Защита от морского пиратства: итоги последних лет

Пиратство
Защита от морского пиратства: итоги последних лет

Защита международного судоходства от морского пиратства стала предметом серьёзного беспокойства для международного морского сообщества в последние годы ввиду стремительного роста числа пиратских нападений, особенно у побережья Сомали. ФБУ «Служба морской безопасности» предлагает краткий обзор итогов борьбы с морским пиратством в течение нескольких лет.

Виктор Кузнецов, начальник ФБУ «Служба морской безопасности»

 

Первый положительный результат

О проблеме морского пиратства, волнующей международное морское сообщество, особенно в последние три-четыре года по причине её разрастания, писалось и говорилось достаточно много. Причем рассмотрение этой проблемы на международном уровне по ряду причин сводилось не к реальным возможностям её разрешения в принципе (например, ликвидация пиратских баз на суше), а к методам сдерживания пиратов, мерам противодействия актам пиратства наряду с применением экипажами судов гуманных мер самозащиты. Тон в таком подходе к проблеме обеспечения безопасности судоходства в пиратоопасных районах задаёт, естественно, Международная морская организация (ИМО), членами которой сейчас являются 170 государств. Это и объясняет, почему в последние годы на международном уровне всеобщее признание получила практика именно активного и пассивного противодействия конкретным проявлениям пиратства и вооруженного разбоя в отношении судов.

Теперь международное морское сообщество постоянно интересует, насколько эффективна такая практика. И вообще, что полезного и уместного делается и сделано на всех уровнях в последние годы для того, чтобы обезопасить международное судоходство в так называемых пиратоопасных районах и прежде всего в районе Сомали – самом опасном из них?

Для этого вначале обратимся к статистике, беспристрастно показывающей динамику пиратской активности по годам:

Еще не подведены окончательные итоги пиратских действий в 2011 году, однако уже сейчас понятно, что, несмотря на рекордное число нападений в уходящем году, их результативность окажется значительно ниже, чем прежде (только в 10% случаев нападения в 2011 году заканчивались захватом судов, а число захваченных судов в мире по итогам года будет примерно на 20% ниже, чем в 2010 году). Такой «улучшенный» итог по миру обеспечен снижением количества захватов судов на 47% в районе Сомали по сравнению с 2010 годом.

Международные эксперты и обозреватели единогласны во мнении: в 2011 году наблюдается первый положительный результат разносторонних усилий международного сообщества последних лет по обеспечению безопасности судоходства, причём благодаря принятым мерам в районе Сомали.

 

Эффективные меры

Какими же были усилия международного сообщества и что конкретно сыграло свою роль в изменении ежегодной антипиратской статистики к лучшему?

Говоря о предпринимаемых усилиях международного сообщества по обузданию пиратства и защите от него торгового судоходства, прежде всего в районе Африканского Рога, следует иметь в виду, что в настоящее время эти усилия весьма разносторонни и осуществляются с санкции Совбеза ООН, под эгидой и при координирующей роли ИМО. Не приходится ожидать того, что все предпринимаемые усилия приведут к быстрому положительному результату, поскольку он зависит от активности и действий всех заинтересованных участников, однако реализация некоторых конкретных мер в последние годы, как показывает практика, уже даёт реальный положительный эффект, подтверждаемый статистикой. Сегодня к таким эффективным мерам следует отнести в первую очередь следующие:

1. Практическое выполнение положений руководства «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства» (НЭМ).

2. Сопровождение торговых судов, следующих транзитом через Аденский залив, военными кораблями различных государств.

3. Использование частного наёмного персонала вооружённой охраны на судах, следующих через район высокого риска (район Африканского Рога).

4. Действия объединённых оперативных группировок ВМС по защите торгового судоходства и контролю акваторий в районе Африканского Рога.

