Черная металлургия в тисках демпинга и снижения спроса

Грузовая база
Черная металлургия в тисках демпинга и снижения спроса

Сегодня развитие российской черной металлургии оказалось в буквальном смысле зажато между снижением спроса со стороны отечественного и мирового (прежде всего китайского) рынка и глобальным снижением цен на продукцию отрасли, что уже отрицательно отразилось на темпах роста производства и экспорта российской продукции.

В ближайшие 2-3 года производство черных металлов в России, скорее всего, будет медленно расти, а экспорт останется на уровне 2014 года. Основной потенциал роста отрасли связан с развитием внутреннего рынка за счет реализации масштабных инфраструктурных проектов, тогда как развивать экспорт в условиях переизбытка продукции, снижения цен и роста конкуренции на мировом рынке российским металлургам будет гораздо сложнее.

Татьяна Дмитриева

 

Производство: пока еще рост

Сегодня черная металлургия – одна из немногих отраслей российской промышленности, где пока не наблюдается существенного падения физических показателей из-за кризисных явлений. Если в период 2008-2009 годов производство основных видов продукции отрасли (чугуна, стали и проката) падало на 15-20%, то в 2012-2013 годах произошло лишь незначительное, на 2-4%, снижение  их выпуска, которое в 2014 году вновь сменилось 3,5%-ным ростом (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика производства основных видов продукции черной металлургии в России, 2007-2014 гг. (млн тонн)

 

Источник: Росстат

 

Эксперты считают, что кризис пока не оказал сильного негативного влияния на черную металлургию благодаря трем факторам. Первый – госзаказ: значительная часть металла идет на военные нужды, а поскольку оборонный бюджет продолжает расти, несмотря на экономический спад, растут и закупки вооружений и военной техники, для производства которых нужен металл. Второй – начатое несколько лет масштабное строительство, которое в настоящее время продолжается благодаря длительному циклу строительных работ. Третий фактор, позволяющий черной металлургии «держаться на плаву», – масштабные планы государства по строительству нефте- и газопроводов, многие из которых уже закреплены контрактами (например, грандиозный проект «Сила Сибири» по прокладке газопроводов в Китай).

Вместе с тем, первые два фактора могут ослабить свое действие уже в ближайшей перспективе. Так, военный бюджет будет расти медленнее, чем было запланировано до кризисных явлений. В 2014 году по отношению к предыдущему году Россия нарастила военный бюджет на 8,1% – до $84,5 млрд в соответствии с государственной программой вооружения на 2011-2020 годы. В 2015 году в соответствии с этой программой Россия могла бы нарастить военный бюджет еще на 15%, однако эти расходы уже скорректировали на 5% в сторону уменьшения в связи с негативными тенденциями в экономике.

Что касается нового строительства, то ожидается, что его закладки упадут уже в конце 2015 года, в частности, из-за «замораживания» строительства прогнозируется сокращение потребления арматуры в течение 2015-2016 годов на треть по сравнению с 2014 годом. Сокращаются и потребности в черных металлах со стороны отечественного автопрома, который в 2015 году уже показал падение на 25-30%.

Общая тенденция снижения потребностей внутреннего рынка в черных металлах уже обозначилась – по итогам первого полугодия 2015 года снижение внутреннего потребления стального проката составило 11% к аналогичному периоду прошлого года.

 

Экспорт в приоритете

Девальвация рубля и, как следствие, повышение ценовой конкурентоспособности российских черных металлов сделало экспорт продукции отрасли выгоднее его продажи на внутреннем рынке. По данным ФТС, российский экспорт черных металлов в 2014 году увеличился на 5,2% – с 37,3 млн до 39,3 млн тонн годом ранее. Еще с большим энтузиазмом отечественная металлургия стала работать на экспорт в 2015 году: по итогам января-августа 2015 года за рубеж было продано 27,7 млн тонн черных металлов, что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Это отразилось на рынке перевозок металлургической продукции: основной тенденцией стал опережающий рост экспорта по сравнению с динамикой внутренних поставок черных металлов. Если по итогам 2014 года относительные темпы роста погрузки при осуществлении внутрироссийских и экспортных железнодорожных перевозок черных металлов были одинаковыми и составляли 2,5% к уровню 2013 года, то в январе-июле 2015 года погрузка на внутреннем рынке снизилась на 3,4%, а на экспорт увеличилась на 10,2% в годовом исчислении.

