Трудное возрождение

Судостроение
Трудное возрождение

Эйфория «Крымской весны», вызванная возвращением Крыма в состав России, у крымчан и севастопольцев закончилась. На полуострове, фактически ставшем сегодня островом вследствие известных событий, идет трудная работа по всем направлениям жизнедеятельности, в том числе и по интеграции предприятий в оборонно-промышленный комплекс страны. Вот и участники выездного совместного заседания Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации и правительства Республики Крым обсудили состояние и проблемы нормативного правового регулирования деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса в Республике Крым.

Алексей Казаков

 

Что сделано

По информации директора Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России Олега Рязанцева, в сводный реестр организаций ОПК России вошли еще 6 организаций, расположенных в Крымском федеральном округе. «Это далеко не весь перечень предприятий округа, которые планируется включить в состав реестра. Всего в контуре реестра мы видим несколько десятков предприятий полуострова. Включение в сводный реестр дает право претендовать на различные виды субсидий, предоставляемых министерством и федеральным бюджетом по различным финансово-экономическим вопросам», – напомнил представитель Минпромторга.

В этом году в Крыму начала работать свободная экономическая зона. Предприятия ОПК, которые войдут туда, будут пользоваться значительными преференциями. Исторически сложилось так, что ОПК Крыма «заточено» на обеспечение потребностей военно-морской базы ЧФ в Севастополе. В результате в советские времена в Крыму был создан судостроительный комплекс, обладающий уникальными возможностями, и руководство ОПК страны стремится максимально использовать этот потенциал.

На траекторию устойчивого экономического развития вышло АО «Завод «Фиолент», занимающееся производством систем автоматики для водоизмещающих кораблей. По словам генерального директора предприятия Александра Баталина, темпы роста объемов производства в этом году составили 130% по сравнению с 2014 годом. Продукция «Фиолента» вполне конкурентоспособна на рынке страны, и сейчас предприятие принимает участие в реализации 55 оборонных заказов. В настоящее время производство состоит из трех основных секторов. Кроме продукции военного назначения выпускается более 45 наименований электроинструментов. Уверенно развивается производство микромашин (вращающиеся трансформаторы, бесконтактные сельсины, датчики угла, бесконтактные индукционные фазовращатели, электродвигатели специального назначения). Системы автоматики выпускаются не только для кораблей, но и для судов на воздушной подушке, яхт, доков, морских буровых платформ.

За прошедший год началось второе рождение уникального предприятия не только крымского, но и российского судостроения – ООО «Судостроительный завод «Залив». Завод имеет сухой док длиной 365 метров, шириной 60 метров и глубиной 13 метров. Такие размеры дока, который не имеет аналогов не только в России, но и в Европе, а также оснащенность современными подъемными кранами позволит строить корпуса авианосцев. По информации генерального директора предприятия Андрея Жердева, уже сегодня зарплата сборщиков, сварщиков и рабочих некоторых других специальностей поднялась до 80 тысяч рублей. Кроме того, в части меры социальной поддержки здесь было принято беспрецедентное решение по нынешним временам: начать строительство некоммерческого жилья для своих работников.

Пока предприятие загружено только на 20%, но идет активное техническое перевооружение, требующее больших капитальных вложений. Прежде всего речь идет о строительстве кислородного цеха, необходимого для проведения сварочных работ.

– До «Крымской весны» на предприятии были заняты 350 человек, с сентября прошлого года количество специалистов увеличилось до 1750 человек, а к концу года планируем вырасти и до 3 тысяч человек. Завод не только ремонтирует корабли, но и готовится принять участие в строительстве Керченского мостового перехода, – говорит генеральный директор и поясняет: – Мы ощущаем поддержку правительства.

До начала «Крымской весны» АО «НТЦ «Импульс -2» занималось оснащением кораблей иностранных флотов информационно-управляемыми системами. Но с июня прошлого года предприятие принимает участие в выполнении оборонзаказов по разработке и изготовлению артиллерийских боевых модулей для роботизированных комплексов кораблей ВМФ РФ.

Идет возрождение и Двуякорной бухты, расположенной в районе Феодосии. Это, по мнению специалистов, лучшее место в России для испытаний подводного оружия. Активное техническое перевооружение проходит и ОАО «Севастопольский морской завод». В него планируется вложить крупные бюджетные инвестиции в 2016 году.

В целом в первом квартале 2015 года были заключены контракты крымских оборонных предприятий с партнерами, через которых осуществляется финансирование гособоронзаказа на общую сумму 1,2 млрд рублей. Планируется, что объем контрактов по итогам 2015 года будет на уровне 8,2 млрд рублей, а в 2016 году – 15,7 млрд рублей.

Как оценить масштаб проделанной работы? Для судостроительных предприятий ОПК полуострова, стагнировавших в течение более чем 20 лет, подобное оживление неплохой показатель.

 

Проблемы интеграции

Процесс интеграции крымских предприятий в неприглядном свете показал роль вертикально интегрированных структур ОПК России, контролирующих большую часть гособоронзаказа (ГОЗ) – 78% и осуществляющих финансирование инвестиционных проектов. Их мотивация в решении государственных задач оставляет желать лучшего.

