Укрепление в условиях девальвации

Грузовая база
Укрепление в условиях девальвации

В отличие от большинства других отраслей российской промышленности, производство минеральных удобрений в России практически не ощутило негативного влияния западных санкций. Девальвация рубля повысила рентабельность ориентированных на экспорт отечественных производителей и еще больше укрепила их положение на мировом рынке, но одновременно ухудшила конъюнктуру внутреннего рынка.

Сегодня крупнейшие российские холдинги по производству минудобрений сосредоточены на расширении сырьевой базы, создании новых производств и привлечении инвестиций на эти цели, на оптимизации экспортной логистики и повышении эффективности поставок продукции на внутренний рынок, а также на поиске новых возможностей стратегического партнерства.

Татьяна Дмитриева

В 2004-2014 гг. производство минеральных удобрений в России увеличилось примерно на треть, а по итогам прошлого года отрасль вышла на максимальные объемы производства за 10 лет – 19,6 млн тонн (рис. 1), что соответствует примерно 6-7% мирового производства.

 

Рис. 1. Динамика производства минеральных удобрений в России, 2004-2014 гг.

Источник: Росстат

 

В 2014 году по сравнению с 2013 годом объем производства минеральных удобрений увеличился на 6,3%, причем основной рост пришелся на первую половину года. Общая динамика производства продукции в 2013-2014 годах была в первую очередь обусловлена увеличением выпуска в сегменте калийных удобрений, тогда как объем производства азотных удобрений практически не изменился, а фосфорных – несколько снизился (рис. 2).

 

Рис. 2. Производство минеральных удобрений в России по видам, 2006-2014 гг., млн тонн

Источник: Росстат

 

За счет разной динамики отдельных видов удобрений объемы производства калийных удобрений впервые за несколько лет превысили объемы производства азотных удобрений, на которые традиционно приходилась большая часть производства в отрасли.

 

Две стороны одной девальвации

Начавшееся в прошлом году падение курса рубля к доллару в целом оказалось на руку отечественным производителям минеральных удобрений, ориентированных в первую очередь на внешние рынки: сохранив или незначительно повысив уровень своих затрат в рублях, они смогли существенно увеличить валютную выручку. Это в свою очередь стимулировало рост экспорта, доля которого в общем производстве минеральных удобрений в 2014 году достигла 70%. Наибольший рост экспорта наблюдался опять же в сегменте калийных удобрений – по сравнению с 2013 годом экспорт вырос на 65,5%, стоимость экспортных поставок при этом выросла на 23,4%.

Но «поддержав» отечественного производителя на внешнем рынке, падение курса рубля ухудшило конъюнктуру внутреннего рынка, в условиях привязки внутренних цен к ценам экспортных контрактов приведя к значительному (на 15-35% в годовом исчислении в зависимости от вида удобрений) подорожанию продукции для отечественных сельхозпроизводителей. В середине февраля 2015 года Минсельхоз предложил два варианта решения данной проблемы – введение экспортных пошлин на минеральные удобрения или замораживание внутренних цен на них.

Пошлины на вывоз удобрений за рубеж призваны поддержать российских производителей сельхозпродукции, способствовать насыщению внутреннего рынка и стабилизации ценовой ситуации. В прошлый кризис уже действовала временная экспортная пошлина на удобрения: ее ввели в марте 2008 года, она составляла 5% стоимости по калийным удобрениям и 8,5% – по азотным и комплексным и была отменена в феврале 2009 года. Вместе с тем, производители минеральных удобрений сегодня выступают категорически против введения экспортных пошлин, видя в этом в первую очередь риски сокращения производства и потери конкурентоспособности на мировом рынке.

Второй путь решения проблемы – замораживание цен на удобрения для внутреннего рынка – по мнению экспертов, обернется для производителей минудобрений значительно меньшими потерями, чем введение пошлин. По состоянию на конец февраля производители удобрений уже договорились с Минсельхозом и Минпромторгом о предоставлении аграриям скидки на 15-20% и до 30% по отдельным позициям и пообещали не повышать отпускные цены как минимум на период ближайшей посевной.

Сегодня большая часть российской продукции минудобрений производится крупными предприятиями и холдингами. Так, более 50% объема азотных удобрений производят три холдинга – «Еврохим», «Уралхим» и «Акрон». Сегмент калийных удобрений характеризуется наличием одного игрока – «Уралкалия». Крупнейшим в стране производителем фосфорных удобрений выступает «ФосАгро» (около 60% общероссийского производства), несколько крупных предприятий по производству фосфорных удобрений входят в состав «Еврохима» и «Акрона». Итоги работы перечисленных холдингов в 2014 году и их ближайшие планы дают общее представление о современном этапе развития отрасли, ее проблемах и перспективах.

