Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Невозможные ПЛРНы

Безопасность мореплавания

Почему система предупреждения разливов нефти в портах работает со скрипом

В качестве одной из наиболее действенных организационных мер, которые должны способствовать снижению ущербов от аварий, рассматривается планирование ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Составление планов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН), безусловно, не устранит основные причины аварийности, однако должно способствовать минимизации последствий и скорейшему восстановлению пострадавших акваторий, территорий и населения. Но в последнее время в этой области обнаружились серьезные проблемы, на безотлагательное решение которых следует обратить внимание профильных министерств и ведомств.

Владимир Бардык, и.о. капитана морского порта Владивосток, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики»

 

Рынок растет – растут и риски

Рынок бункеровок в странах Юго-Восточной Азии составляет около 65 млн тонн нефтепродуктов в год. Крупнейшим бункерным хабом является порт Сингапур с объемом бункеровок 43 млн тонн в год. Но в последнее время часть сингапурского «хлеба» стал забирать Дальний Восток: если в 2011 году объем рынка бункеровок в ДФО составлял 2,5 млн тонн нефтепродуктов, то в 2014-м – почти 8 млн тонн. На рост повлияло то, что в морские порты стали заходить крупные суда под иностранным флагом специально для бункеровок. Причем количество принимаемого бункера составляет порой от 5 тыс. тонн и выше.

Объемы бункеровок на Дальнем Востоке растут и будут расти. Соответственно повышаются и риски разливов нефти и нефтепродуктов. Для нивелирования этой проблемы в основном и создаются ПЛРНы. Их цель – заблаговременное проведение мероприятий по предупреждению ЧС, поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения. В пределах зоны действия ПЛРН организация обязана обеспечить ликвидацию аварийных разливов независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов. До недавнего времени система работала, несмотря на то что на практике согласование ПЛРН занимало несколько лет и являлось весьма затратной процедурой для организаций.

Возникавшие проблемы удавалось решать локальными мероприятиями. В частности, инспекторами государственного портового контроля и специалистами по охране окружающей среды осуществлялся и осуществляется контроль за соблюдением требований Международной конвенции МАРПОЛ 73/78 с приложениями I-V, Плана по управлению судовыми отходами, а также российского законодательства по предотвращению загрязнения морской среды. Действует также и распоряжение капитана морского порта Владивосток «О порядке проведения операций с нефтепродуктами на акватории морского порта Владивосток». Оно предусматривает организацию по подготовке и проведению бункеровочных и погрузо-разгрузочных операций  с нефтепродуктами со стороны участвующих в операции судов, аварийно-спасательных формирований (АСФ), служб капитана морского порта.

Как показывает послеаварийный анализ мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, позитивный результат от их осуществления в значительной мере зависит от наличия грамотно разработанного ПЛРН. Первичное реагирование на разлив осуществляется силами и средствами виновника разлива нефтепродуктов (РН) с привлечением впоследствии сил и технических средств АСФ. При масштабе разлива свыше одной тонны руководство штабом руководства операциями по ликвидации РН осуществляет капитан морского порта с привлечением АСФ Приморского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» и введением в действие Плана ЛРН ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики (морской порт Владивосток)». При получении информации о РН в акватории морского порта своевременно оповещаются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер.

 

После изменений в законодательстве

Однако несколько лет назад в законодательство были внесены изменения. Теперь декларируется уведомительный порядок утверждения планов, а с 01.07.2013 г. вступила в силу ст. 16.1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», вводящая требование о проведении экологической экспертизы ПЛРНов на отдельные виды деятельности во внутренних морских водах и территориальном море.

Согласно данной статье, если организация осуществляет эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, соответствующий план ЛРН подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

И теперь, во-первых, формулировка положений ч. 1 и 2 статьи 16.1 настолько невнятная, что совершенно непонятно, подпадает под действие этой статьи организация, которая осуществляет обычную транспортировку/хранение нефтепродуктов, если эта деятельность ведется без эксплуатации искусственных островов, установок, сооружений и т.д., к примеру, при бункеровке судов танкерами-бункеровщиками.

Во-вторых, текущий порядок согласования ПЛРН оказался еще труднее, затратнее, а в некоторых моментах даже невозможным, чем был до этого. Так, правительство РФ своим постановлением от 14.11.2014 г. №1189, вступившим в силу 26.11.2014 г., установило, что Министерство природных ресурсов и экологии РФ в шестимесячный срок должно утвердить методику расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных ПЛРН, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде. Такая методика до настоящего времени еще не разработана. По этой причине до утверждения вышеуказанной методики подготовить ПЛРН для прохождения государственной экологической экспертизы не представляется возможным. А надзорные органы, между тем, требуют наличия положительного заключения ГЭЭ, начиная со дня вступления в силу ФЗ от 30.12.2012 г. №287-ФЗ, то есть с  01.07.2013 г.

Если ранее ПЛРН разрабатывался в соответствии с Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской  Федерации,  утвержденными  приказом МЧС от 28.12.2004 г. №621, который имел множество нареканий  и требовал переработки, то сейчас эти Правила действуют только в той части, что не противоречат принятым 14.11.2014 г. постановлениям правительства РФ №1188 и №1189. При этом постановление №1188 практически отменило требования, прописанные в приказе МЧС от 28.12.2004 г. №621. Теперь в соответствии с действующим законодательством, отменяющим выделение категорий ЧС, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов в море в зависимости от объемов разлива, нет сроков разработки ПЛРН. А исключение требования по локализации РН в течение 4 часов на море и вовсе вносит вольное понимание у АСФ о необходимости обеспечения локализации РН в кратчайшие сроки.

