Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Пиратство

Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связывающие Европу с Ближним Востоком, странами Африки и Юго-Восточной Азии, стала особенно актуальной в 2004 г. Именно тогда флибустьеры начали применять тактику нападений на коммерческие суда с целью захвата заложников и получения выкупа, а не ради грабежа.

Алексей Попов, директор департамента анализа и информации Moran Security Group Ltd

С 2004 по 2010 год наблюдалось ежегодное увеличение успешных пиратских вылазок, заканчивающихся пленением экипажей и получением вожделенного выкупа. В частности, флибустьеры проводили от 25 до 45 захватов в год, а средний размер выкупа составлял $3-6 млн. Однако с конца 2010-го по настоящее время наметилась устойчивая тенденция к сокращению числа инцидентов в акватории Индийского океана (в 2012 году зафиксировано только пять захватов судов), что связывается экспертным сообществом морской индустрии с рядом факторов:

-         развертывание групп частной вооруженной охраны на борту судов торгового флота различных стран при прохождении так называемой зоны повышенного риска. Размеры зоны повышенного риска (HRA) согласно положениям Международной морской организации (ИMO) определяются следующими координатами: на севере зона ограничивается Суэцким каналом и Ормузским проливом, на юге – 10оS, на востоке – 78оE. По данным международной статистики, опасными водами проходят от 20 до 30 тысяч судов в год;

-         наращивание присутствия международных военно-морских сил в регионе;

-         внедрение в практику положений BPM-4 (Best Management Practice-4), в котором детально прописаны действия капитана и команды в случае встречи с пиратами. Однако следует иметь в виду, что выполнение постулатов данного документа позволяет лишь снизить вероятность и в некоторой степени предупредить пиратскую атаку;

-         активизация уголовного преследования финансистов пиратов, а также самих исполнителей нападений. В частности, Сейшельские Острова предоставляют свои тюрьмы для осужденных морских разбойников.

Если говорить об эффективности применения боевых кораблей международной коалиции для защиты судов в пиратоопасных районах Индийского океана, то, по нашим оценкам, официальные заявления представителей ВМС стран НАТО и ЕС о том, что они «контролируют» ситуацию в зоне повышенного риска, не отражают реальную действительность.

 

 

 

На представленной схеме наглядно демонстрируется охват HRA (выделена зеленым и желтым контурами), а также районы совершения пиратских нападений, которые выходят за установленные рамки (бордовый овал). При этом международные военно-морские силы, насчитывающие около 40 военных кораблей стран НАТО и ЕС, а также России, Индии, Южной Кореи и Китая, сконцентрированы преимущественно в международном коридоре безопасности (IRTC), в Аденском заливе, с целью обеспечения организации конвоев для торговых судов при прохождении ими данного участка пути. Таким образом, северная, южная и восточная части Индийского океана, западное побережье Индии, а также южная часть Красного моря и Мозамбикский пролив остаются крайне уязвимыми для судоходства с точки зрения возможности пиратской атаки.

По нашим оценкам, совпадающим с мнением представителей ИMO, а также ряда крупнейших страховых компаний и ассоциаций судовладельцев (Intercargo, Intertanko, BIMCO), наиболее эффективным средством сдерживания пиратов является размещение частных вооруженных охранников на борту гражданских судов. Данный тезис подтверждает статистика ИMO: «ни одно судно, где на борту находилась вооруженная охрана, не было захвачено пиратами».

Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, а также практически полное отсутствие пиратских инцидентов в исследуемом регионе с августа по ноябрь 2012 г., пиратская угроза не теряет своей актуальности.

