Цветной металл: разные тенденции, разные оценки

Грузовая база
Цветной металл: разные тенденции, разные оценки

Российский рынок цветных металлов в основном сосредоточен в руках частных компаний и имеет тенденцию к укрупнению – почти половина предприятий из сотни, формирующих отрасль, входят в состав крупнейших корпораций «Русал», «Норильский никель», УГМК. Львиная доля производства цветных металлов приходится на алюминий, большую часть которого (75%, 3,857 млн тонн в 2013 году) выпускает «Русал». Входящая в состав холдинга «Базовый элемент» компания SMR занимает первое место в России по объемам производства молибдена. А на долю компании «Норильский никель», входящей в холдинг «Интеррос», приходится 55% отечественного рынка меди.

В 2013 году предприятия цветной металлургии инвестировали более 73 млрд рублей. Наиболее высокие темпы инвестиций наблюдаются в сфере добычи руды свинца и цинка, редких и редкоземельных металлов, а также в производстве алюминия.

Многие цветные металлы, такие как олово, кобальт, вольфрам, молибден, Россия в настоящее время импортирует, в то время как по экспорту алюминия и никеля наша страна занимает первое место в мире, по экспорту меди – третье место. Рассмотрим ситуацию по трем ведущим эскортируемым металлам: алюминию, меди, никелю.

Ольга Гольдберг

 

Алюминий

С начала 2014 года на мировом рынке алюминия наблюдается давно не отмечавшееся оживление. Складские запасы, накопленные в 2008-2012 годах из-за ослабления спроса и падения цен, начали сокращаться. Прогнозируется даже появление (впервые с 2006 года) дефицита предложения.

Американская металлургическая компания Alcoa, третий в мире по величине производитель алюминия после  канадской Rio Tinto Alcan и российского «Русала», ожидает дефицита металла порядка 930 тыс. тонн. Японская корпорация Sumitomo Corp. оценивает возможный дефицит в 2014 году в 61 тыс. тонн, в 2015 году – до 493 тыс. тонн по сравнению с переизбытком в 580 тыс. тонн в 2013 году (по мнению экономистов банка BNP Paribas, в 2013 году избыток металла в мире составлял около 2 млн тонн).

Позитив производителей и экспертов вызван ожиданиями увеличения производства в аэрокосмической сфере (ожидается рост на 7-8%), в автопроме (+4%), в стройиндустрии (+4-6% за счет инфраструктурных проектов крупнейших развивающихся стран). Емкость глобального рынка алюминия британский банк HSBC оценивает в 51,7 млн тонн.

Россия между тем за последние 20 лет снизила потребление алюминия на треть (в то время как потребление в мире возросло в 2,6 раза) и сегодня по-прежнему потребляет меньше, чем страны Европы, Ближнего Востока, Индия и Китай (так, годовое потребление первичного алюминия в России составляет 6 кг на человека, а в Германии – 25 кг). Темпы роста российского внутреннего рынка в 2014 году составили 4% против 7% в Китае. Сегодня его емкость оценивается в 1,9 млн тонн в год с потенциалом роста до 2,4 млн тонн в 2020 году.

Негативное влияние на рост рынка алюминийсодержащей продукции в России оказывает в том числе импорт алюминия – «дешевого и низкокачественного», по определению генерального директора Объединенной компании «Русал» Владислава Соловьева. В настоящее время 22% алюминиевого проката поставляется из-за рубежа. В 2014 году в страну было импортировано 450 тыс. тонн алюминийсодержащей продукции (данные на начало декабря), экспортировано в январе-августе 2014 года – 1,92 млн тонн.

По мнению экспертов рейтингового агентства «РИА Рейтинг», ситуация в российской алюминиевой промышленности хуже, чем в других отраслях металлургии. Однако эксперты отмечают, что темпы спада сокращаются, и в целом по итогам 2014 года рост металлургического производства намечается не менее чем на 2%.

Управляющий директор Красноярского алюминиевого завода Леонид Рагозин отмечает: «2013 год для всех алюминщиков был очень непростым годом. Увы, в отдельные месяцы цена металла доходила до отметки ниже $1600 за тонну». Сейчас металлурги надеются, что столь низкие цены останутся в прошлом. Директор по стратегии и развитию бизнеса ОК «Русал» Олег Мухамедшин ожидает, что в 2016 году тонна алюминия будет стоить $2400.

