Музеи морского флота: как воспитать патриота

Инфраструктура / Образование
Музеи морского флота: как воспитать патриота

«От того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, в то же время не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям. Это ответственность за свою страну и ее будущее». Эти слова президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные им на встрече с представителями общественности по вопросам духовного и патриотического воспитания, еще раз подчеркивают первостепенную важность работы по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи.

Особая роль в этом воспитании, сохранении памяти о героических заслугах наших предшественников, безусловно, принадлежит музеям.

Алексей Жданов, начальник Административного управления Росморречфлота

 

Музей морского флота федерального значения

Музей федерального значения существует и в нашей отрасли. В 1958 году он был создан как выставка «в целях освещения истории флота, организации широкой пропаганды достижений морского флота среди трудящихся нашей страны и молодежи…».

12 января 1960 года в Москве на ул. Сретенка выставку открыли министр морского флота СССР Виктор Георгиевич Бакаев и главнокомандующий ВМФ адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков. Выставка стала постоянно действующей и пользовалась большой популярностью. Школьники, студенты, курсанты морских школ и училищ, специалисты и ветераны могли ознакомиться здесь с достижениями нашей страны в области морского флота. В 1989 году выставка была преобразована в Музей морского флота. Только за первый год работы в новом статусе его посетили более 30 тысяч человек.

Значимым событием для музея стало участие в 1990 году в Международной выставке в городе Нагасаки. Представленные им экспонаты имели огромный успех у посетителей выставки. В 2005-м в судьбе учреждения произошло еще одно важное событие: в соответствии с распоряжением правительства оно было включено в перечень 68 музеев федерального значения наряду с Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. Пушкина и другими.

До 2012 года музей располагался в здании ДОСААФ на улице Адмирала Макарова, где экспозиция размещалась в 15 залах, на площади более полутора тысяч квадратных метров. В состав музея входили кроме основной экспозиции кают-компания, клуб капитанов, морская библиотека, реставрационная и столярная мастерские. Здесь проводилась большая экскурсионная и выставочная деятельность, съемки научно-популярных фильмов, организовывались циклы лекций и консультаций. За достигнутые успехи в 2004 году музей получил диплом III степени в смотре-конкурсе историко-патриотических музеев центральных аппаратов министерств и ведомств.

В 2012 году дальнейшая аренда помещений на улице Адмирала Макарова по объективным причинам стала невозможной. Руководством Росморречфлота было принято решение о выделении музею отдельного здания.

 

Поддержку – уникальному учреждению

Сегодня Музей морского флота располагается в центре Москвы рядом с Музеем Анны Ахматовой, недалеко от Третьяковской галереи, на улице Большая Ордынка. Он тесно взаимодействует с целым рядом музеев как в Москве, так и в других городах страны. Хорошие деловые связи установлены с музеями современной истории России, Историческим, Вооруженных Сил, мурманским музеем «Атомоход «Ленин».

Собрание музея уникально. В коллекции более 10 тыс. предметов, из них около 2 тыс. фотографий судов, 1,5 тыс. фотоносителей, более сотни фотоальбомов, около двухсот предметов нумизматики. Широко представлен библиотечный фонд, это прежде всего книги Академии наук, Арктического и Антарктического института, более трех десятков атласов, а также 747 экземпляров исторического «Морского сборника», издававшегося с 1841 года. Имеются предметы археологии, естественно-научных коллекций, декоративно-прикладного искусства. По количеству моделей судов морского гражданского флота музей не имеет себе равных в стране. Так, например, здесь есть модель фрегата «Паллада», который явился вершиной отечественного парусного судостроения. Музей располагает великолепной авторской копией памятника первому мореплавателю России, совершившему кругосветное путешествие, – адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну, созданного скульптором И.Н. Шредером в 1873 году. Поистине достояние музея – коллекция об освоении Арктики и Антарктики. Для ее экспонирования в свое время был выделен отдельный Полярный зал, в котором была выставлена подлинная рубка ледореза «Федор Литке» и кают-компания легендарного ледокола «Ермак».

