Эффективная система менеджмента качества – залог безопасности на море

Безопасность мореплавания
Эффективная система менеджмента качества – залог безопасности на море

Деятельность человека на море всегда связана с особыми рисками. Обеспечение безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и защиты окружающей среды было и остается важнейшей задачей морской индустрии. Одним из ключевых элементов в системе безопасности являются классификационные общества.

Сергей Быстров, начальник управления качества ФАУ «Российский морской регистр судоходства»

 

Задачи МАКО

Существующая с 1968 года Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО) объединяет сегодня 12 классификационных обществ крупнейших морских держав мира: Великобритании, Германии, Индии, Италии, КНР, Норвегии, Польши, России, США, Франции, Хорватии, Южной Кореи, Японии. Услугами классификационных обществ – членов МАКО пользуется подавляющая часть мирового морского торгового флота.

Всех членов МАКО объединяют технические и системные требования. С одной стороны, они учитывают международное морское законодательство, связанное с выполнением жестких требований к судам и морским операциям, а с другой – должны соответствовать различным и весьма широким требованиям в области менеджмента качества. Сочетание этих двух комплексов требований является специфичной особенностью обществ – членов МАКО.

Главная задача любого классификационного общества – повышение уровня безопасности мореплавания, снижение аварийности судов и плавучих сооружений, предотвращение загрязнения окружающей среды посредством внедрения высоких технических стандартов при проектировании судов, в судостроении, судоходстве, промышленности.

Современный рынок настоятельно диктует необходимость предоставления классификационными обществами услуг только высокого качества, которые обеспечивают стандарты безопасности мирового уровня, позволяющие предвидеть, удовлетворить и превзойти ожидания и потребности клиентов. Как и в компаниях из других отраслей, в классификационном обществе на сегодняшний день достижение этой цели невозможно без внедрения эффективной системы менеджмента качества (СМК). Однако характерным отличием СМК классификационного общества является ее многогранность и сложность ввиду крайне специфичных особенностей взаимосвязанных процессов, таких как разработка правил и руководств, рассмотрение проектов, проведение освидетельствований и др.

В 1990 году в МАКО был разработан единый стандарт для СМК классификационных обществ, который получил название «Программа сертификации систем менеджмента качества МАКО» (ПССК МАКО). Входящий в структуру МАКО Комитет по качеству отвечает за поддержание и постоянное совершенствование ПССК МАКО в соответствии с изменяющимися международными стандартами в области менеджмента качества, потребностями и ожиданиями потребителей.

ПССК МАКО основывается на международном стандарте ISO 9001 и дополняется специфичными требованиями, применимыми к деятельности классификационных обществ.

 

Специфичные требования

К специфичным требованиям МАКО относятся унифицированные требования, унифицированные интерпретации, процедурные требования и рекомендации.

Процедурные требования регламентируют различные аспекты деятельности классификационных обществ: смену класса судна, присвоение, приостановление и снятие класса, процедуры по подготовке персонала и по проведению освидетельствований на соответствие МКУБ и ОСПС и др. Унифицированные требования устанавливают технические требования, которые должны быть внедрены в правила классификационных обществ – членов МАКО и выполняться на судах в их классе. Унифицированные интерпретации дают единообразное толкование требований международных конвенций.

Подтвержденное соответствие СМК классификационного общества требованиям ПССК МАКО является одним из условий членства в МАКО. Проверки на соответствие всем перечисленным выше требованиям проводят аудиторы признанных МАКО независимых органов по сертификации. В настоящее время таких органов шесть: они сертифицируют СМК классификационных обществ – членов МАКО на соответствие ISO 9001 и проводят оценку соответствия требованиям ПССК МАКО с оформлением заявления о соответствии. Для обеспечения открытости и прозрачности на сайте МАКО размещены все актуальные сертификаты и заявления о соответствии, выданные обществам – членам МАКО.

Признание со стороны МАКО орган по сертификации может получить лишь в том случае, если будет подтверждено его соответствие установленным критериям. Один из главных критериев – полная независимость от классификационных обществ. Также орган по сертификации должен быть аккредитован на соответствие стандарту ISO/IEC 17021 по проведению аудитов систем менеджмента, иметь соответствующие коды сертификации.

В МАКО разработана и постоянно совершенствуется методика оценки деятельности органов по сертификации, проводимой по целому ряду показателей с установлением целевых значений, которые ежегодно повышаются.

К проводящим проверки аудиторам также установлены специальные требования: соответствующая компетентность, опыт работы в морской индустрии, свободное владение английским языком. Кроме того, аудитор должен сдать экзамен, пройти процедуру признания МАКО и на периодической основе принимать участие в проводимых МАКО курсах для поддержания своей квалификации.

Столь серьезные требования к аудиторам и органам по сертификации предъявляются в целях обеспечения всесторонней проверки установленных требований и качества услуг, предоставляемых классификационными обществами – членами МАКО.

Стандарт ISO 9001 предполагает, что любая организация самостоятельно выбирает методы реализации тех или иных требований. Специфика же ПССК МАКО заключается в том, что ряд методов, проверенных практикой и временем, классификационное общество должно использовать обязательно. Один из них – вертикальные проверки контрактов, которые подразумевают непосредственную проверку процесса освидетельствования, когда вместе с инспектором классификационного общества на судне присутствует аудитор и, в свою очередь, проверяет деятельность инспектора, охватывая не отдельные этапы работ, а все действия в рамках освидетельствования, начиная от планирования освидетельствования и заканчивая оформлением результатов проведенного освидетельствования.

