Частная вооруженная охрана на торговых судах: спектр услуг расширяется, качество растет

Пиратство
Частная вооруженная охрана на торговых судах: спектр услуг расширяется, качество растет

Использование частного наемного персонала вооруженной охраны на судах, следующих через пиратоопасные районы, в последние годы получило значительное распространение в практике морских перевозок. Какая ситуация сейчас сложилась в борьбе с пиратством в связи с применением этой меры охраны судов?

Виктор Кузнецов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

 

Выход на арену морской безопасности

Об использовании частной вооруженной охраны на судах, следующих через пиратоопасные районы, как об относительно новом факторе в современных морских перевозках, следует, видимо, говорить на примере его возникновения и распространения в районе Сомали (в документах Международной морской организации (ИМО) он называется «район высокого риска») – самом пиратоопасном районе мира за последние несколько лет.

С 2009 года в связи с ростом числа нападений сомалийских пиратов и, главное, значительным расширением района высокого риска, до того времени ограниченного только Аденским заливом, многонациональных военно-морских сил оказалось недостаточно для обеспечения безопасности судоходства. Конечно, надлежащее выполнение рекомендаций руководства «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства, базирующегося на территории Сомали» (Best Management Practices for Protection against Somalia Based Piracy – BMP4), разработанного морской отраслью и одобренного Международной морской организацией, с 2010 года начало давать положительные результаты. Но и эта мера не могла гарантировать надежную защиту судна от пиратских атак при любых обстоятельствах.

Все чаще стали поступать сообщения международных организаций, работающих в области морской безопасности, о размещении на судах, следовавших через район высокого риска, вооруженной охраны – небольшой вооруженной группы военнослужащих какого-либо государства или охранников частной охранной фирмы. Причем если привлечение военнослужащих для охраны судов, не следующих в составе конвоев, было и остается нечастым явлением, то использование частной вооруженной охраны на судах становится все более популярным у судоходных компаний с начала 2011 года. Эта мера защиты судов вскоре доказала свою эффективность: пиратам до сих пор не удалось захватить ни одного судна, на борту которого находился частный наемный персонал вооруженной охраны (ЧНПВО). По мнению многих экспертов, в основном благодаря распространяющейся практике применения вооруженной охраны на судах в 2012 году наблюдается более чем 60-процентное снижение числа пиратских нападений в районе Сомали по сравнению с предыдущим годом.

Возросший спрос на ЧНПВО для торговых судов поставил перед государствами флага, государствами порта (прибрежными государствами) и судовладельцами (компаниями-операторами) ряд организационно-правовых, нормативных, административных и других вопросов, требующих согласования между всеми сторонами, так или иначе вынужденными взаимодействовать в связи с транзитными перемещениями групп частной наемной охраны, их оружия и снаряжения.

Год

Нападения на суда/захваты

Всего в мире

В районе Сомали

2008

293/49

111/31

2009

406/53

217/47

2010

445/53

219/49

2011

439/45

237/28

2012 (до 1 ноября)

252/26

71/13

 

Упорядочение использования ЧНПВО на судах

Сложившаяся ситуация потребовала разработки и издания официальных международных документов, регламентирующих использование ЧНПВО на судах и деятельность частных морских охранных компаний (ЧМОК) – поставщиков услуг ЧНПВО – в районе высокого риска. Такие документы были подготовлены Комитетом по безопасности на море ИМО (КБМ) и изданы соответствующими циркулярами в сентябре 2011 года. Затем в мае 2012 года КБМ переиздал эти документы после пересмотра и опубликовал Временное руководство для ЧМОК, предоставляющих услуги охраны на судах в районе высокого риска (Interim Guidance to Private Maritime Security Companies Providing Privately Contracted Armed Security Personnel on Board Ships in the High Risk Area).

Издавая эти документы, «ИМО не дает своего одобрения на использование частного наемного персонала вооруженной охраны, однако признает, что судоходные компании могут испытывать трудности при определении надежных и профессиональных частных поставщиков услуг вооруженной охраны» (циркуляр MSC.1/Circ.1405/Rev.2), к тому же «в этих временных рекомендациях даются соображения об использовании частного наемного персонала вооруженной охраны на случай, если государство флага определяет, что такая мера целесообразна и законна» (циркуляр MSC.1/Circ.1406/Rev.2).

Вместе с тем ИМО призывает государства на побережье Индийского океана, Аденского залива, Аравийского и Красного морей актуализировать свои правила и процедуры в соответствии со сложившейся ситуацией. «Такие правила и процедуры должны удовлетворять нуждам государств, которые их ввели, и вместе с тем упрощать передвижения ЧНПВО, его огнестрельного оружия и необходимого для охраны оборудования и быть известными судоходной отрасли и поставщикам услуг ЧНПВО. Помимо этого, правила и процедуры должны быть сообщены в ИМО для информирования всех правительств государств-членов, чтобы государства флага могли действовать соответствующим образом», – говорится в циркулярном письме MSC.1/Circ.1408/Rev.1.

