Принципиально новая верфь страны

Судостроение
Принципиально новая верфь страны

В сентябре 2013 г. по итогам совещания «О перспективах развития отечественного гражданского судостроения» президент поручил создать на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ОАО «ДЦСС») судостроительный и промышленный кластер по строительству судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений, передав его консорциуму частных инвесторов – ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромбанк» – для эффективного развития.

Поручение было успешно выполнено. 30 июня подписаны все необходимые договора купли-продажи активов с ОСК. Консорциум завершил вхождение в ОАО «ДЦСС» и также приобрел 30-й судоремонтный завод.

 

Цель

По оценкам различных независимых экспертов, суммарные ресурсы шельфа всей Арктики существенно превышают 100 млрд тонн н.э. В настоящее время в различных частях шельфа Арктики присутствуют нефтегазовые компании, представляющие все крупнейшие мировые державы. При этом лидером освоения углеводородного потенциала шельфа Российской Арктики является ОАО «НК «Роснефть» как по количеству лицензионных участков и их площади, так и по размеру ресурсной базы: на долю 26 лицензионных участков ОАО «НК «Роснефть» на арктическом шельфе РФ приходится 35 млрд тонн н.э. (извлекаемых ресурсов).

Реализация столь масштабной программы геолого-разведочных работ требует привлечения и создания специализированного и крайне дорогого флота морских буровых установок и еще большего количества обслуживающих судов.

 

Средства

ОАО «ДЦСС» включает в себя основные судоремонтные и судостроительные производственные мощности Дальневосточного федерального округа. Сегодня он выступает главным исполнителем по обслуживанию надводного и подводного флота в регионе. Необходимая ремонтно-строительная инфраструктура предприятий позволяет ОАО «ДЦСС» закрывать потребности Тихоокеанского флота в ремонте, модернизации и утилизации подводных лодок и кораблей.

Отдельно следует отметить, что исполнение гособоронзаказа идет точно в соответствии с утвержденными графиками. Претензии со стороны Тихоокеанского флота и Министерства обороны по качеству и срокам заказов также отсутствуют.

Перспективный рынок для ОАО «ДЦСС» – военно-техническое сотрудничество и наращивание доли гражданского судостроения.

Сегодня холдинг имеет в наличии все необходимые лицензии и разрешения на работу с государственной тайной и осуществление работ по поставке вооружений и военной техники, а дальневосточные верфи удобно географически расположены по отношению к странам АТР и Ближнего Востока, эксплуатирующим военные корабли и технику российского производства.

Гражданскую составляющую мы намерены развивать вокруг принципиально новой верфи в России, уникального в своем роде в отрасли судостроительного комплекса «Звезда» в г. Большой Камень. Он станет ядром. Это крупнейший производственный объект на всем Дальнем Востоке, а также уникальная для России верфь крупнотоннажного судостроения.

Строительство верфи будет реализовано в три очереди на двух площадках – г. Большой Камень и бухта Пяти Охотников. Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса производств судостроительного комплекса планируется завершить в конце 2024 г. При этом ввод в эксплуатацию первых производственных цехов запланирован на 2016 г.

Проект реализовывался предыдущим собственником – ОСК с 2009 г. без согласованного проекта и одобрения проектно-сметной документации, к концу 2013 г. работы на стройке были заморожены.

С момента вхождения «Роснефти» в проект (а фактически это состоялось во второй половине 2014 г., до осуществления сделки по продаже акций) сделано немало:

1) сформирована четкая идеология этапности создания всего комплекса – объем первой пусковой очереди дополнен цехами насыщения и достройки, что обеспечит полный цикл строительства судов уже на первой очереди. У ведущего проектного института ОАО «ЦТСС» заказана и разработана концепция развития всех трех очередей создания верфи с обоснованием стоимости;

2) заключены договоры и на сегодняшний день завершена разработка технологического проекта 1-й расширенной очереди верфи. ОАО «ЦТСС» ведется разработка проектной документации стадии «П» со сроком сдачи документации на согласование в Главгосэкспертизу до конца этого года;

3) наведен порядок с разрешительной документацией – получены разрешения на строительство объектов БКП, окрасочные камеры и стапель. Проведена экспертиза проектно-сметной документации, выявлено и устранено превышение сметы на 3,8 млрд рублей;

4) в условиях санкций и сложной финансово-экономической ситуации во внутренней экономике «Роснефтью» еще в начале года были выделены собственные средства, 2 млрд рублей, для обеспечения бесперебойной работы на объекте, оптимизации проектных решений, принятых предыдущим собственником;

