Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Освоение Арктики: голос регионов. Часть 2

Севморпуть
Освоение Арктики: голос регионов. Часть 2

Руководители российских приморских и приарктических регионов выразили свое мнение о перспективах освоения Арктической зоны Российской Федерации в рамках IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который прошел 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге. Редакция продолжает публикацию выступлений принявших участие в конференции руководителей регионов.

А. Сидоров

 

«За сбережение Арктики ответственны персонально»

Игорь Кошин, губернатор Ненецкого автономного округа (НАО):

– Мы говорим об Арктике как о регионе, с которым связано будущее не только северо-запада России, но и всего государства. Внимание к шельфу находится на самом высоком государственном уровне. В сторону Арктики устремлены взоры практически всего мирового сообщества.

Президент В. Путин в мае 2014 г. подписал указ о сухопутных территориях Арктической зоны РФ. Таким образом, за восемью субъектами Федерации фактически закреплена персональная ответственность по освоению и сбережению Российской Арктики.

Сегодня Арктика для России – один из важнейших форпостов экономического роста. Именно здесь сосредоточены основные запасы минерально-сырьевых ресурсов и Ненецкий автономный округ – важная часть российского Европейского Севера. Площадь одних только участков, являющихся перспективными с точки зрения добычи углеводородов, составляет свыше 120 тыс. кв. км. Извлекаемые запасы нефти – более 1 млрд тонн, запасы природного газа – более 520 млрд кубометров. Сюда надо добавить огромнейшие запасы на шельфе. Платформа «Приразломная», с которой «Роснефть» отгрузила уже более 1 млн баррелей нефти, находится всего в 55 км от наших берегов. Все эти запасы открывают перед округом большие возможности. Но не надо забывать, что всякая возможность накладывает на нас колоссальную степень ответственности.

НАО готов к выполнению задач, которые стоят перед северными территориями государства. Это не просто готовность, это наша обязанность. От нас потребуется консолидация усилий многих субъектов Российской Федерации в сфере добычи углеводородов.

В Санкт-Петербурге НАО подписал договор о сотрудничестве с компанией «Роснефть». Этот документ во многом определяет структурное развитие округа на ближайшие десятилетия. У нас появляется возможность стать одной из площадок выхода на Северный морской путь. Имею в виду строительство порта в районе поселка Индига. Речь идет о возрождении Северного морского пути, восьмая часть которого проходит вдоль берегов Ненецкого автономного округа.

Надо признать, что в освоении Севморпути сегодня есть определенные проблемы. Это необходимость наращивания ледокольного флота, отсутствие современных северных портов. Сейчас на Ямале строится порт Сабетта, он станет важной частью Севморпути. Но западнее Сабетты работает только один глубоководный порт, способный принимать крупнотоннажные суда. Это Мурманск. Между тем в НАО есть бухта Индига. До берегов Баренцева моря дотягивается влияние теплого Гольфстрима, поэтому большую часть года бухта не замерзает, а ее глубины позволяют принимать крупнотоннажные суда. Учитывая этот факт, Индига могла бы стать опорной точкой Северного морского пути.

В 2014 году мы подписали соглашение с ФГУП «Росморпорт» и сейчас ведем совместную работу по созданию инвестиционного паспорта морского порта в Индиге. Причем, расширяя перспективы, рассматриваем вопросы строительства там не только терминалов по транспортировке сжиженного газа, но также говорим про нефтеналивной и контейнерный терминалы, поскольку есть возможность дорогу от Индиги протянуть до Оренбургской области, захватить Пермский край и выйти в Сибирь и на Урал. Это стратегический путь, путь развития, и выстраивать этот путь мы можем только в крепкой связке с другими регионами России.

В этой связи позвольте напомнить, что в послании Федеральному Собранию от 4 декабря президент Путин четко обозначил необходимость создания конкурентоспособного Северного морского пути, который будет стимулировать деловую активность при освоении арктических территорий.

Говоря о сохранении экологической безопасности региона, нельзя не упомянуть о сохранении тундры, которая остается домом для малых народов Севера, которые составляют почти 20% от численности жителей нашего округа.

