Погоня за прибылью – катализатор аварийности

Безопасность мореплавания
Погоня за прибылью – катализатор аварийности

Аварийность на транспорте, в том числе и на водном, – объективная реальность, обусловленная сложными факторами транспортного процесса. Однако статистика говорит нам, что все-таки самым безопасным видом транспорта является водный. Если бы пассажирские суда тонули с такой же частотой, с какой падают самолеты, то катастрофа, к примеру, «Булгарии» в 2011 году на Куйбышевском водохранилище не вызвала бы такого шока.

Владимир Дмитриев, заведующий кафедрой судовождения ГУМРФ  им. адм. С.О. Макарова, к.т.н., доцент

Олег Соляков, доцент кафедры судовождения ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, к.т.н.

 

Основные причины аварий

Абсолютной безопасности нет нигде, в том числе и на водном транспорте. При существующих технологиях и роли водного транспорта в экономике аварии были, есть и будут. Не следует забывать, что свыше 90% всех грузов в мире перевозится водным транспортом. При этом ни одно судно, пусть оно даже будет совершенно новым и укомплектовано высококвалифицированным экипажем, не имеет стопроцентной гарантии безопасности эксплуатации.

В абсолютном большинстве случаев аварийных происшествий прослеживается совокупность причин и обстоятельств, которые обуславливают конкретное аварийное происшествие. К таким причинам относятся:

-         техническая непригодность судов к эксплуатации или возникающие в них механические поломки;

-         окружающая среда и ее воздействие на управляемый объект, а также состояние груза и его влияние на судно;

-         организационно-технические мероприятия;

-         действие человеческого фактора.

Полное устранение перечисленных выше причин, к сожалению, не представляется возможным. Но на практике вполне допустимо влиять на аварийность с помощью различных мер технического, организационного, эксплуатационного, правового характера, соответствующего надзора и контроля и достичь ее относительного снижения на определенный период времени.

Выполнение на судах правил перевозок и стандартов, комплектование экипажей квалифицированными специалистами, хорошее техническое обслуживание – все эти меры снижают риски аварий и происшествий, хотя полностью их не устраняют.

 

Идеальный вариант

Если попробовать сформулировать требования, призванные способствовать повышению безопасности эксплуатации судов в современных условиях, то можно остановиться на следующем.

Суда должны  иметь:

-         такие энергетические установки и другие системы и механизмы, которые бы не выходили из строя, а опасности, которые они создают для судна и экипажа, были минимальными;

-         достаточную прочность, чтобы противостоять действующим на них внешним силам природной стихии и внутренним – вызываемым грузом;

-         достаточную остойчивость и запас плавучести, чтобы плавать с заданной нагрузкой и не опрокидываться;

-         судовой экипаж, компетентный в вопросах эксплуатации судна и поддержании его в удовлетворительном состоянии: корпуса, оборудования, механизмов, систем безопасности и защиты среды; судоводительский состав, компетентный в вопросах правил плавания, навигационной безопасности, связи и перевозки грузов.

Суда должны быть обеспечены соответствующей противопожарной защитой; спасательными средствами для быстрого и безопасного оставления судна в случае необходимости, оборудованы необходимыми навигационными приборами, чтобы обеспечивать навигационную безопасность, избегая столкновений и посадки на мель. Они должны получать  четкие указания и поддержку от берегового персонала в отношении эффективной эксплуатации, обеспечения безопасности самого судна, людей на его борту и защиты окружающей среды; контролироваться компетентными береговыми организациями с целью выявления допущенных нарушений и предъявления требований для их устранения.

Словом, в идеальном варианте правильные действия экипажа и берегового персонала, а также хорошее состояние судна сводят на нет возможность возникновения аварийных ситуаций.

Наметились и другие подходы к решению проблемы обеспечения безопасности судоходства. Один из них связан с понятием риска.

 

Анализ рисков

Определений понятия «риск» достаточно много. Остановимся на таком: риск – это вероятность наступления неблагоприятных последствий при принятии того или иного решения.

