Принципиально новая верфь страны

Судостроение
Принципиально новая верфь страны

В сентябре 2013 г. по итогам совещания «О перспективах развития отечественного гражданского судостроения» президент поручил создать на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ОАО «ДЦСС») судостроительный и промышленный кластер по строительству судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений, передав его консорциуму частных инвесторов – ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромбанк» – для эффективного развития.

Поручение было успешно выполнено. 30 июня подписаны все необходимые договора купли-продажи активов с ОСК. Консорциум завершил вхождение в ОАО «ДЦСС» и также приобрел 30-й судоремонтный завод.

 

Цель

По оценкам различных независимых экспертов, суммарные ресурсы шельфа всей Арктики существенно превышают 100 млрд тонн н.э. В настоящее время в различных частях шельфа Арктики присутствуют нефтегазовые компании, представляющие все крупнейшие мировые державы. При этом лидером освоения углеводородного потенциала шельфа Российской Арктики является ОАО «НК «Роснефть» как по количеству лицензионных участков и их площади, так и по размеру ресурсной базы: на долю 26 лицензионных участков ОАО «НК «Роснефть» на арктическом шельфе РФ приходится 35 млрд тонн н.э. (извлекаемых ресурсов).

Реализация столь масштабной программы геолого-разведочных работ требует привлечения и создания специализированного и крайне дорогого флота морских буровых установок и еще большего количества обслуживающих судов.

 

Средства

ОАО «ДЦСС» включает в себя основные судоремонтные и судостроительные производственные мощности Дальневосточного федерального округа. Сегодня он выступает главным исполнителем по обслуживанию надводного и подводного флота в регионе. Необходимая ремонтно-строительная инфраструктура предприятий позволяет ОАО «ДЦСС» закрывать потребности Тихоокеанского флота в ремонте, модернизации и утилизации подводных лодок и кораблей.

Отдельно следует отметить, что исполнение гособоронзаказа идет точно в соответствии с утвержденными графиками. Претензии со стороны Тихоокеанского флота и Министерства обороны по качеству и срокам заказов также отсутствуют.

Перспективный рынок для ОАО «ДЦСС» – военно-техническое сотрудничество и наращивание доли гражданского судостроения.

Сегодня холдинг имеет в наличии все необходимые лицензии и разрешения на работу с государственной тайной и осуществление работ по поставке вооружений и военной техники, а дальневосточные верфи удобно географически расположены по отношению к странам АТР и Ближнего Востока, эксплуатирующим военные корабли и технику российского производства.

Гражданскую составляющую мы намерены развивать вокруг принципиально новой верфи в России, уникального в своем роде в отрасли судостроительного комплекса «Звезда» в г. Большой Камень. Он станет ядром. Это крупнейший производственный объект на всем Дальнем Востоке, а также уникальная для России верфь крупнотоннажного судостроения.

Строительство верфи будет реализовано в три очереди на двух площадках – г. Большой Камень и бухта Пяти Охотников. Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса производств судостроительного комплекса планируется завершить в конце 2024 г. При этом ввод в эксплуатацию первых производственных цехов запланирован на 2016 г.

Проект реализовывался предыдущим собственником – ОСК с 2009 г. без согласованного проекта и одобрения проектно-сметной документации, к концу 2013 г. работы на стройке были заморожены.

С момента вхождения «Роснефти» в проект (а фактически это состоялось во второй половине 2014 г., до осуществления сделки по продаже акций) сделано немало:

1) сформирована четкая идеология этапности создания всего комплекса – объем первой пусковой очереди дополнен цехами насыщения и достройки, что обеспечит полный цикл строительства судов уже на первой очереди. У ведущего проектного института ОАО «ЦТСС» заказана и разработана концепция развития всех трех очередей создания верфи с обоснованием стоимости;

2) заключены договоры и на сегодняшний день завершена разработка технологического проекта 1-й расширенной очереди верфи. ОАО «ЦТСС» ведется разработка проектной документации стадии «П» со сроком сдачи документации на согласование в Главгосэкспертизу до конца этого года;

3) наведен порядок с разрешительной документацией – получены разрешения на строительство объектов БКП, окрасочные камеры и стапель. Проведена экспертиза проектно-сметной документации, выявлено и устранено превышение сметы на 3,8 млрд рублей;

