Освоение Арктики: голос регионов

Севморпуть
Освоение Арктики: голос регионов

Руководители российских приморских и приарктических регионов выразили свое мнение о перспективах освоения Арктической зоны Российской Федерации в рамках IV Международного форума «Арктика: настоящее и будущее», который прошел 10-11 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге. Редакция продолжает публикацию выступлений принявших участие в конференции руководителей регионов.

А. Сидоров

 

«Россия будет укреплять статус главной полярной державы мира»

Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга

– Для стимулирования освоения Арктики принят ряд важных решений и постановлений. В частности, в феврале 2013 года утверждена «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Также были определены сухопутные границы Российской Арктики, для чего российские ученые и исследователи-полярники проделали огромную работу. В высокой степени готовности сегодня находится проект федерального закона об Арктической зоне в РФ. Однако он до сих пор не принят Госдумой, хотя внесен еще в январе 2013 г.

Арктика остается одним из важнейших приоритетов Морской доктрины Российской Федерации. В ближайшее время будет проведена модернизация инфраструктуры морских портов вдоль трассы Севморпути, их адаптация к условиям совместного базирования кораблей и судов различных ведомств, на арктическом шельфе станут развиваться системы морских трубопроводо».

Россия будет укреплять свой статус главной полярной державы мира. Сейчас в структуре Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга сформирована Полярная комиссия, ведется работа по созданию аналогичных комиссий в других приморских и арктических субъектах Федерации. В нынешних социальных и экономических условиях проблема комплексного управления развитием Арктики становится актуальной не только для приарктических государств, но и для всего мира. Системообразующим звеном в нашей стране должен стать центр управления и координации Арктической зоной Российской Федерации, а также интеллектуальный центр, занимающийся вопросами освоения Арктики. 

 

«Санкции – это вызовы, а не угрозы»

Марина Ковтун, губернатор Мурманской области

– Хотя Мурманскую область принято относить к старопромышленным регионам, мы находим новые направления развития. Среди них – обслуживание шельфовых проектов, аквакультура и туризм. Также в ближайшие годы планируется реализация проектов комплексного освоения минерально-сырьевой базы дефицитных и стратегических видов минералов.

Безусловное преимущество нашего региона – наличие глубоководного незамерзающего морского порта Мурманск. Для создания круглогодичного глубоководного морского центра по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений в Мурманской области в рамках ФЦП реализуется проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Он предусматривает развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской составляющей. За счет федерального бюджета предусмотрено строительство новых и реконструкция существующих объектов железнодорожной инфраструктуры, дноуглубление акватории и водных подходов к портовым терминалам. Частные инвестиции будут направлены на строительство терминалов по перевалке угля и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива.

Компании «Газпром», «Роснефть» и НОВАТЭК рассматривают наш регион в качестве одного из самых перспективных для создания береговых баз снабжения материалами и оборудованием работ по добыче на шельфовых месторождениях, развертывания производственных мощностей по строительству и обслуживанию морских платформ.

Для обеспечения своих шельфовых проектов в западной Арктике «Роснефть» разместит на мощностях 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково опорную береговую базу. Для развития таких проектов мы стремимся создать все необходимые условия. Понимая ограничения, которые накладывает статус закрытого города, администрация области с 1 января 2015 года выделила Росляково из состава ЗАТО. Также прорабатывается вопрос о создании на территории завода участка особой экономической зоны и индустриального парка. 

Поскольку Мурманская область выбрала арктический вектор развития, необходимо позаботиться о процессе подготовки кадров с учетом арктической специфики. Поэтому в сотрудничестве с компанией «Роснефть» мы работаем над созданием в Мурманском регионе Центра арктических компетенций. Мы говорим о системе комплексной непрерывной подготовки и переподготовки по схеме «школа – колледж – завод (предприятие)». Основу центра формируют многоуровневые профессиональные образовательные организации области.

Принятые западными странами секторальные санкции, в частности запрет на экспорт технологий, услуг и оборудования для разведки и добычи углеводородов на арктическом шельфе в сочетании с блокировкой доступа к мировым финансовым рынкам, создают определенные сложности в реализации планов нефтегазовых компаний. Но я уверена, что тренд на активное освоение Арктики, принятый нашим государством, будет продолжен. Сейчас идет поиск альтернативных поставок оборудования из стран, не поддержавших санкции. И уже сегодня нужно задумываться о возможностях локализации производства нефтегазового оборудования, морской техники и технологий в России. Это стратегическая отрасль, и от нее напрямую зависит будущее российской экономики.

Пока Арктика остается одним из наименее загрязненных объектов Земли, но нефтедобыча может подвергнуть хрупкую арктическую природу риску необратимых изменений. Поэтому очень важно создать в Арктическом регионе систему ликвидации морских аварийных разливов нефти. В Мурманской области уже сделан первый шаг в этом направлении. На базе государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний совместно с компанией Statoil учреждена лаборатория, которая может проводить уникальные исследования, связанные с морскими аварийными разливами нефти. Ее оборудование позволяет моделировать и вычислять поведение нефти на морской поверхности в зависимости от метеоусловий. По результатам исследований формируется банк данных российской нефти, создается компьютерная модель изменения ее свойств и поведения. Пока это единственная лаборатория в России, которая может проводить подобные исследования.

Рыбный промысел – традиционная отрасль для Мурманской области. Но также особенности рельефа Кольского полуострова позволяют успешно развивать рыбоводство. Наш рыбохозяйственный комплекс способен насытить внутренний рынок рыбной продукцией. Необходимо использовать возможность импортозамещения в условиях иностранного эмбарго, и задача государства – создать условия, стимулирующие доставку рыбопродукции на родной берег, и обеспечивать загрузку рыбоперерабатывающих мощностей. Предлагаем законодательно предусмотреть обязательства рыбодобывающих компаний, осваивающих российскую квоту, доставлять определенную часть выловленной рыбы на береговые рыбоперерабатывающие предприятия.

Рыбопромышленный комплекс области сформировался десятки лет назад, а вот туризм является для нас новым направлением деятельности. Наш регион имеет все предпосылки для развития всех видов туризма, но мы прежде всего делаем акцент на круизном и горнолыжном туризме. В круизном туризме для нас головным является проект «Арктическая гавань», подразумевающий создание необходимой инфраструктуры для принятия круизных судов и паромов.

Я не случайно делаю акцент на секторальных санкциях. Их нужно воспринимать как вызовы, а не угрозы. В сегодняшней сложной политико-экономической обстановке особенно важна консолидация усилий всех уровней и ветвей власти, бизнеса, науки и общества для преодоления этих вызовов и срочного принятия необходимых мер по стимулированию импортозамещения.

 

Морские вести России №3 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...