Трудное возрождение

Судостроение
Трудное возрождение

Эйфория «Крымской весны», вызванная возвращением Крыма в состав России, у крымчан и севастопольцев закончилась. На полуострове, фактически ставшем сегодня островом вследствие известных событий, идет трудная работа по всем направлениям жизнедеятельности, в том числе и по интеграции предприятий в оборонно-промышленный комплекс страны. Вот и участники выездного совместного заседания Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации и правительства Республики Крым обсудили состояние и проблемы нормативного правового регулирования деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса в Республике Крым.

Алексей Казаков

 

Что сделано

По информации директора Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга России Олега Рязанцева, в сводный реестр организаций ОПК России вошли еще 6 организаций, расположенных в Крымском федеральном округе. «Это далеко не весь перечень предприятий округа, которые планируется включить в состав реестра. Всего в контуре реестра мы видим несколько десятков предприятий полуострова. Включение в сводный реестр дает право претендовать на различные виды субсидий, предоставляемых министерством и федеральным бюджетом по различным финансово-экономическим вопросам», – напомнил представитель Минпромторга.

В этом году в Крыму начала работать свободная экономическая зона. Предприятия ОПК, которые войдут туда, будут пользоваться значительными преференциями. Исторически сложилось так, что ОПК Крыма «заточено» на обеспечение потребностей военно-морской базы ЧФ в Севастополе. В результате в советские времена в Крыму был создан судостроительный комплекс, обладающий уникальными возможностями, и руководство ОПК страны стремится максимально использовать этот потенциал.

На траекторию устойчивого экономического развития вышло АО «Завод «Фиолент», занимающееся производством систем автоматики для водоизмещающих кораблей. По словам генерального директора предприятия Александра Баталина, темпы роста объемов производства в этом году составили 130% по сравнению с 2014 годом. Продукция «Фиолента» вполне конкурентоспособна на рынке страны, и сейчас предприятие принимает участие в реализации 55 оборонных заказов. В настоящее время производство состоит из трех основных секторов. Кроме продукции военного назначения выпускается более 45 наименований электроинструментов. Уверенно развивается производство микромашин (вращающиеся трансформаторы, бесконтактные сельсины, датчики угла, бесконтактные индукционные фазовращатели, электродвигатели специального назначения). Системы автоматики выпускаются не только для кораблей, но и для судов на воздушной подушке, яхт, доков, морских буровых платформ.

За прошедший год началось второе рождение уникального предприятия не только крымского, но и российского судостроения – ООО «Судостроительный завод «Залив». Завод имеет сухой док длиной 365 метров, шириной 60 метров и глубиной 13 метров. Такие размеры дока, который не имеет аналогов не только в России, но и в Европе, а также оснащенность современными подъемными кранами позволит строить корпуса авианосцев. По информации генерального директора предприятия Андрея Жердева, уже сегодня зарплата сборщиков, сварщиков и рабочих некоторых других специальностей поднялась до 80 тысяч рублей. Кроме того, в части меры социальной поддержки здесь было принято беспрецедентное решение по нынешним временам: начать строительство некоммерческого жилья для своих работников.

Пока предприятие загружено только на 20%, но идет активное техническое перевооружение, требующее больших капитальных вложений. Прежде всего речь идет о строительстве кислородного цеха, необходимого для проведения сварочных работ.

– До «Крымской весны» на предприятии были заняты 350 человек, с сентября прошлого года количество специалистов увеличилось до 1750 человек, а к концу года планируем вырасти и до 3 тысяч человек. Завод не только ремонтирует корабли, но и готовится принять участие в строительстве Керченского мостового перехода, – говорит генеральный директор и поясняет: – Мы ощущаем поддержку правительства.

До начала «Крымской весны» АО «НТЦ «Импульс -2» занималось оснащением кораблей иностранных флотов информационно-управляемыми системами. Но с июня прошлого года предприятие принимает участие в выполнении оборонзаказов по разработке и изготовлению артиллерийских боевых модулей для роботизированных комплексов кораблей ВМФ РФ.

