Краеугольный экспорт

Грузовая база
Краеугольный экспорт

Угольная отрасль – одна из значимых для экономики России: страна занимает третье место в мире по экспорту угля. На фоне девальвации российской национальной валюты в 2014 году для отрасли наступило, казалось бы, особенно благодатное время: рублевая выручка от экспорта возросла, расходы на добычу и доставку значительно упали, благодаря чему конкурентоспособность отечественного угля сильно повысилась. Сколько это будет продолжаться и что ждет отрасль в новой экономической реальности?

Ольга Гольдберг

Угледобывающая отрасль России на самом деле переживает сложные времена, как, впрочем, и другие отечественные отрасли промышленности. Добыча угля в РФ в 2012 и 2013 годах снижалась: с 355 млн тонн в 2012 году до 352 млн тонн в 2013 году. Причины – негативные тенденции на мировом рынке и отсутствие роста спроса на внутреннем.

Летом 2014 года министр энергетики РФ Александр Новак констатировал: «Продолжает падать потребность в угле в жилищно-коммунальном хозяйстве, не растет потребление угля в черной металлургии». Однако, что касается экспорта, тут ситуация иная – с 2000 года он вырос в 4 раза, а в 2014 году потянул за собой и добычу: за 2014 год угля было добыто на 1,5% больше в сравнении с 2013 годом – 357,33 млн тонн (данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, ЦДУ ТЭК).

Больше всех угля в прошлом году добыли: СУЭК – 98,63 млн тонн, ХК «СДС-уголь» – 29,33 млн тонн, «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК) – 43,46 млн тонн, «Южный Кузбасс» (входит в «Мечел») – 11,97 млн тонн, «Востсибуголь» – 11,93 млн тонн, «Южкузбассуголь» – 11,53 млн тонн, «Якутуголь» (контрольный пакет у «Мечела») – 9,46 млн тонн, «Распадская» (входит в Evraz) – 10,25 млн тонн.

 

Новые приоритеты

Около половины всего добытого в стране угля производители отправляют за границу. На экспорт в 2014 году отправлено 151,69 млн тонн – рост на 7,6% по сравнению с предыдущим годом, при этом поставки на внутренний рынок, по данным ЦДУ ТЭК, снизились на 4% – до 172 млн тонн (см. таблицу «Доли экспорта в общем объеме добычи компаний»).

 

Табл. Объем добычи и экспорта крупнейших угольных компаний в 2014 году

Компания

Добыча в 2014 году, млн тонн

Экспорт в 2014 году, млн тонн

«СУЭК»

98,63

45,6

«СДС Уголь»

29,33

22

«Кузбассразрезуголь»

43,46

30,2

«Востсибуголь»

11,93

0,7

«Распадская»

10,25

3

«Южный Кузбасс» *

11,97

более 6,4

«Южкузбассуголь» *

11,53

более 2,1

«Якутуголь» *

9,46

5,8

* Данные за 10 месяцев 2014 г.

 

Хотя на мировом рынке цены на уголь находятся на минимальном уровне вот уже два года подряд и продолжали падение в течение всего 2014 года (цена на коксующийся уголь упала с $133 до $113 за тонну, на энергетические угли – с $83 до $66), вмешательство кризиса помогло российским угольщикам – их доходы от экспорта в рублевом эквиваленте выросли.

Согласно выводам аналитиков Citigroup, за счет ослабления рубля и падения стоимости нефти отечественные экспортеры имеют преимущество в $20 с одной тонны над угольщиками из Австралии и Северной Америки, конкурентной стала и стоимость доставки российского угля. Генеральный директор компании «Мечел» Олег Коржов объясняет: «У нас фактически удвоилась в рублевом эквиваленте экспортная выручка, издержки в долларовом выражении упали в два раза. Сейчас, по подсчетам независимых аналитиков, у «Якутугля», «Эльги» и «Южного Кузбасса» едва ли не самая низкая себестоимость добычи угля в мире. Конечно, инфляция издержек тоже есть, но рубль пока падал быстрее».

