Состояние безопасности в порту Азов

Безопасность мореплавания
Состояние безопасности в порту Азов

Современный морской порт Азов благодаря своему расположению в устье реки Дон является южными воротами во внутреннюю водную транспортную систему России, которая соединяет Азово-Черноморский бассейн с Каспийским, Балтийским и Белым морями. Это удобный водный путь к промышленным центрам, расположенным в европейской части России.

Владимир Брагин, капитан морского порта Азов, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Акватория морского порта Азов включает реку Дон от 3151 км ниже по течению до устья и Азово-Донской морской канал, расположенный в Таганрогском заливе Азовского моря. Общая протяженность акватории составляет 33,6 морской мили.

Ежегодно через акваторию порта проходит более 15 тыс. транспортных судов. Порт доступен для захода судов длиной до 150 метров и шириной до 20 метров. Длина причального фронта составляет 3910 погонных метров.

Морской порт ориентирован на перевалку в основном навалочных, генеральных и нефтеналивных грузов: металлолома, угля, сельхозкультур и нефтепродуктов. Объем перевалки составляет более 6,5 млн тонн в год. Из общего грузооборота большую его часть занимает экспорт зерновых. 

Кроме того, порт обслуживает транзитные суда, следующие из Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в порты Азовского, Черного и Средиземного морей и обратно.

Дальнейшая перспектива развития морского порта Азов предусматривает расширение его территории за счет строительства новых грузовых терминалов.

 

Безопасность мореплавания

Обеспечение безопасности мореплавания является одной из основных функций портовых властей. Для ее реализации в морском порту Азов используются такие инструменты, как:

-         обязательные постановления в морском порту Азов и другие нормативно-правовые акты, регулирующие мореплавание;

-         система управления движением судов (СУДС) в морских портах Азов и Таганрог;

-         средства навигационного оборудования (СНО, с 2012 года выставлены на всей акватории по системе МАМС, регион А);

-         система морской радиосвязи, обработка судовых сообщений и обеспечение информацией судоводителей.

Характерной природной особенностью морского порта Азов является наличие ветровых сгонно-нагонных явлений, проявляющихся в резких колебаниях уровня воды. При ветрах восточных направлений наблюдается падение уровня воды, при ветрах западных направлений – подъем. Амплитуда колебаний уровня воды может достигать 5 метров. Это серьезно влияет на безопасность мореплавания.

Необходимость вести постоянный контроль за уровнем воды в акватории порта является ежедневной задачей. Поэтому планируемая установка и введение в эксплуатацию электронных реек на автоматизированных радиотехнических постах значительно улучшит ситуацию.

В настоящее время по поручению Минтранса России Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» согласно проекту разработана и введена в действие схема расстановки плавучих предостерегательных знаков с целью обеспечения круглосуточной и круглогодичной навигационной безопасности судоходства и улучшения условий плавания в акватории морского порта.

 

Работа в ледовых условиях

Азов – замерзающий порт. В зимнее время, в зависимости от конкретных гидрометеорологических условий, здесь осуществляется ледокольная проводка судов. Начало и окончание периода ледокольной проводки, а также ограничения для судов по режиму ледового плавания в акватории морского порта и на подходах к нему устанавливает капитан морского порта. Ледокольное обеспечение осуществляют линейные ледоколы в соответствии с «Планом  расстановки ледоколов на зимнюю навигацию», утверждаемым Росморречфлотом.

Большое значение в обеспечении безопасности мореплавания имеет обеспечение безопасности движения и стоянки судов в условиях зимней навигации. Для выполнения этой задачи по распоряжению капитана порта и под его руководством создается штаб ледокольных операций. Применяется режим регулируемого (разрешительного) порядка движения судов через Керченский пролив, вход в Азовское море и ограничение самостоятельного плавания судов. Караваны ледокольных проводок формируются по мере подхода судов к точке формирования каравана (ТФК-1), в том числе по чистой воде до кромки льда. Штаб ледокольных операций взаимодействует с Единым ситуационным центром, находящимся в морском порту Ростов-на-Дону.

Решение о начале движения и количестве судов в составе караванов ледокольной проводки принимается Бассейновой комиссией по организации ледокольной проводки судов в российских портах Азовского моря и на подходах к ним, возглавляемой руководителем ФГБУ «АМП Азовского моря». Исходя из условий плавания и технических характеристик судов, основной задачей комиссии является организация ледового плавания и централизация управления ледокольными проводками в Азовском море с целью обеспечения безопасности судов не только на подходах к портам Азовского бассейна, но и на всем маршруте движения судов, вплоть до Керченского пролива, что позволяет предотвратить аварийные ситуации, связанные с бесконтрольным нахождением судов в Азовском море в случаях ухудшения гидрометеорологической и ледовой обстановки на маршруте их следования.

Четкая, слаженная работа штабов ледокольных операций портов ФГБУ «АМП Азовского моря» позволила создать организационные и технические условия для проведения безопасной, эффективной и безаварийной зимней навигации в Азовском море в текущем году.

При планировании работы судов в период ледокольных проводок всем участникам транспортного процесса следует обращать внимание на возраст судов и ледовый класс.

 

Работа СУДС

В целях обеспечения безопасности мореплавания в Таганрогском заливе в портах Таганрог, Азов и на подходах к ним установлена и введена в действие система управления движением судов (СУДС) с радиолокационными станциями (РЛС). РЛС принимают и отображают информацию о движении судов на мониторах. Операторы СУДС передают капитанам судов информацию о движении других судов и контролируют их положение во время движения и якорной стоянки с целью предотвращения аварийных случаев.

