К развитию Северного морского пути - Морские вести России

К развитию Северного морского пути

31.01.2016

Севморпуть

Исследование некоторых направлений создания и развития поискового и спасательного обеспечения морских пространств России

В статье представлены исследования основных направлений развития поискового и спасательного обеспечения на море. Сделаны предложения по внедрению автоматизированных систем обеспечения спасания на море, предложены рекомендации по модернизации деятельности морских спасательных центров и подцентров, проанализировано состояние судового состава и другого обеспечения поиска и спасания на море. Предлагаемые решения имеют отношение к северным и дальневосточным регионам РФ и в частности к Камчатскому региону, где поисково-спасательное обеспечение становится необходимым, если учитывать грузопоток из Юго-Восточной Азии в Европу Северным путем.

А.Г. Коровин, капитан-координатор морского спасательного подцентра Петропавловск-Камчатский

В настоящее время автоматизированных систем поиска и спасания, достаточного обеспечения безопасности мореплавания на Дальнем Востоке не существует. В качестве решения проблемы может быть предложено создание автоматизированных систем обеспечения безопасности мореплавания (БМ) и как составной части БМ автоматизированных систем поиска и спасания на море. Основной концепцией создания автоматизированных систем является перспективная организационно-техническая стратегия с использованием комплекса методов и средств, отвечающих современным требованиям. Рекомендуется учитывать принципиальную возможность последующего включения в состав автоматизированных систем (компонентов) не только новых функций по поиску и спасанию людей на море, но и государственного контроля судоходства в соответствии с обновляемыми международными стандартами и требованиями.

 

Задачи

При решении задач поиска и спасания на море на данный момент превалируют сугубо ведомственные подходы, приводящие к дублированию функций, распылению средств, размыванию ответственности. С этим необходимо согласиться, но уточнить, что в соответствии с «Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России» к проведению поисковых и спасательных операций могут привлекаться силы различных ведомств.

Предлагается широкое внедрение автоматизированных систем, которые являются интегрированной автоматизированной системой (АС) обработки и передачи информации. Интегрированные АС представляют собой совокупность нескольких взаимосвязанных систем (подсистем, компонентов), эффективность функционирования которых зависит от результатов других систем. При разработке автоматизированных систем предлагается учитывать следующие принципы построения автоматизированных информационных систем:

-         принцип системности, требующий, чтобы между структурными элементами были установлены такие связи, которые должны обеспечить целостность автоматизированных систем и ее взаимодействие с другими системами;

-         принцип развития, требующий, чтобы автоматизированная система создавалась с учетом перспектив дополнения и обновления ее функций;

-         принцип совместимости, требующий, чтобы при создании автоматизированных систем были реализованы информационные интерфейсы для ее взаимодействия с другими системами.

Эти решения обеспечат контроль безопасности мореплавания и организацию поисково-спасательных работ на море в северо-восточной части Дальневосточного бассейна.

При организации поисково-спасательного обеспечения морских пространств в районах ответственности морских спасательных центров и подцентров (МСКЦ/МСПЦ) Российской Федерации предлагается провести исследования по нескольким направлениям. Предлагаемые направления, объединенные в единый комплекс поисково-спасательного обеспечения, способны качественно решить проблемы спасания на море.

 

Нормативно-правовая база

Первое направление – это совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения спасания на море. Прежде чем приступить к рассмотрению задач создания и развития поискового и спасательного обеспечения морских пространств, необходимо привести в соответствие нормативное и правовое обеспечение на национальном уровне. В целях совершенствования аварийно-спасательного обеспечения морской деятельности Министерством транспорта России и Росморречфлотом проведено реформирование Госморспасслужбы России с изменением ее организационно-правовой структуры. Для обеспечения поиска и спасания на море до настоящего времени имеется значительное количество ведомственных служб, выполняющих сходные задачи, зачастую в одних и тех же регионах, но не решающих задачу поиска и спасания на море в комплексе, как правило, из-за несовершенства нормативной и правовой базы, а также преобладания ведомственных задач. В статье предлагается учесть исторический опыт создания и успешной деятельности ЭПРОНа, единой морской спасательной службы страны, и рассмотреть методику непрерывного совершенствования нормативного обеспечения поиска и спасания на море на национальном уровне (рис. 1).

