Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Эффективная система менеджмента качества – залог безопасности на море

Безопасность мореплавания
Эффективная система менеджмента качества – залог безопасности на море

Деятельность человека на море всегда связана с особыми рисками. Обеспечение безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и защиты окружающей среды было и остается важнейшей задачей морской индустрии. Одним из ключевых элементов в системе безопасности являются классификационные общества.

Сергей Быстров, начальник управления качества ФАУ «Российский морской регистр судоходства»

 

Задачи МАКО

Существующая с 1968 года Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО) объединяет сегодня 12 классификационных обществ крупнейших морских держав мира: Великобритании, Германии, Индии, Италии, КНР, Норвегии, Польши, России, США, Франции, Хорватии, Южной Кореи, Японии. Услугами классификационных обществ – членов МАКО пользуется подавляющая часть мирового морского торгового флота.

Всех членов МАКО объединяют технические и системные требования. С одной стороны, они учитывают международное морское законодательство, связанное с выполнением жестких требований к судам и морским операциям, а с другой – должны соответствовать различным и весьма широким требованиям в области менеджмента качества. Сочетание этих двух комплексов требований является специфичной особенностью обществ – членов МАКО.

Главная задача любого классификационного общества – повышение уровня безопасности мореплавания, снижение аварийности судов и плавучих сооружений, предотвращение загрязнения окружающей среды посредством внедрения высоких технических стандартов при проектировании судов, в судостроении, судоходстве, промышленности.

Современный рынок настоятельно диктует необходимость предоставления классификационными обществами услуг только высокого качества, которые обеспечивают стандарты безопасности мирового уровня, позволяющие предвидеть, удовлетворить и превзойти ожидания и потребности клиентов. Как и в компаниях из других отраслей, в классификационном обществе на сегодняшний день достижение этой цели невозможно без внедрения эффективной системы менеджмента качества (СМК). Однако характерным отличием СМК классификационного общества является ее многогранность и сложность ввиду крайне специфичных особенностей взаимосвязанных процессов, таких как разработка правил и руководств, рассмотрение проектов, проведение освидетельствований и др.

В 1990 году в МАКО был разработан единый стандарт для СМК классификационных обществ, который получил название «Программа сертификации систем менеджмента качества МАКО» (ПССК МАКО). Входящий в структуру МАКО Комитет по качеству отвечает за поддержание и постоянное совершенствование ПССК МАКО в соответствии с изменяющимися международными стандартами в области менеджмента качества, потребностями и ожиданиями потребителей.

ПССК МАКО основывается на международном стандарте ISO 9001 и дополняется специфичными требованиями, применимыми к деятельности классификационных обществ.

 

Специфичные требования

К специфичным требованиям МАКО относятся унифицированные требования, унифицированные интерпретации, процедурные требования и рекомендации.

Процедурные требования регламентируют различные аспекты деятельности классификационных обществ: смену класса судна, присвоение, приостановление и снятие класса, процедуры по подготовке персонала и по проведению освидетельствований на соответствие МКУБ и ОСПС и др. Унифицированные требования устанавливают технические требования, которые должны быть внедрены в правила классификационных обществ – членов МАКО и выполняться на судах в их классе. Унифицированные интерпретации дают единообразное толкование требований международных конвенций.

Подтвержденное соответствие СМК классификационного общества требованиям ПССК МАКО является одним из условий членства в МАКО. Проверки на соответствие всем перечисленным выше требованиям проводят аудиторы признанных МАКО независимых органов по сертификации. В настоящее время таких органов шесть: они сертифицируют СМК классификационных обществ – членов МАКО на соответствие ISO 9001 и проводят оценку соответствия требованиям ПССК МАКО с оформлением заявления о соответствии. Для обеспечения открытости и прозрачности на сайте МАКО размещены все актуальные сертификаты и заявления о соответствии, выданные обществам – членам МАКО.

Признание со стороны МАКО орган по сертификации может получить лишь в том случае, если будет подтверждено его соответствие установленным критериям. Один из главных критериев – полная независимость от классификационных обществ. Также орган по сертификации должен быть аккредитован на соответствие стандарту ISO/IEC 17021 по проведению аудитов систем менеджмента, иметь соответствующие коды сертификации.

В МАКО разработана и постоянно совершенствуется методика оценки деятельности органов по сертификации, проводимой по целому ряду показателей с установлением целевых значений, которые ежегодно повышаются.

