Как защитить окружающую среду - Морские вести России

Как защитить окружающую среду

17.01.2016

Безопасность мореплавания

26-27 февраля 2015 г. в Санкт-Петербурге прошел VI международный форум «Экология». В его работе приняли участие более 600 участников, представляющих федеральные и региональные органы власти, бизнес-сообщество и некоммерческие организации из 50 регионов России и 30 иностранных государств.

А. Сидоров, Санкт-Петербург

Повестка форума включала вопросы государственной политики и нормативного регулирования в сфере охраны водных ресурсов, негативного воздействия загрязняющих веществ на состояние вод со стороны жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и транспортной отрасли. Дискуссионные площадки стали центром обсуждения основных направлений природоохранной деятельности.

Модератором одной из конференций форума – «Влияние транспорта и транспортной инфраструктуры на водные объекты» выступил главный редактор издательства «Морские вести России» Анатолий Кузнецов.

 

Возмещение ущерба

Тон конференции задал Андрей Здетовецкий, начальник управления контроля, надзора и рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство), который подготовил доклад на тему «Воздействие дноуглубительных работ на состояние водных ресурсов и среду их обитания».

«На состояние водных экосистем влияет множество факторов: изучение, разведка, оценка и разработка полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов, строительство перерабатывающих мощностей углеводородного сырья, – сообщил представитель Федерального агентства. – Активизация и рост этих процессов влечет за собой и рост актуальности вопросов негативного воздействия на экологию».

«Законодательством задекларировано, что водные объекты воспринимаются в том числе и как среда обитания водных биологических ресурсов. В этой связи состояние водных объектов и жизнедеятельность и воспроизводство биоресурсов имеют прямую зависимость. Для воспроизводства биоресурсов существует довольно большая программа, которая ведется предприятиями Росрыболовства и которая оценивается в сумму от 9 до 11 млрд единиц выпуска молоди в год. Ежегодно Росрыболовство привлекает к ответственности более 100 тыс. нарушителей. Но, несмотря на эту большую работу, развитие ситуации нас не очень радует. И в первую очередь это связано с ростом хозяйственной активности и, как следствие, увеличением антропогенного воздействия на природу», – сказал Здетовский.

«Крупные отраслеобразующие или регионообразующие проекты становятся все более и более востребованными. Нефть и газ являются основой экономического благополучия нашей страны, и проекты типа «Сахалин-2», «Приразломная», Штокмановское месторождение и т.д. получают все большую поддержку. Однако эти объекты не только технически сложные, но и потенциально опасные для водных биологических ресурсов и среды их обитания. Потенциальные риски возникновения нештатных ситуаций тоже велики», – отметил специалист.

«Приведу примеры: в акватории Финского залива ведется активная добыча стройматериалов, дноуглубление, реконструкция Санкт-Петербургского судоходного морского канала и т.д. В результате если 25 лет назад в Финском заливе добывалось около 7 тыс. тонн биоресурсов, то сегодня эти цифры снизились в 6 раз.

Самый яркий пример серьезного экологического ущерба – строительство крупного морского порта в районе поселка Сабетта. В этом месте хрупкая природа арктической зоны. Ущерб только от строительства этого объекта достигает порядка 9 тыс. тонн водных биологических ресурсов. А при условии активного функционирования в течение 50 лет и при проведении необходимых дноуглубительных работ цифры вырастут до показателя более 40 тыс. тонн

Из этого следует, что нужно проводить очень финансовоемкие мероприятия для компенсации вреда, причиненного окружающей среде. Законодательством предусмотрена необходимость возмещения ущерба, наносимого всеми видами хозяйствующих субъектов», – привел данные чиновник.

Андрей Здетовецкий выступил с предложением о том, как организовать работу по возмещению наносимого ущерба. «Необходимо создать специального оператора, который занимался бы проведением компенсационных мероприятий на водных объектах, страдающих от хозяйственной деятельности, и сбором средств на эту деятельность, – сказал он. – Однако при реализации компенсационных мероприятий возникают серьезные проблемы. В первую очередь изменившийся порядок их реализации привел к тому, что компании-природопользователи должны самостоятельно осуществлять эти мероприятия. То есть либо содержать непрофильные активы, в чем никто не заинтересован, либо разыскивать специализированные компании, занимающиеся восстановлением водной экологии. Приведу некоторые цифры: за счет непрофильной нагрузки в последние три года снизилась эффективность проведения природоохранных мероприятий и составила всего около 25% от прежнего уровня».

«Поэтому в прошлом году появилось распоряжение правительства о переводе компенсационных мероприятий из натурального выражения в денежную форму. Хозяйствующему субъекту достаточно перечислить деньги на специальный счет и не заниматься, скажем, разводом и выпуском мальков самостоятельно», – сообщил Андрей Здетовецкий.

