Форум «Арктика»: экономика и транспорт полярных широт

Севморпуть
Форум «Арктика»: экономика и транспорт полярных широт

В конце 2014 года в Санкт-Петербурге прошел IV Международный форум «Арк­тика: настоящее и будущее», организованный Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация полярников». Итоговое мероприятие по вопросам развития Арктики собрало на одной площадке более 600 человек, объединенных идеей всестороннего содействия и поддержки государственной политики, направленной на освоение и социально-экономическое развитие полярных территорий. Среди участников форума представители органов государственной власти, коммерческих структур и общественных организаций.

А. Сидоров

 

Арктика – как космос

Пленарное заседание по вопросам государственной политики, направленной на устойчивое развитие арктической зоны, открыл президент МОО «Ассоциация полярников», специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. По его словам, Ассоциация полярников должна повысить эффективность своей работы и выйти на качественно новый уровень. «Речь в первую очередь идет об активном продвижении в общественное сознание, в политические, промышленные и деловые круги страны национальной арктической идеи. Идеи того, что будущее России неразрывно связано с развитием и освоением ее арктической зоны и что большинство активного населения независимо от места его проживания должно в той или иной форме принять участие в ее реализации», – убежден Артур Чилингаров.

Его идеи поддержал Андрей Шишкин, вице-президент компании «Роснефть», который высказал мнение о том, что освоение Арктики должно стать такой же национальной идеей, какой было в свое время освоение космического пространства.

«Ранее, еще в Советском Союзе, была масштабная национальная программа «Космос» – освоения космического пространства, – сказал топ-менеджер «Роснефти». – Но освоение Арктики – не менее масштабная задача, а может быть, даже более сложная, чем полеты в космос. Потому что она требует практически таких же подходов ко всем техническим и организационным вопросам. Например, нужны материалы, которые выдерживают температуры минус 60 градусов. Необходимо решить вопрос снабжения энергией, поскольку Арктика сама по себе является территорией, зависимой от энергетики».

«Но самое главное – обеспечение жизни, – продолжил свою мысль Андрей Шишкин. – Первые космонавты высадились на Луне спустя несколько десятилетий после первого космического полета. Арктику мы осваиваем много десятилетий, но пока продвинулись не слишком далеко. Жизнь и работа на Крайнем Севере оказались сложнее, чем мы себе представляли».

«Поэтому освоение Арктики может стать такой же национальной идеей, как освоение космоса. Тем более что она служит не столько для удовлетворения научного интереса, сколько для обеспечения дальнейшего благосостояния страны», – заключил вице-президент нефтяной компании.

 

Необходимая господдержка

Задачи по своим направлениям деятельности в регионе представили министерства экономического развития, иностранных дел, чрезвычайных ситуаций, Росгидромет. В частности, заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский среди приоритетных направлений государственной политики в Арктическом регионе выделил комплексное социально-экономическое развитие, развитие науки и технологий, обеспечение экологической и военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ в Арктике.

«Арктическая зона стала полноценным объектом стратегического планирования и статистического наблюдения после того, как были определены ее границы, – подчеркнул заместитель главы МЭР. – В арктическую зону РФ вошли четыре субъекта Федерации полностью и четыре – частично. На сегодня утверждены изменения к общероссийскому классификатору российских регионов, он дополнен самостоятельным разделом «Сухопутные территории арктической зоны». Росстат теперь может включать отдельный показатель «Социально-экономическое состояние арктических зон», теперь можно давать официальную статистику по Российской Арктике».

«Сейчас идет межведомственное согласование проекта указа президента о государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития арктической зоны России и формирование состава этой комиссии», – отметил Александр Цыбульский.

В то же время высокопоставленный чиновник напомнил о важности роли государства. «Для повышения уровня социального развития арктической зоны России необходимо усилить координацию деятельности органов власти при реализации госполитики России в арктической зоне. В первую очередь эти проблемы нужно решить в таких областях, как расширение ресурсной базы арктической зоны, ведь там есть нефтегазовые, воднобиологические и другие ресурсы. Далее следует сохранение защиты природной среды Арктики, обеспечение высокого уровня фундаментально-прикладных научных исследований и создание современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями, включая разработку средств для решения задач обороны и безопасности», – сказал он.