В частности, в декабре 2012 г. в зоне повышенного риска произошли сразу несколько инцидентов. В Оманском заливе совершены атаки на шесть торговых судов, одно из которых было взято на абордаж (датский танкер Torm Kristina, экипаж укрылся в цитадели, что не позволило пиратам получить контроль над судном), а на помощь своевременно подоспел боевой корабль войск коалиции. Остальные нападения были отражены находящимися на борту группами частной охраны. Кроме того, 18 декабря 2012 года в Аденском заливе, в водах Сомали, недалеко от международного коридора безопасности, произошел угон балкера, который в настоящее время освобожден. Наряду с этим непосредственно в IRTC 5 декабря 2012 года пиратское доу и два быстроходных катера попытались приблизиться к торговому судну, однако, увидев на судне вооруженную охрану, изменили курс. В течение декабря 2012 года в Аравийском море военные корабли сил коалиции задержали пару подозрительных доу с пиратами на борту.

С учетом того, что в настоящее время все большее число судовладельцев пользуются услугами частных охранных компаний (ЧОК) и размещают на судах вооруженную охрану, являющуюся крайне эффективным средством сдерживания пиратских нападений, сомалийские флибустьеры также принимают во внимание данный факт. В частности, их тактика теперь носит более выверенный и взвешенный характер: они не хотят рисковать понапрасну! Перед непосредственным актом агрессии пираты длительное время осуществляют контроль за выбранной жертвой (судном), как визуальный, так и технический, проводят рекогносцировку с целью установления наличия или отсутствия вооруженной охраны на борту. Только после этого принимается решение о нападении. Как вы понимаете, отрицательное – если были замечены сотрудники ЧОК.

Кроме того, в связи со свержением режима М. Каддафи в Ливии в 2012г. и отсутствием централизованной власти в этой стране, сомалийские пираты получили доступ к современным типам оружия, в том числе гранатометам, ранее состоявшим на вооружении ливийской армии. Таким образом, не исключается вариант их применения в ближайшее время против коммерческих судов.

Все эти факты свидетельствуют о возобновлении активных действий пиратов после определенного затишья. Более того, предполагается рост числа нападений с учетом острой необходимости сомалийцев пополнить свои финансовые ресурсы после нескольких месяцев «простоя».

Наряду с этим прогнозируется увеличение разбойных инцидентов на море в районе Мозамбикского пролива в связи с ростом добычи углеводородов на континентальных шельфах прибрежных государств (Мозамбик, Танзания) и соответственно роста объемов их транспортировки в Юго-Восточную Азию и Европу с использованием значительного числа танкеров и газовозов.

По нашим оценкам, все это свидетельствует о сохранении серьезной пиратской угрозы в регионе Индийского океана в среднесрочной перспективе, а также указывает на наиболее эффективное средство противодействия – наличие вооруженной охраны на борту торговых судов.

 

Из доклада президенту компании MSG

Я, командир группы безопасности MSG (team leader), настоящим докладываю Вам, что в период с 07.09.2012 по 12.09.2012 нашими усилиями отражено 14 пиратских нападений высокой интенсивности на сухогруз заказчика, следующий по маршруту западное побережье Индии – Красное море. При этом по нам неоднократно велся прицельный огонь.

С 27.08.2011 по 24.09.2011 группа морской безопасности MSG под моим командованием несла вахту на одном из коммерческих судов (MV «X»). До входа в Аденский залив своевременно в соответствии с требованиями BMP-4 (приложения «Б» и «Е») произведены доклады в UKMTO и MSCHOA до входа в зону высокого риска. В процессе прохождения  международного коридора безопасности периодически устанавливалась радиосвязь с военными кораблями НАТО и ЕС для обмена информацией и согласования взаимных действий. 06.09.2011 никаких происшествий зафиксировано не было, кроме постоянных сбоев в работе главного двигателя, что приводило к периодическим постановкам в дрейф. Кроме того, судно (MV – motor vessel) имело низкий надводный борт высотой около 1 метра, что также делало его крайне уязвимым с точки зрения пиратского нападения.

