Производство и экспорт российского зерна: тенденции и перспективы

Грузовая база
Производство и экспорт российского зерна: тенденции и перспективы

В последние годы Россия постепенно увеличивает производство зерна и становится одним из лидеров по его экспорту на мировой рынок: в текущем сельскохозяйственном сезоне страна соберет самый большой урожай с 2008 года – 105 млн тонн – и выйдет на третье место в мире по объему экспорта, отправив за рубеж более 31 млн тонн зерна.

Однако Россия далеко не полностью использует свой зерновой потенциал: развитию отрасли мешает ряд ограничений. Так, увеличение объемов внутреннего потребления зерна сдерживается медленным развитием животноводства, экспорт в страны АТР наталкивается на логистические сложности и отсутствие зернового терминала на Дальнем Востоке, а выходу на высокомаржинальные рынки Европы мешает низкое качество российской зерновой продукции.

Шаги к преодолению этих ограничений предпринимаются, но радикально ситуация может измениться разве что в долгосрочной перспективе. Пока же Россия укрепляет традиционные направления экспорта зерна и утрясает региональные логистические нюансы, в том числе связанные с присоединением Крыма.

Галина Музлова

 

Динамика производства и экспорта зерна

Начав вывозить зерно за границу в 1994 году, к началу 2000-х годов Россия существенно увеличила объемы его экспорта и вошла в десятку мировых лидеров по экспорту пшеницы и в пятерку – по ячменю. Выход России на мировой рынок в тот период был связан с ростом внутреннего производства зерна.

В 2008 году за счет дальнейшего расширения сельхозугодий и высокого урожая производство зерна в России достигло 108 млн тонн, это был второй результат за новейшую историю России (первый принадлежит 1990 году, когда было собрано 116 млн тонн зерна). К 2009 году существенно выросли и объемы экспорта (рис. 1): Россия стала вторым экспортером зерна в мире, уступая только США, а девальвация российского рубля упрочила позиции российских экспортеров на мировом рынке.

Снижение производства зерна в 2010 и 2012 годах было связано с неурожаем, при этом экспорт существенно снизился лишь в 2010 году, что было обусловлено государственным запретом на продажу зерна за границу с августа по декабрь, введенного для предотвращения роста цен и дефицита на внутреннем рынке.

По итогам 2012 года страна достигла рекордного за всю современную историю показателя экспорта зерна – 22,5 млн тонн, в этом же году была достигнута и максимальная доля экспорта от общего объема производства зерна – почти 32%, но в 2013 году объемы экспорта несколько сократились (рис. 1).

 

Рис. 1. Производство и экспорт российского зерна, 2000-2013 гг. (млн тонн)


Источник: Росстат

 

По прогнозам аналитического центра «ПроЗерно», валовой сбор всех зерновых культур в России в чистом весе в текущем сельскохозяйственном сезоне составит 105 млн тонн – это будет самый большой урожай в России после рекордного 2008 года. Основанием для оптимизма является, прежде всего, хорошее состояние посевов в стране. При этом динамика урожая по регионам в 2014 году по сравнению с предыдущим годом ожидается неодинаковая: наибольший прирост прогнозируется в Поволжье, в Центральной России сбор зерна останется на уровне прошлого года, а в Сибири несколько снизится (рис. 2).

 

Рис. 2. Сбор зерна по регионам России в 2013 и 2014 гг. (млн тонн)


Источник: Аналитический центр «ПроЗерно»

 

По итогам прошлого сельскохозяйственного сезона (2013-2014 гг.) Россия экспортировала 25,9 млн тонн зерна и заняла по этому показателю пятое место в мире, уступив США, странам ЕС, Украине и Канаде. В 2014-2015 сельскохозяйственном сезоне, по прогнозам экспертов, экспорт зерна вырастет до 31,7 млн тонн, что позволит нашей стране выйти на третье место в мире.

В настоящее время российская пшеница поставляется более чем в 80 стран. Основными потребителями российского зерна традиционно выступают страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. В период с июля 2013 по апрель 2014 года основными покупателями нашего зерна, по данным «ПроЗерно», стали Турция и Египет – на них пришлось 30% экспортных поставок. В тройку крупнейших импортеров спустя год вернулась Саудовская Аравия, опередившая Иран. Далее следуют Йемен и Южная Корея. Также в этом году выросли поставки российского зерна в Израиль, Азербайджан, Ливию и Грузию (рис. 3).

