СМП: как минимизировать аварийность?

Севморпуть
СМП: как минимизировать аварийность?

Северный морской путь (СМП) влечет своими перспективными проектами. Кажется, что сама природа пошла навстречу человеку – все больше и больше говорят и пишут о глобальном потеплении, благодаря которому СМП будет открыт для навигации. В перспективе – круглогодично. Однако единого мнения на этот счет нет.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств навигации ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Сергей Латухов, заведующий кафедрой БЖД, профессор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

 

Способно ли плавание по СМП обеспечить принцип «точно в срок»?

По утверждению ученых Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, потепление носит временный, циклический характер, и в ближайшее время начнется обратный процесс, о чем свидетельствуют долгосрочные исследования.

На чем же строится гипотеза глобального потепления? Главным образом на свидетельствах СМИ. Само же авторство о глобальном потеплении принадлежит бывшему вице-президенту США Альберту Гору, который за предупреждение о грядущем глобальном потеплении мирового сообщества был удостоен в 2007 году Нобелевской премии мира.

Как результат, любое упоминание об облегчении ледовой обстановки в Арктике вызывает череду докладов, в которых превозносятся достоинства Северного морского пути. При этом главным аргументом в пользу СМП является сокращение эталонного рейса Роттердам – Йокогама с 11,2 тыс. морских миль до 7,3 тыс. миль, т. е. на 34%. По мнению сторонников использования СМП для перевозки грузов между Северной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, такое сокращение сулит значительное уменьшение стоимости доставки грузов.

Вот только расчетов предстоящих затрат, связанных с обеспечением СМП современной инфраструктурой, нормативно-правовыми документами, подготовкой кадров для плавания во льдах, повышения требований к прочности конструкций самих судов, не приводится. По мнению сторонников развития навигации на СМП, априори такие затраты не превысят затрат традиционного пути через Суэцкий канал. При этом подразумевается, что расходы при плавании по СМП не будут превышать тех самых 34%, сэкономленных на сокращении расстояния.

Следует отметить, что для грузополучателя в подавляющем большинстве продолжительность самой перевозки не столь важна, гораздо важнее ритмичность и равномерность поставок, то есть в сроки, установленные договором и равными партиями за равные отрезки времени. Нарушение равномерности поставок товаров приводит к затовариванию, росту уровня издержек обращения, потерям времени покупателей и т.д.). В условиях современной рыночной экономики важнее соблюсти принцип «точно в срок» (just in time), нежели получать груз быстрее, но неритмично. Ведь для производящей компании существенное снижение себестоимости продукта достигается за счет минимизации сроков складского хранения. Способно ли плавание по СМП обеспечить принцип «точно в срок»? Принимая во внимание опыт прошлых лет, когда суда и сами ледоколы попадали в ледовый плен, вопрос остается открытым.

Так, например, сложная ледовая ситуация в Финском заливе в марте 2011 года стала причиной приостановления работы двух автомобильных заводов Санкт-Петербурга: Toyota и Ford, произошедших из-за перебоев с поставками комплектующих, доставляемых водным путем. Руководство компании ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» выразило понимание по отношению к сложившейся тяжелой ситуации, с которой столкнулся морской порт Санкт-Петербурга «в связи с непредвиденными погодными условиями». Вопрос о финансовых потерях, которые понесли компании из-за задержек комплектующих, остался без комментариев. Но финансовые потери были, и, учитывая объемы производства обеих компаний, вероятно, ощутимые.

 

Снижение качества подготовки моряков

Зимние навигации последних лет на Балтике и Черном море показали, что вопросы готовности как самих судов, так и экипажей имеют решающее значение при плавании во льдах. Немаловажными вопросами остаются вопросы аварийно-спасательного обеспечения в условиях ледового плавания. Однако поставленные задачи сложно реализовать по целому ряду причин, главной из которых является резкое снижение качества подготовки моряков даже для традиционного плавания.

