ГЛОНАСС всегда поможет

Инфраструктура / Образование

Космические навигационные системы как важнейший фактор прогресса и безопасности России

Уже не первый год несколько раз в день приходится преодолевать столичные пробки. Разные цели, разные маршруты. Но незаменимый помощник всегда рядом – смартфон с системой навигации.

Анатолий Чургель, журналист

 

GPS родился в России

Уверен, что сегодня мало кто из коллег-автолюбителей задумывается над тем, кого же надо благодарить за сэкономленные часы и минуты. Почему бы не попробовать разобраться самому? Но, как оказалось, ситуация с моим современным навигатором, одновременно использующим сразу две навигационные системы: ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США), почти так же неоднозначна, как и ответ на древний вопрос о первичности яйца или курицы. И пусть GPS начала работать раньше, чем ее российский аналог, но есть в этом «навигационном соревновании» совсем не американская точка отсчета – первый искусственный спутник Земли, запущенный в СССР. Именно работа его радиопередатчиков, длиной волны около 15 и 7,5 метра соответственно, позволила ученым из США во главе с Ричардом Кершнером обнаружить, что благодаря эффекту Доплера частота принимаемого сигнала увеличивается при приближении спутника и уменьшается при его отдалении. Суть их открытия заключалась в том, что, точно зная положение спутника, можно определить собственную скорость и координаты. А если приемник сможет «видеть» одновременно четыре космических аппарата, то точность и надежность позиционирования возрастает и измеряется несколькими метрами. И сегодня, сложив плюсы ГЛОНАСС и GPS, мы можем использовать данные любого из более 50 спутников. Сокращается время определения местонахождения приемника, улучшается надежность и точность его работы.

Но в годы создания этих систем об объединении их возможностей никто и не думал. Ведь обе группировки спутников, с соответствующими им наземными объектами, создавались совсем не для гражданского транспорта.

 

Революция безопасности

Прошло совсем немного времени. И хотя в работе ГЛОНАСС и GPS, раздающих сегодня свой «гражданский» сигнал бесплатно, есть отличительные особенности, но уже с 2011 года двухсистемный навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS стал составной частью смартфонов самых известных производителей (и не только смартфонов). Такими устройствами пользуется уже более 2,5 млрд жителей планеты. Но особый интерес представляет применение приемников там, где нет ни указателей улиц, ни номеров домов, ни даже дорог – на морских просторах планеты. Именно в море и, конечно, в воздухе возможность позиционирования с точностью до 1 метра совершила подлинную «революцию безопасности».

Кажется, что совсем недавно либерийский балкер «Шаннон» (20 тыс. peг. тонн) сел на мель в Южно-Китайском море, имея погрешность в определении места к моменту посадки в 32 мили (?!) («Морской флот» № 1, 1986 г.). Очевидно, такие проблемы были одной из основных опасностей для мореплавателей всех времен и народов. И если за исторический период в мире затонуло порядка миллиона судов, то виновны в этом не только пушки.

Но и сегодня, даже в мирное время, ежегодно тонет каждое сотое судно. Как свидетельствует многолетняя статистика аварий, наиболее уязвимы суда малого тоннажа. К ним относится и большинство рыболовных судов, которых во всем мире около 1 млн. Именно поэтому Международная морская организация обязала судовладельцев всех стран с 1992 г. оснастить суда аварийными радиобуями для приема и передачи сигналов со спутников. Многие такие радиобуи в случае опасности готовы передать координаты, определенные встроенными передатчиками ГЛОНАСС/GPS.

Так зачем же сегодня, уже имея две бесплатные системы глобальной навигации: GPS (англ. Global Positioning System – система глобального позиционирования, США) и ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система, Россия), затрачиваются миллиарды долларов не только на поддержание существующих, но и на создание еще двух подобных систем: Бэйдо́у (КНР) и Galileo (Европа), которые выйдут на полную мощность к 2020 году? И чем наш российский ГЛОНАСС может «удивить», за исключением аварий ракет-носителей и периодически вскрываемых хищений средств, выделяемых на этот проект?

 

GPS – военный проект

Ответ на первый вопрос заключается в первую очередь в технических возможностях современных вооружений. Так, в Соединенных Штатах Америки система GPS как была, так и остается в ведении Министерства обороны. С самого начала она была задумана как чисто военный проект, призванный не только координировать наземные боевые формирования, суда и т.д., но и способствовать поражению целей различными средствами доставки боезаряда. Однако, после того как в 1983 году «Боинг-747» «Корейских авиалиний», вторгшийся в воздушное пространство СССР возле острова Сахалин, был сбит советским истребителем, а причиной была названа дезориентация экипажа в пространстве, президент США Рональд Рейган во избежание в будущем подобных трагедий разрешил использование системы навигации для гражданских целей во всем мире. Однако уже тогда, во избежание военного применения системы противником, ее точность была уменьшена специальным алгоритмом. И хотя это загрубление точности в 2000 году отменил своим указом президент США Билл Клинтон, существенные дополнительные возможности для военных эта система предоставляет и сегодня.

Не будем углубляться в военно-политическое противостояние, но для СССР, а затем и России подобное одностороннее преимущество было бы равносильно отказу от применения целого ряда высокоточного современного оружия. Например, крылатых ракет, использовавших ГЛОНАСС, чтобы точно поразить объекты террористов в Сирии. Или самолетов-беспилотников.