В соответствии с рекомендациями ИМО часть портов, находящихся в пиратоопасном районе Индийского океана или вблизи него, уже определила, по каким правилам вооруженная охрана может сходить с судна в порту и как порт должен обеспечивать сохранность ее оружия. Среди них порты Шри-Ланки, Омана, Сейшельских Островов, Маврикия, Мадагаскара и Джибути.

 

Рис.1. Пираты и частная охрана судов

 

Рынок услуг частной наемной вооруженной охраны судов

Возросший спрос на ЧНПВО для судов привел к образованию рынка соответствующих услуг.

По оценкам специалистов в области морской безопасности, в настоящее время в Индийском океане работает более 140 ЧМОК, общее число сотрудников которых, непосредственно охраняющих суда, составляет по меньшей мере 2700 человек. Вооруженная охрана официально – то есть по признанию судовладельцев – присутствует сегодня не менее чем на четверти всех торговых судов, проходящих через Аденский залив, притом что, согласно отдельным сообщениям, доля таких судов в отдельные периоды может достигать даже 50%.

Охранники на судах, как правило, являются бывшими военнослужащими, прошедшими специальную подготовку для работы на морском транспорте. На торговом судне обычно работает подразделение из 3-6 таких охранников, причем охранная фирма предоставляет судоходной компании полный спектр услуг, включая оборудование судна средствами пассивной защиты, обучение экипажа мерам противодействия захвату, обустройство защищенных помещений на судне. Охранники, прибывая на судно, имеют при себе полный комплект снаряжения, аптечки, средства связи, приборы ночного видения и, конечно, стрелковое оружие и боеприпасы. За каждый день работы на судне охранник может получать от $500 до $1000.

Охранники поднимаются на суда и сходят с них в портах или вблизи портов в пределах пиратоопасного района или недалеко от него – в Маскате и Салале (Оман), Дар-эс-Саламе (Танзания), в Галле (Шри-Ланка), Джибути, – в зависимости от правил и процедур, установленных на этот счет государством порта. В среднем они находятся на судне 10-15 дней. Присутствие на борту такой группы в течение указанного времени и связанные с этим процедуры обходятся судовладельцу примерно в $100 тысяч.

 

Перевозка оружия частных охранных компаний

Трудности с провозом оружия через сухопутные границы и территориальные воды некоторых стран, находящихся в непосредственной близости от района высокого риска, привели к появлению нового типа частных судов – плавучих арсеналов. В настоящее время в международных водах находится не менее 20 таких судов. На них ЧНПВО может получить нужное оружие, боеприпасы и снаряжение, двигаясь к точке посадки на то судно, которое предназначено для охраны, и сдать все это перед заходом охраняемого судна в порт.

Впрочем, охрана может использовать и «одноразовое» оружие: оно приобретается в порту перед отправкой судна в переход через район высокого риска, а перед заходом в порт назначения выбрасывается за борт. «Учитывая, что в большинстве крупных африканских городов автомат Калашникова можно приобрести за $200, а легальное оформление каждой единицы оружия обходится в $1000, не считая времени и средств, потраченных на заполнение форм, получение лицензий на предоставление охранных услуг и тому подобных документов, проще нелегально купить оружие и выбросить его в море по выходе из опасного района», – заявил сотрудник одной из охранных фирм.

Некоторые ЧМОК используют частные патрульные суда, которые не только сопровождают торговое судно при переходе, но и способны перехватить лодки нападающих пиратов. Кстати, для ЧМОК и судоходных компаний использование таких частных вооруженных патрулей является более простым решением, так как снимает затруднения, связанные с законодательным ограничением оборота огнестрельного оружия.

 

Ожидания и прогнозы

Роль частных морских охранных компаний в охране судов в пиратоопасных районах, по общему мнению ведущих экспертов и обозревателей отраслевых СМИ, в обозримом будущем будет расти, поскольку:

а) эффективность использования ЧНПВО на судах в районе высокого риска уже доказана практически;

б) проблема сомалийского пиратства еще не решена, и никто не может поручиться в том, что это произойдет в скором времени;

в) несмотря на эффективность защиты торговых судов находящимися в районе Сомали военно-морскими силами различных государств, состав которых, по всей видимости, не будет расширен, этих сил будет недостаточно для защиты всех судов от пиратов на обширнейшей акватории района высокого риска;

г) стоимость найма ЧНПВО для охраны судна при прохождении его транзитом через весь район высокого риска неоспоримо ниже транспортных расходов при следовании судна безопасным обходным маршрутом;

д) пиратоопасных районов в современном мире уже несколько – помимо района Сомали, это Гвинейский залив и воды Индонезии, – и пример эффективного использования ЧМОК в одном районе Мирового океана, скорее всего, будет использован в других районах.

