Трудное возрождение

Судостроение
Трудное возрождение

Эйфория «Крымской весны», вызванная возвращением Крыма в состав России, у крымчан и севастопольцев закончилась. На полуострове, фактически ставшем сегодня островом вследствие известных событий, идет трудная работа по всем направлениям жизнедеятельности, в том числе и по интеграции предприятий в оборонно-промышленный комплекс страны. Вот и участники выездного совместного заседания Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации и правительства Республики Крым обсудили состояние и проблемы нормативного правового регулирования деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса в Республике Крым.

Алексей Казаков

 

Что сделано

По информации директора Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России Олега Рязанцева, в сводный реестр организаций ОПК России вошли еще 6 организаций, расположенных в Крымском федеральном округе. «Это далеко не весь перечень предприятий округа, которые планируется включить в состав реестра. Всего в контуре реестра мы видим несколько десятков предприятий полуострова. Включение в сводный реестр дает право претендовать на различные виды субсидий, предоставляемых министерством и федеральным бюджетом по различным финансово-экономическим вопросам», – напомнил представитель Минпромторга.

В этом году в Крыму начала работать свободная экономическая зона. Предприятия ОПК, которые войдут туда, будут пользоваться значительными преференциями. Исторически сложилось так, что ОПК Крыма «заточено» на обеспечение потребностей военно-морской базы ЧФ в Севастополе. В результате в советские времена в Крыму был создан судостроительный комплекс, обладающий уникальными возможностями, и руководство ОПК страны стремится максимально использовать этот потенциал.

На траекторию устойчивого экономического развития вышло АО «Завод «Фиолент», занимающееся производством систем автоматики для водоизмещающих кораблей. По словам генерального директора предприятия Александра Баталина, темпы роста объемов производства в этом году составили 130% по сравнению с 2014 годом. Продукция «Фиолента» вполне конкурентоспособна на рынке страны, и сейчас предприятие принимает участие в реализации 55 оборонных заказов. В настоящее время производство состоит из трех основных секторов. Кроме продукции военного назначения выпускается более 45 наименований электроинструментов. Уверенно развивается производство микромашин (вращающиеся трансформаторы, бесконтактные сельсины, датчики угла, бесконтактные индукционные фазовращатели, электродвигатели специального назначения). Системы автоматики выпускаются не только для кораблей, но и для судов на воздушной подушке, яхт, доков, морских буровых платформ.

За прошедший год началось второе рождение уникального предприятия не только крымского, но и российского судостроения – ООО «Судостроительный завод «Залив». Завод имеет сухой док длиной 365 метров, шириной 60 метров и глубиной 13 метров. Такие размеры дока, который не имеет аналогов не только в России, но и в Европе, а также оснащенность современными подъемными кранами позволит строить корпуса авианосцев. По информации генерального директора предприятия Андрея Жердева, уже сегодня зарплата сборщиков, сварщиков и рабочих некоторых других специальностей поднялась до 80 тысяч рублей. Кроме того, в части меры социальной поддержки здесь было принято беспрецедентное решение по нынешним временам: начать строительство некоммерческого жилья для своих работников.

Пока предприятие загружено только на 20%, но идет активное техническое перевооружение, требующее больших капитальных вложений. Прежде всего речь идет о строительстве кислородного цеха, необходимого для проведения сварочных работ.

– До «Крымской весны» на предприятии были заняты 350 человек, с сентября прошлого года количество специалистов увеличилось до 1750 человек, а к концу года планируем вырасти и до 3 тысяч человек. Завод не только ремонтирует корабли, но и готовится принять участие в строительстве Керченского мостового перехода, – говорит генеральный директор и поясняет: – Мы ощущаем поддержку правительства.

До начала «Крымской весны» АО «НТЦ «Импульс -2» занималось оснащением кораблей иностранных флотов информационно-управляемыми системами. Но с июня прошлого года предприятие принимает участие в выполнении оборонзаказов по разработке и изготовлению артиллерийских боевых модулей для роботизированных комплексов кораблей ВМФ РФ.

Идет возрождение и Двуякорной бухты, расположенной в районе Феодосии. Это, по мнению специалистов, лучшее место в России для испытаний подводного оружия. Активное техническое перевооружение проходит и ОАО «Севастопольский морской завод». В него планируется вложить крупные бюджетные инвестиции в 2016 году.

