Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Освоение Арктики: голос регионов. Часть 2

Севморпуть
Освоение Арктики: голос регионов. Часть 2

Руководители российских приморских и приарктических регионов выразили свое мнение о перспективах освоения Арктической зоны Российской Федерации в рамках IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который прошел 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге. Редакция продолжает публикацию выступлений принявших участие в конференции руководителей регионов.

А. Сидоров

 

«За сбережение Арктики ответственны персонально»

Игорь Кошин, губернатор Ненецкого автономного округа (НАО):

– Мы говорим об Арктике как о регионе, с которым связано будущее не только северо-запада России, но и всего государства. Внимание к шельфу находится на самом высоком государственном уровне. В сторону Арктики устремлены взоры практически всего мирового сообщества.

Президент В. Путин в мае 2014 г. подписал указ о сухопутных территориях Арктической зоны РФ. Таким образом, за восемью субъектами Федерации фактически закреплена персональная ответственность по освоению и сбережению Российской Арктики.

Сегодня Арктика для России – один из важнейших форпостов экономического роста. Именно здесь сосредоточены основные запасы минерально-сырьевых ресурсов и Ненецкий автономный округ – важная часть российского Европейского Севера. Площадь одних только участков, являющихся перспективными с точки зрения добычи углеводородов, составляет свыше 120 тыс. кв. км. Извлекаемые запасы нефти – более 1 млрд тонн, запасы природного газа – более 520 млрд кубометров. Сюда надо добавить огромнейшие запасы на шельфе. Платформа «Приразломная», с которой «Роснефть» отгрузила уже более 1 млн баррелей нефти, находится всего в 55 км от наших берегов. Все эти запасы открывают перед округом большие возможности. Но не надо забывать, что всякая возможность накладывает на нас колоссальную степень ответственности.

НАО готов к выполнению задач, которые стоят перед северными территориями государства. Это не просто готовность, это наша обязанность. От нас потребуется консолидация усилий многих субъектов Российской Федерации в сфере добычи углеводородов.

В Санкт-Петербурге НАО подписал договор о сотрудничестве с компанией «Роснефть». Этот документ во многом определяет структурное развитие округа на ближайшие десятилетия. У нас появляется возможность стать одной из площадок выхода на Северный морской путь. Имею в виду строительство порта в районе поселка Индига. Речь идет о возрождении Северного морского пути, восьмая часть которого проходит вдоль берегов Ненецкого автономного округа.

Надо признать, что в освоении Севморпути сегодня есть определенные проблемы. Это необходимость наращивания ледокольного флота, отсутствие современных северных портов. Сейчас на Ямале строится порт Сабетта, он станет важной частью Севморпути. Но западнее Сабетты работает только один глубоководный порт, способный принимать крупнотоннажные суда. Это Мурманск. Между тем в НАО есть бухта Индига. До берегов Баренцева моря дотягивается влияние теплого Гольфстрима, поэтому большую часть года бухта не замерзает, а ее глубины позволяют принимать крупнотоннажные суда. Учитывая этот факт, Индига могла бы стать опорной точкой Северного морского пути.

В 2014 году мы подписали соглашение с ФГУП «Росморпорт» и сейчас ведем совместную работу по созданию инвестиционного паспорта морского порта в Индиге. Причем, расширяя перспективы, рассматриваем вопросы строительства там не только терминалов по транспортировке сжиженного газа, но также говорим про нефтеналивной и контейнерный терминалы, поскольку есть возможность дорогу от Индиги протянуть до Оренбургской области, захватить Пермский край и выйти в Сибирь и на Урал. Это стратегический путь, путь развития, и выстраивать этот путь мы можем только в крепкой связке с другими регионами России.

В этой связи позвольте напомнить, что в послании Федеральному Собранию от 4 декабря президент Путин четко обозначил необходимость создания конкурентоспособного Северного морского пути, который будет стимулировать деловую активность при освоении арктических территорий.

Говоря о сохранении экологической безопасности региона, нельзя не упомянуть о сохранении тундры, которая остается домом для малых народов Севера, которые составляют почти 20% от численности жителей нашего округа.

