Мост между бизнесом и образованием

Инфраструктура / Образование
Мост между бизнесом и образованием

5 декабря в рамках «Транспортной недели – 2014» состоялась отраслевая конференция Федерального агентства морского и речного транспорта «Наука, образование, бизнес – акватория партнерства и развития». Ее участники обсудили одну из самых актуальных тем современного водного транспорта: как восстановить и укрепить связь между судоходным и портовым бизнесом и образованием.

А. Сидоров

Открылась конференция приветственным словом помощника президента РФ Игоря Левитина. «Президент России в своем послании Федеральному Собранию говорил об инженерном образовании, о неразрывной связи между образовательными учреждениями и работодателями, – сказал помощник президента.– Мне кажется, что морской и речной транспорт наиболее ярко демонстрируют эту неразрывную связь. Вместе с тем для опережающего развития инфраструктуры, создания эффективной отрасли нужны и новые подходы в образовании».

«Когда мы говорим об образовании, то почему-то по умолчанию имеется в виду высшее образование. Но не стоит забывать о том, сколько требуется специалистов рабочих профессий. И нам необходимо готовить рабочие профессии. В одно время в нашей стране был сделан перебор в сторону высшего образования, теперь это все понимают, но исправить сложившуюся ситуацию очень трудно», – заключил Игорь Левитин.

 

ГЧП для образования

Руководитель Росморречфлота Александр Давыденко выступил на конференции с установочным докладом «Интеграция бизнеса, образования и науки как основа повышения эффективности отрасли и опережающего развития инфраструктуры».

«Решение актуальных задач инновационного развития требует опережающей подготовки высокопрофессиональных кадров, – начал свое выступление глава Федерального агентства. – При этом стратегически важно уже сегодня готовить специалистов, которые понадобятся не прямо сейчас, а через 4-10 лет в рамках уже нового технологического уклада. Но для этого необходимо изменить саму структуру образовательного процесса, перенести акцент с содержания образования на результат обучения путем формирования профессиональных компетенций, необходимых для работы на предприятиях отрасли: в судоходных компаниях, администрациях морских и речных портов, научных и проектно-конструкторских организациях. Важнейший вопрос – кто будет учить будущих выпускников отраслевых вузов. Чтобы подготовить хорошего профессионала, преподаватели должны обладать знаниями не 10- или 20-летней давности, а добытыми на основе современного опыта работы передовых российских и международных транспортных организаций».

«Есть вопросы для размышления, – продолжил Александр Давыденко. – Притом что в России наблюдается заметный дефицит кадров плавсостава, выпускники вузов уходят на суда под иностранным флагом. Это хорошо или плохо? С одной стороны, такое обстоятельство лишь подтверждает высокий рейтинг специалистов, подготовленных в российских учебных заведениях. Также оно обеспечивает возврат инвестиций на обучение плавсостава за счет реинвестирования полученных ими доходов обратно в Россию на содержание своих семей. С другой стороны, это приводит к дефициту кадров плавсостава «дома» – для работы на вспомогательном и обслуживающем флоте и на судах внутреннего водного плавания».

Руководитель Федерального агентства задался вопросом, существуют ли пути повышения привлекательности работы на внутренних водных путях, вспомогательных судах, ледокольном флоте? Тем более, отметил он, освоение Арктики признано одним из приоритетов российской экономической политики. Все эксперты сходятся в том, что количество работающих на морских нефтегазодобывающих комплексах будет неуклонно расти, а значит, повысится и спрос на подготовку специалистов для них.

«Были разработаны программы инновационного развития, включающие пункт «обеспечение взаимодействия с ведущими высшими учебными заведениями». Это очень важный пункт. Но есть ли реальное взаимодействие между вузами и компаниями с государственным участием в рамках выполнения этих программ?» – задался вопросом глава Росморречфлота. Он подчеркнул, что, несмотря на то, что практика применения государственно-частного партнерства в транспортном комплексе развита весьма хорошо, в сфере подготовки кадров этот же механизм пока работает слабо. «Для активизации ГЧП в сфере профессионального образования необходимо создать универсальные механизмы, основанные не на прямом участии государства, а на эффективном сотрудничестве работодателей и образовательных организаций», – заявил Александр Давыденко.

«К сожалению, у нас разорвана важная цепь «образование – научные исследования – результаты – внедрение их на предприятиях отрасли». При низкой инновационной активности отраслевых предприятий и слабой востребованности научных разработок в бизнесе научный потенциал вузов не находит реализации. Возможный путь развития – это организация эффективного взаимодействия с высокотехнологичными компаниями, особенно в части использования их материально-технической базы, через создание базовых кафедр, совместных научных лабораторий и инновационных технологических центров», – внес предложение руководитель Росморречфлота.