«Без должной государственной поддержки, без определения единого центра координации государственной политики по социально-экономическому развитию Арктики наши усилия не принесут должного результата», – выразил свое мнение представитель Минэкономразвития.

 

Оптимизация бюджета не затронет спасателей

Заместитель министра РФ по делам ГО и ЧС Александр Чуприян рассказал участникам о мерах комплексной безопасности на территории Арктики, которые включают установку 10 арктических полярных центров МЧС России. «Использование арктической зоны РФ в качестве стратегической ресурсной базы требует создания особых условий для обеспечения безопасности населения и территорий Арктики, – начал свое выступление заместитель министра. – С учетом приоритетов социально-экономического развития особую важность приобретает задача создания системы комплексной безопасности территорий на основе развития 10 арктических аварийно-спасательных центров МЧС России, а также группировок сил и средств других федеральных органов исполнительной власти, имеющих функциональные подсистемы РСЧС».

«При формировании системы безопасности в Арктике мы учитываем следующие особенности региона: экстремальные природно-климатические условия, очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территории, низкую плотность населения, удаленность от основных промышленных центров, высокую ресурсоемкость, зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России», – подчеркнул Александр Чуприян.

«Основной целью создания системы комплексной безопасности является повышение уровня защищенности населения и территорий Арктики за счет создания эффективной системы мониторинга, повышения оперативности действий при проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ. Система также предназначена для повышения безопасности судоходства в районе интенсивного движения судов», – заметил замглавы МЧС.

«В состав системы комплексной безопасности входит арктический аварийно-спасательный центр МЧС России, группировка сил и средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, группировка сил и средств территориальной системы РСЧС. Сегодня управление системой безопасности в Арктике осуществляет Национальный центр управления в кризисных ситуациях, который расположен в Москве, а также региональные и субъектовые центры», – сообщил замминистра.

«Численность группировки спасательных сил составляет 16 тыс. человек, из них сотрудников МЧС почти 8 тыс. Формируется авиационная группировка в составе 14 воздушных судов (12 вертолетов и 2 самолета), которые будут базироваться на аэродромах Мурманска, Воркуты, Норильска и Анадыря», – добавил он.

«Сегодня в арктической зоне функционируют 3 комплексных аварийно-спасательных центра: в Нарьян-Маре, Архангельске и Дудинке. Действуют 4 региональных поисково-спасательных отряда, 196 пожарно-спасательных подразделений общей численностью 10 тыс. человек, 2 морских спасательных координационных центра (Мурманск и Диксон), 3 морских спасательных подцентра (Архангельск, Тикси, Певек), а также 4 пункта базирования аварийно-спасательного имущества и оборудования для ликвидации разливов нефти (Диксон, Тикси, Певек, пос. Провидения)», – описал состояние спасательных служб Александр Чуприян.

«Арктические комплексные аварийно-спасательные центры будут обеспечивать режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию. Эти центры будут высокомобильными. Они оснащаются в настоящее время авиационными средствами, аварийно-спасательными автомобилями, гусеничными и колесными вездеходами, снегоходами, плавсредствами и другим необходимым оборудованием. И, несмотря на так называемую «оптимизацию бюджета», мы эту работу сворачивать не собираемся», – заключил замминистра.

 

Прогноз погоды

Форум перешел к сессии отраслевых докладов. Как заявил Александр Фролов, руководитель Федеральной службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (Росгидромет), российская сеть обеспечения метеоданных в Арктике сегодня расширяется и восстанавливается после экономического провала 90-х. «Морская деятельность российской Арктики расширяется главным образом за счет перемещения добывающей промышленности в полярные регионы, где находится значительная часть еще неразработанных природных ресурсов, – сказал глава Федерального агентства. – Вырос объем перевозок по Севморпути, восстанавливается присутствие вооруженных сил в Арктике. В такой ситуации роль природных и гидрометеорологических факторов в обеспечении устойчивой экономической деятельности в Арктике будет возрастать».

«Чтобы обеспечить экономическую деятельность в Арктике, существует сложная система отбора и предоставления данных, – сообщил глава Росгидромета. – Российская метеосеть на сегодня включает 68 полярных станций с персоналом, три обсерватории, научно-исследовательскую базу на мысе Баранова, 28 стационарных постов наблюдения за загрязнением воздуха, 3 научных судна, 3 космических аппарата. В последнее время восстанавливается и модернизируется сеть прибрежных и островных станций. Восстановлены наблюдения на 29 полярных станциях, модернизирована система связи на 16 станциях, на 44 установлены автоматические и полуавтоматические комплексы. Также совместными усилиями России и США построена полярная обсерватория в Тикси, это одна из самых лучших на сегодня полярных обсерваторий».

