Настоящий, морской и на Дальнем Востоке - Морские вести России

Настоящий, морской и на Дальнем Востоке

31.07.2015

Образование

Настоящий, морской и на Дальнем Востоке

В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После этого пришел первый отклик из Новороссийска, а теперь – второй, из Владивостока.

Идеальный способ познакомиться с историей и особой морской спецификой Владивостока – посетить Музей Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского, старейшего учебного заведения на Дальнем Востоке.

Евгений Панкратьев, специалист Информационного центра ОИУ МГУ им. адм. Г.И. Невельского

 

У каждого экспоната – своя история

Один из самых примечательных артефактов – пушка с пакетбота Витуса Беринга «Св. Петр», на котором командор лично открыл пролив между Камчаткой и Америкой. Такая же пушка украшает музей в датском городе Хорсенс, на родине великого мореплавателя.

С пушкой связана печальная история. Орудия, отлитые на Демидовском заводе, вместе с остальным снаряжением для экспедиции Беринга, доставлялись с Урала до берегов Охотского моря в течение десяти лет. По непроходимой тайге. Ирония в том, что, прибыв в Америку, первооткрыватели оставались там не больше 10 часов. Покинув в 1741 году Камчатку, пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» почти сразу потеряли друг друга в тумане. Навсегда. Команда под руководством капитана Чирикова на «Св. Павле» пошла в район Алеутских островов и вернулась на родину почти в полном составе. Беринг сделал ошибку в расчетах. Едва достигнув Америки, командор велел возвращаться обратно. Без воды и сувениров.

Ученый Стеллер, бывший в составе экспедиции, был разочарован, пока по пути не обнаружил гигантского морского зверя. Из-за вкусного мяса и доверчивого характера корову Стеллера потом полностью истребили.

На обратном пути половина экипажа погибла от цинги. «Св. Петр» потерпел крушение у необитаемого острова. Командор разделил судьбу большинства несчастных. А через полтора века остров Беринга стал местом паломничества археологов.

В одной из экспедиций советского времени приняли участие сотрудники и курсанты ДВВИМУ (ныне МГУ им. адм. Г.И. Невельского), отправившись на Командорские острова на яхте «Чукотка» под командованием капитана Л.К. Лысенко. Тогда же в прибрежном грунте были найдены пушки. Хотя на вид они и небольшие, мысленно напрягаешься, пытаясь уместить 12 таких в 18-метровый пакетбот, где уже сидят 72 человека команды с Берингом в придачу.

Подобные вопросы рождаются и при взгляде на объемную, тщательно проработанную модель «Паллады». Оригинал составлял 50 м в длину и вмещал более 400 человек команды. Рядом с моделью – раритет, часть мачты со знаменитого фрегата, затопленного в устье Амура в 1856 году.

Музейные экспонаты охватывают период от момента освоения Дальнего Востока до крупнейших морских событий наших дней.

 

Музейные персонажи

Основная часть экспозиции посвящена истории Морского университета. Она начинается с открытия во Владивостоке Александровских мореходных классов в 1890 году (первого учебного заведения в регионе), а заканчивается днем сегодняшним: победой курсантов университета на парусном учебном судне «Надежда» в Черноморской регате больших парусников (SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014). Центральный экспонат – переходящий кубок регаты парусников класса А из чистого серебра, который российское судно завоевало впервые за семь лет. К слову, «Надежда» – один из главных персонажей музея, которому основное внимание уделяет раздел, посвященный кругосветному путешествию парусника с курсантами на борту в 2003-2004 годах.

Хранитель и экскурсовод музея, заместитель начальника Центра патриотического воспитания университета Г.А. Воронин – в прошлом капитан дальнего плавания – лучший эксперт по морским историям. Многих людей, о которых рассказывает экспозиция, он знал лично. В том числе и женщину-загадку – первую в мире женщину-капитана дальнего плавания, Героя Социалистического Труда А.И. Щетинину. Ее история про то, как ценой отчаянного труда невысокая и хрупкая (судя по кителю) девушка из пригорода Владивостока смогла завоевать мировой авторитет. В условиях крайней нужды и гендерной дискриминации.

Идеологом и основателем музея Морского университета был прославленный капитан Н.И. Колотов, в прошлом начальник порта Владивосток, затем – порта Далянь (во время передачи города от японцев китайцам), а позже служил начальником Арктического пароходства. До конца жизни он преподавал в ДВВИМУ, которое стало Морским университетом благодаря уже другому деятелю – В.И. Седых, ректору, спасшему вуз от разорения в перестройку и сумевшему развить его в современное учебное заведение. Пожалуй, только здесь можно по-настоящему осознать смысл фразы: «Владивосток – город моряков».

 

Продолжение следует

Совсем недавно коллекция университетского музея пополнилась редким экспонатом: гигантским адмиралтейским якорем более 5 метров высотой и весом 6 тонн, изготовленным в конце XIX – начале XX века и принадлежащим одному из отечественных броненосцев, который заходил во Владивосток после Русско-японской войны. Якорь был найден во время работ по расширению причала Морского вокзала Владивостока и передан в дар Морскому университету.

 

Морской флот №1 (2015)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