Проблемы готовности экипажей судов к плаванию в ледовых условиях, да еще на судах с сомнительными ледовыми характеристиками, требуют самого пристального внимания.

По данным Парижского меморандума, опубликованного в 2012 году, по итогам проверок в 2011 году в «белый список» включено 43 государства из 170 (по состоянию на 19 ноября 2011 года) государств, являющихся членами Международной морской организации (ИМО). Но среди стран, потенциально претендующих на использование СМП для судоходства, есть такие, которые включены в «серый» или «черный» списки. Введение нового режима инспекций только по Парижскому меморандуму в 2011 году привело к росту задержаний судов в целом на 3,6%.

По основному показателю (числу задержаний) лидируют суда государств, включенных в «черный список», – 11,45% (1327 инспекций и 152 задержания), среди судов государств из «серого списка» задержанию подверглись 7,11% (1181 инспекция – 84 задержания). При этом число задержаний судов из «белого списка» составило 2,65%, по результатам 16 829 инспекций задержано 446 судов. Столь высокое число задержанных судов из «белого списка» объясняется тем, что суда государств, включенных в «серый» и «черный» списки, переориентировались на порты, неподконтрольные Парижскому меморандуму, и тем самым стали представлять еще большую угрозу как для жизни моряков, так и для окружающей среды.

Показательно, что ряд государств из числа включенных в «серый» и «черный» списки по Парижскому меморандуму, имеют намерения развивать свою судоходную деятельность на трассах СМП в то время, когда к ним есть серьезные претензии в части традиционного мореплавания.

Например, из всех аварий судов, плавающих под российским флагом, происшедших в 2010 году, 23% приходится на плавание во льдах. Статистика свидетельствует о серьезных упущениях в подготовке моряков в части ледового плавания.

Понимая значимость безопасности судоходства в условиях ледового плавания и желая упредить вероятные негативные последствия при плавании в арктических водах, Международная морская организация выступила с важной инициативой – разработать Полярный кодекс, в котором были бы отражены проблемы судоходства при плавании в ледовых условиях. Принимая во внимание, что современные технологии и организационные вопросы судоходства позволяют существенно минимизировать риски возникновения аварийных ситуаций, доминирующей причиной является человеческий фактор. При этом с 1960-х и до 1990-х годов наблюдалась устойчивая тенденция роста влияния человеческого фактора на аварийность. На 2000-е годы наметилась некая стабилизация. В определенной степени это можно отнести за счет повышения эффективности и роста авторитета ИМО. Тем не менее влияние человеческого фактора на аварийность по разным оценкам находится в пределах 80-95%. Основным документом ИМО, отражающим требования к подготовке и квалификации, является Конвенция ПДНВ-78, при создании которой и в дальнейших редакциях не отражена специфика плавания в ледовых условиях Арктики. А ведь работа в Арктике требует от моряков специфических знаний и умений, которые в настоящее время приобретаются главным образом на личном опыте. Желая восполнить этот пробел, ИМО разработала Рекомендации для судов, работающих в покрытых льдом арктических водах (Guidelines for Ships operating in Arctic ice-covered waters – 2002 и Guidelines for Ships operating in Polar waters – 2009).

В связи с этим еще большая ответственность ложится на признанные организации, уполномоченные государствами флага к проведению большей части уставных инспекций от имени флаги. Однако не все классификационные общества исполняют свои обязанности на должном уровне.

Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. и Манильские поправки 2010 г. к Конвенции ПДНВ ставят перед судоходной отраслью вопросы повышения качества подготовки моряков по ряду аспектов, связанных и с психофизиологическими проблемами, что особенно актуально в условиях ледового плавания.

