Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Пиратство

Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связывающие Европу с Ближним Востоком, странами Африки и Юго-Восточной Азии, стала особенно актуальной в 2004 г. Именно тогда флибустьеры начали применять тактику нападений на коммерческие суда с целью захвата заложников и получения выкупа, а не ради грабежа.

Алексей Попов, директор департамента анализа и информации Moran Security Group Ltd

С 2004 по 2010 год наблюдалось ежегодное увеличение успешных пиратских вылазок, заканчивающихся пленением экипажей и получением вожделенного выкупа. В частности, флибустьеры проводили от 25 до 45 захватов в год, а средний размер выкупа составлял $3-6 млн. Однако с конца 2010-го по настоящее время наметилась устойчивая тенденция к сокращению числа инцидентов в акватории Индийского океана (в 2012 году зафиксировано только пять захватов судов), что связывается экспертным сообществом морской индустрии с рядом факторов:

-         развертывание групп частной вооруженной охраны на борту судов торгового флота различных стран при прохождении так называемой зоны повышенного риска. Размеры зоны повышенного риска (HRA) согласно положениям Международной морской организации (ИMO) определяются следующими координатами: на севере зона ограничивается Суэцким каналом и Ормузским проливом, на юге – 10оS, на востоке – 78оE. По данным международной статистики, опасными водами проходят от 20 до 30 тысяч судов в год;

-         наращивание присутствия международных военно-морских сил в регионе;

-         внедрение в практику положений BPM-4 (Best Management Practice-4), в котором детально прописаны действия капитана и команды в случае встречи с пиратами. Однако следует иметь в виду, что выполнение постулатов данного документа позволяет лишь снизить вероятность и в некоторой степени предупредить пиратскую атаку;

-         активизация уголовного преследования финансистов пиратов, а также самих исполнителей нападений. В частности, Сейшельские Острова предоставляют свои тюрьмы для осужденных морских разбойников.

Если говорить об эффективности применения боевых кораблей международной коалиции для защиты судов в пиратоопасных районах Индийского океана, то, по нашим оценкам, официальные заявления представителей ВМС стран НАТО и ЕС о том, что они «контролируют» ситуацию в зоне повышенного риска, не отражают реальную действительность.

 

 

 

На представленной схеме наглядно демонстрируется охват HRA (выделена зеленым и желтым контурами), а также районы совершения пиратских нападений, которые выходят за установленные рамки (бордовый овал). При этом международные военно-морские силы, насчитывающие около 40 военных кораблей стран НАТО и ЕС, а также России, Индии, Южной Кореи и Китая, сконцентрированы преимущественно в международном коридоре безопасности (IRTC), в Аденском заливе, с целью обеспечения организации конвоев для торговых судов при прохождении ими данного участка пути. Таким образом, северная, южная и восточная части Индийского океана, западное побережье Индии, а также южная часть Красного моря и Мозамбикский пролив остаются крайне уязвимыми для судоходства с точки зрения возможности пиратской атаки.

По нашим оценкам, совпадающим с мнением представителей ИMO, а также ряда крупнейших страховых компаний и ассоциаций судовладельцев (Intercargo, Intertanko, BIMCO), наиболее эффективным средством сдерживания пиратов является размещение частных вооруженных охранников на борту гражданских судов. Данный тезис подтверждает статистика ИMO: «ни одно судно, где на борту находилась вооруженная охрана, не было захвачено пиратами».

Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, а также практически полное отсутствие пиратских инцидентов в исследуемом регионе с августа по ноябрь 2012 г., пиратская угроза не теряет своей актуальности.

В частности, в декабре 2012 г. в зоне повышенного риска произошли сразу несколько инцидентов. В Оманском заливе совершены атаки на шесть торговых судов, одно из которых было взято на абордаж (датский танкер Torm Kristina, экипаж укрылся в цитадели, что не позволило пиратам получить контроль над судном), а на помощь своевременно подоспел боевой корабль войск коалиции. Остальные нападения были отражены находящимися на борту группами частной охраны. Кроме того, 18 декабря 2012 года в Аденском заливе, в водах Сомали, недалеко от международного коридора безопасности, произошел угон балкера, который в настоящее время освобожден. Наряду с этим непосредственно в IRTC 5 декабря 2012 года пиратское доу и два быстроходных катера попытались приблизиться к торговому судну, однако, увидев на судне вооруженную охрану, изменили курс. В течение декабря 2012 года в Аравийском море военные корабли сил коалиции задержали пару подозрительных доу с пиратами на борту.

С учетом того, что в настоящее время все большее число судовладельцев пользуются услугами частных охранных компаний (ЧОК) и размещают на судах вооруженную охрану, являющуюся крайне эффективным средством сдерживания пиратских нападений, сомалийские флибустьеры также принимают во внимание данный факт. В частности, их тактика теперь носит более выверенный и взвешенный характер: они не хотят рисковать понапрасну! Перед непосредственным актом агрессии пираты длительное время осуществляют контроль за выбранной жертвой (судном), как визуальный, так и технический, проводят рекогносцировку с целью установления наличия или отсутствия вооруженной охраны на борту. Только после этого принимается решение о нападении. Как вы понимаете, отрицательное – если были замечены сотрудники ЧОК.

Кроме того, в связи со свержением режима М. Каддафи в Ливии в 2012г. и отсутствием централизованной власти в этой стране, сомалийские пираты получили доступ к современным типам оружия, в том числе гранатометам, ранее состоявшим на вооружении ливийской армии. Таким образом, не исключается вариант их применения в ближайшее время против коммерческих судов.

Все эти факты свидетельствуют о возобновлении активных действий пиратов после определенного затишья. Более того, предполагается рост числа нападений с учетом острой необходимости сомалийцев пополнить свои финансовые ресурсы после нескольких месяцев «простоя».

