СМП: как минимизировать аварийность?

Севморпуть
СМП: как минимизировать аварийность?

Северный морской путь (СМП) влечет своими перспективными проектами. Кажется, что сама природа пошла навстречу человеку – все больше и больше говорят и пишут о глобальном потеплении, благодаря которому СМП будет открыт для навигации. В перспективе – круглогодично. Однако единого мнения на этот счет нет.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств навигации ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Сергей Латухов, заведующий кафедрой БЖД, профессор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

 

Способно ли плавание по СМП обеспечить принцип «точно в срок»?

По утверждению ученых Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, потепление носит временный, циклический характер, и в ближайшее время начнется обратный процесс, о чем свидетельствуют долгосрочные исследования.

На чем же строится гипотеза глобального потепления? Главным образом на свидетельствах СМИ. Само же авторство о глобальном потеплении принадлежит бывшему вице-президенту США Альберту Гору, который за предупреждение о грядущем глобальном потеплении мирового сообщества был удостоен в 2007 году Нобелевской премии мира.

Как результат, любое упоминание об облегчении ледовой обстановки в Арктике вызывает череду докладов, в которых превозносятся достоинства Северного морского пути. При этом главным аргументом в пользу СМП является сокращение эталонного рейса Роттердам – Йокогама с 11,2 тыс. морских миль до 7,3 тыс. миль, т. е. на 34%. По мнению сторонников использования СМП для перевозки грузов между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, такое сокращение сулит значительное уменьшение стоимости доставки грузов.

Вот только расчетов предстоящих затрат, связанных с обеспечением СМП современной инфраструктурой, нормативно-правовыми документами, подготовкой кадров для плавания во льдах, повышения требований к прочности конструкций самих судов, не приводится. По мнению сторонников развития навигации на СМП, априори такие затраты не превысят затрат традиционного пути через Суэцкий канал. При этом подразумевается, что расходы при плавании по СМП не будут превышать тех самых 34%, сэкономленных на сокращении расстояния.

Следует отметить, что для грузополучателя в подавляющем большинстве продолжительность самой перевозки не столь важна, гораздо важнее ритмичность и равномерность поставок, то есть в сроки, установленные договором и равными партиями за равные отрезки времени. Нарушение равномерности поставок товаров приводит к затовариванию, росту уровня издержек обращения, потерям времени покупателей и т.д.). В условиях современной рыночной экономики важнее соблюсти принцип «точно в срок» (just in time), нежели получать груз быстрее, но неритмично. Ведь для производящей компании существенное снижение себестоимости продукта достигается за счет минимизации сроков складского хранения. Способно ли плавание по СМП обеспечить принцип «точно в срок»? Принимая во внимание опыт прошлых лет, когда суда и сами ледоколы попадали в ледовый плен, вопрос остается открытым.

Так, например, сложная ледовая ситуация в Финском заливе в марте 2011 года стала причиной приостановления работы двух автомобильных заводов Санкт-Петербурга: Toyota и Ford, произошедших из-за перебоев с поставками комплектующих, доставляемых водным путем. Руководство компании ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» выразило понимание по отношению к сложившейся тяжелой ситуации, с которой столкнулся морской порт Санкт-Петербурга «в связи с непредвиденными погодными условиями». Вопрос о финансовых потерях, которые понесли компании из-за задержек комплектующих, остался без комментариев. Но финансовые потери были, и, учитывая объемы производства обеих компаний, вероятно, ощутимые.

 

Снижение качества подготовки моряков

Зимние навигации последних лет на Балтике и Черном море показали, что вопросы готовности как самих судов, так и экипажей имеют решающее значение при плавании во льдах. Немаловажными вопросами остаются вопросы аварийно-спасательного обеспечения в условиях ледового плавания. Однако поставленные задачи сложно реализовать по целому ряду причин, главной из которых является резкое снижение качества подготовки моряков даже для традиционного плавания.

Проблемы готовности экипажей судов к плаванию в ледовых условиях, да еще на судах с сомнительными ледовыми характеристиками, требуют самого пристального внимания.

По данным Парижского меморандума, опубликованного в 2012 году, по итогам проверок в 2011 году в «белый список» включено 43 государства из 170 (по состоянию на 19 ноября 2011 года) государств, являющихся членами Международной морской организации (ИМО). Но среди стран, потенциально претендующих на использование СМП для судоходства, есть такие, которые включены в «серый» или «черный» списки. Введение нового режима инспекций только по Парижскому меморандуму в 2011 году привело к росту задержаний судов в целом на 3,6%.

По основному показателю (числу задержаний) лидируют суда государств, включенных в «черный список», – 11,45% (1327 инспекций и 152 задержания), среди судов государств из «серого списка» задержанию подверглись 7,11% (1181 инспекция – 84 задержания). При этом число задержаний судов из «белого списка» составило 2,65%, по результатам 16 829 инспекций задержано 446 судов. Столь высокое число задержанных судов из «белого списка» объясняется тем, что суда государств, включенных в «серый» и «черный» списки, переориентировались на порты, неподконтрольные Парижскому меморандуму, и тем самым стали представлять еще большую угрозу как для жизни моряков, так и для окружающей среды.

