Брошенные суда – актуальный вопрос для портов Приморья

Безопасность мореплавания
Брошенные суда – актуальный вопрос для портов Приморья

С конца прошлого года Министерство по развитию Дальнего Востока активно ведет разработку законопроектов, определяющих дальнейшее развитие территории Приморского края, в том числе акваторий морских портов. Идеи, призванные стимулировать рост грузопотоков и торговых операций через морские пункты пропуска, входящие в транспортно-логистическую систему региона, обретают реальные черты.

Но есть вопрос, который законодательно для акваторий морских портов, входящих в зону ответственности ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», никак не решается. Тем не менее, он является весьма актуальным, и в будущем его нерешенность создаст для портов Приморья угрозу экологической безопасности и безопасности мореплавания. Это ситуация с брошенными судами в акваториях морских портов края.

Петр Кушпетюк, и.о. капитана морского порта Находка, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

Существует международная практика, согласно которой территории и акватории с вводом режима таможенных и налоговых преференций обеспечивают увеличение грузопотока и активизацию торговых операций региона. Резидентами таких особых экономических зон становятся предприятия, связанные с обслуживанием этого грузопотока, – от стивидорных компаний до сервисных, ремонтных и других предприятий.

В рамках этих особых экономических зон у государства есть обязательства по развитию в том числе внешней инфраструктуры, расположенной в акватории и на подходах к порту, в частности обеспечение нормального пространства для подхода и якорной стоянки судов.

С введением режима таможенных и налоговых преференций количество судозаходов увеличится на порядок, и уже сейчас необходимо продумать такие механизмы, при которых судовладельцы могли бы безопасно осуществлять регулярные рейсы.

Вместе с тем, в акваториях портов Приморского края для этого есть ограничения в виде брошенных судов, которые уже сегодня создают проблемы для организации якорных стоянок, погрузки и выгрузки грузов на/с морского транспорта, а также повышают риски экологической безопасности региона, снижают его привлекательность при реализации инвестиционных проектов.

 

Акватории брошенных судов

Проблема брошенных судов с одной стороны проста, с другой – не очень. Как же эти суда оказались в местах своего нынешнего пребывания?

Большинство из них  были арестованы за различного рода нарушения. Только в акватории порта Находка количество брошенных судов превышает 30 единиц. Из них более 70% – это суда рыболовные, большей частью браконьерские, оказавшиеся здесь по предписанию пограничников, пресекших их незаконную деятельность в российских территориальных водах или экономической зоне.

Многие из брошенных судов стоят под флагами Камбоджи, Сьерра-Леоне, КНДР и прочих иностранных государств. Судовладельцев не отыскать. Судебные иски они проиграли, и  перед ними возникла дилемма: либо выплачивать крупный штраф, возмещать нанесенный биоресурсам ущерб и забирать свою далеко не новую шхуну, либо ничего не платить, а судно попросту бросить, ибо его реальная стоимость гораздо ниже наложенного штрафа.

Порой бросают и суда, судебные процессы по которым выиграны, потому что суды, как правило, длятся долго, суда стоят на приколе без дела, содержать на них экипаж накладно, а без присмотра они подвергаются разграблению.

Таким образом, даже простой экономический расчет показывает судовладельцу, что ему выгоднее «забыть» судно в порту, нежели его восстанавливать, а тем более тратить огромные деньги на утилизацию. Найти хозяина брошенного судна практически невозможно. В результате такие суда становятся головной болью местных властей и капитанов морских портов, так как не только захламляют акваторию, но и представляют реальную опасность для судоходства и экологии.

Так, СРТМ «Невельский комсомолец» стоит в акватории порта Находка с 2008 года. На основании сюрвейерского обследования данное судно уже давно конструктивно погибло. Более того, в результате коррозии корпус судна изношен до такой степени, что во время штормовой погоды происходят удары судна о пирс и соударение с пришвартованными к нему судами. А топливные танки при этом не очищены, что уже несет в себе экологическую угрозу для окружающей среды. И так фактически по любому другому брошенному судну в порту Находка.

Между тем по всем нормативам хозяин должен снять судно с регистрации и, очевидно, сдать его на металлолом. Прежде многие так и делали – утилизировали у нас в регионе или уводили в Японию, Индию. Но сейчас суда просто бросают на произвол судьбы.