Благодаря дешевому рублю российские экспортеры металла смогли нарастить свою прибыль, несмотря на сокращение мировых цен на металлургическую продукцию. Например, чистая прибыль Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) в первом полугодии 2015 года выросла на 48%, до $491 млн по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, «Северстали» – в 6 раз, до $806 млн, «Евраза» – на 26,7%, до $19 млн, Магнитогорского металлургического комбината (ММК) – в 3,3 раза, до 28,7 млрд руб.

В целом, по оценкам Fitch, для основных российских металлургических компаний снижение рубля на 5% обеспечивает рост прибыли на 10-15%, что позволяет экспортерам-металлургам значительно укрепить свою конкурентоспособность на международном рынке.

Позитивным последствием девальвации для российских металлургов стало и снижение производственных издержек. В результате себестоимость производства листового проката в России в 2014 году была почти в два раза ниже, чем в Бразилии и Китае: $244-250 за тонну против $405-434. Благодаря снижению издержек российские сталелитейные компании начали демонстрировать самую высокую за последние несколько лет рентабельность. К примеру, во втором квартале 2015 года этот показатель у «Северстали» равнялся 32,6% (для сравнения: рентабельность крупнейшего мирового производителя стальной продукции Arcelor Mittal составила в среднем 8%).

 

Мировой рынок: перепроизводство и падение цен

В настоящее время мировой рынок черных металлов столкнулся с переизбытком продукции: избыточное предложение стали на мировом рынке по состоянию на октябрь 2015 года составило порядка 700 млн тонн. Ситуация обусловлена снижением мирового спроса на сталь, в первую очередь со стороны Китая, крупнейшего игрока на мировом рынке черных металлов, – на него приходится примерно половина мирового  производства стальной продукции – более 800 млн тонн (рис. 2).

 

Рис. 2. Крупнейшие производители стали в мире в 2014 году, млн тонн

 

 

Вследствие замедления экономического роста Китая до минимальных значений за последние 25 лет, его внутренний рынок металлов стремительно сужается: в 2014 году впервые с 1995 года произошло сокращение потребления стали на 25 млн тонн (2,7%), до 681 млн тонн. Интересно отметить, что мировое потребление стали в 2014 году также упало на 25 млн тонн, то есть снижение потребления стали в мире практически напрямую зависит от Китая, остальные страны просто компенсируют показатели друг друга: в Индии, Европе, на Ближнем Востоке потребление стали растет, а в США, Латинской Америке и СНГ – снижается.

Сегодня перед черной металлургией Китая остро стоит проблема перепроизводства, решить которую можно двумя путями – посредством расширения спроса внутри страны или снижения избытка предложения. Рассчитывать на первое в обозримом будущем не приходится: темпы роста в китайской экономике продолжают снижаться, и изменений к лучшему пока не предвидится, текущий год показывает лишь усугубление тенденций: в январе-сентябре новое строительство китайской недвижимости сократилось на 12,6%, а падение потребления стали в Китае стало опережать падение производства. По прогнозам аналитиков Worldsteel, потребление стали в стране сократится на 3,5% в 2015 году и на 2% в 2016 году (рис. 3).

 

Рис. 3. Динамика и прогноз потребления стали в Китае, 2005-2016 гг. (млн тонн)

 

Соответственно, китайские металлурги проявляют повышенную активность на внешних рынках. Несмотря на введение ограничений на импорт китайской продукции в различных странах, объемы поставок остаются высокими. По данным «РИА Рейтинг», в первом полугодии 2015 года производство стали в Китае снизилось на 1,3%, но при этом экспорт китайской стали увеличился на 27,8%. По предварительным данным, китайский экспорт стали в этом году может превысить 120 млн тонн (для сравнения: в 2014 году экспорт составил 80 млн тонн).

