Мост между бизнесом и образованием - Морские вести России

Мост между бизнесом и образованием

06.08.2015

Образование

Мост между бизнесом и образованием

5 декабря в рамках «Транспортной недели – 2014» состоялась отраслевая конференция Федерального агентства морского и речного транспорта «Наука, образование, бизнес – акватория партнерства и развития». Ее участники обсудили одну из самых актуальных тем современного водного транспорта: как восстановить и укрепить связь между судоходным и портовым бизнесом и образованием.

А. Сидоров

Открылась конференция приветственным словом помощника президента РФ Игоря Левитина. «Президент России в своем послании Федеральному Собранию говорил об инженерном образовании, о неразрывной связи между образовательными учреждениями и работодателями, – сказал помощник президента.– Мне кажется, что морской и речной транспорт наиболее ярко демонстрируют эту неразрывную связь. Вместе с тем для опережающего развития инфраструктуры, создания эффективной отрасли нужны и новые подходы в образовании».

«Когда мы говорим об образовании, то почему-то по умолчанию имеется в виду высшее образование. Но не стоит забывать о том, сколько требуется специалистов рабочих профессий. И нам необходимо готовить рабочие профессии. В одно время в нашей стране был сделан перебор в сторону высшего образования, теперь это все понимают, но исправить сложившуюся ситуацию очень трудно», – заключил Игорь Левитин.

 

ГЧП для образования

Руководитель Росморречфлота Александр Давыденко выступил на конференции с установочным докладом «Интеграция бизнеса, образования и науки как основа повышения эффективности отрасли и опережающего развития инфраструктуры».

«Решение актуальных задач инновационного развития требует опережающей подготовки высокопрофессиональных кадров, – начал свое выступление глава Федерального агентства. – При этом стратегически важно уже сегодня готовить специалистов, которые понадобятся не прямо сейчас, а через 4-10 лет в рамках уже нового технологического уклада. Но для этого необходимо изменить саму структуру образовательного процесса, перенести акцент с содержания образования на результат обучения путем формирования профессиональных компетенций, необходимых для работы на предприятиях отрасли: в судоходных компаниях, администрациях морских и речных портов, научных и проектно-конструкторских организациях. Важнейший вопрос – кто будет учить будущих выпускников отраслевых вузов. Чтобы подготовить хорошего профессионала, преподаватели должны обладать знаниями не 10- или 20-летней давности, а добытыми на основе современного опыта работы передовых российских и международных транспортных организаций».

«Есть вопросы для размышления, – продолжил Александр Давыденко. – Притом что в России наблюдается заметный дефицит кадров плавсостава, выпускники вузов уходят на суда под иностранным флагом. Это хорошо или плохо? С одной стороны, такое обстоятельство лишь подтверждает высокий рейтинг специалистов, подготовленных в российских учебных заведениях. Также оно обеспечивает возврат инвестиций на обучение плавсостава за счет реинвестирования полученных ими доходов обратно в Россию на содержание своих семей. С другой стороны, это приводит к дефициту кадров плавсостава «дома» – для работы на вспомогательном и обслуживающем флоте и на судах внутреннего водного плавания».

Руководитель Федерального агентства задался вопросом, существуют ли пути повышения привлекательности работы на внутренних водных путях, вспомогательных судах, ледокольном флоте? Тем более, отметил он, освоение Арктики признано одним из приоритетов российской экономической политики. Все эксперты сходятся в том, что количество работающих на морских нефтегазодобывающих комплексах будет неуклонно расти, а значит, повысится и спрос на подготовку специалистов для них.

«Были разработаны программы инновационного развития, включающие пункт «обеспечение взаимодействия с ведущими высшими учебными заведениями». Это очень важный пункт. Но есть ли реальное взаимодействие между вузами и компаниями с государственным участием в рамках выполнения этих программ?» – задался вопросом глава Росморречфлота. Он подчеркнул, что, несмотря на то, что практика применения государственно-частного партнерства в транспортном комплексе развита весьма хорошо, в сфере подготовки кадров этот же механизм пока работает слабо. «Для активизации ГЧП в сфере профессионального образования необходимо создать универсальные механизмы, основанные не на прямом участии государства, а на эффективном сотрудничестве работодателей и образовательных организаций», – заявил Александр Давыденко.

«К сожалению, у нас разорвана важная цепь «образование – научные исследования – результаты – внедрение их на предприятиях отрасли». При низкой инновационной активности отраслевых предприятий и слабой востребованности научных разработок в бизнесе научный потенциал вузов не находит реализации. Возможный путь развития – это организация эффективного взаимодействия с высокотехнологичными компаниями, особенно в части использования их материально-технической базы, через создание базовых кафедр, совместных научных лабораторий и инновационных технологических центров», – внес предложение руководитель Росморречфлота.

«Именно интеграция бизнеса, образования и науки открывает возможности наращивания ресурсного потенциала отрасли и создания платформы для ее ускоренного роста», – заключил Александр Давыденко.

 

Смазка между вузами и производством

Перед началом дискуссии среди ректоров вузов, подведомственных Росморречфлоту, был проведен блицопрос, в ходе которого они ответили на вопросы о том, какова величина конкурсов в возглавляемых ими вузах и, главное, каков процент трудоустройства выпускников. Ректоры морских университетов практически единогласно отметили, что выпускники отраслевых вузов востребованы как на российском, так и на международном рынке труда. И если говорить о плавательных специальностях, то здесь работу находят практически все. Более того, несмотря на то что в отрасли остается до 90% выпускников, их все равно не хватает, чтобы утолить кадровый голод.

