Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Вооруженная охрана – выход, но не решение

Пиратство
Вооруженная охрана – выход, но не решение

Судоходная отрасль – сердце мировой экономики. На одного жителя нашей планеты в год приходится более тонны грузов, перевозимых морским транспортом, – в целом свыше 80% грузов мировой торговли. Сегодня эта отлаженная схема под угрозой.

Пираты XXI века бросили вызов всему мировому сообществу.

Серафима Шукшина, менеджер по связям с общественностью ОАО «НОВОШИП»

 

Как выиграть в неравной борьбе?

Пиратство стало образом жизни для сотен сомалийцев, доведенных до последней черты бесконечной гражданской войной, нищетой и беззаконием. Отраслевое сообщество прилагает усилия для того, чтобы защитить торговые суда в регионе, но оно в отличие от правительств не обладает военной мощью и не может менять законодательство.

Между тем, несовершенство международного морского права и недостаток политической настойчивости приводит к тому, что восемь из десяти задержанных пиратов отпускают на свободу. Ясно, что после этого они не меняют род деятельности и продолжают терроризировать нашу отрасль с еще большим воодушевлением. Пока общественные организации пытаются привлечь внимание правительств, судовладельцы, оставшись один на один с проблемой, борются с ней доступными им средствами.

Типичная пиратская атака выглядит так: две-три небольшие быстроходные лодки, как правило, приближаются к судну с кормы. Пираты предпочитают начинать высадку с левого борта. Попав на борт при помощи абордажных лестниц, пираты устремляются на мостик, чтобы остановить судно. В этот момент главная задача экипажа – не позволить взять себя в заложники, скрывшись в убежище.

Такая тактика сработала в мае прошлого года, когда был захвачен танкер «Московский университет», принадлежащий Новороссийскому морскому пароходству (ОАО «Новошип», группа компаний «Совкомфлот»). Благодаря грамотным действиям российских моряков пираты не смогли дать ход захваченному судну и были нейтрализованы подоспевшим на помощь военным кораблем «Маршал Шапошников». Инцидент доказал, что подготовка экипажа важна, но ее недостаточно – требовалось что-то более существенное, что позволило бы предотвращать саму возможность высадки пиратов на борт. Компания не стала медлить с важным решением.

 

Последнее слово за оператором

Нужно пояснить, что группа «Совкомфлот» как большинство серьезных судоходных компаний при подготовке к проходу зоны высокого риска руководствуется документом под названием BMP3 (Best Management Practices to Deter Piracy off the coast of Somalia and in the Arabian Sea Area). Это свод рекомендаций, разработанный рядом уважаемых отраслевых общественных организаций, среди которых Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (INTERTANKO), Международная палата судоходства (ICS), Международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF), Международная группа клубов взаимного страхования P&I, Балтийский и международный морской совет (BIMCO) и Международная федерация транспортных рабочих (ITF). Назначение BMP3 – предложить капитану и компании-оператору оптимальный план действий при любом варианте развития событий.

Итак, перед входом в пиратоопасную зону рекомендуется оценивать риски на основе анализа оперативной обстановки. Основополагающим пунктом BMP3 в этой части является установление и поддержание связи с коалиционными силами перед входом в опасный район и во время его прохождения. В соответствии с Международным кодексом безопасности судов и портовых сооружений (ISPS) постоянно обновляется план безопасности судна (SSP). В офисе компании офицер по безопасности контролирует ввод в действие и предварительную проработку чрезвычайного плана и рекомендует капитану наиболее подходящий способ прохода опасной зоны. Готовится список контактов для экстренной коммуникации. Экипаж устанавливает барьер из колючей проволоки по периметру палубы и проверяет оборудование цитадели – так называемые средства пассивной защиты.

После проведения учений и всех предписанных подготовительных процедур судно входит в зону повышенного риска. Проходить ее рекомендуется на максимальной скорости, усилив наблюдение, при этом волнение моря более трех баллов и высокий борт судна снижают риск. Тем не менее, при малейшей угрозе нападения BMP3 рекомендует немедленно сообщить об этом в Международный центр по борьбе с пиратством, связаться с судовладельцем и администрацией флага.