Прямым следствием затоваривания мирового рынка стало падение цен на черные металлы до минимальных величин за последние несколько лет. Например, если в июле 2014 года стальные заготовки на мировом рынке продавались по $510 за тонну, то в июле 2015 года они подешевели до $270, в октябре цены на продукцию составили около $235, и падение продолжается.

По мере снижения цен эффект, который оказывала девальвация рубля на прибыль российских металлургических компаний в начале года, исчезает. По оценке Bloomberg, продажи на внутреннем рынке в октябре 2015 года еще приносили прибыль, поскольку цены на сталь в стране на 26% выше, чем если бы клиенты покупали стальной прокат за границей.

Согласно прогнозам, наблюдаемые негативные тенденции продолжатся и в ближайшем будущем, при этом китайская металлургическая отрасль сохранит и даже усилит экспортную ориентацию, вследствие чего на мировом рынке по-прежнему будет сохраняться высокая конкуренция, а цены останутся низкими.

 

Демпинговые коллизии

Затоваривание мирового рынка черных металлов неизбежно вызывает рост торговых споров во всех уголках мира и приводит к волне протекционизма в отношении крупнейших экспортеров стали – Китая, Тайваня, Южной Кореи, Японии, России. По данным Минэкономразвития, на сегодняшний день в отношении российской стали на мировом рынке действует 28 ограничительных мер нетарифного регулирования, ущерб от которых составляет более $1 млрд. По состоянию на октябрь 2015 года в отношении российской стали одновременно проводилось восемь антидемпинговых расследований со стороны США, Индии, Малайзии, стран Европы и вводились ограничительные меры. В частности, в США была введена запретительная пошлина на горячий прокат, в Европе установлены заградительные пошлины (более 20% от стоимости) на трансформаторную сталь и т.д.

Широкую огласку не так давно получило обращение европейской ассоциации производителей стали Eurofer в Еврокомиссию с заявлением о демпинге и субсидировании экспорта продукции черной металлургии из России. В мае этого года Еврокомиссия начала антидемпинговое расследование в отношении НЛМК и «Северстали», обвиняемых в искусственном занижении цен на холоднокатаный плоский прокат. Eurofer утверждает, что эти компании поставляют в ЕС продукцию по демпинговым ценам, тем самым нанося серьезный ущерб европейским конкурентам. Если Еврокомиссия придет к такому же выводу по окончании расследования (оно может продлиться до 15 месяцев), то она может ввести против российских компаний штрафные пошлины.

Между тем российские компании опровергают обвинения в демпинге, апеллируя к низкой (по сравнению с Европой) себестоимости производства, девальвации рубля и возможности установления низких отпускных цен, и собираются отстаивать свою позицию на переговорах с Брюсселем.

Интересно при этом, что Россия сама находится под влиянием низких цен со стороны украинской продукции черной металлургии, причем представители Казахстана в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) блокируют решение о введении антидемпинговых пошлин против украинской и казахстанской продукции.

Соответствующее письмо было направлено от имени НЛМК вице-премьеру России Игорю Шувалову в августе текущего года. В письме, в частности, утверждается, что отсутствие защитных мер привело в 2015 году к критически низкой (60-70%) загрузке российских предприятий, выпускающих металлические прутки, и может впредь снизить объем производства российских производителей металлопродукции.

Как отметил владелец НЛМК Владимир Лисин в одном из интервью федеральному телеканалу, чтобы избежать негативного влияния демпинга на российскую отрасль со стороны Украины и других стран, необходимо вводить обратные торговые санкции и защищать свой рынок путем тарифного и нетарифного регулирования, но на практике это практически не реализуется.

Действительно, пока энтузиазма правительства по защите рынка от украинского демпинга не наблюдается – например, украинский металлопрокат не включен Минэкономразвития в список товаров, в отношении которых планируется ввести ввозные пошлины.