В связи со сложной ситуацией на рынке и снижением цен в 2013 году крупнейшие производители алюминия сворачивали производства на избыточных площадях. Так, «Русал» тогда сократил производство за год на 300 тыс. тонн, перенес сроки ввода в эксплуатацию Тайшетского алюминиевого завода. Цены стали повышаться, но производители не спешили вводить новые мощности, ожидая дальнейшего роста цен.

По данным ФТС России, российские предприятия экспортировали в январе-августе 2014 года 1,92 млн тонн алюминия (-19% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года), 154 тыс. тонн никеля (+1%) и 149 тыс. тонн меди (+3%).

Гендиректор «Русала» Владислав Соловьев считает, что государство должно принять комплекс стимулирующих мер для отечественных алюмоперерабатывающих предприятий, которые позволили бы им повысить высокотехнологичный экспортный потенциал и конкурентоспособность.  «При стимулировании внутреннего роста спроса потребление на душу населения к 2022 году может достигнуть 15 кг, переработка алюминия в России увеличится на 765 тыс. тонн», – уверен он.

Со своей стороны «Русал» в декабре 2014 года взял курс на поддержание и развитие отечественной алюмопотребляющей отрасли, а также на стимулирование импортозамещения высокотехнологичной продукции. Компания объявила о снижении с 1 января 2015 года цен от 5% до 15% на новые виды катанки из алюминиевых сплавов для производства высокотехнологичных электрических проводов, алюминиевые литейные сплавы, используемые в производстве автокомпонентов, алюминий высокой чистоты, применяемый в том числе в электронной и авиационной промышленности.

Также «Русал» готов предоставить дополнительные скидки до 3% отечественным покупателям продукции, используемой для производства строительных конструкций и профилей под долгосрочные контракты сроком более года. В компании рассчитывают, что программа даст дополнительный импульс для роста рынка. «Драйверами роста могут стать транспортная, строительная, прокатная и энергетическая отрасли», – говорит В.Соловьев.

Алюминиевая отрасль в мире демонстрирует противоречивые тенденции, впрочем, объяснимые. Китайское производство в 2013 году выросло на 10%, европейское – снизилось на 2%. Причина снижения – высокие энергозатраты на производство и низкие рыночные цены на продукцию. «Цены на электроэнергию для промышленности в ЕС вдвое выше, чем в США и России, и на 20% выше, чем в Китае», – отмечает вице-президент Еврокомиссии Антонио Таджани. Экологические ограничения также удорожают европейское производство, с 2007 по 2014 год его объем сократился на 40%.

Вместе с тем на ожиданиях долговременного роста рынка игроки продолжают инвестиции в производство, которое должно быть введено в строй в ближайшие годы, когда в мире образуется стабильный дефицит алюминия и спрос на него, как и цены, будет высоким. Можно предположить, что новые мощности на этот раз будут полностью загружены.

 

Никель

Российское производство первичного (полученного из руд) никеля достигает 20% от мирового. Страна занимает первое место по поставкам этого металла. Основной игрок – ГМК «Норильский никель», на его долю приходится 95,9% всего выпускаемого в РФ никеля (данные за 2013 год). В 2013 году предприятия ГМК выпустили 285 тыс. тонн никеля.

Экспорт никеля из РФ превышает импорт почти в 10 раз: в 2012 году соотношение было 307 тыс. тонн против 30,6 тыс. тонн.

Однако сейчас на никелевом рынке также актуальна тенденция к сворачиванию производственных площадей. В 2013 году производство никеля снизилось на 3,9% и составило чуть больше 240 тыс. тонн. Тем не менее на низкие цены российские производители отреагировали по-разному. «Уфалейникель» в 2013 году увеличил выпуск на 21%, до 8,6 тыс. тонн по сравнению с 2012 годом, в то время как «Южуралникель» еще в 2012 году остановил производство. В 2014 году избавляться от убыточных зарубежных активов продолжил и «Норникель», он продал остановленные рудники в Австралии.

В самом начале 2014 года рынок сотрясло сообщение из Индонезии, которая является основным поставщиком сырья в Китай (80% поставок, еще 20% обеспечивают Филиппины), где сосредоточены мировые мощности по производству черного ферроникеля. Доля Индонезии в мировом производстве никеля составляет около 18% (данные BMO Capital Markets). Правительство Индонезии намерено мотивировать местных производителей на продажу не сырья, а готовой продукции и с этой целью ввело эмбарго на экспорт необработанной никелевой руды с содержанием никеля менее 4%.