Самое поразительное, что без судовладельца, в каком бы состоянии судно ни было, портовые власти сделать ничего не могут – таков законодательный казус. 

ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» со своей стороны усиливает контроль над брошенными судами, однако отсутствие правоустанавливающих полномочий в данной области не дает нам разрешить проблему в полной мере.

 

Что делать?

В конце 2013 года профильный комитет Госдумы начал рассматривать законопроект камчатских парламентариев, призванный решить проблему с брошенным флотом. В качестве предложения выдвигалась идея, согласно которой суда, конфискованные либо изъятые за незаконную добычу водных биоресурсов, если они не были реализованы на аукционах, подлежат уничтожению.

Суть этого предложения была более чем резонной. Ведь проблема заключается в том, что с момента задержания судна до передачи его в качестве объекта конфискации территориальному управлению Росимущества, а также в ожидании реализации в соответствии с прогнозным планом приватизации судно приходит в неудовлетворительное состояние. Впоследствии передача объекта в аренду и дальнейшая его продажа затрудняются. Однако депутаты Госдумы нашли в законопроекте много спорных моментов и противоречий действующему законодательству.

В сентябре 2014 года ситуацией с брошенными судами озаботились и депутаты Законодательного собрания Приморского края. Выяснилось, что в крае из нескольких десятков брошенных судов 11 были обращены в собственность государства, но при этом с 2009 года ни одно судно не было реализовано на аукционе, а решения об их утилизации не принимались.

Основная проблема заключается в том, что нет возможности снять с регистрационного учета суда, зарегистрированные на территории иностранных государств, с которыми у России нет дипломатических отношений. Кроме того, в некоторых случаях отсутствовали судовые документы. Законодатели обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой разработать механизм утилизации таких объектов.

Есть ли выход из ситуации? На наш взгляд, есть. Для этого Минэкономразвития и Росимуществом должны быть инициированы процедуры подготовки нескольких нормативных актов, во-первых, постановления правительства РФ, определяющего порядок действий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в случае поступления в казну РФ конфискованных судов (по аналогии с Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).

Во-вторых, нужно предусмотреть возможность утилизации таких судов при наличии технических показателей без регистрации права собственности РФ в судовом реестре. А при отсутствии дипломатических отношений с государством флага судна или отказе иностранного государства в легализации разработать нормативный акт по легализации документов о конфискации судов под иностранными флагами и обязательно прописать в нем, что судно может быть утилизировано.

И в-третьих, необходимо рассмотреть вопрос о разработке нормативного акта по приватизации на аукционах конфискованных судов или образовавшегося от их утилизации металлолома в упрощенном порядке, то есть без включения в ежегодный план приватизации (аналогично процедуре постановления Правительства РФ от 29.05.2003 г. №311).

Сегодня в Приморье сложилась уникальная ситуация. Все понимают важность развития транспортной и инженерной инфраструктуры края для повышения его привлекательности, для реализации инвестиционных проектов, связанных с увеличением грузооборота портов и других видов транспорта. Ведь Приморский край в силу своего географического расположения обладает стратегическим потенциалом - транспортными коридорами из стран АТР в Европу и наоборот. Однако раскрыться этому потенциалу в полную силу пока не удается. Поэтому прежде всего нужно хотя бы устранить искусственно создаваемые барьеры в акватории залива Петра Великого.

 

Морские порты №4 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Исследовательское судно «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако

Исследовательское судно «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако Океанографическое исследовательское судно (ОИС) Балтийского флота «Адмирал Владимирский» в р...

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

На строительство транспортного узла в Мурманске у государства нет денег

На строительство транспортного узла в Мурманске у государства нет денег На строительство Мурманского транспортного узла у государства нет денег. Об этом стало известно на с...

Клайпедский порт наметил план развития на 15 лет

Клайпедский порт наметил план развития на 15 лет Администрация Клайпедского порта в настоящий момент разрабатывает генеральный план развития на 15 ле...




Морской транспорт

Оснащенный высокоточным оружием ракетный корабль заложат в Татарстане

Оснащенный высокоточным оружием ракетный корабль заложат в Татарстане Торжественная церемония закладки новейшего малого ракетного корабля проекта 21631 состоится на Зелен...

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...