 

Рис. 1. Механизм непрерывного совершенствования нормативного обеспечения поиска и спасания на море

 

Реализация мероприятий по развитию систем спасания на море идет по отдельным ведомственным программам и планам соответствующих министерств и ведомств. При этом в финансовом отношении эта проблема обеспечивается, как правило, по остаточному принципу, а координатор развития системы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) России нормативно не определен.

 

Судовой состав спасателей

Второе направление – это основа системы поисково-спасательного обеспечения, которым является судовой состав морских спасателей.

Если говорить о судах, то в России в систему спасания на море входит, если считать все ведомства, около 300 судов (рис. 2), то есть целый спасательный флот, цифра внушительная. Судов много, но это лишь на первый взгляд. Если посмотреть на состав спасательных судов, находящихся в аварийно-спасательной готовности в море (рис. 3), то получается около 67 судов, а это уже немного для такой страны, как Россия, с ее 12 морями и тысячами километров морского побережья. Таким образом, оказывается, что только 67 из 300 судов способны оказать помощь терпящим бедствие.

 

Рис. 2. Судовой состав системы спасания на море

 

 

Рис. 3. Состав судов, несущих аварийно-спасательную готовность на море

 

 

Поэтому предусматривается решение стратегической задачи – комплексной модернизации и технического перевооружения существующих сил и средств федеральной системы поиска и спасания на море путем строительства различных судов-спасателей.

Поступление судов-спасателей в бассейновые аварийно-спасательные управления окажется эффективным дополнением к развитию ПСО морских пространств России.

 

Внедрение технологий

Третье направление – это внедрение программного и технического обеспечения, внедрение компьютерных технологий для оптимизации процессов поиска и спасания людей на море непосредственно на МСКЦ/МСПЦ РФ (рис. 4). Цель внедрения на спасательных центрах программных комплексов – это повышение оперативности и качества выполнения поисково-спасательных операций. Необходимо сокращение затрат, связанных с дублированием и наличием неполных информационных данных, затратой времени на выполнение расчетов при проведении морской спасательной операции.

 

Рис. 4. Структура информационных потоков при проведении поиска и спасания на море

 

 

Становится очевидным качественное взаимодействие и обмен данными между судами и береговыми структурами при организации спасания на море. Таким образом, выполняется государственная задача по несению аварийно-спасательной готовности в установленных поисково-спасательных районах Российской Федерации.

 

Комплексы поисково-спасательных работ

Четвертое направление – в морских районах ответственности МСКЦ/МСПЦ предлагается поэтапно разместить, где они отсутствуют, следующие системы: базовые станции автоматизированных идентификационных систем (АИС), модернизированные районы А1/А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечения безопасности (ГМССБ), радиотехнические системы безопасности мореплавания (РТСБМ), международные автоматизированные системы оповещения (НАВТЕКС), дифференциальные подсистемы глобальных навигационных спутниковых систем ГНСС. Эти комплексы способны выполнить функции обеспечения поисково-спасательных работ в районах ответственности спасательных центров и подцентров. Таким примерно образом формируется автоматизированная система поиска и спасания на море.

Учитывая сложные экономические условия, предлагается поэтапное размещение автоматизированных систем в зонах ответственности.

