Вооруженная охрана – выход, но не решение

Пиратство
Вооруженная охрана – выход, но не решение

Судоходная отрасль – сердце мировой экономики. На одного жителя нашей планеты в год приходится более тонны грузов, перевозимых морским транспортом, – в целом свыше 80% грузов мировой торговли. Сегодня эта отлаженная схема под угрозой.

Пираты XXI века бросили вызов всему мировому сообществу.

Серафима Шукшина, менеджер по связям с общественностью ОАО «НОВОШИП»

 

Как выиграть в неравной борьбе?

Пиратство стало образом жизни для сотен сомалийцев, доведенных до последней черты бесконечной гражданской войной, нищетой и беззаконием. Отраслевое сообщество прилагает усилия для того, чтобы защитить торговые суда в регионе, но оно в отличие от правительств не обладает военной мощью и не может менять законодательство.

Между тем, несовершенство международного морского права и недостаток политической настойчивости приводит к тому, что восемь из десяти задержанных пиратов отпускают на свободу. Ясно, что после этого они не меняют род деятельности и продолжают терроризировать нашу отрасль с еще большим воодушевлением. Пока общественные организации пытаются привлечь внимание правительств, судовладельцы, оставшись один на один с проблемой, борются с ней доступными им средствами.

Типичная пиратская атака выглядит так: две-три небольшие быстроходные лодки, как правило, приближаются к судну с кормы. Пираты предпочитают начинать высадку с левого борта. Попав на борт при помощи абордажных лестниц, пираты устремляются на мостик, чтобы остановить судно. В этот момент главная задача экипажа – не позволить взять себя в заложники, скрывшись в убежище.

Такая тактика сработала в мае прошлого года, когда был захвачен танкер «Московский университет», принадлежащий Новороссийскому морскому пароходству (ОАО «Новошип», группа компаний «Совкомфлот»). Благодаря грамотным действиям российских моряков пираты не смогли дать ход захваченному судну и были нейтрализованы подоспевшим на помощь военным кораблем «Маршал Шапошников». Инцидент доказал, что подготовка экипажа важна, но ее недостаточно – требовалось что-то более существенное, что позволило бы предотвращать саму возможность высадки пиратов на борт. Компания не стала медлить с важным решением.

 

Последнее слово за оператором

Нужно пояснить, что группа «Совкомфлот» как большинство серьезных судоходных компаний при подготовке к проходу зоны высокого риска руководствуется документом под названием BMP3 (Best Management Practices to Deter Piracy off the coast of Somalia and in the Arabian Sea Area). Это свод рекомендаций, разработанный рядом уважаемых отраслевых общественных организаций, среди которых Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (INTERTANKO), Международная палата судоходства (ICS), Международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF), Международная группа клубов взаимного страхования P&I, Балтийский и международный морской совет (BIMCO) и Международная федерация транспортных рабочих (ITF). Назначение BMP3 – предложить капитану и компании-оператору оптимальный план действий при любом варианте развития событий.

Итак, перед входом в пиратоопасную зону рекомендуется оценивать риски на основе анализа оперативной обстановки. Основополагающим пунктом BMP3 в этой части является установление и поддержание связи с коалиционными силами перед входом в опасный район и во время его прохождения. В соответствии с Международным кодексом безопасности судов и портовых сооружений (ISPS) постоянно обновляется план безопасности судна (SSP). В офисе компании офицер по безопасности контролирует ввод в действие и предварительную проработку чрезвычайного плана и рекомендует капитану наиболее подходящий способ прохода опасной зоны. Готовится список контактов для экстренной коммуникации. Экипаж устанавливает барьер из колючей проволоки по периметру палубы и проверяет оборудование цитадели – так называемые средства пассивной защиты.

После проведения учений и всех предписанных подготовительных процедур судно входит в зону повышенного риска. Проходить ее рекомендуется на максимальной скорости, усилив наблюдение, при этом волнение моря более трех баллов и высокий борт судна снижают риск. Тем не менее, при малейшей угрозе нападения BMP3 рекомендует немедленно сообщить об этом в Международный центр по борьбе с пиратством, связаться с судовладельцем и администрацией флага.

По сигналу тревоги экипаж принимает меры, чтобы не допустить пиратов на борт, а если воспрепятствовать высадке невозможно – укрывается в цитадели, предварительно заглушив главный двигатель. После этого рекомендовано набраться мужества и ждать помощи, а по прибытии военных – помочь скоординировать их действия.