Стоимость доставки российского угля до зарубежных покупателей всегда была достаточно высокой и негативно сказывалась на конкурентоспособности продукта на мировом рынке: наши шахты расположены вдали от морских портов (из Кемерово до любого порта 4-5 тысяч километров, в то время как австралийские месторождения находятся в 50 км от портов). Рост курса американской валюты сильно снизил затраты наших экспортеров на доставку любым видом транспорта. Но, похоже, счастье угольщиков относительно стоимости перевозок заканчивается: РЖД уже подняли тарифы на грузоперевозки. В опубликованном 5 декабря 2014 года пресс-релизе на официальном сайте ФСТ России сообщается: «Рост тарифов на грузовые железнодорожные перевозки составит: в 2015 году – 10%, в 2016-м – 5,5%, в 2017-м – 4,5%». Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сказал, что основные экспортеры получили значительную выгоду от изменения курса: «Повышение тарифа с учетом доли транспортной составляющей в общих издержках не должно создать проблем. Увеличение курса дает большую выгоду, чем потери от роста транспортных издержек».

В прошлом году (по известным причинам) несколько изменилась структура российского угольного экспорта. Впервые за несколько лет отгрузки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) превысили отгрузки в Европу: в страны АТР было экспортировано 65 млн тонн угля против 60 млн тонн угля европейского экспорта. Одна из причин – стоимость российского угля на фоне усиления доллара к рублю стала ниже, чем у основного конкурента, австралийского угля.

Воспользоваться низкими ценами решила Германия, вообще-то планирующая сокращать свою зависимость от российских источников энергии (но здесь, очевидно, сыграла свою роль еще и конфликтная ситуация в российско-украинских отношениях с поставками газа в Европу). В 2014 году страна увеличила импорт российского угля на 6,6%, до 12,6 млн тонн. Это очень значительный рост – последний раз в таком объеме Германия закупала уголь в 2006 году.

По этим же причинам нарастили импорт Турция, Финляндия, Великобритания. За 2014 год отгрузки на сети РЖД в адрес этих стран выросли на 16-30%. По итогам февраля 2015 года страны Евросоюза продолжили увеличивать поставки российского угля в среднем на 20%, компенсируя выпавшие объемы украинского угля. Турция увеличила закупки на 39,3%, Литва – в 7,5 раз. На 5,5% увеличила закупки Япония.

В то же время примерно вдвое сократились поставки российского угля в Польшу, Нидерланды, Украину. Не так сильно, но тоже снизились поставки угля в Китай и Южную Корею.

В целом Европа в январе-феврале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократила объем закупок российского энергетического угля: в 2015-м закуплено 7,9 млн тонн, в 2014-м – 9,6 млн тонн. Здесь сыграла свою роль возросшая конкуренция со стороны газа – теперь он обходится европейцам дешевле за счет того, что за год упала в цене нефть, к стоимости которой привязана цена на газ.

Кроме того, имеет значение и экологический момент. Так, Великобритания, крупнейший потребитель российского угля, продемонстрировавшая рост закупки в прошлом году, вводит более жесткие требования к выбросам углекислого газа в атмосферу, что, по мнению аналитика «Газпромбанка» Айрата Халикова, может привести к увеличению доли использования природного газа в генерации электроэнергии и уменьшению доли энергоугля. Евросоюз, также озабоченный вопросами экологии, уже не первый год говорит о необходимости уменьшить зависимость от энергоносителей из России.

 

Не все так просто

Казалось бы, с переориентацией все хорошо. Однако страны АТР, особенно Китай и Индия, на которые больше всего возлагали надежды наши угольщики, сегодня замедляют темпы своего экономического развития, соответственно, снижают и потребление угля. Например, в Китае в 2014 году потребление угля снизилось на 2,9% по сравнению с 2013 годом – падение произошло впервые за последние 14 лет.

Кроме того, Китай в последнее время наращивает собственную добычу и уже добился того, что ежегодная добыча угля превысила спрос (составляет 4,88 млрд тонн) на 880 млн тонн. В 2014 году объем импорта угля Китаем сократился по сравнению с предыдущим годом на 15%, до 277 млн тонн. Китайские эксперты предполагают, что на их внутреннем рынке цена на энергетический уголь упадет еще на 10-15%, а на коксующийся уголь – на 25-35%.

К тому же в условиях экономического кризиса власти КНР решили оказать собственным угледобывающим компаниям государственную поддержку путем повышения ввозных пошлин на импортный уголь. С начала 2015 года введены пошлины: на антрацитовые и коксующиеся угли – 3%, на каменный уголь – 6%, а для всех остальных углей – 5%. Под запрет на ввоз попали уголь с зольностью более 40% и содержанием серы выше 3%, бурый уголь с зольностью более 30% и серностью выше 1,5%. Принятые меры для китайских угольщиков снизили конкуренцию со стороны угольных компаний других стран, в том числе и со стороны российских: по данным Федеральной таможенной службы, за январь-февраль экспорт угля из России в Китай упал на 40% к уровню аналогичного периода прошлого года и составил 2,7 млн тонн.

