Черная металлургия в тисках демпинга и снижения спроса

Грузовая база
Черная металлургия в тисках демпинга и снижения спроса

Сегодня развитие российской черной металлургии оказалось в буквальном смысле зажато между снижением спроса со стороны отечественного и мирового (прежде всего китайского) рынка и глобальным снижением цен на продукцию отрасли, что уже отрицательно отразилось на темпах роста производства и экспорта российской продукции.

В ближайшие 2-3 года производство черных металлов в России, скорее всего, будет медленно расти, а экспорт останется на уровне 2014 года. Основной потенциал роста отрасли связан с развитием внутреннего рынка за счет реализации масштабных инфраструктурных проектов, тогда как развивать экспорт в условиях переизбытка продукции, снижения цен и роста конкуренции на мировом рынке российским металлургам будет гораздо сложнее.

Татьяна Дмитриева

 

Производство: пока еще рост

Сегодня черная металлургия – одна из немногих отраслей российской промышленности, где пока не наблюдается существенного падения физических показателей из-за кризисных явлений. Если в период 2008-2009 годов производство основных видов продукции отрасли (чугуна, стали и проката) падало на 15-20%, то в 2012-2013 годах произошло лишь незначительное, на 2-4%, снижение  их выпуска, которое в 2014 году вновь сменилось 3,5%-ным ростом (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика производства основных видов продукции черной металлургии в России, 2007-2014 гг. (млн тонн)

 

Источник: Росстат

 

Эксперты считают, что кризис пока не оказал сильного негативного влияния на черную металлургию благодаря трем факторам. Первый – госзаказ: значительная часть металла идет на военные нужды, а поскольку оборонный бюджет продолжает расти, несмотря на экономический спад, растут и закупки вооружений и военной техники, для производства которых нужен металл. Второй – начатое несколько лет масштабное строительство, которое в настоящее время продолжается благодаря длительному циклу строительных работ. Третий фактор, позволяющий черной металлургии «держаться на плаву», – масштабные планы государства по строительству нефте- и газопроводов, многие из которых уже закреплены контрактами (например, грандиозный проект «Сила Сибири» по прокладке газопроводов в Китай).

Вместе с тем, первые два фактора могут ослабить свое действие уже в ближайшей перспективе. Так, военный бюджет будет расти медленнее, чем было запланировано до кризисных явлений. В 2014 году по отношению к предыдущему году Россия нарастила военный бюджет на 8,1% – до $84,5 млрд в соответствии с государственной программой вооружения на 2011-2020 годы. В 2015 году в соответствии с этой программой Россия могла бы нарастить военный бюджет еще на 15%, однако эти расходы уже скорректировали на 5% в сторону уменьшения в связи с негативными тенденциями в экономике.

Что касается нового строительства, то ожидается, что его закладки упадут уже в конце 2015 года, в частности, из-за «замораживания» строительства прогнозируется сокращение потребления арматуры в течение 2015-2016 годов на треть по сравнению с 2014 годом. Сокращаются и потребности в черных металлах со стороны отечественного автопрома, который в 2015 году уже показал падение на 25-30%.

Общая тенденция снижения потребностей внутреннего рынка в черных металлах уже обозначилась – по итогам первого полугодия 2015 года снижение внутреннего потребления стального проката составило 11% к аналогичному периоду прошлого года.

 

Экспорт в приоритете

Девальвация рубля и, как следствие, повышение ценовой конкурентоспособности российских черных металлов сделало экспорт продукции отрасли выгоднее его продажи на внутреннем рынке. По данным ФТС, российский экспорт черных металлов в 2014 году увеличился на 5,2% – с 37,3 млн до 39,3 млн тонн годом ранее. Еще с большим энтузиазмом отечественная металлургия стала работать на экспорт в 2015 году: по итогам января-августа 2015 года за рубеж было продано 27,7 млн тонн черных металлов, что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Это отразилось на рынке перевозок металлургической продукции: основной тенденцией стал опережающий рост экспорта по сравнению с динамикой внутренних поставок черных металлов. Если по итогам 2014 года относительные темпы роста погрузки при осуществлении внутрироссийских и экспортных железнодорожных перевозок черных металлов были одинаковыми и составляли 2,5% к уровню 2013 года, то в январе-июле 2015 года погрузка на внутреннем рынке снизилась на 3,4%, а на экспорт увеличилась на 10,2% в годовом исчислении.

