Черная металлургия в тисках демпинга и снижения спроса

Грузовая база
Черная металлургия в тисках демпинга и снижения спроса

Сегодня развитие российской черной металлургии оказалось в буквальном смысле зажато между снижением спроса со стороны отечественного и мирового (прежде всего китайского) рынка и глобальным снижением цен на продукцию отрасли, что уже отрицательно отразилось на темпах роста производства и экспорта российской продукции.

В ближайшие 2-3 года производство черных металлов в России, скорее всего, будет медленно расти, а экспорт останется на уровне 2014 года. Основной потенциал роста отрасли связан с развитием внутреннего рынка за счет реализации масштабных инфраструктурных проектов, тогда как развивать экспорт в условиях переизбытка продукции, снижения цен и роста конкуренции на мировом рынке российским металлургам будет гораздо сложнее.

Татьяна Дмитриева

 

Производство: пока еще рост

Сегодня черная металлургия – одна из немногих отраслей российской промышленности, где пока не наблюдается существенного падения физических показателей из-за кризисных явлений. Если в период 2008-2009 годов производство основных видов продукции отрасли (чугуна, стали и проката) падало на 15-20%, то в 2012-2013 годах произошло лишь незначительное, на 2-4%, снижение  их выпуска, которое в 2014 году вновь сменилось 3,5%-ным ростом (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика производства основных видов продукции черной металлургии в России, 2007-2014 гг. (млн тонн)

 

Источник: Росстат

 

Эксперты считают, что кризис пока не оказал сильного негативного влияния на черную металлургию благодаря трем факторам. Первый – госзаказ: значительная часть металла идет на военные нужды, а поскольку оборонный бюджет продолжает расти, несмотря на экономический спад, растут и закупки вооружений и военной техники, для производства которых нужен металл. Второй – начатое несколько лет масштабное строительство, которое в настоящее время продолжается благодаря длительному циклу строительных работ. Третий фактор, позволяющий черной металлургии «держаться на плаву», – масштабные планы государства по строительству нефте- и газопроводов, многие из которых уже закреплены контрактами (например, грандиозный проект «Сила Сибири» по прокладке газопроводов в Китай).

Вместе с тем, первые два фактора могут ослабить свое действие уже в ближайшей перспективе. Так, военный бюджет будет расти медленнее, чем было запланировано до кризисных явлений. В 2014 году по отношению к предыдущему году Россия нарастила военный бюджет на 8,1% – до $84,5 млрд в соответствии с государственной программой вооружения на 2011-2020 годы. В 2015 году в соответствии с этой программой Россия могла бы нарастить военный бюджет еще на 15%, однако эти расходы уже скорректировали на 5% в сторону уменьшения в связи с негативными тенденциями в экономике.

Что касается нового строительства, то ожидается, что его закладки упадут уже в конце 2015 года, в частности, из-за «замораживания» строительства прогнозируется сокращение потребления арматуры в течение 2015-2016 годов на треть по сравнению с 2014 годом. Сокращаются и потребности в черных металлах со стороны отечественного автопрома, который в 2015 году уже показал падение на 25-30%.

Общая тенденция снижения потребностей внутреннего рынка в черных металлах уже обозначилась – по итогам первого полугодия 2015 года снижение внутреннего потребления стального проката составило 11% к аналогичному периоду прошлого года.

 

Экспорт в приоритете

Девальвация рубля и, как следствие, повышение ценовой конкурентоспособности российских черных металлов сделало экспорт продукции отрасли выгоднее его продажи на внутреннем рынке. По данным ФТС, российский экспорт черных металлов в 2014 году увеличился на 5,2% – с 37,3 млн до 39,3 млн тонн годом ранее. Еще с большим энтузиазмом отечественная металлургия стала работать на экспорт в 2015 году: по итогам января-августа 2015 года за рубеж было продано 27,7 млн тонн черных металлов, что на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Это отразилось на рынке перевозок металлургической продукции: основной тенденцией стал опережающий рост экспорта по сравнению с динамикой внутренних поставок черных металлов. Если по итогам 2014 года относительные темпы роста погрузки при осуществлении внутрироссийских и экспортных железнодорожных перевозок черных металлов были одинаковыми и составляли 2,5% к уровню 2013 года, то в январе-июле 2015 года погрузка на внутреннем рынке снизилась на 3,4%, а на экспорт увеличилась на 10,2% в годовом исчислении.

