Правительство не даст вывозить деньги за рубеж

Судостроение
Правительство не даст вывозить деньги за рубеж

Первое в 2015 году заседание Морской коллегии при Правительстве РФ состоялось в конце марта в Москве. Состав коллегии расширился, в нее вошли губернаторы всех приморских регионов России, а также представители органов исполнительной власти. Основной темой совещания стал ход выполнения поручений президента по развитию судостроительного комплекса. С этого вопроса началась работа заседания.

Алина Гурова, спецкор

И безответственность, и безнаказанность

Председатель Морской коллегии вице-премьер Дмитрий Рогозин напомнил присутствующим, что в прошлом году президент РФ Владимир Путин дал стратегические поручения министерствам и промышленности, касающиеся создания судостроительного комплекса на Дальнем Востоке, прежде всего судоверфи «Звезда», а также формирования заказа на морскую технику. Президент подчеркнул важность выполнения заказов для реализации шельфовых проектов исключительно на российской территории.

«Я неоднократно отмечал необходимость ответственного подхода к выполнению поручений президента», – сказал Д. Рогозин. На деле оказалось, что с поставленными задачами справились далеко не все. Из 10 пунктов поручений президента выполнено лишь 4. Сложилась ситуация, когда «строгость и конкретность поручений политического руководства страны у нас компенсируется полной безнаказанностью и безответственностью исполнения».

К примеру, как сказал вице-премьер, Минэнерго совместно с основными заказчиками судов представили оценку перспективной потребности в судостроительной технике, но в этих документах «большое количество иксов и игреков», нет конкретики, много неопределенности. В итоге не получилось консолидировать позиции по большинству намеченных задач. Отсутствует оценка реализуемости планов строительства судов и морской техники. Не сформирован продуктовый ряд судов с разбивкой по годам. Нет предложений по ускоренному развитию отечественного судостроения и оценке финансового инвестирования. Отсутствует понимание, как предприятия собираются заменять иностранное оборудование на российское. Не разработан статус «продукция отечественного производства», а ведь это крайне важно для порядка отнесения продукции судостроительной отрасли к категории товаров отечественного производства. «Мы имеем дело с ведомственными недоработками и не имеем никаких внятных планов», – констатировал Д. Рогозин.

Вице-премьер попытался найти объяснение такому положению, обращаясь к министрам:

– Вы по-прежнему работаете по старинке, уподобляясь почтамту. Министерство получило задание, а дальше все начинают рассылать друг другу письма. Хоть раз в месяц соберитесь! Поручения были подробно расписаны. Даже инициативы никто не просит проявлять. Нужно просто исполнить их в срок и по существу. Теперь же мы будем вынуждены вновь констатировать, что наши министерства и ведомства не только не проявляют инициативы, но и исполнить толком поручений не могут. Почему так долго решается вопрос с координацией между министерствами, например по совмещению потребностей заказчиков с возможностями промышленности? Неужели так сложно синхронизировать спрос и предложение?

Дмитрий Рогозин обратил внимание, что мы живем в условиях экономических санкций и дефицита бюджета. Пришло время для мобилизации внутренних ресурсов, для внедрения прорывных технологий. Сама жизнь подталкивает действовать иначе, чем прежде. Необходимо осознать всю важность и историчность момента.

– Все чего-то ждут, будто все само собой стабилизируется, само собой рассосется, цены на нефть поднимутся. Не рассосется! – заключил он, призвав в короткий срок «искупить грехи».

Докладчики, выступившие вслед за Рогозиным, только подтвердили справедливость слов председателя Морской коллегии.

Заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов сказал, что в соответствии с поручениями президента были подготовлены документы о перспективной потребности в судах для целей бурения и разведки. «Эти данные обобщенные и абсолютно перспективные, – заметил докладчик, – то есть эти потребности не могут являться жестким планом действий для судостроителей и производственников». И пояснил: «Причина в том, что суда такого рода у нас раньше не строились». На отсутствие у компаний опыта в планировании потребности в судах, а также на отсутствие представления о финансировании работ в ближайшие годы ссылались и другие выступавшие.

