Эффективная система менеджмента качества – залог безопасности на море

Безопасность мореплавания
Эффективная система менеджмента качества – залог безопасности на море

Деятельность человека на море всегда связана с особыми рисками. Обеспечение безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и защиты окружающей среды было и остается важнейшей задачей морской индустрии. Одним из ключевых элементов в системе безопасности являются классификационные общества.

Сергей Быстров, начальник управления качества ФАУ «Российский морской регистр судоходства»

 

Задачи МАКО

Существующая с 1968 года Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО) объединяет сегодня 12 классификационных обществ крупнейших морских держав мира: Великобритании, Германии, Индии, Италии, КНР, Норвегии, Польши, России, США, Франции, Хорватии, Южной Кореи, Японии. Услугами классификационных обществ – членов МАКО пользуется подавляющая часть мирового морского торгового флота.

Всех членов МАКО объединяют технические и системные требования. С одной стороны, они учитывают международное морское законодательство, связанное с выполнением жестких требований к судам и морским операциям, а с другой – должны соответствовать различным и весьма широким требованиям в области менеджмента качества. Сочетание этих двух комплексов требований является специфичной особенностью обществ – членов МАКО.

Главная задача любого классификационного общества – повышение уровня безопасности мореплавания, снижение аварийности судов и плавучих сооружений, предотвращение загрязнения окружающей среды посредством внедрения высоких технических стандартов при проектировании судов, в судостроении, судоходстве, промышленности.

Современный рынок настоятельно диктует необходимость предоставления классификационными обществами услуг только высокого качества, которые обеспечивают стандарты безопасности мирового уровня, позволяющие предвидеть, удовлетворить и превзойти ожидания и потребности клиентов. Как и в компаниях из других отраслей, в классификационном обществе на сегодняшний день достижение этой цели невозможно без внедрения эффективной системы менеджмента качества (СМК). Однако характерным отличием СМК классификационного общества является ее многогранность и сложность ввиду крайне специфичных особенностей взаимосвязанных процессов, таких как разработка правил и руководств, рассмотрение проектов, проведение освидетельствований и др.

В 1990 году в МАКО был разработан единый стандарт для СМК классификационных обществ, который получил название «Программа сертификации систем менеджмента качества МАКО» (ПССК МАКО). Входящий в структуру МАКО Комитет по качеству отвечает за поддержание и постоянное совершенствование ПССК МАКО в соответствии с изменяющимися международными стандартами в области менеджмента качества, потребностями и ожиданиями потребителей.

ПССК МАКО основывается на международном стандарте ISO 9001 и дополняется специфичными требованиями, применимыми к деятельности классификационных обществ.

 

Специфичные требования

К специфичным требованиям МАКО относятся унифицированные требования, унифицированные интерпретации, процедурные требования и рекомендации.

Процедурные требования регламентируют различные аспекты деятельности классификационных обществ: смену класса судна, присвоение, приостановление и снятие класса, процедуры по подготовке персонала и по проведению освидетельствований на соответствие МКУБ и ОСПС и др. Унифицированные требования устанавливают технические требования, которые должны быть внедрены в правила классификационных обществ – членов МАКО и выполняться на судах в их классе. Унифицированные интерпретации дают единообразное толкование требований международных конвенций.

Подтвержденное соответствие СМК классификационного общества требованиям ПССК МАКО является одним из условий членства в МАКО. Проверки на соответствие всем перечисленным выше требованиям проводят аудиторы признанных МАКО независимых органов по сертификации. В настоящее время таких органов шесть: они сертифицируют СМК классификационных обществ – членов МАКО на соответствие ISO 9001 и проводят оценку соответствия требованиям ПССК МАКО с оформлением заявления о соответствии. Для обеспечения открытости и прозрачности на сайте МАКО размещены все актуальные сертификаты и заявления о соответствии, выданные обществам – членам МАКО.

Признание со стороны МАКО орган по сертификации может получить лишь в том случае, если будет подтверждено его соответствие установленным критериям. Один из главных критериев – полная независимость от классификационных обществ. Также орган по сертификации должен быть аккредитован на соответствие стандарту ISO/IEC 17021 по проведению аудитов систем менеджмента, иметь соответствующие коды сертификации.

В МАКО разработана и постоянно совершенствуется методика оценки деятельности органов по сертификации, проводимой по целому ряду показателей с установлением целевых значений, которые ежегодно повышаются.