5) решены проблемы невыплаты зарплаты персоналу генерального подрядчика, ведущего строительные работы на объекте, снята социальная напряженность;

6) возобновлены строительные работы с фокусом на завершение строительства БКП, окрасочных камер и причальной стенки стапеля в этом году. По блоку корпусных производств, окрасочным камерам ведется монтаж технологического оборудования. Продолжается возведение тяжелого стапеля – единственного в своем роде объекта в России (площадь 117 600 м2, подкрановые пути шириной 230 метров и длиной 480 метров, нагрузка 190 тонн на погонный метр). Его работу будет обеспечивать уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, высота пролета порядка 100 м, длина – 230 м. Подобные механизмы будут применены на российских верфях впервые, это самое современное судостроение крупноблочным методом. Он позволит выпускать суда обслуживающего флота для обеспечения шельфовых месторождений, морские буровые установки, транспортные суда (танкеры);

7) из средств компании продолжена закупка технологического оборудования – законтрактованы оставшиеся 13 позиций оборудования для БКП, включая прессовое.

При этом не все проблемы решены: ОАО «Газпром» не решены вопросы газоснабжения верфи – несмотря на подписанное в 2013 г. соглашение, до сего дня даже не выданы технические условия на технологическое подключение объектов газопотребления предприятия к существующим сетям газораспределения Приморского края.

Не определен источник финансирования строительства электрической подстанции ПС 220/10 кВ, «Звезда», со стороны «Роснефти» предлагается решить этот вопрос через включение в государственную программу Приморского края «Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае на 2013-2017 гг.», за счет собственных средств ОАО «ФСК ЕЭС», с вводом объекта в эксплуатацию в согласованные сторонами сроки.

Также, несмотря на поручение президента РФ, не решен вопрос о строительстве социальной инфраструктуры – жилья для судостроителей.

По всем проблемным вопросам проведены неоднократные совещания с ФОИВами и заинтересованными компаниями, представлен очередной доклад председателю правительства по проблемным вопросам.

При этом отмечено, что строительство верфи не наносит ущерба исполнению гособоронзаказа.

 

Емкость рынка

Номенклатура производимой верфью продукции – это то, что сегодня нужно российскому рынку, судоходным и нефтегазовым компаниям при освоении шельфа:

-         морские буровые установки;

-         суда обеспечения работ на шельфе (снабженцы, якорезаводчики, ледоколы и пр.);

-         транспортные суда для перевозки нефти, нефтепродуктов и газа, в том числе суда-газовозы.

Емкость российского рынка, по подсчетам профильных министерств, внушительная – порядка 1400 судов и морской техники до 2030 г. Например, только ОАО «НК «Роснефть» в пиковые годы геологоразведки требуется привлечение до 100 единиц техники.

Производственная программа судостроительного комплекса «Звезда» разработана до 2035 г. с привлечением иностранных экспертов-консультантов исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи на уровне 80%. Она насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов. Программа получила одобрение Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторга России.

Пилотную загрузку комплексу обеспечивает ОАО «НК «Роснефть», на Восточном экономическом форуме подписаны контракты на строительство 2 +2 судов снабжения усиленного ледового класса.

В обеспечение эффективного запуска и загрузки СК «Звезда» на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, состоявшейся 4 июня 2014 г. под председательством президента страны, было предложено создать на базе ОАО «ДЦСС» Единый центр размещения заказов судов и морской техники для реализации шельфовых проектов.

В рамках проработки данного предложения ведется работа по организации размещения заказов нефтегазовыми компаниями через вновь создаваемый СК «Звезда».

Так, ОАО «НК «Роснефть» заключило с ОАО «ДЦСС» эксклюзивное соглашение в отношении размещения всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. Аналогичное соглашение есть с ОАО «Совкомфлот».

На сегодня необходимо обеспечить принятие принципиального решения на государственном уровне, чтобы другие участники рынка, ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», судоходные компании также присоединились к этой работе.

 

Инвестиции

Объем инвестиций в проект должен составить 145, 5 млрд рублей. В проект «Роснефтью» уже инвестировано более 21 млрд рублей.

В рамках дальнейшего финансирования проекта консорциумом также сформирована и подана комплексная заявка на получение средств ФНБ в объеме 89 млрд рублей. Они требуются для закупки дорогостоящего оборудования, в том числе кранового, возведения сухого дока для строительства уникальной морской техники и крупнотоннажных судов, включая газовозы повышенной вместимости (до 210 000 м3), танкеров (свыше 300 000 тонн дедвейтом). На Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент РФ озвучил решение о выделение «Роснефтегазом» 60 млрд рублей на реализацию проекта СК «Звезда».

