Освоение Арктики: голос регионов

Севморпуть
Освоение Арктики: голос регионов

Руководители российских приморских и приарктических регионов выразили свое мнение о перспективах освоения Арктической зоны Российской Федерации в рамках IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который прошел 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге. Редакция продолжает публикацию выступлений принявших участие в конференции руководителей регионов.

А. Сидоров

 

«Россия будет укреплять статус главной полярной державы мира»

Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга

– Для стимулирования освоения Арктики принят ряд важных решений и постановлений. В частности, в феврале 2013 года утверждена «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Также были определены сухопутные границы Российской Арктики, для чего российские ученые и исследователи-полярники проделали огромную работу. В высокой степени готовности сегодня находится проект федерального закона об Арктической зоне в РФ. Однако он до сих пор не принят Госдумой, хотя внесен еще в январе 2013 г.

Арктика остается одним из важнейших приоритетов Морской доктрины Российской Федерации. В ближайшее время будет проведена модернизация инфраструктуры морских портов вдоль трассы Севморпути, их адаптация к условиям совместного базирования кораблей и судов различных ведомств, на арктическом шельфе станут развиваться системы морских трубопроводо».

Россия будет укреплять свой статус главной полярной державы мира. Сейчас в структуре Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга сформирована Полярная комиссия, ведется работа по созданию аналогичных комиссий в других приморских и арктических субъектах Федерации. В нынешних социальных и экономических условиях проблема комплексного управления развитием Арктики становится актуальной не только для приарктических государств, но и для всего мира. Системообразующим звеном в нашей стране должен стать центр управления и координации Арктической зоной Российской Федерации, а также интеллектуальный центр, занимающийся вопросами освоения Арктики. 

 

«Санкции – это вызовы, а не угрозы»

Марина Ковтун, губернатор Мурманской области

– Хотя Мурманскую область принято относить к старопромышленным регионам, мы находим новые направления развития. Среди них – обслуживание шельфовых проектов, аквакультура и туризм. Также в ближайшие годы планируется реализация проектов комплексного освоения минерально-сырьевой базы дефицитных и стратегических видов минералов.

Безусловное преимущество нашего региона – наличие глубоководного незамерзающего морского порта Мурманск. Для создания круглогодичного глубоководного морского центра по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений в Мурманской области в рамках ФЦП реализуется проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Он предусматривает развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской составляющей. За счет федерального бюджета предусмотрено строительство новых и реконструкция существующих объектов железнодорожной инфраструктуры, дноуглубление акватории и водных подходов к портовым терминалам. Частные инвестиции будут направлены на строительство терминалов по перевалке угля и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива.

Компании «Газпром», «Роснефть» и НОВАТЭК рассматривают наш регион в качестве одного из самых перспективных для создания береговых баз снабжения материалами и оборудованием работ по добыче на шельфовых месторождениях, развертывания производственных мощностей по строительству и обслуживанию морских платформ.

Для обеспечения своих шельфовых проектов в западной Арктике «Роснефть» разместит на мощностях 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково опорную береговую базу. Для развития таких проектов мы стремимся создать все необходимые условия. Понимая ограничения, которые накладывает статус закрытого города, администрация области с 1 января 2015 года выделила Росляково из состава ЗАТО. Также прорабатывается вопрос о создании на территории завода участка особой экономической зоны и индустриального парка. 

Поскольку Мурманская область выбрала арктический вектор развития, необходимо позаботиться о процессе подготовки кадров с учетом арктической специфики. Поэтому в сотрудничестве с компанией «Роснефть» мы работаем над созданием в Мурманском регионе Центра арктических компетенций. Мы говорим о системе комплексной непрерывной подготовки и переподготовки по схеме «школа – колледж – завод (предприятие)». Основу центра формируют многоуровневые профессиональные образовательные организации области.

Принятые западными странами секторальные санкции, в частности запрет на экспорт технологий, услуг и оборудования для разведки и добычи углеводородов на арктическом шельфе в сочетании с блокировкой доступа к мировым финансовым рынкам, создают определенные сложности в реализации планов нефтегазовых компаний. Но я уверена, что тренд на активное освоение Арктики, принятый нашим государством, будет продолжен. Сейчас идет поиск альтернативных поставок оборудования из стран, не поддержавших санкции. И уже сегодня нужно задумываться о возможностях локализации производства нефтегазового оборудования, морской техники и технологий в России. Это стратегическая отрасль, и от нее напрямую зависит будущее российской экономики.

Пока Арктика остается одним из наименее загрязненных объектов Земли, но нефтедобыча может подвергнуть хрупкую арктическую природу риску необратимых изменений. Поэтому очень важно создать в Арктическом регионе систему ликвидации морских аварийных разливов нефти. В Мурманской области уже сделан первый шаг в этом направлении. На базе государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний совместно с компанией Statoil учреждена лаборатория, которая может проводить уникальные исследования, связанные с морскими аварийными разливами нефти. Ее оборудование позволяет моделировать и вычислять поведение нефти на морской поверхности в зависимости от метеоусловий. По результатам исследований формируется банк данных российской нефти, создается компьютерная модель изменения ее свойств и поведения. Пока это единственная лаборатория в России, которая может проводить подобные исследования.

Рыбный промысел – традиционная отрасль для Мурманской области. Но также особенности рельефа Кольского полуострова позволяют успешно развивать рыбоводство. Наш рыбохозяйственный комплекс способен насытить внутренний рынок рыбной продукцией. Необходимо использовать возможность импортозамещения в условиях иностранного эмбарго, и задача государства – создать условия, стимулирующие доставку рыбопродукции на родной берег, и обеспечивать загрузку рыбоперерабатывающих мощностей. Предлагаем законодательно предусмотреть обязательства рыбодобывающих компаний, осваивающих российскую квоту, доставлять определенную часть выловленной рыбы на береговые рыбоперерабатывающие предприятия.

Рыбопромышленный комплекс области сформировался десятки лет назад, а вот туризм является для нас новым направлением деятельности. Наш регион имеет все предпосылки для развития всех видов туризма, но мы прежде всего делаем акцент на круизном и горнолыжном туризме. В круизном туризме для нас головным является проект «Арктическая гавань», подразумевающий создание необходимой инфраструктуры для принятия круизных судов и паромов.

Я не случайно делаю акцент на секторальных санкциях. Их нужно воспринимать как вызовы, а не угрозы. В сегодняшней сложной политико-экономической обстановке особенно важна консолидация усилий всех уровней и ветвей власти, бизнеса, науки и общества для преодоления этих вызовов и срочного принятия необходимых мер по стимулированию импортозамещения.

 

Морские вести России №3 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой Власти Севастополя ускорят разработку технико-экономического обоснования строительства тоннеля под С...

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет На Байкале с помощью подводного аппарата Falcon спасатели провели масштабную операцию «Хрустальная г...

Российская экономика

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге Кубинская компания планирует заказать 4 пассажирских катамарана, рассчитанных на 250 человек каждый,...

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова По состоянию на 18 сентября 2017 года, общий вылов тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяй...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т Суммарный грузооборот терминалов Группы НМТП за январь-август 2017 года составил 97 052 тыс. тонн.

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40%

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40% Перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала (МТФ) «Норникеля» увеличатся почти ...




Морской транспорт

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО Самоподъемная буровая установка «Амазон», вес которой почти 7 тыс. тонн, доставлена морским путем из...

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз Строящийся в Китае самый большой в мире танкер-рудовоз нового поколения спущен на воду на верфи в г...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля Ростовский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в августе 2017 года погрузил более 234...

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго Предложения Минэнерго РФ по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты будут касать...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...