Пиратство в Южно-Китайском море: проблемы и опыт противодействия

Пиратство
Пиратство в Южно-Китайском море: проблемы и опыт противодействия

Морское пиратство является глобальной угрозой и одной из главных угроз безопасности в современном мире, в том числе экономической, поскольку общемировой ущерб от деятельности пиратов исчисляется миллиардами долларов.

В. Атнашев, доцент кафедры международного и гуманитарного права Северо-Западной академии государственной службы

Среди целей, запланированных Международной морской организацией (ИМО) на 2011 год, обозначены содействие укреплению координации в области борьбы с пиратством и сотрудничества между государствами, регионами и организациями; укрепление потенциала государств в регионах пиратской активности в целях предупреждения, пресечения и привлечения к ответственности тех, кто совершает акты пиратства и вооруженного разбоя против судов1

В связи с резким ростом пиратства в Аденском заливе и в прибрежных водах Сомали изучение опыта стран региона в борьбе с пиратством в Южно-Китайском море представляет особый интерес.

 

Мореплавание – опасное дело

Именно пиратам Южно-Китайского моря в течение многих десятилетий прошлого века принадлежала пальма мирового первенства. Судоходство в этой части Мирового океана было делом опасным и рискованным, особенно в Малаккском проливе. Именно в этом регионе распространился т.н. «индонезийский» тип пиратства, означающий охоту пиратов за ценным грузом. Примечательно, что издавна этот район был облюбован пиратами, в том числе и малайскими оранг лаут. Оранг лаут (мал. «люди моря») – морские кочевники, являвшиеся в средневековых малайских государствах лоцманами и воинами, которые охраняли морские пути, а также занимались пиратством. С конца XIX века из-за усиления европейской колонизации оранг лаут потеряли свой статус и превратились в «отверженных» обитателей архипелага Риау и других малых островов Индонезии, Малайзии, Бирмы и Таиланда2.

При этом через Малаккский пролив в настоящее время транспортируется примерно 30% всей мировой торговли, половина объема всемирной торговли нефтью и 80% объема нефти, предназначенной для Китая и Японии, проходит до 70 тысяч судов в год3. Не случайно в Куала-Лумпуре в 1992 г. был создан Центр информации по пиратству при Международном морском бюро (ММБ).

В своем последнем ежегодном докладе ММБ отметило эффективность осуществляемого силами Индонезии, Малайзии и Сингапура активного совместного патрулирования Малаккского пролива с 2005 г., которое привело к значительному сокращению числа пиратских нападений в регионе в целом. По словам главы сил обороны Малайзии Джена Шри Азизана Ариффина, число нападений в проливе достигло практически «нулевого» значения4.

Согласно данным ММБ, количество пиратских нападений в проливе снизилось с 38 в 2004 г. до 7 в 2007 г. А в 2009 году в проливе было зарегистрировано только два пиратских нападения, тогда как в 2000 году, на который пришелся пик деятельности морских разбойников, произошло 75 таких инцидентов. Для сравнения: в Сомали в 2002 г. было зарегистрировано только 2 пиратских нападения, но только за первые три месяца 2011 г. у побережья Сомали было совершено 97 нападений, захвачено 49 судов и 1016 человек5. Однако, поскольку не всегда капитаны судов и судовладельцы сообщают о пиратских нападениях на суда, официальная статистика ИМО не отражает реальную ситуацию с пиратством, в частности в Южно-Китайском море.

30 декабря 2010 г. на входе в Малаккский пролив произошло нападение на корейский буксир. Шесть грабителей напали на корейский буксир «Самхо T8» (под флагом Белиза) в 3,5 милях к юго-востоку от Танджунг Рамуна, Малайзия. Грабители забрали у экипажа деньги и ценные вещи, затем разбили аппаратуру связи на мостике и скрылись.

В целом, несмотря на кардинальное изменение ситуации в Малаккском проливе, в Южно-Китайском море ежегодно отмечаются десятки случаев захвата и преследования гражданских судов. При этом наблюдается устойчивая тенденция к росту таких преступлений. Следует добавить, что в Юго-Восточной Азии эксперты выделяют несколько типов пиратских нападений: нападение в гавани, краткосрочный, долгосрочный и постоянный захваты.

Самой опасной зоной моря является треугольник между островами Анамбас (Индонезия) и Тиоман (Малайзия) и восточной частью Сингапурского пролива.