Благодаря дешевому рублю российские экспортеры металла смогли нарастить свою прибыль, несмотря на сокращение мировых цен на металлургическую продукцию. Например, чистая прибыль Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) в первом полугодии 2015 года выросла на 48%, до $491 млн по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, «Северстали» – в 6 раз, до $806 млн, «Евраза» – на 26,7%, до $19 млн, Магнитогорского металлургического комбината (ММК) – в 3,3 раза, до 28,7 млрд руб.

В целом, по оценкам Fitch, для основных российских металлургических компаний снижение рубля на 5% обеспечивает рост прибыли на 10-15%, что позволяет экспортерам-металлургам значительно укрепить свою конкурентоспособность на международном рынке.

Позитивным последствием девальвации для российских металлургов стало и снижение производственных издержек. В результате себестоимость производства листового проката в России в 2014 году была почти в два раза ниже, чем в Бразилии и Китае: $244-250 за тонну против $405-434. Благодаря снижению издержек российские сталелитейные компании начали демонстрировать самую высокую за последние несколько лет рентабельность. К примеру, во втором квартале 2015 года этот показатель у «Северстали» равнялся 32,6% (для сравнения: рентабельность крупнейшего мирового производителя стальной продукции Arcelor Mittal составила в среднем 8%).

 

Мировой рынок: перепроизводство и падение цен

В настоящее время мировой рынок черных металлов столкнулся с переизбытком продукции: избыточное предложение стали на мировом рынке по состоянию на октябрь 2015 года составило порядка 700 млн тонн. Ситуация обусловлена снижением мирового спроса на сталь, в первую очередь со стороны Китая, крупнейшего игрока на мировом рынке черных металлов, – на него приходится примерно половина мирового  производства стальной продукции – более 800 млн тонн (рис. 2).

 

Рис. 2. Крупнейшие производители стали в мире в 2014 году, млн тонн

 

 

Вследствие замедления экономического роста Китая до минимальных значений за последние 25 лет, его внутренний рынок металлов стремительно сужается: в 2014 году впервые с 1995 года произошло сокращение потребления стали на 25 млн тонн (2,7%), до 681 млн тонн. Интересно отметить, что мировое потребление стали в 2014 году также упало на 25 млн тонн, то есть снижение потребления стали в мире практически напрямую зависит от Китая, остальные страны просто компенсируют показатели друг друга: в Индии, Европе, на Ближнем Востоке потребление стали растет, а в США, Латинской Америке и СНГ – снижается.

Сегодня перед черной металлургией Китая остро стоит проблема перепроизводства, решить которую можно двумя путями – посредством расширения спроса внутри страны или снижения избытка предложения. Рассчитывать на первое в обозримом будущем не приходится: темпы роста в китайской экономике продолжают снижаться, и изменений к лучшему пока не предвидится, текущий год показывает лишь усугубление тенденций: в январе-сентябре новое строительство китайской недвижимости сократилось на 12,6%, а падение потребления стали в Китае стало опережать падение производства. По прогнозам аналитиков Worldsteel, потребление стали в стране сократится на 3,5% в 2015 году и на 2% в 2016 году (рис. 3).

 

Рис. 3. Динамика и прогноз потребления стали в Китае, 2005-2016 гг. (млн тонн)

 

Соответственно, китайские металлурги проявляют повышенную активность на внешних рынках. Несмотря на введение ограничений на импорт китайской продукции в различных странах, объемы поставок остаются высокими. По данным «РИА Рейтинг», в первом полугодии 2015 года производство стали в Китае снизилось на 1,3%, но при этом экспорт китайской стали увеличился на 27,8%. По предварительным данным, китайский экспорт стали в этом году может превысить 120 млн тонн (для сравнения: в 2014 году экспорт составил 80 млн тонн).

Прямым следствием затоваривания мирового рынка стало падение цен на черные металлы до минимальных величин за последние несколько лет. Например, если в июле 2014 года стальные заготовки на мировом рынке продавались по $510 за тонну, то в июле 2015 года они подешевели до $270, в октябре цены на продукцию составили около $235, и падение продолжается.

По мере снижения цен эффект, который оказывала девальвация рубля на прибыль российских металлургических компаний в начале года, исчезает. По оценке Bloomberg, продажи на внутреннем рынке в октябре 2015 года еще приносили прибыль, поскольку цены на сталь в стране на 26% выше, чем если бы клиенты покупали стальной прокат за границей.

Согласно прогнозам, наблюдаемые негативные тенденции продолжатся и в ближайшем будущем, при этом китайская металлургическая отрасль сохранит и даже усилит экспортную ориентацию, вследствие чего на мировом рынке по-прежнему будет сохраняться высокая конкуренция, а цены останутся низкими.

