Цветной металл: разные тенденции, разные оценки

Грузовая база
Цветной металл: разные тенденции, разные оценки

Российский рынок цветных металлов в основном сосредоточен в руках частных компаний и имеет тенденцию к укрупнению – почти половина предприятий из сотни, формирующих отрасль, входят в состав крупнейших корпораций «Русал», «Норильский никель», УГМК. Львиная доля производства цветных металлов приходится на алюминий, большую часть которого (75%, 3,857 млн тонн в 2013 году) выпускает «Русал». Входящая в состав холдинга «Базовый элемент» компания SMR занимает первое место в России по объемам производства молибдена. А на долю компании «Норильский никель», входящей в холдинг «Интеррос», приходится 55% отечественного рынка меди.

В 2013 году предприятия цветной металлургии инвестировали более 73 млрд рублей. Наиболее высокие темпы инвестиций наблюдаются в сфере добычи руды свинца и цинка, редких и редкоземельных металлов, а также в производстве алюминия.

Многие цветные металлы, такие как олово, кобальт, вольфрам, молибден, Россия в настоящее время импортирует, в то время как по экспорту алюминия и никеля наша страна занимает первое место в мире, по экспорту меди – третье место. Рассмотрим ситуацию по трем ведущим эскортируемым металлам: алюминию, меди, никелю.

Ольга Гольдберг

 

Алюминий

С начала 2014 года на мировом рынке алюминия наблюдается давно не отмечавшееся оживление. Складские запасы, накопленные в 2008-2012 годах из-за ослабления спроса и падения цен, начали сокращаться. Прогнозируется даже появление (впервые с 2006 года) дефицита предложения.

Американская металлургическая компания Alcoa, третий в мире по величине производитель алюминия после  канадской Rio Tinto Alcan и российского «Русала», ожидает дефицита металла порядка 930 тыс. тонн. Японская корпорация Sumitomo Corp. оценивает возможный дефицит в 2014 году в 61 тыс. тонн, в 2015 году – до 493 тыс. тонн по сравнению с переизбытком в 580 тыс. тонн в 2013 году (по мнению экономистов банка BNP Paribas, в 2013 году избыток металла в мире составлял около 2 млн тонн).

Позитив производителей и экспертов вызван ожиданиями увеличения производства в аэрокосмической сфере (ожидается рост на 7-8%), в автопроме (+4%), в стройиндустрии (+4-6% за счет инфраструктурных проектов крупнейших развивающихся стран). Емкость глобального рынка алюминия британский банк HSBC оценивает в 51,7 млн тонн.

Россия между тем за последние 20 лет снизила потребление алюминия на треть (в то время как потребление в мире возросло в 2,6 раза) и сегодня по-прежнему потребляет меньше, чем страны Европы, Ближнего Востока, Индия и Китай (так, годовое потребление первичного алюминия в России составляет 6 кг на человека, а в Германии – 25 кг). Темпы роста российского внутреннего рынка в 2014 году составили 4% против 7% в Китае. Сегодня его емкость оценивается в 1,9 млн тонн в год с потенциалом роста до 2,4 млн тонн в 2020 году.

Негативное влияние на рост рынка алюминийсодержащей продукции в России оказывает в том числе импорт алюминия – «дешевого и низкокачественного», по определению генерального директора Объединенной компании «Русал» Владислава Соловьева. В настоящее время 22% алюминиевого проката поставляется из-за рубежа. В 2014 году в страну было импортировано 450 тыс. тонн алюминийсодержащей продукции (данные на начало декабря), экспортировано в январе-августе 2014 года – 1,92 млн тонн.

По мнению экспертов рейтингового агентства «РИА Рейтинг», ситуация в российской алюминиевой промышленности хуже, чем в других отраслях металлургии. Однако эксперты отмечают, что темпы спада сокращаются, и в целом по итогам 2014 года рост металлургического производства намечается не менее чем на 2%.

