Невозможные ПЛРНы

Безопасность мореплавания

Почему система предупреждения разливов нефти в портах работает со скрипом

В качестве одной из наиболее действенных организационных мер, которые должны способствовать снижению ущербов от аварий, рассматривается планирование ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Составление планов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН), безусловно, не устранит основные причины аварийности, однако должно способствовать минимизации последствий и скорейшему восстановлению пострадавших акваторий, территорий и населения. Но в последнее время в этой области обнаружились серьезные проблемы, на безотлагательное решение которых следует обратить внимание профильных министерств и ведомств.

Владимир Бардык, и.о. капитана морского порта Владивосток, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

 

Рынок растет – растут и риски

Рынок бункеровок в странах Юго-Восточной Азии составляет около 65 млн тонн нефтепродуктов в год. Крупнейшим бункерным хабом является порт Сингапур с объемом бункеровок 43 млн тонн в год. Но в последнее время часть сингапурского «хлеба» стал забирать Дальний Восток: если в 2011 году объем рынка бункеровок в ДФО составлял 2,5 млн тонн нефтепродуктов, то в 2014-м – почти 8 млн тонн. На рост повлияло то, что в морские порты стали заходить крупные суда под иностранным флагом специально для бункеровок. Причем количество принимаемого бункера составляет порой от 5 тыс. тонн и выше.

Объемы бункеровок на Дальнем Востоке растут и будут расти. Соответственно повышаются и риски разливов нефти и нефтепродуктов. Для нивелирования этой проблемы в основном и создаются ПЛРНы. Их цель – заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению ЧС, поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения. В пределах зоны действия ПЛРН организация обязана обеспечить ликвидацию аварийных разливов независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов. До недавнего времени система работала, несмотря на то что на практике согласование ПЛРН занимало несколько лет и являлось весьма затратной процедурой для организаций.

Возникавшие проблемы удавалось решать локальными мероприятиями. В частности, инспекторами государственного портового контроля и специалистами по охране окружающей среды осуществлялся и осуществляется контроль за соблюдением требований Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 с приложениями I-V, Плана по управлению судовыми отходами, а также российского законодательства по предотвращению загрязнения морской среды. Действует также и распоряжение капитана морского порта Владивосток «О порядке проведения операций с нефтепродуктами на акватории морского порта Владивосток». Оно предусматривает организацию по подготовке и проведению бункеровочных и погрузо-разгрузочных операций  с нефтепродуктами со стороны участвующих в операции судов, аварийно-спасательных формирований (АСФ), служб капитана морского порта.

Как показывает послеаварийный анализ мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, позитивный результат от их осуществления в значительной мере зависит от наличия грамотно разработанного ПЛРН. Первичное реагирование на разлив осуществляется силами и средствами виновника разлива нефтепродуктов (РН) с привлечением впоследствии сил и технических средств АСФ. При масштабе разлива свыше одной тонны руководство штабом руководства операциями по ликвидации РН осуществляет капитан морского порта с привлечением АСФ Приморского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» и введением в действие Плана ЛРН ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики (морской порт Владивосток)». При получении информации о РН в акватории морского порта своевременно оповещаются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер.

 

После изменений в законодательстве

Однако несколько лет назад в законодательство были внесены изменения. Теперь декларируется уведомительный порядок утверждения планов, а с 01.07.2013 г. вступила в силу ст. 16.1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», вводящая требование о проведении экологической экспертизы ПЛРНов на отдельные виды деятельности во внутренних морских водах и территориальном море.

Согласно данной статье, если организация осуществляет эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, соответствующий план ЛРН подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

И теперь, во-первых, формулировка положений ч. 1 и 2 статьи 16.1 настолько невнятная, что совершенно непонятно, подпадает под действие этой статьи организация, которая осуществляет обычную транспортировку/хранение нефтепродуктов, если эта деятельность ведется без эксплуатации искусственных островов, установок, сооружений и т.д., к примеру, при бункеровке судов танкерами-бункеровщиками.

Во-вторых, текущий порядок согласования ПЛРН оказался еще труднее, затратнее, а в некоторых моментах даже невозможным, чем был до этого. Так, правительство РФ своим постановлением от 14.11.2014 г. №1189, вступившим в силу 26.11.2014 г., установило, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ в шестимесячный срок должно утвердить методику расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных ПЛРН, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде. Такая методика до настоящего времени еще не разработана. По этой причине до утверждения вышеуказанной методики подготовить ПЛРН для прохождения государственной экологической экспертизы не представляется возможным. А надзорные органы, между тем, требуют наличия положительного заключения ГЭЭ, начиная со дня вступления в силу ФЗ от 30.12.2012 г. №287-ФЗ, то есть с  01.07.2013 г.

Если ранее ПЛРН разрабатывался в соответствии с Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской  Федерации,  утвержденными  приказом МЧС от 28.12.2004 г. №621, который имел множество нареканий  и требовал переработки, то сейчас эти Правила действуют только в той части, что не противоречат принятым 14.11.2014 г. постановлениям правительства РФ №1188 и №1189. При этом постановление №1188 практически отменило требования, прописанные в приказе МЧС от 28.12.2004 г. №621. Теперь в соответствии с действующим законодательством, отменяющим выделение категорий ЧС, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов в море в зависимости от объемов разлива, нет сроков разработки ПЛРН. А исключение требования по локализации РН в течение 4 часов на море и вовсе вносит вольное понимание у АСФ о необходимости обеспечения локализации РН в кратчайшие сроки.

Да, новшества имеют преимущества, такие как: уведомительный порядок согласования планов; их действие бессрочно, а корректировка (переработка) – только по мере необходимости; введение принципа разделения ответственности между эксплуатирующими объекты предприятиями — теперь действует принцип «каждый отвечает за свое». Но ведь есть и серьезные недостатки. Например, планы разрабатываются исходя из максимально возможных разливов, в них отсутствует оценка риска конкретного разлива нефти. Нет ясности в вопросе обеспечения мероприятий по ликвидации разливов нефти силами собственных нештатных аварийно-спасательных формирований (АСФ), так как еще не утверждены требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации РН.

Никакие постановления и приказы не могут отменить или подменить собой законы здравого смысла. Не стоит обманывать себя. А потому, на наш взгляд, необходима безотлагательная корректировка пробелов и требований законодательства, а также введение новых критериев по времени. Только так можно вернуть систему ПЛРН в нормальное русло.

 

Морские порты №1 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...