Идет возрождение и Двуякорной бухты, расположенной в районе Феодосии. Это, по мнению специалистов, лучшее место в России для испытаний подводного оружия. Активное техническое перевооружение проходит и ОАО «Севастопольский морской завод». В него планируется вложить крупные бюджетные инвестиции в 2016 году.

В целом в первом квартале 2015 года были заключены контракты крымских оборонных предприятий с партнерами, через которых осуществляется финансирование гособоронзаказа на общую сумму 1,2 млрд рублей. Планируется, что объем контрактов по итогам 2015 года будет на уровне 8,2 млрд рублей, а в 2016 году – 15,7 млрд рублей.

Как оценить масштаб проделанной работы? Для судостроительных предприятий ОПК полуострова, стагнировавших в течение более чем 20 лет, подобное оживление неплохой показатель.

 

Проблемы интеграции

Процесс интеграции крымских предприятий в неприглядном свете показал роль вертикально интегрированных структур ОПК России, контролирующих большую часть гособоронзаказа (ГОЗ) – 78% и осуществляющих финансирование инвестиционных проектов. Их мотивация в решении государственных задач оставляет желать лучшего.

Так, глава и председатель Совета министров Республики Крым Сергей Аксенов посетовал: «Мы вынуждены отвлекать президента страны на решение вопросов, которые не стоят и выведенного яйца. Шесть месяцев мы бились за судостроительный завод «Море». Все говорили, что это предприятие не способно производить конкурентоспособную продукцию. Так продолжалось до тех пор, пока президент страны не направил туда своих экспертов. Их вердикт был таков: завод может делать все, и на перевооружение нужны копейки. Но за это время два корабля, которые должны были идти на ремонт в «Море», были переданы предприятию в Ярославле».

Логика таких структур ОПК понятна. Износ основных фондов крымской оборонки запредельно высокий. На некоторых предприятиях стоят станки, которые были вывезены из Германии после войны как репарации за разрушенные немцами города и предприятия СССР.

– Модернизация на некоторых предприятиях ОПК Крыма в лучшем случае проходила полвека назад. Степень износа основных фондов используемого оборудования составляет 75%», – заявила участникам заседания представитель Крыма в СФ Ольга Ковитиди. По ее словам, старение основных фондов является главной причиной, по которой крымские предприятия не включаются в состав холдингов ОПК. Понятно, что в таких обстоятельствах «головники» не могут привлечь крымчан к выполнению ГОЗ. Ведь согласно новому административному кодексу ненадлежащее выполнение гособоронзаказа подвергается суровому наказанию и руководителям предприятий приходится держать ответ за содеянное перед Верховным главнокомандующим.

– Понятно, что если крымские предприятия попадут в структуры стратегических предприятий ОПК, то им будет легче выжить. Но никто из них добровольно интегрироваться не хочет. В результате дело государственной важности застыло на мертвой точке. Видимо, ждут, пока в Москве дадут по шапке», – вынужден признать Олег Рязанцев. По его словам, на сегодня Минпромторгом определено 8 предприятий ОПК Крыма, которые должны войти в интегрированные структуры. Есть 12 предприятий, которые определились с технологическими партнерами для той или иной интегрированной структуры, но вопрос об их интеграции пока так и не решен.

Российские предприятия ОПК осваивали современную законодательную базу в течение многих лет. Крымчанам это приходится делать в режиме экстерна.

– Для освоения юридической базы, которая наработана в России, нам понадобится 5-7 лет. Есть поручение правительства не штрафовать нас за те или иные нарушения, но его нужно продлить хотя бы еще на год, – считает Александр Баталин.

Остро стоит вопрос и доступности кредитных ресурсов. По признанию первого заместителя министра промышленной политики Республики Крым Константина Равича, предприятия Крыма вошли в состав России с обнуленными счетами. «При вступлении Крыма в состав России Украиной были обнулены счета наших предприятий. То есть те оборотные средства, которые были на счетах, можно сказать, были украдены у наших предприятий».

