Музеи морского флота: как воспитать патриота

Инфраструктура / Образование
Музеи морского флота: как воспитать патриота

«От того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, в то же время не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям. Это ответственность за свою страну и ее будущее». Эти слова президента Российской Федерации В.В. Путина, сказанные им на встрече с представителями общественности по вопросам духовного и патриотического воспитания, еще раз подчеркивают первостепенную важность работы по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи.

Особая роль в этом воспитании, сохранении памяти о героических заслугах наших предшественников, безусловно, принадлежит музеям.

Алексей Жданов, начальник Административного управления Росморречфлота

 

Музей морского флота федерального значения

Музей федерального значения существует и в нашей отрасли. В 1958 году он был создан как выставка «в целях освещения истории флота, организации широкой пропаганды достижений морского флота среди трудящихся нашей страны и молодежи…».

12 января 1960 года в Москве на ул. Сретенка выставку открыли министр морского флота СССР Виктор Георгиевич Бакаев и главнокомандующий ВМФ адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков. Выставка стала постоянно действующей и пользовалась большой популярностью. Школьники, студенты, курсанты морских школ и училищ, специалисты и ветераны могли ознакомиться здесь с достижениями нашей страны в области морского флота. В 1989 году выставка была преобразована в Музей морского флота. Только за первый год работы в новом статусе его посетили более 30 тысяч человек.

Значимым событием для музея стало участие в 1990 году в Международной выставке в городе Нагасаки. Представленные им экспонаты имели огромный успех у посетителей выставки. В 2005-м в судьбе учреждения произошло еще одно важное событие: в соответствии с распоряжением правительства оно было включено в перечень 68 музеев федерального значения наряду с Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств им. Пушкина и другими.

До 2012 года музей располагался в здании ДОСААФ на улице Адмирала Макарова, где экспозиция размещалась в 15 залах, на площади более полутора тысяч квадратных метров. В состав музея входили кроме основной экспозиции кают-компания, клуб капитанов, морская библиотека, реставрационная и столярная мастерские. Здесь проводилась большая экскурсионная и выставочная деятельность, съемки научно-популярных фильмов, организовывались циклы лекций и консультаций. За достигнутые успехи в 2004 году музей получил диплом III степени в смотре-конкурсе историко-патриотических музеев центральных аппаратов министерств и ведомств.

В 2012 году дальнейшая аренда помещений на улице Адмирала Макарова по объективным причинам стала невозможной. Руководством Росморречфлота было принято решение о выделении музею отдельного здания.

 

Поддержку – уникальному учреждению

Сегодня Музей морского флота располагается в центре Москвы рядом с Музеем Анны Ахматовой, недалеко от Третьяковской галереи, на улице Большая Ордынка. Он тесно взаимодействует с целым рядом музеев как в Москве, так и в других городах страны. Хорошие деловые связи установлены с музеями современной истории России, Историческим, Вооруженных Сил, мурманским музеем «Атомоход «Ленин».

Собрание музея уникально. В коллекции более 10 тыс. предметов, из них около 2 тыс. фотографий судов, 1,5 тыс. фотоносителей, более сотни фотоальбомов, около двухсот предметов нумизматики. Широко представлен библиотечный фонд, это прежде всего книги Академии наук, Арктического и Антарктического института, более трех десятков атласов, а также 747 экземпляров исторического «Морского сборника», издававшегося с 1841 года. Имеются предметы археологии, естественно-научных коллекций, декоративно-прикладного искусства. По количеству моделей судов морского гражданского флота музей не имеет себе равных в стране. Так, например, здесь есть модель фрегата «Паллада», который явился вершиной отечественного парусного судостроения. Музей располагает великолепной авторской копией памятника первому мореплавателю России, совершившему кругосветное путешествие, – адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну, созданного скульптором И.Н. Шредером в 1873 году. Поистине достояние музея – коллекция об освоении Арктики и Антарктики. Для ее экспонирования в свое время был выделен отдельный Полярный зал, в котором была выставлена подлинная рубка ледореза «Федор Литке» и кают-компания легендарного ледокола «Ермак».