 

Надежда на внутренний рынок

По прогнозам одной части экспертов, в 2015 году Россия сохранит объемы производства черных металлов, прежде всего для поставок на экспорт. По другим оценкам, падение производства может составить до 3-5%.

Что касается среднесрочных перспектив развития отрасли, то согласно прогнозу Министерства экономического развития РФ в период с 2016 по 2018 год будет наблюдаться рост производства основных видов продукции черной металлургии. В частности, в следующем году показатели улучшатся в годовом исчислении на 1,1%, в 2017 году – на 2,4%, в 2018 году – на 2,6%. По оценкам аналитиков министерства, темпы роста металлургической промышленности в среднесрочной перспективе будут определяться в первую очередь объемами внутреннего потребления продукции отрасли, которые в свою очередь будут зависеть от динамики развития отраслей-потребителей, прежде всего топливно-энергетического комплекса, машиностроения и строительства. Ввиду достаточности металлопродукции на мировом рынке и высокой конкуренции ведомство не ожидает роста российского экспорта в период до 2018 года – скорее всего, он останется на уровне 2015 года.

Надежды на восстановление отрасли посредством развития внутреннего рынка высказывают и другие эксперты. По мнению аналитиков «РИА Рейтинг», улучшение динамики металлургического производства произойдет не ранее следующего года, и связывать его следует прежде всего с активизацией внутреннего рынка, которая возможна за счет выполнения крупных инфраструктурных проектов.

 

Морские порты №9 (2015)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн.

Global Ports объявил о выкупе двух выпусков еврооблигаций на сумму до $70 млн. Речь идет о выпусках еврооблигаций с погашением в 2020 и 2023 годах.

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ

В Финляндии начались обыски в компании, возможно связанной с Эстонией и РФ Компания имела лицензии на производство дноуглубительных работ, строительство доков и посадочных пло...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей

Расходы бюджета РФ на развитие Северного морского пути в 2019 году заложены на уровне 9,6 миллиарда рублей Предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры морских пор...

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ

Акимов предложил Сингапуру присоединиться к проектам развития инфраструктуры в РФ Вице-премьер выделил несколько основных направлений взаимодействия: в транспортно-логистической сфер...

Морские порты

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию

Терминал ВСК модернизировал ливневую канализацию Проект реализован в соответствии с природоохранной программой ВСК

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный

Дальневосточному бассейновому филиалу ФГУП «Росморпорт» передано гидротехническое сооружение в морском порту Восточный Сооружение протяженностью 169 метров представляет собой берегоукрепление откосного типа и предназнач...




Морской транспорт

УЛКТ обработал грузы для «Северного потока-2»

УЛКТ обработал грузы для «Северного потока-2» Усть-Лужский контейнерный терминал завершил обработку партии крупногабаритного оборудования для газо...

Сторожевик «Сметливый» вернулся в Крым после четырех месяцев вахты в Средиземноморье

Сторожевик «Сметливый» вернулся в Крым после четырех месяцев вахты в Средиземноморье Корабль после вахты торжественно встретили в Севастополе.

Речной транспорт

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Ж/Д транспорт

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая

Скоростная железная дорога связала Гонконг с 44 городами материкового Китая Местные власти объявили об официальном введении в эксплуатацию подземного 26-километрового участка, ...

Минтранс сменит куратора железнодорожной отрасли

Минтранс сменит куратора железнодорожной отрасли Окончательно утвердить решение должно правительство.

Авто транспорт

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября

Движение по Крымскому мосту для большегрузов откроют в конце сентября На мосту завершаются работы по оборудованию перехода в Крым необходимыми элементами безопасности. По...

Росавтодор прорабатывает идею о выделенных платных полосах на автомагистралях

Росавтодор прорабатывает идею о выделенных платных полосах на автомагистралях В Москве такими магистралями могли бы стать МКАД и ТТК

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...