Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Портовый контроль как инструмент противодействия непрофессионализму

Безопасность мореплавания
Портовый контроль как инструмент противодействия непрофессионализму

Для капитанов портов, занимающихся помимо других функций дипломированием моряков, проблема низкого уровня квалификации морских кадров командного состава хорошо известна. Соискатели на получение (повышение) диплома или его продление (при невозможности предъявить требующийся плавательный ценз), согласно положению о дипломировании, должны пройти тестирование в квалификационной комиссии капитана порта. Статистика показывает, что с первого раза успешного результата добиваются менее половины соискателей. Провальные результаты тестирования делятся примерно поровну между теоретической и практической подготовкой.

Вопросы, касающиеся теоретической подготовки морского командного состава, не хотелось бы рассматривать в данной статье – оставим их представителям системы высшего и среднего морского образования, тем более что с позиции капитана порта на решение данных вопросов повлиять крайне трудно, если не сказать, что не возможно, хотя предложения есть. А вот в отношении влияния на уровень практических знаний моряков – капитаны портов, безусловно, могут внести свою лепту. Для этого в их распоряжении есть такой инструмент – портовый контроль.

Анатолий Иванов, капитан морского порта Петропавловск-Камчатский, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Если коснуться теоретических знаний моряков, то в общем можно сказать, что моряки перестали понимать: «почему корабль железный, а не тонет», «почему бывают приливы», «зачем судну грузовая марка», «кто такой Меркатор»…, а если говорить о практике, то в тупик моряков ставят вопросы борьбы за живучесть судна, проведения сварочных работ на борту, корректуры карт и другие. Список таких вопросов просто бесконечен, а пробелы в знаниях навигации и астрономии просто вне конкуренции.

Складывается такое впечатление, что при соискательстве на получение диплома моряки делают ставку на набранный ценз, совершенно не принимая во внимание качество своих знаний и не оценивая свою готовность к следующей должности на судне. На этот счет существует хорошее изречение: «Сундук Нахимова всю жизнь проплавал, да так сундуком и остался».

Между тем на уровень практических знаний моряков, безусловно, могут влиять капитаны портов. Для этого в их распоряжении есть такой инструмент – портовый контроль. Постараюсь далее пояснить связь между квалификацией моряков и портовым контролем.

 

Система управления безопасностью (СУБ) как средство для закрепления практических навыков

Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) был применен в Российской Федерацией как в отношении торговых судов валовой вместимостью более 500, так и в отношении рыболовных судов без ограничения по тоннажу. Таким образом, практически весь морской флот под флагом РФ подпадает под требования МКУБ.

Судоходные и рыболовецкие компании для осуществления своей деятельности в качестве одного из основных должны получить Документ о соответствии компании (ДСК), доказав это соответствие аудиторам Российского морского реестра судоходства (РМРС) или Росрыболовства наличием в компании и на ее судах действующей системы управления безопасностью (СУБ). Суда компании после освидетельствования получают Свидетельство по управлению безопасностью. Основными критериями оценки действия СУБ являются документальное подтверждение выполнения процедур и систематичность их выполнения.

Несмотря на то, что в одном из положений МКУБ указано, что как не может быть двух похожих судоходных компаний, так не может быть и двух одинаковых систем управления безопасностью, принципы построения и структура СУБ универсальны для всех судовладельцев. Из данного утверждения следует, что любая СУБ должна содержать среди прочего разработанные судовладельцем процедуры для выполнения судовых операций как в повседневной эксплуатации, так и в аварийных ситуациях. Из личной практики могу сказать, что это всегда весьма емкие по содержанию и практичные документы, не позволяющие что-либо забыть при выполнении судовой операции.

В основе процедуры любой судовой операции лежат хорошая морская практика и нормы действующего национального и международного законодательства. Обе эти составляющие подвержены изменениям в силу того, что хорошая морская практика включает в себя результаты анализа аварий в морском судоходстве, а изменения в законодательстве вообще само собой разумеются. В связи с вышесказанным судоходная компания должна регулярно актуализировать СУБ, а внешние аудиторы РМРС и Росрыболовства контролировать ее актуальность.

Именно контроль внешних аудиторов в этом направлении должен подталкивать судовладельцев к тому, чтобы упомянутая в «Политике по безопасности» любой компании «приверженность принципам безопасности» воплотилась в жизнь и перестала быть просто декларацией намерения.

