ГЛОНАСС всегда поможет

Инфраструктура / Образование

Космические навигационные системы как важнейший фактор прогресса и безопасности России

Уже не первый год несколько раз в день приходится преодолевать столичные пробки. Разные цели, разные маршруты. Но незаменимый помощник всегда рядом – смартфон с системой навигации.

Анатолий Чургель, журналист

 

GPS родился в России

Уверен, что сегодня мало кто из коллег-автолюбителей задумывается над тем, кого же надо благодарить за сэкономленные часы и минуты. Почему бы не попробовать разобраться самому? Но, как оказалось, ситуация с моим современным навигатором, одновременно использующим сразу две навигационные системы: ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США), почти так же неоднозначна, как и ответ на древний вопрос о первичности яйца или курицы. И пусть GPS начала работать раньше, чем ее российский аналог, но есть в этом «навигационном соревновании» совсем не американская точка отсчета – первый искусственный спутник Земли, запущенный в СССР. Именно работа его радиопередатчиков, длиной волны около 15 и 7,5 метра соответственно, позволила ученым из США во главе с Ричардом Кершнером обнаружить, что благодаря эффекту Доплера частота принимаемого сигнала увеличивается при приближении спутника и уменьшается при его отдалении. Суть их открытия заключалась в том, что, точно зная положение спутника, можно определить собственную скорость и координаты. А если приемник сможет «видеть» одновременно четыре космических аппарата, то точность и надежность позиционирования возрастает и измеряется несколькими метрами. И сегодня, сложив плюсы ГЛОНАСС и GPS, мы можем использовать данные любого из более 50 спутников. Сокращается время определения местонахождения приемника, улучшается надежность и точность его работы.

Но в годы создания этих систем об объединении их возможностей никто и не думал. Ведь обе группировки спутников, с соответствующими им наземными объектами, создавались совсем не для гражданского транспорта.

 

Революция безопасности

Прошло совсем немного времени. И хотя в работе ГЛОНАСС и GPS, раздающих сегодня свой «гражданский» сигнал бесплатно, есть отличительные особенности, но уже с 2011 года двухсистемный навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS стал составной частью смартфонов самых известных производителей (и не только смартфонов). Такими устройствами пользуется уже более 2,5 млрд жителей планеты. Но особый интерес представляет применение приемников там, где нет ни указателей улиц, ни номеров домов, ни даже дорог – на морских просторах планеты. Именно в море и, конечно, в воздухе возможность позиционирования с точностью до 1 метра совершила подлинную «революцию безопасности».

Кажется, что совсем недавно либерийский балкер «Шаннон» (20 тыс. peг. тонн) сел на мель в Южно-Китайском море, имея погрешность в определении места к моменту посадки в 32 мили (?!) («Морской флот» № 1, 1986 г.). Очевидно, такие проблемы были одной из основных опасностей для мореплавателей всех времен и народов. И если за исторический период в мире затонуло порядка миллиона судов, то виновны в этом не только пушки.

Но и сегодня, даже в мирное время, ежегодно тонет каждое сотое судно. Как свидетельствует многолетняя статистика аварий, наиболее уязвимы суда малого тоннажа. К ним относится и большинство рыболовных судов, которых во всем мире около 1 млн. Именно поэтому Международная морская организация обязала судовладельцев всех стран с 1992 г. оснастить суда аварийными радиобуями для приема и передачи сигналов со спутников. Многие такие радиобуи в случае опасности готовы передать координаты, определенные встроенными передатчиками ГЛОНАСС/GPS.

Так зачем же сегодня, уже имея две бесплатные системы глобальной навигации: GPS (англ. Global Positioning System – система глобального позиционирования, США) и ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система, Россия), затрачиваются миллиарды долларов не только на поддержание существующих, но и на создание еще двух подобных систем: Бэйдо́у (КНР) и Galileo (Европа), которые выйдут на полную мощность к 2020 году? И чем наш российский ГЛОНАСС может «удивить», за исключением аварий ракет-носителей и периодически вскрываемых хищений средств, выделяемых на этот проект?

 

GPS – военный проект

Ответ на первый вопрос заключается в первую очередь в технических возможностях современных вооружений. Так, в Соединенных Штатах Америки система GPS как была, так и остается в ведении Министерства обороны. С самого начала она была задумана как чисто военный проект, призванный не только координировать наземные боевые формирования, суда и т.д., но и способствовать поражению целей различными средствами доставки боезаряда. Однако, после того как в 1983 году «Боинг-747» «Корейских авиалиний», вторгшийся в воздушное пространство СССР возле острова Сахалин, был сбит советским истребителем, а причиной была названа дезориентация экипажа в пространстве, президент США Рональд Рейган во избежание в будущем подобных трагедий разрешил использование системы навигации для гражданских целей во всем мире. Однако уже тогда, во избежание военного применения системы противником, ее точность была уменьшена специальным алгоритмом. И хотя это загрубление точности в 2000 году отменил своим указом президент США Билл Клинтон, существенные дополнительные возможности для военных эта система предоставляет и сегодня.