Считается, что активное сопротивление может сделать положение атакованного экипажа еще более сложным, поэтому официальные рекомендации это не приветствуют. Но практика показывает, что часто моряки не желают сдаваться и противостоят пиратам, пуская в ход сигнальные ракетницы и брандсбойты. Когда-то, возможно, такой героизм и был оправдан, но сегодня, когда пираты стали еще более жестокими, вступать в борьбу стало слишком опасно.

Так или иначе, разработчики BMP3 подчеркивают, что в реальности выбор тактики всегда остается за оператором судна и капитаном. Это мудрое примечание, ведь в последнее время многим стало очевидно: вооруженная охрана на борту (о которой пока в официальных рекомендациях практически ничего не сказано) – на сегодняшний день наиболее эффективный инструмент, с которым ни в какие сравнения не идут все средства пассивной защиты, вместе взятые. Именно его избрали в группе компаний «СКФ».

 

Наш ответ пиратам

Военно-морские силы, сконцентрированные в районе  Международного транзитного коридора, вносят свой вклад в обеспечение безопасности, но захваты судов не прекращаются. Использование судов-маток позволяет пиратам орудовать на значительном расстоянии от берега. Границы опасного региона раздвинулись: зона, где случаются нападения, распространилась на всю западную часть Индийского океана и Аравийское море и теперь сравнима по площади с Западной Европой. Ни патрулировать, ни обойти ее невозможно, как невозможно и проводить каждое судно под конвоем военных кораблей.

– Захват «Московского университета» заставил нас переосмыслить те меры, которые мы принимали, чтобы обеспечить безопасность наших экипажей, – говорит директор департамента безопасности мореплавания и качества «Новошипа» Алексей Хайдуков. – С тех пор у нас было 27 проходов пиратоопасного региона, и ни одно судно не следовало без вооруженной охраны. Такова теперь наша политика, и она совпадает с политикой группы компаний. Пусть не вся общественность согласна с этим, пусть мы испытываем дополнительные сложности, связанные с наймом охранников, их прибытием на судно и наличием оружия на борту, пусть это затратно, но мы считаем, что это необходимо. В мировой практике еще ни одно судно с вооруженной охраной не было захвачено. В феврале наша тактика на деле доказала свою эффективность: охранники отпугнули подозрительных людей в лодках, пытавшихся приблизиться к нашему танкеру. Так или иначе, мы очень надеемся на скорейшее решение проблемы на глобальном уровне.

 

Голос общественности звучит громче

В начале марта все те же отраслевые общественные организации, перечисленные выше, развернули масштабную кампанию по привлечению внимания правительств к проблеме пиратства под девизом SOS Save our Seafarers. На специально созданном сайте www.saveourseafarers.com они призывают каждого, кому небезразлична судьба моряков, захваченных в плен сомалийскими пиратами, и кого волнует будущее мировой экономики, из-за пиратов теряющей от $7 до 12 млрд ежегодно, направить властям письмо с призывом принять меры. Среди выдвинутых требований – нейтрализация судов-маток, наделение военно-морских сил в регионе дополнительными полномочиями, криминализация самого пиратства и всех звеньев преступной цепи на уровне отдельных государств, чтобы привести национальное законодательство в соответствие с международным, и, наконец, усиление военного присутствия в регионе.

В прошлом году ITF уже проводила подобную акцию. Тогда за четыре месяца удалось собрать 920 тысяч подписей под петицией End Piracy Now, адресованной правительствам всех стран. Документ был торжественно вручен генеральному секретарю Международной морской организации (IMO) в Лондоне 23 сентября – во Всемирный день моря. Прошло ровно полгода. На момент подписания этого номера в печать в рамках новой кампании было направлено около 6700 писем. Инициаторам акции в очередной раз удалось продемонстрировать свою озабоченность проблемой. Хочется верить, что мы все увидим результат этих усилий.

 

Морской флот №1-3 (2011)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море Активная фаза поисково-спасательной операции в районе крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном м...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке Индийская компания Tata рассматривает возможность строительства терминала по перевалке угля на Камча...

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе Швейцарский угольный трейдер Mercuria может заключить соглашение take-or-pay на создание портовой ин...




Морской транспорт

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года Астраханский судостроительный завод «Лотос» сдаст в эксплуатацию первое пассажирское судно в апреле ...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...