Принципиально новая верфь страны

Судостроение
Принципиально новая верфь страны

В сентябре 2013 г. по итогам совещания «О перспективах развития отечественного гражданского судостроения» президент поручил создать на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ОАО «ДЦСС») судостроительный и промышленный кластер по строительству судов и морской техники для освоения шельфовых месторождений, передав его консорциуму частных инвесторов – ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Газпромбанк» – для эффективного развития.

Поручение было успешно выполнено. 30 июня подписаны все необходимые договора купли-продажи активов с ОСК. Консорциум завершил вхождение в ОАО «ДЦСС» и также приобрел 30-й судоремонтный завод.

 

Цель

По оценкам различных независимых экспертов, суммарные ресурсы шельфа всей Арктики существенно превышают 100 млрд тонн н.э. В настоящее время в различных частях шельфа Арктики присутствуют нефтегазовые компании, представляющие все крупнейшие мировые державы. При этом лидером освоения углеводородного потенциала шельфа Российской Арктики является ОАО «НК «Роснефть» как по количеству лицензионных участков и их площади, так и по размеру ресурсной базы: на долю 26 лицензионных участков ОАО «НК «Роснефть» на арктическом шельфе РФ приходится 35 млрд тонн н.э. (извлекаемых ресурсов).

Реализация столь масштабной программы геолого-разведочных работ требует привлечения и создания специализированного и крайне дорогого флота морских буровых установок и еще большего количества обслуживающих судов.

 

Средства

ОАО «ДЦСС» включает в себя основные судоремонтные и судостроительные производственные мощности Дальневосточного федерального округа. Сегодня он выступает главным исполнителем по обслуживанию надводного и подводного флота в регионе. Необходимая ремонтно-строительная инфраструктура предприятий позволяет ОАО «ДЦСС» закрывать потребности Тихоокеанского флота в ремонте, модернизации и утилизации подводных лодок и кораблей.

Отдельно следует отметить, что исполнение гособоронзаказа идет точно в соответствии с утвержденными графиками. Претензии со стороны Тихоокеанского флота и Министерства обороны по качеству и срокам заказов также отсутствуют.

Перспективный рынок для ОАО «ДЦСС» – военно-техническое сотрудничество и наращивание доли гражданского судостроения.

Сегодня холдинг имеет в наличии все необходимые лицензии и разрешения на работу с государственной тайной и осуществление работ по поставке вооружений и военной техники, а дальневосточные верфи удобно географически расположены по отношению к странам АТР и Ближнего Востока, эксплуатирующим военные корабли и технику российского производства.

Гражданскую составляющую мы намерены развивать вокруг принципиально новой верфи в России, уникального в своем роде в отрасли судостроительного комплекса «Звезда» в г. Большой Камень. Он станет ядром. Это крупнейший производственный объект на всем Дальнем Востоке, а также уникальная для России верфь крупнотоннажного судостроения.

Строительство верфи будет реализовано в три очереди на двух площадках – г. Большой Камень и бухта Пяти Охотников. Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса производств судостроительного комплекса планируется завершить в конце 2024 г. При этом ввод в эксплуатацию первых производственных цехов запланирован на 2016 г.

Проект реализовывался предыдущим собственником – ОСК с 2009 г. без согласованного проекта и одобрения проектно-сметной документации, к концу 2013 г. работы на стройке были заморожены.

С момента вхождения «Роснефти» в проект (а фактически это состоялось во второй половине 2014 г., до осуществления сделки по продаже акций) сделано немало:

1) сформирована четкая идеология этапности создания всего комплекса – объем первой пусковой очереди дополнен цехами насыщения и достройки, что обеспечит полный цикл строительства судов уже на первой очереди. У ведущего проектного института ОАО «ЦТСС» заказана и разработана концепция развития всех трех очередей создания верфи с обоснованием стоимости;

