Производство и экспорт российского зерна: тенденции и перспективы

Грузовая база
Производство и экспорт российского зерна: тенденции и перспективы

В последние годы Россия постепенно увеличивает производство зерна и становится одним из лидеров по его экспорту на мировой рынок: в текущем сельскохозяйственном сезоне страна соберет самый большой урожай с 2008 года – 105 млн тонн – и выйдет на третье место в мире по объему экспорта, отправив за рубеж более 31 млн тонн зерна.

Однако Россия далеко не полностью использует свой зерновой потенциал: развитию отрасли мешает ряд ограничений. Так, увеличение объемов внутреннего потребления зерна сдерживается медленным развитием животноводства, экспорт в страны АТР наталкивается на логистические сложности и отсутствие зернового терминала на Дальнем Востоке, а выходу на высокомаржинальные рынки Европы мешает низкое качество российской зерновой продукции.

Шаги к преодолению этих ограничений предпринимаются, но радикально ситуация может измениться разве что в долгосрочной перспективе. Пока же Россия укрепляет традиционные направления экспорта зерна и утрясает региональные логистические нюансы, в том числе связанные с присоединением Крыма.

Галина Музлова

 

Динамика производства и экспорта зерна

Начав вывозить зерно за границу в 1994 году, к началу 2000-х годов Россия существенно увеличила объемы его экспорта и вошла в десятку мировых лидеров по экспорту пшеницы и в пятерку – по ячменю. Выход России на мировой рынок в тот период был связан с ростом внутреннего производства зерна.

В 2008 году за счет дальнейшего расширения сельхозугодий и высокого урожая производство зерна в России достигло 108 млн тонн, это был второй результат за новейшую историю России (первый принадлежит 1990 году, когда было собрано 116 млн тонн зерна). К 2009 году существенно выросли и объемы экспорта (рис. 1): Россия стала вторым экспортером зерна в мире, уступая только США, а девальвация российского рубля упрочила позиции российских экспортеров на мировом рынке.

Снижение производства зерна в 2010 и 2012 годах было связано с неурожаем, при этом экспорт существенно снизился лишь в 2010 году, что было обусловлено государственным запретом на продажу зерна за границу с августа по декабрь, введенного для предотвращения роста цен и дефицита на внутреннем рынке.

По итогам 2012 года страна достигла рекордного за всю современную историю показателя экспорта зерна – 22,5 млн тонн, в этом же году была достигнута и максимальная доля экспорта от общего объема производства зерна – почти 32%, но в 2013 году объемы экспорта несколько сократились (рис. 1).

 

Рис. 1. Производство и экспорт российского зерна, 2000-2013 гг. (млн тонн)


Источник: Росстат

 

По прогнозам аналитического центра «ПроЗерно», валовой сбор всех зерновых культур в России в чистом весе в текущем сельскохозяйственном сезоне составит 105 млн тонн – это будет самый большой урожай в России после рекордного 2008 года. Основанием для оптимизма является, прежде всего, хорошее состояние посевов в стране. При этом динамика урожая по регионам в 2014 году по сравнению с предыдущим годом ожидается неодинаковая: наибольший прирост прогнозируется в Поволжье, в Центральной России сбор зерна останется на уровне прошлого года, а в Сибири несколько снизится (рис. 2).

 

Рис. 2. Сбор зерна по регионам России в 2013 и 2014 гг. (млн тонн)


Источник: Аналитический центр «ПроЗерно»

 

По итогам прошлого сельскохозяйственного сезона (2013-2014 гг.) Россия экспортировала 25,9 млн тонн зерна и заняла по этому показателю пятое место в мире, уступив США, странам ЕС, Украине и Канаде. В 2014-2015 сельскохозяйственном сезоне, по прогнозам экспертов, экспорт зерна вырастет до 31,7 млн тонн, что позволит нашей стране выйти на третье место в мире.

В настоящее время российская пшеница поставляется более чем в 80 стран. Основными потребителями российского зерна традиционно выступают страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. В период с июля 2013 по апрель 2014 года основными покупателями нашего зерна, по данным «ПроЗерно», стали Турция и Египет – на них пришлось 30% экспортных поставок. В тройку крупнейших импортеров спустя год вернулась Саудовская Аравия, опередившая Иран. Далее следуют Йемен и Южная Корея. Также в этом году выросли поставки российского зерна в Израиль, Азербайджан, Ливию и Грузию (рис. 3).