За этим событием последовали результаты: во-первых, резкий скачок цен – на 30% с начала года (с $14 тыс. за тонну до $19 тыс. за тонну), во-вторых, появились прогнозы о надвигающемся дефиците никеля на мировом рынке. Однако, по данным Международной группы по изучению никеля (INSG, International Nickel Study Group), в сентябре 2014 года избыток никеля составил 16,8 тыс. тонн, а годом ранее – всего 15,5 тыс. тонн. При этом  мировое производство первичного никеля в сентябре 2014 года составило 169,8 тыс. тонн, а мировое потребление – 153 тыс. тонн.

Тем не менее в случае сохранения индонезийского запрета «Норникель» ожидает существенного дефицита на рынке никеля в 2015 году и роста цен на никель в среднесрочной перспективе, сообщала пресс-служба компании. Экс-аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Борис Красноженов отмечал, что заместить образовавшиеся из-за решения Индонезии потребности рынка смогут остальные мировые производители, в том числе «Норникель». За 9 месяцев 2014 года объем производства никеля этой компании составил 199,8 тыс. тонн, что на 5,6% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение объемов производства в компании объясняют ремонтными работами и снижением поставок сырья.

В бюллетене «Рынок цветных металлов 18 ноября – 3 декабря», распространенном «Брокерским домом «Открытие», также ожидается рост спроса на никель по мере сокращения запасов никельсодержащего чугуна у китайских производителей нержавеющей стали, что поддерживает цены на этот металл.

Правда, некоторые эксперты уверены, что и рост стоимости никелевых фьючерсов на Лондонской бирже металлов, и разговоры о наступающем дефиците сырья вызваны беспокойством и озабоченностью участников рынка, но не отражают реальной картины. «Сейчас лишь ожидания, а не реальность управляют динамикой цен», – уверен глава департамента исследований рынка сырья Commerzbank Юджин Вайнберг.

 

Медь

Медь производится в России в основном на трех предприятиях: «Уралэлектромедь» (УГМК; в 2013 году доля компании в производстве  меди составила 44,1%), «Норильский никель» (40,5%), Русская медная компания (РМК; доля – 15,4%). Вклад остальных существующих производств в рынок меди незначителен.

На мировом рынке меди сегодня складывается ситуация прямо противоположная алюминиевой и никелевой. В 2015 году на мировом рынке впервые за 6 лет образуется избыток предложения меди в 390 тыс. тонн, таков прогноз Международной исследовательской группы по меди (ICSG). Производство меди в 2015 году вырастет на 4,3%, а потребление – только на 1%, считают аналитики.

Дело в том, что основной потребитель меди – Китай, обеспечивающий 40% мирового спроса, в последние 2 года значительно замедлил темпы роста экономики, в 2013 году они достигли 14-летних минимумов. В связи с этим, а также и с введением в строй нескольких новых шахт в Африке рост мирового производства меди в 2015 году будет опережать спрос.

Профицит в размере 193 тыс. тонн прогнозирует  вице-президент крупнейшей в Японии компании – производителя меди Pan Pacific Copper (PPC) Йошихиро Нисихама. По расчетам PPC, мировое производство меди в 2015 году достигнет 22,9 млн тонн, в то время как потребление ожидается на уровне 22,7 млн тонн. В 2014 году потребление и производство были равны и составили 21,9 млн тонн.

Увеличение поставок меди привело к закономерному снижению цен (летом 2014 года на информационных лентах можно было встретить заголовки «Рынок меди рухнул» и аналогичные), и аналитики предупреждают о дальнейшем неизбежном падении на фоне образовавшегося профицита металла на рынке.

Последние, декабрьские сводки с рынка: цены на цветные металлы на Лондонской бирже металлов продолжали в основном снижаться; дополнительное негативное влияние на рынки оказывает укрепление курса доллара США. Основной причиной падения аналитики считают замедление роста мировой экономики, что выражается в стагнации потребления металлов. Вместе с тем, учитывая нестабильность политической и экономической ситуации в мире, ожидать можно подтверждения самых противоречивых прогнозов.

 

Морские порты №9 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...