«Но для реализации этой идеи сегодня необходимо изменение федерального законодательства. Такая инициатива Росрыболовством подготовлена, она предлагает внести изменения в 50-ю статью Федерального закона №166, в рамках которой предусмотреть создание оператора компенсационных средств. Эта организация занималась бы сбором платежей, оценкой ущерба, нанесенного экологии, формировала бы программу мероприятий по компенсации ущерба и реализовывала ее. С такой инициативой Росрыболовство будет сейчас выходить. В конце прошлого года агентство провело конференцию, на которой предложило данную концепцию для обсуждения общественности. Считаем, что при реализации такого проекта вся проблематика, связанная с громоздкостью и административной сложностью предыдущего механизма, уйдет в прошлое. Кроме того, все решения будут научно обоснованны. Наше предложение позволит снизить административную нагрузку для предприятий-природопользователей», – заключил чиновник.

 

Заслон для нефтяных разливов

Геннадий Семанов, заведующий лабораторией ЗАО «ЦНИИМФ», в своем выступлении заявил, что необходимо создать национальный фонд для финансирования работ по предупреждению и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов.

«Согласно законодательству, каждая эксплуатирующая организация обязана иметь финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов и средства на возмещение вреда, причиненного природной среде, – начал представитель ЦНИИМФ. – О каких суммах может идти речь? К примеру, ущерб от аварии в Керченском проливе в ноябре 2007 г., когда ураган повредил около 20 судов, составил около 6,3 млрд рублей, то есть 3,1 млн рублей на тонну разлитой нефти. Приказом № 87 Министерства природы и экологии установлена методика оценки вреда, причиненного водным ресурсам. В случае разлива нефти более 5 тыс. тонн ущерб составит более 9 млрд рублей. Сюда не входят затраты на проведение работ и возмещение ущерба, нанесенного биоресурсам и собственности. Таким образом, большинству российских компаний эти суммы не по карману и самостоятельно они не смогут обеспечить финансирование».

«Мировой опыт показывает, что только эффективное взаимодействие государственной и частной систем реагирования позволяет значительно снизить негативные последствия от разливов нефти. Чтобы обеспечить финансирование в развитых странах – США, Канаде, Норвегии, Китае, – созданы так называемые национальные трастовые фонды ликвидации разливов нефти. Называются они по-разному, но основная задача у них одинаковая – обеспечить финансирование операций по ликвидации разливов нефти и компенсировать ущерб собственности», – подчеркнул Геннадий Семанов.

«По инициативе ряда неправительственных организаций РФ подготовлен проект федерального закона о Национальном фонде морей от загрязнения нефтью. Этот фонд мы предлагаем использовать для финансового обеспечения готовности реагирования на разливы нефти и компенсации ущерба, вызванного им. Фонд должен являться некоммерческим учреждением, его денежные средства не будут входить в состав бюджета РФ и других фондов и не будут подлежать изъятию. Фонд должен формироваться за счет сбора платежей с нефти, отправленной потребителю морским транспортом или по морскому нефтепроводу за рубеж. Также доход будет формироваться от инвестирования временно свободных средств. Мы предлагаем установить ставку сбора в размере 20 рублей за 1 перевезенную тонну. Предельный размер фонда предлагается ограничить 10 млрд рублей», – сообщил ученый.

«По нашему мнению, создание фонда позволит за счет повышения эффективности системы реагирования на разливы нефти снизить их негативные последствия для экономики и экологии. Также он снизит финансовую нагрузку на предпринимателей, потому что в ряде случаев им не потребуется создавать собственную систему реагирования, и обеспечит более полное возмещение ущерба собственникам, пострадавшим от разлива нефти», – подвел итог Геннадий Семанов.

 

Безопасная бункеровка

Максим Дегтярев, ведущий специалист ООО «Лукойл – Бункер», в своем докладе рассказал о методах обеспечения экологической безопасности при бункеровке судов.

«Главное негативное воздействие, которое может возникать во время бункеровки судов, – аварийные разливы нефтепродуктов, – сказал эксперт в своем выступлении. – На бункеровщиков накладывается обязанность кроме обеспечения безопасности судоходства обеспечивать безопасность погрузочно-разгрузочной деятельности. И чтобы предупредить разлив нефтепродуктов, предусматриваются организационные и инженерно-технические мероприятия. Они направлены на исключение разгерметизации оборудования, предупреждение взрывов, борьбу с возможными пожарами».

«К организационным мероприятиям относится в первую очередь лицензирование. Надо получить две лицензии, прежде чем заниматься бункеровкой: на погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами и на транспортировку опасных грузов. Процедура лицензирования сама по себе подразумевает выполнение ряда требований: наличие ответственных, плана реагирования, оборудования, договора страхования и т.д.