Музейный фонд и теперь постоянно пополняется. Уже после переезда на Большую Ордынку удалось увеличить фонд на 123 предмета. Сотрудники музея занимаются поиском личных вещей заслуженных работников отрасли, посвятивших свою жизнь служению стране на флоте.

Недавно в музей обратилась дочь капитана Дальневосточного пароходства Серафима Порфирьевича Мышевского, именем которого назван дизель-электроход проекта 550. Она передала в дар целую подборку уникальных документов, принадлежащих отцу. В них собрана информация о яркой, но, к сожалению, короткой жизни Моряка с большой буквы, человеке, который, по мнению современников, в полной мере отвечал представлению о настоящем капитане.

Принято решение о передаче в дар музею пятиметрового швертбота «Лена», на котором в период с 1992 по 1996 год под российским флагом совершил первое одиночное кругосветное плавание Евгений Гвоздев, истинный патриот своего дела и своей страны. Швертбот планируется выставлять около здания музея, что, несомненно, привлечет новых посетителей и будет способствовать увеличению его популярности.

Сегодня музей требует капитального ремонта и реставрации. В связи с включением его здания в 2013 году в реестр памятников культурного наследия Москвы проведен конкурс и заключен договор с проектной организацией на разработку проекта реставрации здания и приспособления его к современному использованию. Выполнение всего комплекса строительных и реставрационных работ и открытие экспозиции в здании музея планируется осуществить в 2017 году.

 

В приоритетах – работа с молодежью

Музей обладает редчайшим собранием экспонатов, и до завершения ремонта планируется активно использовать все имеющиеся возможности и формы работы, позволяющие донести до морского и речного сообщества сохраненную историю.

Одним из приоритетов музея является работа с отраслевыми организациями. Вот уже несколько лет музей активно сотрудничает со студентами Московской государственной академии водного транспорта. Учитывая накопленный опыт, в 2014 году с академией заключен договор о сотрудничестве, цель которого – совершенствование прежде всего работы по нравственно-патриотическому и профессиональному воспитанию.

В июне текущего года в ходе выездного заседания Совета Росморречфлота демонстрировалась выставка фотографий из архивных фондов музея, приуроченная к 50-летию Волго-Балтийского канала. Подобные тематические выставки, посвященные важным историческим событиям, юбилейным датам, могут быть организованы совместно с другими учреждениями и судоходными компаниями. Для повышения интереса к экскурсионной программе эти выставки могут быть размещены в том числе на теплоходах, осуществляющих пассажирские перевозки.

Федеральное агентство морского и речного транспорта обратилось к ректорам вузов, руководителям подведомственных организаций, представителям ассоциаций и организаций, осуществляющих свою деятельность в области морского и речного транспорта, с просьбой рассмотреть возможность использования ресурсов музея в организации нравственно-патриотического и профессионального воспитания курсантов, студентов, молодежи, работников организаций и заключить соответствующие договоры о сотрудничестве. И такая работа благодаря активному отклику отраслевых организаций уже проводится. Сегодня с уверенностью можно сказать, что наш музей ждет большое будущее.

В заключение хочу привести слова выдающегося ученого-географа, океанолога, председателя Русского географического общества Юлия Михайловича Шокальского, которые очень точно отражают важность музейной работы и меру нашей ответственности за нее перед будущими поколениями: «Русские люди должны знать и помнить, что сделано славного предшествующими поколениями, гордиться этим и, в свою очередь, дать возможность и право потомкам так же относиться к ним самим».

 

От редакции.

Безусловно, Музей морского флота – наше бесценное достояние. Но в патриотическом воспитании молодежи свое слово могут и должны сказать и другие музеи морского и речного флота, в первую очередь отраслевые. Их немало – практически в каждом из вузов отрасли есть подобные музеи, и все они имеют свою неповторимую историю, традиции и опыт в воспитании молодого поколения. Журнал «Морской флот» готов предоставить страницы для рассказа об этих музеях. Ждем интересных материалов!

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...