Музейный фонд и теперь постоянно пополняется. Уже после переезда на Большую Ордынку удалось увеличить фонд на 123 предмета. Сотрудники музея занимаются поиском личных вещей заслуженных работников отрасли, посвятивших свою жизнь служению стране на флоте.

Недавно в музей обратилась дочь капитана Дальневосточного пароходства Серафима Порфирьевича Мышевского, именем которого назван дизель-электроход проекта 550. Она передала в дар целую подборку уникальных документов, принадлежащих отцу. В них собрана информация о яркой, но, к сожалению, короткой жизни Моряка с большой буквы, человеке, который, по мнению современников, в полной мере отвечал представлению о настоящем капитане.

Принято решение о передаче в дар музею пятиметрового швертбота «Лена», на котором в период с 1992 по 1996 год под российским флагом совершил первое одиночное кругосветное плавание Евгений Гвоздев, истинный патриот своего дела и своей страны. Швертбот планируется выставлять около здания музея, что, несомненно, привлечет новых посетителей и будет способствовать увеличению его популярности.

Сегодня музей требует капитального ремонта и реставрации. В связи с включением его здания в 2013 году в реестр памятников культурного наследия Москвы проведен конкурс и заключен договор с проектной организацией на разработку проекта реставрации здания и приспособления его к современному использованию. Выполнение всего комплекса строительных и реставрационных работ и открытие экспозиции в здании музея планируется осуществить в 2017 году.

 

В приоритетах – работа с молодежью

Музей обладает редчайшим собранием экспонатов, и до завершения ремонта планируется активно использовать все имеющиеся возможности и формы работы, позволяющие донести до морского и речного сообщества сохраненную историю.

Одним из приоритетов музея является работа с отраслевыми организациями. Вот уже несколько лет музей активно сотрудничает со студентами Московской государственной академии водного транспорта. Учитывая накопленный опыт, в 2014 году с академией заключен договор о сотрудничестве, цель которого – совершенствование прежде всего работы по нравственно-патриотическому и профессиональному воспитанию.

В июне текущего года в ходе выездного заседания Совета Росморречфлота демонстрировалась выставка фотографий из архивных фондов музея, приуроченная к 50-летию Волго-Балтийского канала. Подобные тематические выставки, посвященные важным историческим событиям, юбилейным датам, могут быть организованы совместно с другими учреждениями и судоходными компаниями. Для повышения интереса к экскурсионной программе эти выставки могут быть размещены в том числе на теплоходах, осуществляющих пассажирские перевозки.

Федеральное агентство морского и речного транспорта обратилось к ректорам вузов, руководителям подведомственных организаций, представителям ассоциаций и организаций, осуществляющих свою деятельность в области морского и речного транспорта, с просьбой рассмотреть возможность использования ресурсов музея в организации нравственно-патриотического и профессионального воспитания курсантов, студентов, молодежи, работников организаций и заключить соответствующие договоры о сотрудничестве. И такая работа благодаря активному отклику отраслевых организаций уже проводится. Сегодня с уверенностью можно сказать, что наш музей ждет большое будущее.

В заключение хочу привести слова выдающегося ученого-географа, океанолога, председателя Русского географического общества Юлия Михайловича Шокальского, которые очень точно отражают важность музейной работы и меру нашей ответственности за нее перед будущими поколениями: «Русские люди должны знать и помнить, что сделано славного предшествующими поколениями, гордиться этим и, в свою очередь, дать возможность и право потомкам так же относиться к ним самим».

 

От редакции.

Безусловно, Музей морского флота – наше бесценное достояние. Но в патриотическом воспитании молодежи свое слово могут и должны сказать и другие музеи морского и речного флота, в первую очередь отраслевые. Их немало – практически в каждом из вузов отрасли есть подобные музеи, и все они имеют свою неповторимую историю, традиции и опыт в воспитании молодого поколения. Журнал «Морской флот» готов предоставить страницы для рассказа об этих музеях. Ждем интересных материалов!

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...