Освоение Арктики: голос регионов. Часть 2

Севморпуть
Освоение Арктики: голос регионов. Часть 2

Руководители российских приморских и приарктических регионов выразили свое мнение о перспективах освоения Арктической зоны Российской Федерации в рамках IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который прошел 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге. Редакция продолжает публикацию выступлений принявших участие в конференции руководителей регионов.

А. Сидоров

 

«За сбережение Арктики ответственны персонально»

Игорь Кошин, губернатор Ненецкого автономного округа (НАО):

– Мы говорим об Арктике как о регионе, с которым связано будущее не только северо-запада России, но и всего государства. Внимание к шельфу находится на самом высоком государственном уровне. В сторону Арктики устремлены взоры практически всего мирового сообщества.

Президент В. Путин в мае 2014 г. подписал указ о сухопутных территориях Арктической зоны РФ. Таким образом, за восемью субъектами Федерации фактически закреплена персональная ответственность по освоению и сбережению Российской Арктики.

Сегодня Арктика для России – один из важнейших форпостов экономического роста. Именно здесь сосредоточены основные запасы минерально-сырьевых ресурсов и Ненецкий автономный округ – важная часть российского Европейского Севера. Площадь одних только участков, являющихся перспективными с точки зрения добычи углеводородов, составляет свыше 120 тыс. кв. км. Извлекаемые запасы нефти – более 1 млрд тонн, запасы природного газа – более 520 млрд кубометров. Сюда надо добавить огромнейшие запасы на шельфе. Платформа «Приразломная», с которой «Роснефть» отгрузила уже более 1 млн баррелей нефти, находится всего в 55 км от наших берегов. Все эти запасы открывают перед округом большие возможности. Но не надо забывать, что всякая возможность накладывает на нас колоссальную степень ответственности.

НАО готов к выполнению задач, которые стоят перед северными территориями государства. Это не просто готовность, это наша обязанность. От нас потребуется консолидация усилий многих субъектов Российской Федерации в сфере добычи углеводородов.

В Санкт-Петербурге НАО подписал договор о сотрудничестве с компанией «Роснефть». Этот документ во многом определяет структурное развитие округа на ближайшие десятилетия. У нас появляется возможность стать одной из площадок выхода на Северный морской путь. Имею в виду строительство порта в районе поселка Индига. Речь идет о возрождении Северного морского пути, восьмая часть которого проходит вдоль берегов Ненецкого автономного округа.

Надо признать, что в освоении Севморпути сегодня есть определенные проблемы. Это необходимость наращивания ледокольного флота, отсутствие современных северных портов. Сейчас на Ямале строится порт Сабетта, он станет важной частью Севморпути. Но западнее Сабетты работает только один глубоководный порт, способный принимать крупнотоннажные суда. Это Мурманск. Между тем в НАО есть бухта Индига. До берегов Баренцева моря дотягивается влияние теплого Гольфстрима, поэтому большую часть года бухта не замерзает, а ее глубины позволяют принимать крупнотоннажные суда. Учитывая этот факт, Индига могла бы стать опорной точкой Северного морского пути.

В 2014 году мы подписали соглашение с ФГУП «Росморпорт» и сейчас ведем совместную работу по созданию инвестиционного паспорта морского порта в Индиге. Причем, расширяя перспективы, рассматриваем вопросы строительства там не только терминалов по транспортировке сжиженного газа, но также говорим про нефтеналивной и контейнерный терминалы, поскольку есть возможность дорогу от Индиги протянуть до Оренбургской области, захватить Пермский край и выйти в Сибирь и на Урал. Это стратегический путь, путь развития, и выстраивать этот путь мы можем только в крепкой связке с другими регионами России.

В этой связи позвольте напомнить, что в послании Федеральному Собранию от 4 декабря президент Путин четко обозначил необходимость создания конкурентоспособного Северного морского пути, который будет стимулировать деловую активность при освоении арктических территорий.

Говоря о сохранении экологической безопасности региона, нельзя не упомянуть о сохранении тундры, которая остается домом для малых народов Севера, которые составляют почти 20% от численности жителей нашего округа.

Важной задачей является возрождение и развитие заполярной авиации, это одна из основ освоения Арктики. Процесс развития авиаперевозок непрерывно связан с обновлением авиапарка. Но возникают сложности с финансированием. Так, новый вертолет Ми-8 стоит порядка 500 млн рублей, а окупается в течение 34 лет.

Еще одна важная задача – развитие спасательной службы. НАО – единственный регион, где построен арктический спасательный центр МЧС. Будем продвигаться дальше в этом направлении, мы инициируем создание аналогичного центра в Амдерме.

В заключение отмечу, что все региональные задачи должны быть увязаны в единую систему на уровне Российской Федерации. Государство должно расставить приоритеты для всех арктических регионов, чтобы получить доступ тем запасам, что покоятся в недрах Арктики. Нам нужно единое инфраструктурное понимание развития. В противном случае мы никогда не раскроем наши регионы и не получим доступ к тем богатствам, которые заложены в Арктической зоне».