К проводящим проверки аудиторам также установлены специальные требования: соответствующая компетентность, опыт работы в морской индустрии, свободное владение английским языком. Кроме того, аудитор должен сдать экзамен, пройти процедуру признания МАКО и на периодической основе принимать участие в проводимых МАКО курсах для поддержания своей квалификации.

Столь серьезные требования к аудиторам и органам по сертификации предъявляются в целях обеспечения всесторонней проверки установленных требований и качества услуг, предоставляемых классификационными обществами – членами МАКО.

Стандарт ISO 9001 предполагает, что любая организация самостоятельно выбирает методы реализации тех или иных требований. Специфика же ПССК МАКО заключается в том, что ряд методов, проверенных практикой и временем, классификационное общество должно использовать обязательно. Один из них – вертикальные проверки контрактов, которые подразумевают непосредственную проверку процесса освидетельствования, когда вместе с инспектором классификационного общества на судне присутствует аудитор и, в свою очередь, проверяет деятельность инспектора, охватывая не отдельные этапы работ, а все действия в рамках освидетельствования, начиная от планирования освидетельствования и заканчивая оформлением результатов проведенного освидетельствования.

 

Совершенствование СМК

Другим важным моментом в ПССК МАКО являются целевые области проверок – ежегодно утверждаемые МАКО области, которым в следующем календарном году должно быть уделено наиболее пристальное внимание со стороны аудиторов органов по сертификации. Как правило, это особенно сложные и проблемные сферы деятельности классификационных обществ, выявленные по результатам проверок предыдущих лет.

Для дополнительного контроля со стороны МАКО специальный орган – Операционный центр – на выборочной основе проводит наблюдение за проверками, по результатам которого аудиторы и органы по сертификации получают информацию о необходимом улучшении.

Поступление обратной связи от морской индустрии и заинтересованных сторон обеспечивается при помощи другого специально созданного органа МАКО – Консультационного комитета, куда входят представители ИМО, морских администраций, судовладельцев, производителей, страховщиков. На систематической основе Консультационный комитет обобщает и направляет в МАКО информацию о тех аспектах деятельности, которые он считает нуждающимися в улучшении. Важно отметить, что морские администрации как потребители услуг классификационных обществ по конвенционным освидетельствованиям заинтересованы в их качественном проведении, и ПССК МАКО в данном случае вновь выступает в роли инструмента, способствующего выполнению всех установленных требований.

Актуальной задачей, относящейся к совершенствованию ПССК МАКО, является разработка методики оценки деятельности классификационных обществ, с помощью которой можно будет определять и сравнивать их показатели в области качества предоставляемых услуг, а также устанавливать целевые показатели. Таким образом будет реализовываться принцип постоянного улучшения.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что ПССК МАКО – это залог уверенности морской индустрии и мировой общественности в качестве услуг классификационных обществ – членов МАКО. Классификационное общество, чья деятельность является сложнейшим комплексом взаимосвязанных процессов, должно внедрить и постоянно поддерживать эффективную СМК, которая обеспечивает четкую и слаженную работу и является одним из критериев для признания классификационного общества на мировом уровне.

Как полноправный член МАКО Российский морской регистр судоходства (РС) в 1992 году разработал и внедрил СМК, которая на сегодняшний день соответствует всем требованиям применимых стандартов, в том числе ISO 9001 и ПССК МАКО. Функционируя во всех подразделениях РС уже более 20 лет, СМК обеспечивает уверенность в том, что уровень качества оказываемых РС услуг соответствует самым высоким ожиданиям потребителей.

Как известно, наиболее объективной оценкой качества услуг, оказываемых признанной организацией – классификационным обществом, служит статистическая информация государственного портового контроля, ежегодно публикуемая администрациями Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании, а также береговой охраны США. Как и в предшествующие несколько лет, по итогам 2013 года РС состоит в списке лучших признанных организаций. Более 5000 судов под флагами 47 государств в классе РС и поручения по контролю за выполнением требований международных конвенций от имени морских администраций 70 государств флага также свидетельствуют о международном признании опыта и компетенции РС.

Осознавая важность эффективной СМК классификационного общества и ее непосредственное влияние на безопасность мореплавания, РС продолжает ориентироваться на самые высокие международные стандарты качества, внедрение новых требований и стремится к постоянному совершенствованию СМК на всех уровнях организации.

 

Морской флот №6 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...