Благодаря дешевому рублю российские экспортеры металла смогли нарастить свою прибыль, несмотря на сокращение мировых цен на металлургическую продукцию. Например, чистая прибыль Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) в первом полугодии 2015 года выросла на 48%, до $491 млн по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, «Северстали» – в 6 раз, до $806 млн, «Евраза» – на 26,7%, до $19 млн, Магнитогорского металлургического комбината (ММК) – в 3,3 раза, до 28,7 млрд руб.

В целом, по оценкам Fitch, для основных российских металлургических компаний снижение рубля на 5% обеспечивает рост прибыли на 10-15%, что позволяет экспортерам-металлургам значительно укрепить свою конкурентоспособность на международном рынке.

Позитивным последствием девальвации для российских металлургов стало и снижение производственных издержек. В результате себестоимость производства листового проката в России в 2014 году была почти в два раза ниже, чем в Бразилии и Китае: $244-250 за тонну против $405-434. Благодаря снижению издержек российские сталелитейные компании начали демонстрировать самую высокую за последние несколько лет рентабельность. К примеру, во втором квартале 2015 года этот показатель у «Северстали» равнялся 32,6% (для сравнения: рентабельность крупнейшего мирового производителя стальной продукции Arcelor Mittal составила в среднем 8%).

 

Мировой рынок: перепроизводство и падение цен

В настоящее время мировой рынок черных металлов столкнулся с переизбытком продукции: избыточное предложение стали на мировом рынке по состоянию на октябрь 2015 года составило порядка 700 млн тонн. Ситуация обусловлена снижением мирового спроса на сталь, в первую очередь со стороны Китая, крупнейшего игрока на мировом рынке черных металлов, – на него приходится примерно половина мирового  производства стальной продукции – более 800 млн тонн (рис. 2).

 

Рис. 2. Крупнейшие производители стали в мире в 2014 году, млн тонн

 

 

Вследствие замедления экономического роста Китая до минимальных значений за последние 25 лет, его внутренний рынок металлов стремительно сужается: в 2014 году впервые с 1995 года произошло сокращение потребления стали на 25 млн тонн (2,7%), до 681 млн тонн. Интересно отметить, что мировое потребление стали в 2014 году также упало на 25 млн тонн, то есть снижение потребления стали в мире практически напрямую зависит от Китая, остальные страны просто компенсируют показатели друг друга: в Индии, Европе, на Ближнем Востоке потребление стали растет, а в США, Латинской Америке и СНГ – снижается.

Сегодня перед черной металлургией Китая остро стоит проблема перепроизводства, решить которую можно двумя путями – посредством расширения спроса внутри страны или снижения избытка предложения. Рассчитывать на первое в обозримом будущем не приходится: темпы роста в китайской экономике продолжают снижаться, и изменений к лучшему пока не предвидится, текущий год показывает лишь усугубление тенденций: в январе-сентябре новое строительство китайской недвижимости сократилось на 12,6%, а падение потребления стали в Китае стало опережать падение производства. По прогнозам аналитиков Worldsteel, потребление стали в стране сократится на 3,5% в 2015 году и на 2% в 2016 году (рис. 3).

 

Рис. 3. Динамика и прогноз потребления стали в Китае, 2005-2016 гг. (млн тонн)

 

Соответственно, китайские металлурги проявляют повышенную активность на внешних рынках. Несмотря на введение ограничений на импорт китайской продукции в различных странах, объемы поставок остаются высокими. По данным «РИА Рейтинг», в первом полугодии 2015 года производство стали в Китае снизилось на 1,3%, но при этом экспорт китайской стали увеличился на 27,8%. По предварительным данным, китайский экспорт стали в этом году может превысить 120 млн тонн (для сравнения: в 2014 году экспорт составил 80 млн тонн).

Прямым следствием затоваривания мирового рынка стало падение цен на черные металлы до минимальных величин за последние несколько лет. Например, если в июле 2014 года стальные заготовки на мировом рынке продавались по $510 за тонну, то в июле 2015 года они подешевели до $270, в октябре цены на продукцию составили около $235, и падение продолжается.

По мере снижения цен эффект, который оказывала девальвация рубля на прибыль российских металлургических компаний в начале года, исчезает. По оценке Bloomberg, продажи на внутреннем рынке в октябре 2015 года еще приносили прибыль, поскольку цены на сталь в стране на 26% выше, чем если бы клиенты покупали стальной прокат за границей.

Согласно прогнозам, наблюдаемые негативные тенденции продолжатся и в ближайшем будущем, при этом китайская металлургическая отрасль сохранит и даже усилит экспортную ориентацию, вследствие чего на мировом рынке по-прежнему будет сохраняться высокая конкуренция, а цены останутся низкими.