«Именно интеграция бизнеса, образования и науки открывает возможности наращивания ресурсного потенциала отрасли и создания платформы для ее ускоренного роста», – заключил Александр Давыденко.

 

Смазка между вузами и производством

Перед началом дискуссии среди ректоров вузов, подведомственных Росморречфлоту, был проведен блицопрос, в ходе которого они ответили на вопросы о том, какова величина конкурсов в возглавляемых ими вузах и, главное, каков процент трудоустройства выпускников. Ректоры морских университетов практически единогласно отметили, что выпускники отраслевых вузов востребованы как на российском, так и на международном рынке труда. И если говорить о плавательных специальностях, то здесь работу находят практически все. Более того, несмотря на то что в отрасли остается до 90% выпускников, их все равно не хватает, чтобы утолить кадровый голод.

Важное замечание сделал Александр Давыденко. «Хотя картина выглядит очень оптимистично, проблемы с трудоустройством у нас все-таки есть, – сказал он. – Проблема не в том, что мы не можем трудоустроить наших выпускников, а в том, что они от нас уходят. После первого года работы они, как правило, оказываются в других отраслях. К примеру, хотя плавспециальности очень востребованы, но специалисты также быстро уходят на иностранный флот, под чужие флаги. Вот в чем проблема».

Немалую часть дискуссии заняло обсуждение роли корпоративных обучающих центров, которые есть практически у всех крупных компаний. Как отметил Игорь Панков, директор учебно-тренажерного центра ОАО «Совкомфлот», такие организации создаются для того, чтобы заполнить ниши, которые неизбежно возникают между производством и вузами.

«Вузы производят массовый продукт, но когда люди приходят на производство, им нужно добрать знаний и компетенций, – сказал Игорь Панков. – Это как новая обувь – даже если купить ее по размеру, все равно приходится еще две недели разнашивать».

«Центры вроде нашего должны служить своеобразной смазкой между вузами и производством. Периодически возникают какие-то сиюминутные задачи, которые нужно решить срочно. Например, начинается эксплуатация нового оборудования. Прежде всего нужно обучить людей работе с этим оборудованием», – отметил представитель «Совкомфлота».

 

Образование без границ

В заседании принимали участие многочисленные иностранные специалисты – руководители зарубежных вузов и компаний. Они поделились зарубежным опытом укрепления взаимодействия бизнеса и образования.

Пекка Коскинен, учредитель BRAVE Logistics Finland Oy (Финляндия), отметил высокий уровень российской научной базы в области водного транспорта. «Наша исследовательская база и число ученых относительно невелики, поэтому нам было бы очень интересно начать диалог с нашими российскими коллегами. В частности, с университетом им. Макарова, для того чтобы разрабатывать новые методы по привлечению и коммерциализации научных технологий», – сказал он.

Петтери Айконен, президент Университета прикладных наук Kymenlaakson (Финляндия), подчеркнул необходимость международной кооперации. «Проблемы, например северных маршрутов, нужно решать вместе. Нельзя, чтобы Россия решала их своим путем, а Европа – по-своему», – сказал представитель Финляндии. Отвечая на вопрос о возможных последствиях экономических санкций, наложенных на РФ, он отметил, что сотрудничество не должно прекращаться. «Это немыслимо. Мы необходимы друг другу для дальнейшего развития. И большая часть этого взаимодействия основана на сотрудничестве университетов», – сказал Айконен.

Хисаси Ямамото, генеральный директор глобального бортового учебного центра GOBTC (Япония), обратил внимание участников на возникновение спроса на новые знания и компетенции. «Это то, что необходимо для навигации в высоких широтах, опыт, касающийся эксплуатации морских платформ или грузовых судов в полярных водах. Я убежден, что мир изменился из-за того, что сегодня нарастает деятельность, связанная с добычей офшорных ресурсов».

Вторую важную тенденцию в морских профессиях японский коллега назвал поляризацией. «Появляются новые отрасли в судовождении, профессии моряков становятся более разнообразными, – пояснил он. – Есть разработка офшорных месторождений, есть навигация в Арктике, перевозка обычных грузов, перевозка нетрадиционных грузов и т.д. Все эти области требуют новых квалификаций, и поэтому кадровый вопрос стоит очень остро. Потребность в новых профессионалах растет из года в год», – сказал Ямамото.

Лиу Нан, президент компании Bestway Development Group Co (Китай), в свою очередь заметил, что процесс глобализации идет не только в экономике, но и в образовании, и сейчас образование должно отвергнуть государственные границы.

«Образование в любой стране не может развиваться без участия государства, поэтому поддержка со стороны государства, а также отрасли играет большую роль. При этом образовательным учреждениям важно не только соответствовать сиюминутным потребностями, но и смотреть в будущее, предугадывать тенденции и реагировать на них», – подчеркнул он.