Подготовку моряков к плаванию в ледовых условиях на трассах СМП следует подразделять на три категории: теоретический курс, практический личный опыт работы во льдах и обучение на тренажерах. Каждая из перечисленных категорий нуждается в дальнейшем совершенствовании. В части теории на сегодняшний момент отсутствует официально утвержденный курс по обучению ледовому плаванию. Опыт практической подготовки минимальный. Упование на «всесилие» ледовых тренажеров преждевременно.

 

«Злоупотребление» тренажерной подготовкой

Конкретно о российском опыте ледового плавания: за последние два десятилетия утеряно мастерство ледового плавания в связи со значительным снижением плавания по СМП в период летних навигаций. Приводимые оценки повышения интенсивности плавания на трассах СМП за счет роста тоннажа судов не вполне корректны. Опыта набираются не суда, а люди, которые совершают ледовые плавания.

В сложившихся условиях создание и интенсивное использование ледовых тренажеров является своевременным. Однако следует объективно оценивать возможности ледовых тренажеров в процессе подготовки моряков. Было бы ошибочно полагать, что тренажер может научить плаванию во льдах. Лед – это особая стихия, поведение которой при воздействии на нее судна вряд ли возможно предсказать с достаточной точностью. Множество факторов влияют на ледообразование (соленость, ветровое воздействие и др.). И эти же факторы оказывают воздействие на поведение судна, входящего в лед.

Если наблюдать за поведением льда, смоделированного на ледовом тренажере, то можно заметить, что битый лед исчезает, в то время как в реальных условиях льдины попадают под корпус, появляются «ледовые подушки», которые существенно влияют на эффективность работы судна.

Вряд ли можно говорить, что ледовый тренажер способен научить плаванию во льдах. Другое дело, что на тренажере можно и нужно отрабатывать первичные навыки плавания во льдах, особенно взаимодействие ледокола и проводимых им судов, что имеет существенное значение для обеспечения безопасности мореплавания. Безусловно, первичные навыки плавания в ледовых условиях полезны, но вот дальнейшее совершенствование ледовых тренажеров скорее скажется на их стоимости, а не на качестве подготовки. Математика – наука «упрямая»: что на входе, то и на выходе. Увы, на входе сегодня достоверных данных слишком мало, и, следовательно, на нестандартный маневр тренажер отреагирует стандартно. В итоге «злоупотребление» тренажерной подготовкой плавания в ледовых условиях может привести к проявлению интерференции навыков в реальных условиях ледового плавания.

Авторы книги «Ловушки для мышления» Денн Хиз и Чип Хиз справедливо отмечают: «В жизни мы привыкли быстро получать представление о ситуации, а затем искать информацию, подтверждающую наше представление. И эта пагубная привычка, которая называется «подтверждением предвзятости», – враг, мешающий принимать правильные решения».

Р. Бандлер, Д. Гриндер, авторы книги «Кибернетика. Закон необходимого разнообразия», пишут: «В любой системе, состоящей из людей или машин, элемент, обладающий наибольшей вариабельностью, будет являться контролирующим элементом. Если вы ограничиваете свое поведение, то теряете необходимое разнообразие реакций». Применительно к плаванию по СМП весьма уместное замечание. Чек-лист в условиях ледового плавания скорее враг, чем помощник.

Следует брать во внимание и природные условия, в которых предстоит совершать плавания по СМП тем, кто далек от самого понятия «зима» как природного явления. Вопросы усталости вырастут в непропорциональных размерах, а это чревато ростом аварийности, причем в условиях ледового плавания.

Учитывая масштабы и характер перевозимых грузов, которые уже перевозят и которые предполагают перевозить в обозримом будущем, рост объема и интенсивности перевозок, состояние судов на предмет их готовности к плаванию во льдах, состояние законодательной и нормативной базы, уровень подготовки кадров, необходимо противостоять проявлению столь пагубной привычки – «подтверждение предвзятости». Только объективная оценка рисков и принятие превентивных мер по обеспечению безопасности судоходства способны минимизировать аварийность в условиях ледового плавания на трассах СМП.

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Севморпуть

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...