Погоня за прибылью – катализатор аварийности

Безопасность мореплавания
Погоня за прибылью – катализатор аварийности

Аварийность на транспорте, в том числе и на водном, – объективная реальность, обусловленная сложными факторами транспортного процесса. Однако статистика говорит нам, что все-таки самым безопасным видом транспорта является водный. Если бы пассажирские суда тонули с такой же частотой, с какой падают самолеты, то катастрофа, к примеру, «Булгарии» в 2011 году на Куйбышевском водохранилище не вызвала бы такого шока.

Владимир Дмитриев, заведующий кафедрой судовождения ГУМРФ  им. адм. С.О. Макарова, к.т.н., доцент

Олег Соляков, доцент кафедры судовождения ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, к.т.н.

 

Основные причины аварий

Абсолютной безопасности нет нигде, в том числе и на водном транспорте. При существующих технологиях и роли водного транспорта в экономике аварии были, есть и будут. Не следует забывать, что свыше 90% всех грузов в мире перевозится водным транспортом. При этом ни одно судно, пусть оно даже будет совершенно новым и укомплектовано высококвалифицированным экипажем, не имеет стопроцентной гарантии безопасности эксплуатации.

В абсолютном большинстве случаев аварийных происшествий прослеживается совокупность причин и обстоятельств, которые обуславливают конкретное аварийное происшествие. К таким причинам относятся:

-         техническая непригодность судов к эксплуатации или возникающие в них механические поломки;

-         окружающая среда и ее воздействие на управляемый объект, а также состояние груза и его влияние на судно;

-         организационно-технические мероприятия;

-         действие человеческого фактора.

Полное устранение перечисленных выше причин, к сожалению, не представляется возможным. Но на практике вполне допустимо влиять на аварийность с помощью различных мер технического, организационного, эксплуатационного, правового характера, соответствующего надзора и контроля и достичь ее относительного снижения на определенный период времени.

Выполнение на судах правил перевозок и стандартов, комплектование экипажей квалифицированными специалистами, хорошее техническое обслуживание – все эти меры снижают риски аварий и происшествий, хотя полностью их не устраняют.

 

Идеальный вариант

Если попробовать сформулировать требования, призванные способствовать повышению безопасности эксплуатации судов в современных условиях, то можно остановиться на следующем.

Суда должны  иметь:

-         такие энергетические установки и другие системы и механизмы, которые бы не выходили из строя, а опасности, которые они создают для судна и экипажа, были минимальными;

-         достаточную прочность, чтобы противостоять действующим на них внешним силам природной стихии и внутренним – вызываемым грузом;

-         достаточную остойчивость и запас плавучести, чтобы плавать с заданной нагрузкой и не опрокидываться;

-         судовой экипаж, компетентный в вопросах эксплуатации судна и поддержании его в удовлетворительном состоянии: корпуса, оборудования, механизмов, систем безопасности и защиты среды; судоводительский состав, компетентный в вопросах правил плавания, навигационной безопасности, связи и перевозки грузов.

Суда должны быть обеспечены соответствующей противопожарной защитой; спасательными средствами для быстрого и безопасного оставления судна в случае необходимости, оборудованы необходимыми навигационными приборами, чтобы обеспечивать навигационную безопасность, избегая столкновений и посадки на мель. Они должны получать  четкие указания и поддержку от берегового персонала в отношении эффективной эксплуатации, обеспечения безопасности самого судна, людей на его борту и защиты окружающей среды; контролироваться компетентными береговыми организациями с целью выявления допущенных нарушений и предъявления требований для их устранения.

Словом, в идеальном варианте правильные действия экипажа и берегового персонала, а также хорошее состояние судна сводят на нет возможность возникновения аварийных ситуаций.

Наметились и другие подходы к решению проблемы обеспечения безопасности судоходства. Один из них связан с понятием риска.

 

Анализ рисков

Определений понятия «риск» достаточно много. Остановимся на таком: риск – это вероятность наступления неблагоприятных последствий при принятии того или иного решения.

Эффективная эксплуатация судна без риска невозможна. Риск нельзя разрешить или запретить. Не рискуя, нельзя ошвартоваться в море к другому судну, а следовательно, и выполнить поставленную задачу. Каждое судно рискует, проходя по рейду между судами в свежую погоду. Попытка следовать в порт за ледоколом или впереди идущим судном при сжатии на безопасном расстоянии – в смысле его возможной остановки – обречена, как правило, на неудачу. Следование судна узким фарватером, да еще и при сильном ветре – риск.