Единственный из докладчиков, Андрей Шишкин, вице-президент «Роснефти», конкретно доложил собравшимся о выполнении поручений президента, перечислив бизнес-планы, сетевые графики и продуктовый ряд, сформированные и представленные компанией.

Заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов подчеркнул, что компания обладает значительным флотом для работы на шельфе, а платформы построены на отечественных верфях. А представитель этих самых отечественных верфей – президент ОСК А. Рахманов – заверил, что корпорация «готова приступить к строительству судов, но нужна конкретика», и пояснил, что «какого-то длинного заказа по проектированию и строительству судов» у них нет.

Подводя черту первому вопросу повестки дня, Д. Рогозин сказал, что в выступлениях участников заседания он не услышал ничего нового. Более того, практически все выступавшие говорили не по существу вопроса. Он призвал ответственные за выполнение поручений президента министерства, ведомства и компании подготовиться к разговору на правительственном уровне, а также посоветовал не расслабляться, начинать жить не одним днем, становиться более эффективными. Что касается судостроения за рубежом, вице-премьер высказался довольно жестко: «Правительство РФ не даст вывозить деньги за пределы страны!»

«Мировой океан»: ни шага вперед

На совещании был рассмотрен вопрос о ходе подготовки новой программы комплексного развития морской деятельности, преемственной федеральной целевой программе «Мировой океан», на 2016-2030 годы. Работа над проектом, по мнению Д. Рогозина, не сдвинулась с места. Проект программы был представлен в прошлом году дважды – летом и в ноябре, однако в связи с отрицательной позицией Минфина в отношении финансирования этой программы заинтересованным министерствам было предложено «дополнительно проработать вопрос о возможности реализации мероприятий в рамках программы».

– Минфин считает, что отсутствуют правовые основания разработки новых федерально-целевых программ, и финансирование мероприятий необходимо обеспечить за счет перераспределения уже предусмотренных средств на другие целевые программы, – пояснил Евгений Елин, замминистра экономического развития РФ – На наш взгляд, такая позиция не является обоснованной, такого же мнения придерживаются заказчики других программ. Межотраслевой характер проблемы и необходимость комплексного подхода к планированию развития морской деятельности требуют межведомственной координации. И такая координация не может быть обеспечена в рамках разрозненных мероприятий отдельных отраслевых госпрограмм. Возврат к чисто отраслевому подходу к управлению морской деятельности противоречит морским стратегическим документам страны.

Перераспределение средств в рамках других госпрограмм в условиях ограниченного бюджета приведет к невозможности и неосуществимости этих программ, то есть мероприятия будут сорваны. В то же время реализация программы «Мировой океан» – это условие для выполнения ключевых показателей морской деятельности. Отсутствие такой ФЦП приведет к невозможности выполнения некоторых стратегических целей. В случае отказа от ФЦП «Мировой океан» будут свернуты многие научные исследования, участие России в международных проектах, участие в программах по изучению океана в отдаленных районах Мирового океана и другие важнейшие мероприятия. Произойдет существенное отставание России в морских научных исследованиях, изучении Антарктики, информационном обеспечении морской деятельности.

– Мы предлагаем, – сказал Евгений Елин, – признать целесообразность утверждения концепции ФЦП «Мировой океан» на 2016-2030 гг. и поручить Минэкономразвития обеспечить внесение в проект распоряжения правительства об утверждении концепции в сроки, предусмотренные поручением правительства от 28 ноября 2014 года.

С невозможностью свернуть или отказаться от программы «Мировой океан» согласились все участники заседания. По мнению вице-премьера, понимая трудности с формированием бюджетных обязательств государства, необходимо осознать, что мы не можем остаться без инструмента реализации целей и задач. Он подчеркнул, что на сегодня в эту программу включены только те мероприятия, которые не проходят по иным госпрограммам, и их финансирование предусматривается в минимальном размере.