Хотел бы подкрепить данное высказывание наглядным примером из практики. В результате проведения инспекционной проверки государства флага судно получило 22 замечания (из них 6 существенных) и было задержано. За два дня то этого события на борту был проведен очередной ежегодный внешний аудит СУБ, в ходе которого было выставлено единственное замечание – доукомплектовать судовую техническую библиотеку. Это очень яркий пример!

Фактическое и систематическое выполнение процедур СУБ на борту судна может отчасти нивелировать пробелы моряков в теоретических знаниях и полностью устранить их в практической подготовке, а в некоторых случаях стимулировать моряков к самостоятельному повышению уровня своих профессиональных знаний. Многократное выполнение процедур СУБ обязательно приведет, как минимум, к механическому запоминанию действий и их последовательности, а как максимум к пониманию выполняемой судовой операции и самой системы управления безопасностью. Это принесет неоценимую пользу для поддержания квалификации судового персонала на должном уровне и, как следствие, повышение уровня безопасности мореплавания.

 

Портовый контроль – последний рубеж на пути профессиональной безграмотности

Именно судоходная компания должна обеспечить серьезное отношение к процедурам СУБ как судового, так и берегового персонала компании. Данное утверждение неоспоримо, так как интерес судовладельца как бизнесмена заключается в получении максимальной выгоды от своего предприятия, и издержки на аварийные случаи или претензии надзорных органов, являющиеся производными от невыполнения требований МКУБ, явно не входят в его планы. То есть экономическое обоснование в пользу действенной СУБ компании тоже есть.

Но извлечение материальной выгоды в данном вопросе – это последний аргумент. Первым был и остается – безопасность. И тут самое время перейти к функции капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания, к такому инструменту, как портовый контроль.

Инспекционные проверки судов в рамках портового контроля среди прочего подразумевают контроль выполнения требований международных конвенций и кодексов. Если обратиться к статистике этих проверок, регулярно публикуемых Информационным центром государственного портового контроля (ИЦГПК), то выяснится, что градация замечаний по выполнению требований МКУБ выражается в десятых долях процента. Первые места в этой статистике неизменно занимают замечания, касающиеся нарушений в области навигации, спасательных средств, пожаробезопасности, оборудования машинного отделения.

Из практики хочу заметить, что инспекторы портового контроля, выявляя подобного рода замечания, опираются в ходе проверки только на положения конвенций, тех или иных правил, совершенно забывая о том, что данные замечания при определенном сочетании ставят под сомнение действенность СУБ. Непонимание важности СУБ моряками, игнорирование ее судовладельцами, а также слабое внимание в данном вопросе со стороны портового контроля приводит к тому, что от проверки к проверке портовый контроль сталкивается с одними и теми же замечаниями.

Поясню почему – бессистемное устранение замечаний устойчивого результата не дает. Сама система управления безопасностью не работает, существует на борту формально в виде кипы бумаг, которые никто не читает, в которых только ставятся росписи об ознакомлении. В итоге страдает и безопасность мореплавания, и, как уже было сказано, квалификация моряков.

В подтверждение этого приведу пару из множества примеров падения уровня квалификации по причине формально существующей СУБ компании: 1) старший помощник капитана не может ответить на вопрос – как он проводит ознакомление с мостиком вновь прибывших членов экипажа из состава палубной команды; 2) второй механик не может ответить на вопрос – как оформляется разрешение на проведение огневых работ. И тот, и другой примеры указывают на незнание рутинных процедур СУБ.

Есть, правда, и другие примеры: старший помощник капитана как по нотам рассказывает о том, какие мероприятия должны быть выполнены в ходе шлюпочной тревоги, практически цитируя правило СОЛАС-74. Предыдущее место работы старшего помощника – контейнеровоз под флагом Германии. Российским судовладельцам есть о чем задуматься.

Инспекторам портового контроля при проведении инспекционных проверок необходимо уделять должное внимание вопросам, касающимся выполнения положений МКУБ с тем, чтобы акты данных проверок могли претендовать на полноту отображения ситуации на борту судна, а не сводиться к отрывочным сведениям по отдельно взятым категориям. При условии применения подобного подхода со стороны инспекции портового контроля весомость данных актов явно увеличится. По их содержанию можно будет аргументировано судить об уровне безопасности на борту судна – отсутствие замечаний в отношении МКУБ укажет на то, что выставленные замечания не носят системного характера и наоборот.