Важное замечание сделал Александр Давыденко. «Хотя картина выглядит очень оптимистично, проблемы с трудоустройством у нас все-таки есть, – сказал он. – Проблема не в том, что мы не можем трудоустроить наших выпускников, а в том, что они от нас уходят. После первого года работы они, как правило, оказываются в других отраслях. К примеру, хотя плавспециальности очень востребованы, но специалисты также быстро уходят на иностранный флот, под чужие флаги. Вот в чем проблема».

Немалую часть дискуссии заняло обсуждение роли корпоративных обучающих центров, которые есть практически у всех крупных компаний. Как отметил Игорь Панков, директор учебно-тренажерного центра ОАО «Совкомфлот», такие организации создаются для того, чтобы заполнить ниши, которые неизбежно возникают между производством и вузами.

«Вузы производят массовый продукт, но когда люди приходят на производство, им нужно добрать знаний и компетенций, – сказал Игорь Панков. – Это как новая обувь – даже если купить ее по размеру, все равно приходится еще две недели разнашивать».

«Центры вроде нашего должны служить своеобразной смазкой между вузами и производством. Периодически возникают какие-то сиюминутные задачи, которые нужно решить срочно. Например, начинается эксплуатация нового оборудования. Прежде всего нужно обучить людей работе с этим оборудованием», – отметил представитель «Совкомфлота».

 

Образование без границ

В заседании принимали участие многочисленные иностранные специалисты – руководители зарубежных вузов и компаний. Они поделились зарубежным опытом укрепления взаимодействия бизнеса и образования.

Пекка Коскинен, учредитель BRAVE Logistics Finland Oy (Финляндия), отметил высокий уровень российской научной базы в области водного транспорта. «Наша исследовательская база и число ученых относительно невелики, поэтому нам было бы очень интересно начать диалог с нашими российскими коллегами. В частности, с университетом им. Макарова, для того чтобы разрабатывать новые методы по привлечению и коммерциализации научных технологий», – сказал он.

Петтери Айконен, президент Университета прикладных наук Kymenlaakson (Финляндия), подчеркнул необходимость международной кооперации. «Проблемы, например северных маршрутов, нужно решать вместе. Нельзя, чтобы Россия решала их своим путем, а Европа – по-своему», – сказал представитель Финляндии. Отвечая на вопрос о возможных последствиях экономических санкций, наложенных на РФ, он отметил, что сотрудничество не должно прекращаться. «Это немыслимо. Мы необходимы друг другу для дальнейшего развития. И большая часть этого взаимодействия основана на сотрудничестве университетов», – сказал Айконен.

Хисаси Ямамото, генеральный директор глобального бортового учебного центра GOBTC (Япония), обратил внимание участников на возникновение спроса на новые знания и компетенции. «Это то, что необходимо для навигации в высоких широтах, опыт, касающийся эксплуатации морских платформ или грузовых судов в полярных водах. Я убежден, что мир изменился из-за того, что сегодня нарастает деятельность, связанная с добычей офшорных ресурсов».

Вторую важную тенденцию в морских профессиях японский коллега назвал поляризацией. «Появляются новые отрасли в судовождении, профессии моряков становятся более разнообразными, – пояснил он. – Есть разработка офшорных месторождений, есть навигация в Арктике, перевозка обычных грузов, перевозка нетрадиционных грузов и т.д. Все эти области требуют новых квалификаций, и поэтому кадровый вопрос стоит очень остро. Потребность в новых профессионалах растет из года в год», – сказал Ямамото.

Лиу Нан, президент компании Bestway Development Group Co (Китай), в свою очередь заметил, что процесс глобализации идет не только в экономике, но и в образовании, и сейчас образование должно отвергнуть государственные границы.

«Образование в любой стране не может развиваться без участия государства, поэтому поддержка со стороны государства, а также отрасли играет большую роль. При этом образовательным учреждениям важно не только соответствовать сиюминутным потребностями, но и смотреть в будущее, предугадывать тенденции и реагировать на них», – подчеркнул он.

 

Коммерциализация знаний

В заключение участники конференции обсудили перспективы развития вузов. Крис ван Аар, управляющий проектами морского университета STC-Group B.V. (Нидерланды), заявил, что университетам нужно продемонстрировать, что они являются источником знаний. «Университеты должны учить людей очень практичным навыкам и четко показать, какие результаты могут дать их программы. Для вузов очень важно показать бизнесу, чему они научат своих выпускников. То есть какую доходность для бизнеса в обмен на его инвестиции они обеспечат», – сказал он.

Алексей Беляков, исполнительный директор кластера космических и информационных технологий фонда «Сколково», подчеркнул, что картина с образованием за рубежом разительно отличается от российской. «Западные институты оценивают свою эффективность по количеству внедрений, степени коммерциализации научных работ, проведенных внутри института. Российские университеты основным показателем своей эффективности считают цитируемость, количество профессоров или студентов. И это представляет определенную проблему – проблему интеграции науки, образования и бизнеса», – описал ситуацию Беляков.

Итог дискуссии подвел Игорь Левитин, подчеркнув, что образовательные центры и лаборатории в любом случае должны создаваться на базе отраслевых учебных заведений.

«Мне кажется, в будущем все учебные центры и лаборатории должны создаваться при вузах. В них должна проходить аттестация работников, причем не только высшего, но и среднего образования. Когда ведущие компании передадут свою современную технику вузам, в которых будут подготавливаться не только их работники, это будет большой плюс для всей отрасли», – заявил советник президента.

Игорь Левитин также отметил, что более тесное сотрудничество бизнеса, науки и образования позволит поднять последнее на новый уровень и тем самым внести весомый вклад в повышение эффективности отрасли.

 

Морские вести России №17 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