Бесперебойная работа паромной переправы под угрозой

Теме готовности транспортной системы Республики Крым принимать в летний период 2015 года отдыхающих был посвящен третий вопрос повестки дня заседания Морской коллегии. Первый зампредседателя Совета министров Крыма Михаил Шеремет проинформировал участников совещания о ситуации, сложившейся на Керченской паромной переправе. В частности, он отметил наличие достаточного количества паромов, которые снимут нагрузку и напряжение, характерные для прошлого года. С целью предотвращения очередей внедряются системы электронных очередей и дистанционного бронирования билетов. Поставленная задача на предстоящий летний период – обеспечить перевозку до 50 тыс. пассажиров, до 10 тыс. легковых и до 1 тыс. грузовых автомобилей ежесуточно. «Это фактически в 2 раза выше пикового периода 2014 года», – пояснил Шеремет.

Выполнение намеченного между тем находится под угрозой. Бесперебойная работа паромной переправы через Керченский пролив может быть нарушена из-за задержки с реконструкцией гидротехнических сооружений. По словам М. Шеремета, в случае незавершения работ по реконструкции пропускная способность переправы это 30 тыс. пассажиров, до 6,5 тыс. легковых и до 700 грузовых автомобилей. Фактически это означает срыв задач, поставленных на курортный сезон.

Для того чтобы обеспечить запланированную максимальную пропускную способность, необходимо провести реконструкцию гидротехнических сооружений переправы, что позволит одновременно принимать до шести паромов. Но, как сказал Шеремет, «в силу объективных и субъективных обстоятельств, связанных с функционированием Минтранса Крыма, осуществление реконструкции фактически сорвано». Проект реконструкции прошел госэкспертизу в Крыму, однако проектная и реальная стоимость работ, по словам чиновника, не соответствуют друг другу.

Если отправлять проект на корректировку в Главгосэкспертизу в Москву, реконструкция начнется не ранее 2016 года, что устроить не может категорически. «Единственной легальной возможностью начала строительных работ и их окончания в пределах двух месяцев является пошаговая схема, предложенная ФГУП «Росморпорт» и Минтрансом РФ», – отметил Шеремет. Для этого требуется передать проект на баланс Росморпорта, который осуществит дополнительное финансирование проекта за счет собственных средств.

Михаил Шеремет также рассказал о состоянии инфраструктуры Керченской паромной переправы со стороны порта Кавказ, где требуется реконструкция ряда площадок, ремонт и строительство подъездных дорог к причалам.

С докладом об обеспечении транспортной доступности Крыма и о готовности транспортной инфраструктуры Крымского федерального округа и Краснодарского края к обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в 2015 году выступил министр транспорта РФ Максим Соколов. Он сравнил нынешние задачи транспорта с аналогичными периода прошедших Олимпийских игр и отметил их масштабность:

– Спрос на переправу достаточно высок. В прошлом году в целом с перевозками пассажиров и грузов справились, однако грузопоток продолжает увеличиваться. Количество грузовых машин в очереди по берегам достигло 2 тысяч – это закритические параметры. Необходимо купировать ситуацию.

Министр обратил внимание, что предполагается увеличение потока грузов и пассажиров в 2 раза больше, чем в прошлом году. Это требует координации всех ответственных за перевозки служб, а также дополнительного количества паромов. С другой стороны, важно не только наличие нужного количества паромов, но и подготовка инфраструктуры к предстоящему сезону. И если в Краснодарском крае работа в этом направлении велась постоянно, то на Крымском полуострове дела обстоят не так хорошо. Особую тревогу вызывает выполнение на местах требований транспортной безопасности, в частности, в порту Керчь.

– Минтранс этими вопросами обеспокоен и старается ситуацию исправить, – заверил М. Соколов.

