ведомства не только не проявляют инициативы, но и исполнить толком поручений не могут. Почему так долго решается вопрос с координацией между министерствами, например по совмещению потребностей заказчиков с возможностями промышленности? Неужели так сложно синхронизировать спрос и предложение?

Дмитрий Рогозин обратил внимание, что мы живем в условиях экономических санкций и дефицита бюджета. Пришло время для мобилизации внутренних ресурсов, для внедрения прорывных технологий. Сама жизнь подталкивает действовать иначе, чем прежде. Необходимо осознать всю важность и историчность момента.

– Все чего-то ждут, будто все само собой стабилизируется, само собой рассосется, цены на нефть поднимутся. Не рассосется! – заключил он, призвав в короткий срок «искупить грехи».

Докладчики, выступившие вслед за Рогозиным, только подтвердили справедливость слов председателя Морской коллегии.

Заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов сказал, что в соответствии с поручениями президента были подготовлены документы о перспективной потребности в судах для целей бурения и разведки. «Эти данные обобщенные и абсолютно перспективные, – заметил докладчик, – то есть эти потребности не могут являться жестким планом действий для судостроителей и производственников». И пояснил: «Причина в том, что суда такого рода у нас раньше не строились». На отсутствие у компаний опыта в планировании потребности в судах, а также на отсутствие представления о финансировании работ в ближайшие годы ссылались и другие выступавшие.

Единственный из докладчиков, Андрей Шишкин, вице-президент «Роснефти», конкретно доложил собравшимся о выполнении поручений президента, перечислив бизнес-планы, сетевые графики и продуктовый ряд, сформированные и представленные компанией.

Заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов подчеркнул, что компания обладает значительным флотом для работы на шельфе, а платформы построены на отечественных верфях. А представитель этих самых отечественных верфей – президент ОСК А. Рахманов – заверил, что корпорация «готова приступить к строительству судов, но нужна конкретика», и пояснил, что «какого-то длинного заказа по проектированию и строительству судов» у них нет.

Подводя черту первому вопросу повестки дня, Д. Рогозин сказал, что в выступлениях участников заседания он не услышал ничего нового. Более того, практически все выступавшие говорили не по существу вопроса. Он призвал ответственные за выполнение поручений президента министерства, ведомства и компании подготовиться к разговору на правительственном уровне, а также посоветовал не расслабляться, начинать жить не одним днем, становиться более эффективными. Что касается судостроения за рубежом, вице-премьер высказался довольно жестко: «Правительство РФ не даст вывозить деньги за пределы страны!»

«Мировой океан»: ни шага вперед

На совещании был рассмотрен вопрос о ходе подготовки новой программы комплексного развития морской деятельности, преемственной федеральной целевой программе «Мировой океан», на 2016-2030 годы. Работа над проектом, по мнению Д. Рогозина, не сдвинулась с места. Проект программы был представлен в прошлом году дважды – летом и в ноябре, однако в связи с отрицательной позицией Минфина в отношении финансирования этой программы заинтересованным министерствам было предложено «дополнительно проработать вопрос о возможности реализации мероприятий в рамках программы».

– Минфин считает, что отсутствуют правовые основания разработки новых федерально-целевых программ, и финансирование мероприятий необходимо обеспечить за счет перераспределения уже предусмотренных средств на другие целевые программы, – пояснил Евгений Елин, замминистра экономического развития РФ – На наш взгляд, такая позиция не является обоснованной, такого же мнения придерживаются заказчики других программ. Межотраслевой характер проблемы и необходимость комплексного подхода к планированию развития морской деятельности требуют межведомственной координации. И такая координация не может быть обеспечена в рамках разрозненных мероприятий отдельных отраслевых госпрограмм. Возврат к чисто отраслевому подходу к управлению морской деятельности противоречит морским стратегическим документам страны.

Перераспределение средств в рамках других госпрограмм в условиях ограниченного бюджета приведет к невозможности и неосуществимости этих программ, то есть мероприятия будут сорваны. В то же время реализация программы «Мировой океан» – это условие для выполнения ключевых показателей морской деятельности. Отсутствие такой ФЦП приведет к невозможности выполнения некоторых стратегических целей. В случае отказа от ФЦП «Мировой океан» будут свернуты многие научные исследования, участие России в международных проектах, участие в программах по изучению океана в отдаленных районах Мирового океана и другие важнейшие мероприятия. Произойдет существенное отставание России в морских научных исследованиях, изучении Антарктики, информационном обеспечении морской деятельности.

