Частная вооруженная охрана на торговых судах: спектр услуг расширяется, качество растет

Пиратство
Частная вооруженная охрана на торговых судах: спектр услуг расширяется, качество растет

Использование частного наемного персонала вооруженной охраны на судах, следующих через пиратоопасные районы, в последние годы получило значительное распространение в практике морских перевозок. Какая ситуация сейчас сложилась в борьбе с пиратством в связи с применением этой меры охраны судов?

Виктор Кузнецов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

 

Выход на арену морской безопасности

Об использовании частной вооруженной охраны на судах, следующих через пиратоопасные районы, как об относительно новом факторе в современных морских перевозках, следует, видимо, говорить на примере его возникновения и распространения в районе Сомали (в документах Международной морской организации (ИМО) он называется «район высокого риска») – самом пиратоопасном районе мира за последние несколько лет.

С 2009 года в связи с ростом числа нападений сомалийских пиратов и, главное, значительным расширением района высокого риска, до того времени ограниченного только Аденским заливом, многонациональных военно-морских сил оказалось недостаточно для обеспечения безопасности судоходства. Конечно, надлежащее выполнение рекомендаций руководства «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства, базирующегося на территории Сомали» (Best Management Practices for Protection against Somalia Based Piracy – BMP4), разработанного морской отраслью и одобренного Международной морской организацией, с 2010 года начало давать положительные результаты. Но и эта мера не могла гарантировать надежную защиту судна от пиратских атак при любых обстоятельствах.

Все чаще стали поступать сообщения международных организаций, работающих в области морской безопасности, о размещении на судах, следовавших через район высокого риска, вооруженной охраны – небольшой вооруженной группы военнослужащих какого-либо государства или охранников частной охранной фирмы. Причем если привлечение военнослужащих для охраны судов, не следующих в составе конвоев, было и остается нечастым явлением, то использование частной вооруженной охраны на судах становится все более популярным у судоходных компаний с начала 2011 года. Эта мера защиты судов вскоре доказала свою эффективность: пиратам до сих пор не удалось захватить ни одного судна, на борту которого находился частный наемный персонал вооруженной охраны (ЧНПВО). По мнению многих экспертов, в основном благодаря распространяющейся практике применения вооруженной охраны на судах в 2012 году наблюдается более чем 60-процентное снижение числа пиратских нападений в районе Сомали по сравнению с предыдущим годом.

Возросший спрос на ЧНПВО для торговых судов поставил перед государствами флага, государствами порта (прибрежными государствами) и судовладельцами (компаниями-операторами) ряд организационно-правовых, нормативных, административных и других вопросов, требующих согласования между всеми сторонами, так или иначе вынужденными взаимодействовать в связи с транзитными перемещениями групп частной наемной охраны, их оружия и снаряжения.

Год

Нападения на суда/захваты

Всего в мире

В районе Сомали

2008

293/49

111/31

2009

406/53

217/47

2010

445/53

219/49

2011

439/45

237/28

2012 (до 1 ноября)

252/26

71/13

 

Упорядочение использования ЧНПВО на судах

Сложившаяся ситуация потребовала разработки и издания официальных международных документов, регламентирующих использование ЧНПВО на судах и деятельность частных морских охранных компаний (ЧМОК) – поставщиков услуг ЧНПВО – в районе высокого риска. Такие документы были подготовлены Комитетом по безопасности на море ИМО (КБМ) и изданы соответствующими циркулярами в сентябре 2011 года. Затем в мае 2012 года КБМ переиздал эти документы после пересмотра и опубликовал Временное руководство для ЧМОК, предоставляющих услуги охраны на судах в районе высокого риска (Interim Guidance to Private Maritime Security Companies Providing Privately Contracted Armed Security Personnel on Board Ships in the High Risk Area).

Издавая эти документы, «ИМО не дает своего одобрения на использование частного наемного персонала вооруженной охраны, однако признает, что судоходные компании могут испытывать трудности при определении надежных и профессиональных частных поставщиков услуг вооруженной охраны» (циркуляр MSC.1/Circ.1405/Rev.2), к тому же «в этих временных рекомендациях даются соображения об использовании частного наемного персонала вооруженной охраны на случай, если государство флага определяет, что такая мера целесообразна и законна» (циркуляр MSC.1/Circ.1406/Rev.2).