Управляющий директор Красноярского алюминиевого завода Леонид Рагозин отмечает: «2013 год для всех алюминщиков был очень непростым годом. Увы, в отдельные месяцы цена металла доходила до отметки ниже $1600 за тонну». Сейчас металлурги надеются, что столь низкие цены останутся в прошлом. Директор по стратегии и развитию бизнеса ОК «Русал» Олег Мухамедшин ожидает, что в 2016 году тонна алюминия будет стоить $2400.

В связи со сложной ситуацией на рынке и снижением цен в 2013 году крупнейшие производители алюминия сворачивали производства на избыточных площадях. Так, «Русал» тогда сократил производство за год на 300 тыс. тонн, перенес сроки ввода в эксплуатацию Тайшетского алюминиевого завода. Цены стали повышаться, но производители не спешили вводить новые мощности, ожидая дальнейшего роста цен.

По данным ФТС России, российские предприятия экспортировали в январе-августе 2014 года 1,92 млн тонн алюминия (-19% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года), 154 тыс. тонн никеля (+1%) и 149 тыс. тонн меди (+3%).

Гендиректор «Русала» Владислав Соловьев считает, что государство должно принять комплекс стимулирующих мер для отечественных алюмоперерабатывающих предприятий, которые позволили бы им повысить высокотехнологичный экспортный потенциал и конкурентоспособность.  «При стимулировании внутреннего роста спроса потребление на душу населения к 2022 году может достигнуть 15 кг, переработка алюминия в России увеличится на 765 тыс. тонн», – уверен он.

Со своей стороны «Русал» в декабре 2014 года взял курс на поддержание и развитие отечественной алюмопотребляющей отрасли, а также на стимулирование импортозамещения высокотехнологичной продукции. Компания объявила о снижении с 1 января 2015 года цен от 5% до 15% на новые виды катанки из алюминиевых сплавов для производства высокотехнологичных электрических проводов, алюминиевые литейные сплавы, используемые в производстве автокомпонентов, алюминий высокой чистоты, применяемый в том числе в электронной и авиационной промышленности.

Также «Русал» готов предоставить дополнительные скидки до 3% отечественным покупателям продукции, используемой для производства строительных конструкций и профилей под долгосрочные контракты сроком более года. В компании рассчитывают, что программа даст дополнительный импульс для роста рынка. «Драйверами роста могут стать транспортная, строительная, прокатная и энергетическая отрасли», – говорит В.Соловьев.

Алюминиевая отрасль в мире демонстрирует противоречивые тенденции, впрочем, объяснимые. Китайское производство в 2013 году выросло на 10%, европейское – снизилось на 2%. Причина снижения – высокие энергозатраты на производство и низкие рыночные цены на продукцию. «Цены на электроэнергию для промышленности в ЕС вдвое выше, чем в США и России, и на 20% выше, чем в Китае», – отмечает вице-президент Еврокомиссии Антонио Таджани. Экологические ограничения также удорожают европейское производство, с 2007 по 2014 год его объем сократился на 40%.

Вместе с тем на ожиданиях долговременного роста рынка игроки продолжают инвестиции в производство, которое должно быть введено в строй в ближайшие годы, когда в мире образуется стабильный дефицит алюминия и спрос на него, как и цены, будет высоким. Можно предположить, что новые мощности на этот раз будут полностью загружены.

 

Никель

Российское производство первичного (полученного из руд) никеля достигает 20% от мирового. Страна занимает первое место по поставкам этого металла. Основной игрок – ГМК «Норильский никель», на его долю приходится 95,9% всего выпускаемого в РФ никеля (данные за 2013 год). В 2013 году предприятия ГМК выпустили 285 тыс. тонн никеля.

Экспорт никеля из РФ превышает импорт почти в 10 раз: в 2012 году соотношение было 307 тыс. тонн против 30,6 тыс. тонн.

