Защита от морского пиратства: итоги последних лет

Пиратство
Защита от морского пиратства: итоги последних лет

Защита международного судоходства от морского пиратства стала предметом серьёзного беспокойства для международного морского сообщества в последние годы ввиду стремительного роста числа пиратских нападений, особенно у побережья Сомали. ФБУ «Служба морской безопасности» предлагает краткий обзор итогов борьбы с морским пиратством в течение нескольких лет.

Виктор Кузнецов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

 

Первый положительный результат

О проблеме морского пиратства, волнующей международное морское сообщество, особенно в последние три-четыре года по причине её разрастания, писалось и говорилось достаточно много. Причем рассмотрение этой проблемы на международном уровне по ряду причин сводилось не к реальным возможностям её разрешения в принципе (например, ликвидация пиратских баз на суше), а к методам сдерживания пиратов, мерам противодействия актам пиратства наряду с применением экипажами судов гуманных мер самозащиты. Тон в таком подходе к проблеме обеспечения безопасности судоходства в пиратоопасных районах задаёт, естественно, Международная морская организация (ИМО), членами которой сейчас являются 170 государств. Это и объясняет, почему в последние годы на международном уровне всеобщее признание получила практика именно активного и пассивного противодействия конкретным проявлениям пиратства и вооруженного разбоя в отношении судов.

Теперь международное морское сообщество постоянно интересует, насколько эффективна такая практика. И вообще, что полезного и уместного делается и сделано на всех уровнях в последние годы для того, чтобы обезопасить международное судоходство в так называемых пиратоопасных районах и прежде всего в районе Сомали – самом опасном из них?

Для этого вначале обратимся к статистике, беспристрастно показывающей динамику пиратской активности по годам:

Еще не подведены окончательные итоги пиратских действий в 2011 году, однако уже сейчас понятно, что, несмотря на рекордное число нападений в уходящем году, их результативность окажется значительно ниже, чем прежде (только в 10% случаев нападения в 2011 году заканчивались захватом судов, а число захваченных судов в мире по итогам года будет примерно на 20% ниже, чем в 2010 году). Такой «улучшенный» итог по миру обеспечен снижением количества захватов судов на 47% в районе Сомали по сравнению с 2010 годом.

Международные эксперты и обозреватели единогласны во мнении: в 2011 году наблюдается первый положительный результат разносторонних усилий международного сообщества последних лет по обеспечению безопасности судоходства, причём благодаря принятым мерам в районе Сомали.

 

Эффективные меры

Какими же были усилия международного сообщества и что конкретно сыграло свою роль в изменении ежегодной антипиратской статистики к лучшему?

Говоря о предпринимаемых усилиях международного сообщества по обузданию пиратства и защите от него торгового судоходства, прежде всего в районе Африканского Рога, следует иметь в виду, что в настоящее время эти усилия весьма разносторонни и осуществляются с санкции Совбеза ООН, под эгидой и при координирующей роли ИМО. Не приходится ожидать того, что все предпринимаемые усилия приведут к быстрому положительному результату, поскольку он зависит от активности и действий всех заинтересованных участников, однако реализация некоторых конкретных мер в последние годы, как показывает практика, уже даёт реальный положительный эффект, подтверждаемый статистикой. Сегодня к таким эффективным мерам следует отнести в первую очередь следующие:

1. Практическое выполнение положений руководства «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства» (НЭМ).

2. Сопровождение торговых судов, следующих транзитом через Аденский залив, военными кораблями различных государств.

3. Использование частного наёмного персонала вооружённой охраны на судах, следующих через район высокого риска (район Африканского Рога).

4. Действия объединённых оперативных группировок ВМС по защите торгового судоходства и контролю акваторий в районе Африканского Рога.

