Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия - Морские вести России

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

10.12.2015

Пиратство

Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связывающие Европу с Ближним Востоком, странами Африки и Юго-Восточной Азии, стала особенно актуальной в 2004 г. Именно тогда флибустьеры начали применять тактику нападений на коммерческие суда с целью захвата заложников и получения выкупа, а не ради грабежа.

Алексей Попов, директор департамента анализа и информации Moran Security Group Ltd

С 2004 по 2010 год наблюдалось ежегодное увеличение успешных пиратских вылазок, заканчивающихся пленением экипажей и получением вожделенного выкупа. В частности, флибустьеры проводили от 25 до 45 захватов в год, а средний размер выкупа составлял $3-6 млн. Однако с конца 2010-го по настоящее время наметилась устойчивая тенденция к сокращению числа инцидентов в акватории Индийского океана (в 2012 году зафиксировано только пять захватов судов), что связывается экспертным сообществом морской индустрии с рядом факторов:

-         развертывание групп частной вооруженной охраны на борту судов торгового флота различных стран при прохождении так называемой зоны повышенного риска. Размеры зоны повышенного риска (HRA) согласно положениям Международной морской организации (ИMO) определяются следующими координатами: на севере зона ограничивается Суэцким каналом и Ормузским проливом, на юге – 10оS, на востоке – 78оE. По данным международной статистики, опасными водами проходят от 20 до 30 тысяч судов в год;

-         наращивание присутствия международных военно-морских сил в регионе;

-         внедрение в практику положений BPM-4 (Best Management Practice-4), в котором детально прописаны действия капитана и команды в случае встречи с пиратами. Однако следует иметь в виду, что выполнение постулатов данного документа позволяет лишь снизить вероятность и в некоторой степени предупредить пиратскую атаку;

-         активизация уголовного преследования финансистов пиратов, а также самих исполнителей нападений. В частности, Сейшельские Острова предоставляют свои тюрьмы для осужденных морских разбойников.

Если говорить об эффективности применения боевых кораблей международной коалиции для защиты судов в пиратоопасных районах Индийского океана, то, по нашим оценкам, официальные заявления представителей ВМС стран НАТО и ЕС о том, что они «контролируют» ситуацию в зоне повышенного риска, не отражают реальную действительность.

 

 

 

На представленной схеме наглядно демонстрируется охват HRA (выделена зеленым и желтым контурами), а также районы совершения пиратских нападений, которые выходят за установленные рамки (бордовый овал). При этом международные военно-морские силы, насчитывающие около 40 военных кораблей стран НАТО и ЕС, а также России, Индии, Южной Кореи и Китая, сконцентрированы преимущественно в международном коридоре безопасности (IRTC), в Аденском заливе, с целью обеспечения организации конвоев для торговых судов при прохождении ими данного участка пути. Таким образом, северная, южная и восточная части Индийского океана, западное побережье Индии, а также южная часть Красного моря и Мозамбикский пролив остаются крайне уязвимыми для судоходства с точки зрения возможности пиратской атаки.

По нашим оценкам, совпадающим с мнением представителей ИMO, а также ряда крупнейших страховых компаний и ассоциаций судовладельцев (Intercargo, Intertanko, BIMCO), наиболее эффективным средством сдерживания пиратов является размещение частных вооруженных охранников на борту гражданских судов. Данный тезис подтверждает статистика ИMO: «ни одно судно, где на борту находилась вооруженная охрана, не было захвачено пиратами».

Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, а также практически полное отсутствие пиратских инцидентов в исследуемом регионе с августа по ноябрь 2012 г., пиратская угроза не теряет своей актуальности.

В частности, в декабре 2012 г. в зоне повышенного риска произошли сразу несколько инцидентов. В Оманском заливе совершены атаки на шесть торговых судов, одно из которых было взято на абордаж (датский танкер Torm Kristina, экипаж укрылся в цитадели, что не позволило пиратам получить контроль над судном), а на помощь своевременно подоспел боевой корабль войск коалиции. Остальные нападения были отражены находящимися на борту группами частной охраны. Кроме того, 18 декабря 2012 года в Аденском заливе, в водах Сомали, недалеко от международного коридора безопасности, произошел угон балкера, который в настоящее время освобожден. Наряду с этим непосредственно в IRTC 5 декабря 2012 года пиратское доу и два быстроходных катера попытались приблизиться к торговому судну, однако, увидев на судне вооруженную охрану, изменили курс. В течение декабря 2012 года в Аравийском море военные корабли сил коалиции задержали пару подозрительных доу с пиратами на борту.

С учетом того, что в настоящее время все большее число судовладельцев пользуются услугами частных охранных компаний (ЧОК) и размещают на судах вооруженную охрану, являющуюся крайне эффективным средством сдерживания пиратских нападений, сомалийские флибустьеры также принимают во внимание данный факт. В частности, их тактика теперь носит более выверенный и взвешенный характер: они не хотят рисковать понапрасну! Перед непосредственным актом агрессии пираты длительное время осуществляют контроль за выбранной жертвой (судном), как визуальный, так и технический, проводят рекогносцировку с целью установления наличия или отсутствия вооруженной охраны на борту. Только после этого принимается решение о нападении. Как вы понимаете, отрицательное – если были замечены сотрудники ЧОК.

Кроме того, в связи со свержением режима М. Каддафи в Ливии в 2012г. и отсутствием централизованной власти в этой стране, сомалийские пираты получили доступ к современным типам оружия, в том числе гранатометам, ранее состоявшим на вооружении ливийской армии. Таким образом, не исключается вариант их применения в ближайшее время против коммерческих судов.