Показательно, что ряд государств из числа включенных в «серый» и «черный» списки по Парижскому меморандуму, имеют намерения развивать свою судоходную деятельность на трассах СМП в то время, когда к ним есть серьезные претензии в части традиционного мореплавания.

Например, из всех аварий судов, плавающих под российским флагом, происшедших в 2010 году, 23% приходится на плавание во льдах. Статистика свидетельствует о серьезных упущениях в подготовке моряков в части ледового плавания.

Понимая значимость безопасности судоходства в условиях ледового плавания и желая упредить вероятные негативные последствия при плавании в арктических водах, Международная морская организация выступила с важной инициативой – разработать Полярный кодекс, в котором были бы отражены проблемы судоходства при плавании в ледовых условиях. Принимая во внимание, что современные технологии и организационные вопросы судоходства позволяют существенно минимизировать риски возникновения аварийных ситуаций, доминирующей причиной является человеческий фактор. При этом с 1960-х и до 1990-х годов наблюдалась устойчивая тенденция роста влияния человеческого фактора на аварийность. На 2000-е годы наметилась некая стабилизация. В определенной степени это можно отнести за счет повышения эффективности и роста авторитета ИМО. Тем не менее влияние человеческого фактора на аварийность по разным оценкам находится в пределах 80-95%. Основным документом ИМО, отражающим требования к подготовке и квалификации, является Конвенция ПДНВ-78, при создании которой и в дальнейших редакциях не отражена специфика плавания в ледовых условиях Арктики. А ведь работа в Арктике требует от моряков специфических знаний и умений, которые в настоящее время приобретаются главным образом на личном опыте. Желая восполнить этот пробел, ИМО разработала Рекомендации для судов, работающих в покрытых льдом арктических водах (Guidelines for Ships operating in Arctic ice-covered waters – 2002 и Guidelines for Ships operating in Polar waters – 2009).

В связи с этим еще большая ответственность ложится на признанные организации, уполномоченные государствами флага к проведению большей части уставных инспекций от имени флаги. Однако не все классификационные общества исполняют свои обязанности на должном уровне.

Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. и Манильские поправки 2010 г. к Конвенции ПДНВ ставят перед судоходной отраслью вопросы повышения качества подготовки моряков по ряду аспектов, связанных и с психофизиологическими проблемами, что особенно актуально в условиях ледового плавания.

Подготовку моряков к плаванию в ледовых условиях на трассах СМП следует подразделять на три категории: теоретический курс, практический личный опыт работы во льдах и обучение на тренажерах. Каждая из перечисленных категорий нуждается в дальнейшем совершенствовании. В части теории на сегодняшний момент отсутствует официально утвержденный курс по обучению ледовому плаванию. Опыт практической подготовки минимальный. Упование на «всесилие» ледовых тренажеров преждевременно.

 

«Злоупотребление» тренажерной подготовкой

Конкретно о российском опыте ледового плавания: за последние два десятилетия утеряно мастерство ледового плавания в связи со значительным снижением плавания по СМП в период летних навигаций. Приводимые оценки повышения интенсивности плавания на трассах СМП за счет роста тоннажа судов не вполне корректны. Опыта набираются не суда, а люди, которые совершают ледовые плавания.

В сложившихся условиях создание и интенсивное использование ледовых тренажеров является своевременным. Однако следует объективно оценивать возможности ледовых тренажеров в процессе подготовки моряков. Было бы ошибочно полагать, что тренажер может научить плаванию во льдах. Лед – это особая стихия, поведение которой при воздействии на нее судна вряд ли возможно предсказать с достаточной точностью. Множество факторов влияют на ледообразование (соленость, ветровое воздействие и др.). И эти же факторы оказывают воздействие на поведение судна, входящего в лед.

Если наблюдать за поведением льда, смоделированного на ледовом тренажере, то можно заметить, что битый лед исчезает, в то время как в реальных условиях льдины попадают под корпус, появляются «ледовые подушки», которые существенно влияют на эффективность работы судна.

Вряд ли можно говорить, что ледовый тренажер способен научить плаванию во льдах. Другое дело, что на тренажере можно и нужно отрабатывать первичные навыки плавания во льдах, особенно взаимодействие ледокола и проводимых им судов, что имеет существенное значение для обеспечения безопасности мореплавания. Безусловно, первичные навыки плавания в ледовых условиях полезны, но вот дальнейшее совершенствование ледовых тренажеров скорее скажется на их стоимости, а не на качестве подготовки. Математика – наука «упрямая»: что на входе, то и на выходе. Увы, на входе сегодня достоверных данных слишком мало, и, следовательно, на нестандартный маневр тренажер отреагирует стандартно. В итоге «злоупотребление» тренажерной подготовкой плавания в ледовых условиях может привести к проявлению интерференции навыков в реальных условиях ледового плавания.

