Музеи морского флота: как воспитать патриота

Инфраструктура / Образование
Музеи морского флота: как воспитать патриота

«От того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, в то же время не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям. Это ответственность за свою страну и ее будущее». Эти слова президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные им на встрече с представителями общественности по вопросам духовного и патриотического воспитания, еще раз подчеркивают первостепенную важность работы по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи.

Особая роль в этом воспитании, сохранении памяти о героических заслугах наших предшественников, безусловно, принадлежит музеям.

Алексей Жданов, начальник Административного управления Росморречфлота

 

Музей морского флота федерального значения

Музей федерального значения существует и в нашей отрасли. В 1958 году он был создан как выставка «в целях освещения истории флота, организации широкой пропаганды достижений морского флота среди трудящихся нашей страны и молодежи…».

12 января 1960 года в Москве на ул. Сретенка выставку открыли министр морского флота СССР Виктор Георгиевич Бакаев и главнокомандующий ВМФ адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков. Выставка стала постоянно действующей и пользовалась большой популярностью. Школьники, студенты, курсанты морских школ и училищ, специалисты и ветераны могли ознакомиться здесь с достижениями нашей страны в области морского флота. В 1989 году выставка была преобразована в Музей морского флота. Только за первый год работы в новом статусе его посетили более 30 тысяч человек.

Значимым событием для музея стало участие в 1990 году в Международной выставке в городе Нагасаки. Представленные им экспонаты имели огромный успех у посетителей выставки. В 2005-м в судьбе учреждения произошло еще одно важное событие: в соответствии с распоряжением правительства оно было включено в перечень 68 музеев федерального значения наряду с Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. Пушкина и другими.

До 2012 года музей располагался в здании ДОСААФ на улице Адмирала Макарова, где экспозиция размещалась в 15 залах, на площади более полутора тысяч квадратных метров. В состав музея входили кроме основной экспозиции кают-компания, клуб капитанов, морская библиотека, реставрационная и столярная мастерские. Здесь проводилась большая экскурсионная и выставочная деятельность, съемки научно-популярных фильмов, организовывались циклы лекций и консультаций. За достигнутые успехи в 2004 году музей получил диплом III степени в смотре-конкурсе историко-патриотических музеев центральных аппаратов министерств и ведомств.

В 2012 году дальнейшая аренда помещений на улице Адмирала Макарова по объективным причинам стала невозможной. Руководством Росморречфлота было принято решение о выделении музею отдельного здания.

 

Поддержку – уникальному учреждению

Сегодня Музей морского флота располагается в центре Москвы рядом с Музеем Анны Ахматовой, недалеко от Третьяковской галереи, на улице Большая Ордынка. Он тесно взаимодействует с целым рядом музеев как в Москве, так и в других городах страны. Хорошие деловые связи установлены с музеями современной истории России, Историческим, Вооруженных Сил, мурманским музеем «Атомоход «Ленин».

Собрание музея уникально. В коллекции более 10 тыс. предметов, из них около 2 тыс. фотографий судов, 1,5 тыс. фотоносителей, более сотни фотоальбомов, около двухсот предметов нумизматики. Широко представлен библиотечный фонд, это прежде всего книги Академии наук, Арктического и Антарктического института, более трех десятков атласов, а также 747 экземпляров исторического «Морского сборника», издававшегося с 1841 года. Имеются предметы археологии, естественно-научных коллекций, декоративно-прикладного искусства. По количеству моделей судов морского гражданского флота музей не имеет себе равных в стране. Так, например, здесь есть модель фрегата «Паллада», который явился вершиной отечественного парусного судостроения. Музей располагает великолепной авторской копией памятника первому мореплавателю России, совершившему кругосветное путешествие, – адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну, созданного скульптором И.Н. Шредером в 1873 году. Поистине достояние музея – коллекция об освоении Арктики и Антарктики. Для ее экспонирования в свое время был выделен отдельный Полярный зал, в котором была выставлена подлинная рубка ледореза «Федор Литке» и кают-компания легендарного ледокола «Ермак».