 

«Еврохим»: расширение сырьевой базы

Объем продаж азотных и фосфорных удобрений холдинга «Еврохим» в 2014 году составил 10,6 млн тонн, что соответствует уровню 2013 года. В прошлом году отмечены рост рентабельности производства и высокая загрузка мощностей. Что касается реализуемой холдингом инвестпрограммы, то основные средства направляются на расширение сырьевой базы, значительное внимание также уделяется строительству новых мощностей.

Установившуюся к настоящему времени приемлемую цену на природный газ можно рассматривать как благоприятное условие для развития отрасли азотных удобрений. По мнению экспертов, в настоящее время усиливается влияние независимых производителей газа на внутренний рынок азотных удобрений, которые создают «Газпрому» конкуренцию на поставку газа для российских производителей азотных удобрений и, таким образом, влияют на себестоимость их производства. Производители удобрений, в свою очередь, снижают себестоимость продукции, интегрируясь в газовый бизнес посредством партнерства с компаниями – производителями газа, покупки действующих игроков на рынке газа, а также покупки и разработки собственных газовых активов.

Подтверждая общие отраслевые тенденции, холдинг «Еврохим» в начале февраля 2015 года приобрел 25,1% акций «Астраханской нефтегазовой компании» (АНГК). Это дает «Еврохиму» возможность расширить мощности по добыче природного газа до 5-10 млрд м3 в год, а с учетом добычи контролируемой с 2012 года компании «Севернефть-Уренгой» – обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности заводов в сырье.

Еще одной стратегической задачей холдинга является налаживание партнерства с  нефтегазовыми компаниями. Так, в мае 2014 года между «Еврохимом» и «Роснефтью» был заключен контракт на поставку природного газа. Контракт рассчитан на 6 лет, предусматривает поставку 9,82 млрд м3 газа и позволит на 64% удовлетворить объемы потребления «Новомосковской акционерной компании «Азот» – одного из крупнейших заводов компании, который расположен в Тульской области. Кроме того, «Роснефть» и «Еврохим» видят большой потенциал для расширения сфер взаимовыгодного партнерства за пределами торговли газом – речь идет о сотрудничестве непосредственно в сегменте производства азотных удобрений в рамках формируемого сегодня «Роснефтью» нефтегазохимического блока.

Наиболее значимым проектом «Еврохима» в области создания новых производственных мощностей на данный момент является строительство завода в Кингисеппе (Ленинградская область). Проект предполагает строительство агрегата для выпуска аммиака, являющегося основой азотных удобрений, а также хранилища жидкого аммиака, сопутствующей инфраструктуры и складов. Планируется, что производственная мощность завода составит свыше 1 млн тонн аммиака. Ввод предприятия в эксплуатацию намечен на 2017 год. Кроме того, холдинг планирует построить новый завод по производству азотных удобрений на Таманском полуострове.

Наконец, весьма амбициозны планы «Еврохима» по созданию калийного сегмента бизнеса: к 2017 году холдинг планирует начать добычу на двух калийных проектах – «Усольский» в Пермском крае и «Волгакалий» на базе крупнейшего в Европе Гремячинского месторождения в Волгоградской области. Запасы двух планируемых к разработке участков составляют около 2,5 млрд тонн калия, что в перспективе дает компании шанс стать абсолютным мировым лидером по экспорту удобрений.

В результате вхождения «Еврохима» в калийный сегмент «Уралкалий» перестанет быть монополистом по добыче калия в России. В настоящее время две компании ведут переговоры о возможном стратегическом сотрудничестве. Его подробности не раскрываются, но отдельные эксперты говорят о возможном повышении цен на калий и усматривают в переговорах вероятность картельного сговора по торговой и ценовой политике.

 

«Уралхим»: оптимизация логистики экспорта

Холдинг «Уралхим» по итогам 2014 года снизил производство товарной продукции на 6,5% по сравнению с предыдущим годом (до 5,6 млн тонн), что было обусловлено вынужденной остановкой предприятия «Воскресенские минеральные удобрения»: в начале 2014 года завод был переведен в режим временного простоя из-за прекращения «ФосАгро» поставок апатитового концентрата – основного сырья для производства фосфорных удобрений. В результате производство фосфорных удобрений в 2014 году составило 41 тыс. тонн, что ниже аналогичного показателя 2013 года в 10,6 раза.

Вместе с тем, в прошлом году «Уралхим» смог увеличить выпуск основной продукции азотного сегмента: производство аммиачной селитры и ее производных выросло на 5%, товарного аммиака – на 1%. Увеличение выпуска продукции азотного сегмента достигнуто благодаря увеличению суточной выработки агрегатов на всех заводах группы и сокращению сроков плановых ремонтов.