Рискованное действие – действие целеустремленное. Риски связаны с сознательной, целенаправленной деятельностью субъекта риска.

Риск опирается на возможность выбора из различных вариантов принимаемого решения. Где нет выбора, там нет и риска.

Анализ рисков рекомендуется выполнять следующим образом. Прежде всего для судна в конкретном рейсе необходимо ответить на четыре вопроса:

1. Что может в предстоящем рейсе представлять опасность для судна, среды и людей (идентификация опасностей)?

2. Какая вероятность и степень (эффект) воздействия этих опасностей (оценка уровня рисков)?

3. Каким образом можно снизить риск наступления опасного события (пути снижения риска)?

4. Что нужно делать, если опасное событие произошло (подготовка к действиям в чрезвычайных обстоятельствах)?

 

Человеческий элемент

Следующий подход, влияющий на предотвращение аварийных происшествий с судами, связывают с человеческим элементом (человеческим фактором).

Принято считать, что человеческий элемент – комплексное, многомерное понятие, описывающее предмет, влияющий на безопасность плавания судна и защиту окружающей среды. Оно включает весь спектр человеческой деятельности, выполняемой судовыми экипажами; береговыми службами управления; органами власти, признанными организациями, верфями; законодателями и другими вовлеченными сторонами, которые должны взаимодействовать для того, чтобы эффективно действовать в вопросах человеческого элемента.

Известны случаи, когда опытнейшие капитаны, зарекомендовавшие себя специалистами высшей квалификации, принимали неверное решение, подчас даже в сравнительно несложных ситуациях. При наличии затруднений каждому человеку свойственны ограничения возможностей, обусловленные несоответствием его психологических и психофизиологических характеристик уровню сложности задач, которые возникают перед ним в конкретных условиях трудовой деятельности. Эти характеристики, проявляющиеся в ситуации взаимодействия человека и технических систем, и получили название «человеческий элемент». Это понятие включает в себя характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует.

Ошибки человека представляют собой его действия, неадекватные сложившейся ситуации. Ошибки, расцениваемые как проявление человеческого элемента, как правило, непреднамеренны: человек выполняет неверные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причины, способствующие возникновению человеческих ошибок, можно объединить в несколько групп:

-         недостатки информационного обеспечения;

-         ограничения, обусловленные проявлениями внешних факторов;

-         ограничения, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;

-         ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Человеческие факторы, способствующие авариям и инцидентам с судами, можно в широком смысле определить как действия или ошибки, намеренные или случайные, которые отрицательно воздействуют на работу системы или успешное выполнение конкретной задачи. Понимание человеческих факторов требует изучения и анализа дизайна оборудования и взаимодействия человека-оператора с оборудованием, а также процедур, подлежащих выполнению экипажем.

Сейчас влияние человеческого элемента на безопасность признается всеми частными и международными организациями, обеспечивающими интеграционные процессы в отдельных сферах профессиональной деятельности. Это находит приложение в разработке различных директивных документов и кодексов, в проведении различных конференций и является мотивом вкладывания значительных средств в научные разработки.

И наконец, последнее. До тех пор пока деньги будут ставиться судовладельцами во главу угла; пока будет продолжаться погоня за прибылью за счет сокращения численности экипажа, экономия на ремонте и поддержании судна в исправном техническом состоянии, пренебрежение мерами безопасности; пока серьезные системные недостатки как в контроле безопасности судов, так и в их эксплуатации и ремонте останутся основными элементами судоходного бизнеса, никакими разумными мерами аварийность на водном транспорте не уменьшить.

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Траулер «Святой Николай» потерял ход в Охотском море

Траулер «Святой Николай» потерял ход в Охотском море СТР «Святой Николай» потерял ход в результате намотки снастей на винт. Для проведения работ по очист...

Советник по арктической политике Аляски: Аляска могла бы быть более развитым регионом, если бы осталась в России

Советник по арктической политике Аляски: Аляска могла бы быть более развитым регионом, если бы осталась в  России Аляска могла бы сегодня быть более развитым регионом, если бы находилась под управлением России, зая...

Российская экономика

РЖД и «Газпром» договорились о сотрудничестве по строительству Северного широтного хода

РЖД и «Газпром» договорились о сотрудничестве по строительству Северного широтного хода ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и «Газпром» заключили соглашение о совместной реализа...