Д. Рогозин отметил, что в связи с возвращением Крыма Черное море и южные границы России должны быть обеспечены достаточным количеством пассажирских судов. Он предложил участникам заседания вернуться к рассматриваемому вопросу на президиуме Морской коллегии: «Еще раз соберемся, мы явно не договорили…»

Морской флот №2 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Верфь «Полтава» отмечает трехлетие закладки первого корабля

Верфь «Полтава» отмечает трехлетие закладки первого корабля Верфь исторического судостроения «Полтава» 27 февраля 2017 года празднует трехлетие с момента заклад...

Фрегат «Адмирал Григорович» с крылатыми ракетами направлен в Средиземное море

Фрегат «Адмирал Григорович» с крылатыми ракетами направлен в Средиземное море Фрегат Черноморского флота РФ «Адмирал Григорович», оснащенный крылатыми ракетами «Калибр», направле...

Российская экономика

Орешкин анонсировал скорую приватизацию 25% минус одна акция «Совкомфлота»

Орешкин анонсировал скорую приватизацию 25% минус одна акция «Совкомфлота» Правительство определилось, что приватизация 25% минус одна акция «Совкомфлота» пройдет только н...

Глава ВТБ сравнил транспортную инфраструктуру РФ с Габоном из-за недостатка финансирования

Глава ВТБ сравнил транспортную инфраструктуру РФ с Габоном из-за недостатка финансирования Глава ВТБ Андрей Костин сравнил уровень развития российской транспортной инфраструктуры с Габоном из...

Транспортная политика

Минтранс предлагает включить сезонный фактор в тарифный коридор РЖД - Соколов

Минтранс предлагает включить сезонный фактор в тарифный коридор РЖД - Соколов Тарифный коридор ОАО  «Российские железные дороги» мог бы включать сезонный фактор с целью...

Вопрос распространения «Платона» на региональные трассы могут решить после апробации системы

Вопрос распространения «Платона» на региональные трассы могут решить после апробации системы Вопрос возможного распространения системы взимания платы за проезд большегрузных автомобилей на реги...

Морские порты

ВМТП внедряет систему задействования тыловых терминалов

ВМТП внедряет систему задействования тыловых терминалов «Владивостокский морской торговый порт» в целях облегчения работы своего основного терминала внедряе...

Первую очередь Архангельского глубоководного порта планируется ввести к 2025 году

Первую очередь Архангельского глубоководного порта планируется ввести к 2025 году Первую очередь глубоководного района морского порта в Архангельске планируется ввести в строй к 2025...




Морской транспорт

Круизное сообщение по маршруту Сочи - Крым - Стамбул откроется 1 мая

Круизное сообщение по маршруту Сочи - Крым - Стамбул откроется 1 мая Круизный лайнер по маршруту Сочи - Ялта - Севастополь-Стамбул начнет выполнять рейсы с 1 мая этого ...

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Речной транспорт

«Красное Сормово» спустило на воду свой двадцать первый танкер проекта RST27

«Красное Сормово» спустило на воду свой двадцать первый танкер проекта RST27 17 февраля 2017 года нижегородский завод «Красное Сормово» спустил на воду свое двадцатое первое неф...

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Ж/Д транспорт

Группа «Сумма» не заинтересована в покупке акций Gefco у РЖД - владелец группы

Группа «Сумма» не заинтересована в покупке акций Gefco у РЖД - владелец группы Группа «Сумма» не заинтересована в покупке акций логистической компании Gefco у РЖД. Об этом сообщил...

РФПИ интересуется покупкой акций Gefco у РЖД - глава фонда

РФПИ интересуется покупкой акций Gefco у РЖД - глава фонда Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) интересуется покупкой акций логистической компании ...

Авто транспорт

Реформа ОСАГО в текущем виде не поможет преодолеть убыточность - глава «Ингосстраха»

Реформа ОСАГО в текущем виде не поможет преодолеть убыточность - глава «Ингосстраха» Введение натурального возмещения в ОСАГО в текущем варианте законопроекта не поможет преодолеть убыт...

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...