«Чтобы удовлетворить потребности навигации и гидрометеорологии, разработан целый ряд современных технологий, в том числе использование аэрофотосъемки, лазерного профилирования, сонаров, видеосъемки, бурения. Одной из важнейших задач является возможность полностью обеспечить, особенно в условиях санкций, потребности наших компаний, работающих в Арктике, отечественными технологиями. И это очень непростая задача», – отметил Александр Фролов.

«Еще одна важная тема – усиление международного сотрудничества, – продолжил глава Росгидромета. – В частности, это создание современного научного комплекса на Шпицбергене, и сейчас идут переговоры о его вступлении в комплексную систему наблюдений. Далее мы думаем о создании международного кластера на базе судна – плавучего университета «Профессор Молчанов».

«Свой вклад в развитие полярной наблюдательной сети вносят крупные компании, такие, например, как «Роснефть». На ее средства установлено 6 автоматических станций. Еще один из последних проектов – создание современной инфраструктуры на архипелаге Шпицберген (обсерватория Баренцбург) и другие геофизические полигоны», – привел пример Александр Фролов.

«Но существует потребность государственного участия, по крайней мере в первоочередных проектах гидрометеорологического обеспечения. Нельзя всю тяжесть освоения Арктики перекладывать на нефтяные или газовые компании. Государство должно иметь свой собственный интерес, развивать инфраструктуру. И государственная программа по арктической зоне – хорошая для этого площадка. Мы думаем, что было бы полезно в рамках внесения весенних поправок в бюджет 2016-2017 гг. подумать на эту тему и попросить Минэкономразвития побороться за дополнительные финансовые ресурсы для Арктики», – внес предложение глава Росгидромета.

Высказался руководитель метеорологического ведомства и по поводу популярной в последнее время теории потепления климата. «С уменьшением площади льда возрастает открытая поверхность. Поэтому сегодня стоит очень актуальная задача создания системы мониторинга айсберговой опасности в том числе и во время проведения разведочного бурения», – заметил глава Федерального агентства.

 

Международная панорама

В рамках Арктического совета и других международных организаций развивается активное межгосударственное сотрудничество в Арктике. Об этом сообщил в своем выступлении Владимир Барбин, посол по особым поручениям МИД России.

«Наши интересы в Арктике сформулированы в «Основах национальной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», которые утверждены в 2008 году, – начал свой доклад представитель МИД. – В их числе – сохранение Арктики зоной мира и сотрудничества. В связи с событиями на Украине и введением санкций основные усилия были сосредоточены на недопущении политизации сотрудничества в Арктике и привнесения в регион элементов военного противостояния».

«На Западе в последнее время пытаются внедрить взгляд на Арктику как место будущих военных конфликтов за обладание природными ресурсами. Такие утверждения абсолютно беспочвенны, – подчеркнул Владимир Барбин. – Но в регионе нет потенциала для конфликтов из-за доступа к минеральным или морским биологическим ресурсам, который мог бы привести к серьезной конфронтации. Международный правовой режим арктических морских пространств ясно определяет права как прибрежных арктических, так и других государств. Это касается как доступа к освоению минеральных ресурсов, так и управлению морскими биологическими запасами».

«Кроме того, делаются попытки обосновать военное присутствие войск НАТО в Арктике, сторонники этого решения ссылаются на то, что Россия тоже наращивает свой военный потенциал в полярных широтах. Но мы говорим, что это делается для безопасности, потому что в Арктике будет расширяться судоходство и добыча природных ресурсов. И мы восстанавливаем свое присутствие, которое резко сократилось в неблагополучные 90-е годы. Наши шаги по расширению военного присутствия в Арктике продиктованы не только оборонными, но и гражданскими задачами», – заключил посол по особым поручениям.

«Непростая международная обстановка сказывается на некоторых совместных с западными странами проектах в Арктическом регионе, – продолжил Владимир Барбин. – Среди них находящаяся сегодня на финишной прямой работа по подготовке рамочного плана по предупреждению загрязнения нефтью морской среды Арктики в результате нефтедобычи и судоходства».