ВЭБ изучит возможность участия в финансировании проекта Северный широтный ход

ВЭБ изучит возможность участия в финансировании проекта Северный широтный ход Внешэкономбанк (ВЭБ) может принять участие в финансировании строительства Северного широтног...

Транспортная политика

В правительстве пока не решили, в чьем ведении будет курирующая Севморпуть структура - Левитин

В правительстве пока не решили, в чьем ведении будет курирующая Севморпуть структура - Левитин В правительстве пока обсуждается вопрос, в чьем ведении будет структура, курирующая Северный морской...

Путин: РФ ведет работу по привлечению других стран к освоению ресурсов Арктики

Путин: РФ ведет работу по привлечению других стран к освоению ресурсов Арктики Россия заинтересована в привлечении к освоению Арктики ресурсов неарктических стран, работа уже нача...

Морские порты

Стивидоры Мурманска не устанавливали монопольные цены - ФАС

Стивидоры Мурманска не устанавливали монопольные цены - ФАС Федеральная антимонопольная служба в ходе расследования дела о завышении тарифов стивидорами не обна...

Минтранс рассчитывает, что порт Сабетта станет грузовым хабом для всех направлений

Минтранс рассчитывает, что порт Сабетта станет грузовым хабом для всех направлений Минтранс России рассчитывает, что порт Сабетта в ближайшее десятилетие станет крупнейшим грузовым ха...




Морской транспорт

Ледокольный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» совершил первую швартовку в порту Сабетта

Ледокольный танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» совершил первую швартовку в порту Сабетта «Кристоф де Маржери», первый в мире ледокольный танкер для перевозки сжиженного природного газа (...

Церемония имянаречения танкера «Кристоф де Маржери» пройдет в Санкт-Петербурге в июне

Церемония имянаречения танкера «Кристоф де Маржери» пройдет в Санкт-Петербурге в июне Церемония имянаречения танкера ледового класса «Кристоф де Маржери», названного в честь погибшего гл...

Речной транспорт

Речной флот готовится принять новые пассажирские суда для круизного плавания - эксперт

Речной флот готовится принять новые пассажирские суда для круизного плавания - эксперт В Волжском государственном университете водного транспорта прошла открытая лекция Геннадия Егорова, ...

Первое судоремонтное предприятие начнет работать в Новосибирской области в 2017 году

Первое судоремонтное предприятие начнет работать в Новосибирской области в 2017 году Первое в Новосибирской области судоремонтное предприятие начнет работать в 2017 году на базе Новосиб...

Ж/Д транспорт

Прибыль «Первой грузовой компании» в 2016 г. выросла в 6,7 раза, до 12,6 млрд руб.

Прибыль «Первой грузовой компании» в 2016 г. выросла в 6,7 раза, до 12,6 млрд руб. Чистая прибыль «Первой грузовой компании» (ПГК, входит в холдинг UCL Владимира Лисина) по ро...

Погрузка зерна на сети РЖД в феврале 2017 года сократилась на 11,1%

Погрузка зерна на сети РЖД в феврале 2017 года сократилась на 11,1% Объем погрузки зерна на сети РЖД составил в феврале 2017 года 1,6 млн тонн, что ниже аналогичного пе...

Авто транспорт

Новая трасса между курортами Черноморья и Севкавказа разгрузит трассу Джубга-Сочи

Новая трасса между курортами Черноморья и Севкавказа разгрузит трассу Джубга-Сочи Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) анализирует варианты строительства новой трассы ...

Глава Минтранса считает логичным использовать инфраструктуру «Платона» для весогабаритного контроля

Глава Минтранса считает логичным использовать инфраструктуру «Платона» для весогабаритного контроля Министр транспорта РФ Максим Соколов считает логичным использование инфраструктуры системы взимания ...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Как снизить затраты на топливо

Как снизить затраты на топливо Моряки, заставшие времена советского морского флота, помнят, как стимулировались меры по экономии ра...

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Севморпуть

Связующее звено

Связующее звено Одной из наиболее выдающихся страниц освоения российского Севера можно назвать открытие Северного мо...

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...




Судостроение

В стране разворачивается строительство флота

В стране разворачивается строительство флота VI Международный форум «Морская индустрия России» прошел 17–19 мая 2016 года в Москве в выставочном ...

Арктический ледокол: перспективы строительства

Арктический ледокол: перспективы строительства Россия осваивает арктические просторы уже много десятилетий. В весенне-осенние периоды в Арктике нал...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...