Да, новшества имеют преимущества, такие как: уведомительный порядок согласования планов; их действие бессрочно, а корректировка (переработка) – только по мере необходимости; введение принципа разделения ответственности между эксплуатирующими объекты предприятиями — теперь действует принцип «каждый отвечает за свое». Но ведь есть и серьезные недостатки. Например, планы разрабатываются исходя из максимально возможных разливов, в них отсутствует оценка риска конкретного разлива нефти. Нет ясности в вопросе обеспечения мероприятий по ликвидации разливов нефти силами собственных нештатных аварийно-спасательных формирований (АСФ), так как еще не утверждены требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации РН.

Никакие постановления и приказы не могут отменить или подменить собой законы здравого смысла. Не стоит обманывать себя. А потому, на наш взгляд, необходима безотлагательная корректировка пробелов и требований законодательства, а также введение новых критериев по времени. Только так можно вернуть систему ПЛРН в нормальное русло.

 

Морские порты №1 (2015)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Работники АО «Ростерминалуголь» примут участие во всероссийской акции «Сирень Победы»

Работники АО «Ростерминалуголь» примут участие во всероссийской акции «Сирень Победы» Накануне празднования 73-й годовщины победы в Великой Отечественной войне сотрудники АО «Ростерминал...

Решение вопроса о госпитализации российских моряков с арестованного в ОАЭ может затянуться на несколько дней

Решение вопроса о госпитализации российских моряков с арестованного в ОАЭ может затянуться на несколько дней Трех российских моряков с арестованного в порту Шарджа в ОАЭ танкера «Кристалл Ист» пока не удалось ...

Российская экономика

Суд принял иск о банкротстве ДВМП, назначил заседание на 20 июля

Суд принял иск о банкротстве ДВМП, назначил заседание на 20 июля Арбитражный суд города Москвы принял к производству иск о банкротстве «Дальневосточного морского пар...

«Трансмашхолдинг» участвует в тендере на поставку вагонов в Египет - Минпромторг

«Трансмашхолдинг» участвует в тендере на поставку вагонов в Египет - Минпромторг Крупнейший в России производитель подвижного состава для рельсового транспорта ЗАО «Трансмашхолдинг»...

Транспортная политика

Россия поделилась опытом реализации Конвенции о труде в морском судоходстве в штаб-квартире МОТ

Россия поделилась опытом реализации Конвенции о труде в морском судоходстве в штаб-квартире МОТ С 23 апреля 2018 года в штаб-квартире Международной организации труда в г. Женева проходит третья вс...

Замруководителя Росморречфлота принял участие в заседании комитета Международной организации труда

Замруководителя Росморречфлота принял участие в заседании комитета Международной организации труда Заместитель руководителя Росморречфлота Александр Пошивай 25 апреля принял участие в работе третьего...

Морские порты

«Восточный Порт» обработал 300 крупнотоннажных балкеров

«Восточный Порт» обработал 300 крупнотоннажных балкеров АО «Восточный Порт», входящий в угольный портовый холдинг ООО «Управляющая портовая компания», завер...

Дочка «Колмара» начала строительство причала нового угольного терминала в порту Ванино

Дочка «Колмара» начала строительство причала нового угольного терминала в порту Ванино АО «ВаниноТрансУголь» (входит в группу компаний «Колмар») начало возведение причала в рамках...




Морской транспорт

«Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства

«Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства Управляющая компания «Арсагера» подала иск о банкротстве Дальневосточного морского пароходства (...

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна Новый инструмент поможет капитании портов, администрации погрузочных терминалов, судовладельцам и гр...

Речной транспорт

Ледоколы приступили к работам по спуску льда в Архангельской области

Ледоколы приступили к работам по спуску льда в Архангельской области Ледоколы «Капитан Чадаев» и «Капитан Евдокимов», принадлежащие ФГУП «Росморпорт», приступили к преду...

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге 25 апреля состоялось торжественное открытие навигации компании «Волжское пароходство» на Верхней Вол...

Ж/Д транспорт

РЖД вложит в развитие Дальневосточных магистралей более 400 млрд. рублей

РЖД вложит в развитие Дальневосточных магистралей более 400 млрд. рублей «Российские железные дороги» (РЖД) планируют вложить в развитие дальневосточных железнодорож...

Контракт на достройку ж/д до Якутска подписан с компанией «Железные дороги Якутии»

Контракт на достройку ж/д до Якутска подписан с компанией «Железные дороги Якутии» Контракт на строительство участка железной дороги до Якутска стоимостью 1,84 млрд рублей подписан с ...

Авто транспорт

Движение по Крымскому мосту откроют во второй половине мая - генподрядчик

Движение по Крымскому мосту откроют во второй половине мая - генподрядчик Движение автомобилей по Крымскому мосту, который свяжет полуостров с материковой Россией, будет откр...

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть Работы по строительству федеральной трассы «Таврида» в Крыму выполнены на 29% и идут по графику...

Аналитика

Транспортная политика

Транспортному комплексу России поставлены задачи

Транспортному комплексу России поставлены задачи 5 марта в Москве в Российском университете транспорта (МИИТ) прошел Всероссийский съезд тран...

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Морские порты

Пионерский, вперед!

Пионерский, вперед! В первый день февраля в городе Пионерском Калининградской области торжественно стартовал процесс стр...

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная В навигацию 2017 года подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта админис...

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...




Темы

Инфраструктура / Образование

Историческому фонду ДВМП – 55 лет!

Историческому фонду ДВМП – 55 лет! Исторический фонд Дальневосточного морского пароходства– важный историко-культурный объект для Дальн...

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Грузовая база

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Безопасность мореплавания

Управление ресурсами мостика

Управление ресурсами мостика 1 января 2017 года закончился переходный период, предусмотренный Правилом I/15 Международной конвенц...

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...