«Успешно запущен механизм финансирования природоохранных проектов на территории России с привлечением средств инструментов поддержки Арктического совета. Сейчас идет речь о двух проектах по предотвращению выбросов сажи. Начаты новые проекты по поддержке малых коренных народов. Всего под эгидой Арктического совета реализуется около 80 проектов в самых различных областях. И ни один из них не был остановлен. Но международное сотрудничество в Арктике не замыкается только на Арктическом совете. Совсем недавно появилось новое направление – взаимодействие по линии высших органов финансового контроля арктических государств. Также продолжается сотрудничество по парламентской линии», – привел примеры представитель МИД РФ.

«В сентябре был учрежден Арктический экономический совет как независимая организация деловых кругов арктических государств. Одним из инициаторов выступала Россия. В состав совета вошли представители ТПП РФ, «Роснефти» и «Совкомфлота», – рассказал Барбин о новых органах международного сотрудничества. – Также в рамках Арктического совета решено подготовить юридически обязывающее соглашение об укреплении международного научного сотрудничества в Арктике. Цель этого документа – содействие контактам ученых и научных центров, обмен научными данными, проведение совместных исследований».

 

Ледокольное будущее

Атомный ледокольный флот понадобится даже в том случае, если площадь льдов в акватории Северного морского пути уменьшится в результате глобального потепления. Об этом заявил в своем докладе Александр Ольшевский, руководитель ФГКУ «Администрация Северного морского пути».

«Уменьшение ледового покрова в Арктике в будущем – весьма неоднозначный факт. По прогнозу наших ученых, после 2020 года, наоборот, ожидается увеличение площади льдов в Арктике, – сказал Александр Ольшевский. – И потом, если даже уменьшается ледовый покров, это не означает, что все препятствия исчезают».

«Возьмем для примера порт Дудинка, через который возит свои грузы «Норильский никель». Собственные нужды города и комбината обслуживают пять контейнеровозов и один танкер с высоким уровнем ледостойкости. При благоприятных условиях на морском участке суда следуют самостоятельно, без ледокола. Но совсем без ледовой проводки им не обойтись. В Енисейском заливе их проводит мелкосидящий атомный ледокол. Дизельный ледокол не смог там работать, поскольку коммерческая скорость не соблюдалась, суда продвигались с задержками. Таким образом, освоение плавания в арктических водах невозможно без атомного ледокольного флота», – сделал вывод глава Администрации Севморпути.

«Собственники иностранных судов, идущих Северным морским путем, часто говорят нам, что для них важна не столько проводка, потому что при благоприятных условиях они могут пройти сами, сколько важно само присутствие ледокола, чтобы было кому в случае необходимости прийти на помощь», – подчеркнул Александр Ольшевский.

«Спасательные службы развиваются, но важно понимать, что крайний западный аэродром – это Норильск. А ближайший с востока – Анадырь. Получается, что между этими пунктами половина всего Севморпути. Поэтому мы считаем, что наряду с развитием пунктов берегового базирования в открытом море необходимо использовать линейные ледоколы. И на каждом линейном ледоколе, работающем в Арктике, должны быть размещены аварийно-спасательные силы и средства для ликвидации разливов нефти и водолазная партия. Нам нужны вертолеты на ледоколах, наличие квалифицированных медицинских бригад, чтобы они могли снять пострадавшего с судна и оказать ему помощь. Необходимо включать в экипажи судов специалистов-спасателей, зарплату которых нужно финансировать из бюджета. Мы везде выдвигаем эти предложения, но пока никто ими не заинтересовался», – заключил Ольшевский.

В свою очередь Сергей Антонов, заместитель генерального директора по корпоративному развитию ФГУП «Росморпорт», привел данные о ледокольном флоте своей организации. «Сегодня у Росморпорта 29 дизель-электрических ледоколов. Из них 3 ледокола одной серии – «Капитан Браницын», «Капитан Николаев» и «Капитан Сорокин» – имеют ледовый класс Icebracker 7 и способны осуществлять ледокольные проводки в акватории Севморпути, – сказал он. – И сегодня Росморпорт прорабатывает возможность реновации части ледоколов, в частности ледокола «Ермак» до 7-го класса. Также сейчас на Балтийском и Выборгском заводе мы строим еще 4 ледокола по федеральной целевой программе, из них 3 – класса 6 с мощностью на гребных винтах 16 МВт и один класса 7 с мощностью до 25 МВт».