Важной задачей является возрождение и развитие заполярной авиации, это одна из основ освоения Арктики. Процесс развития авиаперевозок непрерывно связан с обновлением авиапарка. Но возникают сложности с финансированием. Так, новый вертолет Ми-8 стоит порядка 500 млн рублей, а окупается в течение 34 лет.

Еще одна важная задача – развитие спасательной службы. НАО – единственный регион, где построен арктический спасательный центр МЧС. Будем продвигаться дальше в этом направлении, мы инициируем создание аналогичного центра в Амдерме.

В заключение отмечу, что все региональные задачи должны быть увязаны в единую систему на уровне Российской Федерации. Государство должно расставить приоритеты для всех арктических регионов, чтобы получить доступ тем запасам, что покоятся в недрах Арктики. Нам нужно единое инфраструктурное понимание развития. В противном случае мы никогда не раскроем наши регионы и не получим доступ к тем богатствам, которые заложены в Арктической зоне».

 

«Нужно модернизировать отрасли экономики»

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области

– Архангельская область занимает особое место в освоении Арктики. Побережье Белого моря – традиционное место расселения славян, откуда пошло изучение арктических просторов. А с 1932 г. в Архангельске в течение более чем 40 лет находилось Главное управление Севморпути.

Предприятия области играют решающую роль в модернизации морской составляющей ядерного щита России. Это судостроительные и судоремонтные заводы Северодвинска с филиалами в Мурманской, Астраханской областях и Краснодарском крае. Конструкторы и рабочие северодвинских предприятий доказали свои возможности в сфере гражданского судостроения при проектировании и создании морской техники для разведки и добычи углеводородов на Арктическом шельфе, в том числе платформ «Арктическая» и «Приразломная».

В области сформирован кластер поставщиков нефтегазовых проектов в Арктике, в который входят предприятия судостроения, проектные организации и компании – производители судового оборудования (изготовление гребных винтов, пропульсивных систем, подводных добычных комплексов и т.д.). Назову самые крупные из них. Прежде всего это компания «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Она занималась укладкой трубопровода по дну Байдарацкой губы, производит и поставляет обетонированные трубы. МРТС является генеральным подрядчиком строительства причалов для проекта «Ямал СПГ». Компания обустраивает в Архангельске логистическую базу для перевалки до полумиллиона тонн генеральных грузов ежегодно, изготовления и отгрузки крупнотоннажных модулей. Далее следует северодвинская компания «Спецфундаментстрой», которая строит сложные гидротехнические сооружения, цеха и здания для нефтегазовых проектов и алмазодобывающих производств. Компания планирует строить собственные доки для производства элементов платформ.

Судоходные компании региона выполняют перевозки судами осадкой до 2,4 м в Баренцевом, Печерском, Карском морях, в том числе и с выгрузкой на берег с необорудованным причалом и на ледовый припай. Ряд компаний занят в области нефтегазового инжиниринга. Компания «Энергосервис» поставляет компрессорные станции, Архангельский трест инженерно-строительных изысканий проводит гидрографические работы на шельфе, компания «Оптимист» изготавливает шламовые контейнеры для работы на шельфе и совместно с компанией «Белфрахт» снимает буровой шлам с «Приразломной».

В сентябре 2014 года в Архангельске открыт арктический аварийно-спасательный центр МЧС. Северное управление Росгидромета осуществляет мониторинг гидрометеорологической обстановки на арктическом пространстве и морском побережье от Белого моря до устья Хатанги. «Севгидромет» выполняет гидрометеорологическую поддержку перехода платформы «Приразломная» до места установки и исследования дрейфующих льдов для определения оптимального заглубления трубопроводов на дне.

Несмотря на освоенность и обжитость, наша область стоит перед рядом серьезных вызовов. Такими как, например, износ энергетической и коммунальной инфраструктуры, снижение вклада в экономику региона отраслей, ранее выступавших локомотивом. Власть, бизнес и общественность совместно ищут новые пути обеспечения социально-экономического прогресса Архангельской области. Перспективными видятся следующие отрасли: сервисное развитие, технологическое и транспортное обеспечение проектов в Арктике, новые перерабатывающие производства, в том числе по добыче алмазов, рыбоводство и аквакультура, прибрежное рыболовство, переработка древесных ресурсов леса. И необходимо модернизировать уже существующие отрасли экономики.

 

Морские вести России №4 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...