Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Мост между бизнесом и образованием

Инфраструктура / Образование
Мост между бизнесом и образованием

5 декабря в рамках «Транспортной недели – 2014» состоялась отраслевая конференция Федерального агентства морского и речного транспорта «Наука, образование, бизнес – акватория партнерства и развития». Ее участники обсудили одну из самых актуальных тем современного водного транспорта: как восстановить и укрепить связь между судоходным и портовым бизнесом и образованием.

А. Сидоров

Открылась конференция приветственным словом помощника президента РФ Игоря Левитина. «Президент России в своем послании Федеральному Собранию говорил об инженерном образовании, о неразрывной связи между образовательными учреждениями и работодателями, – сказал помощник президента.– Мне кажется, что морской и речной транспорт наиболее ярко демонстрируют эту неразрывную связь. Вместе с тем для опережающего развития инфраструктуры, создания эффективной отрасли нужны и новые подходы в образовании».

«Когда мы говорим об образовании, то почему-то по умолчанию имеется в виду высшее образование. Но не стоит забывать о том, сколько требуется специалистов рабочих профессий. И нам необходимо готовить рабочие профессии. В одно время в нашей стране был сделан перебор в сторону высшего образования, теперь это все понимают, но исправить сложившуюся ситуацию очень трудно», – заключил Игорь Левитин.

 

ГЧП для образования

Руководитель Росморречфлота Александр Давыденко выступил на конференции с установочным докладом «Интеграция бизнеса, образования и науки как основа повышения эффективности отрасли и опережающего развития инфраструктуры».

«Решение актуальных задач инновационного развития требует опережающей подготовки высокопрофессиональных кадров, – начал свое выступление глава Федерального агентства. – При этом стратегически важно уже сегодня готовить специалистов, которые понадобятся не прямо сейчас, а через 4-10 лет в рамках уже нового технологического уклада. Но для этого необходимо изменить саму структуру образовательного процесса, перенести акцент с содержания образования на результат обучения путем формирования профессиональных компетенций, необходимых для работы на предприятиях отрасли: в судоходных компаниях, администрациях морских и речных портов, научных и проектно-конструкторских организациях. Важнейший вопрос – кто будет учить будущих выпускников отраслевых вузов. Чтобы подготовить хорошего профессионала, преподаватели должны обладать знаниями не 10- или 20-летней давности, а добытыми на основе современного опыта работы передовых российских и международных транспортных организаций».

«Есть вопросы для размышления, – продолжил Александр Давыденко. – Притом что в России наблюдается заметный дефицит кадров плавсостава, выпускники вузов уходят на суда под иностранным флагом. Это хорошо или плохо? С одной стороны, такое обстоятельство лишь подтверждает высокий рейтинг специалистов, подготовленных в российских учебных заведениях. Также оно обеспечивает возврат инвестиций на обучение плавсостава за счет реинвестирования полученных ими доходов обратно в Россию на содержание своих семей. С другой стороны, это приводит к дефициту кадров плавсостава «дома» – для работы на вспомогательном и обслуживающем флоте и на судах внутреннего водного плавания».

Руководитель Федерального агентства задался вопросом, существуют ли пути повышения привлекательности работы на внутренних водных путях, вспомогательных судах, ледокольном флоте? Тем более, отметил он, освоение Арктики признано одним из приоритетов российской экономической политики. Все эксперты сходятся в том, что количество работающих на морских нефтегазодобывающих комплексах будет неуклонно расти, а значит, повысится и спрос на подготовку специалистов для них.

«Были разработаны программы инновационного развития, включающие пункт «обеспечение взаимодействия с ведущими высшими учебными заведениями». Это очень важный пункт. Но есть ли реальное взаимодействие между вузами и компаниями с государственным участием в рамках выполнения этих программ?» – задался вопросом глава Росморречфлота. Он подчеркнул, что, несмотря на то, что практика применения государственно-частного партнерства в транспортном комплексе развита весьма хорошо, в сфере подготовки кадров этот же механизм пока работает слабо. «Для активизации ГЧП в сфере профессионального образования необходимо создать универсальные механизмы, основанные не на прямом участии государства, а на эффективном сотрудничестве работодателей и образовательных организаций», – заявил Александр Давыденко.

