Вооруженная охрана – выход, но не решение

Пиратство
Вооруженная охрана – выход, но не решение

Судоходная отрасль – сердце мировой экономики. На одного жителя нашей планеты в год приходится более тонны грузов, перевозимых морским транспортом, – в целом свыше 80% грузов мировой торговли. Сегодня эта отлаженная схема под угрозой.

Пираты XXI века бросили вызов всему мировому сообществу.

Серафима Шукшина, менеджер по связям с общественностью ОАО «НОВОШИП»

 

Как выиграть в неравной борьбе?

Пиратство стало образом жизни для сотен сомалийцев, доведенных до последней черты бесконечной гражданской войной, нищетой и беззаконием. Отраслевое сообщество прилагает усилия для того, чтобы защитить торговые суда в регионе, но оно в отличие от правительств не обладает военной мощью и не может менять законодательство.

Между тем, несовершенство международного морского права и недостаток политической настойчивости приводит к тому, что восемь из десяти задержанных пиратов отпускают на свободу. Ясно, что после этого они не меняют род деятельности и продолжают терроризировать нашу отрасль с еще большим воодушевлением. Пока общественные организации пытаются привлечь внимание правительств, судовладельцы, оставшись один на один с проблемой, борются с ней доступными им средствами.

Типичная пиратская атака выглядит так: две-три небольшие быстроходные лодки, как правило, приближаются к судну с кормы. Пираты предпочитают начинать высадку с левого борта. Попав на борт при помощи абордажных лестниц, пираты устремляются на мостик, чтобы остановить судно. В этот момент главная задача экипажа – не позволить взять себя в заложники, скрывшись в убежище.

Такая тактика сработала в мае прошлого года, когда был захвачен танкер «Московский университет», принадлежащий Новороссийскому морскому пароходству (ОАО «Новошип», группа компаний «Совкомфлот»). Благодаря грамотным действиям российских моряков пираты не смогли дать ход захваченному судну и были нейтрализованы подоспевшим на помощь военным кораблем «Маршал Шапошников». Инцидент доказал, что подготовка экипажа важна, но ее недостаточно – требовалось что-то более существенное, что позволило бы предотвращать саму возможность высадки пиратов на борт. Компания не стала медлить с важным решением.

 

Последнее слово за оператором

Нужно пояснить, что группа «Совкомфлот» как большинство серьезных судоходных компаний при подготовке к проходу зоны высокого риска руководствуется документом под названием BMP3 (Best Management Practices to Deter Piracy off the coast of Somalia and in the Arabian Sea Area). Это свод рекомендаций, разработанный рядом уважаемых отраслевых общественных организаций, среди которых Международная ассоциация независимых владельцев танкеров (INTERTANKO), Международная палата судоходства (ICS), Международный морской форум нефтяных компаний (OCIMF), Международная группа клубов взаимного страхования P&I, Балтийский и международный морской совет (BIMCO) и Международная федерация транспортных рабочих (ITF). Назначение BMP3 – предложить капитану и компании-оператору оптимальный план действий при любом варианте развития событий.

Итак, перед входом в пиратоопасную зону рекомендуется оценивать риски на основе анализа оперативной обстановки. Основополагающим пунктом BMP3 в этой части является установление и поддержание связи с коалиционными силами перед входом в опасный район и во время его прохождения. В соответствии с Международным кодексом безопасности судов и портовых сооружений (ISPS) постоянно обновляется план безопасности судна (SSP). В офисе компании офицер по безопасности контролирует ввод в действие и предварительную проработку чрезвычайного плана и рекомендует капитану наиболее подходящий способ прохода опасной зоны. Готовится список контактов для экстренной коммуникации. Экипаж устанавливает барьер из колючей проволоки по периметру палубы и проверяет оборудование цитадели – так называемые средства пассивной защиты.

После проведения учений и всех предписанных подготовительных процедур судно входит в зону повышенного риска. Проходить ее рекомендуется на максимальной скорости, усилив наблюдение, при этом волнение моря более трех баллов и высокий борт судна снижают риск. Тем не менее, при малейшей угрозе нападения BMP3 рекомендует немедленно сообщить об этом в Международный центр по борьбе с пиратством, связаться с судовладельцем и администрацией флага.

По сигналу тревоги экипаж принимает меры, чтобы не допустить пиратов на борт, а если воспрепятствовать высадке невозможно – укрывается в цитадели, предварительно заглушив главный двигатель. После этого рекомендовано набраться мужества и ждать помощи, а по прибытии военных – помочь скоординировать их действия.

