Состояние безопасности в порту Азов - Морские вести России

Состояние безопасности в порту Азов

24.11.2015

Безопасность мореплавания

Современный морской порт Азов благодаря своему расположению в устье реки Дон является южными воротами во внутреннюю водную транспортную систему России, которая соединяет Азово-Черноморский бассейн с Каспийским, Балтийским и Белым морями. Это удобный водный путь к промышленным центрам, расположенным в европейской части России.

Владимир Брагин, капитан морского порта Азов, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Акватория морского порта Азов включает реку Дон от 3151 км ниже по течению до устья и Азово-Донской морской канал, расположенный в Таганрогском заливе Азовского моря. Общая протяженность акватории составляет 33,6 морской мили.

Ежегодно через акваторию порта проходит более 15 тыс. транспортных судов. Порт доступен для захода судов длиной до 150 метров и шириной до 20 метров. Длина причального фронта составляет 3910 погонных метров.

Морской порт ориентирован на перевалку в основном навалочных, генеральных и нефтеналивных грузов: металлолома, угля, сельхозкультур и нефтепродуктов. Объем перевалки составляет более 6,5 млн тонн в год. Из общего грузооборота большую его часть занимает экспорт зерновых. 

Кроме того, порт обслуживает транзитные суда, следующие из Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в порты Азовского, Черного и Средиземного морей и обратно.

Дальнейшая перспектива развития морского порта Азов предусматривает расширение его территории за счет строительства новых грузовых терминалов.

 

Безопасность мореплавания

Обеспечение безопасности мореплавания является одной из основных функций портовых властей. Для ее реализации в морском порту Азов используются такие инструменты, как:

-         обязательные постановления в морском порту Азов и другие нормативно-правовые акты, регулирующие мореплавание;

-         система управления движением судов (СУДС) в морских портах Азов и Таганрог;

-         средства навигационного оборудования (СНО, с 2012 года выставлены на всей акватории по системе МАМС, регион А);

-         система морской радиосвязи, обработка судовых сообщений и обеспечение информацией судоводителей.

Характерной природной особенностью морского порта Азов является наличие ветровых сгонно-нагонных явлений, проявляющихся в резких колебаниях уровня воды. При ветрах восточных направлений наблюдается падение уровня воды, при ветрах западных направлений – подъем. Амплитуда колебаний уровня воды может достигать 5 метров. Это серьезно влияет на безопасность мореплавания.

Необходимость вести постоянный контроль за уровнем воды в акватории порта является ежедневной задачей. Поэтому планируемая установка и введение в эксплуатацию электронных реек на автоматизированных радиотехнических постах значительно улучшит ситуацию.

В настоящее время по поручению Минтранса России Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» согласно проекту разработана и введена в действие схема расстановки плавучих предостерегательных знаков с целью обеспечения круглосуточной и круглогодичной навигационной безопасности судоходства и улучшения условий плавания в акватории морского порта.

 

Работа в ледовых условиях

Азов – замерзающий порт. В зимнее время, в зависимости от конкретных гидрометеорологических условий, здесь осуществляется ледокольная проводка судов. Начало и окончание периода ледокольной проводки, а также ограничения для судов по режиму ледового плавания в акватории морского порта и на подходах к нему устанавливает капитан морского порта. Ледокольное обеспечение осуществляют линейные ледоколы в соответствии с «Планом  расстановки ледоколов на зимнюю навигацию», утверждаемым Росморречфлотом.

Большое значение в обеспечении безопасности мореплавания имеет обеспечение безопасности движения и стоянки судов в условиях зимней навигации. Для выполнения этой задачи по распоряжению капитана порта и под его руководством создается штаб ледокольных операций. Применяется режим регулируемого (разрешительного) порядка движения судов через Керченский пролив, вход в Азовское море и ограничение самостоятельного плавания судов. Караваны ледокольных проводок формируются по мере подхода судов к точке формирования каравана (ТФК-1), в том числе по чистой воде до кромки льда. Штаб ледокольных операций взаимодействует с Единым ситуационным центром, находящимся в морском порту Ростов-на-Дону.

Решение о начале движения и количестве судов в составе караванов ледокольной проводки принимается Бассейновой комиссией по организации ледокольной проводки судов в российских портах Азовского моря и на подходах к ним, возглавляемой руководителем ФГБУ «АМП Азовского моря». Исходя из условий плавания и технических характеристик судов, основной задачей комиссии является организация ледового плавания и централизация управления ледокольными проводками в Азовском море с целью обеспечения безопасности судов не только на подходах к портам Азовского бассейна, но и на всем маршруте движения судов, вплоть до Керченского пролива, что позволяет предотвратить аварийные ситуации, связанные с бесконтрольным нахождением судов в Азовском море в случаях ухудшения гидрометеорологической и ледовой обстановки на маршруте их следования.

Четкая, слаженная работа штабов ледокольных операций портов ФГБУ «АМП Азовского моря» позволила создать организационные и технические условия для проведения безопасной, эффективной и безаварийной зимней навигации в Азовском море в текущем году.

При планировании работы судов в период ледокольных проводок всем участникам транспортного процесса следует обращать внимание на возраст судов и ледовый класс.

 

Работа СУДС

В целях обеспечения безопасности мореплавания в Таганрогском заливе в портах Таганрог, Азов и на подходах к ним установлена и введена в действие система управления движением судов (СУДС) с радиолокационными станциями (РЛС). РЛС принимают и отображают информацию о движении судов на мониторах. Операторы СУДС передают капитанам судов информацию о движении других судов и контролируют их положение во время движения и якорной стоянки с целью предотвращения аварийных случаев.