Важной задачей является возрождение и развитие заполярной авиации, это одна из основ освоения Арктики. Процесс развития авиаперевозок непрерывно связан с обновлением авиапарка. Но возникают сложности с финансированием. Так, новый вертолет Ми-8 стоит порядка 500 млн рублей, а окупается в течение 34 лет.

Еще одна важная задача – развитие спасательной службы. НАО – единственный регион, где построен арктический спасательный центр МЧС. Будем продвигаться дальше в этом направлении, мы инициируем создание аналогичного центра в Амдерме.

В заключение отмечу, что все региональные задачи должны быть увязаны в единую систему на уровне Российской Федерации. Государство должно расставить приоритеты для всех арктических регионов, чтобы получить доступ тем запасам, что покоятся в недрах Арктики. Нам нужно единое инфраструктурное понимание развития. В противном случае мы никогда не раскроем наши регионы и не получим доступ к тем богатствам, которые заложены в Арктической зоне».

 

«Нужно модернизировать отрасли экономики»

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области

– Архангельская область занимает особое место в освоении Арктики. Побережье Белого моря – традиционное место расселения славян, откуда пошло изучение арктических просторов. А с 1932 г. в Архангельске в течение более чем 40 лет находилось Главное управление Севморпути.

Предприятия области играют решающую роль в модернизации морской составляющей ядерного щита России. Это судостроительные и судоремонтные заводы Северодвинска с филиалами в Мурманской, Астраханской областях и Краснодарском крае. Конструкторы и рабочие северодвинских предприятий доказали свои возможности в сфере гражданского судостроения при проектировании и создании морской техники для разведки и добычи углеводородов на Арктическом шельфе, в том числе платформ «Арктическая» и «Приразломная».

В области сформирован кластер поставщиков нефтегазовых проектов в Арктике, в который входят предприятия судостроения, проектные организации и компании – производители судового оборудования (изготовление гребных винтов, пропульсивных систем, подводных добычных комплексов и т.д.). Назову самые крупные из них. Прежде всего это компания «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Она занималась укладкой трубопровода по дну Байдарацкой губы, производит и поставляет обетонированные трубы. МРТС является генеральным подрядчиком строительства причалов для проекта «Ямал СПГ». Компания обустраивает в Архангельске логистическую базу для перевалки до полумиллиона тонн генеральных грузов ежегодно, изготовления и отгрузки крупнотоннажных модулей. Далее следует северодвинская компания «Спецфундаментстрой», которая строит сложные гидротехнические сооружения, цеха и здания для нефтегазовых проектов и алмазодобывающих производств. Компания планирует строить собственные доки для производства элементов платформ.

Судоходные компании региона выполняют перевозки судами осадкой до 2,4 м в Баренцевом, Печерском, Карском морях, в том числе и с выгрузкой на берег с необорудованным причалом и на ледовый припай. Ряд компаний занят в области нефтегазового инжиниринга. Компания «Энергосервис» поставляет компрессорные станции, Архангельский трест инженерно-строительных изысканий проводит гидрографические работы на шельфе, компания «Оптимист» изготавливает шламовые контейнеры для работы на шельфе и совместно с компанией «Белфрахт» снимает буровой шлам с «Приразломной».

В сентябре 2014 года в Архангельске открыт арктический аварийно-спасательный центр МЧС. Северное управление Росгидромета осуществляет мониторинг гидрометеорологической обстановки на арктическом пространстве и морском побережье от Белого моря до устья Хатанги. «Севгидромет» выполняет гидрометеорологическую поддержку перехода платформы «Приразломная» до места установки и исследования дрейфующих льдов для определения оптимального заглубления трубопроводов на дне.

Несмотря на освоенность и обжитость, наша область стоит перед рядом серьезных вызовов. Такими как, например, износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, снижение вклада в экономику региона отраслей, ранее выступавших локомотивом. Власть, бизнес и общественность совместно ищут новые пути обеспечения социально-экономического прогресса Архангельской области. Перспективными видятся следующие отрасли: сервисное развитие, технологическое и транспортное обеспечение проектов в Арктике, новые перерабатывающие производства, в том числе по добыче алмазов, рыбоводство и аквакультура, прибрежное рыболовство, переработка древесных ресурсов леса. И необходимо модернизировать уже существующие отрасли экономики.

 

Морские вести России №4 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...