 

Рис. 3. География экспорта российского зерна, 2013-2014 гг. (%)


Расчеты «МП» по статистике аналитического центра «ПроЗерно» и Минсельхоза России

 

Перспективы расширения географии экспорта: ближайшие…

«В наступившем сельскохозяйственном сезоне не произойдет больших изменений в географии российских экспортных поставок зерна. При этом будут увеличены объемы экспорта традиционным покупателям отечественного зерна – Турции, Египту, странам Ближнего и Среднего Востока», – говорит генеральный директор аналитического центра «ПроЗерно» Владимир Петриченко. С ним согласен исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов: «В ближайшее время сложившиеся направления грузопотоков и логистика экспорта не претерпят каких-либо принципиальных изменений, а основной объем зерна по-прежнему будет вывозиться через порты Азово-Черноморского бассейна».

Усиление основных направлений экспорта российского зерна уже нашло статистическое подтверждение: в январе-апреле 2014 года объем экспортных поставок зерна и продуктов его переработки через морские порты Краснодарского края вырос в 5,5 раза по сравнению с показателем аналогичного периода 2013 года. Предполагается, что наиболее значительными темпами до конца этого сельскохозяйственного года будут расти экспортные поставки российского зерна в Египет.

Как отметил президент РФ Владимир Путин в ходе российско-египетских переговоров в августе, Россия в текущем сельскохозяйственном году увеличит поставки зерна в Египет более чем на 60%, в результате чего на эту страну придется примерно пятая часть всего российского зернового экспорта. Глава российского государства также заявил о возможном создании зоны свободной торговли стран Таможенного союза с Египтом. Можно ожидать, что данная мера также будет способствовать дальнейшему росту объемов экспорта российского зерна в эту страну.

В связи с недавно введенным эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции в Россию из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии может возникнуть вопрос – не придется ли России перенаправить часть зерна, предназначенного на экспорт, на внутренний рынок? Эксперты отвечают на этот вопрос в основном отрицательно, не видя в продовольственных санкциях меры, способной оказать существенное влияние на рост внутреннего потребления зерна, по крайней мере, в короткие сроки.

«Объем и структура внутреннего потребления зерна в России уже долгое время остаются стабильными, существенно не изменятся они и в ближайшее время, – говорит В.Петриченко из аналитического центра «ПроЗерно», – Потенциал роста внутреннего потребления зерна я оцениваю как незначительный, и предполагаю, что в этом сельскохозяйственном сезоне данный показатель составит 69 млн тонн по сравнению с 67 млн тонн в прошлом сезоне».

 

… и долгосрочные

Что касается долгосрочных перспектив изменения географии российского экспорта зерна, то пока аналитикам они видятся довольно туманными. Так, В.Петриченко считает, что давать подобные прогнозы нет смысла, поскольку слишком быстро меняется картина рынка. «С определенной долей уверенности можно говорить разве что о перспективах увеличения поставок в страны Юго-Восточной Азии, но рост экспорта в этом направлении в любом случае будет постепенным, а не «взрывным», – добавляет эксперт.

Действительно, азиатский рынок с учетом роста численности населения, а следовательно, спроса на потребление зерновых, представляется весьма перспективным для сбыта российского зерна, но его активному освоению мешает отсутствие специализированного зернового терминала на Дальнем Востоке. В настоящее время перевалка зерна осуществляется во Владивостоке по прямому варианту «вагон – судно», а его доставка выгодна лишь в близлежащие страны - Корею, Китай, Тайвань, Японию и т.п.

Однако в скором времени ситуация может измениться: у «Объединенной зерновой компании» (ОЗК) и Fesco в этом году появились вполне определенные планы по созданию специализированного зернового терминала. В мае компании подписали соглашение по совместному строительству зернового терминала в районе поселка Зарубино в бухте Троицы.

Проект планируется реализовать в два этапа: в 2014-2018 гг. мощность терминала составит до 5 млн тонн, в 2018-2020 гг. – до 10 млн тонн. Как отмечает руководство компаний, возведение этих мощностей создаст необходимые условия для реализации экспортного потенциала Сибирского и Дальневосточного федеральных округов – сельхозпроизводители в зернопрофицитных регионах получат возможность стабильно продавать свою продукцию в страны АТР.

Еще более амбициозным с точки зрения возможностей увеличения экспорта зерна выглядит проект создания дальневосточного зернового коридора. Он предполагает создание логистических мощностей для вывоза зерна, в том числе с участием иностранных, в первую очередь японских инвесторов. Как заявил в феврале этого года вице-премьер РФ Аркадий Дворкович на пресс-конференции «Интерфакса», создание дальневосточного зернового коридора позволит удвоить экспорт зерна из России.