По сигналу тревоги экипаж принимает меры, чтобы не допустить пиратов на борт, а если воспрепятствовать высадке невозможно – укрывается в цитадели, предварительно заглушив главный двигатель. После этого рекомендовано набраться мужества и ждать помощи, а по прибытии военных – помочь скоординировать их действия.

Считается, что активное сопротивление может сделать положение атакованного экипажа еще более сложным, поэтому официальные рекомендации это не приветствуют. Но практика показывает, что часто моряки не желают сдаваться и противостоят пиратам, пуская в ход сигнальные ракетницы и брандсбойты. Когда-то, возможно, такой героизм и был оправдан, но сегодня, когда пираты стали еще более жестокими, вступать в борьбу стало слишком опасно.

Так или иначе, разработчики BMP3 подчеркивают, что в реальности выбор тактики всегда остается за оператором судна и капитаном. Это мудрое примечание, ведь в последнее время многим стало очевидно: вооруженная охрана на борту (о которой пока в официальных рекомендациях практически ничего не сказано) – на сегодняшний день наиболее эффективный инструмент, с которым ни в какие сравнения не идут все средства пассивной защиты, вместе взятые. Именно его избрали в группе компаний «СКФ».

 

Наш ответ пиратам

Военно-морские силы, сконцентрированные в районе  Международного транзитного коридора, вносят свой вклад в обеспечение безопасности, но захваты судов не прекращаются. Использование судов-маток позволяет пиратам орудовать на значительном расстоянии от берега. Границы опасного региона раздвинулись: зона, где случаются нападения, распространилась на всю западную часть Индийского океана и Аравийское море и теперь сравнима по площади с Западной Европой. Ни патрулировать, ни обойти ее невозможно, как невозможно и проводить каждое судно под конвоем военных кораблей.

– Захват «Московского университета» заставил нас переосмыслить те меры, которые мы принимали, чтобы обеспечить безопасность наших экипажей, – говорит директор департамента безопасности мореплавания и качества «Новошипа» Алексей Хайдуков. – С тех пор у нас было 27 проходов пиратоопасного региона, и ни одно судно не следовало без вооруженной охраны. Такова теперь наша политика, и она совпадает с политикой группы компаний. Пусть не вся общественность согласна с этим, пусть мы испытываем дополнительные сложности, связанные с наймом охранников, их прибытием на судно и наличием оружия на борту, пусть это затратно, но мы считаем, что это необходимо. В мировой практике еще ни одно судно с вооруженной охраной не было захвачено. В феврале наша тактика на деле доказала свою эффективность: охранники отпугнули подозрительных людей в лодках, пытавшихся приблизиться к нашему танкеру. Так или иначе, мы очень надеемся на скорейшее решение проблемы на глобальном уровне.

 

Голос общественности звучит громче

В начале марта все те же отраслевые общественные организации, перечисленные выше, развернули масштабную кампанию по привлечению внимания правительств к проблеме пиратства под девизом SOS Save our Seafarers. На специально созданном сайте www.saveourseafarers.com они призывают каждого, кому небезразлична судьба моряков, захваченных в плен сомалийскими пиратами, и кого волнует будущее мировой экономики, из-за пиратов теряющей от $7 до 12 млрд ежегодно, направить властям письмо с призывом принять меры. Среди выдвинутых требований – нейтрализация судов-маток, наделение военно-морских сил в регионе дополнительными полномочиями, криминализация самого пиратства и всех звеньев преступной цепи на уровне отдельных государств, чтобы привести национальное законодательство в соответствие с международным, и, наконец, усиление военного присутствия в регионе.

В прошлом году ITF уже проводила подобную акцию. Тогда за четыре месяца удалось собрать 920 тысяч подписей под петицией End Piracy Now, адресованной правительствам всех стран. Документ был торжественно вручен генеральному секретарю Международной морской организации (IMO) в Лондоне 23 сентября – во Всемирный день моря. Прошло ровно полгода. На момент подписания этого номера в печать в рамках новой кампании было направлено около 6700 писем. Инициаторам акции в очередной раз удалось продемонстрировать свою озабоченность проблемой. Хочется верить, что мы все увидим результат этих усилий.

 

Морской флот №1-3 (2011)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...