 

Совершенствование СМК

Другим важным моментом в ПССК МАКО являются целевые области проверок – ежегодно утверждаемые МАКО области, которым в следующем календарном году должно быть уделено наиболее пристальное внимание со стороны аудиторов органов по сертификации. Как правило, это особенно сложные и проблемные сферы деятельности классификационных обществ, выявленные по результатам проверок предыдущих лет.

Для дополнительного контроля со стороны МАКО специальный орган – Операционный центр – на выборочной основе проводит наблюдение за проверками, по результатам которого аудиторы и органы по сертификации получают информацию о необходимом улучшении.

Поступление обратной связи от морской индустрии и заинтересованных сторон обеспечивается при помощи другого специально созданного органа МАКО – Консультационного комитета, куда входят представители ИМО, морских администраций, судовладельцев, производителей, страховщиков. На систематической основе Консультационный комитет обобщает и направляет в МАКО информацию о тех аспектах деятельности, которые он считает нуждающимися в улучшении. Важно отметить, что морские администрации как потребители услуг классификационных обществ по конвенционным освидетельствованиям заинтересованы в их качественном проведении, и ПССК МАКО в данном случае вновь выступает в роли инструмента, способствующего выполнению всех установленных требований.

Актуальной задачей, относящейся к совершенствованию ПССК МАКО, является разработка методики оценки деятельности классификационных обществ, с помощью которой можно будет определять и сравнивать их показатели в области качества предоставляемых услуг, а также устанавливать целевые показатели. Таким образом будет реализовываться принцип постоянного улучшения.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что ПССК МАКО – это залог уверенности морской индустрии и мировой общественности в качестве услуг классификационных обществ – членов МАКО. Классификационное общество, чья деятельность является сложнейшим комплексом взаимосвязанных процессов, должно внедрить и постоянно поддерживать эффективную СМК, которая обеспечивает четкую и слаженную работу и является одним из критериев для признания классификационного общества на мировом уровне.

Как полноправный член МАКО Российский морской регистр судоходства (РС) в 1992 году разработал и внедрил СМК, которая на сегодняшний день соответствует всем требованиям применимых стандартов, в том числе ISO 9001 и ПССК МАКО. Функционируя во всех подразделениях РС уже более 20 лет, СМК обеспечивает уверенность в том, что уровень качества оказываемых РС услуг соответствует самым высоким ожиданиям потребителей.

Как известно, наиболее объективной оценкой качества услуг, оказываемых признанной организацией – классификационным обществом, служит статистическая информация государственного портового контроля, ежегодно публикуемая администрациями Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании, а также береговой охраны США. Как и в предшествующие несколько лет, по итогам 2013 года РС состоит в списке лучших признанных организаций. Более 5000 судов под флагами 47 государств в классе РС и поручения по контролю за выполнением требований международных конвенций от имени морских администраций 70 государств флага также свидетельствуют о международном признании опыта и компетенции РС.

Осознавая важность эффективной СМК классификационного общества и ее непосредственное влияние на безопасность мореплавания, РС продолжает ориентироваться на самые высокие международные стандарты качества, внедрение новых требований и стремится к постоянному совершенствованию СМК на всех уровнях организации.

 

Морской флот №6 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой

Власти Севастополя ускорят обоснование строительства тоннеля под Севастопольской бухтой Власти Севастополя ускорят разработку технико-экономического обоснования строительства тоннеля под С...

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет

Водолазы подняли со дна Байкала 92 автомобиля и самолет На Байкале с помощью подводного аппарата Falcon спасатели провели масштабную операцию «Хрустальная г...

Российская экономика

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге

Кубинская компания планирует заказать 4 катамарана у судостроительного завода в Санкт-Петербурге Кубинская компания планирует заказать 4 пассажирских катамарана, рассчитанных на 250 человек каждый,...

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова

Лососевая путина на Камчатке завершается – уровень освоения 130% от первоначального рекомендованного вылова По состоянию на 18 сентября 2017 года, общий вылов тихоокеанских лососей в Дальневосточном рыбохозяй...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т

Грузооборот Группы НМТП за январь-август 2017 г. составил 97 млн т Суммарный грузооборот терминалов Группы НМТП за январь-август 2017 года составил 97 052 тыс. тонн.

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40%

«Норникель» увеличит перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала почти на 40% Перегрузочные мощности Мурманского транспортного филиала (МТФ) «Норникеля» увеличатся почти ...




Морской транспорт

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО

Плавучая буровая весом почти 7 тыс. тонн доставлена из Черного моря в порт Сабетта в ЯНАО Самоподъемная буровая установка «Амазон», вес которой почти 7 тыс. тонн, доставлена морским путем из...

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз

Китай спустил на воду самый большой в мире танкер-рудовоз Строящийся в Китае самый большой в мире танкер-рудовоз нового поколения спущен на воду на верфи в г...

Речной транспорт

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров

Московское речное пароходство может заказать у ОСК до пяти круизных лайнеров ОАО «Московское речное пароходство» в ближайшие 10 лет может заказать у «Объединенной судостроительн...

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Ж/Д транспорт

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля

Ростовский филиал ПГК в августе удвоил объемы погрузки каменного угля Ростовский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в августе 2017 года погрузил более 234...

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго

Россия может предоставить Белоруссии более выгодные тарифы на транзит нефтепродуктов – Минэнерго Предложения Минэнерго РФ по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты будут касать...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...