За 2010 год в Центр наблюдений за пиратской активностью поступила информация о 31 разбойном нападении в Южно-Китайском море. Только за две недели в конце августа – начале сентября было зафиксировано 8 атак вблизи острова Пулау Мангкай, Индонезия. Так, 18 августа в 11 милях к западу от индонезийского острова Пулау Мангкай произошло нападение пиратов на вьетнамское судно Vinalines Star. Шесть грабителей, вооруженных ножами, взобрались на судно и взяли в заложники вахтенных помощника и матроса, а затем капитана. Пираты захватили всю судовую кассу и отобрали у моряков деньги и ценные вещи, после чего покинули судно.

Ранее, 16-17 августа, пираты напали на два танкера (Stolt Botan и Chem Orchid) и балкер Bet Fighter. Отбить атаку сумел только танкер Stolt Botan.

Мангкай, относящийся к островам Риау, расположен на оживленном судоходном пути вдоль восточного побережья Малайского полуострова. Большинство пиратов, как считается, происходят с побережья Индонезии, где они живут, скрываются и прячут добычу. Местное население прибрежных деревень поддерживает пиратов, так как получает от них часть добычи. Поэтому, как и в Сомали, одним из направлений противодействия пиратству является обеспечение того, чтобы местные общины воспринимали пиратство как явление, мешающее их социально-экономическому развитию, и оказывали необходимое противодействие.

Уже в первом квартале 2011 г. отмечено 9 пиратских нападений в прибрежных водах Малайзии, включая захват буксирного судна и баржи у острова Тиоман. В семи случаях суда были захвачены пиратами, вооруженными ножами и огнестрельным оружием6.

Совсем недавно, 5 мая 2011 г., пиратами было захвачено панамское судно Full City с китайским экипажем на борту (24 моряка), но в ночь на 6 мая оно было освобождено американскими и турецкими военными, хотя им и не удалось задержать пиратов. Особую озабоченность экспертов вызвало то, что нападение пиратов произошло в Аравийском море, в 800 км от Мумбая. Ноэл Чунг, руководитель Центра наблюдений за пиратской активностью, подразделения ММБ, которое находится в Куала-Лумпуре, опасается, что пираты будут продвигаться дальше на восток: «Раз они достигли этого района, следующий будет в водах Шри-Ланки, а затем – Малаккский пролив»7.

Ранее Ноэл Чунг заявил, что необходимо увеличить патрулирование региона в связи с возникновением нескольких пиратских банд, вооруженных винтовками и мачете. Также он указывал на задачу стран региона сохранять низкий уровень пиратства для того, чтобы он не вышел из-под контроля, как в Сомали.

 

Преступные синдикаты

Другой опасной тенденцией является формирование в Сомали преступных синдикатов восточноазиатского типа, который давно существует в Гонконге, Индонезии и некоторых других соседних странах и характеризуется наличием сложной структуры, современной техники, коррупционных связей с чиновниками и полицией разного уровня. В 1960-1970-е годы даже отмечались случаи нападений пиратов на прибрежные города и поселки в Филиппинах и Малайзии. В ряде случаев пираты убивали или захватывали в заложники местных полицейских и даже военные формирования, расквартированные в городе8.

Кроме того, в некоторых странах пиратство имело квазиофициальную природу, как, например, в Филиппинах и КНР. Так, по данным властей Гонконга, в 1992-1994 гг. в половине случаев грабежи в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях совершались не пиратами, а кораблями и катерами китайской таможенной службы, береговой охраны и даже ВМС КНР9. Прежде всего это касается района острова Сенкаку. Так, известность в 1995 г. получил случай с задержанием в море китайской таможенной службой и приводом в китайский порт Шанвей сингапурского судна Hye Mieko. Весь груз судна (сигареты) был изъят под предлогом контрабанды и затем продан10. Аналогичный случай произошел и с сингапурским судном Alicia Star с таким же грузом, которое после захвата было обнаружено также в порту Шанвей11.

По мнению первого заместителя начальника Главного штаба ВМФ России вице-адмирала О. Бурцева, высказанному еще 18 июля 2009 г., в районе Сомали действуют пять крупных группировок пиратов общей численностью более 5 тысяч человек, которыми управляют из-за рубежа12. Можно предположить, что речь уже идет о транснациональных преступных синдикатах, контролирующих часть пиратов в разных частях мира. Поэтому в борьбе с пиратством необходимо развивать активное международное сотрудничество всех государств независимо от региона.

Специалисты также опасаются совместных действий террористов и пиратов.