В целом в первом квартале 2015 года были заключены контракты крымских оборонных предприятий с партнерами, через которых осуществляется финансирование гособоронзаказа на общую сумму 1,2 млрд рублей. Планируется, что объем контрактов по итогам 2015 года будет на уровне 8,2 млрд рублей, а в 2016 году – 15,7 млрд рублей.

Как оценить масштаб проделанной работы? Для судостроительных предприятий ОПК полуострова, стагнировавших в течение более чем 20 лет, подобное оживление неплохой показатель.

 

Проблемы интеграции

Процесс интеграции крымских предприятий в неприглядном свете показал роль вертикально интегрированных структур ОПК России, контролирующих большую часть гособоронзаказа (ГОЗ) – 78% и осуществляющих финансирование инвестиционных проектов. Их мотивация в решении государственных задач оставляет желать лучшего.

Так, глава и председатель Совета министров Республики Крым Сергей Аксенов посетовал: «Мы вынуждены отвлекать президента страны на решение вопросов, которые не стоят и выведенного яйца. Шесть месяцев мы бились за судостроительный завод «Море». Все говорили, что это предприятие не способно производить конкурентоспособную продукцию. Так продолжалось до тех пор, пока президент страны не направил туда своих экспертов. Их вердикт был таков: завод может делать все, и на перевооружение нужны копейки. Но за это время два корабля, которые должны были идти на ремонт в «Море», были переданы предприятию в Ярославле».

Логика таких структур ОПК понятна. Износ основных фондов крымской оборонки запредельно высокий. На некоторых предприятиях стоят станки, которые были вывезены из Германии после войны как репарации за разрушенные немцами города и предприятия СССР.

– Модернизация на некоторых предприятиях ОПК Крыма в лучшем случае проходила полвека назад. Степень износа основных фондов используемого оборудования составляет 75%», – заявила участникам заседания представитель Крыма в СФ Ольга Ковитиди. По ее словам, старение основных фондов является главной причиной, по которой крымские предприятия не включаются в состав холдингов ОПК. Понятно, что в таких обстоятельствах «головники» не могут привлечь крымчан к выполнению ГОЗ. Ведь согласно новому административному кодексу ненадлежащее выполнение гособоронзаказа подвергается суровому наказанию и руководителям предприятий приходится держать ответ за содеянное перед Верховным главнокомандующим.

– Понятно, что если крымские предприятия попадут в структуры стратегических предприятий ОПК, то им будет легче выжить. Но никто из них добровольно интегрироваться не хочет. В результате дело государственной важности застыло на мертвой точке. Видимо, ждут, пока в Москве дадут по шапке», – вынужден признать Олег Рязанцев. По его словам, на сегодня Минпромторгом определено 8 предприятий ОПК Крыма, которые должны войти в интегрированные структуры. Есть 12 предприятий, которые определились с технологическими партнерами для той или иной интегрированной структуры, но вопрос об их интеграции пока так и не решен.

Российские предприятия ОПК осваивали современную законодательную базу в течение многих лет. Крымчанам это приходится делать в режиме экстерна.

– Для освоения юридической базы, которая наработана в России, нам понадобится 5-7 лет. Есть поручение правительства не штрафовать нас за те или иные нарушения, но его нужно продлить хотя бы еще на год, – считает Александр Баталин.

Остро стоит вопрос и доступности кредитных ресурсов. По признанию первого заместителя министра промышленной политики Республики Крым Константина Равича, предприятия Крыма вошли в состав России с обнуленными счетами. «При вступлении Крыма в состав России Украиной были обнулены счета наших предприятий. То есть те оборотные средства, которые были на счетах, можно сказать, были украдены у наших предприятий».

Сложилась парадоксальная ситуация. Крымские предприятия не могут получить кредиты, потому что у них нет кредитной истории в составе России. Собственность предприятий ОПК не зарегистрирована и не откадастрирована в соответствии с российским законодательством. С другой стороны, банки хотят нормальных залоговых активов, которые на сегодня предоставлены быть не могут, потому что опять же еще не завершился процесс кадастрирования и регистрации собственности.

Кроме того, банки требуют наличия соответствующего уровня загрузки предприятий заказами, чтобы понимать, как будут возвращаться деньги. Получается замкнутый круг: заказы не предоставляются из-за устаревших фондов, а кредиты не даются на их обновление из-за незагруженности предприятий, поясняет ситуацию замкнутого круга Константин Равич.