Сложилась парадоксальная ситуация. Крымские предприятия не могут получить кредиты, потому что у них нет кредитной истории в составе России. Собственность предприятий ОПК не зарегистрирована и не откадастрирована в соответствии с российским законодательством. С другой стороны, банки хотят нормальных залоговых активов, которые на сегодня предоставлены быть не могут, потому что опять же еще не завершился процесс кадастрирования и регистрации собственности.

Кроме того, банки требуют наличия соответствующего уровня загрузки предприятий заказами, чтобы понимать, как будут возвращаться деньги. Получается замкнутый круг: заказы не предоставляются из-за устаревших фондов, а кредиты не даются на их обновление из-за незагруженности предприятий, поясняет ситуацию замкнутого круга Константин Равич.

Заместитель директора Департамента промышленности и сельского хозяйства Севастополя Александр Королев сообщил, что загрузка предприятий ОПК Севастополя составляет не более 40%. Главная проблема – получение разрешительных документов на работу по ГОЗ, то есть лицензий и допусков. В этом вопросе наблюдается такая же круговерть, как и при получении кредитов. Решение о возможности допуска руководителей предприятий принимается заказчиком работ. Но если у предприятия нет соответствующего договора с заказчиком, то оно не может рассчитывать на инициирование допуска, а договор можно заключить только при наличии допуска.

Сегодня в Крыму имеется недостаточная профессиональная подготовка инженерных кадров. Готовятся только гуманитарии. На полуострове нет профтехобразования. По словам А. Баталина, в Москве и Санкт-Петербурге проводятся семинары, но обучение там требует немалых средств (51 000 рублей на человека). Потребность в кадрах очень высокая. Сейчас система технического образования только начинает создаваться. Но дефицит будет ощущаться несколько лет. В связи с этим предлагается направлять в Крым специалистов из других регионов. Его поддержал Андрей Жердев, заявивший, что в связи с резким увеличением объемов производства заводы испытывают острую нехватку кадров. – Я готов взять 150 человек в этом году и еще 400 в следующем, – сказал гендиректор «Залива».

Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров предложил Олегу Рязанцеву, представляющему Минпромторг, принять решение о преференциальном отношении к ОПК Крыма и разработать программу модернизации и вхождения предприятий полуострова в интегрированные структуры страны.

В частности, предлагается принять мораторий на принудительное взыскание задолженностей сроком на 5 лет, выделить субсидии организациям ОПК Крыма на возмещение затрат по уплате процентов, ввести режим льготного налогообложения, выделить из бюджета на развитие ОПК полуострова в 2016-2017 годах и вплоть до 2020 года порядка 16 млрд рублей.

 

Морские вести России №11 (2015)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами Пограничники ФСБ со спецназом и при поддержке авиации задержали в Приморье четыре иностранных трауле...

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым во время патрулирования озера Сиваш...

Российская экономика

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания Грузовой вездеход «Бурлак», разработанный командой уральских инженеров, успешно прошел испытания в о...

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти Научно-производственное управление «АвиаТех» завершает работу над первым в России арктическим самоле...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-сентябре 2017 года перевалили 272,15 млн тонн сухих грузов, что на 9,4%...

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов Морские порты РФ по итогам января-сентября 2017 года перевалили 308,27 млн тонн наливных грузов, что...




Морской транспорт

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске Ярославской области осуществил торжественный спуск на вод...

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме На реке Колыма завершилась навигация. Впервые в Зеленомысский порт, расположенный в ее устье приходи...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов Минприроды России инициировало снижение железнодорожного тарифа на перевозку пеллетов (древесных...

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ Объем перевозок «ТрансКонтейнера» по итогам января - сентября 2017 года вырос по сравнению с аналоги...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...