 

Демпинговые коллизии

Затоваривание мирового рынка черных металлов неизбежно вызывает рост торговых споров во всех уголках мира и приводит к волне протекционизма в отношении крупнейших экспортеров стали – Китая, Тайваня, Южной Кореи, Японии, России. По данным Минэкономразвития, на сегодняшний день в отношении российской стали на мировом рынке действует 28 ограничительных мер нетарифного регулирования, ущерб от которых составляет более $1 млрд. По состоянию на октябрь 2015 года в отношении российской стали одновременно проводилось восемь антидемпинговых расследований со стороны США, Индии, Малайзии, стран Европы и вводились ограничительные меры. В частности, в США была введена запретительная пошлина на горячий прокат, в Европе установлены заградительные пошлины (более 20% от стоимости) на трансформаторную сталь и т.д.

Широкую огласку не так давно получило обращение европейской ассоциации производителей стали Eurofer в Еврокомиссию с заявлением о демпинге и субсидировании экспорта продукции черной металлургии из России. В мае этого года Еврокомиссия начала антидемпинговое расследование в отношении НЛМК и «Северстали», обвиняемых в искусственном занижении цен на холоднокатаный плоский прокат. Eurofer утверждает, что эти компании поставляют в ЕС продукцию по демпинговым ценам, тем самым нанося серьезный ущерб европейским конкурентам. Если Еврокомиссия придет к такому же выводу по окончании расследования (оно может продлиться до 15 месяцев), то она может ввести против российских компаний штрафные пошлины.

Между тем российские компании опровергают обвинения в демпинге, апеллируя к низкой (по сравнению с Европой) себестоимости производства, девальвации рубля и возможности установления низких отпускных цен, и собираются отстаивать свою позицию на переговорах с Брюсселем.

Интересно при этом, что Россия сама находится под влиянием низких цен со стороны украинской продукции черной металлургии, причем представители Казахстана в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) блокируют решение о введении антидемпинговых пошлин против украинской и казахстанской продукции.

Соответствующее письмо было направлено от имени НЛМК вице-премьеру России Игорю Шувалову в августе текущего года. В письме, в частности, утверждается, что отсутствие защитных мер привело в 2015 году к критически низкой (60-70%) загрузке российских предприятий, выпускающих металлические прутки, и может впредь снизить объем производства российских производителей металлопродукции.

Как отметил владелец НЛМК Владимир Лисин в одном из интервью федеральному телеканалу, чтобы избежать негативного влияния демпинга на российскую отрасль со стороны Украины и других стран, необходимо вводить обратные торговые санкции и защищать свой рынок путем тарифного и нетарифного регулирования, но на практике это практически не реализуется.

Действительно, пока энтузиазма правительства по защите рынка от украинского демпинга не наблюдается – например, украинский металлопрокат не включен Минэкономразвития в список товаров, в отношении которых планируется ввести ввозные пошлины.

 

Надежда на внутренний рынок

По прогнозам одной части экспертов, в 2015 году Россия сохранит объемы производства черных металлов, прежде всего для поставок на экспорт. По другим оценкам, падение производства может составить до 3-5%.

Что касается среднесрочных перспектив развития отрасли, то согласно прогнозу Министерства экономического развития РФ в период с 2016 по 2018 год будет наблюдаться рост производства основных видов продукции черной металлургии. В частности, в следующем году показатели улучшатся в годовом исчислении на 1,1%, в 2017 году – на 2,4%, в 2018 году – на 2,6%. По оценкам аналитиков министерства, темпы роста металлургической промышленности в среднесрочной перспективе будут определяться в первую очередь объемами внутреннего потребления продукции отрасли, которые в свою очередь будут зависеть от динамики развития отраслей-потребителей, прежде всего топливно-энергетического комплекса, машиностроения и строительства. Ввиду достаточности металлопродукции на мировом рынке и высокой конкуренции ведомство не ожидает роста российского экспорта в период до 2018 года – скорее всего, он останется на уровне 2015 года.

Надежды на восстановление отрасли посредством развития внутреннего рынка высказывают и другие эксперты. По мнению аналитиков «РИА Рейтинг», улучшение динамики металлургического производства произойдет не ранее следующего года, и связывать его следует прежде всего с активизацией внутреннего рынка, которая возможна за счет выполнения крупных инфраструктурных проектов.

 

Морские порты №9 (2015)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...