Цветной металл: разные тенденции, разные оценки

Грузовая база
Цветной металл: разные тенденции, разные оценки

Российский рынок цветных металлов в основном сосредоточен в руках частных компаний и имеет тенденцию к укрупнению – почти половина предприятий из сотни, формирующих отрасль, входят в состав крупнейших корпораций «Русал», «Норильский никель», УГМК. Львиная доля производства цветных металлов приходится на алюминий, большую часть которого (75%, 3,857 млн тонн в 2013 году) выпускает «Русал». Входящая в состав холдинга «Базовый элемент» компания SMR занимает первое место в России по объемам производства молибдена. А на долю компании «Норильский никель», входящей в холдинг «Интеррос», приходится 55% отечественного рынка меди.

В 2013 году предприятия цветной металлургии инвестировали более 73 млрд рублей. Наиболее высокие темпы инвестиций наблюдаются в сфере добычи руды свинца и цинка, редких и редкоземельных металлов, а также в производстве алюминия.

Многие цветные металлы, такие как олово, кобальт, вольфрам, молибден, Россия в настоящее время импортирует, в то время как по экспорту алюминия и никеля наша страна занимает первое место в мире, по экспорту меди – третье место. Рассмотрим ситуацию по трем ведущим эскортируемым металлам: алюминию, меди, никелю.

Ольга Гольдберг

 

Алюминий

С начала 2014 года на мировом рынке алюминия наблюдается давно не отмечавшееся оживление. Складские запасы, накопленные в 2008-2012 годах из-за ослабления спроса и падения цен, начали сокращаться. Прогнозируется даже появление (впервые с 2006 года) дефицита предложения.

Американская металлургическая компания Alcoa, третий в мире по величине производитель алюминия после  канадской Rio Tinto Alcan и российского «Русала», ожидает дефицита металла порядка 930 тыс. тонн. Японская корпорация Sumitomo Corp. оценивает возможный дефицит в 2014 году в 61 тыс. тонн, в 2015 году – до 493 тыс. тонн по сравнению с переизбытком в 580 тыс. тонн в 2013 году (по мнению экономистов банка BNP Paribas, в 2013 году избыток металла в мире составлял около 2 млн тонн).

Позитив производителей и экспертов вызван ожиданиями увеличения производства в аэрокосмической сфере (ожидается рост на 7-8%), в автопроме (+4%), в стройиндустрии (+4-6% за счет инфраструктурных проектов крупнейших развивающихся стран). Емкость глобального рынка алюминия британский банк HSBC оценивает в 51,7 млн тонн.

Россия между тем за последние 20 лет снизила потребление алюминия на треть (в то время как потребление в мире возросло в 2,6 раза) и сегодня по-прежнему потребляет меньше, чем страны Европы, Ближнего Востока, Индия и Китай (так, годовое потребление первичного алюминия в России составляет 6 кг на человека, а в Германии – 25 кг). Темпы роста российского внутреннего рынка в 2014 году составили 4% против 7% в Китае. Сегодня его емкость оценивается в 1,9 млн тонн в год с потенциалом роста до 2,4 млн тонн в 2020 году.

Негативное влияние на рост рынка алюминийсодержащей продукции в России оказывает в том числе импорт алюминия – «дешевого и низкокачественного», по определению генерального директора Объединенной компании «Русал» Владислава Соловьева. В настоящее время 22% алюминиевого проката поставляется из-за рубежа. В 2014 году в страну было импортировано 450 тыс. тонн алюминийсодержащей продукции (данные на начало декабря), экспортировано в январе-августе 2014 года – 1,92 млн тонн.

По мнению экспертов рейтингового агентства «РИА Рейтинг», ситуация в российской алюминиевой промышленности хуже, чем в других отраслях металлургии. Однако эксперты отмечают, что темпы спада сокращаются, и в целом по итогам 2014 года рост металлургического производства намечается не менее чем на 2%.

Управляющий директор Красноярского алюминиевого завода Леонид Рагозин отмечает: «2013 год для всех алюминщиков был очень непростым годом. Увы, в отдельные месяцы цена металла доходила до отметки ниже $1600 за тонну». Сейчас металлурги надеются, что столь низкие цены останутся в прошлом. Директор по стратегии и развитию бизнеса ОК «Русал» Олег Мухамедшин ожидает, что в 2016 году тонна алюминия будет стоить $2400.