«К сожалению, у нас разорвана важная цепь «образование – научные исследования – результаты – внедрение их на предприятиях отрасли». При низкой инновационной активности отраслевых предприятий и слабой востребованности научных разработок в бизнесе научный потенциал вузов не находит реализации. Возможный путь развития – это организация эффективного взаимодействия с высокотехнологичными компаниями, особенно в части использования их материально-технической базы, через создание базовых кафедр, совместных научных лабораторий и инновационных технологических центров», – внес предложение руководитель Росморречфлота.

«Именно интеграция бизнеса, образования и науки открывает возможности наращивания ресурсного потенциала отрасли и создания платформы для ее ускоренного роста», – заключил Александр Давыденко.

 

Смазка между вузами и производством

Перед началом дискуссии среди ректоров вузов, подведомственных Росморречфлоту, был проведен блицопрос, в ходе которого они ответили на вопросы о том, какова величина конкурсов в возглавляемых ими вузах и, главное, каков процент трудоустройства выпускников. Ректоры морских университетов практически единогласно отметили, что выпускники отраслевых вузов востребованы как на российском, так и на международном рынке труда. И если говорить о плавательных специальностях, то здесь работу находят практически все. Более того, несмотря на то что в отрасли остается до 90% выпускников, их все равно не хватает, чтобы утолить кадровый голод.

Важное замечание сделал Александр Давыденко. «Хотя картина выглядит очень оптимистично, проблемы с трудоустройством у нас все-таки есть, – сказал он. – Проблема не в том, что мы не можем трудоустроить наших выпускников, а в том, что они от нас уходят. После первого года работы они, как правило, оказываются в других отраслях. К примеру, хотя плавспециальности очень востребованы, но специалисты также быстро уходят на иностранный флот, под чужие флаги. Вот в чем проблема».

Немалую часть дискуссии заняло обсуждение роли корпоративных обучающих центров, которые есть практически у всех крупных компаний. Как отметил Игорь Панков, директор учебно-тренажерного центра ОАО «Совкомфлот», такие организации создаются для того, чтобы заполнить ниши, которые неизбежно возникают между производством и вузами.

«Вузы производят массовый продукт, но когда люди приходят на производство, им нужно добрать знаний и компетенций, – сказал Игорь Панков. – Это как новая обувь – даже если купить ее по размеру, все равно приходится еще две недели разнашивать».

«Центры вроде нашего должны служить своеобразной смазкой между вузами и производством. Периодически возникают какие-то сиюминутные задачи, которые нужно решить срочно. Например, начинается эксплуатация нового оборудования. Прежде всего нужно обучить людей работе с этим оборудованием», – отметил представитель «Совкомфлота».

 

Образование без границ

В заседании принимали участие многочисленные иностранные специалисты – руководители зарубежных вузов и компаний. Они поделились зарубежным опытом укрепления взаимодействия бизнеса и образования.

Пекка Коскинен, учредитель BRAVE Logistics Finland Oy (Финляндия), отметил высокий уровень российской научной базы в области водного транспорта. «Наша исследовательская база и число ученых относительно невелики, поэтому нам было бы очень интересно начать диалог с нашими российскими коллегами. В частности, с университетом им. Макарова, для того чтобы разрабатывать новые методы по привлечению и коммерциализации научных технологий», – сказал он.

Петтери Айконен, президент Университета прикладных наук Kymenlaakson (Финляндия), подчеркнул необходимость международной кооперации. «Проблемы, например северных маршрутов, нужно решать вместе. Нельзя, чтобы Россия решала их своим путем, а Европа – по-своему», – сказал представитель Финляндии. Отвечая на вопрос о возможных последствиях экономических санкций, наложенных на РФ, он отметил, что сотрудничество не должно прекращаться. «Это немыслимо. Мы необходимы друг другу для дальнейшего развития. И большая часть этого взаимодействия основана на сотрудничестве университетов», – сказал Айконен.