По сообщениям руководства компании, в 2014 году «Уралхим» был сосредоточен главным образом на повышении внутренней эффективности бизнеса – поддержании и развитии существующих мощностей, увеличении эффективности логистических операций, повышении качества планирования инвестиций и минимизации управленческих издержек. Значительное внимание уделялось и модернизации производства – в частности, начат проект модернизации мощностей завода «Пермские минеральные удобрения» по выпуску карбамида, который позволит к 2019 году увеличить мощности на 40%.

 Что касается планов «Уралхима» по созданию новых производств, то наиболее значимым на сегодняшний день представляется проект строительства завода по производству аммиака на Таманском полуострове мощностью 680 тыс. тонн. Завод, который будет построен в рамках развития промышленной зоны Таманского полуострова, руководство «Уралхима» называет стратегически важным с точки зрения развития экспорта в страны ближнего Востока и Европы. Также строительство завода позволит «Уралхиму» значительно снизить издержки компании на транспортировку аммиака по территории России. По предварительным данным, строительство завода займет 5 лет.

Кроме того, «Уралхим» проявляет значительный интерес к приобретению и строительству портовых мощностей по перевалке аммиака. Так, в прошлом году холдинг стал контролирующим акционером терминала Вентамоньякс по перевалке жидкого аммиака мощностью 1 млн тонн в латвийском порту Вентспилс, а в будущем рассматривает возможность строительства в порту Тамань аммиачного терминала мощностью до 2 млн тонн в год. Такая стратегия отражает стремление компании повысить логистическую эффективность экспортных поставок своей продукции.

 

«Акрон»: углубление партнерства со странами АТР

Выпуск азотных удобрений на предприятиях холдинга «Акрон» в 2014 году остался на уровне 2013 года, а сложных удобрений – снизился на 3,1%, до 5,1 млн тонн. Основной причиной снижения стал плановый капитальный ремонт главных цехов завода «Дорогобуж» (Смоленская область). В планах холдинга – ввод дополнительных производств и наращивание сырьевой базы. Так, в конце 2015 года на площадке «Акрона» в Великом Новгороде запланирован запуск проекта «Аммиак-4», который рассчитан на выпуск около 700 тыс. тонн продукции в год и должен стать самым мощным предприятием в России по выпуску аммиака. Кроме того, в ближайшее время выйдет на запланированную мощность первая очередь ГОК «Олений Ручей» (Мурманская область) мощностью 1,1 млн тонн апатитового концентрата в год.

Все более заметен курс «Акрона» на углубление партнерства со странами АТР, причем речь идет не только об экспорте продукции в эти страны, но и о зарубежных производствах и привлечении азиатских инвестиций в проекты. Уже располагая крупным активом на территории Китая – «Хунжи-Акрон», которое специализируется на выпуске сложных минеральных удобрений для поставок на внутренний рынок КНР, в прошлом году «Акрон» начал переговоры о продаже 30% акций своего проекта по добыче калийного сырья ЗАО «Верхнекамская Калийная Компания» (ВКК) индийскому консорциуму National Mineral Development Corporation (NMDC). В конце прошлого года президент России В.Путин подписал меморандум о взаимопонимании с NMDC, ставший «дорожной картой» сделки, проведение которой ожидается в этом году после завершения переговоров о цене. Кроме того, разработка месторождений апатит-нефелиновых руд в Мурманской области и Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в Пермском крае «Акрона» может быть профинансирована новым индийско-российским инвестиционным фондом, формирование которого обсуждалось в конце прошлого года между правительствами двух стран.

Следует предположить, что акцент на сотрудничество с Индией «Акрон» делает исходя из тенденции быстрого роста спроса на минеральные удобрения в этой стране. Так, в 2014 году Индия увеличила закупки одних только азотных удобрений на 1,7 млн тонн, в то время как Китай наращивает внутреннее производство и экспорт минудобрений и, соответственно, сокращает импорт продукции из других стран.

Кроме привлечения индийских инвестиций «Акрон» рассматривает возможность долгосрочного и краткосрочного финансирования импортных и экспортных операций в японских банках. Первый этап переговоров был проведен в конце прошлого года с Японским банком для международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation, JBIC).

 

«Уралкалий»: ускорение ввода новых мощностей

В 2014 году группа компаний «Уралкалий» произвела рекордные 12,1 млн тонн калийных удобрений, что на 21% больше, чем в 2013 году, и сохранила лидирующие позиции в мировой калийной отрасли. Росту объемов продаж калийных удобрений компании на внешнем рынке способствовал высокий спрос – мировой рынок вырос более чем на 10%. В то же время положительный эффект от роста объемов продаж был нивелирован сокращением цен (к примеру, в первом полугодии 2014 года они были примерно на треть ниже, чем за аналогичный период 2013 года), в результате чего выручка «Уралкалия» увеличивалась гораздо медленнее по сравнению с темпами роста физических объемов продаж.