Считается, что активное сопротивление может сделать положение атакованного экипажа еще более сложным, поэтому официальные рекомендации это не приветствуют. Но практика показывает, что часто моряки не желают сдаваться и противостоят пиратам, пуская в ход сигнальные ракетницы и брандсбойты. Когда-то, возможно, такой героизм и был оправдан, но сегодня, когда пираты стали еще более жестокими, вступать в борьбу стало слишком опасно.

Так или иначе, разработчики BMP3 подчеркивают, что в реальности выбор тактики всегда остается за оператором судна и капитаном. Это мудрое примечание, ведь в последнее время многим стало очевидно: вооруженная охрана на борту (о которой пока в официальных рекомендациях практически ничего не сказано) – на сегодняшний день наиболее эффективный инструмент, с которым ни в какие сравнения не идут все средства пассивной защиты, вместе взятые. Именно его избрали в группе компаний «СКФ».

 

Наш ответ пиратам

Военно-морские силы, сконцентрированные в районе  Международного транзитного коридора, вносят свой вклад в обеспечение безопасности, но захваты судов не прекращаются. Использование судов-маток позволяет пиратам орудовать на значительном расстоянии от берега. Границы опасного региона раздвинулись: зона, где случаются нападения, распространилась на всю западную часть Индийского океана и Аравийское море и теперь сравнима по площади с Западной Европой. Ни патрулировать, ни обойти ее невозможно, как невозможно и проводить каждое судно под конвоем военных кораблей.

– Захват «Московского университета» заставил нас переосмыслить те меры, которые мы принимали, чтобы обеспечить безопасность наших экипажей, – говорит директор департамента безопасности мореплавания и качества «Новошипа» Алексей Хайдуков. – С тех пор у нас было 27 проходов пиратоопасного региона, и ни одно судно не следовало без вооруженной охраны. Такова теперь наша политика, и она совпадает с политикой группы компаний. Пусть не вся общественность согласна с этим, пусть мы испытываем дополнительные сложности, связанные с наймом охранников, их прибытием на судно и наличием оружия на борту, пусть это затратно, но мы считаем, что это необходимо. В мировой практике еще ни одно судно с вооруженной охраной не было захвачено. В феврале наша тактика на деле доказала свою эффективность: охранники отпугнули подозрительных людей в лодках, пытавшихся приблизиться к нашему танкеру. Так или иначе, мы очень надеемся на скорейшее решение проблемы на глобальном уровне.

 

Голос общественности звучит громче

В начале марта все те же отраслевые общественные организации, перечисленные выше, развернули масштабную кампанию по привлечению внимания правительств к проблеме пиратства под девизом SOS Save our Seafarers. На специально созданном сайте www.saveourseafarers.com они призывают каждого, кому небезразлична судьба моряков, захваченных в плен сомалийскими пиратами, и кого волнует будущее мировой экономики, из-за пиратов теряющей от $7 до 12 млрд ежегодно, направить властям письмо с призывом принять меры. Среди выдвинутых требований – нейтрализация судов-маток, наделение военно-морских сил в регионе дополнительными полномочиями, криминализация самого пиратства и всех звеньев преступной цепи на уровне отдельных государств, чтобы привести национальное законодательство в соответствие с международным, и, наконец, усиление военного присутствия в регионе.

В прошлом году ITF уже проводила подобную акцию. Тогда за четыре месяца удалось собрать 920 тысяч подписей под петицией End Piracy Now, адресованной правительствам всех стран. Документ был торжественно вручен генеральному секретарю Международной морской организации (IMO) в Лондоне 23 сентября – во Всемирный день моря. Прошло ровно полгода. На момент подписания этого номера в печать в рамках новой кампании было направлено около 6700 писем. Инициаторам акции в очередной раз удалось продемонстрировать свою озабоченность проблемой. Хочется верить, что мы все увидим результат этих усилий.

 

Морской флот №1-3 (2011)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб.

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб. Объем господдержки проекта железнодорожной магистрали «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд ...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан»

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан» В морском порту Калининград 19 мая 2017 года состоялся торжественный спуск на воду и поднятие госуда...

Речной транспорт

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга Ограничение на использование водных артерий Петербурга во время проведения Кубка конфедераций в июне...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...