К проводящим проверки аудиторам также установлены специальные требования: соответствующая компетентность, опыт работы в морской индустрии, свободное владение английским языком. Кроме того, аудитор должен сдать экзамен, пройти процедуру признания МАКО и на периодической основе принимать участие в проводимых МАКО курсах для поддержания своей квалификации.

Столь серьезные требования к аудиторам и органам по сертификации предъявляются в целях обеспечения всесторонней проверки установленных требований и качества услуг, предоставляемых классификационными обществами – членами МАКО.

Стандарт ISO 9001 предполагает, что любая организация самостоятельно выбирает методы реализации тех или иных требований. Специфика же ПССК МАКО заключается в том, что ряд методов, проверенных практикой и временем, классификационное общество должно использовать обязательно. Один из них – вертикальные проверки контрактов, которые подразумевают непосредственную проверку процесса освидетельствования, когда вместе с инспектором классификационного общества на судне присутствует аудитор и, в свою очередь, проверяет деятельность инспектора, охватывая не отдельные этапы работ, а все действия в рамках освидетельствования, начиная от планирования освидетельствования и заканчивая оформлением результатов проведенного освидетельствования.

 

Совершенствование СМК

Другим важным моментом в ПССК МАКО являются целевые области проверок – ежегодно утверждаемые МАКО области, которым в следующем календарном году должно быть уделено наиболее пристальное внимание со стороны аудиторов органов по сертификации. Как правило, это особенно сложные и проблемные сферы деятельности классификационных обществ, выявленные по результатам проверок предыдущих лет.

Для дополнительного контроля со стороны МАКО специальный орган – Операционный центр – на выборочной основе проводит наблюдение за проверками, по результатам которого аудиторы и органы по сертификации получают информацию о необходимом улучшении.

Поступление обратной связи от морской индустрии и заинтересованных сторон обеспечивается при помощи другого специально созданного органа МАКО – Консультационного комитета, куда входят представители ИМО, морских администраций, судовладельцев, производителей, страховщиков. На систематической основе Консультационный комитет обобщает и направляет в МАКО информацию о тех аспектах деятельности, которые он считает нуждающимися в улучшении. Важно отметить, что морские администрации как потребители услуг классификационных обществ по конвенционным освидетельствованиям заинтересованы в их качественном проведении, и ПССК МАКО в данном случае вновь выступает в роли инструмента, способствующего выполнению всех установленных требований.

Актуальной задачей, относящейся к совершенствованию ПССК МАКО, является разработка методики оценки деятельности классификационных обществ, с помощью которой можно будет определять и сравнивать их показатели в области качества предоставляемых услуг, а также устанавливать целевые показатели. Таким образом будет реализовываться принцип постоянного улучшения.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что ПССК МАКО – это залог уверенности морской индустрии и мировой общественности в качестве услуг классификационных обществ – членов МАКО. Классификационное общество, чья деятельность является сложнейшим комплексом взаимосвязанных процессов, должно внедрить и постоянно поддерживать эффективную СМК, которая обеспечивает четкую и слаженную работу и является одним из критериев для признания классификационного общества на мировом уровне.

Как полноправный член МАКО Российский морской регистр судоходства (РС) в 1992 году разработал и внедрил СМК, которая на сегодняшний день соответствует всем требованиям применимых стандартов, в том числе ISO 9001 и ПССК МАКО. Функционируя во всех подразделениях РС уже более 20 лет, СМК обеспечивает уверенность в том, что уровень качества оказываемых РС услуг соответствует самым высоким ожиданиям потребителей.

Как известно, наиболее объективной оценкой качества услуг, оказываемых признанной организацией – классификационным обществом, служит статистическая информация государственного портового контроля, ежегодно публикуемая администрациями Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании, а также береговой охраны США. Как и в предшествующие несколько лет, по итогам 2013 года РС состоит в списке лучших признанных организаций. Более 5000 судов под флагами 47 государств в классе РС и поручения по контролю за выполнением требований международных конвенций от имени морских администраций 70 государств флага также свидетельствуют о международном признании опыта и компетенции РС.

Осознавая важность эффективной СМК классификационного общества и ее непосредственное влияние на безопасность мореплавания, РС продолжает ориентироваться на самые высокие международные стандарты качества, внедрение новых требований и стремится к постоянному совершенствованию СМК на всех уровнях организации.

 

Морской флот №6 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Судовладелец назвал причину разворота танкера с российским газом для США

Судовладелец назвал причину разворота танкера с российским газом для США Компания-владелец танкера, который везет первую партию СПГ в США, Engie, заверила, что газ будет дос...