Наряду с этим прогнозируется увеличение разбойных инцидентов на море в районе Мозамбикского пролива в связи с ростом добычи углеводородов на континентальных шельфах прибрежных государств (Мозамбик, Танзания) и соответственно роста объемов их транспортировки в Юго-Восточную Азию и Европу с использованием значительного числа танкеров и газовозов.

По нашим оценкам, все это свидетельствует о сохранении серьезной пиратской угрозы в регионе Индийского океана в среднесрочной перспективе, а также указывает на наиболее эффективное средство противодействия – наличие вооруженной охраны на борту торговых судов.

 

Из доклада президенту компании MSG

Я, командир группы безопасности MSG (team leader), настоящим докладываю Вам, что в период с 07.09.2012 по 12.09.2012 нашими усилиями отражено 14 пиратских нападений высокой интенсивности на сухогруз заказчика, следующий по маршруту западное побережье Индии – Красное море. При этом по нам неоднократно велся прицельный огонь.

С 27.08.2011 по 24.09.2011 группа морской безопасности MSG под моим командованием несла вахту на одном из коммерческих судов (MV «X»). До входа в Аденский залив своевременно в соответствии с требованиями BMP-4 (приложения «Б» и «Е») произведены доклады в UKMTO и MSCHOA до входа в зону высокого риска. В процессе прохождения  международного коридора безопасности периодически устанавливалась радиосвязь с военными кораблями НАТО и ЕС для обмена информацией и согласования взаимных действий. 06.09.2011 никаких происшествий зафиксировано не было, кроме постоянных сбоев в работе главного двигателя, что приводило к периодическим постановкам в дрейф. Кроме того, судно (MV – motor vessel) имело низкий надводный борт высотой около 1 метра, что также делало его крайне уязвимым с точки зрения пиратского нападения.

В ночь с 6 на 7 сентября судно без включенных ходовых огней и AIS два раза опасно маневрировало и пересекало курс MV «X» очень близко по носу. Утром 7 сентября оно снова попало в поле зрения группы безопасности и было по внешним признакам идентифицировано как Khaled Muhieddine, входящее в список судов-маток. Несмотря на остановки охраняемого судна из-за неисправности двигателя, пиратская «матка» постоянно находилась на удалении 2-5 миль и шла тем же курсом. Была объявлена повышенная боеготовность. В результате 08.09.2011 в 07:00 замечено малоразмерное судно, отходящее от «матки» и на большой скорости направляющееся к MV. На запросы по УКВ-каналу связи ответа от него не было. Была объявлена общая тревога, экипаж судна укрылся в цитадели. Сотрудники MSG продемонстрировали свое присутствие на борту и при сближении катера на дистанцию в 400 метров произвели предупредительные выстрелы в воздух. Судно изменило курс и пошло в сторону от MV «X».

В дальнейшем все пиратские нападения совпадали, как правило, с постановкой судна в дрейф. Кроме того, пираты использовали сразу несколько быстроходных катеров и были вооружены АК-47 и гранатометами. В лодках наблюдались лестницы и металлические крючья (абордажное оборудование).

09.09.2011, 17:54. …Все цели приблизились примерно на 300 метров и с разных сторон пытались прорваться, по MV «X» велся огонь из АК-47. Сотрудники MSG открыли ответный огонь длинными очередями. На 16-м радиоканале продолжали вызов военного корабля, сообщали об атаке. Эфир молчал. Концентрировали ответный огонь на целях, из которых вели по нам прицельный огонь, или пытались совершить прорыв на сближение. Эффект достигался в случае, когда цель попадала под перекрёстный огонь с бака, крыльев мостика и кормы. На неоднократные вызовы на помощь боевых кораблей ответов не было. Доложили об атаках руководству компании. Позже удалось связаться с БПК «Y» ВМФ России, который уже завершил свою миссию, вышел из района боевой службы и уходил на базу. Оценив обстановку, руководители компании MSG направили на выручку вспомогательное судно M/V «Maagen» с группой безопасности на борту. Через некоторое время получили известие, что БПК «Y» был вынужден прервать движение и оказать помощь атакованному рядом судну. 10.09.2011, 09:56. M/V «Maagen» также докладывал в эфир об атаке на другое, в стороне стоящее и захватываемое пиратами иностранное судно, подающее сигнал MAYDAY; информация в срочном порядке была передана на БПК «Y». В сумерки поднялась сильная песчаная буря, что вынудило пиратские лодки уйти под берег. Через некоторое время на приличном расстоянии встречным курсом прошел иностранный фрегат с выключенным AIS, с которого звучала реклама услуг по противодействию пиратам, а на запрос о помощи ответа не было. Ночью подошел БПК «Y» (10.09.2011, 23:00). При его появлении в радиусе 3 миль не приближалось ни одно судно, ни одна лодка. На рассвете на M/V «X» высадилась группа корабельных механиков c БПК и начала ремонт главного двигателя. По завершении ремонта БПК «Y» ушёл в место базирования. M/V «X» под прикрытием M/V «Maagen» начал движение. 11.09.2011, 7:12. Получили распоряжение следовать в точку встречи с морским буксиром. С M/V «X» было установлено флагманское управление. M/V «X» сопровождался M/V «Maagen», совместно 11.09.2011 было произведено отражение 3 атак и не допущено 4 опасных движения на перерез подозрительных групп скоростных лодок с большим количеством на борту людей и оружия, обеспечена стыковка с буксиром (12.09.2011, 13:00) и сопровождение буксира и M/V «X» в безопасный северный район Красного моря».

 

Морской флот №6 (2012)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...