Портовый контроль как инструмент противодействия непрофессионализму

Безопасность мореплавания
Портовый контроль как инструмент противодействия непрофессионализму

Для капитанов портов, занимающихся помимо других функций дипломированием моряков, проблема низкого уровня квалификации морских кадров командного состава хорошо известна. Соискатели на получение (повышение) диплома или его продление (при невозможности предъявить требующийся плавательный ценз), согласно положению о дипломировании, должны пройти тестирование в квалификационной комиссии капитана порта. Статистика показывает, что с первого раза успешного результата добиваются менее половины соискателей. Провальные результаты тестирования делятся примерно поровну между теоретической и практической подготовкой.

Вопросы, касающиеся теоретической подготовки морского командного состава, не хотелось бы рассматривать в данной статье – оставим их представителям системы высшего и среднего морского образования, тем более что с позиции капитана порта на решение данных вопросов повлиять крайне трудно, если не сказать, что не возможно, хотя предложения есть. А вот в отношении влияния на уровень практических знаний моряков – капитаны портов, безусловно, могут внести свою лепту. Для этого в их распоряжении есть такой инструмент – портовый контроль.

Анатолий Иванов, капитан морского порта Петропавловск-Камчатский, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Если коснуться теоретических знаний моряков, то в общем можно сказать, что моряки перестали понимать: «почему корабль железный, а не тонет», «почему бывают приливы», «зачем судну грузовая марка», «кто такой Меркатор»…, а если говорить о практике, то в тупик моряков ставят вопросы борьбы за живучесть судна, проведения сварочных работ на борту, корректуры карт и другие. Список таких вопросов просто бесконечен, а пробелы в знаниях навигации и астрономии просто вне конкуренции.

Складывается такое впечатление, что при соискательстве на получение диплома моряки делают ставку на набранный ценз, совершенно не принимая во внимание качество своих знаний и не оценивая свою готовность к следующей должности на судне. На этот счет существует хорошее изречение: «Сундук Нахимова всю жизнь проплавал, да так сундуком и остался».

Между тем на уровень практических знаний моряков, безусловно, могут влиять капитаны портов. Для этого в их распоряжении есть такой инструмент – портовый контроль. Постараюсь далее пояснить связь между квалификацией моряков и портовым контролем.

 

Система управления безопасностью (СУБ) как средство для закрепления практических навыков

Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) был применен в Российской Федерацией как в отношении торговых судов валовой вместимостью более 500, так и в отношении рыболовных судов без ограничения по тоннажу. Таким образом, практически весь морской флот под флагом РФ подпадает под требования МКУБ.

Судоходные и рыболовецкие компании для осуществления своей деятельности в качестве одного из основных должны получить Документ о соответствии компании (ДСК), доказав это соответствие аудиторам Российского морского реестра судоходства (РМРС) или Росрыболовства наличием в компании и на ее судах действующей системы управления безопасностью (СУБ). Суда компании после освидетельствования получают Свидетельство по управлению безопасностью. Основными критериями оценки действия СУБ являются документальное подтверждение выполнения процедур и систематичность их выполнения.

Несмотря на то, что в одном из положений МКУБ указано, что как не может быть двух похожих судоходных компаний, так не может быть и двух одинаковых систем управления безопасностью, принципы построения и структура СУБ универсальны для всех судовладельцев. Из данного утверждения следует, что любая СУБ должна содержать среди прочего разработанные судовладельцем процедуры для выполнения судовых операций как в повседневной эксплуатации, так и в аварийных ситуациях. Из личной практики могу сказать, что это всегда весьма емкие по содержанию и практичные документы, не позволяющие что-либо забыть при выполнении судовой операции.

В основе процедуры любой судовой операции лежат хорошая морская практика и нормы действующего национального и международного законодательства. Обе эти составляющие подвержены изменениям в силу того, что хорошая морская практика включает в себя результаты анализа аварий в морском судоходстве, а изменения в законодательстве вообще само собой разумеются. В связи с вышесказанным судоходная компания должна регулярно актуализировать СУБ, а внешние аудиторы РМРС и Росрыболовства контролировать ее актуальность.

Именно контроль внешних аудиторов в этом направлении должен подталкивать судовладельцев к тому, чтобы упомянутая в «Политике по безопасности» любой компании «приверженность принципам безопасности» воплотилась в жизнь и перестала быть просто декларацией намерения.

Хотел бы подкрепить данное высказывание наглядным примером из практики. В результате проведения инспекционной проверки государства флага судно получило 22 замечания (из них 6 существенных) и было задержано. За два дня то этого события на борту был проведен очередной ежегодный внешний аудит СУБ, в ходе которого было выставлено единственное замечание – доукомплектовать судовую техническую библиотеку. Это очень яркий пример!

