Обновляем вспомогательный и технический флот - Морские вести России

Обновляем вспомогательный и технический флот

20.05.2015

Судостроение

Эффективное функционирование вспомогательного и технического флота необходимо для успешной реализации перспективных проектов, затрагивающих экономические интересы страны в морской зоне. Это развитие портовой инфраструктуры, освоение нефтяных и газовых месторождений континентального шельфа, развитие Северного морского пути.

В условиях устаревания судов вспомогательного и технического флота, средний возраст которых сегодня составляет более 25 лет, необходимо применение новых подходов к судостроению, обеспечивающих оперативное обновление флота при минимизации издержек, связанных с проектированием, строительством и вводом судов в эксплуатацию. Новые суда должны быть многофункциональными, технологичными в постройке и экономичными в эксплуатации.

В этом направлении идет обновление судового состава поисково-спасательного обеспечения ВМФ. Примером данного подхода является многофункциональный модульный катер проекта 23370, спроектированный ОАО «КАМПО» совместно с ООО «КВАРТЕТ СПБ» и строящийся на ОАО «КАМПО» в рамках государственного контракта.

 

Многофункциональный модульный катер проекта 23370

Катер представляет собой универсальную рабочую платформу катамаранного типа, на базе которой могут создаваться катера различного назначения.

По сравнению с судами аналогичных размерений катер имеет большую свободную площадь палубы (100 м2), на которой могут быть установлены сменные функциональные модули на базе 10- и 20-футовых морских контейнеров, укомплектованных различным специальным оборудованием, состав которого и определяет назначение катера. На базе проекта 23370 могут строиться не только водолазные и поисково-спасательные катера, но и медицинские, гидрографические, экологические и другие востребованные сегодня катера.

Преимуществом катера является возможность его доставки к месту назначения в разобранном состоянии стандартным грузовым транспортом в виде отдельных блок-модулей с полным техническим насыщением и отделкой. Окончательная сборка катера происходит на минимально оборудованной достроечной площадке.

Таким образом, модульный подход к строительству обеспечивает возможность удаленного строительства и доставки катера на удаленные акватории страны, а модульный подход к комплектованию обеспечивает многофункциональность проекта и возможность удовлетворения потребностей как военных, так и гражданских заказчиков.

В 2013 году головной катер в серии из 12 катеров, строящихся для ВМФ, был принят в состав Балтийского флота и в том же году подтвердил свою многофункциональность и способность заменить собой несколько узкоспециализированных судов. Катер был привлечен к проведению операции по подъему затонувшего автомобиля со дна реки Невы и самостоятельно выполнил:

-         поиск объекта с помощью гидролокатора бокового обзора;

-         обеспечение водолазного обследования и остропки объекта;

-         подъем объекта и погрузку на палубу при помощи штатного крана-манипулятора;

-         транспортировку объекта на собственной палубе к причалу.

При проведении данной операции без использования катера проекта 23370 потребовались бы дополнительные плавсредства: катер с гидроакустическим комплексом для поиска объекта, водолазный катер, плавкран и баржа с буксиром для подъема и транспортировки объекта на берег.

Сегодня многофункциональные модульные катера проекта 23370 входят в состав Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Символично, что включение катера в состав Черноморского флота произошло в 2014 году – в год присоединения Крыма к России. Он стал первым катером, переданным черноморским морякам за последние 25 лет.

По данным Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, катер проекта 23370 «открывает новые возможности перед поисково-спасательными силами ВМФ».

Модульный подход реализуется не только в строительстве катеров, но и модульных понтонных систем (МПС), применяемых для создания объектов береговой инфраструктуры: причалов и пирсов, плавучих площадок, наплавных мостов.

Проектантом и производителем МПС является ОАО «КАМПО».

 

Модульные понтонные системы

МПС представляют собой набор унифицированных стальных понтонных модулей, образующих плавсредства различной конфигурации и назначения. Для стыковки понтонов используются оригинальные быстроразъемные крепления «Дуплекс».

Понтонные модули доставляются к месту назначения стандартным грузовым автотранспортом, где из них формируются различные плавсредства. Грузоподъемные операции по спуску/подъему понтонных модулей выполняются с помощью стандартного автокрана.

Особенностью МПС является возможность их технического обслуживания и хранения в разобранном состоянии на берегу, в том числе в зимний период.

Допускается многократная сборка/разборка МПС, что обеспечивает возможность передислокации объектов и ремонта их отдельных элементов без вывода из эксплуатации всего комплекса.

В качестве примера применения МПС для создания объектов береговой инфраструктуры можно привести модульный плавучий комплекс базирования (МПКБ) проекта 02210, состоящий из плавучего причала и плавучей рабочей площадки.

Плавучий причал предназначен для швартовки и стоянки судов водоизмещением до 350 т. На палубе причала могут быть установлены контейнерные комплексы различного назначения, грузоподъемные устройства и перемещаемое оборудование.

Плавучая рабочая площадка предназначена для размещения оборудования и спецтехники для проведения аварийно-спасательных, подводно-технических, строительных и других работ. Особенностью площадки является малая осадка (0,4 м), что обеспечивает возможность ее эксплуатации не только на судоходных участках, но и на мелководье.

МПКБ строятся для ВМФ в рамках государственного контракта с Минобороны РФ. В настоящий момент два комплекса переданы в состав Черноморского флота и Каспийской флотилии.

На базе модульных понтонных систем могут создаваться не только стоечные и буксируемые плавсредства, но и самоходные – рабочие катера, паромы, баржи.

Применение многофункциональных плавсредств, построенных и укомплектованных по модульному принципу, открывает широкие перспективы в рамках решения задач обновления флота и организации пунктов базирования судов.

 

Морской флот №6 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