Время САРП ушло

Инфраструктура / Образование

О дальнейшей целесообразности использования понятия «САРП»

Как известно, САРП/ARPA (средство автоматической радиолокационной прокладки/Automatic Radar Plotting Aid) позволяет в автоматическом режиме производить непрерывное отслеживание перемещения судов-целей, рассчитывать параметры их движения и отображать эти параметры в виде буквенно-цифровой и графической информации на экране монитора РЛС, т.е. реализовать как метод радиолокационную прокладку.

Е. Климов, преподаватель-инструктор радиолокационного тренажера РЦ ДПО при АМИ им. капитана В.И. Воронина, капитан дальнего плавания

 

Обоснования для отказа

В качестве средства, обеспечивающего реализацию радиолокационной прокладки в таком виде, в каком она существует в САРПе, используется процесс, который носит название «Сопровождение/Tracking».

Первые технико-эксплуатационные требования (ТЭТ) к САРП – Рез. А.422(XI) были приняты ИМО 15 ноября 1979 года в качестве дополнения к Рез. А.281(VIII) (принята 20.11.1973) – «Основные требования к электронным навигационным средствам».

В соответствии с требованиями п. 3.4 Рез. А.422(XI) дисплей САРПа мог быть как отдельной частью судовой РЛС, так и составлять с ней единое целое. При этом в любой конфигурации дисплей САРПа должен был отвечать тем же самым требованиям, какие предъявлялись и к дисплею судовой РЛС.

Первоначально дисплей САРПа устанавливался отдельно от судовой РЛС в виде приставки, которая имела размеры домашнего холодильника и включала в себя электронно-лучевую трубку-дублер индикатора кругового обзора судовой РЛС и вычислительное устройство, осуществлявшее расчет параметров движения цели. Название САРП в обиходе закрепилось именно за приставкой.

1 января 1997 года вступили в силу обновленные эксплуатационные требования к САРП – Рез. А.823(19) – «Эксплуатационные требования к САРП». К этому времени успехи в развитии электроники и вычислительной техники позволили отказаться от приставки-САРП и разместить вычислительное устройство в приемоиндикаторе РЛС. При этом название САРП сохранилось, хотя оно уже относилось не к приставке, а к РЛС с функцией САРПа.

В Дополнении 1 к Рез. А.823(19) дано определение термина «Сопровождение/Tracking – Компьютерный процесс учета последовательных изменений положения цели для определения параметров ее движения».

1 января 1999 года вступили в силу обновленные эксплуатационные требования к РЛС – Рез. MSC.64(67) – «Принятие новых эксплуатационных требований и поправок к существующим эксплуатационным требованиям». В Приложении 4 к этой Резолюции появилась «Поправка к Рез. А.477(XII) – Эксплуатационные требования к радиолокационному оборудованию», в Дополнении 1 которой изложены новые требования к радиолокационной прокладке, которые носят название «Эксплуатационные требования к средствам автосопровождения (САС)». Требования Дополнения 1 распространялись на суда валовой вместимостью от 500 и выше. Сокращение САС расшифровывается как средство автоматического сопровождения, или в английском варианте – АТА (Auto Tracking Aid).

В Приложении 1 к Дополнению 1 Рез. MSC.64(67) дано определение термина «Сопровождение/Tracking – Компьютерная обработка последовательных изменений положения цели для определения параметров ее перемещений». Как можно видеть, определение термина «Сопровождение» здесь точно такое же, как и в эксплуатационных требованиях к САРП, т.е. режим САС обеспечивал автоматическую радиолокационную прокладку целей.

Таким образом, начиная с 1 января 1999 года на флоте появились судовые РЛС, в которых, как и в САРПах, радиолокационная прокладка выполнялась в автоматическом режиме. Это означало, что обычные РЛС в отношении радиолокационной прокладки выполняли ту же самую функцию, что и САРП.

1 июля 2008 года вступили в силу очередные обновленные эксплуатационные требования к РЛС – Рез. MSC.192(79) – «Пересмотренные эксплуатационные требования к радиолокационному оборудованию». Эти требования распространяются на все суда независимо от года их постройки и валовой вместимости. Более того, для судов валовой вместимостью выше 10 000 в требование к РЛС включены две функции САРП: автоматический захват цели под автосопровождение и возможность проигрывания маневра.

Вместо термина «Сопровождение/Tracking» в Дополнении 2 указанной выше Резолюции установлен термин «Сопровождение цели/Target tracking», который толкуется точно так же, как и в предыдущих требованиях к РЛС и в требованиях к САРП.

Таким образом, РЛС, отвечающие новым эксплуатационным требованиям, также способны вести радиолокационную прокладку в автоматическом режиме и, кроме того, действие этих требований распространяется на все суда независимо от их размера.

Из сказанного выше следует, что в отношении автоматизации процесса радиолокационной прокладки различия между САРП и остальными РЛС не существует.

