Принципиально новая верфь страны - Морские вести России

Принципиально новая верфь страны

25.01.2016

Судостроение

В сентябре 2013 г. по итогам совещания «О перспективах развития отечественного гражданского судостроения» президент поручил создать на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ОАО «ДЦСС») судостроительный и промышленный кластер по строительству судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений, передав его консорциуму частных инвесторов – ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромбанк» – для эффективного развития.

Поручение было успешно выполнено. 30 июня подписаны все необходимые договора купли-продажи активов с ОСК. Консорциум завершил вхождение в ОАО «ДЦСС» и также приобрел 30-й судоремонтный завод.

 

Цель

По оценкам различных независимых экспертов, суммарные ресурсы шельфа всей Арктики существенно превышают 100 млрд тонн н.э. В настоящее время в различных частях шельфа Арктики присутствуют нефтегазовые компании, представляющие все крупнейшие мировые державы. При этом лидером освоения углеводородного потенциала шельфа Российской Арктики является ОАО «НК «Роснефть» как по количеству лицензионных участков и их площади, так и по размеру ресурсной базы: на долю 26 лицензионных участков ОАО «НК «Роснефть» на арктическом шельфе РФ приходится 35 млрд тонн н.э. (извлекаемых ресурсов).

Реализация столь масштабной программы геолого-разведочных работ требует привлечения и создания специализированного и крайне дорогого флота морских буровых установок и еще большего количества обслуживающих судов.

 

Средства

ОАО «ДЦСС» включает в себя основные судоремонтные и судостроительные производственные мощности Дальневосточного федерального округа. Сегодня он выступает главным исполнителем по обслуживанию надводного и подводного флота в регионе. Необходимая ремонтно-строительная инфраструктура предприятий позволяет ОАО «ДЦСС» закрывать потребности Тихоокеанского флота в ремонте, модернизации и утилизации подводных лодок и кораблей.

Отдельно следует отметить, что исполнение гособоронзаказа идет точно в соответствии с утвержденными графиками. Претензии со стороны Тихоокеанского флота и Министерства обороны по качеству и срокам заказов также отсутствуют.

Перспективный рынок для ОАО «ДЦСС» – военно-техническое сотрудничество и наращивание доли гражданского судостроения.

Сегодня холдинг имеет в наличии все необходимые лицензии и разрешения на работу с государственной тайной и осуществление работ по поставке вооружений и военной техники, а дальневосточные верфи удобно географически расположены по отношению к странам АТР и Ближнего Востока, эксплуатирующим военные корабли и технику российского производства.

Гражданскую составляющую мы намерены развивать вокруг принципиально новой верфи в России, уникального в своем роде в отрасли судостроительного комплекса «Звезда» в г. Большой Камень. Он станет ядром. Это крупнейший производственный объект на всем Дальнем Востоке, а также уникальная для России верфь крупнотоннажного судостроения.

Строительство верфи будет реализовано в три очереди на двух площадках – г. Большой Камень и бухта Пяти Охотников. Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса производств судостроительного комплекса планируется завершить в конце 2024 г. При этом ввод в эксплуатацию первых производственных цехов запланирован на 2016 г.

Проект реализовывался предыдущим собственником – ОСК с 2009 г. без согласованного проекта и одобрения проектно-сметной документации, к концу 2013 г. работы на стройке были заморожены.

С момента вхождения «Роснефти» в проект (а фактически это состоялось во второй половине 2014 г., до осуществления сделки по продаже акций) сделано немало:

1) сформирована четкая идеология этапности создания всего комплекса – объем первой пусковой очереди дополнен цехами насыщения и достройки, что обеспечит полный цикл строительства судов уже на первой очереди. У ведущего проектного института ОАО «ЦТСС» заказана и разработана концепция развития всех трех очередей создания верфи с обоснованием стоимости;

2) заключены договоры и на сегодняшний день завершена разработка технологического проекта 1-й расширенной очереди верфи. ОАО «ЦТСС» ведется разработка проектной документации стадии «П» со сроком сдачи документации на согласование в Главгосэкспертизу до конца этого года;

3) наведен порядок с разрешительной документацией – получены разрешения на строительство объектов БКП, окрасочные камеры и стапель. Проведена экспертиза проектно-сметной документации, выявлено и устранено превышение сметы на 3,8 млрд рублей;

4) в условиях санкций и сложной финансово-экономической ситуации во внутренней экономике «Роснефтью» еще в начале года были выделены собственные средства, 2 млрд рублей, для обеспечения бесперебойной работы на объекте, оптимизации проектных решений, принятых предыдущим собственником;

5) решены проблемы невыплаты зарплаты персоналу генерального подрядчика, ведущего строительные работы на объекте, снята социальная напряженность;

6) возобновлены строительные работы с фокусом на завершение строительства БКП, окрасочных камер и причальной стенки стапеля в этом году. По блоку корпусных производств, окрасочным камерам ведется монтаж технологического оборудования. Продолжается возведение тяжелого стапеля – единственного в своем роде объекта в России (площадь 117 600 м2, подкрановые пути шириной 230 метров и длиной 480 метров, нагрузка 190 тонн на погонный метр). Его работу будет обеспечивать уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, высота пролета порядка 100 м, длина – 230 м. Подобные механизмы будут применены на российских верфях впервые, это самое современное судостроение крупноблочным методом. Он позволит выпускать суда обслуживающего флота для обеспечения шельфовых месторождений, морские буровые установки, транспортные суда (танкеры);

7) из средств компании продолжена закупка технологического оборудования – законтрактованы оставшиеся 13 позиций оборудования для БКП, включая прессовое.

