Музеи морского флота: как воспитать патриота

Инфраструктура / Образование
Музеи морского флота: как воспитать патриота

«От того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, в то же время не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям. Это ответственность за свою страну и ее будущее». Эти слова президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные им на встрече с представителями общественности по вопросам духовного и патриотического воспитания, еще раз подчеркивают первостепенную важность работы по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи.

Особая роль в этом воспитании, сохранении памяти о героических заслугах наших предшественников, безусловно, принадлежит музеям.

Алексей Жданов, начальник Административного управления Росморречфлота

 

Музей морского флота федерального значения

Музей федерального значения существует и в нашей отрасли. В 1958 году он был создан как выставка «в целях освещения истории флота, организации широкой пропаганды достижений морского флота среди трудящихся нашей страны и молодежи…».

12 января 1960 года в Москве на ул. Сретенка выставку открыли министр морского флота СССР Виктор Георгиевич Бакаев и главнокомандующий ВМФ адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков. Выставка стала постоянно действующей и пользовалась большой популярностью. Школьники, студенты, курсанты морских школ и училищ, специалисты и ветераны могли ознакомиться здесь с достижениями нашей страны в области морского флота. В 1989 году выставка была преобразована в Музей морского флота. Только за первый год работы в новом статусе его посетили более 30 тысяч человек.

Значимым событием для музея стало участие в 1990 году в Международной выставке в городе Нагасаки. Представленные им экспонаты имели огромный успех у посетителей выставки. В 2005-м в судьбе учреждения произошло еще одно важное событие: в соответствии с распоряжением правительства оно было включено в перечень 68 музеев федерального значения наряду с Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. Пушкина и другими.

До 2012 года музей располагался в здании ДОСААФ на улице Адмирала Макарова, где экспозиция размещалась в 15 залах, на площади более полутора тысяч квадратных метров. В состав музея входили кроме основной экспозиции кают-компания, клуб капитанов, морская библиотека, реставрационная и столярная мастерские. Здесь проводилась большая экскурсионная и выставочная деятельность, съемки научно-популярных фильмов, организовывались циклы лекций и консультаций. За достигнутые успехи в 2004 году музей получил диплом III степени в смотре-конкурсе историко-патриотических музеев центральных аппаратов министерств и ведомств.

В 2012 году дальнейшая аренда помещений на улице Адмирала Макарова по объективным причинам стала невозможной. Руководством Росморречфлота было принято решение о выделении музею отдельного здания.

 

Поддержку – уникальному учреждению

Сегодня Музей морского флота располагается в центре Москвы рядом с Музеем Анны Ахматовой, недалеко от Третьяковской галереи, на улице Большая Ордынка. Он тесно взаимодействует с целым рядом музеев как в Москве, так и в других городах страны. Хорошие деловые связи установлены с музеями современной истории России, Историческим, Вооруженных Сил, мурманским музеем «Атомоход «Ленин».

Собрание музея уникально. В коллекции более 10 тыс. предметов, из них около 2 тыс. фотографий судов, 1,5 тыс. фотоносителей, более сотни фотоальбомов, около двухсот предметов нумизматики. Широко представлен библиотечный фонд, это прежде всего книги Академии наук, Арктического и Антарктического института, более трех десятков атласов, а также 747 экземпляров исторического «Морского сборника», издававшегося с 1841 года. Имеются предметы археологии, естественно-научных коллекций, декоративно-прикладного искусства. По количеству моделей судов морского гражданского флота музей не имеет себе равных в стране. Так, например, здесь есть модель фрегата «Паллада», который явился вершиной отечественного парусного судостроения. Музей располагает великолепной авторской копией памятника первому мореплавателю России, совершившему кругосветное путешествие, – адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну, созданного скульптором И.Н. Шредером в 1873 году. Поистине достояние музея – коллекция об освоении Арктики и Антарктики. Для ее экспонирования в свое время был выделен отдельный Полярный зал, в котором была выставлена подлинная рубка ледореза «Федор Литке» и кают-компания легендарного ледокола «Ермак».