Авторы книги «Ловушки для мышления» Денн Хиз и Чип Хиз справедливо отмечают: «В жизни мы привыкли быстро получать представление о ситуации, а затем искать информацию, подтверждающую наше представление. И эта пагубная привычка, которая называется «подтверждением предвзятости», – враг, мешающий принимать правильные решения».

Р. Бандлер, Д. Гриндер, авторы книги «Кибернетика. Закон необходимого разнообразия», пишут: «В любой системе, состоящей из людей или машин, элемент, обладающий наибольшей вариабельностью, будет являться контролирующим элементом. Если вы ограничиваете свое поведение, то теряете необходимое разнообразие реакций». Применительно к плаванию по СМП весьма уместное замечание. Чек-лист в условиях ледового плавания скорее враг, чем помощник.

Следует брать во внимание и природные условия, в которых предстоит совершать плавания по СМП тем, кто далек от самого понятия «зима» как природного явления. Вопросы усталости вырастут в непропорциональных размерах, а это чревато ростом аварийности, причем в условиях ледового плавания.

Учитывая масштабы и характер перевозимых грузов, которые уже перевозят и которые предполагают перевозить в обозримом будущем, рост объема и интенсивности перевозок, состояние судов на предмет их готовности к плаванию во льдах, состояние законодательной и нормативной базы, уровень подготовки кадров, необходимо противостоять проявлению столь пагубной привычки – «подтверждение предвзятости». Только объективная оценка рисков и принятие превентивных мер по обеспечению безопасности судоходства способны минимизировать аварийность в условиях ледового плавания на трассах СМП.

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

«Крузенштерн» и «Седов» взяли курс на Клайпеду

«Крузенштерн» и «Седов» взяли курс на Клайпеду От берегов финского порта Турку стартовала Балтийская регата парусных судов. Маршрут включает две пу...

Американский корабль открыл предупредительный огонь по иранскому судну

Американский корабль открыл предупредительный огонь по иранскому судну Корабль ВМС США открыл предупредительный огонь по иранскому патрульному судну в Персидском заливе.

Российская экономика

Корпорацию развития Дальнего Востока уличили в нарушениях прав инвесторов

Корпорацию развития Дальнего Востока уличили в нарушениях прав инвесторов Генпрокуратура РФ внесла в адрес гендиректора АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ...

ОСК передает ледокол «Виктор Черномырдин» «Адмиралтейским верфям» – СМИ

ОСК передает ледокол «Виктор Черномырдин» «Адмиралтейским верфям» – СМИ «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) пытается ускорить затянувшиеся сроки выпуск...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» посетил Петропавловский филиал предприятия

Исполнительный директор ФГУП «Росморпорт» посетил Петропавловский филиал предприятия С 24 по 25 июля 2017 года состоялась рабочая поездка Исполнительного директора ФГУП «Росморпорт» Анд...

Докеры Мурманского морского рыбного порта установили новый рекорд – выгрузили 2027 тонн за одни сутки

Докеры Мурманского морского рыбного порта установили новый рекорд – выгрузили 2027 тонн за одни сутки Новый рекорд поставили докеры Мурманского морского рыбного порта(ММРП), выгрузив за сутки 20...




Морской транспорт

Астраханский филиал Росморпорта пополнился новым катером с ледовым усилением

Астраханский филиал Росморпорта пополнился новым катером с ледовым усилением В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 20.06.2017 № 223 Астраханскому филиалу передан новый ...

Паром «Petersburg» вышел на линию Усть-Луга – Балтийск

Паром «Petersburg» вышел на линию Усть-Луга – Балтийск После длительного перерыва на паромную линию Усть-Луга – Балтийск вернулся паром «Petersburg». Первы...

Речной транспорт

Речники Ленского бассейна обеспечивают навигацию вопреки экстремальному сопротивлению стихии

Речники Ленского бассейна обеспечивают навигацию вопреки экстремальному сопротивлению стихии Навигация 2017 года в Ленском бассейне потребовала от речников дополнительных усилий и особо слаженн...

Верховный Суд РФ потребовал пересмотреть дело Светланы Медведевой

Верховный Суд РФ потребовал пересмотреть дело Светланы Медведевой Верховный Суд РФ, 24 июля, удовлетворил кассационную жалобу Светланы Медведевой, которая в течение п...

Ж/Д транспорт

ПГК увеличила погрузку в крытых вагонах в I полугодии 2017 года на Северо-Западе на 50%

ПГК увеличила погрузку в крытых вагонах в I полугодии 2017 года на Северо-Западе на 50% Санкт-Петербургский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) увеличил погрузку в крытом по...

Документы по новому составу совета директоров РЖД на подписи у премьер-министра – Дворкович

Документы по новому составу совета директоров РЖД на подписи у премьер-министра – Дворкович Новый состав совета директоров РЖД еще не согласован, однако документы подготовлены и направлены на ...

Авто транспорт

Ространснадзор планирует запустить единую систему контроля транспортных средств не позднее 2020 года

Ространснадзор планирует запустить единую систему контроля транспортных средств не позднее 2020 года Ространснадзор планирует запустить в эксплуатацию единую информационно-аналитическую систему контрол...

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...