 

Рис. 5. Схема поэтапного внедрения автоматизированных систем поиска и спасания на море в зоне ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский

 

Сама организация береговой автоматизированной системы, например, ПСР МСПЦ Петропавловск-Камчатский (рис. 5) может представлять собой следующее построение:

1. На первом этапе предлагается в районе, примыкающем, например, к порту Петропавловск-Камчатский, размещать СУДС, базовые станции АИС, модернизируется аппаратура районов А1/А2 ГМССБ, РТСБМ, НАВТЕКС, устанавливаются дифференциальные подсистемы ГНСС, которые выполнят функции обеспечения поисково-спасательных работ в Авачинском заливе. При этом одновременно решаются проблемы обеспечения безопасности мореплавания на подходах к порту и в самом порту Петропавловск-Камчатский.

2. Предлагается рассмотреть возможность использования оборудования (антенны) передающих станций восточной цепи системы «Чайка» для передачи навигационных и метеорологических сообщений в интересах обеспечения безопасности мореплавания.

3. В последующем возможно совместное развертывание базовых станций сотовой связи и базовых станций А1/А2 ГМССБ для других прибрежных районов.

4. Решая задачи размещения автоматизированных систем поиска и спасания, предлагается разделить район ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский на подрайоны, которые бы примыкали к международным путям движения флота, международным авиатрассам и к районам активного промысла водных биоресурсов. Центрами таких подрайонов могут быть: порт Петропавловск-Камчатский, порт Магадан, порт Усть-Камчатск, порт Анадырь, порт Провидения. Предлагаемые центры имеют свою готовую инфраструктуру, которую не придется создавать с нуля.

5. Размещая автоматические метеорологические станции на обслуживаемых радиомаяках дальневосточного побережья, можно отстроить их устойчивую работу. В дальнейшем автоматические метеорологические станции можно разместить и в других районах морского побережья, обеспечивая морские суда в районе ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский непрерывной метеорологической информацией.

6. Расстановка автоматических гидрологических станций в определенных местах морского района обеспечит потребителей, занимающихся поиском и спасанием людей на море, достаточной гидрологической информацией.

7. Установка на судах таких технических средств контроля гидрометеорологической обстановки, как судовые автоматические гидрометеорологические станции, волномеры, системы контроля остойчивости и непотопляемости судна, повысит уровень безопасности мореплавания и обеспечит точность расчетов при спасании в местах морских аварий (рис. 6).

 

Рис. 6. Схема формирования данных для расчетов поисково-спасательного района

 

8. Компоненты автоматизированных систем должны дополнять и заменять друг друга, решая задачи полного покрытия района ответственности МСПЦ Петропавловск-Камчатский.

 

Квалификация капитанов-координаторов

Пятое направление – повышение квалификации капитанов-координаторов морских спасательных центров и подцентров. Программа курсов уже действует и предназначена для совершенствования системы поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море, и оказания помощи аварийным судам, а также в целях выполнения Российской Федерацией требований к подготовке специалистов, участвующих в ликвидации последствий морских аварий, изложенных в «Руководстве по международному авиационному и морскому поиску и спасанию». Программа обучения рассчитана на повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников МСКЦ и МСПЦ в течение 104 часов (2 недели) обучения. Курс обучения включает следующие основные направления: нормативно-правовую базу в области поиска и спасания; связь при проведении поисково-спасательной операции; организацию и проведение поисково-спасательных операций; составление отчетности по проведенным поисково-спасательным операциям. Предлагается обязательное прохождение курсов для капитанов-координаторов один раз в пять лет. В пятилетнем промежутке предлагается активно проводить тренировки капитанов-координаторов с ведением расчетов, учения и т.д.

Профессиональная подготовка командного состава судов может предусматривать в первую очередь правильно определять свои действия в случаях бедствия, умение вести расчеты при спасании людей в море, а также обеспечение связи между судами и спасательными центрами. Предлагается вернуть промежуточные аттестации командного состава в судоходных компаниях. Готовность экипажей судов к развитию любых нештатных ситуаций, в том числе и спасания по теоретической программе «Подготовка оператора ГМССБ» на тренажерных центрах, определит успех спасательной операции на море.