Музейный фонд и теперь постоянно пополняется. Уже после переезда на Большую Ордынку удалось увеличить фонд на 123 предмета. Сотрудники музея занимаются поиском личных вещей заслуженных работников отрасли, посвятивших свою жизнь служению стране на флоте.

Недавно в музей обратилась дочь капитана Дальневосточного пароходства Серафима Порфирьевича Мышевского, именем которого назван дизель-электроход проекта 550. Она передала в дар целую подборку уникальных документов, принадлежащих отцу. В них собрана информация о яркой, но, к сожалению, короткой жизни Моряка с большой буквы, человеке, который, по мнению современников, в полной мере отвечал представлению о настоящем капитане.

Принято решение о передаче в дар музею пятиметрового швертбота «Лена», на котором в период с 1992 по 1996 год под российским флагом совершил первое одиночное кругосветное плавание Евгений Гвоздев, истинный патриот своего дела и своей страны. Швертбот планируется выставлять около здания музея, что, несомненно, привлечет новых посетителей и будет способствовать увеличению его популярности.

Сегодня музей требует капитального ремонта и реставрации. В связи с включением его здания в 2013 году в реестр памятников культурного наследия Москвы проведен конкурс и заключен договор с проектной организацией на разработку проекта реставрации здания и приспособления его к современному использованию. Выполнение всего комплекса строительных и реставрационных работ и открытие экспозиции в здании музея планируется осуществить в 2017 году.

 

В приоритетах – работа с молодежью

Музей обладает редчайшим собранием экспонатов, и до завершения ремонта планируется активно использовать все имеющиеся возможности и формы работы, позволяющие донести до морского и речного сообщества сохраненную историю.

Одним из приоритетов музея является работа с отраслевыми организациями. Вот уже несколько лет музей активно сотрудничает со студентами Московской государственной академии водного транспорта. Учитывая накопленный опыт, в 2014 году с академией заключен договор о сотрудничестве, цель которого – совершенствование прежде всего работы по нравственно-патриотическому и профессиональному воспитанию.

В июне текущего года в ходе выездного заседания Совета Росморречфлота демонстрировалась выставка фотографий из архивных фондов музея, приуроченная к 50-летию Волго-Балтийского канала. Подобные тематические выставки, посвященные важным историческим событиям, юбилейным датам, могут быть организованы совместно с другими учреждениями и судоходными компаниями. Для повышения интереса к экскурсионной программе эти выставки могут быть размещены в том числе на теплоходах, осуществляющих пассажирские перевозки.

Федеральное агентство морского и речного транспорта обратилось к ректорам вузов, руководителям подведомственных организаций, представителям ассоциаций и организаций, осуществляющих свою деятельность в области морского и речного транспорта, с просьбой рассмотреть возможность использования ресурсов музея в организации нравственно-патриотического и профессионального воспитания курсантов, студентов, молодежи, работников организаций и заключить соответствующие договоры о сотрудничестве. И такая работа благодаря активному отклику отраслевых организаций уже проводится. Сегодня с уверенностью можно сказать, что наш музей ждет большое будущее.

В заключение хочу привести слова выдающегося ученого-географа, океанолога, председателя Русского географического общества Юлия Михайловича Шокальского, которые очень точно отражают важность музейной работы и меру нашей ответственности за нее перед будущими поколениями: «Русские люди должны знать и помнить, что сделано славного предшествующими поколениями, гордиться этим и, в свою очередь, дать возможность и право потомкам так же относиться к ним самим».

 

От редакции.

Безусловно, Музей морского флота – наше бесценное достояние. Но в патриотическом воспитании молодежи свое слово могут и должны сказать и другие музеи морского и речного флота, в первую очередь отраслевые. Их немало – практически в каждом из вузов отрасли есть подобные музеи, и все они имеют свою неповторимую историю, традиции и опыт в воспитании молодого поколения. Журнал «Морской флот» готов предоставить страницы для рассказа об этих музеях. Ждем интересных материалов!

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...