– Мы предлагаем, – сказал Евгений Елин, – признать целесообразность утверждения концепции ФЦП «Мировой океан» на 2016-2030 гг. и поручить Минэкономразвития обеспечить внесение в проект распоряжения правительства об утверждении концепции в сроки, предусмотренные поручением правительства от 28 ноября 2014 года.

С невозможностью свернуть или отказаться от программы «Мировой океан» согласились все участники заседания. По мнению вице-премьера, понимая трудности с формированием бюджетных обязательств государства, необходимо осознать, что мы не можем остаться без инструмента реализации целей и задач. Он подчеркнул, что на сегодня в эту программу включены только те мероприятия, которые не проходят по иным госпрограммам, и их финансирование предусматривается в минимальном размере.

Бесперебойная работа паромной переправы под угрозой

Теме готовности транспортной системы Республики Крым принимать в летний период 2015 года отдыхающих был посвящен третий вопрос повестки дня заседания Морской коллегии. Первый зампредседателя Совета министров Крыма Михаил Шеремет проинформировал участников совещания о ситуации, сложившейся на Керченской паромной переправе. В частности, он отметил наличие достаточного количества паромов, которые снимут нагрузку и напряжение, характерные для прошлого года. С целью предотвращения очередей внедряются системы электронных очередей и дистанционного бронирования билетов. Поставленная задача на предстоящий летний период – обеспечить перевозку до 50 тыс. пассажиров, до 10 тыс. легковых и до 1 тыс. грузовых автомобилей ежесуточно. «Это фактически в 2 раза выше пикового периода 2014 года», – пояснил Шеремет.

Выполнение намеченного между тем находится под угрозой. Бесперебойная работа паромной переправы через Керченский пролив может быть нарушена из-за задержки с реконструкцией гидротехнических сооружений. По словам М. Шеремета, в случае незавершения работ по реконструкции пропускная способность переправы это 30 тыс. пассажиров, до 6,5 тыс. легковых и до 700 грузовых автомобилей. Фактически это означает срыв задач, поставленных на курортный сезон.

Для того чтобы обеспечить запланированную максимальную пропускную способность, необходимо провести реконструкцию гидротехнических сооружений переправы, что позволит одновременно принимать до шести паромов. Но, как сказал Шеремет, «в силу объективных и субъективных обстоятельств, связанных с функционированием Минтранса Крыма, осуществление реконструкции фактически сорвано». Проект реконструкции прошел госэкспертизу в Крыму, однако проектная и реальная стоимость работ, по словам чиновника, не соответствуют друг другу.

Если отправлять проект на корректировку в Главгосэкспертизу в Москву, реконструкция начнется не ранее 2016 года, что устроить не может категорически. «Единственной легальной возможностью начала строительных работ и их окончания в пределах двух месяцев является пошаговая схема, предложенная ФГУП «Росморпорт» и Минтрансом РФ», – отметил Шеремет. Для этого требуется передать проект на баланс Росморпорта, который осуществит дополнительное финансирование проекта за счет собственных средств.

Михаил Шеремет также рассказал о состоянии инфраструктуры Керченской паромной переправы со стороны порта Кавказ, где требуется реконструкция ряда площадок, ремонт и строительство подъездных дорог к причалам.

С докладом об обеспечении транспортной доступности Крыма и о готовности транспортной инфраструктуры Крымского федерального округа и Краснодарского края к обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в 2015 году выступил министр транспорта РФ Максим Соколов. Он сравнил нынешние задачи транспорта с аналогичными периода прошедших Олимпийских игр и отметил их масштабность:

– Спрос на переправу достаточно высок. В прошлом году в целом с перевозками пассажиров и грузов справились, однако грузопоток продолжает увеличиваться. Количество грузовых машин в очереди по берегам достигло 2 тысяч – это закритические параметры. Необходимо купировать ситуацию.

Министр обратил внимание, что предполагается увеличение потока грузов и пассажиров в 2 раза больше, чем в прошлом году. Это требует координации всех ответственных за перевозки служб, а также дополнительного количества паромов. С другой стороны, важно не только наличие нужного количества паромов, но и подготовка инфраструктуры к предстоящему сезону. И если в Краснодарском крае работа в этом направлении велась постоянно, то на Крымском полуострове дела обстоят не так хорошо. Особую тревогу вызывает выполнение на местах требований транспортной безопасности, в частности, в порту Керчь.

– Минтранс этими вопросами обеспокоен и старается ситуацию исправить, – заверил М. Соколов.

Д. Рогозин отметил, что в связи с возвращением Крыма Черное море и южные границы России должны быть обеспечены достаточным количеством пассажирских судов. Он предложил участникам заседания вернуться к рассматриваемому вопросу на президиуме Морской коллегии: «Еще раз соберемся, мы явно не договорили…»

Морской флот №2 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...