Хисаси Ямамото, генеральный директор глобального бортового учебного центра GOBTC (Япония), обратил внимание участников на возникновение спроса на новые знания и компетенции. «Это то, что необходимо для навигации в высоких широтах, опыт, касающийся эксплуатации морских платформ или грузовых судов в полярных водах. Я убежден, что мир изменился из-за того, что сегодня нарастает деятельность, связанная с добычей офшорных ресурсов».

Вторую важную тенденцию в морских профессиях японский коллега назвал поляризацией. «Появляются новые отрасли в судовождении, профессии моряков становятся более разнообразными, – пояснил он. – Есть разработка офшорных месторождений, есть навигация в Арктике, перевозка обычных грузов, перевозка нетрадиционных грузов и т.д. Все эти области требуют новых квалификаций, и поэтому кадровый вопрос стоит очень остро. Потребность в новых профессионалах растет из года в год», – сказал Ямамото.

Лиу Нан, президент компании Bestway Development Group Co (Китай), в свою очередь заметил, что процесс глобализации идет не только в экономике, но и в образовании, и сейчас образование должно отвергнуть государственные границы.

«Образование в любой стране не может развиваться без участия государства, поэтому поддержка со стороны государства, а также отрасли играет большую роль. При этом образовательным учреждениям важно не только соответствовать сиюминутным потребностями, но и смотреть в будущее, предугадывать тенденции и реагировать на них», – подчеркнул он.

 

Коммерциализация знаний

В заключение участники конференции обсудили перспективы развития вузов. Крис ван Аар, управляющий проектами морского университета STC-Group B.V. (Нидерланды), заявил, что университетам нужно продемонстрировать, что они являются источником знаний. «Университеты должны учить людей очень практичным навыкам и четко показать, какие результаты могут дать их программы. Для вузов очень важно показать бизнесу, чему они научат своих выпускников. То есть какую доходность для бизнеса в обмен на его инвестиции они обеспечат», – сказал он.

Алексей Беляков, исполнительный директор кластера космических и информационных технологий фонда «Сколково», подчеркнул, что картина с образованием за рубежом разительно отличается от российской. «Западные институты оценивают свою эффективность по количеству внедрений, степени коммерциализации научных работ, проведенных внутри института. Российские университеты основным показателем своей эффективности считают цитируемость, количество профессоров или студентов. И это представляет определенную проблему – проблему интеграции науки, образования и бизнеса», – описал ситуацию Беляков.

Итог дискуссии подвел Игорь Левитин, подчеркнув, что образовательные центры и лаборатории в любом случае должны создаваться на базе отраслевых учебных заведений.

«Мне кажется, в будущем все учебные центры и лаборатории должны создаваться при вузах. В них должна проходить аттестация работников, причем не только высшего, но и среднего образования. Когда ведущие компании передадут свою современную технику вузам, в которых будут подготавливаться не только их работники, это будет большой плюс для всей отрасли», – заявил советник президента.

Игорь Левитин также отметил, что более тесное сотрудничество бизнеса, науки и образования позволит поднять последнее на новый уровень и тем самым внести весомый вклад в повышение эффективности отрасли.

 

Морские вести России №17 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Модернизация «Адмирала Кузнецова» займет до трех лет

Модернизация «Адмирала Кузнецова» займет до трех лет Модернизация единственного российского авианосца - тяжелого крейсера «Адмирал Кузнецов» - продлится...

В ОСК подтвердили, что контракт на ремонт «Адмирала Кузнецова» подписан

В ОСК подтвердили, что контракт на ремонт «Адмирала Кузнецова» подписан Контракт на ремонт единственного в стране авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» заключен, начаты ...

Российская экономика

«НОВАТЭК» оценил перспективы роста производства СПГ на своих запасах в ЯНАО

«НОВАТЭК» оценил перспективы роста производства СПГ на своих запасах в ЯНАО «НОВАТЭК» рассчитывает через 4-5 лет увеличить ресурсную базу на Гыдане до объемов, которые позволят...

