Мост между бизнесом и образованием

Инфраструктура / Образование
Мост между бизнесом и образованием

5 декабря в рамках «Транспортной недели – 2014» состоялась отраслевая конференция Федерального агентства морского и речного транспорта «Наука, образование, бизнес – акватория партнерства и развития». Ее участники обсудили одну из самых актуальных тем современного водного транспорта: как восстановить и укрепить связь между судоходным и портовым бизнесом и образованием.

А. Сидоров

Открылась конференция приветственным словом помощника президента РФ Игоря Левитина. «Президент России в своем послании Федеральному Собранию говорил об инженерном образовании, о неразрывной связи между образовательными учреждениями и работодателями, – сказал помощник президента.– Мне кажется, что морской и речной транспорт наиболее ярко демонстрируют эту неразрывную связь. Вместе с тем для опережающего развития инфраструктуры, создания эффективной отрасли нужны и новые подходы в образовании».

«Когда мы говорим об образовании, то почему-то по умолчанию имеется в виду высшее образование. Но не стоит забывать о том, сколько требуется специалистов рабочих профессий. И нам необходимо готовить рабочие профессии. В одно время в нашей стране был сделан перебор в сторону высшего образования, теперь это все понимают, но исправить сложившуюся ситуацию очень трудно», – заключил Игорь Левитин.

 

ГЧП для образования

Руководитель Росморречфлота Александр Давыденко выступил на конференции с установочным докладом «Интеграция бизнеса, образования и науки как основа повышения эффективности отрасли и опережающего развития инфраструктуры».

«Решение актуальных задач инновационного развития требует опережающей подготовки высокопрофессиональных кадров, – начал свое выступление глава Федерального агентства. – При этом стратегически важно уже сегодня готовить специалистов, которые понадобятся не прямо сейчас, а через 4-10 лет в рамках уже нового технологического уклада. Но для этого необходимо изменить саму структуру образовательного процесса, перенести акцент с содержания образования на результат обучения путем формирования профессиональных компетенций, необходимых для работы на предприятиях отрасли: в судоходных компаниях, администрациях морских и речных портов, научных и проектно-конструкторских организациях. Важнейший вопрос – кто будет учить будущих выпускников отраслевых вузов. Чтобы подготовить хорошего профессионала, преподаватели должны обладать знаниями не 10- или 20-летней давности, а добытыми на основе современного опыта работы передовых российских и международных транспортных организаций».

«Есть вопросы для размышления, – продолжил Александр Давыденко. – Притом что в России наблюдается заметный дефицит кадров плавсостава, выпускники вузов уходят на суда под иностранным флагом. Это хорошо или плохо? С одной стороны, такое обстоятельство лишь подтверждает высокий рейтинг специалистов, подготовленных в российских учебных заведениях. Также оно обеспечивает возврат инвестиций на обучение плавсостава за счет реинвестирования полученных ими доходов обратно в Россию на содержание своих семей. С другой стороны, это приводит к дефициту кадров плавсостава «дома» – для работы на вспомогательном и обслуживающем флоте и на судах внутреннего водного плавания».

Руководитель Федерального агентства задался вопросом, существуют ли пути повышения привлекательности работы на внутренних водных путях, вспомогательных судах, ледокольном флоте? Тем более, отметил он, освоение Арктики признано одним из приоритетов российской экономической политики. Все эксперты сходятся в том, что количество работающих на морских нефтегазодобывающих комплексах будет неуклонно расти, а значит, повысится и спрос на подготовку специалистов для них.

«Были разработаны программы инновационного развития, включающие пункт «обеспечение взаимодействия с ведущими высшими учебными заведениями». Это очень важный пункт. Но есть ли реальное взаимодействие между вузами и компаниями с государственным участием в рамках выполнения этих программ?» – задался вопросом глава Росморречфлота. Он подчеркнул, что, несмотря на то, что практика применения государственно-частного партнерства в транспортном комплексе развита весьма хорошо, в сфере подготовки кадров этот же механизм пока работает слабо. «Для активизации ГЧП в сфере профессионального образования необходимо создать универсальные механизмы, основанные не на прямом участии государства, а на эффективном сотрудничестве работодателей и образовательных организаций», – заявил Александр Давыденко.