 

Справочник-наставление

Разработанное ведущими организациями отрасли руководство «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства» в 2011 году стало основным справочником-наставлением для многих судовладельцев, судовых операторов, капитанов и экипажей судов, проходящих пиратоопасные воды в районе Африканского Рога. По оценке представителей военно-морских сил, действующих в этом регионе, благодаря соблюдению многими компаниями-операторами и судами положений этого руководства в полном объеме с начала 2011 года стало уменьшаться количество захватов судов сомалийскими пиратами вопреки продолжающемуся росту числа нападений. Эта оценка была официально передана в ИМО, и организация циркулярным письмом № 3164 от 14 февраля 2011 г. призвала всех участников судоходства в этом районе соблюдать положения руководства, предупредив, что невыполнение в полном объеме рекомендаций НЭМ существенно увеличивает риск успешных нападений пиратов. Затем в мае 2011 г. Комитет по безопасности на море принял Резолюцию MSC.324(89), которой в числе прочего призвал все государства-члены содействовать тому, чтобы суда, плавающие под их флагами, следовали рекомендациям «Наиболее эффективных методов» при нахождении в данной области высокого риска.

Между тем руководство претерпело уже четвертую редакцию (август 2011 г.), в которой с поправкой на изменившиеся обстоятельства учтены, пожалуй, все имеющиеся сейчас возможности по обеспечению защиты судов в районе Сомали. В новой редакции руководство стало более конкретным, логичным по изложению и одинаково понятным всем заинтересованным сторонам. В этой редакции оно издано циркуляром Комитета MSC.1/Circ.1339 от 14 сентября 2011 г. «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства, базирующегося на территории Сомали» (Best Management Practices for Protection against Somalia Based Piracy – BMP4). Действующей в настоящее время версией руководства является только эта – НЭМ-4.

 

Год

Нападения на суда

Захваты судов

Пленение, ранение, гибель членов экипажей

Всего в мире

В районе Сомали

Всего в мире

В районе Сомали

Всего в мире

В районе Сомали

2008

293

111

49

31

889 – плен,

32 – ранены,

11 – погибли

585 – плен,

9 – погибли

2009

406

217

49

47

1050 – плен,

68 – ранены,

8 – погибли

867 – плен

2010

445

219

53

49

1181 – плен,

8 – ранены,

1016 – плен

2011 (до 16 декабря)

421

231

42

26

798 – плен

450 – плен,

15 – погибли

 

Национальные конвои

По всеобщему мнению, самый эффективный способ защиты судов от пиратов – сопровождение торговых судов, следующих транзитом через Аденский залив, военными кораблями различных государств (в составе национальных конвоев).

На это указано и в НЭМ-4, однако у этого способа имеется два объективных ограничения:

-         невозможность осуществлять конвоирование всех судов, следующих транзитом через Аденский залив: таких судов больше, чем конвоев;

-         национальные конвои ограничиваются Аденским заливом, в то время как район высокого риска (пиратоопасный район) намного шире акватории этого залива.

Поэтому, будучи самым эффективным, этот способ защиты судов от пиратских атак хорош для судна только при его нахождении в составе конвоя в Аденском заливе. И действительно, в 2011 году было зарегистрировано не более десятка попыток пиратских нападений на суда, следовавшие в составе национальных конвоев, и все они были успешно пресечены военными моряками.

В 2011 году тема национальных конвоев получила позитивное развитие в плане некоторого снижения степени вышеназванных ограничений.

Во-первых, Россия, чьи корабли с ноября 2008 года водят конвои торговых судов через Аденский залив, два раза удлиняла свой маршрут конвоирования и вывела его за пределы залива. В течение всего года и поныне маршрут российских национальных конвоев пролегает между точкой 15 15 с.ш., 58 20 в.д. в Аравийском море и точкой 17 10 с.ш., 40 40 в.д. в Красном море, составляя расстояние примерно в 1300 миль, что превышает протяженность маршрутов всех прочих национальных конвоев (индийских, китайских, японских и т.д.) примерно в два раза. Этот шаг России был положительно воспринят всеми, и он означал защиту торговых судов российским военным флотом и за пределами Аденского залива.

Во-вторых, наряду с постоянно выполняемыми конвоями кораблей России, Индии, Китая, Японии и Кореи в 2011 году к этой деятельности на продолжительное время подключались корабли Турции и Таиланда. Это позволило большему количеству судов воспользоваться защитой военно-морских сил, что, видимо, также сыграло свою роль в уменьшении числа пиратских захватов.