 

Демпинговые коллизии

Затоваривание мирового рынка черных металлов неизбежно вызывает рост торговых споров во всех уголках мира и приводит к волне протекционизма в отношении крупнейших экспортеров стали – Китая, Тайваня, Южной Кореи, Японии, России. По данным Минэкономразвития, на сегодняшний день в отношении российской стали на мировом рынке действует 28 ограничительных мер нетарифного регулирования, ущерб от которых составляет более $1 млрд. По состоянию на октябрь 2015 года в отношении российской стали одновременно проводилось восемь антидемпинговых расследований со стороны США, Индии, Малайзии, стран Европы и вводились ограничительные меры. В частности, в США была введена запретительная пошлина на горячий прокат, в Европе установлены заградительные пошлины (более 20% от стоимости) на трансформаторную сталь и т.д.

Широкую огласку не так давно получило обращение европейской ассоциации производителей стали Eurofer в Еврокомиссию с заявлением о демпинге и субсидировании экспорта продукции черной металлургии из России. В мае этого года Еврокомиссия начала антидемпинговое расследование в отношении НЛМК и «Северстали», обвиняемых в искусственном занижении цен на холоднокатаный плоский прокат. Eurofer утверждает, что эти компании поставляют в ЕС продукцию по демпинговым ценам, тем самым нанося серьезный ущерб европейским конкурентам. Если Еврокомиссия придет к такому же выводу по окончании расследования (оно может продлиться до 15 месяцев), то она может ввести против российских компаний штрафные пошлины.

Между тем российские компании опровергают обвинения в демпинге, апеллируя к низкой (по сравнению с Европой) себестоимости производства, девальвации рубля и возможности установления низких отпускных цен, и собираются отстаивать свою позицию на переговорах с Брюсселем.

Интересно при этом, что Россия сама находится под влиянием низких цен со стороны украинской продукции черной металлургии, причем представители Казахстана в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) блокируют решение о введении антидемпинговых пошлин против украинской и казахстанской продукции.

Соответствующее письмо было направлено от имени НЛМК вице-премьеру России Игорю Шувалову в августе текущего года. В письме, в частности, утверждается, что отсутствие защитных мер привело в 2015 году к критически низкой (60-70%) загрузке российских предприятий, выпускающих металлические прутки, и может впредь снизить объем производства российских производителей металлопродукции.

Как отметил владелец НЛМК Владимир Лисин в одном из интервью федеральному телеканалу, чтобы избежать негативного влияния демпинга на российскую отрасль со стороны Украины и других стран, необходимо вводить обратные торговые санкции и защищать свой рынок путем тарифного и нетарифного регулирования, но на практике это практически не реализуется.

Действительно, пока энтузиазма правительства по защите рынка от украинского демпинга не наблюдается – например, украинский металлопрокат не включен Минэкономразвития в список товаров, в отношении которых планируется ввести ввозные пошлины.

 

Надежда на внутренний рынок

По прогнозам одной части экспертов, в 2015 году Россия сохранит объемы производства черных металлов, прежде всего для поставок на экспорт. По другим оценкам, падение производства может составить до 3-5%.

Что касается среднесрочных перспектив развития отрасли, то согласно прогнозу Министерства экономического развития РФ в период с 2016 по 2018 год будет наблюдаться рост производства основных видов продукции черной металлургии. В частности, в следующем году показатели улучшатся в годовом исчислении на 1,1%, в 2017 году – на 2,4%, в 2018 году – на 2,6%. По оценкам аналитиков министерства, темпы роста металлургической промышленности в среднесрочной перспективе будут определяться в первую очередь объемами внутреннего потребления продукции отрасли, которые в свою очередь будут зависеть от динамики развития отраслей-потребителей, прежде всего топливно-энергетического комплекса, машиностроения и строительства. Ввиду достаточности металлопродукции на мировом рынке и высокой конкуренции ведомство не ожидает роста российского экспорта в период до 2018 года – скорее всего, он останется на уровне 2015 года.

Надежды на восстановление отрасли посредством развития внутреннего рынка высказывают и другие эксперты. По мнению аналитиков «РИА Рейтинг», улучшение динамики металлургического производства произойдет не ранее следующего года, и связывать его следует прежде всего с активизацией внутреннего рынка, которая возможна за счет выполнения крупных инфраструктурных проектов.

 

Морские порты №9 (2015)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...