СУДС позволяет выявлять такие нарушения, как превышение скорости, несвоевременный выход судов на радиосвязь, дрейф судна на якоре. Порт также оборудован системой идентификации судов (АИС), которая позволяет отслеживать траектории движения судов в реальном времени и своевременно предупреждать капитанов об опасности.

 

Контроль российских и иностранных судов

Важным аспектом обеспечения безопасности мореплавания является контроль судов. В морском порту Азов осуществляется контроль иностранных судов в рамках контроля государством порта (PSC) и российских судов в рамках контроля государством флага (FSC).

Контроль иностранных судов начал осуществляться с 1999 года. Выполнение функций по осуществлению государственного портового контроля возложено на уполномоченных государственных инспекторов PSC и FSC. Результаты каждой инспекционной проверки вносятся в информационную базу и могут быть выданы по запросу в любом порту.

Первоначальное внимание при проверке судна уделяется соблюдению района плавания судна, указанного в классификационных документах, техническому состоянию судна и укомплектованности судна экипажем.

В ходе инспекции выявляются нарушения, влияющие на безопасность судна, экипажа и  предотвращение загрязнения моря, контролируется постоянное соблюдение стандартов безопасности и оценивается компетентность экипажей судов в отношении эксплуатационных требований, относящихся к их обязанностям, а также проверяется подготовка экипажей к борьбе за живучесть судна и действия членов экипажа при оставлении судна.

Замечания, касающиеся безопасности плавания, выявленные в ходе проверки, должны быть устранены до выхода судна из порта.

 

Экологическая безопасность

Для предупреждения случаев загрязнения акватории морского порта и соблюдения требований экологической безопасности работниками Службы капитана порта производится постоянный мониторинг за накоплением сточных и подсланевых вод на стоящих в порту судах.

В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и повышения уровня безопасности судоходства в границах акватории морского порта Азов заключен договор с ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» по несению аварийно-спасательной готовности к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации, к разливу нефти и нефтепродуктов и проведению работ по их ликвидации.

Для обеспечения безопасности при перевалке опасных грузов в порту осуществляется учет и анализ опасных грузов, проверяется соблюдение отраслевых, национальных и международных требований для данных грузов на судах и причальных комплексах, осуществляются проверки судов портового флота и терминалов на соответствие требованиям пожарной безопасности, наличие средств пожаротушения и исправность пожарного оборудования, а также их готовность к борьбе с пожарами.

 

Транспортная безопасность

В целях реализации распоряжения Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р в порту Азов были выполнены работы по оснащению акватории морского порта инженерно-техническими средствами транспортной безопасности (ИТСОТБ).

Установка данного оборудования позволяет круглосуточно следить за обстановкой и своевременно предупреждать акты незаконного вмешательства, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на акватории порта, а также осуществлять видеозапись всех происшествий.

Данное оборудование также позволяет осуществлять контроль за соблюдением правил плавания и безопасности движения транспортных и маломерных судов по установленным маршрутам  и сохранять видеоинформацию.

Реализация вышеупомянутых проектов позволила значительно повысить уровень безопасности мореплавания и транспортной безопасности в порту.

В целом система обеспечения безопасности в морском порту Азов способна выполнять задачи в соответствии с законами и международными конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией. Однако в любом случае она требует постоянного системного совершенствования и поддержания на современном уровне.

 

Обеспечение морскими навигационными картами

На основании поручения заместителя министра транспорта РФ В.А.Олерского ФГБУ «АМП Азовского моря» подготовлена научно-исследовательская работа «Комплексная программа по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море».

В научно-исследовательской работе выполнены: анализ существующей системы установленных путей движения судов и режима плавания; анализ действующего навигационного оборудования; анализ ранее выполненных проектов по СНО в рассматриваемом районе; анализ гидрографической изученности и картографического обеспечения установленных путей движения судов в акватории Азовского моря, Керченского пролива, в морских портах Азовского моря и на подходах к ним.

Анализируемый район картографическим материалом обеспечен, за исключением морских портов Азов и Ростов-на-Дону. Навигационные морские карты акваторий портов Азов и Ростов-на-Дону и подходов к ним не издавались.

В настоящее время завершена корректура морских навигационных карт данных акваторий (№38183, №38184 и №38185). При успешном прохождении технической экспертизы материалов в ЦКП ВМФ №280 возможно издание морских навигационных карт уже в этом году.

 

Работа пункта пропуска

В морском порту Азов функционирует грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу, который установлен распоряжением Правительства РФ от 03.05.1994 г. №628-р «Об установлении пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в Азовском морском порту».

В связи с активным развитием международного судоходства и назревшей необходимостью увеличения пропускной способности судов заграничного плавания в порту Азов была начата реконструкция пункта пропуска в соответствии с распоряжением Минтранса России от 29.04.2003 г. №СФ-41-р.

Росграница приказом от 20.10.2011 г. №299-пп объявила реконструкцию морского пункта пропуска Азов на вновь построенных морских терминалах, в котором предусматривается поэтапное его принятие.

11 марта 2015 года была проведена межведомственная комиссия по определению пределов пункта пропуска. По итогам работы комиссии подписан акт. В пределы МПП Азов включены 6 рейдов и 8 морских грузовых терминалов.

За время работы МПП Азов с 1995 по 2015 год отмечается устойчивая тенденция роста внешнеэкономической деятельности, в частности, увеличение захода судов заграничного плавания на 9% и рост грузооборота, который в 2014 году составил свыше 6,5 млн тонн грузов в год, а с учетом транзита – более 12,5 млн тонн. При этом зарегистрировано заходов судов – 4962, выходов судов – 4947.

 

Морские порты №3 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...