В связи со сложной ситуацией на рынке и снижением цен в 2013 году крупнейшие производители алюминия сворачивали производства на избыточных площадях. Так, «Русал» тогда сократил производство за год на 300 тыс. тонн, перенес сроки ввода в эксплуатацию Тайшетского алюминиевого завода. Цены стали повышаться, но производители не спешили вводить новые мощности, ожидая дальнейшего роста цен.

По данным ФТС России, российские предприятия экспортировали в январе-августе 2014 года 1,92 млн тонн алюминия (-19% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года), 154 тыс. тонн никеля (+1%) и 149 тыс. тонн меди (+3%).

Гендиректор «Русала» Владислав Соловьев считает, что государство должно принять комплекс стимулирующих мер для отечественных алюмоперерабатывающих предприятий, которые позволили бы им повысить высокотехнологичный экспортный потенциал и конкурентоспособность.  «При стимулировании внутреннего роста спроса потребление на душу населения к 2022 году может достигнуть 15 кг, переработка алюминия в России увеличится на 765 тыс. тонн», – уверен он.

Со своей стороны «Русал» в декабре 2014 года взял курс на поддержание и развитие отечественной алюмопотребляющей отрасли, а также на стимулирование импортозамещения высокотехнологичной продукции. Компания объявила о снижении с 1 января 2015 года цен от 5% до 15% на новые виды катанки из алюминиевых сплавов для производства высокотехнологичных электрических проводов, алюминиевые литейные сплавы, используемые в производстве автокомпонентов, алюминий высокой чистоты, применяемый в том числе в электронной и авиационной промышленности.

Также «Русал» готов предоставить дополнительные скидки до 3% отечественным покупателям продукции, используемой для производства строительных конструкций и профилей под долгосрочные контракты сроком более года. В компании рассчитывают, что программа даст дополнительный импульс для роста рынка. «Драйверами роста могут стать транспортная, строительная, прокатная и энергетическая отрасли», – говорит В.Соловьев.

Алюминиевая отрасль в мире демонстрирует противоречивые тенденции, впрочем, объяснимые. Китайское производство в 2013 году выросло на 10%, европейское – снизилось на 2%. Причина снижения – высокие энергозатраты на производство и низкие рыночные цены на продукцию. «Цены на электроэнергию для промышленности в ЕС вдвое выше, чем в США и России, и на 20% выше, чем в Китае», – отмечает вице-президент Еврокомиссии Антонио Таджани. Экологические ограничения также удорожают европейское производство, с 2007 по 2014 год его объем сократился на 40%.

Вместе с тем на ожиданиях долговременного роста рынка игроки продолжают инвестиции в производство, которое должно быть введено в строй в ближайшие годы, когда в мире образуется стабильный дефицит алюминия и спрос на него, как и цены, будет высоким. Можно предположить, что новые мощности на этот раз будут полностью загружены.

 

Никель

Российское производство первичного (полученного из руд) никеля достигает 20% от мирового. Страна занимает первое место по поставкам этого металла. Основной игрок – ГМК «Норильский никель», на его долю приходится 95,9% всего выпускаемого в РФ никеля (данные за 2013 год). В 2013 году предприятия ГМК выпустили 285 тыс. тонн никеля.

Экспорт никеля из РФ превышает импорт почти в 10 раз: в 2012 году соотношение было 307 тыс. тонн против 30,6 тыс. тонн.

Однако сейчас на никелевом рынке также актуальна тенденция к сворачиванию производственных площадей. В 2013 году производство никеля снизилось на 3,9% и составило чуть больше 240 тыс. тонн. Тем не менее на низкие цены российские производители отреагировали по-разному. «Уфалейникель» в 2013 году увеличил выпуск на 21%, до 8,6 тыс. тонн по сравнению с 2012 годом, в то время как «Южуралникель» еще в 2012 году остановил производство. В 2014 году избавляться от убыточных зарубежных активов продолжил и «Норникель», он продал остановленные рудники в Австралии.

В самом начале 2014 года рынок сотрясло сообщение из Индонезии, которая является основным поставщиком сырья в Китай (80% поставок, еще 20% обеспечивают Филиппины), где сосредоточены мировые мощности по производству черного ферроникеля. Доля Индонезии в мировом производстве никеля составляет около 18% (данные BMO Capital Markets). Правительство Индонезии намерено мотивировать местных производителей на продажу не сырья, а готовой продукции и с этой целью ввело эмбарго на экспорт необработанной никелевой руды с содержанием никеля менее 4%.