Если сравнить остальные эксплуатационные требования к САРП и РЛС, то можно выделить 4 функции, которые имеются в САРП и которые отсутствуют в требованиях к РЛС:

1. Автоматический захват целей под автосопровождение (п. 3.2.1 Рез. А.823(19).

2. Наличие зон запрета автоматического захвата целей под автосопровождение (п. 3.2.1).

3. Равноудаленные по времени следы прошлых местоположений сопровождаемых целей (п. 3.3.5).

4. Возможность проигрывания маневра (п. 3.7).

Указанные отличия не являются принципиальными, и каждое из них имеет ограниченное применение. Некоторые из них производители радиолокационной техники уже давно включают в схемы обычных РЛС, а в требованиях к РЛС по Рез. MSC. 192(79) автоматический захват целей под автосопровождение и проигрывание маневра должны быть в РЛС на судах валовой вместимостью более 10 000.

Кроме того, необходимо отметить, что требования к САРП, изложенные в Рез. А.823(19), устарели, так как в них теперь отсутствуют требования, появившиеся в Рез. MSC.192(79), – интеграция и отображения сигналов АИС и возможность отображения выбранных частей электронных навигационных карт и другой информации векторных карт.

Есть все основания считать, что объективно созрели условия для отказа от понятия САРП.

 

Необходимые меры

Меры, которые необходимо принять в связи с отказом от понятия САРП

1. Действующая Рез. MSC.192(79) должна оставаться единственным документом (за исключением Рез. А.820(19) – ТЭТ к радиолокационному оборудованию высокоскоростных судов), устанавливающим эксплуатационные требования к радиолокационному оборудованию.

2. Распространить требования, изложенные в табл. 1 Рез. MSC.192(79), о наличии в РЛС функций «Автоматический захват целей под автосопровождение» и «Проигрывания маневра» для судов валовой вместимостью от 10 000 и выше на все остальные суда.

Дополнение требований табл. 1, как это принято в практике ИМО, должно распространяться на суда, построенные после определенной даты, или распространяться на РЛС, устанавливаемые на судах после определенной даты.

Отказаться от использования остальных двух отличительных функций САРП:

-         «Наличие зон запрета автоматического захвата целей под автосопровождение», так как при выставлении зон автозахвата остальное пространство в поле развертки дисплея РЛС вне этих зон и так становится зоной запрета автозахвата по умолчанию. Кроме того, опрос профессиональных судоводителей, проходивших тренажерную подготовку в АМИ им. капитана В.И. Воронина, показал, что эта функция является практически невостребованной.

-         «Равноудаленные по времени следы прошлых местоположений сопровождаемых целей», так как по многочисленным опросам профессиональных судоводителей, проходивших тренажерную подготовку, эта функция также менее всего востребована в практике их работы с САРП.

3. Упразднить Рез. А.823(19) – Эксплуатационные требования к САРП.

4. Разработать новый модельный курс ИМО «Использование РЛС в мореплавании», составив программу подготовки по следующим функциональным возможностям РЛС:

-         использование РЛС как средства наблюдения;

-         использование РЛС для предотвращения столкновения с другими судами;

-         использование РЛС для определения местоположения судна.

5. Считать нецелесообразным разработку модельного курса ИМО по использованию РЛС отдельно для судоводителей с рабочим дипломом «Уровень управления» и «Уровень эксплуатации», так как в плане эксплуатационном работа с судовой РЛС является одинаковой для судоводителей всех уровней ответственности.

Модельные курсы ИМО служат для подготовки пользователей РЛС, которая дает минимально необходимый и достаточный уровень знаний и умения для работы с таким техническим средством, каким является судовая РЛС. Опытный второй или третий помощники могут знать РЛС и работать с ней не хуже старшего помощника или даже капитана.

Если следовать логике ИМО, то надо вводить раздельные модельные курсы и для подготовки по такому важному виду навигационного оборудования, как ЭКНИС, где, кстати, на электронную навигационную карту выводится радиолокационная информация о сопровождаемых целях, а также АИС.

Уровень ответственности и принятие управленческих решений не должны влиять на содержание требований к умению работать с техническим средством.

6. Упразднить действующие модельный курс ИМО 1.07 (Использование РЛС в навигации, радиолокационная прокладка и использование САРП – уровень эксплуатации) и модельный курс 1.08 (Использование РЛС в навигации, радиолокационная прокладка и использование САРП – уровень управления).

 

Что дает отказ от понятия САРП

1. Появляются единые эксплуатационные требования к радиолокационному оборудованию для всех судов.

2. Упрощаются программы первичной подготовки судоводителей по радиолокационной тематике в учебных заведениях.

3. Судоводители освобождаются от необходимости прохождения дополнительной тренажерной подготовки по программе «Использование САРП».

4. В рабочих дипломах судоводителей будет отсутствовать ограничение, связанное с САРП.

5. Экономятся время и деньги как моряков, так и судовладельцев.

 

Морские вести России №7 (2015)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...