СУДС позволяет выявлять такие нарушения, как превышение скорости, несвоевременный выход судов на радиосвязь, дрейф судна на якоре. Порт также оборудован системой идентификации судов (АИС), которая позволяет отслеживать траектории движения судов в реальном времени и своевременно предупреждать капитанов об опасности.

 

Контроль российских и иностранных судов

Важным аспектом обеспечения безопасности мореплавания является контроль судов. В морском порту Азов осуществляется контроль иностранных судов в рамках контроля государством порта (PSC) и российских судов в рамках контроля государством флага (FSC).

Контроль иностранных судов начал осуществляться с 1999 года. Выполнение функций по осуществлению государственного портового контроля возложено на уполномоченных государственных инспекторов PSC и FSC. Результаты каждой инспекционной проверки вносятся в информационную базу и могут быть выданы по запросу в любом порту.

Первоначальное внимание при проверке судна уделяется соблюдению района плавания судна, указанного в классификационных документах, техническому состоянию судна и укомплектованности судна экипажем.

В ходе инспекции выявляются нарушения, влияющие на безопасность судна, экипажа и  предотвращение загрязнения моря, контролируется постоянное соблюдение стандартов безопасности и оценивается компетентность экипажей судов в отношении эксплуатационных требований, относящихся к их обязанностям, а также проверяется подготовка экипажей к борьбе за живучесть судна и действия членов экипажа при оставлении судна.

Замечания, касающиеся безопасности плавания, выявленные в ходе проверки, должны быть устранены до выхода судна из порта.

 

Экологическая безопасность

Для предупреждения случаев загрязнения акватории морского порта и соблюдения требований экологической безопасности работниками Службы капитана порта производится постоянный мониторинг за накоплением сточных и подсланевых вод на стоящих в порту судах.

В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и повышения уровня безопасности судоходства в границах акватории морского порта Азов заключен договор с ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» по несению аварийно-спасательной готовности к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации, к разливу нефти и нефтепродуктов и проведению работ по их ликвидации.

Для обеспечения безопасности при перевалке опасных грузов в порту осуществляется учет и анализ опасных грузов, проверяется соблюдение отраслевых, национальных и международных требований для данных грузов на судах и причальных комплексах, осуществляются проверки судов портового флота и терминалов на соответствие требованиям пожарной безопасности, наличие средств пожаротушения и исправность пожарного оборудования, а также их готовность к борьбе с пожарами.

 

Транспортная безопасность

В целях реализации распоряжения Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р в порту Азов были выполнены работы по оснащению акватории морского порта инженерно-техническими средствами транспортной безопасности (ИТСОТБ).

Установка данного оборудования позволяет круглосуточно следить за обстановкой и своевременно предупреждать акты незаконного вмешательства, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на акватории порта, а также осуществлять видеозапись всех происшествий.

Данное оборудование также позволяет осуществлять контроль за соблюдением правил плавания и безопасности движения транспортных и маломерных судов по установленным маршрутам  и сохранять видеоинформацию.

Реализация вышеупомянутых проектов позволила значительно повысить уровень безопасности мореплавания и транспортной безопасности в порту.

В целом система обеспечения безопасности в морском порту Азов способна выполнять задачи в соответствии с законами и международными конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией. Однако в любом случае она требует постоянного системного совершенствования и поддержания на современном уровне.

 

Обеспечение морскими навигационными картами

На основании поручения заместителя министра транспорта РФ В.А.Олерского ФГБУ «АМП Азовского моря» подготовлена научно-исследовательская работа «Комплексная программа по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море».

В научно-исследовательской работе выполнены: анализ существующей системы установленных путей движения судов и режима плавания; анализ действующего навигационного оборудования; анализ ранее выполненных проектов по СНО в рассматриваемом районе; анализ гидрографической изученности и картографического обеспечения установленных путей движения судов в акватории Азовского моря, Керченского пролива, в морских портах Азовского моря и на подходах к ним.

Анализируемый район картографическим материалом обеспечен, за исключением морских портов Азов и Ростов-на-Дону. Навигационные морские карты акваторий портов Азов и Ростов-на-Дону и подходов к ним не издавались.

В настоящее время завершена корректура морских навигационных карт данных акваторий (№38183, №38184 и №38185). При успешном прохождении технической экспертизы материалов в ЦКП ВМФ №280 возможно издание морских навигационных карт уже в этом году.

 

Работа пункта пропуска

В морском порту Азов функционирует грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу, который установлен распоряжением Правительства РФ от 03.05.1994 г. №628-р «Об установлении пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в Азовском морском порту».

В связи с активным развитием международного судоходства и назревшей необходимостью увеличения пропускной способности судов заграничного плавания в порту Азов была начата реконструкция пункта пропуска в соответствии с распоряжением Минтранса России от 29.04.2003 г. №СФ-41-р.

Росграница приказом от 20.10.2011 г. №299-пп объявила реконструкцию морского пункта пропуска Азов на вновь построенных морских терминалах, в котором предусматривается поэтапное его принятие.

11 марта 2015 года была проведена межведомственная комиссия по определению пределов пункта пропуска. По итогам работы комиссии подписан акт. В пределы МПП Азов включены 6 рейдов и 8 морских грузовых терминалов.

За время работы МПП Азов с 1995 по 2015 год отмечается устойчивая тенденция роста внешнеэкономической деятельности, в частности, увеличение захода судов заграничного плавания на 9% и рост грузооборота, который в 2014 году составил свыше 6,5 млн тонн грузов в год, а с учетом транзита – более 12,5 млн тонн. При этом зарегистрировано заходов судов – 4962, выходов судов – 4947.

 

Морские порты №3 (2015)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