2) заключены договоры и на сегодняшний день завершена разработка технологического проекта 1-й расширенной очереди верфи. ОАО «ЦТСС» ведется разработка проектной документации стадии «П» со сроком сдачи документации на согласование в Главгосэкспертизу до конца этого года;

3) наведен порядок с разрешительной документацией – получены разрешения на строительство объектов БКП, окрасочные камеры и стапель. Проведена экспертиза проектно-сметной документации, выявлено и устранено превышение сметы на 3,8 млрд рублей;

4) в условиях санкций и сложной финансово-экономической ситуации во внутренней экономике «Роснефтью» еще в начале года были выделены собственные средства, 2 млрд рублей, для обеспечения бесперебойной работы на объекте, оптимизации проектных решений, принятых предыдущим собственником;

5) решены проблемы невыплаты зарплаты персоналу генерального подрядчика, ведущего строительные работы на объекте, снята социальная напряженность;

6) возобновлены строительные работы с фокусом на завершение строительства БКП, окрасочных камер и причальной стенки стапеля в этом году. По блоку корпусных производств, окрасочным камерам ведется монтаж технологического оборудования. Продолжается возведение тяжелого стапеля – единственного в своем роде объекта в России (площадь 117 600 м2, подкрановые пути шириной 230 метров и длиной 480 метров, нагрузка 190 тонн на погонный метр). Его работу будет обеспечивать уникальный кран типа «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, высота пролета порядка 100 м, длина – 230 м. Подобные механизмы будут применены на российских верфях впервые, это самое современное судостроение крупноблочным методом. Он позволит выпускать суда обслуживающего флота для обеспечения шельфовых месторождений, морские буровые установки, транспортные суда (танкеры);

7) из средств компании продолжена закупка технологического оборудования – законтрактованы оставшиеся 13 позиций оборудования для БКП, включая прессовое.

При этом не все проблемы решены: ОАО «Газпром» не решены вопросы газоснабжения верфи – несмотря на подписанное в 2013 г. соглашение, до сего дня даже не выданы технические условия на технологическое подключение объектов газопотребления предприятия к существующим сетям газораспределения Приморского края.

Не определен источник финансирования строительства электрической подстанции ПС 220/10 кВ, «Звезда», со стороны «Роснефти» предлагается решить этот вопрос через включение в государственную программу Приморского края «Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае на 2013-2017 гг.», за счет собственных средств ОАО «ФСК ЕЭС», с вводом объекта в эксплуатацию в согласованные сторонами сроки.

Также, несмотря на поручение президента РФ, не решен вопрос о строительстве социальной инфраструктуры – жилья для судостроителей.

По всем проблемным вопросам проведены неоднократные совещания с ФОИВами и заинтересованными компаниями, представлен очередной доклад председателю правительства по проблемным вопросам.

При этом отмечено, что строительство верфи не наносит ущерба исполнению гособоронзаказа.

 

Емкость рынка

Номенклатура производимой верфью продукции – это то, что сегодня нужно российскому рынку, судоходным и нефтегазовым компаниям при освоении шельфа:

-         морские буровые установки;

-         суда обеспечения работ на шельфе (снабженцы, якорезаводчики, ледоколы и пр.);

-         транспортные суда для перевозки нефти, нефтепродуктов и газа, в том числе суда-газовозы.

Емкость российского рынка, по подсчетам профильных министерств, внушительная – порядка 1400 судов и морской техники до 2030 г. Например, только ОАО «НК «Роснефть» в пиковые годы геологоразведки требуется привлечение до 100 единиц техники.

Производственная программа судостроительного комплекса «Звезда» разработана до 2035 г. с привлечением иностранных экспертов-консультантов исходя из потребностей основных заказчиков и возможностей верфи на уровне 80%. Она насчитывает 178 единиц судов и морской техники различных типов. Программа получила одобрение Минэкономразвития, Минэнерго, Минпромторга России.

Пилотную загрузку комплексу обеспечивает ОАО «НК «Роснефть», на Восточном экономическом форуме подписаны контракты на строительство 2 +2 судов снабжения усиленного ледового класса.