Однако сейчас на никелевом рынке также актуальна тенденция к сворачиванию производственных площадей. В 2013 году производство никеля снизилось на 3,9% и составило чуть больше 240 тыс. тонн. Тем не менее на низкие цены российские производители отреагировали по-разному. «Уфалейникель» в 2013 году увеличил выпуск на 21%, до 8,6 тыс. тонн по сравнению с 2012 годом, в то время как «Южуралникель» еще в 2012 году остановил производство. В 2014 году избавляться от убыточных зарубежных активов продолжил и «Норникель», он продал остановленные рудники в Австралии.

В самом начале 2014 года рынок сотрясло сообщение из Индонезии, которая является основным поставщиком сырья в Китай (80% поставок, еще 20% обеспечивают Филиппины), где сосредоточены мировые мощности по производству черного ферроникеля. Доля Индонезии в мировом производстве никеля составляет около 18% (данные BMO Capital Markets). Правительство Индонезии намерено мотивировать местных производителей на продажу не сырья, а готовой продукции и с этой целью ввело эмбарго на экспорт необработанной никелевой руды с содержанием никеля менее 4%.

За этим событием последовали результаты: во-первых, резкий скачок цен – на 30% с начала года (с $14 тыс. за тонну до $19 тыс. за тонну), во-вторых, появились прогнозы о надвигающемся дефиците никеля на мировом рынке. Однако, по данным Международной группы по изучению никеля (INSG, International Nickel Study Group), в сентябре 2014 года избыток никеля составил 16,8 тыс. тонн, а годом ранее – всего 15,5 тыс. тонн. При этом  мировое производство первичного никеля в сентябре 2014 года составило 169,8 тыс. тонн, а мировое потребление – 153 тыс. тонн.

Тем не менее в случае сохранения индонезийского запрета «Норникель» ожидает существенного дефицита на рынке никеля в 2015 году и роста цен на никель в среднесрочной перспективе, сообщала пресс-служба компании. Экс-аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Борис Красноженов отмечал, что заместить образовавшиеся из-за решения Индонезии потребности рынка смогут остальные мировые производители, в том числе «Норникель». За 9 месяцев 2014 года объем производства никеля этой компании составил 199,8 тыс. тонн, что на 5,6% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение объемов производства в компании объясняют ремонтными работами и снижением поставок сырья.

В бюллетене «Рынок цветных металлов 18 ноября – 3 декабря», распространенном «Брокерским домом «Открытие», также ожидается рост спроса на никель по мере сокращения запасов никельсодержащего чугуна у китайских производителей нержавеющей стали, что поддерживает цены на этот металл.

Правда, некоторые эксперты уверены, что и рост стоимости никелевых фьючерсов на Лондонской бирже металлов, и разговоры о наступающем дефиците сырья вызваны беспокойством и озабоченностью участников рынка, но не отражают реальной картины. «Сейчас лишь ожидания, а не реальность управляют динамикой цен», – уверен глава департамента исследований рынка сырья Commerzbank Юджин Вайнберг.

 

Медь

Медь производится в России в основном на трех предприятиях: «Уралэлектромедь» (УГМК; в 2013 году доля компании в производстве  меди составила 44,1%), «Норильский никель» (40,5%), Русская медная компания (РМК; доля – 15,4%). Вклад остальных существующих производств в рынок меди незначителен.

На мировом рынке меди сегодня складывается ситуация прямо противоположная алюминиевой и никелевой. В 2015 году на мировом рынке впервые за 6 лет образуется избыток предложения меди в 390 тыс. тонн, таков прогноз Международной исследовательской группы по меди (ICSG). Производство меди в 2015 году вырастет на 4,3%, а потребление – только на 1%, считают аналитики.

Дело в том, что основной потребитель меди – Китай, обеспечивающий 40% мирового спроса, в последние 2 года значительно замедлил темпы роста экономики, в 2013 году они достигли 14-летних минимумов. В связи с этим, а также и с введением в строй нескольких новых шахт в Африке рост мирового производства меди в 2015 году будет опережать спрос.