Кстати, стоит учесть и тот факт, что за счет несколько иного космического базирования группировки ГЛОНАСС более точна в северных широтах, что крайне важно, учитывая программу комплексного развития российского Арктического макрорегиона. Причем в ближайшее время это преимущество только возрастет, так как на орбите начнет работать новое поколение спутников. Эта модернизация, по оценкам специалистов, позволит нам к 2020 году догнать систему GPS по точности и в других районах планеты.

 

Третьи лица

Но не стоит забывать и о средствах радиоэлектронной борьбы, существующих даже у «третьих лиц». И беспилотники, и ракеты «привязаны» к системе навигации радиосигналом, заглушив который можно попытаться вывести оружие из строя. Пусть даже частично. Поэтому «военные» сигналы не только более мощные и могут распространяться узконаправленно, но имеют на порядок большую скорость передачи (что повышает точность определения координат), а также систему кодирования.

Навигационные спутниковые системы – приоритет космической державы, гарантия значительного потенциала ее развития. Как гражданского, так и военного. Около 30 активных спутников (у ГЛОНАСС – 24) плюс резервные должны постоянно работать на орбите. Такие значительные расходы могут окупиться только при развитии технологий, которые еще вчера казались фантастикой. Но уже сейчас тема беспилотного транспорта (воздушного, наземного и водного) активно развивается и у нас в России. Так, на КамАЗе планируется проектирование беспилотного автомобиля. Его прототип уже создан и проходит испытания на полигоне. Нам есть чему учиться и у зарубежных партнеров. В Сингапуре, например, реализуется большой проект по беспилотному пассажирскому транспорту. К 2020 году Сингапур планирует перейти на 50-70% на его использование. Но и российские технологии сегодня являются предметом пристального изучения. Среди них: ЭРА-ГЛОНАСС – первая в мире государственная система экстренного реагирования при авариях и других нештатных ситуациях на дорогах, введенная в эксплуатацию в России 1 января 2015 года. Я хочу верить в ее эффективность, а также в то, что 3,9 млрд рублей из федерального бюджета в 2011-2014 годах затрачены на этот проект не напрасно. Последствия несвоевременного участия спасателей в критических ситуациях могут обойтись много дороже.

Так, по данным КОСПАС (космическая система поиска аварийных судов), в Канаде с 1990 до 1994 год произошло 290 авиапроисшествий. В 180 случаях поисково-спасательные операции (ПСО) проводились с использованием радиобуев, и их средняя продолжительность составила 7,5 часа. Тогда как без применения радиобуев она была уже 115 часов. Из найденных в течение 8 часов потерпевших выжило 45%, из тех, кого нашли спустя 115 часов, – 20%. Стоимость ПСО с использованием радиобуев составила $4,4 млн, а затраты на 110 ПСО без применения радиобуев составили $34,5 млн.

Как отмечали в ГИБДД России, в 2014 году на дорогах страны погибло 26 963 человека. Кого-то наверняка можно было спасти, успев вовремя оказать помощь!

Так пусть космические технологии помогают планете. Делают жизнь на ней добрее, чище, удобнее. А если надо – и защищают ее, вставая на пути агрессоров вместе со всей мощью современного оружия.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Президент ОСК и губернатор Нижегородской области почтили память моряков-подводников

Президент ОСК и губернатор Нижегородской области почтили память моряков-подводников Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов и губернатор Нижегородской облас...

Минюст РФ предоставил ЕСПЧ данные о задержанных украинских моряках

Минюст РФ предоставил ЕСПЧ данные о задержанных украинских моряках Минюст России проинформировал Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) о наличии доступа за...

Российская экономика

В Москве прошло заседание совета директоров ПАО «Совкомфлот»

В Москве прошло заседание совета директоров ПАО «Совкомфлот» 11 декабря 2018 года в Москве состоялось заседание Совета директоров ПАО «Совкомфлот», на котором бы...

Вице-премьер Трутнев возглавит госкомиссию по Арктике

Вице-премьер Трутнев возглавит госкомиссию по Арктике Вице-премьер Юрий Трутнев возглавит госкомиссию по Арктике, сообщил глава российского правительства ...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Изменение стоимости услуг по обеспечению безопасной стоянки судов у причалов АЖПК в морском порту Усть-Луга

Изменение стоимости услуг по обеспечению безопасной стоянки судов у причалов АЖПК в морском порту Усть-Луга Северо-Западный бассейновый филиал уведомляет, что с 1 января 2019 года изменяется стоимость оказыва...

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2018 года составил 746,81 млн. тонн, увеличившись...




Морской транспорт

«Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию газа третьей очереди проекта «Ямал СПГ»

«Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию газа третьей очереди проекта «Ямал СПГ» Старт грузовым операциям в порту Сабетта (ЯНАО) в режиме прямого телемоста с судном после до...

Работа городских катеров и паромов в Севастополе приостановлена из-за непогоды

Работа городских катеров и паромов в Севастополе приостановлена из-за непогоды Пассажирские катера и автомобильные паромы, курсирующие по городским маршрутам в Севастополе, приост...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

ОТЛК ЕРА отправила 3000-й поезд с начала 2018 года

ОТЛК ЕРА отправила 3000-й поезд с начала 2018 года В сервисах АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс»...

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71%

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71% АО «РЖД Логистика», крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический операт...

Авто транспорт

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...