Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Вооруженная охрана – выход, но не решение

Пиратство
Вооруженная охрана – выход, но не решение

Судоходная отрасль – сердце мировой экономики. На одного жителя нашей планеты в год приходится более тонны грузов, перевозимых морским транспортом, – в целом свыше 80% грузов мировой торговли. Сегодня эта отлаженная схема под угрозой.

Пираты XXI века бросили вызов всему мировому сообществу.

Серафима Шукшина, менеджер по связям с общественностью ОАО «НОВОШИП»

 

Как выиграть в неравной борьбе?

Пиратство стало образом жизни для сотен сомалийцев, доведенных до последней черты бесконечной гражданской войной, нищетой и беззаконием. Отраслевое сообщество прилагает усилия для того, чтобы защитить торговые суда в регионе, но оно в отличие от правительств не обладает военной мощью и не может менять законодательство.

Между тем, несовершенство международного морского права и недостаток политической настойчивости приводит к тому, что восемь из десяти задержанных пиратов отпускают на свободу. Ясно, что после этого они не меняют род деятельности и продолжают терроризировать нашу отрасль с еще большим воодушевлением. Пока общественные организации пытаются привлечь внимание правительств, судовладельцы, оставшись один на один с проблемой, борются с ней доступными им средствами.

Типичная пиратская атака выглядит так: две-три небольшие быстроходные лодки, как правило, приближаются к судну с кормы. Пираты предпочитают начинать высадку с левого борта. Попав на борт при помощи абордажных лестниц, пираты устремляются на мостик, чтобы остановить судно. В этот момент главная задача экипажа – не позволить взять себя в заложники, скрывшись в убежище.

Такая тактика сработала в мае прошлого года, когда был захвачен танкер «Московский университет», принадлежащий Новороссийскому морскому пароходству (ОАО «Новошип», группа компаний «Совкомфлот»). Благодаря грамотным действиям российских моряков пираты не смогли дать ход захваченному судну и были нейтрализованы подоспевшим на помощь военным кораблем «Маршал Шапошников». Инцидент доказал, что подготовка экипажа важна, но ее недостаточно – требовалось что-то более существенное, что позволило бы предотвращать саму возможность высадки пиратов на борт. Компания не стала медлить с важным решением.

 

Последнее слово за оператором

Нужно пояснить, что группа «Совкомфлот» как большинство серьезных судоходных компаний при подготовке к проходу зоны высокого риска руководствуется документом под названием BMP3 (Best Management Practices to Deter Piracy off the coast of Somalia and in the Arabian Sea Area). Это свод рекомендаций, разработанный рядом уважаемых отраслевых общественных организаций, среди которых Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (INTERTANKO), Международная палата судоходства (ICS), Международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF), Международная группа клубов взаимного страхования P&I, Балтийский и международный морской совет (BIMCO) и Международная федерация транспортных рабочих (ITF). Назначение BMP3 – предложить капитану и компании-оператору оптимальный план действий при любом варианте развития событий.

Итак, перед входом в пиратоопасную зону рекомендуется оценивать риски на основе анализа оперативной обстановки. Основополагающим пунктом BMP3 в этой части является установление и поддержание связи с коалиционными силами перед входом в опасный район и во время его прохождения. В соответствии с Международным кодексом безопасности судов и портовых сооружений (ISPS) постоянно обновляется план безопасности судна (SSP). В офисе компании офицер по безопасности контролирует ввод в действие и предварительную проработку чрезвычайного плана и рекомендует капитану наиболее подходящий способ прохода опасной зоны. Готовится список контактов для экстренной коммуникации. Экипаж устанавливает барьер из колючей проволоки по периметру палубы и проверяет оборудование цитадели – так называемые средства пассивной защиты.

После проведения учений и всех предписанных подготовительных процедур судно входит в зону повышенного риска. Проходить ее рекомендуется на максимальной скорости, усилив наблюдение, при этом волнение моря более трех баллов и высокий борт судна снижают риск. Тем не менее, при малейшей угрозе нападения BMP3 рекомендует немедленно сообщить об этом в Международный центр по борьбе с пиратством, связаться с судовладельцем и администрацией флага.

По сигналу тревоги экипаж принимает меры, чтобы не допустить пиратов на борт, а если воспрепятствовать высадке невозможно – укрывается в цитадели, предварительно заглушив главный двигатель. После этого рекомендовано набраться мужества и ждать помощи, а по прибытии военных – помочь скоординировать их действия.

Считается, что активное сопротивление может сделать положение атакованного экипажа еще более сложным, поэтому официальные рекомендации это не приветствуют. Но практика показывает, что часто моряки не желают сдаваться и противостоят пиратам, пуская в ход сигнальные ракетницы и брандсбойты. Когда-то, возможно, такой героизм и был оправдан, но сегодня, когда пираты стали еще более жестокими, вступать в борьбу стало слишком опасно.

Так или иначе, разработчики BMP3 подчеркивают, что в реальности выбор тактики всегда остается за оператором судна и капитаном. Это мудрое примечание, ведь в последнее время многим стало очевидно: вооруженная охрана на борту (о которой пока в официальных рекомендациях практически ничего не сказано) – на сегодняшний день наиболее эффективный инструмент, с которым ни в какие сравнения не идут все средства пассивной защиты, вместе взятые. Именно его избрали в группе компаний «СКФ».

 

Наш ответ пиратам

Военно-морские силы, сконцентрированные в районе  Международного транзитного коридора, вносят свой вклад в обеспечение безопасности, но захваты судов не прекращаются. Использование судов-маток позволяет пиратам орудовать на значительном расстоянии от берега. Границы опасного региона раздвинулись: зона, где случаются нападения, распространилась на всю западную часть Индийского океана и Аравийское море и теперь сравнима по площади с Западной Европой. Ни патрулировать, ни обойти ее невозможно, как невозможно и проводить каждое судно под конвоем военных кораблей.

