Брошенные суда – актуальный вопрос для портов Приморья
14.01.2016
Безопасность мореплавания
С конца прошлого года Министерство по развитию Дальнего Востока активно ведет разработку законопроектов, определяющих дальнейшее развитие территории Приморского края, в том числе акваторий морских портов. Идеи, призванные стимулировать рост грузопотоков и торговых операций через морские пункты пропуска, входящие в транспортно-логистическую систему региона, обретают реальные черты.
Но есть вопрос, который законодательно для акваторий морских портов, входящих в зону ответственности ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», никак не решается. Тем не менее, он является весьма актуальным, и в будущем его нерешенность создаст для портов Приморья угрозу экологической безопасности и безопасности мореплавания. Это ситуация с брошенными судами в акваториях морских портов края.
Петр Кушпетюк, и.о. капитана морского порта Находка, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»
Существует международная практика, согласно которой территории и акватории с вводом режима таможенных и налоговых преференций обеспечивают увеличение грузопотока и активизацию торговых операций региона. Резидентами таких особых экономических зон становятся предприятия, связанные с обслуживанием этого грузопотока, – от стивидорных компаний до сервисных, ремонтных и других предприятий.
В рамках этих особых экономических зон у государства есть обязательства по развитию в том числе внешней инфраструктуры, расположенной в акватории и на подходах к порту, в частности обеспечение нормального пространства для подхода и якорной стоянки судов.
С введением режима таможенных и налоговых преференций количество судозаходов увеличится на порядок, и уже сейчас необходимо продумать такие механизмы, при которых судовладельцы могли бы безопасно осуществлять регулярные рейсы.
Вместе с тем, в акваториях портов Приморского края для этого есть ограничения в виде брошенных судов, которые уже сегодня создают проблемы для организации якорных стоянок, погрузки и выгрузки грузов на/с морского транспорта, а также повышают риски экологической безопасности региона, снижают его привлекательность при реализации инвестиционных проектов.
Акватории брошенных судов
Проблема брошенных судов с одной стороны проста, с другой – не очень. Как же эти суда оказались в местах своего нынешнего пребывания?
Большинство из них были арестованы за различного рода нарушения. Только в акватории порта Находка количество брошенных судов превышает 30 единиц. Из них более 70% – это суда рыболовные, большей частью браконьерские, оказавшиеся здесь по предписанию пограничников, пресекших их незаконную деятельность в российских территориальных водах или экономической зоне.
Многие из брошенных судов стоят под флагами Камбоджи, Сьерра-Леоне, КНДР и прочих иностранных государств. Судовладельцев не отыскать. Судебные иски они проиграли, и перед ними возникла дилемма: либо выплачивать крупный штраф, возмещать нанесенный биоресурсам ущерб и забирать свою далеко не новую шхуну, либо ничего не платить, а судно попросту бросить, ибо его реальная стоимость гораздо ниже наложенного штрафа.
Порой бросают и суда, судебные процессы по которым выиграны, потому что суды, как правило, длятся долго, суда стоят на приколе без дела, содержать на них экипаж накладно, а без присмотра они подвергаются разграблению.
Таким образом, даже простой экономический расчет показывает судовладельцу, что ему выгоднее «забыть» судно в порту, нежели его восстанавливать, а тем более тратить огромные деньги на утилизацию. Найти хозяина брошенного судна практически невозможно. В результате такие суда становятся головной болью местных властей и капитанов морских портов, так как не только захламляют акваторию, но и представляют реальную опасность для судоходства и экологии.
Так, СРТМ «Невельский комсомолец» стоит в акватории порта Находка с 2008 года. На основании сюрвейерского обследования данное судно уже давно конструктивно погибло. Более того, в результате коррозии корпус судна изношен до такой степени, что во время штормовой погоды происходят удары судна о пирс и соударение с пришвартованными к нему судами. А топливные танки при этом не очищены, что уже несет в себе экологическую угрозу для окружающей среды. И так фактически по любому другому брошенному судну в порту Находка.
Между тем по всем нормативам хозяин должен снять судно с регистрации и, очевидно, сдать его на металлолом. Прежде многие так и делали – утилизировали у нас в регионе или уводили в Японию, Индию. Но сейчас суда просто бросают на произвол судьбы.
Самое поразительное, что без судовладельца, в каком бы состоянии судно ни было, портовые власти сделать ничего не могут – таков законодательный казус.
ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» со своей стороны усиливает контроль над брошенными судами, однако отсутствие правоустанавливающих полномочий в данной области не дает нам разрешить проблему в полной мере.
Что делать?
В конце 2013 года профильный комитет Госдумы начал рассматривать законопроект камчатских парламентариев, призванный решить проблему с брошенным флотом. В качестве предложения выдвигалась идея, согласно которой суда, конфискованные либо изъятые за незаконную добычу водных биоресурсов, если они не были реализованы на аукционах, подлежат уничтожению.
Суть этого предложения была более чем резонной. Ведь проблема заключается в том, что с момента задержания судна до передачи его в качестве объекта конфискации территориальному управлению Росимущества, а также в ожидании реализации в соответствии с прогнозным планом приватизации судно приходит в неудовлетворительное состояние. Впоследствии передача объекта в аренду и дальнейшая его продажа затрудняются. Однако депутаты Госдумы нашли в законопроекте много спорных моментов и противоречий действующему законодательству.
В сентябре 2014 года ситуацией с брошенными судами озаботились и депутаты Законодательного собрания Приморского края. Выяснилось, что в крае из нескольких десятков брошенных судов 11 были обращены в собственность государства, но при этом с 2009 года ни одно судно не было реализовано на аукционе, а решения об их утилизации не принимались.
Основная проблема заключается в том, что нет возможности снять с регистрационного учета суда, зарегистрированные на территории иностранных государств, с которыми у России нет дипломатических отношений. Кроме того, в некоторых случаях отсутствовали судовые документы. Законодатели обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой разработать механизм утилизации таких объектов.
Есть ли выход из ситуации? На наш взгляд, есть. Для этого Минэкономразвития и Росимуществом должны быть инициированы процедуры подготовки нескольких нормативных актов, во-первых, постановления правительства РФ, определяющего порядок действий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в случае поступления в казну РФ конфискованных судов (по аналогии с Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).
Во-вторых, нужно предусмотреть возможность утилизации таких судов при наличии технических показателей без регистрации права собственности РФ в судовом реестре. А при отсутствии дипломатических отношений с государством флага судна или отказе иностранного государства в легализации разработать нормативный акт по легализации документов о конфискации судов под иностранными флагами и обязательно прописать в нем, что судно может быть утилизировано.
И в-третьих, необходимо рассмотреть вопрос о разработке нормативного акта по приватизации на аукционах конфискованных судов или образовавшегося от их утилизации металлолома в упрощенном порядке, то есть без включения в ежегодный план приватизации (аналогично процедуре постановления Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).
Сегодня в Приморье сложилась уникальная ситуация. Все понимают важность развития транспортной и инженерной инфраструктуры края для повышения его привлекательности, для реализации инвестиционных проектов, связанных с увеличением грузооборота портов и других видов транспорта. Ведь Приморский край в силу своего географического расположения обладает стратегическим потенциалом - транспортными коридорами из стран АТР в Европу и наоборот. Однако раскрыться этому потенциалу в полную силу пока не удается. Поэтому прежде всего нужно хотя бы устранить искусственно создаваемые барьеры в акватории залива Петра Великого.
Морские порты №4 (2015)