Все эти факты свидетельствуют о возобновлении активных действий пиратов после определенного затишья. Более того, предполагается рост числа нападений с учетом острой необходимости сомалийцев пополнить свои финансовые ресурсы после нескольких месяцев «простоя».

Наряду с этим прогнозируется увеличение разбойных инцидентов на море в районе Мозамбикского пролива в связи с ростом добычи углеводородов на континентальных шельфах прибрежных государств (Мозамбик, Танзания) и соответственно роста объемов их транспортировки в Юго-Восточную Азию и Европу с использованием значительного числа танкеров и газовозов.

По нашим оценкам, все это свидетельствует о сохранении серьезной пиратской угрозы в регионе Индийского океана в среднесрочной перспективе, а также указывает на наиболее эффективное средство противодействия – наличие вооруженной охраны на борту торговых судов.

 

Из доклада президенту компании MSG

Я, командир группы безопасности MSG (team leader), настоящим докладываю Вам, что в период с 07.09.2012 по 12.09.2012 нашими усилиями отражено 14 пиратских нападений высокой интенсивности на сухогруз заказчика, следующий по маршруту западное побережье Индии – Красное море. При этом по нам неоднократно велся прицельный огонь.

С 27.08.2011 по 24.09.2011 группа морской безопасности MSG под моим командованием несла вахту на одном из коммерческих судов (MV «X»). До входа в Аденский залив своевременно в соответствии с требованиями BMP-4 (приложения «Б» и «Е») произведены доклады в UKMTO и MSCHOA до входа в зону высокого риска. В процессе прохождения  международного коридора безопасности периодически устанавливалась радиосвязь с военными кораблями НАТО и ЕС для обмена информацией и согласования взаимных действий. 06.09.2011 никаких происшествий зафиксировано не было, кроме постоянных сбоев в работе главного двигателя, что приводило к периодическим постановкам в дрейф. Кроме того, судно (MV – motor vessel) имело низкий надводный борт высотой около 1 метра, что также делало его крайне уязвимым с точки зрения пиратского нападения.

В ночь с 6 на 7 сентября судно без включенных ходовых огней и AIS два раза опасно маневрировало и пересекало курс MV «X» очень близко по носу. Утром 7 сентября оно снова попало в поле зрения группы безопасности и было по внешним признакам идентифицировано как Khaled Muhieddine, входящее в список судов-маток. Несмотря на остановки охраняемого судна из-за неисправности двигателя, пиратская «матка» постоянно находилась на удалении 2-5 миль и шла тем же курсом. Была объявлена повышенная боеготовность. В результате 08.09.2011 в 07:00 замечено малоразмерное судно, отходящее от «матки» и на большой скорости направляющееся к MV. На запросы по УКВ-каналу связи ответа от него не было. Была объявлена общая тревога, экипаж судна укрылся в цитадели. Сотрудники MSG продемонстрировали свое присутствие на борту и при сближении катера на дистанцию в 400 метров произвели предупредительные выстрелы в воздух. Судно изменило курс и пошло в сторону от MV «X».

В дальнейшем все пиратские нападения совпадали, как правило, с постановкой судна в дрейф. Кроме того, пираты использовали сразу несколько быстроходных катеров и были вооружены АК-47 и гранатометами. В лодках наблюдались лестницы и металлические крючья (абордажное оборудование).

09.09.2011, 17:54. …Все цели приблизились примерно на 300 метров и с разных сторон пытались прорваться, по MV «X» велся огонь из АК-47. Сотрудники MSG открыли ответный огонь длинными очередями. На 16-м радиоканале продолжали вызов военного корабля, сообщали об атаке. Эфир молчал. Концентрировали ответный огонь на целях, из которых вели по нам прицельный огонь, или пытались совершить прорыв на сближение. Эффект достигался в случае, когда цель попадала под перекрёстный огонь с бака, крыльев мостика и кормы. На неоднократные вызовы на помощь боевых кораблей ответов не было. Доложили об атаках руководству компании. Позже удалось связаться с БПК «Y» ВМФ России, который уже завершил свою миссию, вышел из района боевой службы и уходил на базу. Оценив обстановку, руководители компании MSG направили на выручку вспомогательное судно M/V «Maagen» с группой безопасности на борту. Через некоторое время получили известие, что БПК «Y» был вынужден прервать движение и оказать помощь атакованному рядом судну. 10.09.2011, 09:56. M/V «Maagen» также докладывал в эфир об атаке на другое, в стороне стоящее и захватываемое пиратами иностранное судно, подающее сигнал MAYDAY; информация в срочном порядке была передана на БПК «Y». В сумерки поднялась сильная песчаная буря, что вынудило пиратские лодки уйти под берег. Через некоторое время на приличном расстоянии встречным курсом прошел иностранный фрегат с выключенным AIS, с которого звучала реклама услуг по противодействию пиратам, а на запрос о помощи ответа не было. Ночью подошел БПК «Y» (10.09.2011, 23:00). При его появлении в радиусе 3 миль не приближалось ни одно судно, ни одна лодка. На рассвете на M/V «X» высадилась группа корабельных механиков c БПК и начала ремонт главного двигателя. По завершении ремонта БПК «Y» ушёл в место базирования. M/V «X» под прикрытием M/V «Maagen» начал движение. 11.09.2011, 7:12. Получили распоряжение следовать в точку встречи с морским буксиром. С M/V «X» было установлено флагманское управление. M/V «X» сопровождался M/V «Maagen», совместно 11.09.2011 было произведено отражение 3 атак и не допущено 4 опасных движения на перерез подозрительных групп скоростных лодок с большим количеством на борту людей и оружия, обеспечена стыковка с буксиром (12.09.2011, 13:00) и сопровождение буксира и M/V «X» в безопасный северный район Красного моря».

 

Морской флот №6 (2012)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