При этом не все проблемы решены: ОАО «Газпром» не решены вопросы газоснабжения верфи – несмотря на подписанное в 2013 г. соглашение, до сего дня даже не выданы технические условия на технологическое подключение объектов газопотребления предприятия к существующим сетям газораспределения Приморского края.

Не определен источник финансирования строительства электрической подстанции ПС 220/10 кВ, «Звезда», со стороны «Роснефти» предлагается решить этот вопрос через включение в государственную программу Приморского края «Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае на 2013-2017 гг.», за счет собственных средств ОАО «ФСК ЕЭС», с вводом объекта в эксплуатацию в согласованные сторонами сроки.

Также, несмотря на поручение президента РФ, не решен вопрос о строительстве социальной инфраструктуры – жилья для судостроителей.

По всем проблемным вопросам проведены неоднократные совещания с ФОИВами и заинтересованными компаниями, представлен очередной доклад председателю правительства по проблемным вопросам.

При этом отмечено, что строительство верфи не наносит ущерба исполнению гособоронзаказа.

 

Емкость рынка

Номенклатура производимой верфью продукции – это то, что сегодня нужно российскому рынку, судоходным и нефтегазовым компаниям при освоении шельфа:

-         морские буровые установки;

-         суда обеспечения работ на шельфе (снабженцы, якорезаводчики, ледоколы и пр.);

-         транспортные суда для перевозки нефти, нефтепродуктов и газа, в том числе суда-газовозы.

Емкость российского рынка, по подсчетам профильных министерств, внушительная – порядка 1400 судов и морской техники до 2030 г. Например, только ОАО «НК «Роснефть» в пиковые годы геологоразведки требуется привлечение до 100 единиц техники.

Производственная программа судостроительного комплекса «Звезда» разработана до 2035 г. с привлечением иностранных экспертов-консультантов исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи на уровне 80%. Она насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов. Программа получила одобрение Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторга России.

Пилотную загрузку комплексу обеспечивает ОАО «НК «Роснефть», на Восточном экономическом форуме подписаны контракты на строительство 2 +2 судов снабжения усиленного ледового класса.

В обеспечение эффективного запуска и загрузки СК «Звезда» на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, состоявшейся 4 июня 2014 г. под председательством президента страны, было предложено создать на базе ОАО «ДЦСС» Единый центр размещения заказов судов и морской техники для реализации шельфовых проектов.

В рамках проработки данного предложения ведется работа по организации размещения заказов нефтегазовыми компаниями через вновь создаваемый СК «Звезда».

Так, ОАО «НК «Роснефть» заключило с ОАО «ДЦСС» эксклюзивное соглашение в отношении размещения всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. Аналогичное соглашение есть с ОАО «Совкомфлот».

На сегодня необходимо обеспечить принятие принципиального решения на государственном уровне, чтобы другие участники рынка, ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», судоходные компании также присоединились к этой работе.

 

Инвестиции

Объем инвестиций в проект должен составить 145, 5 млрд рублей. В проект «Роснефтью» уже инвестировано более 21 млрд рублей.

В рамках дальнейшего финансирования проекта консорциумом также сформирована и подана комплексная заявка на получение средств ФНБ в объеме 89 млрд рублей. Они требуются для закупки дорогостоящего оборудования, в том числе кранового, возведения сухого дока для строительства уникальной морской техники и крупнотоннажных судов, включая газовозы повышенной вместимости (до 210 000 м3), танкеров (свыше 300 000 тонн дедвейтом). На Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент РФ озвучил решение о выделение «Роснефтегазом» 60 млрд рублей на реализацию проекта СК «Звезда».

 

Партнеры

ОАО «НК «Роснефть» привлекает широкий круг технологических партнеров – лидеров в основных сегментах судостроения с целью повышения эффективности создаваемой верфи путем получения их технологий и создания современного многофункционального инжинирингового центра.

В этом направлении проделана большая работа:

-         В рамках Петербургского международного экономического форума заключено соглашение с голландскими партнерами в сфере модульного строительства судов, развития инжиниринга.

-         Завершены переговоры и заключено соглашение с корейскими партнерами по передаче технологий в рамках проекта «Ямал СПГ». Они приняли на себя офсетные обязательства по безвозмездной передаче российской стороне технологий строительства судов-газовозов. ДЦСС получит проектную документацию по судну, технологическую документацию по его строительству. Также на верфи в Корее пройдут обучение российские работники инженерных и рабочих специальностей. Все это корейская сторона обязалась обеспечить бесплатно.

-         На Восточном экономическом форуме во Владивостоке подписано соглашение и с сингапурской компанией по строительству морской техники на СК «Звезда».

Кроме того, в рамках сотрудничества с компанией General Electric заключено соглашение по локализации производства морского оборудования. С ней же на 82-м судоремонтном заводе (Мурманская область) также будет локализовано производство фонтанной арматуры.

По материалам Морской коллегии при Правительстве РФ, 8 сентября 2015 года

 

Морские вести России №13 (2015)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