 

Партнеры

ОАО «НК «Роснефть» привлекает широкий круг технологических партнеров – лидеров в основных сегментах судостроения с целью повышения эффективности создаваемой верфи путем получения их технологий и создания современного многофункционального инжинирингового центра.

В этом направлении проделана большая работа:

-         В рамках Петербургского международного экономического форума заключено соглашение с голландскими партнерами в сфере модульного строительства судов, развития инжиниринга.

-         Завершены переговоры и заключено соглашение с корейскими партнерами по передаче технологий в рамках проекта «Ямал СПГ». Они приняли на себя офсетные обязательства по безвозмездной передаче российской стороне технологий строительства судов-газовозов. ДЦСС получит проектную документацию по судну, технологическую документацию по его строительству. Также на верфи в Корее пройдут обучение российские работники инженерных и рабочих специальностей. Все это корейская сторона обязалась обеспечить бесплатно.

-         На Восточном экономическом форуме во Владивостоке подписано соглашение и с сингапурской компанией по строительству морской техники на СК «Звезда».

Кроме того, в рамках сотрудничества с компанией General Electric заключено соглашение по локализации производства морского оборудования. С ней же на 82-м судоремонтном заводе (Мурманская область) также будет локализовано производство фонтанной арматуры.

По материалам Морской коллегии при Правительстве РФ, 8 сентября 2015 года

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей

Новейший корвет «Дерзкий» получит систему электродвижения за 234 млн рублей Это следует из опубликованных судоверфью 16 ноября материалов закупки у единственного поставщика.

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем

«Детская военная игра»: в России оценили заявления Украины о «закрытии» воздушного пространства над Чёрным морем В Крыму считают проявлением агрессии учения ВС Украины в Херсонской области, из-за которых Киев заяв...

Российская экономика

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Итоги работы ПАО «Совкомфлот» за 3 кв. и 9 месяцев 2018 года/

ФАС утвердила надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия

ФАС утвердила  надбавку в 8% к тарифам РЖД для всех грузов, кроме нефти и алюминия Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила экспортную надбавку в 8% к гру...

Транспортная политика

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути

Минтранс подтвердил разработку проекта по развитию Северного морского пути «Разработка такого плана действительно ведется, он проходит процедуру межведомственного согласования...

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей

Подмосковье планирует направить на развитие дорог в 2019-2021 гг. более 305 млрд. рублей На развитие транспортной системы Московской области, ускорение товародвижения, повышение качества ус...

Морские порты

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5%

Порт Калининград в январе-октябре увеличил перевалку на 5% Порт Калининград в январе-октябре 2018 года обработал 11,836 млн тонн грузов, что на 5% превысил...

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года

Итоги реализации программы развития АО «Морской порт Санкт-Петербург» за девять месяцев 2018 года С начала 2018 года АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding) направле...




Морской транспорт

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма

Украина задержала 15 судов за заходы в порты Крыма Госпогранслужба Украины задержала 15 судов за «незаконные» заходы в крымские порты.

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459

«Морская Техника» модернизирует рейдовый лоцманский катер пр. 1459 Началась подготовка к модернизации лоцманского катера пр. 1459 по замене старых ДРА на дизель-редукт...

Речной транспорт

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла

На Нижнем Дону прошло совещание по строительству Багаевского гидроузла Особое внимание участники совещания уделили проблемным вопросам строительства, таким как  ...

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти

Причал палового типа для «Метеоров» появится в Ленобласти Причал сможет принимать одновременно и СПК «Метеор», и большие лайнеры.

Ж/Д транспорт

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10%

РЖД планируют увеличить закупки локомотивов более чем на 10% ОАО «Российские железные дороги» в 2019 г. планирует закупить 673 локомотива, сообщил заместитель ге...

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании

Минэкономразвития: РЖД готовы к реализации проектов в Иордании В настоящее время уже готов проект по восстановлению вокзалов, путей, ремонту   локомотиво...

Авто транспорт

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни

Ввоз праворульных машин без «ЭРА-ГЛОНАСС» может начаться в ближайшие дни Этого ожидает губернатора Приморья Олег Кожемяко.

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году

Более 400 км автодорог отремонтируют в тюменской агломерации в 2019 году Ранее сообщалось, что по результатам социологического исследования Тюмень возглавила список городов ...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...