Вместе с тем ИМО призывает государства на побережье Индийского океана, Аденского залива, Аравийского и Красного морей актуализировать свои правила и процедуры в соответствии со сложившейся ситуацией. «Такие правила и процедуры должны удовлетворять нуждам государств, которые их ввели, и вместе с тем упрощать передвижения ЧНПВО, его огнестрельного оружия и необходимого для охраны оборудования и быть известными судоходной отрасли и поставщикам услуг ЧНПВО. Помимо этого, правила и процедуры должны быть сообщены в ИМО для информирования всех правительств государств-членов, чтобы государства флага могли действовать соответствующим образом», – говорится в циркулярном письме MSC.1/Circ.1408/Rev.1.

В соответствии с рекомендациями ИМО часть портов, находящихся в пиратоопасном районе Индийского океана или вблизи него, уже определила, по каким правилам вооруженная охрана может сходить с судна в порту и как порт должен обеспечивать сохранность ее оружия. Среди них порты Шри-Ланки, Омана, Сейшельских Островов, Маврикия, Мадагаскара и Джибути.

 

Рис.1. Пираты и частная охрана судов

 

Рынок услуг частной наемной вооруженной охраны судов

Возросший спрос на ЧНПВО для судов привел к образованию рынка соответствующих услуг.

По оценкам специалистов в области морской безопасности, в настоящее время в Индийском океане работает более 140 ЧМОК, общее число сотрудников которых, непосредственно охраняющих суда, составляет по меньшей мере 2700 человек. Вооруженная охрана официально – то есть по признанию судовладельцев – присутствует сегодня не менее чем на четверти всех торговых судов, проходящих через Аденский залив, притом что, согласно отдельным сообщениям, доля таких судов в отдельные периоды может достигать даже 50%.

Охранники на судах, как правило, являются бывшими военнослужащими, прошедшими специальную подготовку для работы на морском транспорте. На торговом судне обычно работает подразделение из 3-6 таких охранников, причем охранная фирма предоставляет судоходной компании полный спектр услуг, включая оборудование судна средствами пассивной защиты, обучение экипажа мерам противодействия захвату, обустройство защищенных помещений на судне. Охранники, прибывая на судно, имеют при себе полный комплект снаряжения, аптечки, средства связи, приборы ночного видения и, конечно, стрелковое оружие и боеприпасы. За каждый день работы на судне охранник может получать от $500 до $1000.

Охранники поднимаются на суда и сходят с них в портах или вблизи портов в пределах пиратоопасного района или недалеко от него – в Маскате и Салале (Оман), Дар-эс-Саламе (Танзания), в Галле (Шри-Ланка), Джибути, – в зависимости от правил и процедур, установленных на этот счет государством порта. В среднем они находятся на судне 10-15 дней. Присутствие на борту такой группы в течение указанного времени и связанные с этим процедуры обходятся судовладельцу примерно в $100 тысяч.

 

Перевозка оружия частных охранных компаний

Трудности с провозом оружия через сухопутные границы и территориальные воды некоторых стран, находящихся в непосредственной близости от района высокого риска, привели к появлению нового типа частных судов – плавучих арсеналов. В настоящее время в международных водах находится не менее 20 таких судов. На них ЧНПВО может получить нужное оружие, боеприпасы и снаряжение, двигаясь к точке посадки на то судно, которое предназначено для охраны, и сдать все это перед заходом охраняемого судна в порт.

Впрочем, охрана может использовать и «одноразовое» оружие: оно приобретается в порту перед отправкой судна в переход через район высокого риска, а перед заходом в порт назначения выбрасывается за борт. «Учитывая, что в большинстве крупных африканских городов автомат Калашникова можно приобрести за $200, а легальное оформление каждой единицы оружия обходится в $1000, не считая времени и средств, потраченных на заполнение форм, получение лицензий на предоставление охранных услуг и тому подобных документов, проще нелегально купить оружие и выбросить его в море по выходе из опасного района», – заявил сотрудник одной из охранных фирм.