Профицит в размере 193 тыс. тонн прогнозирует  вице-президент крупнейшей в Японии компании – производителя меди Pan Pacific Copper (PPC) Йошихиро Нисихама. По расчетам PPC, мировое производство меди в 2015 году достигнет 22,9 млн тонн, в то время как потребление ожидается на уровне 22,7 млн тонн. В 2014 году потребление и производство были равны и составили 21,9 млн тонн.

Увеличение поставок меди привело к закономерному снижению цен (летом 2014 года на информационных лентах можно было встретить заголовки «Рынок меди рухнул» и аналогичные), и аналитики предупреждают о дальнейшем неизбежном падении на фоне образовавшегося профицита металла на рынке.

Последние, декабрьские сводки с рынка: цены на цветные металлы на Лондонской бирже металлов продолжали в основном снижаться; дополнительное негативное влияние на рынки оказывает укрепление курса доллара США. Основной причиной падения аналитики считают замедление роста мировой экономики, что выражается в стагнации потребления металлов. Вместе с тем, учитывая нестабильность политической и экономической ситуации в мире, ожидать можно подтверждения самых противоречивых прогнозов.

 

Морские порты №9 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017

Корабли ВМС Казахстана отбыли на конкурс «Кубок моря» АрМИ-2017 В Актау состоялись торжественные проводы ракетно-артиллерийских кораблей «Казахстан» и «Сарыарка» в ...

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам

МГУ им. Невельского дал путевку в море новым судоводителям и электромеханикам В Морском государственном университете им. адмирала Невельского 21 июля состоялась церемония вручени...

Российская экономика

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки

Бензин в России за неделю подорожал на 3 копейки, дизтопливо - на 2 копейки Средние потребительские цены на бензин в России за прошедшую неделю - с 10 по 16 июля - выросли на 3...

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в первом полугодии вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2017 года вырос на 7,3% по сравнению с показател...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма

«Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска после шторма «Транснефть» возобновила отгрузку нефти в порту Новороссийска, прерванную 18 июля из- за шторма, соо...

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие

«Восточный Порт» в Приморье подвел итоги экологического мониторинга за первое полугодие Показатели проб атмосферного воздуха и воды продемонстрировали эффективность природоохранной деятель...




Морской транспорт

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт»

Пополнен флот Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 8.06.2017 № 220 Архангельскому филиалу предприятия пе...

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта

Атомоход «Таймыр» провел караван судов в порт Сабетта Неделю назад в Чукотском море атомный ледокол «Таймыр» взял под проводку модулевоз BigRoll Beaufort,...

Речной транспорт

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном

В Татарстане суд запретил использовать судно с самодельным понтоном В Татарстане суд запретил эксплуатировать судно «Ярославец Т-101Б», к правому борту которого был при...

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна»

Жители и гости Волгограда смогут ездить на речных судах по транспортной карте «Волна» Жители и гости Волгограда смогут оплачивать проезд на речных судах по Волге единой транспортной карт...

Ж/Д транспорт

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33%

Группа ИСТ снизила долю в «Объединенной вагонной компании» до 14,33% ICT Holding Ltd снизил долю в «Объединенной вагонной компании» (ОВК) с 25,05% до 14,33&#...

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок

ФГК и УВЗ приступили к разработке платформы для контрейлерных перевозок АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) приступило к проектированию универсального контрейл...

Авто транспорт

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум

Только 20% крымских дорог соответствуют нормативным требованиям – Крымский транспортный форум Основным нормативным требованиям соответствуют только 20% дорог полуострова Крым. Об этом, как п...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы

Экологические требования – элемент конкурентной борьбы Судоходный бизнес сегодня находится под влиянием новых экономических реалий: замедления темпов роста...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...