Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

СМП: как минимизировать аварийность?

Севморпуть
СМП: как минимизировать аварийность?

Северный морской путь (СМП) влечет своими перспективными проектами. Кажется, что сама природа пошла навстречу человеку – все больше и больше говорят и пишут о глобальном потеплении, благодаря которому СМП будет открыт для навигации. В перспективе – круглогодично. Однако единого мнения на этот счет нет.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств навигации ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Сергей Латухов, заведующий кафедрой БЖД, профессор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

 

Способно ли плавание по СМП обеспечить принцип «точно в срок»?

По утверждению ученых Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, потепление носит временный, циклический характер, и в ближайшее время начнется обратный процесс, о чем свидетельствуют долгосрочные исследования.

На чем же строится гипотеза глобального потепления? Главным образом на свидетельствах СМИ. Само же авторство о глобальном потеплении принадлежит бывшему вице-президенту США Альберту Гору, который за предупреждение о грядущем глобальном потеплении мирового сообщества был удостоен в 2007 году Нобелевской премии мира.

Как результат, любое упоминание об облегчении ледовой обстановки в Арктике вызывает череду докладов, в которых превозносятся достоинства Северного морского пути. При этом главным аргументом в пользу СМП является сокращение эталонного рейса Роттердам – Йокогама с 11,2 тыс. морских миль до 7,3 тыс. миль, т. е. на 34%. По мнению сторонников использования СМП для перевозки грузов между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, такое сокращение сулит значительное уменьшение стоимости доставки грузов.

Вот только расчетов предстоящих затрат, связанных с обеспечением СМП современной инфраструктурой, нормативно-правовыми документами, подготовкой кадров для плавания во льдах, повышения требований к прочности конструкций самих судов, не приводится. По мнению сторонников развития навигации на СМП, априори такие затраты не превысят затрат традиционного пути через Суэцкий канал. При этом подразумевается, что расходы при плавании по СМП не будут превышать тех самых 34%, сэкономленных на сокращении расстояния.

Следует отметить, что для грузополучателя в подавляющем большинстве продолжительность самой перевозки не столь важна, гораздо важнее ритмичность и равномерность поставок, то есть в сроки, установленные договором и равными партиями за равные отрезки времени. Нарушение равномерности поставок товаров приводит к затовариванию, росту уровня издержек обращения, потерям времени покупателей и т.д.). В условиях современной рыночной экономики важнее соблюсти принцип «точно в срок» (just in time), нежели получать груз быстрее, но неритмично. Ведь для производящей компании существенное снижение себестоимости продукта достигается за счет минимизации сроков складского хранения. Способно ли плавание по СМП обеспечить принцип «точно в срок»? Принимая во внимание опыт прошлых лет, когда суда и сами ледоколы попадали в ледовый плен, вопрос остается открытым.

Так, например, сложная ледовая ситуация в Финском заливе в марте 2011 года стала причиной приостановления работы двух автомобильных заводов Санкт-Петербурга: Toyota и Ford, произошедших из-за перебоев с поставками комплектующих, доставляемых водным путем. Руководство компании ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» выразило понимание по отношению к сложившейся тяжелой ситуации, с которой столкнулся морской порт Санкт-Петербурга «в связи с непредвиденными погодными условиями». Вопрос о финансовых потерях, которые понесли компании из-за задержек комплектующих, остался без комментариев. Но финансовые потери были, и, учитывая объемы производства обеих компаний, вероятно, ощутимые.

 

Снижение качества подготовки моряков

Зимние навигации последних лет на Балтике и Черном море показали, что вопросы готовности как самих судов, так и экипажей имеют решающее значение при плавании во льдах. Немаловажными вопросами остаются вопросы аварийно-спасательного обеспечения в условиях ледового плавания. Однако поставленные задачи сложно реализовать по целому ряду причин, главной из которых является резкое снижение качества подготовки моряков даже для традиционного плавания.