Музейный фонд и теперь постоянно пополняется. Уже после переезда на Большую Ордынку удалось увеличить фонд на 123 предмета. Сотрудники музея занимаются поиском личных вещей заслуженных работников отрасли, посвятивших свою жизнь служению стране на флоте.

Недавно в музей обратилась дочь капитана Дальневосточного пароходства Серафима Порфирьевича Мышевского, именем которого назван дизель-электроход проекта 550. Она передала в дар целую подборку уникальных документов, принадлежащих отцу. В них собрана информация о яркой, но, к сожалению, короткой жизни Моряка с большой буквы, человеке, который, по мнению современников, в полной мере отвечал представлению о настоящем капитане.

Принято решение о передаче в дар музею пятиметрового швертбота «Лена», на котором в период с 1992 по 1996 год под российским флагом совершил первое одиночное кругосветное плавание Евгений Гвоздев, истинный патриот своего дела и своей страны. Швертбот планируется выставлять около здания музея, что, несомненно, привлечет новых посетителей и будет способствовать увеличению его популярности.

Сегодня музей требует капитального ремонта и реставрации. В связи с включением его здания в 2013 году в реестр памятников культурного наследия Москвы проведен конкурс и заключен договор с проектной организацией на разработку проекта реставрации здания и приспособления его к современному использованию. Выполнение всего комплекса строительных и реставрационных работ и открытие экспозиции в здании музея планируется осуществить в 2017 году.

 

В приоритетах – работа с молодежью

Музей обладает редчайшим собранием экспонатов, и до завершения ремонта планируется активно использовать все имеющиеся возможности и формы работы, позволяющие донести до морского и речного сообщества сохраненную историю.

Одним из приоритетов музея является работа с отраслевыми организациями. Вот уже несколько лет музей активно сотрудничает со студентами Московской государственной академии водного транспорта. Учитывая накопленный опыт, в 2014 году с академией заключен договор о сотрудничестве, цель которого – совершенствование прежде всего работы по нравственно-патриотическому и профессиональному воспитанию.

В июне текущего года в ходе выездного заседания Совета Росморречфлота демонстрировалась выставка фотографий из архивных фондов музея, приуроченная к 50-летию Волго-Балтийского канала. Подобные тематические выставки, посвященные важным историческим событиям, юбилейным датам, могут быть организованы совместно с другими учреждениями и судоходными компаниями. Для повышения интереса к экскурсионной программе эти выставки могут быть размещены в том числе на теплоходах, осуществляющих пассажирские перевозки.

Федеральное агентство морского и речного транспорта обратилось к ректорам вузов, руководителям подведомственных организаций, представителям ассоциаций и организаций, осуществляющих свою деятельность в области морского и речного транспорта, с просьбой рассмотреть возможность использования ресурсов музея в организации нравственно-патриотического и профессионального воспитания курсантов, студентов, молодежи, работников организаций и заключить соответствующие договоры о сотрудничестве. И такая работа благодаря активному отклику отраслевых организаций уже проводится. Сегодня с уверенностью можно сказать, что наш музей ждет большое будущее.

В заключение хочу привести слова выдающегося ученого-географа, океанолога, председателя Русского географического общества Юлия Михайловича Шокальского, которые очень точно отражают важность музейной работы и меру нашей ответственности за нее перед будущими поколениями: «Русские люди должны знать и помнить, что сделано славного предшествующими поколениями, гордиться этим и, в свою очередь, дать возможность и право потомкам так же относиться к ним самим».

 

От редакции.

Безусловно, Музей морского флота – наше бесценное достояние. Но в патриотическом воспитании молодежи свое слово могут и должны сказать и другие музеи морского и речного флота, в первую очередь отраслевые. Их немало – практически в каждом из вузов отрасли есть подобные музеи, и все они имеют свою неповторимую историю, традиции и опыт в воспитании молодого поколения. Журнал «Морской флот» готов предоставить страницы для рассказа об этих музеях. Ждем интересных материалов!

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...