Альтернативой частному наемному персоналу вооруженной охраны могут быть подразделения военнослужащих того государства, под флагом которого ходит судно. Такие подразделения уже осуществляют охрану судов под флагом Нидерландов, Франции, Испании, Бельгии и Италии. К этим странам в скором времени может присоединиться Индонезия. Причем использование таких подразделений на торговых судах предпочтительнее в сравнении с частной охраной, так как военнослужащие лучше защищены законодательно. Однако использования только военнослужащих для охраны торговых судов на сегодняшний день явно недостаточно с учетом потребностей мировой судоходной отрасли.

Учитывая разнообразие услуг, предоставляемых ЧМОК, несомненную эффективность их работы, а также большой спектр проблем, возникающих в связи с присутствием ЧНПВО на судах, и международный характер этих проблем, в настоящее время необходимо выработать не только и не столько национальные законодательные акты, регулирующие их деятельность, сколько международные кодексы, правила работы и стандарты. В этой связи следует ожидать дальнейшего развития разработанных ИМО рекомендаций и руководств. Международная организация по стандартам к концу этого года планирует предложить проект нового стандарта (ISO 28007), в соответствии с которым будет осуществляться лицензирование частных морских охранных компаний, и тогда не отвечающие всем международным требованиям ЧМОК окажутся неконкурентоспособными.

ФБУ «Служба морской безопасности» известно о том, что в Российской Федерации уже зарегистрировано несколько частных компаний, оказывающих услуги по охране судов. Эти компании успели положительно зарекомендовать себя, и их услугами регулярно пользуются российские судоходные компании, особенно в те периоды, когда приостанавливается конвоирование караванов судов кораблями ВМФ России.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что рынок частной вооруженной охраны торговых судов в пиратоопасных районах будет расширяться, а качество предоставляемых услуг – повышаться.

 

Действующие документы ИМО в отношении частной вооруженной охраны на торговых судах

MSC.1/Circ.1405/Rev.2 (от 25 мая 2012 г.).

Пересмотренное временное руководство для судовладельцев, операторов и капитанов судов по использованию частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

MSC.1/Circ.1406/Rev.2 (от 25 мая 2012 г.).

Пересмотренные временные рекомендации для государств флага в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

MSC.1/Circ.1408/Rev.1 (от 25 мая 2012 г.).

Пересмотренные временные рекомендации для государств порта и прибрежных государств в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

MSC-FAL.1/Circ.2 (от 22 сентября 2011 г.).

Вопросник по информации о требованиях государства порта и прибрежного государства, касающихся частного наемного персонала вооруженной охраны на судах;

MSC.1/Circ.1443 (от 25 мая 2012 г.).

Временное руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих услуги частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска.

 

Морской флот №5 (2012)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Столица Поволжья тепло встретила «Солнечную регату»

Столица Поволжья тепло встретила «Солнечную регату» В Нижнем Новгороде в акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» состоялся волжский этап всероссий...

Компании на выставке «Нева 2019» смогут ярко и зрелищно представить свои новинки и инновационные решения

Компании на выставке «Нева 2019» смогут ярко и зрелищно представить свои новинки и инновационные решения Впервые на стартующей 17 сентября юбилейной 15-ой Международной выставке гражданского судостроения и...

Российская экономика

Кузбасс снизил добычу угля из-за падения мировых цен и проблем с транспортировкой

Кузбасс снизил добычу угля из-за падения мировых цен и проблем с транспортировкой Угольные предприятия Кузбасса по итогам шести месяцев 2019 года снизили добычу угля энергетических м...

Комитет Госдумы одобрил нулевой НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров в ЕАЭС

Комитет Госдумы одобрил нулевой НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров в ЕАЭС Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении з...

Транспортная политика

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Морские порты

Новотранс получил положительное заключение Главгосэкспертизы России по проекту создания искусственных земельных участков комплекса LUGAPORT

Новотранс получил положительное заключение Главгосэкспертизы России по проекту создания искусственных земельных участков комплекса LUGAPORT Подготовленные генеральным проектировщиком ЗАО «ГТ Морстрой» проектная документация и результаты инж...

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Из-за маловодья Волги навигация на ней в этом году завершится раньше - Минприроды

Из-за маловодья Волги навигация на ней в этом году завершится раньше - Минприроды Навигация на Волге закончится в этом году раньше из-за резкого понижения уровня воды в реке весной,...

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...