Заместитель директора Департамента промышленности и сельского хозяйства Севастополя Александр Королев сообщил, что загрузка предприятий ОПК Севастополя составляет не более 40%. Главная проблема – получение разрешительных документов на работу по ГОЗ, то есть лицензий и допусков. В этом вопросе наблюдается такая же круговерть, как и при получении кредитов. Решение о возможности допуска руководителей предприятий принимается заказчиком работ. Но если у предприятия нет соответствующего договора с заказчиком, то оно не может рассчитывать на инициирование допуска, а договор можно заключить только при наличии допуска.

Сегодня в Крыму имеется недостаточная профессиональная подготовка инженерных кадров. Готовятся только гуманитарии. На полуострове нет профтехобразования. По словам А. Баталина, в Москве и Санкт-Петербурге проводятся семинары, но обучение там требует немалых средств (51 000 рублей на человека). Потребность в кадрах очень высокая. Сейчас система технического образования только начинает создаваться. Но дефицит будет ощущаться несколько лет. В связи с этим предлагается направлять в Крым специалистов из других регионов. Его поддержал Андрей Жердев, заявивший, что в связи с резким увеличением объемов производства заводы испытывают острую нехватку кадров. – Я готов взять 150 человек в этом году и еще 400 в следующем, – сказал гендиректор «Залива».

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров предложил Олегу Рязанцеву, представляющему Минпромторг, принять решение о преференциальном отношении к ОПК Крыма и разработать программу модернизации и вхождения предприятий полуострова в интегрированные структуры страны.

В частности, предлагается принять мораторий на принудительное взыскание задолженностей сроком на 5 лет, выделить субсидии организациям ОПК Крыма на возмещение затрат по уплате процентов, ввести режим льготного налогообложения, выделить из бюджета на развитие ОПК полуострова в 2016-2017 годах и вплоть до 2020 года порядка 16 млрд рублей.

 

Морские вести России №11 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Юрий Борисов: навигационное обеспечение морской деятельности РФ сейчас на низком уровне

Юрий Борисов: навигационное обеспечение морской деятельности РФ сейчас на низком уровне Вице-премьер России Юрий Борисов охарактеризовал как минимально допустимый уровень навигационно-гидр...

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза

На заводе «Красное Сормово» состоится открытый спуск сухогруза 21 июня 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Российская экономика

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году

Минэкономразвития ожидает улучшения показателей «Совкомфлота» в 2019 году Минэкономразвития РФ ожидает, что показатели компании «Совкомфлот» в 2019 г. улучшатся по сравнению ...

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК

Александр Волошин переизбран председателем совета директоров ПГК Соответствующее решение принято 18 июня на заседании вновь избранного Совета директоров Первой грузо...

Транспортная политика

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС

В 10 млрд рублей обойдется создание экосистемы транспортно-логистических сервисов ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) оценивает стоимость создания экосистемы  ...

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла

Свыше 130 млрд рублей составят вложения в проект Мурманского транспортного узла Инвестиции в завершение  проекта Мурманского транспортного узла планируются в сумме свыше ...

Морские порты

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году

Для передачи в федеральную собственность имущество порта Севастополя оформят к 2020 году Документы на имущество Севастопольского морского порта, которые необходимы для его   перед...

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы

Акимов: порт Лавна нужно ориентировать не только на уголь, но и на другие грузы Строящийся в рамках проекта Мурманского транспортного узла (МТУ) порт Лавна будет в основном...




Морской транспорт

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов»

В параде в честь Дня ВМФ во Владивостоке впервые примет участие крупнейший корабль ТОФ «Маршал Крылов» Самый крупный надводный корабль Тихоокеанского флота (ТОФ) - корабль измерительного комплекс...

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане

Парусник «Мир» стал гостем морского порта в Руане С 5 по 16 июня в Руане (Франция) отмечался Armada Race («Армада»), главный праздник ...

Речной транспорт

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла

В Совете Федерации отметили необходимость проведения госэкспертизы проекта строительства Нижегородского гидроузла В Совете Федерации 17 июня состоялось совещание «О вариантах обеспечения судоходства в нижнем бьефе ...

Ж/Д транспорт

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток

FESCO запускает новый контейнерный поезд из Сибири в Китай по сухопутному маршруту через Дальний Восток Транспортная группа FESCO («FESCO») расширяет географию сухопутных экспортных сервисов и зап...

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов

Холдинг «РЖД» в 2019 году подключил к Wi-Fi более 80 вокзалов Пополнился перечень российских железнодорожных вокзалов и станций, оснащенных бесплатным беспроводны...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...