Эксперты при этом гораздо более сдержаны в оценках перспектив роста экспорта российского зерна. Так, А.Сизов из «СовЭкона» считает, что в ближайшие 5 лет объемы российского зернового экспорта стабилизируются и не превысят 30 млн тонн в год. «Такой прогноз основан на наблюдаемом в последнее время снижении темпов роста внутреннего производства, которое непосредственно влияет на объемы экспорта», – поясняет эксперт. По его мнению, не следует опасаться и дефицита портовых перевалочных мощностей: «К настоящему времени порты уже перестали быть «бутылочным горлышком» экспорта российского зерна. Благодаря приходу частного бизнеса мощности для перевалки зерна активно расширяются».

Вместе с тем, необходимо учитывать, что Россия поставляет за рубеж зерно относительно низкого качества (ниша России в мировой торговле – пшеница 4-го класса, продовольственное зерно), благодаря чему экспорт по структуре зерна не ущемляет внутренних потребностей, а динамика внутреннего потребления практически не сказывается на объемах экспорта. Несмотря на то, что повышение качества производимого зерна уже долгое время рассматривается как одно из условий выхода России на высокомаржинальные зерновые рынки (в частности, рынки Европы, где зерно с высоким содержанием протеина не квотируется), серьезных изменений в этом направлении в ближайшее время не предвидится.

 

«Украинский фактор» экспорта зерна

Существенное влияние на особенности российского экспорта зерна оказала и продолжает оказывать политическая ситуация в Украине и произошедшее воссоединение Республики Крым с Россией – обстоятельства, которые можно условно определить как «украинский фактор». Это влияние проявляется трояко.

Во-первых, как отмечают эксперты аналитического центра «ПроЗерно», эскалация конфликта между Украиной и Россией весной 2014 года создала благоприятные условия для российского зернового экспорта. Политический фактор вылился в конъюнктурный: на фоне обеспокоенности мирового рынка надежностью поставок из Украины экспортные цены выросли более чем на 10% только за один месяц, что оказало хорошую поддержку российским экспортерам.

Во-вторых, в результате вхождения Крыма в Россию сломалась логистика поставок зерна в этом регионе. «Самые большие сложности и вопросы сейчас возникают относительно использования для перевалки зерна портов Крыма: на данный момент совершенно непонятно, какая продукция и в каких объемах будет через них переваливаться, и будет ли переваливаться вообще», – комментирует ситуацию А.Сизов.

По его словам, раньше эти порты использовались в первую очередь для поставки и перевалки украинского зерна, сейчас Россия теоретически могла бы использовать Керчь и Севастополь для каботажной перевалки зерна, то есть доставлять в эти порты российское зерно морским путем небольшими судами, накапливать грузовые партии, перегружать их на большие суда (например, класса Panamax) и отправлять на экспорт. Но для этого необходимы дополнительные каботажные суда под российским флагом, которых не хватает. Иными словами, вопрос об использовании крымских портов для перевалки зерна остается открытым. «Текущая ситуация такова, что пока эти портовые активы не могут эффективно использоваться ни Украиной, ни Россией», – заключает эксперт.

В-третьих, еще один аспект, связанный с присоединением Крыма – это урожай крымского зерна, который составляет порядка 1 млн тонн и «плюсуется» к основному объему производства зерна в России. Правда, эксперты оценивают этот объем как незначительный на общероссийском фоне и полагают, что он практически не окажет влияния на экспортные объемы.

Итак, «украинский фактор» на данном этапе способствует росту экспорта зерна из России и улучшению ее позиций на мировом зерновом рынке. Но в то же время он играет и против России, прежде всего потому, что приостанавливает запланированное ранее создание Причерноморского зернового пула России, Украины и Казахстана.

По оценке Российского зернового союза, до 2013 года потери каждой из трех стран от конкуренции внутри Причерноморского бассейна в последние годы составляли $10-20 с каждой тонны. Создание пула помогло бы существенно усилить позиции на мировом рынке зерна всех названных стран, которые вместе могли бы обеспечить около трети мирового экспорта.

Идея зернового пула впервые была публично озвучена в 2009 году, в октябре 2013 года страны подписали договор, предусматривающий создание Причерноморского зернового пула в шестимесячный срок. Однако после государственного переворота в Украине о создании такого экономического объединения в стране «не с кем стало разговаривать».

 

Морские порты №6 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...