Проблемы готовности экипажей судов к плаванию в ледовых условиях, да еще на судах с сомнительными ледовыми характеристиками, требуют самого пристального внимания.

По данным Парижского меморандума, опубликованного в 2012 году, по итогам проверок в 2011 году в «белый список» включено 43 государства из 170 (по состоянию на 19 ноября 2011 года) государств, являющихся членами Международной морской организации (ИМО). Но среди стран, потенциально претендующих на использование СМП для судоходства, есть такие, которые включены в «серый» или «черный» списки. Введение нового режима инспекций только по Парижскому меморандуму в 2011 году привело к росту задержаний судов в целом на 3,6%.

По основному показателю (числу задержаний) лидируют суда государств, включенных в «черный список», – 11,45% (1327 инспекций и 152 задержания), среди судов государств из «серого списка» задержанию подверглись 7,11% (1181 инспекция – 84 задержания). При этом число задержаний судов из «белого списка» составило 2,65%, по результатам 16 829 инспекций задержано 446 судов. Столь высокое число задержанных судов из «белого списка» объясняется тем, что суда государств, включенных в «серый» и «черный» списки, переориентировались на порты, неподконтрольные Парижскому меморандуму, и тем самым стали представлять еще большую угрозу как для жизни моряков, так и для окружающей среды.

Показательно, что ряд государств из числа включенных в «серый» и «черный» списки по Парижскому меморандуму, имеют намерения развивать свою судоходную деятельность на трассах СМП в то время, когда к ним есть серьезные претензии в части традиционного мореплавания.

Например, из всех аварий судов, плавающих под российским флагом, происшедших в 2010 году, 23% приходится на плавание во льдах. Статистика свидетельствует о серьезных упущениях в подготовке моряков в части ледового плавания.

Понимая значимость безопасности судоходства в условиях ледового плавания и желая упредить вероятные негативные последствия при плавании в арктических водах, Международная морская организация выступила с важной инициативой – разработать Полярный кодекс, в котором были бы отражены проблемы судоходства при плавании в ледовых условиях. Принимая во внимание, что современные технологии и организационные вопросы судоходства позволяют существенно минимизировать риски возникновения аварийных ситуаций, доминирующей причиной является человеческий фактор. При этом с 1960-х и до 1990-х годов наблюдалась устойчивая тенденция роста влияния человеческого фактора на аварийность. На 2000-е годы наметилась некая стабилизация. В определенной степени это можно отнести за счет повышения эффективности и роста авторитета ИМО. Тем не менее влияние человеческого фактора на аварийность по разным оценкам находится в пределах 80-95%. Основным документом ИМО, отражающим требования к подготовке и квалификации, является Конвенция ПДНВ-78, при создании которой и в дальнейших редакциях не отражена специфика плавания в ледовых условиях Арктики. А ведь работа в Арктике требует от моряков специфических знаний и умений, которые в настоящее время приобретаются главным образом на личном опыте. Желая восполнить этот пробел, ИМО разработала Рекомендации для судов, работающих в покрытых льдом арктических водах (Guidelines for Ships operating in Arctic ice-covered waters – 2002 и Guidelines for Ships operating in Polar waters – 2009).

В связи с этим еще большая ответственность ложится на признанные организации, уполномоченные государствами флага к проведению большей части уставных инспекций от имени флаги. Однако не все классификационные общества исполняют свои обязанности на должном уровне.

Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. и Манильские поправки 2010 г. к Конвенции ПДНВ ставят перед судоходной отраслью вопросы повышения качества подготовки моряков по ряду аспектов, связанных и с психофизиологическими проблемами, что особенно актуально в условиях ледового плавания.