С учетом вышесказанного напрашивается такой вывод: внешний аудит РМРС и Росрыболовства в части освидетельствования СУБ судоходных и рыболовецких компаний, а также портовый контроль силами службы капитана порта – это последний рубеж, который не должен давать возможности скатиться квалификации моряков до неприемлемого уровня. Очень надеюсь, что система высшего и среднего морского образования в данном вопросе тоже  свое плечо подставит. Необходимо постоянно помнить о том, что квалификация кадров является одним из главных факторов успешного развития отечественного флота.

 

Морские порты №1 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Макаровцы приняли участие в митинге в честь 90-летия со дня рождения Валентина Пикуля

Макаровцы приняли участие в митинге в честь 90-летия со дня рождения Валентина Пикуля Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова 13 июля принял уча...

Яхта под парусами часовой мануфактуры «6МХ» стала призером регаты в Ленинградской области

Яхта под парусами часовой мануфактуры «6МХ» стала призером регаты в Ленинградской области Завершился Чемпионат России по парусному спорту в классах яхт Open800 и «Четвертьтонник» ITL Sailing...

Российская экономика

Избран новый состав Совета директоров АО «ПО «Севмаш»

Избран новый состав Совета директоров АО «ПО «Севмаш» Общим собранием акционеров АО «ПО «Севмаш» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин Федеральный бюджет РФ исполнен в первом половине 2018 года с профицитом в 1,9% ВВП, или 877 млрд...

Транспортная политика

Законопроект о закрытой перевалке угля вновь внесен в Госдуму

Законопроект о закрытой перевалке угля вновь внесен в Госдуму В Государственную Думу депутатами от ЛДПР внесен законопроект, который предлагает обязать морские те...

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы 120-я сессия Совета Международной морской организации (ИМО) прошла со 2 по 6 июля в Лондоне,...

Морские порты

Суд частично удовлетворил иск НМТП к Минтрансу, Росморречфлоту и капитану порта Новороссийск

Суд частично удовлетворил иск НМТП к Минтрансу, Росморречфлоту и капитану порта Новороссийск Арбитражный суд Москвы в понедельник частично удовлетворил иск ПАО «Новороссийский морской торговый ...

Росморпорт начал осуществлять лоцманские проводки в морском порту Махачкала

Росморпорт начал осуществлять лоцманские проводки в морском порту Махачкала Махачкалинский филиал ФГУП «Росморпорт» с 1 июня 2018 года начал оказывать в морском порту Махачкала...




Морской транспорт

С 1 января 2019 года изменится порядок учета расходов владельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре

С 1 января 2019 года изменится порядок учета расходов владельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре В силу вступает Федеральный закон от 04.06.2018 № 137-ФЗ. Судовладельцы смогут начислять амортизацию...

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике ГК «СКАНЭКС» и крупнейшая российская судоходная компания ПАО «Совкомфлот» на протяжении года развива...

Речной транспорт

Танкер-химовоз проекта RST27M «Балт Флот 16» включен в список Significant Ships of 2017

Танкер-химовоз проекта RST27M «Балт Флот 16» включен в список Significant Ships of 2017 Британское Королевское общество корабельных инженеров (RINA - Royal Institution of Naval Archite...

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов Псковская природоохранная межрайонная прокуратура требует поднять семь затонувших судов со дна Псков...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит покупку терминала у Global Ports

Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит покупку терминала у Global Ports Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит вопрос о покупке у Global Ports терминала в Са...

ФАС разрешила «Трансконтейнеру» купить терминал в Санкт- Петербурге - замглавы компании

ФАС разрешила «Трансконтейнеру» купить терминал в Санкт- Петербурге - замглавы компании Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила «Трансконтейнеру» купить у Global Ports т...

Авто транспорт

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь Почти 460 тыс. автомобилей проехали по Крымскому мосту за июнь 2018 года, всего за 1,5 месяца работы...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне Оценка деятельности, данная компетентным человеком, всегда воспринимается как наиболее объективная. ...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...