ГЛОНАСС всегда поможет

Инфраструктура / Образование

Космические навигационные системы как важнейший фактор прогресса и безопасности России

Уже не первый год несколько раз в день приходится преодолевать столичные пробки. Разные цели, разные маршруты. Но незаменимый помощник всегда рядом – смартфон с системой навигации.

Анатолий Чургель, журналист

 

GPS родился в России

Уверен, что сегодня мало кто из коллег-автолюбителей задумывается над тем, кого же надо благодарить за сэкономленные часы и минуты. Почему бы не попробовать разобраться самому? Но, как оказалось, ситуация с моим современным навигатором, одновременно использующим сразу две навигационные системы: ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США), почти так же неоднозначна, как и ответ на древний вопрос о первичности яйца или курицы. И пусть GPS начала работать раньше, чем ее российский аналог, но есть в этом «навигационном соревновании» совсем не американская точка отсчета – первый искусственный спутник Земли, запущенный в СССР. Именно работа его радиопередатчиков, длиной волны около 15 и 7,5 метра соответственно, позволила ученым из США во главе с Ричардом Кершнером обнаружить, что благодаря эффекту Доплера частота принимаемого сигнала увеличивается при приближении спутника и уменьшается при его отдалении. Суть их открытия заключалась в том, что, точно зная положение спутника, можно определить собственную скорость и координаты. А если приемник сможет «видеть» одновременно четыре космических аппарата, то точность и надежность позиционирования возрастает и измеряется несколькими метрами. И сегодня, сложив плюсы ГЛОНАСС и GPS, мы можем использовать данные любого из более 50 спутников. Сокращается время определения местонахождения приемника, улучшается надежность и точность его работы.

Но в годы создания этих систем об объединении их возможностей никто и не думал. Ведь обе группировки спутников, с соответствующими им наземными объектами, создавались совсем не для гражданского транспорта.

 

Революция безопасности

Прошло совсем немного времени. И хотя в работе ГЛОНАСС и GPS, раздающих сегодня свой «гражданский» сигнал бесплатно, есть отличительные особенности, но уже с 2011 года двухсистемный навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS стал составной частью смартфонов самых известных производителей (и не только смартфонов). Такими устройствами пользуется уже более 2,5 млрд жителей планеты. Но особый интерес представляет применение приемников там, где нет ни указателей улиц, ни номеров домов, ни даже дорог – на морских просторах планеты. Именно в море и, конечно, в воздухе возможность позиционирования с точностью до 1 метра совершила подлинную «революцию безопасности».

Кажется, что совсем недавно либерийский балкер «Шаннон» (20 тыс. peг. тонн) сел на мель в Южно-Китайском море, имея погрешность в определении места к моменту посадки в 32 мили (?!) («Морской флот» № 1, 1986 г.). Очевидно, такие проблемы были одной из основных опасностей для мореплавателей всех времен и народов. И если за исторический период в мире затонуло порядка миллиона судов, то виновны в этом не только пушки.

Но и сегодня, даже в мирное время, ежегодно тонет каждое сотое судно. Как свидетельствует многолетняя статистика аварий, наиболее уязвимы суда малого тоннажа. К ним относится и большинство рыболовных судов, которых во всем мире около 1 млн. Именно поэтому Международная морская организация обязала судовладельцев всех стран с 1992 г. оснастить суда аварийными радиобуями для приема и передачи сигналов со спутников. Многие такие радиобуи в случае опасности готовы передать координаты, определенные встроенными передатчиками ГЛОНАСС/GPS.

Так зачем же сегодня, уже имея две бесплатные системы глобальной навигации: GPS (англ. Global Positioning System – система глобального позиционирования, США) и ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система, Россия), затрачиваются миллиарды долларов не только на поддержание существующих, но и на создание еще двух подобных систем: Бэйдо́у (КНР) и Galileo (Европа), которые выйдут на полную мощность к 2020 году? И чем наш российский ГЛОНАСС может «удивить», за исключением аварий ракет-носителей и периодически вскрываемых хищений средств, выделяемых на этот проект?