 

Рис. 3. География экспорта российского зерна, 2013-2014 гг. (%)


Расчеты «МП» по статистике аналитического центра «ПроЗерно» и Минсельхоза России

 

Перспективы расширения географии экспорта: ближайшие…

«В наступившем сельскохозяйственном сезоне не произойдет больших изменений в географии российских экспортных поставок зерна. При этом будут увеличены объемы экспорта традиционным покупателям отечественного зерна – Турции, Египту, странам Ближнего и Среднего Востока», – говорит генеральный директор аналитического центра «ПроЗерно» Владимир Петриченко. С ним согласен исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов: «В ближайшее время сложившиеся направления грузопотоков и логистика экспорта не претерпят каких-либо принципиальных изменений, а основной объем зерна по-прежнему будет вывозиться через порты Азово-Черноморского бассейна».

Усиление основных направлений экспорта российского зерна уже нашло статистическое подтверждение: в январе-апреле 2014 года объем экспортных поставок зерна и продуктов его переработки через морские порты Краснодарского края вырос в 5,5 раза по сравнению с показателем аналогичного периода 2013 года. Предполагается, что наиболее значительными темпами до конца этого сельскохозяйственного года будут расти экспортные поставки российского зерна в Египет.

Как отметил президент РФ Владимир Путин в ходе российско-египетских переговоров в августе, Россия в текущем сельскохозяйственном году увеличит поставки зерна в Египет более чем на 60%, в результате чего на эту страну придется примерно пятая часть всего российского зернового экспорта. Глава российского государства также заявил о возможном создании зоны свободной торговли стран Таможенного союза с Египтом. Можно ожидать, что данная мера также будет способствовать дальнейшему росту объемов экспорта российского зерна в эту страну.

В связи с недавно введенным эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции в Россию из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии может возникнуть вопрос – не придется ли России перенаправить часть зерна, предназначенного на экспорт, на внутренний рынок? Эксперты отвечают на этот вопрос в основном отрицательно, не видя в продовольственных санкциях меры, способной оказать существенное влияние на рост внутреннего потребления зерна, по крайней мере, в короткие сроки.

«Объем и структура внутреннего потребления зерна в России уже долгое время остаются стабильными, существенно не изменятся они и в ближайшее время, – говорит В.Петриченко из аналитического центра «ПроЗерно», – Потенциал роста внутреннего потребления зерна я оцениваю как незначительный, и предполагаю, что в этом сельскохозяйственном сезоне данный показатель составит 69 млн тонн по сравнению с 67 млн тонн в прошлом сезоне».

 

… и долгосрочные

Что касается долгосрочных перспектив изменения географии российского экспорта зерна, то пока аналитикам они видятся довольно туманными. Так, В.Петриченко считает, что давать подобные прогнозы нет смысла, поскольку слишком быстро меняется картина рынка. «С определенной долей уверенности можно говорить разве что о перспективах увеличения поставок в страны Юго-Восточной Азии, но рост экспорта в этом направлении в любом случае будет постепенным, а не «взрывным», – добавляет эксперт.

Действительно, азиатский рынок с учетом роста численности населения, а следовательно, спроса на потребление зерновых, представляется весьма перспективным для сбыта российского зерна, но его активному освоению мешает отсутствие специализированного зернового терминала на Дальнем Востоке. В настоящее время перевалка зерна осуществляется во Владивостоке по прямому варианту «вагон – судно», а его доставка выгодна лишь в близлежащие страны - Корею, Китай, Тайвань, Японию и т.п.

Однако в скором времени ситуация может измениться: у «Объединенной зерновой компании» (ОЗК) и Fesco в этом году появились вполне определенные планы по созданию специализированного зернового терминала. В мае компании подписали соглашение по совместному строительству зернового терминала в районе поселка Зарубино в бухте Троицы.

Проект планируется реализовать в два этапа: в 2014-2018 гг. мощность терминала составит до 5 млн тонн, в 2018-2020 гг. – до 10 млн тонн. Как отмечает руководство компаний, возведение этих мощностей создаст необходимые условия для реализации экспортного потенциала Сибирского и Дальневосточного федеральных округов – сельхозпроизводители в зернопрофицитных регионах получат возможность стабильно продавать свою продукцию в страны АТР.

Еще более амбициозным с точки зрения возможностей увеличения экспорта зерна выглядит проект создания дальневосточного зернового коридора. Он предполагает создание логистических мощностей для вывоза зерна, в том числе с участием иностранных, в первую очередь японских инвесторов. Как заявил в феврале этого года вице-премьер РФ Аркадий Дворкович на пресс-конференции «Интерфакса», создание дальневосточного зернового коридора позволит удвоить экспорт зерна из России.