 

Справочник-наставление

Разработанное ведущими организациями отрасли руководство «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства» в 2011 году стало основным справочником-наставлением для многих судовладельцев, судовых операторов, капитанов и экипажей судов, проходящих пиратоопасные воды в районе Африканского Рога. По оценке представителей военно-морских сил, действующих в этом регионе, благодаря соблюдению многими компаниями-операторами и судами положений этого руководства в полном объеме с начала 2011 года стало уменьшаться количество захватов судов сомалийскими пиратами вопреки продолжающемуся росту числа нападений. Эта оценка была официально передана в ИМО, и организация циркулярным письмом № 3164 от 14 февраля 2011 г. призвала всех участников судоходства в этом районе соблюдать положения руководства, предупредив, что невыполнение в полном объеме рекомендаций НЭМ существенно увеличивает риск успешных нападений пиратов. Затем в мае 2011 г. Комитет по безопасности на море принял Резолюцию MSC.324(89), которой в числе прочего призвал все государства-члены содействовать тому, чтобы суда, плавающие под их флагами, следовали рекомендациям «Наиболее эффективных методов» при нахождении в данной области высокого риска.

Между тем руководство претерпело уже четвертую редакцию (август 2011 г.), в которой с поправкой на изменившиеся обстоятельства учтены, пожалуй, все имеющиеся сейчас возможности по обеспечению защиты судов в районе Сомали. В новой редакции руководство стало более конкретным, логичным по изложению и одинаково понятным всем заинтересованным сторонам. В этой редакции оно издано циркуляром Комитета MSC.1/Circ.1339 от 14 сентября 2011 г. «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства, базирующегося на территории Сомали» (Best Management Practices for Protection against Somalia Based Piracy – BMP4). Действующей в настоящее время версией руководства является только эта – НЭМ-4.

 

Год

Нападения на суда

Захваты судов

Пленение, ранение, гибель членов экипажей

Всего в мире

В районе Сомали

Всего в мире

В районе Сомали

Всего в мире

В районе Сомали

2008

293

111

49

31

889 – плен,

32 – ранены,

11 – погибли

585 – плен,

9 – погибли

2009

406

217

49

47

1050 – плен,

68 – ранены,

8 – погибли

867 – плен

2010

445

219

53

49

1181 – плен,

8 – ранены,

1016 – плен

2011 (до 16 декабря)

421

231

42

26

798 – плен

450 – плен,

15 – погибли

 

Национальные конвои

По всеобщему мнению, самый эффективный способ защиты судов от пиратов – сопровождение торговых судов, следующих транзитом через Аденский залив, военными кораблями различных государств (в составе национальных конвоев).

На это указано и в НЭМ-4, однако у этого способа имеется два объективных ограничения:

-         невозможность осуществлять конвоирование всех судов, следующих транзитом через Аденский залив: таких судов больше, чем конвоев;

-         национальные конвои ограничиваются Аденским заливом, в то время как район высокого риска (пиратоопасный район) намного шире акватории этого залива.

Поэтому, будучи самым эффективным, этот способ защиты судов от пиратских атак хорош для судна только при его нахождении в составе конвоя в Аденском заливе. И действительно, в 2011 году было зарегистрировано не более десятка попыток пиратских нападений на суда, следовавшие в составе национальных конвоев, и все они были успешно пресечены военными моряками.

В 2011 году тема национальных конвоев получила позитивное развитие в плане некоторого снижения степени вышеназванных ограничений.

Во-первых, Россия, чьи корабли с ноября 2008 года водят конвои торговых судов через Аденский залив, два раза удлиняла свой маршрут конвоирования и вывела его за пределы залива. В течение всего года и поныне маршрут российских национальных конвоев пролегает между точкой 15 15 с.ш., 58 20 в.д. в Аравийском море и точкой 17 10 с.ш., 40 40 в.д. в Красном море, составляя расстояние примерно в 1300 миль, что превышает протяженность маршрутов всех прочих национальных конвоев (индийских, китайских, японских и т.д.) примерно в два раза. Этот шаг России был положительно воспринят всеми, и он означал защиту торговых судов российским военным флотом и за пределами Аденского залива.