 

GPS – военный проект

Ответ на первый вопрос заключается в первую очередь в технических возможностях современных вооружений. Так, в Соединенных Штатах Америки система GPS как была, так и остается в ведении Министерства обороны. С самого начала она была задумана как чисто военный проект, призванный не только координировать наземные боевые формирования, суда и т.д., но и способствовать поражению целей различными средствами доставки боезаряда. Однако, после того как в 1983 году «Боинг-747» «Корейских авиалиний», вторгшийся в воздушное пространство СССР возле острова Сахалин, был сбит советским истребителем, а причиной была названа дезориентация экипажа в пространстве, президент США Рональд Рейган во избежание в будущем подобных трагедий разрешил использование системы навигации для гражданских целей во всем мире. Однако уже тогда, во избежание военного применения системы противником, ее точность была уменьшена специальным алгоритмом. И хотя это загрубление точности в 2000 году отменил своим указом президент США Билл Клинтон, существенные дополнительные возможности для военных эта система предоставляет и сегодня.

Не будем углубляться в военно-политическое противостояние, но для СССР, а затем и России подобное одностороннее преимущество было бы равносильно отказу от применения целого ряда высокоточного современного оружия. Например, крылатых ракет, использовавших ГЛОНАСС, чтобы точно поразить объекты террористов в Сирии. Или самолетов-беспилотников.

Кстати, стоит учесть и тот факт, что за счет несколько иного космического базирования группировки ГЛОНАСС более точна в северных широтах, что крайне важно, учитывая программу комплексного развития российского Арктического макрорегиона. Причем в ближайшее время это преимущество только возрастет, так как на орбите начнет работать новое поколение спутников. Эта модернизация, по оценкам специалистов, позволит нам к 2020 году догнать систему GPS по точности и в других районах планеты.

 

Третьи лица

Но не стоит забывать и о средствах радиоэлектронной борьбы, существующих даже у «третьих лиц». И беспилотники, и ракеты «привязаны» к системе навигации радиосигналом, заглушив который можно попытаться вывести оружие из строя. Пусть даже частично. Поэтому «военные» сигналы не только более мощные и могут распространяться узконаправленно, но имеют на порядок большую скорость передачи (что повышает точность определения координат), а также систему кодирования.

Навигационные спутниковые системы – приоритет космической державы, гарантия значительного потенциала ее развития. Как гражданского, так и военного. Около 30 активных спутников (у ГЛОНАСС – 24) плюс резервные должны постоянно работать на орбите. Такие значительные расходы могут окупиться только при развитии технологий, которые еще вчера казались фантастикой. Но уже сейчас тема беспилотного транспорта (воздушного, наземного и водного) активно развивается и у нас в России. Так, на КамАЗе планируется проектирование беспилотного автомобиля. Его прототип уже создан и проходит испытания на полигоне. Нам есть чему учиться и у зарубежных партнеров. В Сингапуре, например, реализуется большой проект по беспилотному пассажирскому транспорту. К 2020 году Сингапур планирует перейти на 50-70% на его использование. Но и российские технологии сегодня являются предметом пристального изучения. Среди них: ЭРА-ГЛОНАСС – первая в мире государственная система экстренного реагирования при авариях и других нештатных ситуациях на дорогах, введенная в эксплуатацию в России 1 января 2015 года. Я хочу верить в ее эффективность, а также в то, что 3,9 млрд рублей из федерального бюджета в 2011-2014 годах затрачены на этот проект не напрасно. Последствия несвоевременного участия спасателей в критических ситуациях могут обойтись много дороже.

Так, по данным КОСПАС (космическая система поиска аварийных судов), в Канаде с 1990 до 1994 год произошло 290 авиапроисшествий. В 180 случаях поисково-спасательные операции (ПСО) проводились с использованием радиобуев, и их средняя продолжительность составила 7,5 часа. Тогда как без применения радиобуев она была уже 115 часов. Из найденных в течение 8 часов потерпевших выжило 45%, из тех, кого нашли спустя 115 часов, – 20%. Стоимость ПСО с использованием радиобуев составила $4,4 млн, а затраты на 110 ПСО без применения радиобуев составили $34,5 млн.

Как отмечали в ГИБДД России, в 2014 году на дорогах страны погибло 26 963 человека. Кого-то наверняка можно было спасти, успев вовремя оказать помощь!

Так пусть космические технологии помогают планете. Делают жизнь на ней добрее, чище, удобнее. А если надо – и защищают ее, вставая на пути агрессоров вместе со всей мощью современного оружия.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...