Некоторые ЧМОК используют частные патрульные суда, которые не только сопровождают торговое судно при переходе, но и способны перехватить лодки нападающих пиратов. Кстати, для ЧМОК и судоходных компаний использование таких частных вооруженных патрулей является более простым решением, так как снимает затруднения, связанные с законодательным ограничением оборота огнестрельного оружия.

 

Ожидания и прогнозы

Роль частных морских охранных компаний в охране судов в пиратоопасных районах, по общему мнению ведущих экспертов и обозревателей отраслевых СМИ, в обозримом будущем будет расти, поскольку:

а) эффективность использования ЧНПВО на судах в районе высокого риска уже доказана практически;

б) проблема сомалийского пиратства еще не решена, и никто не может поручиться в том, что это произойдет в скором времени;

в) несмотря на эффективность защиты торговых судов находящимися в районе Сомали военно-морскими силами различных государств, состав которых, по всей видимости, не будет расширен, этих сил будет недостаточно для защиты всех судов от пиратов на обширнейшей акватории района высокого риска;

г) стоимость найма ЧНПВО для охраны судна при прохождении его транзитом через весь район высокого риска неоспоримо ниже транспортных расходов при следовании судна безопасным обходным маршрутом;

д) пиратоопасных районов в современном мире уже несколько – помимо района Сомали, это Гвинейский залив и воды Индонезии, – и пример эффективного использования ЧМОК в одном районе Мирового океана, скорее всего, будет использован в других районах.

Альтернативой частному наемному персоналу вооруженной охраны могут быть подразделения военнослужащих того государства, под флагом которого ходит судно. Такие подразделения уже осуществляют охрану судов под флагом Нидерландов, Франции, Испании, Бельгии и Италии. К этим странам в скором времени может присоединиться Индонезия. Причем использование таких подразделений на торговых судах предпочтительнее в сравнении с частной охраной, так как военнослужащие лучше защищены законодательно. Однако использования только военнослужащих для охраны торговых судов на сегодняшний день явно недостаточно с учетом потребностей мировой судоходной отрасли.

Учитывая разнообразие услуг, предоставляемых ЧМОК, несомненную эффективность их работы, а также большой спектр проблем, возникающих в связи с присутствием ЧНПВО на судах, и международный характер этих проблем, в настоящее время необходимо выработать не только и не столько национальные законодательные акты, регулирующие их деятельность, сколько международные кодексы, правила работы и стандарты. В этой связи следует ожидать дальнейшего развития разработанных ИМО рекомендаций и руководств. Международная организация по стандартам к концу этого года планирует предложить проект нового стандарта (ISO 28007), в соответствии с которым будет осуществляться лицензирование частных морских охранных компаний, и тогда не отвечающие всем международным требованиям ЧМОК окажутся неконкурентоспособными.

ФБУ «Служба морской безопасности» известно о том, что в Российской Федерации уже зарегистрировано несколько частных компаний, оказывающих услуги по охране судов. Эти компании успели положительно зарекомендовать себя, и их услугами регулярно пользуются российские судоходные компании, особенно в те периоды, когда приостанавливается конвоирование караванов судов кораблями ВМФ России.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что рынок частной вооруженной охраны торговых судов в пиратоопасных районах будет расширяться, а качество предоставляемых услуг – повышаться.

 

Действующие документы ИМО в отношении частной вооруженной охраны на торговых судах

MSC.1/Circ.1405/Rev.2 (от 25 мая 2012 г.).

Пересмотренное временное руководство для судовладельцев, операторов и капитанов судов по использованию частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

MSC.1/Circ.1406/Rev.2 (от 25 мая 2012 г.).

Пересмотренные временные рекомендации для государств флага в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

MSC.1/Circ.1408/Rev.1 (от 25 мая 2012 г.).

Пересмотренные временные рекомендации для государств порта и прибрежных государств в отношении использования частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска;

MSC-FAL.1/Circ.2 (от 22 сентября 2011 г.).

Вопросник по информации о требованиях государства порта и прибрежного государства, касающихся частного наемного персонала вооруженной охраны на судах;

MSC.1/Circ.1443 (от 25 мая 2012 г.).

Временное руководство для частных морских охранных компаний, предоставляющих услуги частного наемного персонала вооруженной охраны на судах в районе высокого риска.

 

Морской флот №5 (2012)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...