«К сожалению, у нас разорвана важная цепь «образование – научные исследования – результаты – внедрение их на предприятиях отрасли». При низкой инновационной активности отраслевых предприятий и слабой востребованности научных разработок в бизнесе научный потенциал вузов не находит реализации. Возможный путь развития – это организация эффективного взаимодействия с высокотехнологичными компаниями, особенно в части использования их материально-технической базы, через создание базовых кафедр, совместных научных лабораторий и инновационных технологических центров», – внес предложение руководитель Росморречфлота.

«Именно интеграция бизнеса, образования и науки открывает возможности наращивания ресурсного потенциала отрасли и создания платформы для ее ускоренного роста», – заключил Александр Давыденко.

 

Смазка между вузами и производством

Перед началом дискуссии среди ректоров вузов, подведомственных Росморречфлоту, был проведен блицопрос, в ходе которого они ответили на вопросы о том, какова величина конкурсов в возглавляемых ими вузах и, главное, каков процент трудоустройства выпускников. Ректоры морских университетов практически единогласно отметили, что выпускники отраслевых вузов востребованы как на российском, так и на международном рынке труда. И если говорить о плавательных специальностях, то здесь работу находят практически все. Более того, несмотря на то что в отрасли остается до 90% выпускников, их все равно не хватает, чтобы утолить кадровый голод.

Важное замечание сделал Александр Давыденко. «Хотя картина выглядит очень оптимистично, проблемы с трудоустройством у нас все-таки есть, – сказал он. – Проблема не в том, что мы не можем трудоустроить наших выпускников, а в том, что они от нас уходят. После первого года работы они, как правило, оказываются в других отраслях. К примеру, хотя плавспециальности очень востребованы, но специалисты также быстро уходят на иностранный флот, под чужие флаги. Вот в чем проблема».

Немалую часть дискуссии заняло обсуждение роли корпоративных обучающих центров, которые есть практически у всех крупных компаний. Как отметил Игорь Панков, директор учебно-тренажерного центра ОАО «Совкомфлот», такие организации создаются для того, чтобы заполнить ниши, которые неизбежно возникают между производством и вузами.

«Вузы производят массовый продукт, но когда люди приходят на производство, им нужно добрать знаний и компетенций, – сказал Игорь Панков. – Это как новая обувь – даже если купить ее по размеру, все равно приходится еще две недели разнашивать».

«Центры вроде нашего должны служить своеобразной смазкой между вузами и производством. Периодически возникают какие-то сиюминутные задачи, которые нужно решить срочно. Например, начинается эксплуатация нового оборудования. Прежде всего нужно обучить людей работе с этим оборудованием», – отметил представитель «Совкомфлота».

 

Образование без границ

В заседании принимали участие многочисленные иностранные специалисты – руководители зарубежных вузов и компаний. Они поделились зарубежным опытом укрепления взаимодействия бизнеса и образования.

Пекка Коскинен, учредитель BRAVE Logistics Finland Oy (Финляндия), отметил высокий уровень российской научной базы в области водного транспорта. «Наша исследовательская база и число ученых относительно невелики, поэтому нам было бы очень интересно начать диалог с нашими российскими коллегами. В частности, с университетом им. Макарова, для того чтобы разрабатывать новые методы по привлечению и коммерциализации научных технологий», – сказал он.

Петтери Айконен, президент Университета прикладных наук Kymenlaakson (Финляндия), подчеркнул необходимость международной кооперации. «Проблемы, например северных маршрутов, нужно решать вместе. Нельзя, чтобы Россия решала их своим путем, а Европа – по-своему», – сказал представитель Финляндии. Отвечая на вопрос о возможных последствиях экономических санкций, наложенных на РФ, он отметил, что сотрудничество не должно прекращаться. «Это немыслимо. Мы необходимы друг другу для дальнейшего развития. И большая часть этого взаимодействия основана на сотрудничестве университетов», – сказал Айконен.

Хисаси Ямамото, генеральный директор глобального бортового учебного центра GOBTC (Япония), обратил внимание участников на возникновение спроса на новые знания и компетенции. «Это то, что необходимо для навигации в высоких широтах, опыт, касающийся эксплуатации морских платформ или грузовых судов в полярных водах. Я убежден, что мир изменился из-за того, что сегодня нарастает деятельность, связанная с добычей офшорных ресурсов».

Вторую важную тенденцию в морских профессиях японский коллега назвал поляризацией. «Появляются новые отрасли в судовождении, профессии моряков становятся более разнообразными, – пояснил он. – Есть разработка офшорных месторождений, есть навигация в Арктике, перевозка обычных грузов, перевозка нетрадиционных грузов и т.д. Все эти области требуют новых квалификаций, и поэтому кадровый вопрос стоит очень остро. Потребность в новых профессионалах растет из года в год», – сказал Ямамото.