Танкер с российским газом развернулся у побережья США

Танкер с российским газом развернулся у побережья США Танкер, перевозивший в США добытый в России газ, развернулся за день до прибытия в американский Бост...

Российская экономика

Внешний долг РФ в 2017 году вырос до $529,1 млрд

Внешний долг РФ в 2017 году вырос до $529,1 млрд Внешний долг РФ в 2017 году увеличился на $14,952 млрд, или на 2,9% - до $529,084 млрд с $514,13...

Минтранс к лету подготовит госпрограмму развития транспортной системы РФ до 2025 года

Минтранс к лету подготовит госпрограмму развития транспортной системы РФ до 2025 года Минтранс к лету подготовит обновленную государственную программу «Развитие транспортной системы» Рос...

Транспортная политика

СП «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон» разработает цифровую платформу транспортного комплекса РФ

СП «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон» разработает цифровую платформу транспортного комплекса РФ Операторы госсистем «ЭРА- ГЛОНАСС» и «Платон» - АО «ГЛОНАСС» и «РТ-Инвест транспортные системы» - со...

В Росморречфлоте обсудили задачи развития яхтенного туризма в Крыму

В Росморречфлоте обсудили задачи развития яхтенного туризма в Крыму Совещание по вопросам развития инфраструктуры яхтенного туризма в Крыму и Севастополе состоялось в Ф...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2017 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2017 году Морскими портами РФ по итогам 2017 года  перевалено 414,03 млн тонн наливных грузов, что н...

Global Ports лидирует среди холдингов России по контейнерообороту в 2017 году

Global Ports лидирует среди холдингов России по контейнерообороту в 2017 году Контейнерооборот холдинга Global Ports, на долю которого приходится до 29,7% (-2,4 пр.п. отн...




Морской транспорт

Танкеры для проекта Ямал-СПГ «Владимир Визе» и «Рудольф Самойлович» спущены на воду

Танкеры для проекта Ямал-СПГ «Владимир Визе» и «Рудольф Самойлович» спущены на воду Благодаря снимкам блогера gasdmitry с верфи корейской корпорации DSME, где строят танкеры для проект...

Лоцманы «Росморпорта» провели танкер-газовоз Eduard Toll в морской порт Сабетта

Лоцманы «Росморпорта» провели танкер-газовоз Eduard Toll в морской порт Сабетта Ледовые лоцманы Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Фокин и Александр Силимянкин выполни...

Речной транспорт

По итогам 2017 года грузоперевозки внутренним водным транспортом выросли на 0,5 %

По итогам 2017 года грузоперевозки внутренним водным транспортом выросли на 0,5 % Объем грузоперевозок внутренним водным транспортом в 2017 году по сравнению с предыдущим годом вырос...

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос»

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос» Круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили в среду на астраханском судостроительном за...

Ж/Д транспорт

Грузооборот вагонов «Новотранса» в 2017 г. увеличился на 13%

Грузооборот вагонов «Новотранса» в 2017 г. увеличился на 13% Грузооборот вагонов группы компаний «Новотранс» в 2017 г. увеличился на 13% по сравнению с показ...

Казахстан сошел с российских рельс: ж/д страны обеспечат США

Казахстан сошел с российских рельс: ж/д страны обеспечат США В рамках официальной поездки главы Казахстана Нурсултана Назарбаева в Вашингтон были заключены согла...

Авто транспорт

Минтранс начнет в 2018 г. прием 4 тыс. км региональных автодорог в федеральную собственность

Минтранс начнет в 2018 г. прием 4 тыс. км региональных автодорог в федеральную собственность Некоторые региональные автодороги общей протяженностью 4 тыс. км в 2018 году перейдут в федеральную ...

Изменение тарифа в системе «Платон» не обсуждается - замглавы Минтранса РФ

Изменение тарифа в системе «Платон» не обсуждается - замглавы Минтранса РФ Изменение тарифа в государственной системе «Платон» не обсуждается, сообщил в интервью ТАСС замглавы...

Аналитика

Транспортная политика

Транспортные возможности СЗФО с оговорками

Транспортные возможности СЗФО с оговорками В середине августа президент России Владимир Путин посетил Калининградскую область с рабочим визитом...

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Морские порты

Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Интерпретация расчетов технологических параметров портов Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного ...

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Катастрофа…

Катастрофа… Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо у...

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...