«Роснефть» и «Газпром» могут привлечь в Арктику другие российские компании – Минэнерго

«Роснефть» и «Газпром» могут привлечь в Арктику другие российские компании – Минэнерго Минэнерго считает, что «Роснефти» и «Газпрому» может быть интересна работа с другими компаниями из Р...

Транспортная политика

В рамках свободного порта Владивосток могут создать особый банковский, налоговый и судебный режим

В рамках свободного порта Владивосток могут создать особый банковский, налоговый и судебный режим Минвостокразвития опубликовало для обсуждения пакет документов о создании в рамках свободного порта ...

MSC не будет заключать контракты с попавшими под санкции россиянами

MSC не будет заключать контракты с попавшими под санкции россиянами Mediterranean Shipping Company решила отказаться от заключения контрактов с россиянами, находящимися...

Морские порты

«Восточный Порт» присоединился ко Дню Земли

«Восточный Порт» присоединился ко Дню Земли АО «Восточный Порт», входящий в угольный портовый холдинг ООО «Управляющая портовая компания», прове...

В навигацию 2017-18 гг. ледоколы «Росморпорта» провели более 5 700 судов

В навигацию 2017-18 гг. ледоколы «Росморпорта» провели более 5 700 судов Опубликована информация о ледокольных проводках на 19 апреля 2018 года. С начала навигации 2017-2018...




Морской транспорт

Ледокол «Капитан Драницын» вышел в рейс

Ледокол «Капитан Драницын» вышел в рейс Ледокол «Капитан Драницын» 22 апреля вышел в рейс к Обской губе для осуществления ледокольных провод...

Издание Marine Money признало кредитное соглашение «Совкомфлота» и ВТБ «Сделкой года 2017»

Издание Marine Money признало кредитное соглашение «Совкомфлота» и ВТБ «Сделкой года 2017» ПАО «Совкомфлот» и банк ВТБ стали лауреатами ежегодной премии авторитетного международного журнала M...

Речной транспорт

На Москве-реке открывается летняя пассажирская навигация

На Москве-реке открывается летняя пассажирская навигация Летняя навигация экскурсионных теплоходов начинается на Москве-реке. Пассажиров будут перевозить пор...

Началось строительство Багаевского гидроузла на Нижнем Дону

Началось строительство Багаевского гидроузла на Нижнем Дону Строительство Багаевского гидроузла, призванного решить проблемы судоходства на Волго-Донском водном...

Ж/Д транспорт

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 г. на уровне 44,85 руб. на акцию/GDR Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2017 год на уровне 44,85 руб. на обыкновенную акцию или...

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна

Минсельхоз предлагает бессрочно продлить субсидирование тарифа на ж/д перевозку зерна Минсельхоз России предлагает продлить субсидирование тарифа на перевозки железнодорожным транспортом...

Авто транспорт

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов

Минтранс рассчитывает на начало движения грузовых авто по мосту в Крым в октябре - Соколов Грузовики поедут по Крымскому мосту ориентировочно в октябре, сообщил журналистам министр транспорта...

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку

Глава Минтранса Крыма, не решивший проблему пробок в Симферополе, подал в отставку Министр транспорта Крыма Игорь Захаров написал заявление об отставке, сообщил журналистам во вторник...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях

Порт Анадырь: безопасность мореплавания в суровых условиях Морской порт Анадырь – самый крупный морской порт федерального значения на Чукотке и один из важнейш...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...

Потенциал транзита

Потенциал транзита Контейнерные перевозки по внутренним водным путям России в условиях Евразийского экономического союз...




Темы

Инфраструктура / Образование

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей

Студенты ВГУВТ открывали парад кораблей День ВМФ стал незабываемым. Наш «Херсонес» открывал парад кораблей в Севастополе! Впервые за последн...

Грузовая база

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Производство ЖРС и перспективы экспорта

Производство ЖРС и перспективы экспорта Ежегодно в России производится порядка 100 млн тонн железорудного сырья (ЖРС) различной степ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...

Богатства России должны прирастать Арктикой

Богатства России должны прирастать Арктикой 14 декабря в Москве в Центре международной торговли состоялась 13-я ежегодная большая пресс-конферен...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...