В обеспечение эффективного запуска и загрузки СК «Звезда» на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, состоявшейся 4 июня 2014 г. под председательством президента страны, было предложено создать на базе ОАО «ДЦСС» Единый центр размещения заказов судов и морской техники для реализации шельфовых проектов.

В рамках проработки данного предложения ведется работа по организации размещения заказов нефтегазовыми компаниями через вновь создаваемый СК «Звезда».

Так, ОАО «НК «Роснефть» заключило с ОАО «ДЦСС» эксклюзивное соглашение в отношении размещения всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях. Аналогичное соглашение есть с ОАО «Совкомфлот».

На сегодня необходимо обеспечить принятие принципиального решения на государственном уровне, чтобы другие участники рынка, ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», судоходные компании также присоединились к этой работе.

 

Инвестиции

Объем инвестиций в проект должен составить 145, 5 млрд рублей. В проект «Роснефтью» уже инвестировано более 21 млрд рублей.

В рамках дальнейшего финансирования проекта консорциумом также сформирована и подана комплексная заявка на получение средств ФНБ в объеме 89 млрд рублей. Они требуются для закупки дорогостоящего оборудования, в том числе кранового, возведения сухого дока для строительства уникальной морской техники и крупнотоннажных судов, включая газовозы повышенной вместимости (до 210 000 м3), танкеров (свыше 300 000 тонн дедвейтом). На Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент РФ озвучил решение о выделение «Роснефтегазом» 60 млрд рублей на реализацию проекта СК «Звезда».

 

Партнеры

ОАО «НК «Роснефть» привлекает широкий круг технологических партнеров – лидеров в основных сегментах судостроения с целью повышения эффективности создаваемой верфи путем получения их технологий и создания современного многофункционального инжинирингового центра.

В этом направлении проделана большая работа:

-         В рамках Петербургского международного экономического форума заключено соглашение с голландскими партнерами в сфере модульного строительства судов, развития инжиниринга.

-         Завершены переговоры и заключено соглашение с корейскими партнерами по передаче технологий в рамках проекта «Ямал СПГ». Они приняли на себя офсетные обязательства по безвозмездной передаче российской стороне технологий строительства судов-газовозов. ДЦСС получит проектную документацию по судну, технологическую документацию по его строительству. Также на верфи в Корее пройдут обучение российские работники инженерных и рабочих специальностей. Все это корейская сторона обязалась обеспечить бесплатно.

-         На Восточном экономическом форуме во Владивостоке подписано соглашение и с сингапурской компанией по строительству морской техники на СК «Звезда».

Кроме того, в рамках сотрудничества с компанией General Electric заключено соглашение по локализации производства морского оборудования. С ней же на 82-м судоремонтном заводе (Мурманская область) также будет локализовано производство фонтанной арматуры.

По материалам Морской коллегии при Правительстве РФ, 8 сентября 2015 года

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Пожар на двух судах в Черном море. Главное

Пожар на двух судах в Черном море. Главное Перекачка сжиженного газа с несоблюдением техники безопасности закончилась пожаром и привела к гибел...

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров

Суда Волжского пароходства спасли моряков с горящих в Керченском проливе танкеров 21 января с.г. в Керченском проливе произошла трагедия: по неустановленным пока причинам на двух суд...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн

Владморрыбпорт в 2018г увеличил перевалку на 14%, до рекордного для себя уровня 4,54 млн тонн ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» («Владморрыбпорт», стивидорная компания в порту «Влади...

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга

СКР проверяет информацию об обрушении крыши склада удобрений в Морском порту Петербурга Северо-Западное следственное управление на транспорте СКР проверяет сообщения СМИ об обрушении крыши...




Морской транспорт

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года

Информация о ледокольных проводках ФГУП «Росморпорт» в морских портах России на 21 января 2019 года С начала навигации 2018-2019 гг. в замерзающих морских портах России под контролем ледоколов ФГУП «Р...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...