4) в условиях санкций и сложной финансово-экономической ситуации во внутренней экономике «Роснефтью» еще в начале года были выделены собственные средства, 2 млрд рублей, для обеспечения бесперебойной работы на объекте, оптимизации проектных решений, принятых предыдущим собственником;

5) решены проблемы невыплаты зарплаты персоналу генерального подрядчика, ведущего строительные работы на объекте, снята социальная напряженность;

6) возобновлены строительные работы с фокусом на завершение строительства БКП, окрасочных камер и причальной стенки стапеля в этом году. По блоку корпусных производств, окрасочным камерам ведется монтаж технологического оборудования. Продолжается возведение тяжелого стапеля – единственного в своем роде объекта в России (площадь 117 600 м2, подкрановые пути шириной 230 метров и длиной 480 метров, нагрузка 190 тонн на погонный метр). Его работу будет обеспечивать уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, высота пролета порядка 100 м, длина – 230 м. Подобные механизмы будут применены на российских верфях впервые, это самое современное судостроение крупноблочным методом. Он позволит выпускать суда обслуживающего флота для обеспечения шельфовых месторождений, морские буровые установки, транспортные суда (танкеры);

7) из средств компании продолжена закупка технологического оборудования – законтрактованы оставшиеся 13 позиций оборудования для БКП, включая прессовое.

При этом не все проблемы решены: ОАО «Газпром» не решены вопросы газоснабжения верфи – несмотря на подписанное в 2013 г. соглашение, до сего дня даже не выданы технические условия на технологическое подключение объектов газопотребления предприятия к существующим сетям газораспределения Приморского края.

Не определен источник финансирования строительства электрической подстанции ПС 220/10 кВ, «Звезда», со стороны «Роснефти» предлагается решить этот вопрос через включение в государственную программу Приморского края «Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае на 2013-2017 гг.», за счет собственных средств ОАО «ФСК ЕЭС», с вводом объекта в эксплуатацию в согласованные сторонами сроки.

Также, несмотря на поручение президента РФ, не решен вопрос о строительстве социальной инфраструктуры – жилья для судостроителей.

По всем проблемным вопросам проведены неоднократные совещания с ФОИВами и заинтересованными компаниями, представлен очередной доклад председателю правительства по проблемным вопросам.

При этом отмечено, что строительство верфи не наносит ущерба исполнению гособоронзаказа.

 

Емкость рынка

Номенклатура производимой верфью продукции – это то, что сегодня нужно российскому рынку, судоходным и нефтегазовым компаниям при освоении шельфа:

-         морские буровые установки;

-         суда обеспечения работ на шельфе (снабженцы, якорезаводчики, ледоколы и пр.);

-         транспортные суда для перевозки нефти, нефтепродуктов и газа, в том числе суда-газовозы.

Емкость российского рынка, по подсчетам профильных министерств, внушительная – порядка 1400 судов и морской техники до 2030 г. Например, только ОАО «НК «Роснефть» в пиковые годы геологоразведки требуется привлечение до 100 единиц техники.

Производственная программа судостроительного комплекса «Звезда» разработана до 2035 г. с привлечением иностранных экспертов-консультантов исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи на уровне 80%. Она насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов. Программа получила одобрение Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторга России.

Пилотную загрузку комплексу обеспечивает ОАО «НК «Роснефть», на Восточном экономическом форуме подписаны контракты на строительство 2 +2 судов снабжения усиленного ледового класса.

В обеспечение эффективного запуска и загрузки СК «Звезда» на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, состоявшейся 4 июня 2014 г. под председательством президента страны, было предложено создать на базе ОАО «ДЦСС» Единый центр размещения заказов судов и морской техники для реализации шельфовых проектов.

В рамках проработки данного предложения ведется работа по организации размещения заказов нефтегазовыми компаниями через вновь создаваемый СК «Звезда».

Так, ОАО «НК «Роснефть» заключило с ОАО «ДЦСС» эксклюзивное соглашение в отношении размещения всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. Аналогичное соглашение есть с ОАО «Совкомфлот».

На сегодня необходимо обеспечить принятие принципиального решения на государственном уровне, чтобы другие участники рынка, ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», судоходные компании также присоединились к этой работе.

 

Инвестиции

Объем инвестиций в проект должен составить 145, 5 млрд рублей. В проект «Роснефтью» уже инвестировано более 21 млрд рублей.