Во-вторых, наряду с постоянно выполняемыми конвоями кораблей России, Индии, Китая, Японии и Кореи в 2011 году к этой деятельности на продолжительное время подключались корабли Турции и Таиланда. Это позволило большему количеству судов воспользоваться защитой военно-морских сил, что, видимо, также сыграло свою роль в уменьшении числа пиратских захватов.

В-третьих, в сентябре 2011 года страны, выполняющие национальные конвои, на совещании в Бахрейне договорились об общем графике всех конвоев для обеспечения участия в них большего числа судов и создали рабочую группу по координации конвоев (РГКК). В работе этого совещания по приглашению МИД и Главного штаба ВМФ России участвовала ФБУ «Служба морской безопасности» Росморречфлота как один из исполнителей поручения Президента России по организации российских конвоев в Аденском заливе. На этом совещании СМБ сделала презентацию, которой не только показала, что ей фактически отведена роль координатора в вопросах получения заявок от судоходных компаний и их обобщения для формирования российских конвоев судов, но и пояснила некоторые особенности российских конвоев.

В 2011 году корабли ВМФ России провели в своих конвоях 148 торговых судов разных стран, а всего с ноября 2008 года – 617 судов. При этом качество выполнения задачи по защите сопровождаемых судов было всегда очень хорошим, и поэтому военные моряки России получали только положительные отзывы от участников российских конвоев.

 

Частная вооруженная охрана

До 2011 года использование частного наёмного персонала вооружённой охраны на судах, следующих через район высокого риска, фактически не практиковалось, поскольку не одобрялось ИМО. Однако плавание судов на значительном удалении от военных кораблей в пределах обширного пиратоопасного района заставило взглянуть на эту проблему по-новому. В 2011 году количество компаний, использовавших невооружённых и вооружённых охранников на своих судах, постоянно увеличивалось, и эта мера быстро доказала свою эффективность: пиратам не удалось захватить ни одного судна, на борту которого находился частный наёмный персонал вооружённой охраны. В результате спрос на вооружённых охранников для судов стал быстро расти и вызвал необходимость разработки и издания официальных международных документов, регламентирующих использование и деятельность частной наёмной охраны на судах. Такие документы были подготовлены Комитетом по безопасности на море и изданы соответствующими циркулярами (MSC.1/Circ.1405/Rev.1; MSC.1/Circ.1406/Rev.1; MSC.1/Circ.1408; MSC-FAL.1/Circ.2).

Обозреватели уверены, что спрос на услуги частной наёмной охраны для защиты судов будет расти и в будущем, а это в свою очередь означает дальнейшее уменьшение числа пиратских захватов судов.

 

Действия объединённых оперативных группировок ВМС

Действующие в районе военно-морские силы (основная тактическая группа ВМС Евросоюза для проведения операции «Аталанта», Объединённые военно-морские силы в составе трех оперативных групп и военно-морская группировка НАТО) в 2011 году неоднократно подключались для защиты судов во время нападения пиратов или для спасения экипажей и освобождения захваченных судов. В целом эти военно-морские силы позволяют контролировать пиратоопасную ситуацию в районе, но существенно не влияют на её изменение к лучшему, регулярным сопровождением и защитой торговых судов не занимаются. Специальной статистики по действиям этих группировок ВМС против сомалийского пиратства нет, однако можно полагать, что их вклад в защиту судов был тем же, что и в предыдущие годы.

Подводя итог сказанному, хочется надеяться, что первый положительный результат предпринимаемых всеми усилий по защите торгового судоходства от пиратов – уменьшение числа захватов судов в 2011 году – будет также сопровождаться другим положительным результатом – уменьшением количества нападений на суда в последующие годы. А это, очевидно, зависит уже не от торгового флота.

 

Морской флот №4-6 (2011)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...