Подготовку моряков к плаванию в ледовых условиях на трассах СМП следует подразделять на три категории: теоретический курс, практический личный опыт работы во льдах и обучение на тренажерах. Каждая из перечисленных категорий нуждается в дальнейшем совершенствовании. В части теории на сегодняшний момент отсутствует официально утвержденный курс по обучению ледовому плаванию. Опыт практической подготовки минимальный. Упование на «всесилие» ледовых тренажеров преждевременно.

 

«Злоупотребление» тренажерной подготовкой

Конкретно о российском опыте ледового плавания: за последние два десятилетия утеряно мастерство ледового плавания в связи со значительным снижением плавания по СМП в период летних навигаций. Приводимые оценки повышения интенсивности плавания на трассах СМП за счет роста тоннажа судов не вполне корректны. Опыта набираются не суда, а люди, которые совершают ледовые плавания.

В сложившихся условиях создание и интенсивное использование ледовых тренажеров является своевременным. Однако следует объективно оценивать возможности ледовых тренажеров в процессе подготовки моряков. Было бы ошибочно полагать, что тренажер может научить плаванию во льдах. Лед – это особая стихия, поведение которой при воздействии на нее судна вряд ли возможно предсказать с достаточной точностью. Множество факторов влияют на ледообразование (соленость, ветровое воздействие и др.). И эти же факторы оказывают воздействие на поведение судна, входящего в лед.

Если наблюдать за поведением льда, смоделированного на ледовом тренажере, то можно заметить, что битый лед исчезает, в то время как в реальных условиях льдины попадают под корпус, появляются «ледовые подушки», которые существенно влияют на эффективность работы судна.

Вряд ли можно говорить, что ледовый тренажер способен научить плаванию во льдах. Другое дело, что на тренажере можно и нужно отрабатывать первичные навыки плавания во льдах, особенно взаимодействие ледокола и проводимых им судов, что имеет существенное значение для обеспечения безопасности мореплавания. Безусловно, первичные навыки плавания в ледовых условиях полезны, но вот дальнейшее совершенствование ледовых тренажеров скорее скажется на их стоимости, а не на качестве подготовки. Математика – наука «упрямая»: что на входе, то и на выходе. Увы, на входе сегодня достоверных данных слишком мало, и, следовательно, на нестандартный маневр тренажер отреагирует стандартно. В итоге «злоупотребление» тренажерной подготовкой плавания в ледовых условиях может привести к проявлению интерференции навыков в реальных условиях ледового плавания.

Авторы книги «Ловушки для мышления» Денн Хиз и Чип Хиз справедливо отмечают: «В жизни мы привыкли быстро получать представление о ситуации, а затем искать информацию, подтверждающую наше представление. И эта пагубная привычка, которая называется «подтверждением предвзятости», – враг, мешающий принимать правильные решения».

Р. Бандлер, Д. Гриндер, авторы книги «Кибернетика. Закон необходимого разнообразия», пишут: «В любой системе, состоящей из людей или машин, элемент, обладающий наибольшей вариабельностью, будет являться контролирующим элементом. Если вы ограничиваете свое поведение, то теряете необходимое разнообразие реакций». Применительно к плаванию по СМП весьма уместное замечание. Чек-лист в условиях ледового плавания скорее враг, чем помощник.

Следует брать во внимание и природные условия, в которых предстоит совершать плавания по СМП тем, кто далек от самого понятия «зима» как природного явления. Вопросы усталости вырастут в непропорциональных размерах, а это чревато ростом аварийности, причем в условиях ледового плавания.

Учитывая масштабы и характер перевозимых грузов, которые уже перевозят и которые предполагают перевозить в обозримом будущем, рост объема и интенсивности перевозок, состояние судов на предмет их готовности к плаванию во льдах, состояние законодательной и нормативной базы, уровень подготовки кадров, необходимо противостоять проявлению столь пагубной привычки – «подтверждение предвзятости». Только объективная оценка рисков и принятие превентивных мер по обеспечению безопасности судоходства способны минимизировать аварийность в условиях ледового плавания на трассах СМП.

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...