Невозможные ПЛРНы - Морские вести России

Невозможные ПЛРНы

14.09.2015

Безопасность мореплавания

Почему система предупреждения разливов нефти в портах работает со скрипом

В качестве одной из наиболее действенных организационных мер, которые должны способствовать снижению ущербов от аварий, рассматривается планирование ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Составление планов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН), безусловно, не устранит основные причины аварийности, однако должно способствовать минимизации последствий и скорейшему восстановлению пострадавших акваторий, территорий и населения. Но в последнее время в этой области обнаружились серьезные проблемы, на безотлагательное решение которых следует обратить внимание профильных министерств и ведомств.

Владимир Бардык, и.о. капитана морского порта Владивосток, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

 

Рынок растет – растут и риски

Рынок бункеровок в странах Юго-Восточной Азии составляет около 65 млн тонн нефтепродуктов в год. Крупнейшим бункерным хабом является порт Сингапур с объемом бункеровок 43 млн тонн в год. Но в последнее время часть сингапурского «хлеба» стал забирать Дальний Восток: если в 2011 году объем рынка бункеровок в ДФО составлял 2,5 млн тонн нефтепродуктов, то в 2014-м – почти 8 млн тонн. На рост повлияло то, что в морские порты стали заходить крупные суда под иностранным флагом специально для бункеровок. Причем количество принимаемого бункера составляет порой от 5 тыс. тонн и выше.

Объемы бункеровок на Дальнем Востоке растут и будут расти. Соответственно повышаются и риски разливов нефти и нефтепродуктов. Для нивелирования этой проблемы в основном и создаются ПЛРНы. Их цель – заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению ЧС, поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения. В пределах зоны действия ПЛРН организация обязана обеспечить ликвидацию аварийных разливов независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов. До недавнего времени система работала, несмотря на то что на практике согласование ПЛРН занимало несколько лет и являлось весьма затратной процедурой для организаций.

Возникавшие проблемы удавалось решать локальными мероприятиями. В частности, инспекторами государственного портового контроля и специалистами по охране окружающей среды осуществлялся и осуществляется контроль за соблюдением требований Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 с приложениями I-V, Плана по управлению судовыми отходами, а также российского законодательства по предотвращению загрязнения морской среды. Действует также и распоряжение капитана морского порта Владивосток «О порядке проведения операций с нефтепродуктами на акватории морского порта Владивосток». Оно предусматривает организацию по подготовке и проведению бункеровочных и погрузо-разгрузочных операций  с нефтепродуктами со стороны участвующих в операции судов, аварийно-спасательных формирований (АСФ), служб капитана морского порта.

Как показывает послеаварийный анализ мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, позитивный результат от их осуществления в значительной мере зависит от наличия грамотно разработанного ПЛРН. Первичное реагирование на разлив осуществляется силами и средствами виновника разлива нефтепродуктов (РН) с привлечением впоследствии сил и технических средств АСФ. При масштабе разлива свыше одной тонны руководство штабом руководства операциями по ликвидации РН осуществляет капитан морского порта с привлечением АСФ Приморского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» и введением в действие Плана ЛРН ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики (морской порт Владивосток)». При получении информации о РН в акватории морского порта своевременно оповещаются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер.

 

После изменений в законодательстве

Однако несколько лет назад в законодательство были внесены изменения. Теперь декларируется уведомительный порядок утверждения планов, а с 01.07.2013 г. вступила в силу ст. 16.1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», вводящая требование о проведении экологической экспертизы ПЛРНов на отдельные виды деятельности во внутренних морских водах и территориальном море.

Согласно данной статье, если организация осуществляет эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, соответствующий план ЛРН подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

И теперь, во-первых, формулировка положений ч. 1 и 2 статьи 16.1 настолько невнятная, что совершенно непонятно, подпадает под действие этой статьи организация, которая осуществляет обычную транспортировку/хранение нефтепродуктов, если эта деятельность ведется без эксплуатации искусственных островов, установок, сооружений и т.д., к примеру, при бункеровке судов танкерами-бункеровщиками.

Во-вторых, текущий порядок согласования ПЛРН оказался еще труднее, затратнее, а в некоторых моментах даже невозможным, чем был до этого. Так, правительство РФ своим постановлением от 14.11.2014 г. №1189, вступившим в силу 26.11.2014 г., установило, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ в шестимесячный срок должно утвердить методику расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных ПЛРН, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде. Такая методика до настоящего времени еще не разработана. По этой причине до утверждения вышеуказанной методики подготовить ПЛРН для прохождения государственной экологической экспертизы не представляется возможным. А надзорные органы, между тем, требуют наличия положительного заключения ГЭЭ, начиная со дня вступления в силу ФЗ от 30.12.2012 г. №287-ФЗ, то есть с  01.07.2013 г.

Если ранее ПЛРН разрабатывался в соответствии с Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской  Федерации,  утвержденными  приказом МЧС от 28.12.2004 г. №621, который имел множество нареканий  и требовал переработки, то сейчас эти Правила действуют только в той части, что не противоречат принятым 14.11.2014 г. постановлениям правительства РФ №1188 и №1189. При этом постановление №1188 практически отменило требования, прописанные в приказе МЧС от 28.12.2004 г. №621. Теперь в соответствии с действующим законодательством, отменяющим выделение категорий ЧС, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов в море в зависимости от объемов разлива, нет сроков разработки ПЛРН. А исключение требования по локализации РН в течение 4 часов на море и вовсе вносит вольное понимание у АСФ о необходимости обеспечения локализации РН в кратчайшие сроки.

Да, новшества имеют преимущества, такие как: уведомительный порядок согласования планов; их действие бессрочно, а корректировка (переработка) – только по мере необходимости; введение принципа разделения ответственности между эксплуатирующими объекты предприятиями — теперь действует принцип «каждый отвечает за свое». Но ведь есть и серьезные недостатки. Например, планы разрабатываются исходя из максимально возможных разливов, в них отсутствует оценка риска конкретного разлива нефти. Нет ясности в вопросе обеспечения мероприятий по ликвидации разливов нефти силами собственных нештатных аварийно-спасательных формирований (АСФ), так как еще не утверждены требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации РН.

Никакие постановления и приказы не могут отменить или подменить собой законы здравого смысла. Не стоит обманывать себя. А потому, на наш взгляд, необходима безотлагательная корректировка пробелов и требований законодательства, а также введение новых критериев по времени. Только так можно вернуть систему ПЛРН в нормальное русло.

 

Морские порты №1 (2015)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