 

«Нужно модернизировать отрасли экономики»

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области

– Архангельская область занимает особое место в освоении Арктики. Побережье Белого моря – традиционное место расселения славян, откуда пошло изучение арктических просторов. А с 1932 г. в Архангельске в течение более чем 40 лет находилось Главное управление Севморпути.

Предприятия области играют решающую роль в модернизации морской составляющей ядерного щита России. Это судостроительные и судоремонтные заводы Северодвинска с филиалами в Мурманской, Астраханской областях и Краснодарском крае. Конструкторы и рабочие северодвинских предприятий доказали свои возможности в сфере гражданского судостроения при проектировании и создании морской техники для разведки и добычи углеводородов на Арктическом шельфе, в том числе платформ «Арктическая» и «Приразломная».

В области сформирован кластер поставщиков нефтегазовых проектов в Арктике, в который входят предприятия судостроения, проектные организации и компании – производители судового оборудования (изготовление гребных винтов, пропульсивных систем, подводных добычных комплексов и т.д.). Назову самые крупные из них. Прежде всего это компания «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Она занималась укладкой трубопровода по дну Байдарацкой губы, производит и поставляет обетонированные трубы. МРТС является генеральным подрядчиком строительства причалов для проекта «Ямал СПГ». Компания обустраивает в Архангельске логистическую базу для перевалки до полумиллиона тонн генеральных грузов ежегодно, изготовления и отгрузки крупнотоннажных модулей. Далее следует северодвинская компания «Спецфундаментстрой», которая строит сложные гидротехнические сооружения, цеха и здания для нефтегазовых проектов и алмазодобывающих производств. Компания планирует строить собственные доки для производства элементов платформ.

Судоходные компании региона выполняют перевозки судами осадкой до 2,4 м в Баренцевом, Печерском, Карском морях, в том числе и с выгрузкой на берег с необорудованным причалом и на ледовый припай. Ряд компаний занят в области нефтегазового инжиниринга. Компания «Энергосервис» поставляет компрессорные станции, Архангельский трест инженерно-строительных изысканий проводит гидрографические работы на шельфе, компания «Оптимист» изготавливает шламовые контейнеры для работы на шельфе и совместно с компанией «Белфрахт» снимает буровой шлам с «Приразломной».

В сентябре 2014 года в Архангельске открыт арктический аварийно-спасательный центр МЧС. Северное управление Росгидромета осуществляет мониторинг гидрометеорологической обстановки на арктическом пространстве и морском побережье от Белого моря до устья Хатанги. «Севгидромет» выполняет гидрометеорологическую поддержку перехода платформы «Приразломная» до места установки и исследования дрейфующих льдов для определения оптимального заглубления трубопроводов на дне.

Несмотря на освоенность и обжитость, наша область стоит перед рядом серьезных вызовов. Такими как, например, износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, снижение вклада в экономику региона отраслей, ранее выступавших локомотивом. Власть, бизнес и общественность совместно ищут новые пути обеспечения социально-экономического прогресса Архангельской области. Перспективными видятся следующие отрасли: сервисное развитие, технологическое и транспортное обеспечение проектов в Арктике, новые перерабатывающие производства, в том числе по добыче алмазов, рыбоводство и аквакультура, прибрежное рыболовство, переработка древесных ресурсов леса. И необходимо модернизировать уже существующие отрасли экономики.

 

Морские вести России №4 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке 13-15 сентября во Владивостоке состоялся семинар старших офицеров флота группы компаний «Совкомфлот»...

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов Инициативная группа помощи морским млекопитающим «Друзья океана» и участники клуба «Бумеранг», заним...

Российская экономика

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот».

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот». Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки, это будет способст...

Вылов российских рыбаков приблизился к 3,7 млн тонн водных биоресурсов

Вылов российских рыбаков приблизился к 3,7 млн тонн водных биоресурсов Общий вылов всех российских пользователей, по данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи,...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер Голландское судно «Эгберт Вагенборг» построено и введено в эксплуатацию весной 2017 года. Оно относи...

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге Сегодня журнал «Морские порты» открыл пятую ежегодную конференцию «Техника и технологии для портов: ...




Морской транспорт

Fesco доставила 2,7 тыс. т грузов на Курильские острова по заказу Минобороны РФ

Fesco доставила 2,7 тыс. т грузов на Курильские острова по заказу Минобороны РФ Транспортная группа Fesco доставила на Курильские острова около 2,685 тыс.тонн грузов по заказу Мини...

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск Судно, которое разгрузило «уголь из Пенсильвании» в одесском порту, в среду отправилось в Новороссий...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода В рамках стратегического партнерства Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)...

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости»

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости» Минэкономразвития (МЭР) РФ предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые железнодоро...

Авто транспорт

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке Движение автотранспорта по новому мосту через реку Кирганик открыто в Камчатском крае. Дорожный объе...

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...