В-третьих, в сентябре 2011 года страны, выполняющие национальные конвои, на совещании в Бахрейне договорились об общем графике всех конвоев для обеспечения участия в них большего числа судов и создали рабочую группу по координации конвоев (РГКК). В работе этого совещания по приглашению МИД и Главного штаба ВМФ России участвовала ФБУ «Служба морской безопасности» Росморречфлота как один из исполнителей поручения Президента России по организации российских конвоев в Аденском заливе. На этом совещании СМБ сделала презентацию, которой не только показала, что ей фактически отведена роль координатора в вопросах получения заявок от судоходных компаний и их обобщения для формирования российских конвоев судов, но и пояснила некоторые особенности российских конвоев.

В 2011 году корабли ВМФ России провели в своих конвоях 148 торговых судов разных стран, а всего с ноября 2008 года – 617 судов. При этом качество выполнения задачи по защите сопровождаемых судов было всегда очень хорошим, и поэтому военные моряки России получали только положительные отзывы от участников российских конвоев.

 

Частная вооруженная охрана

До 2011 года использование частного наёмного персонала вооружённой охраны на судах, следующих через район высокого риска, фактически не практиковалось, поскольку не одобрялось ИМО. Однако плавание судов на значительном удалении от военных кораблей в пределах обширного пиратоопасного района заставило взглянуть на эту проблему по-новому. В 2011 году количество компаний, использовавших невооружённых и вооружённых охранников на своих судах, постоянно увеличивалось, и эта мера быстро доказала свою эффективность: пиратам не удалось захватить ни одного судна, на борту которого находился частный наёмный персонал вооружённой охраны. В результате спрос на вооружённых охранников для судов стал быстро расти и вызвал необходимость разработки и издания официальных международных документов, регламентирующих использование и деятельность частной наёмной охраны на судах. Такие документы были подготовлены Комитетом по безопасности на море и изданы соответствующими циркулярами (MSC.1/Circ.1405/Rev.1; MSC.1/Circ.1406/Rev.1; MSC.1/Circ.1408; MSC-FAL.1/Circ.2).

Обозреватели уверены, что спрос на услуги частной наёмной охраны для защиты судов будет расти и в будущем, а это в свою очередь означает дальнейшее уменьшение числа пиратских захватов судов.

 

Действия объединённых оперативных группировок ВМС

Действующие в районе военно-морские силы (основная тактическая группа ВМС Евросоюза для проведения операции «Аталанта», Объединённые военно-морские силы в составе трех оперативных групп и военно-морская группировка НАТО) в 2011 году неоднократно подключались для защиты судов во время нападения пиратов или для спасения экипажей и освобождения захваченных судов. В целом эти военно-морские силы позволяют контролировать пиратоопасную ситуацию в районе, но существенно не влияют на её изменение к лучшему, регулярным сопровождением и защитой торговых судов не занимаются. Специальной статистики по действиям этих группировок ВМС против сомалийского пиратства нет, однако можно полагать, что их вклад в защиту судов был тем же, что и в предыдущие годы.

Подводя итог сказанному, хочется надеяться, что первый положительный результат предпринимаемых всеми усилий по защите торгового судоходства от пиратов – уменьшение числа захватов судов в 2011 году – будет также сопровождаться другим положительным результатом – уменьшением количества нападений на суда в последующие годы. А это, очевидно, зависит уже не от торгового флота.

 

Морской флот №4-6 (2011)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь Моряки с затонувшего в Черном море разведывательного судна «Лиман» доставлены на территорию РФ, сооб...

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства Курсанты университета имени адмирала Ушакова приняли участие в мастер-классе на тему «Законодательст...

Российская экономика

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти Верфь по строительству крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка» в селе Белокаменка на берегу Ко...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30%

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30% В I квартале 2017 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» в порту Усть-Луга обработано 1,28 ...

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5%

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5% Грузооборот АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding) в I квартале...




Морской транспорт

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия 27 апреля из порта Астрахань в северную часть Каспийского моря начался вывод буксирного каравана, с ...

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота Церемония торжественного спуска на воду катера проекта «Грачонок» на судостроительном заводе «Вымпел...

Речной транспорт

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП 25-26 апреля проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 ФБУ  «Администрация В...

Ж/Д транспорт

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым ОАО «Российские железные дороги» с 30 апреля откроет продажу единых билетов в Крым, которые предпола...

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб.

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб. Объем инвестиций ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в развитие Архангельского региона Се...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...