За этим событием последовали результаты: во-первых, резкий скачок цен – на 30% с начала года (с $14 тыс. за тонну до $19 тыс. за тонну), во-вторых, появились прогнозы о надвигающемся дефиците никеля на мировом рынке. Однако, по данным Международной группы по изучению никеля (INSG, International Nickel Study Group), в сентябре 2014 года избыток никеля составил 16,8 тыс. тонн, а годом ранее – всего 15,5 тыс. тонн. При этом  мировое производство первичного никеля в сентябре 2014 года составило 169,8 тыс. тонн, а мировое потребление – 153 тыс. тонн.

Тем не менее в случае сохранения индонезийского запрета «Норникель» ожидает существенного дефицита на рынке никеля в 2015 году и роста цен на никель в среднесрочной перспективе, сообщала пресс-служба компании. Экс-аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Борис Красноженов отмечал, что заместить образовавшиеся из-за решения Индонезии потребности рынка смогут остальные мировые производители, в том числе «Норникель». За 9 месяцев 2014 года объем производства никеля этой компании составил 199,8 тыс. тонн, что на 5,6% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение объемов производства в компании объясняют ремонтными работами и снижением поставок сырья.

В бюллетене «Рынок цветных металлов 18 ноября – 3 декабря», распространенном «Брокерским домом «Открытие», также ожидается рост спроса на никель по мере сокращения запасов никельсодержащего чугуна у китайских производителей нержавеющей стали, что поддерживает цены на этот металл.

Правда, некоторые эксперты уверены, что и рост стоимости никелевых фьючерсов на Лондонской бирже металлов, и разговоры о наступающем дефиците сырья вызваны беспокойством и озабоченностью участников рынка, но не отражают реальной картины. «Сейчас лишь ожидания, а не реальность управляют динамикой цен», – уверен глава департамента исследований рынка сырья Commerzbank Юджин Вайнберг.

 

Медь

Медь производится в России в основном на трех предприятиях: «Уралэлектромедь» (УГМК; в 2013 году доля компании в производстве  меди составила 44,1%), «Норильский никель» (40,5%), Русская медная компания (РМК; доля – 15,4%). Вклад остальных существующих производств в рынок меди незначителен.

На мировом рынке меди сегодня складывается ситуация прямо противоположная алюминиевой и никелевой. В 2015 году на мировом рынке впервые за 6 лет образуется избыток предложения меди в 390 тыс. тонн, таков прогноз Международной исследовательской группы по меди (ICSG). Производство меди в 2015 году вырастет на 4,3%, а потребление – только на 1%, считают аналитики.

Дело в том, что основной потребитель меди – Китай, обеспечивающий 40% мирового спроса, в последние 2 года значительно замедлил темпы роста экономики, в 2013 году они достигли 14-летних минимумов. В связи с этим, а также и с введением в строй нескольких новых шахт в Африке рост мирового производства меди в 2015 году будет опережать спрос.

Профицит в размере 193 тыс. тонн прогнозирует  вице-президент крупнейшей в Японии компании – производителя меди Pan Pacific Copper (PPC) Йошихиро Нисихама. По расчетам PPC, мировое производство меди в 2015 году достигнет 22,9 млн тонн, в то время как потребление ожидается на уровне 22,7 млн тонн. В 2014 году потребление и производство были равны и составили 21,9 млн тонн.

Увеличение поставок меди привело к закономерному снижению цен (летом 2014 года на информационных лентах можно было встретить заголовки «Рынок меди рухнул» и аналогичные), и аналитики предупреждают о дальнейшем неизбежном падении на фоне образовавшегося профицита металла на рынке.

Последние, декабрьские сводки с рынка: цены на цветные металлы на Лондонской бирже металлов продолжали в основном снижаться; дополнительное негативное влияние на рынки оказывает укрепление курса доллара США. Основной причиной падения аналитики считают замедление роста мировой экономики, что выражается в стагнации потребления металлов. Вместе с тем, учитывая нестабильность политической и экономической ситуации в мире, ожидать можно подтверждения самых противоречивых прогнозов.

 

Морские порты №9 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...