В ночь с 6 на 7 сентября судно без включенных ходовых огней и AIS два раза опасно маневрировало и пересекало курс MV «X» очень близко по носу. Утром 7 сентября оно снова попало в поле зрения группы безопасности и было по внешним признакам идентифицировано как Khaled Muhieddine, входящее в список судов-маток. Несмотря на остановки охраняемого судна из-за неисправности двигателя, пиратская «матка» постоянно находилась на удалении 2-5 миль и шла тем же курсом. Была объявлена повышенная боеготовность. В результате 08.09.2011 в 07:00 замечено малоразмерное судно, отходящее от «матки» и на большой скорости направляющееся к MV. На запросы по УКВ-каналу связи ответа от него не было. Была объявлена общая тревога, экипаж судна укрылся в цитадели. Сотрудники MSG продемонстрировали свое присутствие на борту и при сближении катера на дистанцию в 400 метров произвели предупредительные выстрелы в воздух. Судно изменило курс и пошло в сторону от MV «X».

В дальнейшем все пиратские нападения совпадали, как правило, с постановкой судна в дрейф. Кроме того, пираты использовали сразу несколько быстроходных катеров и были вооружены АК-47 и гранатометами. В лодках наблюдались лестницы и металлические крючья (абордажное оборудование).

09.09.2011, 17:54. …Все цели приблизились примерно на 300 метров и с разных сторон пытались прорваться, по MV «X» велся огонь из АК-47. Сотрудники MSG открыли ответный огонь длинными очередями. На 16-м радиоканале продолжали вызов военного корабля, сообщали об атаке. Эфир молчал. Концентрировали ответный огонь на целях, из которых вели по нам прицельный огонь, или пытались совершить прорыв на сближение. Эффект достигался в случае, когда цель попадала под перекрёстный огонь с бака, крыльев мостика и кормы. На неоднократные вызовы на помощь боевых кораблей ответов не было. Доложили об атаках руководству компании. Позже удалось связаться с БПК «Y» ВМФ России, который уже завершил свою миссию, вышел из района боевой службы и уходил на базу. Оценив обстановку, руководители компании MSG направили на выручку вспомогательное судно M/V «Maagen» с группой безопасности на борту. Через некоторое время получили известие, что БПК «Y» был вынужден прервать движение и оказать помощь атакованному рядом судну. 10.09.2011, 09:56. M/V «Maagen» также докладывал в эфир об атаке на другое, в стороне стоящее и захватываемое пиратами иностранное судно, подающее сигнал MAYDAY; информация в срочном порядке была передана на БПК «Y». В сумерки поднялась сильная песчаная буря, что вынудило пиратские лодки уйти под берег. Через некоторое время на приличном расстоянии встречным курсом прошел иностранный фрегат с выключенным AIS, с которого звучала реклама услуг по противодействию пиратам, а на запрос о помощи ответа не было. Ночью подошел БПК «Y» (10.09.2011, 23:00). При его появлении в радиусе 3 миль не приближалось ни одно судно, ни одна лодка. На рассвете на M/V «X» высадилась группа корабельных механиков c БПК и начала ремонт главного двигателя. По завершении ремонта БПК «Y» ушёл в место базирования. M/V «X» под прикрытием M/V «Maagen» начал движение. 11.09.2011, 7:12. Получили распоряжение следовать в точку встречи с морским буксиром. С M/V «X» было установлено флагманское управление. M/V «X» сопровождался M/V «Maagen», совместно 11.09.2011 было произведено отражение 3 атак и не допущено 4 опасных движения на перерез подозрительных групп скоростных лодок с большим количеством на борту людей и оружия, обеспечена стыковка с буксиром (12.09.2011, 13:00) и сопровождение буксира и M/V «X» в безопасный северный район Красного моря».

 

Морской флот №6 (2012)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб.

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб. Объем господдержки проекта железнодорожной магистрали «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд ...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан»

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан» В морском порту Калининград 19 мая 2017 года состоялся торжественный спуск на воду и поднятие госуда...

Речной транспорт

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга Ограничение на использование водных артерий Петербурга во время проведения Кубка конфедераций в июне...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...