Эффективная система менеджмента качества – залог безопасности на море

Безопасность мореплавания
Эффективная система менеджмента качества – залог безопасности на море

Деятельность человека на море всегда связана с особыми рисками. Обеспечение безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и защиты окружающей среды было и остается важнейшей задачей морской индустрии. Одним из ключевых элементов в системе безопасности являются классификационные общества.

Сергей Быстров, начальник управления качества ФАУ «Российский морской регистр судоходства»

 

Задачи МАКО

Существующая с 1968 года Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО) объединяет сегодня 12 классификационных обществ крупнейших морских держав мира: Великобритании, Германии, Индии, Италии, КНР, Норвегии, Польши, России, США, Франции, Хорватии, Южной Кореи, Японии. Услугами классификационных обществ – членов МАКО пользуется подавляющая часть мирового морского торгового флота.

Всех членов МАКО объединяют технические и системные требования. С одной стороны, они учитывают международное морское законодательство, связанное с выполнением жестких требований к судам и морским операциям, а с другой – должны соответствовать различным и весьма широким требованиям в области менеджмента качества. Сочетание этих двух комплексов требований является специфичной особенностью обществ – членов МАКО.

Главная задача любого классификационного общества – повышение уровня безопасности мореплавания, снижение аварийности судов и плавучих сооружений, предотвращение загрязнения окружающей среды посредством внедрения высоких технических стандартов при проектировании судов, в судостроении, судоходстве, промышленности.

Современный рынок настоятельно диктует необходимость предоставления классификационными обществами услуг только высокого качества, которые обеспечивают стандарты безопасности мирового уровня, позволяющие предвидеть, удовлетворить и превзойти ожидания и потребности клиентов. Как и в компаниях из других отраслей, в классификационном обществе на сегодняшний день достижение этой цели невозможно без внедрения эффективной системы менеджмента качества (СМК). Однако характерным отличием СМК классификационного общества является ее многогранность и сложность ввиду крайне специфичных особенностей взаимосвязанных процессов, таких как разработка правил и руководств, рассмотрение проектов, проведение освидетельствований и др.

В 1990 году в МАКО был разработан единый стандарт для СМК классификационных обществ, который получил название «Программа сертификации систем менеджмента качества МАКО» (ПССК МАКО). Входящий в структуру МАКО Комитет по качеству отвечает за поддержание и постоянное совершенствование ПССК МАКО в соответствии с изменяющимися международными стандартами в области менеджмента качества, потребностями и ожиданиями потребителей.

ПССК МАКО основывается на международном стандарте ISO 9001 и дополняется специфичными требованиями, применимыми к деятельности классификационных обществ.

 

Специфичные требования

К специфичным требованиям МАКО относятся унифицированные требования, унифицированные интерпретации, процедурные требования и рекомендации.

Процедурные требования регламентируют различные аспекты деятельности классификационных обществ: смену класса судна, присвоение, приостановление и снятие класса, процедуры по подготовке персонала и по проведению освидетельствований на соответствие МКУБ и ОСПС и др. Унифицированные требования устанавливают технические требования, которые должны быть внедрены в правила классификационных обществ – членов МАКО и выполняться на судах в их классе. Унифицированные интерпретации дают единообразное толкование требований международных конвенций.

Подтвержденное соответствие СМК классификационного общества требованиям ПССК МАКО является одним из условий членства в МАКО. Проверки на соответствие всем перечисленным выше требованиям проводят аудиторы признанных МАКО независимых органов по сертификации. В настоящее время таких органов шесть: они сертифицируют СМК классификационных обществ – членов МАКО на соответствие ISO 9001 и проводят оценку соответствия требованиям ПССК МАКО с оформлением заявления о соответствии. Для обеспечения открытости и прозрачности на сайте МАКО размещены все актуальные сертификаты и заявления о соответствии, выданные обществам – членам МАКО.

Признание со стороны МАКО орган по сертификации может получить лишь в том случае, если будет подтверждено его соответствие установленным критериям. Один из главных критериев – полная независимость от классификационных обществ. Также орган по сертификации должен быть аккредитован на соответствие стандарту ISO/IEC 17021 по проведению аудитов систем менеджмента, иметь соответствующие коды сертификации.

В МАКО разработана и постоянно совершенствуется методика оценки деятельности органов по сертификации, проводимой по целому ряду показателей с установлением целевых значений, которые ежегодно повышаются.