Крупнейший импортер энергетического угля Индия, испытывающая ежегодную потребность в 787 млн тонн, тоже намерена значительно увеличить собственную добычу и, соответственно, сократить импорт. Для этого в стране предпринимается целый ряд мер. Во-первых, Индия последовала примеру Китая и с 1 апреля повысила импортные пошлины на металлургический уголь с 2,5% до 5%. Во-вторых, Coal India, являющаяся монополистом по угледобыче (на ее долю приходится 80% от производимого в стране угля), в 2015-2016 финансовом году собирается увеличить производство до 550 млн тонн (на 50 млн тонн больше к уровню предыдущего года), а к 2019 году – более чем в 2 раза, до 1 млрд тонн.

Индийское правительство рассчитывает, что через 2-3 года сможет остановить импорт энергетического угля, который в 2014-2015 финансовом году составил около 200 млн тонн. Также Индия приобретает новые активы: в конце прошлого года госкомпания International Coal Ventures договорилась о приобретении у австралийской Rio Tinto (вторая горнорудная компания в мире) нескольких шахт в Мозамбике.

Возобновляет добычу угля Япония – после аварии на станции «Фукусима» в стране была остановлена работа атомных электростанций. В стране впервые за 37 лет открылась новая угольная шахта. Но пока Япония импортирует уголь, в том числе из России: в 2014 году из Бурятии в Японию было поставлено 1,9 млн тонн угля.

Таким образом, расчеты на дальнейшее увеличение экспортного грузопотока угля в страны АТР, который наблюдался в последние годы и оставлял надежду заместить снижающиеся закупки со стороны европейских стран, для российских поставщиков могут не оправдаться.

 

Планов громадье

Между тем программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года учитывает дальнейшее активное развитие экспортного потенциала угольной отрасли в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанском регионе как самом растущем сегменте с точки зрения потребления угля. Программой предусмотрено создание новых центров угледобычи в Сибири и на Дальнем Востоке. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, реализация программы потребует более 5 трлн рублей, в основном это средства частных компаний.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что перенос центров угледобычи в Сибирь и на Дальний Восток, где имеются значительные запасы угля, не только даст дополнительный импульс развитию экономики этих регионов, но и будет способствовать увеличению экспорта отечественного угля в первую очередь в страны АТР. А учитывая, что многие месторождения в Сибири и на Дальнем Востоке можно разрабатывать открытым способом, его цена будет привлекательной как для отечественных потребителей, так и конкурентоспособной на зарубежных рынках.

Участия ждут и от иностранных инвесторов, прежде всего из стран – потребителей угля. На сегодня есть договоренность по ряду совместных проектов в области угледобычи. Государственные корпорации России и Китая – «Ростех» и «Шэньхуа» (крупнейший мировой производитель и дистрибьютор угля) – запланировали совместное освоение Огоджинского угольного месторождения в Амурской области и создание морского угольного терминала «Порт Вера» в Приморском крае. Общий объем инвестиций составит до $10 млрд. Проект призван компенсировать дефицит электроэнергии в Амурской области и в Северном Китае.

Китайская сторона также инвестирует в освоение крупнейшего в России Эльгинского месторождения, находящегося в Якутии («Мечел» вместе с «Шэньхуа»), Межегейского месторождения в Туве (Evraz вместе с China Coal), Зашуланского месторождения в Забайкалье (En+ Group вместе с «Шэньхуа»).

«Восточная горнорудная компания» (ВГК), ориентированная на экспорт энергетического угля в страны АТР, подтверждает свою готовность строить угольный кластер в Магаданской области в Омсукчанском районе общей стоимостью 24 млрд рублей. Компания ожидает, однако, что государство окажет поддержку в создании транспортной инфраструктуры в объеме 2,7 млрд рублей.

Компания «Востсибуголь» намерена в 2015 году нарастить экспорт угля на 40%, до 1 млн тонн. Совместно с крупной китайской корпорацией Shenhua Group компания приобрела лицензию на разведку и добычу угля на Зашуланском месторождении в Забайкальском крае и ожидает в 2018 году уже начать получать уголь.

На юге России планируется расширение инфраструктуры под экспорт угля. «Кузбассразрезуголь» намеревается строить в Тамани угольный терминал мощностью 10 млн тонн с расчетом на рост спроса в Турции: по прогнозам, в ближайшие пять лет он возрастет на 7 млн тонн.