Так, 4 марта 2011 г. Международное морское бюро направило Индонезии, Малайзии и Сингапуру сообщение о наличии данных, указывающих, что группа террористов планирует атаки на нефтяные танкеры в Малаккском проливе. ВМС Сингапура уведомили об этом Сингапурский союз судовладельцев, который разослал предупреждения входящим в него 380 судоходным компаниям. Вскоре после сообщения ВМС Сингапура министр внутренних дел Вонг Кан Сен выступил в сингапурском парламенте с заявлением о повышении уровня опасности на всей территории города-государства, прежде всего в пунктах въезда-выезда и на самых угрожаемых объектах. Идущим проливом судам было рекомендовано не снижать скорость и улучшить освещение, а ВМС и береговая охрана Сингапура особенно жестко контролировали приближающиеся к крупным судам небольшие лодки. По заявлению заместителя премьер-министра и министра обороны Сингапура Тони Тан Кенг Яма, «если террористам удастся потопить танкер в Малаккском проливе, то движение судов там будет парализовано, что нанесет огромный урон международной торговле».

Сингапур на протяжении нескольких последних лет неоднократно выражал беспокойство в отношении того, что международные террористы могут вместе с пиратами взорвать в этом самом оживленном порту мира гигантскую «плавучую бомбу». Как считается, пиратство является одним из главных источников пополнения бюджета филиппинской террористической группировки «Абу Сайяф»13. Следует отметить, что пиратство распространено в регионах, где существуют вооруженные или скрытые конфликты, поэтому их урегулирование неразрывно связано с эффективным противодействием пиратству.

 

Угроза экономики

Наконец, пиратство несет и угрозу экологического характера, так как любое нападение на судно, перевозящее токсичные материалы, может отразиться на окружающей среде. Как известно, в результате атаки на французский танкер «Лимбург» возле берегов Йемена в октябре 2002 г. 70 тыс. баррелей нефти вылилось в воды Аденского залива14.

Успешный пример международного, регионального и двустороннего сотрудничества в данной области демонстрируют Индонезия, Малайзия и Сингапур, заключившие ряд соглашений об обмене разведывательной информацией, общем патрулировании и предоставлении технической помощи. В рамках региональных соглашений, в которых участвуют также Филиппины и Таиланд, ведется аэронаблюдение за Малаккским проливом.

Важную роль играет Соглашение о региональном сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (RECAAP), заключенное в ноябре 2004 года между 16 странами. Соглашение предусматривает работу Центра по обмену информацией (ISC) о пиратской активности. За последние два года для своевременного оповещения о пиратских нападениях база данных расширена с 14 до 26 стран с более чем 200 000 судов.

Таким образом, меры, направленные на противодействие пиратству, должны быть комплексными и осуществляться на международном уровне. На проходившей в апреле 2011 г. в Дубае Международной конференции, посвященной борьбе с пиратами, заместитель Генерального секретаря ООН по правовым вопросам Патриция О’Брайен подчеркнула, что международные действия по борьбе с морскими разбойниками должны носить скоординированный и всеохватывающий характер15. Однако законодательство многих стран и международно-правовое регулирование данной области не отвечают требованиям времени и нуждаются в серьезных изменениях. Самым главным препятствием в этом, как справедливо отмечает В.Л. Михеев, является «догматическая привязанность к традиционным доктринам, в частности ортодоксальное понимание принципа суверенитета государства»16.

В докладе Генерального секретаря Пан Ги Муна Совету Безопасности ООН (июль 2010 г.) представлены семь возможных вариантов содействия достижению цели судебного преследования и заключению в тюрьму лиц, ответственных за акты пиратства и вооруженного разбоя на море у побережья Сомали. Некоторые из них могут быть рассмотрены и реализованы для борьбы с пиратством в Юго-Восточной Азии. Прежде всего это касается первого варианта, который состоит в том, чтобы «наращивать нынешние усилия по оказанию помощи государствам региона для судебного преследования и заключения в тюрьму лиц, ответственных за акты пиратства и вооруженного разбоя на море»17. Интерес представляет также пятый вариант, предполагающий создание регионального трибунала для борьбы с пиратством.

По мнению Пан Ги Муна, «необходимо поражать источники пиратских сетей, нанося удары по их организаторам, которые были четко выявлены, однако скрываются в районах, где им гарантирована защита. С этой целью важно усилить криминалистические возможности государств региона, облегчить допустимость доказательств в судах и применять индивидуальные санкции против организаторов»18. Поскольку развивающиеся государства часто не обладают возможностями для эффективного противодействия даже в отношении своих граждан, занимающихся пиратством, необходима всесторонняя помощь ООН, других международных организаций, развитых стран.