 

Навигационная гидрография

Шестое направление – развитие навигационно-гидрографического обеспечения морской деятельности.

За два последних десятилетия Россия практически лишилась технологических цепочек производства геоинформационных ресурсов и воспроизводства соответствующей инфраструктуры. В связи с этим до критического уровня снизилась изученность морей и океанов, в том числе и тех их частей, которые находятся под суверенитетом и юрисдикцией России. Главная причина существующих проблем кроется, как выяснилось, в межведомственной разобщенности. Необходимо выработать взвешенные решения, которые позволят приступить к формированию единой системы навигационно-гидрографического обеспечения.

Позиция Министерства транспорта по данному вопросу должна быть последовательной. Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС) имеющие флот государства обязуются сотрудничать в вопросах навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания. При этом административные функции при реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет именно Министерство транспорта России. Кроме того, создание и развитие современных интегрированных региональных систем безопасности мореплавания на подходах к морским портам, включая ГМССБ, СУДС, АИС, дифференциальные подсистемы ГЛОНАСС, обеспечивают организации именно Министерства транспорта, которые также занимаются подготовкой в своих учебных заведениях соответствующих специалистов. Согласно закону о морских портах Федеральное агентство морского и речного транспорта организует проведение работ по навигационно-гидрографическому обеспечению мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним усилиями ФГУП «Росморпорт». А на трассах Северного морского пути в соответствии с Кодексом торгового мореплавания решение этой задачи возложено на ФГУП «Гидрографическое предприятие». Указанные организации должны располагать необходимыми плавательными средствами, специальным гидрографическим оборудованием и технологиями, квалифицированным персоналом, многолетним опытом работы. Из общего количества средств навигационного оборудования (СНО) страны большая часть обслуживается в системе Министерства транспорта России.

В 2010 году Росморречфлот направил из федерального бюджета на содержание и развитие СНО около 300 млн рублей, еще свыше 400 млн рублей было выделено из внебюджетных источников. В 2011 году на эти цели планировалось выделить всего около 1 млрд рублей. Это позволило значительно улучшить навигационно-гидрографическое обеспечение как на трассах Севморпути, так и в акваториях морских портов и на подходах к ним.

 

Заключение

Предлагаются основные результаты в проведенных исследованиях.

1. Разработанная принципиальная логическая схема информационного обмена данными при проведении поиска и спасания обеспечит обработку информации в реальном масштабе времени и высокий уровень организации взаимодействия участников поиска и спасания на море.

2. Предложенная структура и отчетность по проведению поиска и спасания позволит создать электронное архивирование материалов поиска и спасания.

3. Процедурная модель позволит осуществлять контроль качества работы системы поиска и спасания.

4. Полученные результаты имеют общий характер и могут быть использованы для создания, развития и совершенствования береговой автоматизированной системы обеспечения поиска и спасания на море.

5. Рекомендован механизм непрерывного совершенствования нормативного обеспечения спасания на море.

6. Проанализировано состояние навигационно-гидрографического обеспечения морской деятельности.

7. Предложены основные направления развития поискового и спасательного обеспечения и сделаны предложения по внедрению автоматизированных систем обеспечения поисково-спасательных работ на море, проанализировано состояние судового состава и другого обеспечения поиска и спасания на море.

Таким образом, за счет размещения автоматизированных систем поиска и спасания, модернизации деятельности спасательных центров и подцентров можно ожидать снижения аварийности флота. Уровень безопасности судоходства и спасания на море при этом станет выше. Но не следует ожидать мгновенных результатов. Создавая систему, необходимо наладить ее работу. Вполне понятно определятся функции государства, федеральных и региональных органов власти, а также деятельность судовладельцев. Деятельность морских спасателей при этом становится понятной и прозрачной. Предложения и рекомендации сделаны с учетом сложных экономических условий.

 

Морские вести России №14 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