Эксперты при этом гораздо более сдержаны в оценках перспектив роста экспорта российского зерна. Так, А.Сизов из «СовЭкона» считает, что в ближайшие 5 лет объемы российского зернового экспорта стабилизируются и не превысят 30 млн тонн в год. «Такой прогноз основан на наблюдаемом в последнее время снижении темпов роста внутреннего производства, которое непосредственно влияет на объемы экспорта», – поясняет эксперт. По его мнению, не следует опасаться и дефицита портовых перевалочных мощностей: «К настоящему времени порты уже перестали быть «бутылочным горлышком» экспорта российского зерна. Благодаря приходу частного бизнеса мощности для перевалки зерна активно расширяются».

Вместе с тем, необходимо учитывать, что Россия поставляет за рубеж зерно относительно низкого качества (ниша России в мировой торговле – пшеница 4-го класса, продовольственное зерно), благодаря чему экспорт по структуре зерна не ущемляет внутренних потребностей, а динамика внутреннего потребления практически не сказывается на объемах экспорта. Несмотря на то, что повышение качества производимого зерна уже долгое время рассматривается как одно из условий выхода России на высокомаржинальные зерновые рынки (в частности, рынки Европы, где зерно с высоким содержанием протеина не квотируется), серьезных изменений в этом направлении в ближайшее время не предвидится.

 

«Украинский фактор» экспорта зерна

Существенное влияние на особенности российского экспорта зерна оказала и продолжает оказывать политическая ситуация в Украине и произошедшее воссоединение Республики Крым с Россией – обстоятельства, которые можно условно определить как «украинский фактор». Это влияние проявляется трояко.

Во-первых, как отмечают эксперты аналитического центра «ПроЗерно», эскалация конфликта между Украиной и Россией весной 2014 года создала благоприятные условия для российского зернового экспорта. Политический фактор вылился в конъюнктурный: на фоне обеспокоенности мирового рынка надежностью поставок из Украины экспортные цены выросли более чем на 10% только за один месяц, что оказало хорошую поддержку российским экспортерам.

Во-вторых, в результате вхождения Крыма в Россию сломалась логистика поставок зерна в этом регионе. «Самые большие сложности и вопросы сейчас возникают относительно использования для перевалки зерна портов Крыма: на данный момент совершенно непонятно, какая продукция и в каких объемах будет через них переваливаться, и будет ли переваливаться вообще», – комментирует ситуацию А.Сизов.

По его словам, раньше эти порты использовались в первую очередь для поставки и перевалки украинского зерна, сейчас Россия теоретически могла бы использовать Керчь и Севастополь для каботажной перевалки зерна, то есть доставлять в эти порты российское зерно морским путем небольшими судами, накапливать грузовые партии, перегружать их на большие суда (например, класса Panamax) и отправлять на экспорт. Но для этого необходимы дополнительные каботажные суда под российским флагом, которых не хватает. Иными словами, вопрос об использовании крымских портов для перевалки зерна остается открытым. «Текущая ситуация такова, что пока эти портовые активы не могут эффективно использоваться ни Украиной, ни Россией», – заключает эксперт.

В-третьих, еще один аспект, связанный с присоединением Крыма – это урожай крымского зерна, который составляет порядка 1 млн тонн и «плюсуется» к основному объему производства зерна в России. Правда, эксперты оценивают этот объем как незначительный на общероссийском фоне и полагают, что он практически не окажет влияния на экспортные объемы.

Итак, «украинский фактор» на данном этапе способствует росту экспорта зерна из России и улучшению ее позиций на мировом зерновом рынке. Но в то же время он играет и против России, прежде всего потому, что приостанавливает запланированное ранее создание Причерноморского зернового пула России, Украины и Казахстана.

По оценке Российского зернового союза, до 2013 года потери каждой из трех стран от конкуренции внутри Причерноморского бассейна в последние годы составляли $10-20 с каждой тонны. Создание пула помогло бы существенно усилить позиции на мировом рынке зерна всех названных стран, которые вместе могли бы обеспечить около трети мирового экспорта.

Идея зернового пула впервые была публично озвучена в 2009 году, в октябре 2013 года страны подписали договор, предусматривающий создание Причерноморского зернового пула в шестимесячный срок. Однако после государственного переворота в Украине о создании такого экономического объединения в стране «не с кем стало разговаривать».

 

Морские порты №6 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...