Фактическое и систематическое выполнение процедур СУБ на борту судна может отчасти нивелировать пробелы моряков в теоретических знаниях и полностью устранить их в практической подготовке, а в некоторых случаях стимулировать моряков к самостоятельному повышению уровня своих профессиональных знаний. Многократное выполнение процедур СУБ обязательно приведет, как минимум, к механическому запоминанию действий и их последовательности, а как максимум к пониманию выполняемой судовой операции и самой системы управления безопасностью. Это принесет неоценимую пользу для поддержания квалификации судового персонала на должном уровне и, как следствие, повышение уровня безопасности мореплавания.

 

Портовый контроль – последний рубеж на пути профессиональной безграмотности

Именно судоходная компания должна обеспечить серьезное отношение к процедурам СУБ как судового, так и берегового персонала компании. Данное утверждение неоспоримо, так как интерес судовладельца как бизнесмена заключается в получении максимальной выгоды от своего предприятия, и издержки на аварийные случаи или претензии надзорных органов, являющиеся производными от невыполнения требований МКУБ, явно не входят в его планы. То есть экономическое обоснование в пользу действенной СУБ компании тоже есть.

Но извлечение материальной выгоды в данном вопросе – это последний аргумент. Первым был и остается – безопасность. И тут самое время перейти к функции капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания, к такому инструменту, как портовый контроль.

Инспекционные проверки судов в рамках портового контроля среди прочего подразумевают контроль выполнения требований международных конвенций и кодексов. Если обратиться к статистике этих проверок, регулярно публикуемых Информационным центром государственного портового контроля (ИЦГПК), то выяснится, что градация замечаний по выполнению требований МКУБ выражается в десятых долях процента. Первые места в этой статистике неизменно занимают замечания, касающиеся нарушений в области навигации, спасательных средств, пожаробезопасности, оборудования машинного отделения.

Из практики хочу заметить, что инспекторы портового контроля, выявляя подобного рода замечания, опираются в ходе проверки только на положения конвенций, тех или иных правил, совершенно забывая о том, что данные замечания при определенном сочетании ставят под сомнение действенность СУБ. Непонимание важности СУБ моряками, игнорирование ее судовладельцами, а также слабое внимание в данном вопросе со стороны портового контроля приводит к тому, что от проверки к проверке портовый контроль сталкивается с одними и теми же замечаниями.

Поясню почему – бессистемное устранение замечаний устойчивого результата не дает. Сама система управления безопасностью не работает, существует на борту формально в виде кипы бумаг, которые никто не читает, в которых только ставятся росписи об ознакомлении. В итоге страдает и безопасность мореплавания, и, как уже было сказано, квалификация моряков.

В подтверждение этого приведу пару из множества примеров падения уровня квалификации по причине формально существующей СУБ компании: 1) старший помощник капитана не может ответить на вопрос – как он проводит ознакомление с мостиком вновь прибывших членов экипажа из состава палубной команды; 2) второй механик не может ответить на вопрос – как оформляется разрешение на проведение огневых работ. И тот, и другой примеры указывают на незнание рутинных процедур СУБ.

Есть, правда, и другие примеры: старший помощник капитана как по нотам рассказывает о том, какие мероприятия должны быть выполнены в ходе шлюпочной тревоги, практически цитируя правило СОЛАС-74. Предыдущее место работы старшего помощника – контейнеровоз под флагом Германии. Российским судовладельцам есть о чем задуматься.

Инспекторам портового контроля при проведении инспекционных проверок необходимо уделять должное внимание вопросам, касающимся выполнения положений МКУБ с тем, чтобы акты данных проверок могли претендовать на полноту отображения ситуации на борту судна, а не сводиться к отрывочным сведениям по отдельно взятым категориям. При условии применения подобного подхода со стороны инспекции портового контроля весомость данных актов явно увеличится. По их содержанию можно будет аргументировано судить об уровне безопасности на борту судна – отсутствие замечаний в отношении МКУБ укажет на то, что выставленные замечания не носят системного характера и наоборот.

С учетом вышесказанного напрашивается такой вывод: внешний аудит РМРС и Росрыболовства в части освидетельствования СУБ судоходных и рыболовецких компаний, а также портовый контроль силами службы капитана порта – это последний рубеж, который не должен давать возможности скатиться квалификации моряков до неприемлемого уровня. Очень надеюсь, что система высшего и среднего морского образования в данном вопросе тоже  свое плечо подставит. Необходимо постоянно помнить о том, что квалификация кадров является одним из главных факторов успешного развития отечественного флота.

 

Морские порты №1 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...