Второе мероприятие – это заключение договоров со специализированными компаниями либо создание собственных внештатных аварийно-спасательных формирований. Далее идут заключение договоров на сдачу нефтесодержащих и других отходов, проведение регулярных учений, подготовка членов экипажей судов-бункеровщиков, оснащение бункеровщиков средствами для сбора нефти, планирование и проведение регламентных работ для содержания судов в исправном состоянии.

К инженерно-техническим мероприятиям относятся проведение операций по «закрытой схеме», то есть бункеровки по закрытой линии, поддержание в исправном состоянии оборудования, строгое соблюдение технологий и регламента, условий хранений топлива», – сказал эксперт.

Все эти мероприятия прописаны в различных регламентах, актах и т.д.», – подчеркнул Максим Дегтярев.

 

Кто очистит Авачинскую бухту?

Константин Маклов, заместитель председателя Законодательного Собрания Камчатского края, заявил в ходе своего доклада, что необходимо федеральное участие в очистке Авачинской бухты от затонувших судов, в противном случае этот процесс займет около 30 лет.

«Экономика Дальневосточного региона и входящего в него Камчатского края связана с добычей морских природных ресурсов и сильно зависит от нее, – начал свое выступление Константин Маклов. – В то же время одной из главных причин накопленного экологического ущерба в морских акваториях Дальнего Востока является превращение их в места фактического захоронения судов. Сегодня в морских портовых акваториях, по оценкам экспертов, накопилось около 2 тыс. брошенных судов».

«Особое беспокойство вызывает ситуация в Авачинской губе. Авачинская бухта – уникальное природное образование, являющееся объектом федерального значения. Губа считается рыбохозяйственным водоемом высшей категории, в котором обитает более 60 видов рыб, включая 5 видов тихоокеанских лососевых», – подчеркнул представитель заксобрания края.

«Проблема с затонувшими судами является одной из основных составляющих комплексной экологической проблемы, оказывающей негативное техногенное воздействие на экосистему Авачинской губы. Затонувшие суда и металлоконструкции угрожают судоходству, негативно влияют на экологическую обстановку в бухте и на сохранение ее рыбопромыслового значения.

Несмотря на то что в последнее время в Камчатском крае активизировалась работа по подъему затонувших судов (за три года, с 2011 по 2014 год, было поднято и утилизировано 40 судов общей массой примерно 20 тыс. тонн), сегодня в бухте остается порядка 68 учтенных корпусов кораблей и судов и их фрагментов общим весом порядка 220 тыс. тонн. Более того, поскольку полного обследования Авачинской бухты не производилось, можно предположить, что есть еще много неучтенных затопленных объектов», – заметил Константин Маклов.

«Брошенное имущество появилось в результате многочисленных продаж и перепродаж предприятий. На установление собственников и их принуждение к подъему судна уходят годы. Но на сегодня практически все собственники установлены. Вынесено 17 судебных решений по удалению плавсредств и их фрагментов из акватории бухты. Возбуждено 38 административных дел и выданы предписания о подъеме судов. Но применяемые меры административного наказания в виде штрафов малоэффективны из-за незначительности налагаемых сумм.

В этой связи считаю, что правительству РФ необходимо дать поручение соответствующим министерствам и ведомствам, чтобы те предусмотрели ужесточение наказания за данный вид правонарушения. Добавлю, что количество брошенного металла в Авачинской бухте с каждым годом возрастает за счет судов, задержанных за нарушения охранного законодательства, которые в ожидании компенсации посредством продажи на аукционе приходят в негодность и тонут. Федеральный бюджет несет расходы, связанные с их содержанием и обслуживанием, исчисляемые сотнями миллионов рублей.

С целью упорядочивания морских судов Законодательным Собранием Камчатского края совместно с правительством края ведется работа по разработке федерального закона о внесении изменений в статью 504 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и в статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части регулирования вопросов упрощения процедур реализации морских судов, которые конфискованы в доход государства», – сообщил заместитель председателя заксобрания.

«Вопросы по подъему судов находятся под контролем Законодательного Собрания края. Несмотря на все усилия, груз накопленных экологических проблем остается огромным, и без участия федеральной власти самостоятельно с ними не справиться. Без федеральной поддержки работы по очистке Авачинской бухты потребуют около 30 лет.

Прошу включить в проект решения форума предложение к правительству РФ об ускорении принятия федеральной целевой программы по ликвидации накопленного экологического ущерба и включить в нее мероприятия по очистке Авачинской бухты», – заключил представитель Камчатского края.

 

Морские вести Росси №7 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