Невозможные ПЛРНы

Безопасность мореплавания

Почему система предупреждения разливов нефти в портах работает со скрипом

В качестве одной из наиболее действенных организационных мер, которые должны способствовать снижению ущербов от аварий, рассматривается планирование ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Составление планов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН), безусловно, не устранит основные причины аварийности, однако должно способствовать минимизации последствий и скорейшему восстановлению пострадавших акваторий, территорий и населения. Но в последнее время в этой области обнаружились серьезные проблемы, на безотлагательное решение которых следует обратить внимание профильных министерств и ведомств.

Владимир Бардык, и.о. капитана морского порта Владивосток, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

 

Рынок растет – растут и риски

Рынок бункеровок в странах Юго-Восточной Азии составляет около 65 млн тонн нефтепродуктов в год. Крупнейшим бункерным хабом является порт Сингапур с объемом бункеровок 43 млн тонн в год. Но в последнее время часть сингапурского «хлеба» стал забирать Дальний Восток: если в 2011 году объем рынка бункеровок в ДФО составлял 2,5 млн тонн нефтепродуктов, то в 2014-м – почти 8 млн тонн. На рост повлияло то, что в морские порты стали заходить крупные суда под иностранным флагом специально для бункеровок. Причем количество принимаемого бункера составляет порой от 5 тыс. тонн и выше.

Объемы бункеровок на Дальнем Востоке растут и будут расти. Соответственно повышаются и риски разливов нефти и нефтепродуктов. Для нивелирования этой проблемы в основном и создаются ПЛРНы. Их цель – заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению ЧС, поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения. В пределах зоны действия ПЛРН организация обязана обеспечить ликвидацию аварийных разливов независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов. До недавнего времени система работала, несмотря на то что на практике согласование ПЛРН занимало несколько лет и являлось весьма затратной процедурой для организаций.

Возникавшие проблемы удавалось решать локальными мероприятиями. В частности, инспекторами государственного портового контроля и специалистами по охране окружающей среды осуществлялся и осуществляется контроль за соблюдением требований Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 с приложениями I-V, Плана по управлению судовыми отходами, а также российского законодательства по предотвращению загрязнения морской среды. Действует также и распоряжение капитана морского порта Владивосток «О порядке проведения операций с нефтепродуктами на акватории морского порта Владивосток». Оно предусматривает организацию по подготовке и проведению бункеровочных и погрузо-разгрузочных операций  с нефтепродуктами со стороны участвующих в операции судов, аварийно-спасательных формирований (АСФ), служб капитана морского порта.

Как показывает послеаварийный анализ мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, позитивный результат от их осуществления в значительной мере зависит от наличия грамотно разработанного ПЛРН. Первичное реагирование на разлив осуществляется силами и средствами виновника разлива нефтепродуктов (РН) с привлечением впоследствии сил и технических средств АСФ. При масштабе разлива свыше одной тонны руководство штабом руководства операциями по ликвидации РН осуществляет капитан морского порта с привлечением АСФ Приморского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» и введением в действие Плана ЛРН ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики (морской порт Владивосток)». При получении информации о РН в акватории морского порта своевременно оповещаются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер.

 

После изменений в законодательстве

Однако несколько лет назад в законодательство были внесены изменения. Теперь декларируется уведомительный порядок утверждения планов, а с 01.07.2013 г. вступила в силу ст. 16.1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», вводящая требование о проведении экологической экспертизы ПЛРНов на отдельные виды деятельности во внутренних морских водах и территориальном море.

Согласно данной статье, если организация осуществляет эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, соответствующий план ЛРН подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

И теперь, во-первых, формулировка положений ч. 1 и 2 статьи 16.1 настолько невнятная, что совершенно непонятно, подпадает под действие этой статьи организация, которая осуществляет обычную транспортировку/хранение нефтепродуктов, если эта деятельность ведется без эксплуатации искусственных островов, установок, сооружений и т.д., к примеру, при бункеровке судов танкерами-бункеровщиками.

Во-вторых, текущий порядок согласования ПЛРН оказался еще труднее, затратнее, а в некоторых моментах даже невозможным, чем был до этого. Так, правительство РФ своим постановлением от 14.11.2014 г. №1189, вступившим в силу 26.11.2014 г., установило, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ в шестимесячный срок должно утвердить методику расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных ПЛРН, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде. Такая методика до настоящего времени еще не разработана. По этой причине до утверждения вышеуказанной методики подготовить ПЛРН для прохождения государственной экологической экспертизы не представляется возможным. А надзорные органы, между тем, требуют наличия положительного заключения ГЭЭ, начиная со дня вступления в силу ФЗ от 30.12.2012 г. №287-ФЗ, то есть с  01.07.2013 г.

Если ранее ПЛРН разрабатывался в соответствии с Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской  Федерации,  утвержденными  приказом МЧС от 28.12.2004 г. №621, который имел множество нареканий  и требовал переработки, то сейчас эти Правила действуют только в той части, что не противоречат принятым 14.11.2014 г. постановлениям правительства РФ №1188 и №1189. При этом постановление №1188 практически отменило требования, прописанные в приказе МЧС от 28.12.2004 г. №621. Теперь в соответствии с действующим законодательством, отменяющим выделение категорий ЧС, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов в море в зависимости от объемов разлива, нет сроков разработки ПЛРН. А исключение требования по локализации РН в течение 4 часов на море и вовсе вносит вольное понимание у АСФ о необходимости обеспечения локализации РН в кратчайшие сроки.

Да, новшества имеют преимущества, такие как: уведомительный порядок согласования планов; их действие бессрочно, а корректировка (переработка) – только по мере необходимости; введение принципа разделения ответственности между эксплуатирующими объекты предприятиями — теперь действует принцип «каждый отвечает за свое». Но ведь есть и серьезные недостатки. Например, планы разрабатываются исходя из максимально возможных разливов, в них отсутствует оценка риска конкретного разлива нефти. Нет ясности в вопросе обеспечения мероприятий по ликвидации разливов нефти силами собственных нештатных аварийно-спасательных формирований (АСФ), так как еще не утверждены требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации РН.

Никакие постановления и приказы не могут отменить или подменить собой законы здравого смысла. Не стоит обманывать себя. А потому, на наш взгляд, необходима безотлагательная корректировка пробелов и требований законодательства, а также введение новых критериев по времени. Только так можно вернуть систему ПЛРН в нормальное русло.

 

Морские порты №1 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...