ГЛОНАСС всегда поможет

Инфраструктура / Образование

Космические навигационные системы как важнейший фактор прогресса и безопасности России

Уже не первый год несколько раз в день приходится преодолевать столичные пробки. Разные цели, разные маршруты. Но незаменимый помощник всегда рядом – смартфон с системой навигации.

Анатолий Чургель, журналист

 

GPS родился в России

Уверен, что сегодня мало кто из коллег-автолюбителей задумывается над тем, кого же надо благодарить за сэкономленные часы и минуты. Почему бы не попробовать разобраться самому? Но, как оказалось, ситуация с моим современным навигатором, одновременно использующим сразу две навигационные системы: ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США), почти так же неоднозначна, как и ответ на древний вопрос о первичности яйца или курицы. И пусть GPS начала работать раньше, чем ее российский аналог, но есть в этом «навигационном соревновании» совсем не американская точка отсчета – первый искусственный спутник Земли, запущенный в СССР. Именно работа его радиопередатчиков, длиной волны около 15 и 7,5 метра соответственно, позволила ученым из США во главе с Ричардом Кершнером обнаружить, что благодаря эффекту Доплера частота принимаемого сигнала увеличивается при приближении спутника и уменьшается при его отдалении. Суть их открытия заключалась в том, что, точно зная положение спутника, можно определить собственную скорость и координаты. А если приемник сможет «видеть» одновременно четыре космических аппарата, то точность и надежность позиционирования возрастает и измеряется несколькими метрами. И сегодня, сложив плюсы ГЛОНАСС и GPS, мы можем использовать данные любого из более 50 спутников. Сокращается время определения местонахождения приемника, улучшается надежность и точность его работы.

Но в годы создания этих систем об объединении их возможностей никто и не думал. Ведь обе группировки спутников, с соответствующими им наземными объектами, создавались совсем не для гражданского транспорта.

 

Революция безопасности

Прошло совсем немного времени. И хотя в работе ГЛОНАСС и GPS, раздающих сегодня свой «гражданский» сигнал бесплатно, есть отличительные особенности, но уже с 2011 года двухсистемный навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS стал составной частью смартфонов самых известных производителей (и не только смартфонов). Такими устройствами пользуется уже более 2,5 млрд жителей планеты. Но особый интерес представляет применение приемников там, где нет ни указателей улиц, ни номеров домов, ни даже дорог – на морских просторах планеты. Именно в море и, конечно, в воздухе возможность позиционирования с точностью до 1 метра совершила подлинную «революцию безопасности».

Кажется, что совсем недавно либерийский балкер «Шаннон» (20 тыс. peг. тонн) сел на мель в Южно-Китайском море, имея погрешность в определении места к моменту посадки в 32 мили (?!) («Морской флот» № 1, 1986 г.). Очевидно, такие проблемы были одной из основных опасностей для мореплавателей всех времен и народов. И если за исторический период в мире затонуло порядка миллиона судов, то виновны в этом не только пушки.

Но и сегодня, даже в мирное время, ежегодно тонет каждое сотое судно. Как свидетельствует многолетняя статистика аварий, наиболее уязвимы суда малого тоннажа. К ним относится и большинство рыболовных судов, которых во всем мире около 1 млн. Именно поэтому Международная морская организация обязала судовладельцев всех стран с 1992 г. оснастить суда аварийными радиобуями для приема и передачи сигналов со спутников. Многие такие радиобуи в случае опасности готовы передать координаты, определенные встроенными передатчиками ГЛОНАСС/GPS.

Так зачем же сегодня, уже имея две бесплатные системы глобальной навигации: GPS (англ. Global Positioning System – система глобального позиционирования, США) и ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система, Россия), затрачиваются миллиарды долларов не только на поддержание существующих, но и на создание еще двух подобных систем: Бэйдо́у (КНР) и Galileo (Европа), которые выйдут на полную мощность к 2020 году? И чем наш российский ГЛОНАСС может «удивить», за исключением аварий ракет-носителей и периодически вскрываемых хищений средств, выделяемых на этот проект?

 

GPS – военный проект

Ответ на первый вопрос заключается в первую очередь в технических возможностях современных вооружений. Так, в Соединенных Штатах Америки система GPS как была, так и остается в ведении Министерства обороны. С самого начала она была задумана как чисто военный проект, призванный не только координировать наземные боевые формирования, суда и т.д., но и способствовать поражению целей различными средствами доставки боезаряда. Однако, после того как в 1983 году «Боинг-747» «Корейских авиалиний», вторгшийся в воздушное пространство СССР возле острова Сахалин, был сбит советским истребителем, а причиной была названа дезориентация экипажа в пространстве, президент США Рональд Рейган во избежание в будущем подобных трагедий разрешил использование системы навигации для гражданских целей во всем мире. Однако уже тогда, во избежание военного применения системы противником, ее точность была уменьшена специальным алгоритмом. И хотя это загрубление точности в 2000 году отменил своим указом президент США Билл Клинтон, существенные дополнительные возможности для военных эта система предоставляет и сегодня.