В 2015 году «Уралкалий» планирует снизить производство калийных удобрений на 15% – до 10,2 млн тонн, при этом мощности компании в текущем году сократятся с 13 млн до примерно 11 млн тонн. Это напрямую связано с аварией, произошедшей на руднике «Соликамск-2» в ноябре 2014 года (мощность аварийной шахты составляла 20% от общей мощности компании). Из-за потери запасов и оборудования в результате аварии списания компании составят порядка $1 млрд.

Вместе с тем, по сообщению руководства «Уралкалия», компания сделает все возможное для удовлетворения потребительского спроса на внутреннем и зарубежных рынках (в первую очередь Индии и Китая) за счет расширения действующих и ускорения ввода в строй новых производственных мощностей. В частности, «Уралкалий» рассматривает возможность ускорения графика ввода новых добывающих мощностей на Усть-Яйвинском и Половодовском участках. Первый проект предполагает строительство нового рудника проектной мощностью 2,8 млн тонн. «Уралкалий» уже начал строительство стволов, запустить добычу планировалось в 2020 году с выходом на полную мощность в 2025 году. По Половодовскому участку, проектная мощность которого составляет 2,5 млн тонн, пока нет решения о разработке, но ранее компания планировала начать добычу на нем в 2021 году.

Также «Уралкалий» реализует проект по расшивке узких мест, который увеличит производственные мощности компании на 1 млн тонн к концу 2016 года, и работает над увеличением мощностей по производству гранулированного хлористого калия, заменяя устаревшее производственное оборудование более современным.

 

«ФосАгро»: повышение эффективности поставок на внутренний рынок

Холдинг «ФосАгро» в 2014 году увеличил производство минеральных удобрений на 3,7% по сравнению с 2013 годом. В сегменте азотных удобрений прирост составил 5,2%. Всего за 2014 год предприятия группы выпустили 6,15 млн тонн удобрений, дочернее предприятие «Апатит» – 8,44 млн тонн. Производство азотных удобрений удалось нарастить до 1,4 млн тонн, фосфорсодержащих – до 4,8 млн тонн. Объемы реализации товарной продукции увеличились на 2,7%, составив 6,09 млн тонн. При этом объемы реализации азотных удобрений выросли на 9,7%, тогда как продажи в сегменте фосфорсодержащих удобрений оставались стабильными. Крупнейшими потребителями российских фосфорных удобрений на мировом рынке оставались Бразилия, Индия и Китай.

Перспективным с точки зрения роста объемов реализации продукции «ФосАгро» называет российский рынок. В настоящее время холдинг продолжает реализацию программы развития баз минеральных удобрений на внутреннем рынке, развивая поставки минеральных удобрений через компанию «ФосАгро-Регион». Если в 2013 году общее количество баз составляло 357 единиц, то в 2014 году их количество выросло до 449 единиц. По заявлению руководства холдинга, цель создания подобных баз состоит в том, чтобы «обеспечить конечным потребителям в первую очередь комфортные условия поставки минеральных удобрений, используя максимально удобную упаковку и современные средства доставки».

Сейчас «ФосАгро» располагает самой крупной в России собственной дистрибьюторской сетью, осуществляет доставку минеральных удобрений непосредственно до места назначения собственным транспортом, оказывая таким образом потребителям удобрений полный комплекс услуг – производство продукта, его дистрибьюцию и доставку. Такая политика уже дала свои результаты – за два года доля «ФосАгро» на внутреннем рынке выросла с 15% до 22%.

Интересно отметить, что «ФосАгро» планирует принять меры для повышения эффективности дистрибьюции и на внешних рынках. С этой целью, в частности, запланировано создание региональных представительств холдинга в Латинской Америке, Западной и Восточной Европе.

Важным событием для «ФосАгро» явился запуск нового производства фосфорно-калийных удобрений мощностью 100 тыс. тонн и стоимостью более 500 млн рублей в Ленинградской области (г. Волхов) ЗАО «Метахим» в феврале 2015 года. Что касается дальнейшего развития новых производственных мощностей, то на эти цели «ФосАгро» планирует направить более $1 млрд до 2017 года, причем наибольшая часть капвложений приходится на 2015 год.

Приоритетным инвестпроектом на сегодняшний день является проект строительства нового агрегата аммиака в «ФосАгро-Череповец» мощностью 760 тыс. тонн в год одновременно со строительством новой установки по производству гранулированного карбамида мощностью 500 тыс. тонн, строительством нового производства сульфата аммония мощностью 300 тыс. тонн и увеличением мощностей по выпуску фосфорсодержащих минеральных удобрений. Ожидается, что после реализации компанией этого проекта прирост мощностей по выпуску удобрений к 2018 году превысит 25% к уровню 2014 года.

 

Морские порты №1 (2015)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...