К проводящим проверки аудиторам также установлены специальные требования: соответствующая компетентность, опыт работы в морской индустрии, свободное владение английским языком. Кроме того, аудитор должен сдать экзамен, пройти процедуру признания МАКО и на периодической основе принимать участие в проводимых МАКО курсах для поддержания своей квалификации.

Столь серьезные требования к аудиторам и органам по сертификации предъявляются в целях обеспечения всесторонней проверки установленных требований и качества услуг, предоставляемых классификационными обществами – членами МАКО.

Стандарт ISO 9001 предполагает, что любая организация самостоятельно выбирает методы реализации тех или иных требований. Специфика же ПССК МАКО заключается в том, что ряд методов, проверенных практикой и временем, классификационное общество должно использовать обязательно. Один из них – вертикальные проверки контрактов, которые подразумевают непосредственную проверку процесса освидетельствования, когда вместе с инспектором классификационного общества на судне присутствует аудитор и, в свою очередь, проверяет деятельность инспектора, охватывая не отдельные этапы работ, а все действия в рамках освидетельствования, начиная от планирования освидетельствования и заканчивая оформлением результатов проведенного освидетельствования.

 

Совершенствование СМК

Другим важным моментом в ПССК МАКО являются целевые области проверок – ежегодно утверждаемые МАКО области, которым в следующем календарном году должно быть уделено наиболее пристальное внимание со стороны аудиторов органов по сертификации. Как правило, это особенно сложные и проблемные сферы деятельности классификационных обществ, выявленные по результатам проверок предыдущих лет.

Для дополнительного контроля со стороны МАКО специальный орган – Операционный центр – на выборочной основе проводит наблюдение за проверками, по результатам которого аудиторы и органы по сертификации получают информацию о необходимом улучшении.

Поступление обратной связи от морской индустрии и заинтересованных сторон обеспечивается при помощи другого специально созданного органа МАКО – Консультационного комитета, куда входят представители ИМО, морских администраций, судовладельцев, производителей, страховщиков. На систематической основе Консультационный комитет обобщает и направляет в МАКО информацию о тех аспектах деятельности, которые он считает нуждающимися в улучшении. Важно отметить, что морские администрации как потребители услуг классификационных обществ по конвенционным освидетельствованиям заинтересованы в их качественном проведении, и ПССК МАКО в данном случае вновь выступает в роли инструмента, способствующего выполнению всех установленных требований.

Актуальной задачей, относящейся к совершенствованию ПССК МАКО, является разработка методики оценки деятельности классификационных обществ, с помощью которой можно будет определять и сравнивать их показатели в области качества предоставляемых услуг, а также устанавливать целевые показатели. Таким образом будет реализовываться принцип постоянного улучшения.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что ПССК МАКО – это залог уверенности морской индустрии и мировой общественности в качестве услуг классификационных обществ – членов МАКО. Классификационное общество, чья деятельность является сложнейшим комплексом взаимосвязанных процессов, должно внедрить и постоянно поддерживать эффективную СМК, которая обеспечивает четкую и слаженную работу и является одним из критериев для признания классификационного общества на мировом уровне.

Как полноправный член МАКО Российский морской регистр судоходства (РС) в 1992 году разработал и внедрил СМК, которая на сегодняшний день соответствует всем требованиям применимых стандартов, в том числе ISO 9001 и ПССК МАКО. Функционируя во всех подразделениях РС уже более 20 лет, СМК обеспечивает уверенность в том, что уровень качества оказываемых РС услуг соответствует самым высоким ожиданиям потребителей.

Как известно, наиболее объективной оценкой качества услуг, оказываемых признанной организацией – классификационным обществом, служит статистическая информация государственного портового контроля, ежегодно публикуемая администрациями Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании, а также береговой охраны США. Как и в предшествующие несколько лет, по итогам 2013 года РС состоит в списке лучших признанных организаций. Более 5000 судов под флагами 47 государств в классе РС и поручения по контролю за выполнением требований международных конвенций от имени морских администраций 70 государств флага также свидетельствуют о международном признании опыта и компетенции РС.

Осознавая важность эффективной СМК классификационного общества и ее непосредственное влияние на безопасность мореплавания, РС продолжает ориентироваться на самые высокие международные стандарты качества, внедрение новых требований и стремится к постоянному совершенствованию СМК на всех уровнях организации.

 

Морской флот №6 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...