Не будем углубляться в военно-политическое противостояние, но для СССР, а затем и России подобное одностороннее преимущество было бы равносильно отказу от применения целого ряда высокоточного современного оружия. Например, крылатых ракет, использовавших ГЛОНАСС, чтобы точно поразить объекты террористов в Сирии. Или самолетов-беспилотников.

Кстати, стоит учесть и тот факт, что за счет несколько иного космического базирования группировки ГЛОНАСС более точна в северных широтах, что крайне важно, учитывая программу комплексного развития российского Арктического макрорегиона. Причем в ближайшее время это преимущество только возрастет, так как на орбите начнет работать новое поколение спутников. Эта модернизация, по оценкам специалистов, позволит нам к 2020 году догнать систему GPS по точности и в других районах планеты.

 

Третьи лица

Но не стоит забывать и о средствах радиоэлектронной борьбы, существующих даже у «третьих лиц». И беспилотники, и ракеты «привязаны» к системе навигации радиосигналом, заглушив который можно попытаться вывести оружие из строя. Пусть даже частично. Поэтому «военные» сигналы не только более мощные и могут распространяться узконаправленно, но имеют на порядок большую скорость передачи (что повышает точность определения координат), а также систему кодирования.

Навигационные спутниковые системы – приоритет космической державы, гарантия значительного потенциала ее развития. Как гражданского, так и военного. Около 30 активных спутников (у ГЛОНАСС – 24) плюс резервные должны постоянно работать на орбите. Такие значительные расходы могут окупиться только при развитии технологий, которые еще вчера казались фантастикой. Но уже сейчас тема беспилотного транспорта (воздушного, наземного и водного) активно развивается и у нас в России. Так, на КамАЗе планируется проектирование беспилотного автомобиля. Его прототип уже создан и проходит испытания на полигоне. Нам есть чему учиться и у зарубежных партнеров. В Сингапуре, например, реализуется большой проект по беспилотному пассажирскому транспорту. К 2020 году Сингапур планирует перейти на 50-70% на его использование. Но и российские технологии сегодня являются предметом пристального изучения. Среди них: ЭРА-ГЛОНАСС – первая в мире государственная система экстренного реагирования при авариях и других нештатных ситуациях на дорогах, введенная в эксплуатацию в России 1 января 2015 года. Я хочу верить в ее эффективность, а также в то, что 3,9 млрд рублей из федерального бюджета в 2011-2014 годах затрачены на этот проект не напрасно. Последствия несвоевременного участия спасателей в критических ситуациях могут обойтись много дороже.

Так, по данным КОСПАС (космическая система поиска аварийных судов), в Канаде с 1990 до 1994 год произошло 290 авиапроисшествий. В 180 случаях поисково-спасательные операции (ПСО) проводились с использованием радиобуев, и их средняя продолжительность составила 7,5 часа. Тогда как без применения радиобуев она была уже 115 часов. Из найденных в течение 8 часов потерпевших выжило 45%, из тех, кого нашли спустя 115 часов, – 20%. Стоимость ПСО с использованием радиобуев составила $4,4 млн, а затраты на 110 ПСО без применения радиобуев составили $34,5 млн.

Как отмечали в ГИБДД России, в 2014 году на дорогах страны погибло 26 963 человека. Кого-то наверняка можно было спасти, успев вовремя оказать помощь!

Так пусть космические технологии помогают планете. Делают жизнь на ней добрее, чище, удобнее. А если надо – и защищают ее, вставая на пути агрессоров вместе со всей мощью современного оружия.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь Моряки с затонувшего в Черном море разведывательного судна «Лиман» доставлены на территорию РФ, сооб...

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства Курсанты университета имени адмирала Ушакова приняли участие в мастер-классе на тему «Законодательст...

Российская экономика

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти Верфь по строительству крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка» в селе Белокаменка на берегу Ко...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30%

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30% В I квартале 2017 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» в порту Усть-Луга обработано 1,28 ...

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5%

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5% Грузооборот АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding) в I квартале...




Морской транспорт

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия 27 апреля из порта Астрахань в северную часть Каспийского моря начался вывод буксирного каравана, с ...

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота Церемония торжественного спуска на воду катера проекта «Грачонок» на судостроительном заводе «Вымпел...

Речной транспорт

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП 25-26 апреля проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 ФБУ  «Администрация В...

Ж/Д транспорт

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым ОАО «Российские железные дороги» с 30 апреля откроет продажу единых билетов в Крым, которые предпола...

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб.

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб. Объем инвестиций ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в развитие Архангельского региона Се...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...