Лиу Нан, президент компании Bestway Development Group Co (Китай), в свою очередь заметил, что процесс глобализации идет не только в экономике, но и в образовании, и сейчас образование должно отвергнуть государственные границы.

«Образование в любой стране не может развиваться без участия государства, поэтому поддержка со стороны государства, а также отрасли играет большую роль. При этом образовательным учреждениям важно не только соответствовать сиюминутным потребностями, но и смотреть в будущее, предугадывать тенденции и реагировать на них», – подчеркнул он.

 

Коммерциализация знаний

В заключение участники конференции обсудили перспективы развития вузов. Крис ван Аар, управляющий проектами морского университета STC-Group B.V. (Нидерланды), заявил, что университетам нужно продемонстрировать, что они являются источником знаний. «Университеты должны учить людей очень практичным навыкам и четко показать, какие результаты могут дать их программы. Для вузов очень важно показать бизнесу, чему они научат своих выпускников. То есть какую доходность для бизнеса в обмен на его инвестиции они обеспечат», – сказал он.

Алексей Беляков, исполнительный директор кластера космических и информационных технологий фонда «Сколково», подчеркнул, что картина с образованием за рубежом разительно отличается от российской. «Западные институты оценивают свою эффективность по количеству внедрений, степени коммерциализации научных работ, проведенных внутри института. Российские университеты основным показателем своей эффективности считают цитируемость, количество профессоров или студентов. И это представляет определенную проблему – проблему интеграции науки, образования и бизнеса», – описал ситуацию Беляков.

Итог дискуссии подвел Игорь Левитин, подчеркнув, что образовательные центры и лаборатории в любом случае должны создаваться на базе отраслевых учебных заведений.

«Мне кажется, в будущем все учебные центры и лаборатории должны создаваться при вузах. В них должна проходить аттестация работников, причем не только высшего, но и среднего образования. Когда ведущие компании передадут свою современную технику вузам, в которых будут подготавливаться не только их работники, это будет большой плюс для всей отрасли», – заявил советник президента.

Игорь Левитин также отметил, что более тесное сотрудничество бизнеса, науки и образования позволит поднять последнее на новый уровень и тем самым внести весомый вклад в повышение эффективности отрасли.

 

Морские вести России №17 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке 13-15 сентября во Владивостоке состоялся семинар старших офицеров флота группы компаний «Совкомфлот»...

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов

Сахалинские экологи очистили от брошенных сетей место кормления серых китов Инициативная группа помощи морским млекопитающим «Друзья океана» и участники клуба «Бумеранг», заним...

Российская экономика

Заказ на строительство паромов для линии Усть-Луга – Балтийск может получить Невский ССЗ – СМИ

Заказ на строительство паромов для линии Усть-Луга – Балтийск может получить Невский ССЗ – СМИ Заказ на строительство трех новых паромов для железнодорожно-паромной переправы Усть-Луга – Балтийск...

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот».

Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки – Конференция журнала «Морской флот». Процент внедрения должен стать главным критерием оценки работы корабельной науки, это будет способст...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер

В Мурманском морском торговом порту ошвартовался суперсовременный балкер Голландское судно «Эгберт Вагенборг» построено и введено в эксплуатацию весной 2017 года. Оно относи...

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге

Пятая ежегодная конференции «Техника и технологии для портов» открылась в Санкт-Петербурге Сегодня журнал «Морские порты» открыл пятую ежегодную конференцию «Техника и технологии для портов: ...




Морской транспорт

Fesco доставила 2,7 тыс. т грузов на Курильские острова по заказу Минобороны РФ

Fesco доставила 2,7 тыс. т грузов на Курильские острова по заказу Минобороны РФ Транспортная группа Fesco доставила на Курильские острова около 2,685 тыс.тонн грузов по заказу Мини...

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск

Грузовое судно после разгрузки «американского угля» в Одессе отправилось в Новороссийск Судно, которое разгрузило «уголь из Пенсильвании» в одесском порту, в среду отправилось в Новороссий...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода В рамках стратегического партнерства Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)...

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости»

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости» Минэкономразвития (МЭР) РФ предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые железнодоро...

Авто транспорт

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке Движение автотранспорта по новому мосту через реку Кирганик открыто в Камчатском крае. Дорожный объе...

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...