Между тем в связи со снижением цен на уголь и ростом цен на строительство объектов портовой инфраструктуры инвесторы угольного терминала в бухте Суходол в Приморском крае – Volga Group и Сибирский деловой союз (СДС) – обсуждают возможность заморозки проекта до лучших времен. Предполагалось, что первая очередь нового угольного терминала мощностью 20 млн тонн в год должна была заработать летом 2017 года. Стоимость проекта в ценах 2012 года составляла 18 млрд рублей, а на фоне экономического кризиса выросла до 30 млрд.

 

Не зависеть от экспорта

Итак, угольная отрасль, системообразующая в Российской Федерации, продолжает активно развиваться с акцентом на экспорт, хотя спрос на уголь во многих странах-импортерах падает, а объективные факторы говорят о его возможном дальнейшем уменьшении. Генеральный директор СУЭК Владимир Рашевский признает: «На ближайшие два-три года какой-то значимый рост нас не ждет – замедление экономик в Азии, Европа уменьшает потребление угля по экологическим соображениям, цены на нефть упали, за ними упали цены на газ, усиливается конкуренция энергоресурсов».

Какая опасность грозит отрасли при таком подходе, когда угольщики «заточены» большей частью на экспорт, объясняет руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев: «Экспорт из основного драйвера роста угольной промышленности РФ превратился в единственную опору для сохранения уровня добычи на текущем уровне и продолжает оставаться ахиллесовой пятой для российской угольной отрасли: зависимость от внешнего рынка – зависимость от факторов, почти не поддающихся влиянию».

Наиболее надежный способ для предприятий угледобывающей отрасли получить стабильность спроса – это существование постоянного внутреннего потребления, считает эксперт. А оно как раз падает в силу стагнации экономики и производств.

Практически то же самое можно сказать про другие ключевые отрасли российской промышленности – нефтегазовую и металлургическую. Если не наладить спрос внутри страны, а ориентироваться лишь на экспорт, то зависимость от колебаний мирового рынка не преодолеть ни одной локальной отрасли, ни в целом российской экономике.

Однако эксперты не видят, как в ближайшее время увеличить внутреннее потребление угля: экономика стагнирует и не испытывает новых потребностей в электроэнергии; отопление населенных пунктов переводят на газ как более экологичный и экономичный способ.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев так характеризует ситуацию внутри страны: «Более дешевый газ теснит уголь. В 2013 году поставки энергетического угля из Кузбасса на электростанции России сократились на 22%, за последние полгода – еще на 20%».

Коммерческий директор компании «Востсибуголь», директор «Востсибуглесбыта» Илья Сапожников также обращает внимание на хронические неплатежи за отгруженную продукцию на внутреннем рынке и отмечает: «Сейчас на экспортном направлении с учетом увеличенного курса доллара работать приоритетнее, чем на внутренний рынок».

Гендиректор СУЭК Владимир Рашевский считает, что отрасль ждут тяжелые 2-3 года, но в течение 5-10 лет все должно восстановиться: «Это, прежде всего, топливо развивающихся азиатских экономик, именно поэтому очень важно, что стратегия российской угольной промышленности в части экспорта разворачивается на Дальний Восток, и наша компания стоит в авангарде этого процесса <…>. Наша задача – не терять завоеванные позиции».

Получается, не зависеть от конъюнктуры экспорта сегодня угольщики не могут. Внутренний спрос обеспечить пока не получится – его фактически нет, а объявленная правительством несколько лет назад модернизация российской экономики так и не состоялась. Поэтому с внешних рынков российским компаниям при любых обстоятельствах уйти никак нельзя – их место тут же займут иностранные конкуренты.

В общем, надежды только на то, что произойдет чудо и в ближайшие годы российское правительство все же представит внятную программу развития отечественной экономики, ориентированную на собственное производство и импортозамещение и незамедлительно приступит к ее реализации.

 

Морские порты №2 (2015)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) 18 февраля  – 22 февраля с...

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово»

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово» На заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду первого в серии из четырё...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда»

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда» Мурманские портовики провели экскурсию по градообразующему предприятию для участников пятой регионал...

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова В Москве состоялась рабочая встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега ...

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Дуализм переходного периода

 Дуализм переходного периода За годы работы частных лоцманских компаний с 2005 года ущерб, нанесенный их хозяевами стабильности и...

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Морские порты

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...