 

Коммерциализация знаний

В заключение участники конференции обсудили перспективы развития вузов. Крис ван Аар, управляющий проектами морского университета STC-Group B.V. (Нидерланды), заявил, что университетам нужно продемонстрировать, что они являются источником знаний. «Университеты должны учить людей очень практичным навыкам и четко показать, какие результаты могут дать их программы. Для вузов очень важно показать бизнесу, чему они научат своих выпускников. То есть какую доходность для бизнеса в обмен на его инвестиции они обеспечат», – сказал он.

Алексей Беляков, исполнительный директор кластера космических и информационных технологий фонда «Сколково», подчеркнул, что картина с образованием за рубежом разительно отличается от российской. «Западные институты оценивают свою эффективность по количеству внедрений, степени коммерциализации научных работ, проведенных внутри института. Российские университеты основным показателем своей эффективности считают цитируемость, количество профессоров или студентов. И это представляет определенную проблему – проблему интеграции науки, образования и бизнеса», – описал ситуацию Беляков.

Итог дискуссии подвел Игорь Левитин, подчеркнув, что образовательные центры и лаборатории в любом случае должны создаваться на базе отраслевых учебных заведений.

«Мне кажется, в будущем все учебные центры и лаборатории должны создаваться при вузах. В них должна проходить аттестация работников, причем не только высшего, но и среднего образования. Когда ведущие компании передадут свою современную технику вузам, в которых будут подготавливаться не только их работники, это будет большой плюс для всей отрасли», – заявил советник президента.

Игорь Левитин также отметил, что более тесное сотрудничество бизнеса, науки и образования позволит поднять последнее на новый уровень и тем самым внести весомый вклад в повышение эффективности отрасли.

 

Морские вести России №17 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России В Петербурге возбудили дело об убийстве члена Морского совета при правительстве города Александра Ти...

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота В работе съезда примут участие представители более 60 региональных отделений Движения, будут избраны...

Российская экономика

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России Негативный эффект регуляторной деятельности демонстрирует и ситуация в рыбной отрасли, одной из важн...

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа По размеру запасов месторождение относится к уникальным.

Транспортная политика

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры Комплексный план разработан во исполнение одного из пунктов указа президента РФ от 7 мая «О национал...

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере Стороны намерены расширять сотрудничества в транспортной сфере, в том числе путем создания новых и м...

Морские порты

Государство уходит из отраслевых проектов, предпочитая им Комплексный план развития инфраструктуры – Дмитрий Морозов, глава комитета АСОП

Государство уходит из отраслевых проектов, предпочитая им Комплексный план развития инфраструктуры – Дмитрий Морозов, глава комитета АСОП Глава комитета по инвестициям и производственным вопросам АСОП Д. Морозов рассказал о проблемах и пе...

Гендиректор Находкинского МТП ознакомился с японским опытом по организации экологически безопасной перевалки угля

Гендиректор Находкинского МТП ознакомился с японским опытом по организации экологически безопасной перевалки угля Особенностью японского подхода является активное применение зеленых насаждений: благодаря растениям ...




Морской транспорт

КМЗ завершил ремонт маршевых двигателей МПК «Мончегорск»

КМЗ завершил ремонт маршевых двигателей МПК «Мончегорск» Специалистами предприятия была проведена заменена всех фильтрующих элементов, неисправных форсунок и...

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику Научно-исследовательский флот Росрыболовства ежегодно проводит многочисленные экспедиции для оценки ...

Речной транспорт

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях Благовещенский судостроительный завод разместит у себя половину флота Амурского ГПЗ, еще четыре морс...

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран Судно закупается для перемещения персонала и оборудования по воде, а также буксировки специальных ср...

Ж/Д транспорт

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков РЖД планируют увеличить грузовой тариф на узких местах железных дорог.

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу Необходимость сохранения надбавки в РЖД обосновывют тем, что это позволит компенсировать последствия...

Авто транспорт

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей План предусматривает реконструкцию 136 км. автомобильной дороги.

Дальние автоподходы к Крымскому мосту включены в план развития магистральной инфраструктуры России

Дальние автоподходы к Крымскому мосту включены в план развития магистральной инфраструктуры России Федеральная трасса общего пользования А-289 «Краснодар – Тамань» после реконструкции станет наиболее...

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Особенности работы службы капитана порта Архангельск

Особенности работы службы капитана порта Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад, в 1584 ...

Морской транспорт

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Green Award дал высокую оценку СКФ

Green Award дал высокую оценку СКФ Компания SCF Management Services (Dubai), отвечающая за техническое управление флотом группы...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Писатель и моряк

Писатель и моряк В столичном киноконцертном зале «Россия» на Пушкинской площади в пятницу, 13 июля, в день 90-летия с...

Первая среди равных

Первая среди равных Россия имеет богатейший опыт строительства подводных лодок с атомными энергетическими установками. Н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...