– Захват «Московского университета» заставил нас переосмыслить те меры, которые мы принимали, чтобы обеспечить безопасность наших экипажей, – говорит директор департамента безопасности мореплавания и качества «Новошипа» Алексей Хайдуков. – С тех пор у нас было 27 проходов пиратоопасного региона, и ни одно судно не следовало без вооруженной охраны. Такова теперь наша политика, и она совпадает с политикой группы компаний. Пусть не вся общественность согласна с этим, пусть мы испытываем дополнительные сложности, связанные с наймом охранников, их прибытием на судно и наличием оружия на борту, пусть это затратно, но мы считаем, что это необходимо. В мировой практике еще ни одно судно с вооруженной охраной не было захвачено. В феврале наша тактика на деле доказала свою эффективность: охранники отпугнули подозрительных людей в лодках, пытавшихся приблизиться к нашему танкеру. Так или иначе, мы очень надеемся на скорейшее решение проблемы на глобальном уровне.

 

Голос общественности звучит громче

В начале марта все те же отраслевые общественные организации, перечисленные выше, развернули масштабную кампанию по привлечению внимания правительств к проблеме пиратства под девизом SOS Save our Seafarers. На специально созданном сайте www.saveourseafarers.com они призывают каждого, кому небезразлична судьба моряков, захваченных в плен сомалийскими пиратами, и кого волнует будущее мировой экономики, из-за пиратов теряющей от $7 до 12 млрд ежегодно, направить властям письмо с призывом принять меры. Среди выдвинутых требований – нейтрализация судов-маток, наделение военно-морских сил в регионе дополнительными полномочиями, криминализация самого пиратства и всех звеньев преступной цепи на уровне отдельных государств, чтобы привести национальное законодательство в соответствие с международным, и, наконец, усиление военного присутствия в регионе.

В прошлом году ITF уже проводила подобную акцию. Тогда за четыре месяца удалось собрать 920 тысяч подписей под петицией End Piracy Now, адресованной правительствам всех стран. Документ был торжественно вручен генеральному секретарю Международной морской организации (IMO) в Лондоне 23 сентября – во Всемирный день моря. Прошло ровно полгода. На момент подписания этого номера в печать в рамках новой кампании было направлено около 6700 писем. Инициаторам акции в очередной раз удалось продемонстрировать свою озабоченность проблемой. Хочется верить, что мы все увидим результат этих усилий.

 

Морской флот №1-3 (2011)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Современный навигационный комплекс «Преданного» разработан Группой «Кронштадт»

Современный навигационный комплекс «Преданного» разработан Группой «Кронштадт» 15 сентября на АО «Судостроительная фирма «Алмаз» состоялась торжественная церемония поднятия флага ...

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке 13-15 сентября во Владивостоке состоялся семинар старших офицеров флота группы компаний «Совкомфлот»...

Российская экономика

«Газпром» и «НОВАТЭК» могут принять участие в газовых проектах в Марокко

«Газпром» и «НОВАТЭК» могут принять участие в газовых проектах в Марокко Российские компании «Газпром» и «НОВАТЭК» готовы участвовать в реализации крупных проектов в Марокко...

Зеленодольский судозавод 23 сентября спустит на воду судно для заказчика из ОАЭ

Зеленодольский судозавод 23 сентября спустит на воду судно для заказчика из ОАЭ Зеленодольский судостроительный завод 23 сентября проведет церемонию спуска на воду скоростного пасс...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Минтранс проанализирует валютные долги стивидоров для перехода на расчеты в рублях – Олерский

Минтранс проанализирует валютные долги стивидоров для перехода на расчеты в рублях – Олерский Министерство транспорта РФ запросит стивидоров на предмет структуры долговых обязательств в валюте и...

Росморпорт выполнил установку плавучих предостерегательных знаков на подходах к морскому порту Сабетта

Росморпорт выполнил установку плавучих предостерегательных знаков на подходах к морскому порту Сабетта Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» 18 сентября 2017 года выполнил установку 26 плавучих предосте...




Морской транспорт

Увеличение дивидендов «Совкомфлота» может стать альтернативой его приватизации

Увеличение дивидендов «Совкомфлота» может стать альтернативой его приватизации Альтернативой приватизации крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлота» в условиях ухудше...

A.P. Moeller-Maersk продает танкерный бизнес APMH Invest за $1,17 млн

A.P. Moeller-Maersk продает танкерный бизнес APMH Invest за $1,17 млн Датская компания A.P. Moeller-Maersk заключила соглашение с APMH Invest («дочка» A.P. Moller Hol...

Речной транспорт

Экспедиция по спасению Волги станет межрегиональной

Экспедиция по спасению Волги станет межрегиональной В Волжском государственном университете водного транспорта ученые ВУЗов-партнеров проекта Русского г...

Коммунальщики выловили из Москвы-реки 2 тыс. кубометров мусора и черепаху

Коммунальщики выловили из Москвы-реки 2 тыс. кубометров мусора и черепаху Технический флот «Мосводостока» за пять месяцев 2017 года выловил в Москве-реке более 2 тыс. кубомет...

Ж/Д транспорт

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода В рамках стратегического партнерства Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)...

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости»

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости» Минэкономразвития (МЭР) РФ предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые железнодоро...

Авто транспорт

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке Движение автотранспорта по новому мосту через реку Кирганик открыто в Камчатском крае. Дорожный объе...

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...