Так, глава и председатель Совета министров Республики Крым Сергей Аксенов посетовал: «Мы вынуждены отвлекать президента страны на решение вопросов, которые не стоят и выведенного яйца. Шесть месяцев мы бились за судостроительный завод «Море». Все говорили, что это предприятие не способно производить конкурентоспособную продукцию. Так продолжалось до тех пор, пока президент страны не направил туда своих экспертов. Их вердикт был таков: завод может делать все, и на перевооружение нужны копейки. Но за это время два корабля, которые должны были идти на ремонт в «Море», были переданы предприятию в Ярославле».

Логика таких структур ОПК понятна. Износ основных фондов крымской оборонки запредельно высокий. На некоторых предприятиях стоят станки, которые были вывезены из Германии после войны как репарации за разрушенные немцами города и предприятия СССР.

– Модернизация на некоторых предприятиях ОПК Крыма в лучшем случае проходила полвека назад. Степень износа основных фондов используемого оборудования составляет 75%», – заявила участникам заседания представитель Крыма в СФ Ольга Ковитиди. По ее словам, старение основных фондов является главной причиной, по которой крымские предприятия не включаются в состав холдингов ОПК. Понятно, что в таких обстоятельствах «головники» не могут привлечь крымчан к выполнению ГОЗ. Ведь согласно новому административному кодексу ненадлежащее выполнение гособоронзаказа подвергается суровому наказанию и руководителям предприятий приходится держать ответ за содеянное перед Верховным главнокомандующим.

– Понятно, что если крымские предприятия попадут в структуры стратегических предприятий ОПК, то им будет легче выжить. Но никто из них добровольно интегрироваться не хочет. В результате дело государственной важности застыло на мертвой точке. Видимо, ждут, пока в Москве дадут по шапке», – вынужден признать Олег Рязанцев. По его словам, на сегодня Минпромторгом определено 8 предприятий ОПК Крыма, которые должны войти в интегрированные структуры. Есть 12 предприятий, которые определились с технологическими партнерами для той или иной интегрированной структуры, но вопрос об их интеграции пока так и не решен.

Российские предприятия ОПК осваивали современную законодательную базу в течение многих лет. Крымчанам это приходится делать в режиме экстерна.

– Для освоения юридической базы, которая наработана в России, нам понадобится 5-7 лет. Есть поручение правительства не штрафовать нас за те или иные нарушения, но его нужно продлить хотя бы еще на год, – считает Александр Баталин.

Остро стоит вопрос и доступности кредитных ресурсов. По признанию первого заместителя министра промышленной политики Республики Крым Константина Равича, предприятия Крыма вошли в состав России с обнуленными счетами. «При вступлении Крыма в состав России Украиной были обнулены счета наших предприятий. То есть те оборотные средства, которые были на счетах, можно сказать, были украдены у наших предприятий».

Сложилась парадоксальная ситуация. Крымские предприятия не могут получить кредиты, потому что у них нет кредитной истории в составе России. Собственность предприятий ОПК не зарегистрирована и не откадастрирована в соответствии с российским законодательством. С другой стороны, банки хотят нормальных залоговых активов, которые на сегодня предоставлены быть не могут, потому что опять же еще не завершился процесс кадастрирования и регистрации собственности.

Кроме того, банки требуют наличия соответствующего уровня загрузки предприятий заказами, чтобы понимать, как будут возвращаться деньги. Получается замкнутый круг: заказы не предоставляются из-за устаревших фондов, а кредиты не даются на их обновление из-за незагруженности предприятий, поясняет ситуацию замкнутого круга Константин Равич.

Заместитель директора Департамента промышленности и сельского хозяйства Севастополя Александр Королев сообщил, что загрузка предприятий ОПК Севастополя составляет не более 40%. Главная проблема – получение разрешительных документов на работу по ГОЗ, то есть лицензий и допусков. В этом вопросе наблюдается такая же круговерть, как и при получении кредитов. Решение о возможности допуска руководителей предприятий принимается заказчиком работ. Но если у предприятия нет соответствующего договора с заказчиком, то оно не может рассчитывать на инициирование допуска, а договор можно заключить только при наличии допуска.

Сегодня в Крыму имеется недостаточная профессиональная подготовка инженерных кадров. Готовятся только гуманитарии. На полуострове нет профтехобразования. По словам А. Баталина, в Москве и Санкт-Петербурге проводятся семинары, но обучение там требует немалых средств (51 000 рублей на человека). Потребность в кадрах очень высокая. Сейчас система технического образования только начинает создаваться. Но дефицит будет ощущаться несколько лет. В связи с этим предлагается направлять в Крым специалистов из других регионов. Его поддержал Андрей Жердев, заявивший, что в связи с резким увеличением объемов производства заводы испытывают острую нехватку кадров. – Я готов взять 150 человек в этом году и еще 400 в следующем, – сказал гендиректор «Залива».

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров предложил Олегу Рязанцеву, представляющему Минпромторг, принять решение о преференциальном отношении к ОПК Крыма и разработать программу модернизации и вхождения предприятий полуострова в интегрированные структуры страны.

В частности, предлагается принять мораторий на принудительное взыскание задолженностей сроком на 5 лет, выделить субсидии организациям ОПК Крыма на возмещение затрат по уплате процентов, ввести режим льготного налогообложения, выделить из бюджета на развитие ОПК полуострова в 2016-2017 годах и вплоть до 2020 года порядка 16 млрд рублей.

 

Морские вести России №11 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...