В рамках дальнейшего финансирования проекта консорциумом также сформирована и подана комплексная заявка на получение средств ФНБ в объеме 89 млрд рублей. Они требуются для закупки дорогостоящего оборудования, в том числе кранового, возведения сухого дока для строительства уникальной морской техники и крупнотоннажных судов, включая газовозы повышенной вместимости (до 210 000 м3), танкеров (свыше 300 000 тонн дедвейтом). На Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент РФ озвучил решение о выделение «Роснефтегазом» 60 млрд рублей на реализацию проекта СК «Звезда».

 

Партнеры

ОАО «НК «Роснефть» привлекает широкий круг технологических партнеров – лидеров в основных сегментах судостроения с целью повышения эффективности создаваемой верфи путем получения их технологий и создания современного многофункционального инжинирингового центра.

В этом направлении проделана большая работа:

-         В рамках Петербургского международного экономического форума заключено соглашение с голландскими партнерами в сфере модульного строительства судов, развития инжиниринга.

-         Завершены переговоры и заключено соглашение с корейскими партнерами по передаче технологий в рамках проекта «Ямал СПГ». Они приняли на себя офсетные обязательства по безвозмездной передаче российской стороне технологий строительства судов-газовозов. ДЦСС получит проектную документацию по судну, технологическую документацию по его строительству. Также на верфи в Корее пройдут обучение российские работники инженерных и рабочих специальностей. Все это корейская сторона обязалась обеспечить бесплатно.

-         На Восточном экономическом форуме во Владивостоке подписано соглашение и с сингапурской компанией по строительству морской техники на СК «Звезда».

Кроме того, в рамках сотрудничества с компанией General Electric заключено соглашение по локализации производства морского оборудования. С ней же на 82-м судоремонтном заводе (Мурманская область) также будет локализовано производство фонтанной арматуры.

По материалам Морской коллегии при Правительстве РФ, 8 сентября 2015 года

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Путин назначил замглавы Минстроя на пост врио губернатора Мурманской области

Путин назначил замглавы Минстроя на пост врио губернатора Мурманской области Ранее Марина Ковтун обратилась к президенту РФ с прошением о досрочной отставке.

Россия и Китай завершили работы по соединению моста через Амур «Тунцзян-Нижнеленинское»

Россия и Китай завершили работы по соединению моста через Амур «Тунцзян-Нижнеленинское» Российская бригада завершила работу по соединению пролета первого российско-китайского моста через р...

Российская экономика

Трутнев: нацпрограмму развития Дальнего Востока внесут в правительство РФ летом 2019 года

Трутнев: нацпрограмму развития Дальнего Востока внесут в правительство РФ летом 2019 года Основные цели программы - выход на темпы роста валового регионального продукта Дальнего Востока до 6...

Правительство утвердило долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года

Правительство утвердило долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года Правительство РФ утвердило   долгосрочную программу развития (ДПР) ОАО «РЖД» до 20...

Транспортная политика

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил Власти намерены осуществлять стопроцентное возмещение транспортных расходов   предпринимат...

Морские порты

Власти Приамурья подали заявку на включение Благовещенска в «Свободный порт Владивосток»

Власти Приамурья подали заявку на включение Благовещенска в «Свободный порт Владивосток» В заявку включили три проекта на сумму более 3 млрд рублей.

Подведены итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и определены планы на 2019 год

Подведены итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и определены планы на 2019 год Итоги деятельности ФГУП «Росморпорт» за 2018 год и перспективы на 2019 год были озвучены 20 марта 20...




Морской транспорт

На Северной верфи состоялась закладка траулера «Капитан Геллер» для Группы НОРЕБО

На Северной верфи состоялась закладка траулера «Капитан Геллер» для Группы НОРЕБО На Судостроительном заводе «Северная верфь» началось строительство второго морозильного траулера-про...

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе

Иностранный балкер за неделю так и не смог сняться с мели в Керченском проливе Судовладелец намерен разгрузить судно Maryland, которое шло из Украины в Италию с 17,3 тыс. тонн мет...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая Груз для местной   компании впервые доставлен в Калининград в составе контейнерного поезда...

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г.

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г. Контейнерный оператор «Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды до 50%   чисто...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Морской отрасли поставили цели

Морской отрасли поставили цели В конце ноября в Москве в рамках Транспортной недели прошел XII Международный  форум «Тран...

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны В октябре 2018 г. в Калининграде в Музее Мирового океана состоялось очередное совещание членов Морск...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Воспитаны морем

Воспитаны морем В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот п...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...