Не будем углубляться в военно-политическое противостояние, но для СССР, а затем и России подобное одностороннее преимущество было бы равносильно отказу от применения целого ряда высокоточного современного оружия. Например, крылатых ракет, использовавших ГЛОНАСС, чтобы точно поразить объекты террористов в Сирии. Или самолетов-беспилотников.

Кстати, стоит учесть и тот факт, что за счет несколько иного космического базирования группировки ГЛОНАСС более точна в северных широтах, что крайне важно, учитывая программу комплексного развития российского Арктического макрорегиона. Причем в ближайшее время это преимущество только возрастет, так как на орбите начнет работать новое поколение спутников. Эта модернизация, по оценкам специалистов, позволит нам к 2020 году догнать систему GPS по точности и в других районах планеты.

 

Третьи лица

Но не стоит забывать и о средствах радиоэлектронной борьбы, существующих даже у «третьих лиц». И беспилотники, и ракеты «привязаны» к системе навигации радиосигналом, заглушив который можно попытаться вывести оружие из строя. Пусть даже частично. Поэтому «военные» сигналы не только более мощные и могут распространяться узконаправленно, но имеют на порядок большую скорость передачи (что повышает точность определения координат), а также систему кодирования.

Навигационные спутниковые системы – приоритет космической державы, гарантия значительного потенциала ее развития. Как гражданского, так и военного. Около 30 активных спутников (у ГЛОНАСС – 24) плюс резервные должны постоянно работать на орбите. Такие значительные расходы могут окупиться только при развитии технологий, которые еще вчера казались фантастикой. Но уже сейчас тема беспилотного транспорта (воздушного, наземного и водного) активно развивается и у нас в России. Так, на КамАЗе планируется проектирование беспилотного автомобиля. Его прототип уже создан и проходит испытания на полигоне. Нам есть чему учиться и у зарубежных партнеров. В Сингапуре, например, реализуется большой проект по беспилотному пассажирскому транспорту. К 2020 году Сингапур планирует перейти на 50-70% на его использование. Но и российские технологии сегодня являются предметом пристального изучения. Среди них: ЭРА-ГЛОНАСС – первая в мире государственная система экстренного реагирования при авариях и других нештатных ситуациях на дорогах, введенная в эксплуатацию в России 1 января 2015 года. Я хочу верить в ее эффективность, а также в то, что 3,9 млрд рублей из федерального бюджета в 2011-2014 годах затрачены на этот проект не напрасно. Последствия несвоевременного участия спасателей в критических ситуациях могут обойтись много дороже.

Так, по данным КОСПАС (космическая система поиска аварийных судов), в Канаде с 1990 до 1994 год произошло 290 авиапроисшествий. В 180 случаях поисково-спасательные операции (ПСО) проводились с использованием радиобуев, и их средняя продолжительность составила 7,5 часа. Тогда как без применения радиобуев она была уже 115 часов. Из найденных в течение 8 часов потерпевших выжило 45%, из тех, кого нашли спустя 115 часов, – 20%. Стоимость ПСО с использованием радиобуев составила $4,4 млн, а затраты на 110 ПСО без применения радиобуев составили $34,5 млн.

Как отмечали в ГИБДД России, в 2014 году на дорогах страны погибло 26 963 человека. Кого-то наверняка можно было спасти, успев вовремя оказать помощь!

Так пусть космические технологии помогают планете. Делают жизнь на ней добрее, чище, удобнее. А если надо – и защищают ее, вставая на пути агрессоров вместе со всей мощью современного оружия.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами Пограничники ФСБ со спецназом и при поддержке авиации задержали в Приморье четыре иностранных трауле...

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым во время патрулирования озера Сиваш...

Российская экономика

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания Грузовой вездеход «Бурлак», разработанный командой уральских инженеров, успешно прошел испытания в о...

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти Научно-производственное управление «АвиаТех» завершает работу над первым в России арктическим самоле...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-сентябре 2017 года перевалили 272,15 млн тонн сухих грузов, что на 9,4%...

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов Морские порты РФ по итогам января-сентября 2017 года перевалили 308,27 млн тонн наливных грузов, что...




Морской транспорт

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске Ярославской области осуществил торжественный спуск на вод...

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме На реке Колыма завершилась навигация. Впервые в Зеленомысский порт, расположенный в ее устье приходи...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов Минприроды России инициировало снижение железнодорожного тарифа на перевозку пеллетов (древесных...

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ Объем перевозок «ТрансКонтейнера» по итогам января - сентября 2017 года вырос по сравнению с аналоги...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...