С другой стороны, судовладельцы должны выполнять базовые протоколы по безопасности, предпринимать меры для защиты судов от пиратских и других вооруженных нападений, по крайней мере обеспечивать экипажи системами пассивной обороны. При этом нужно учитывать, что пираты не нападают на суда, развивающие скорость 18 узлов и более19. В то же время относительно необходимости наличия вооруженной охраны на судах существуют противоположные мнения. Противники охраны считают, что ее наличие на борту способствует эскалации конфликта между экипажем и пиратами в момент нападения и может привести к большей жестокости преступников. Поттенгал Мукундан, директор Международного морского бюро, сказал следующее: «Озабоченность судовладельцев защитой судов полностью понятна, но мы не согласны с тем, чтобы на борту находились вооруженные группы. Суда – не место для перестрелки»20.

 

Риски вооруженной охраны

Правительственные организации просят судовладельцев и грузоотправителей серьезно рассматривать риски, связанные с вооруженной охраной на судах. Помимо внешней опасности для судна с охраной и наличия ряда юридических сложностей, могут возникать проблемы, связанные с недостаточной квалификацией такой охраны, вероятностью ее криминализации и действий в случае пиратского нападения в чужих территориальных водах. Многие судовладельцы по-прежнему рекомендуют капитанам судов не оказывать сопротивления пиратам, так как иначе пиратская атака может закончиться гибелью всех членов экипажа и уничтожением корабля. Как вариант может быть использован опыт Франции, разрешившей присутствие на торговых судах морских пехотинцев для охраны. Наконец, интересное мнение высказал Гордан Ван Хук, старший директор по инновациям и развитию транспортной компании Maersk Line: «…беспорядочно действующие военные могут быть так же опасны, как и морские разбойники» 21.

Различные виды юрисдикции, такие как территориальная юрисдикция прибрежных государств в отношении актов, совершенных в их территориальных водах; активная персональная юрисдикция для судебного преследования пиратов; пассивная персональная юрисдикция государства-жертвы; юрисдикция государства, под флагом которого плавает судно; юрисдикция государства, захватившего пиратов, позволяют большому числу государств сотрудничать в пресечении пиратства, хотя и «в максимально возможной степени», как предусмотрено статьей 100 Конвенции ООН по морскому праву. Кроме того, борьбе с пиратством может способствовать соблюдение государствами обязанности «осуществлять судебное преследование или выдавать», предусмотренной в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

В ряде стран мира была установлена универсальная или практически универсальная юрисдикция судебного преследования лиц, подозреваемых в пиратстве. Однако, как следует из позиции ООН, установление универсальной юрисдикции недостаточно, поскольку «необходимо, чтобы государства согласились действительно подвергать пиратов судебному преследованию»22.

Представляется необходимой разработка в рамках АСЕАН типового международного уведомления об актах пиратства и вооруженного разбоя на море. Такой шаг ускорит процедуру получения и представления доказательств, повысит степень их достоверности, но такие уведомления не должны приводить к автоматическому началу судебного разбирательства в задержавшем пиратов государстве.

 

1. http://www.un.org/ru/events/maritimeday

2. L.Y. Andaya. Leaves of the Same Tree: Trade and Ethnicity in the Straits of Melaka. Honolulu: University of Hawai’i Press, 2008.

3. Документ ООН A/61/PV.17 (http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/533/25/PDF/N0653325.pdf)

4. http://www.sovfracht.info/?PageID=2542

5. http://www.marinelog.com

6. Там же.

7. http://www.hurriyetdailynews.com (06.05.2011)

8. http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/washprofile/pirates

9. http://www.bukaner.ru

10. http://www.ng.ru/nvo/2002-09-13/11_pirates.html

11. http://www.independent.co.uk/news/world/chinese-military-hijacked-merchant-ship-1588867.html

12. http://peacekeeper.ru

13. http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/washprofile/pirates

14. http://www.msecurity.ru/rus/page160

15. http://www.unic.ru/bill

16. Михеев В.Л. Международно-правовое обеспечение борьбы с незаконными актами против безопасности морского судоходства. АРД к.ю.н. – СПб., 2003.

17. Документ ООН S/2010/394.

18. Документ ООН S/2011/30.

19. http://www.shippingexplorer.net

20. http://www.timesonline.co.uk/tol/news/world/africa/article7074160

21. http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/washprofile/pirates

22. Документ ООН S/2011/30

 

Морские вести России №15 (2012)


Вернуться к разделу Пиратство

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...