«В последнем проекте строительство несколько отстает от графика, но технологии, которые будут применены на этом ледоколе, позволят не только делать ледовую проводку, но и осуществлять буксировку крупных морских объектов, производить ледовую разведку, обеспечивать научные экспедиции, выполнять работы по ликвидации разливов нефти и тушению пожаров. Это ледокол нового типа», – заключил представитель Росморпорта.

 

Сабетта – как генератор грузооборота

В результате модернизации существующих и строительства новых портов портовые мощности Арктического бассейна увеличатся с 72 млн тонн до 115 млн тонн в год. «Производственная мощность портов Арктического бассейна в 2013 году оценивалась в 72 млн тонн в год, но реальный грузооборот составил только 46 млн тонн, то есть потенциал портов использовался примерно на 60%, – сказал Сергей Антонов, заместитель гендиректора ФГУП «Росморпорт».

 По его словам, в общем грузообороте страны доля арктических портов составила 8%. Сегодня изменяется структура грузооборота морских арктических портов. Увеличивается перевалка сухих грузов. Хотя, конечно, в этот показатель значительный вклад внесла завозка грузов для строительства морского арктического порта Сабетта».

«Наибольший объем перевалки приходится на первую группу портов, в которых есть вся необходимая инфраструктура, подъездные ж/д пути и т.д. Это Мурманск, Архангельск, Витино и Кандалакша. 2-я группа портов – это порты, которые, как правило, обслуживаются одной крупной инфраструктурной компанией. К ним относятся Варандей и Дудинка. В третью группу входят порты, которые определяют потребности жизни населения», – сообщил замглавы предприятия.

 «Согласно документу «Стратегия развития портового хозяйства до 2030 года» рост спроса по перевалке наливных грузов к концу указанного периода должен достичь 133 млн тонн. И много вопросов возникает по развитию тех портов, в которые ранее деньги не вкладывались. Сегодня есть проекты, нацеленные на их возрождение. Только за счет возрождения существующих и строительства новых портов портовые мощности увеличатся с нынешних 72 млн тонн до 115 млн тонн. Это если развитие пойдет по консервативному энергетическо-сырьевому сценарию», – отметил Сергей Антонов

«В число проектов расширения, к примеру, входит строительство порта Сабетта, это даст прирост 16,5 млн тонн. Далее, строительство арктического терминала по отгрузке нефти на полуострове Ямал, это принесет еще 8,5 млн тонн. А также большой проект по реконструкции Мурманского торгового порта, который даст прибавку 2 млн тонн», – заключил представитель Росморпорта.

 В свою очередь руководитель Администрации Северного морского пути Александр Ольшевский привел данные по судоходству в полярных широтах: «Через порты Северного морского пути в 2014 г. перевезено на 910 тыс. тонн грузов больше, чем в прошлом году, то есть увеличение составило 35%. Прирост был осуществлен главным образом за счет поставок грузов в Сабетту, транзитный грузопоток увеличился незначительно. По его словам, произошло уменьшение транзитных перевозок, которые осуществлялись без захода в портопункты Севморпути. Этот уровень упал примерно на 77%, и тому есть свои объективные причины».

 «На 1 декабря 2014 года нашей администрацией было выдано 614 разрешений на плавание по Севморпути, из них 109 – для судов под иностранным флагом. И 30 судам было отказано в разрешении на плавание, – поделился статистической информацией Александр Ольшевский. – Но поскольку судовладельцы могли подавать повторные заявки после исправления недочетов, в итоге только 7 судов вообще не получили разрешения на плавание. Это составляет всего 1% от общего количества заявок».

 

*    *    *

В рамках двухдневной насыщенной программы делегаты форума «Арктика: настоящее и будущее» приняли участие в обсуждении вопросов рационального освоения природных ресурсов, решения социально-экономических проблем арктических территорий, развития транспортно-транзитного потенциала и энергетического комплекса Арктики, экологической безопасности, кадрового обеспечения и сохранения культурно-исторического наследия народов Севера.

Главным итогом работы форума стала резолюция с предложениями и рекомендациями, которая была направлена в органы государственной власти России для совершенствования законодательства и государственного регулирования в сфере устойчивого развития Арктики.

 

Морские вести России №2 (2015)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...