Эффективная эксплуатация судна без риска невозможна. Риск нельзя разрешить или запретить. Не рискуя, нельзя ошвартоваться в море к другому судну, а следовательно, и выполнить поставленную задачу. Каждое судно рискует, проходя по рейду между судами в свежую погоду. Попытка следовать в порт за ледоколом или впереди идущим судном при сжатии на безопасном расстоянии – в смысле его возможной остановки – обречена, как правило, на неудачу. Следование судна узким фарватером, да еще и при сильном ветре – риск.

Рискованное действие – действие целеустремленное. Риски связаны с сознательной, целенаправленной деятельностью субъекта риска.

Риск опирается на возможность выбора из различных вариантов принимаемого решения. Где нет выбора, там нет и риска.

Анализ рисков рекомендуется выполнять следующим образом. Прежде всего для судна в конкретном рейсе необходимо ответить на четыре вопроса:

1. Что может в предстоящем рейсе представлять опасность для судна, среды и людей (идентификация опасностей)?

2. Какая вероятность и степень (эффект) воздействия этих опасностей (оценка уровня рисков)?

3. Каким образом можно снизить риск наступления опасного события (пути снижения риска)?

4. Что нужно делать, если опасное событие произошло (подготовка к действиям в чрезвычайных обстоятельствах)?

 

Человеческий элемент

Следующий подход, влияющий на предотвращение аварийных происшествий с судами, связывают с человеческим элементом (человеческим фактором).

Принято считать, что человеческий элемент – комплексное, многомерное понятие, описывающее предмет, влияющий на безопасность плавания судна и защиту окружающей среды. Оно включает весь спектр человеческой деятельности, выполняемой судовыми экипажами; береговыми службами управления; органами власти, признанными организациями, верфями; законодателями и другими вовлеченными сторонами, которые должны взаимодействовать для того, чтобы эффективно действовать в вопросах человеческого элемента.

Известны случаи, когда опытнейшие капитаны, зарекомендовавшие себя специалистами высшей квалификации, принимали неверное решение, подчас даже в сравнительно несложных ситуациях. При наличии затруднений каждому человеку свойственны ограничения возможностей, обусловленные несоответствием его психологических и психофизиологических характеристик уровню сложности задач, которые возникают перед ним в конкретных условиях трудовой деятельности. Эти характеристики, проявляющиеся в ситуации взаимодействия человека и технических систем, и получили название «человеческий элемент». Это понятие включает в себя характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует.

Ошибки человека представляют собой его действия, неадекватные сложившейся ситуации. Ошибки, расцениваемые как проявление человеческого элемента, как правило, непреднамеренны: человек выполняет неверные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причины, способствующие возникновению человеческих ошибок, можно объединить в несколько групп:

-         недостатки информационного обеспечения;

-         ограничения, обусловленные проявлениями внешних факторов;

-         ограничения, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;

-         ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Человеческие факторы, способствующие авариям и инцидентам с судами, можно в широком смысле определить как действия или ошибки, намеренные или случайные, которые отрицательно воздействуют на работу системы или успешное выполнение конкретной задачи. Понимание человеческих факторов требует изучения и анализа дизайна оборудования и взаимодействия человека-оператора с оборудованием, а также процедур, подлежащих выполнению экипажем.

Сейчас влияние человеческого элемента на безопасность признается всеми частными и международными организациями, обеспечивающими интеграционные процессы в отдельных сферах профессиональной деятельности. Это находит приложение в разработке различных директивных документов и кодексов, в проведении различных конференций и является мотивом вкладывания значительных средств в научные разработки.

И наконец, последнее. До тех пор пока деньги будут ставиться судовладельцами во главу угла; пока будет продолжаться погоня за прибылью за счет сокращения численности экипажа, экономия на ремонте и поддержании судна в исправном техническом состоянии, пренебрежение мерами безопасности; пока серьезные системные недостатки как в контроле безопасности судов, так и в их эксплуатации и ремонте останутся основными элементами судоходного бизнеса, никакими разумными мерами аварийность на водном транспорте не уменьшить.

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Тонны деликатесного гребешка вынесло на побережье Сахалина после циклона «Талим»

Тонны деликатесного гребешка вынесло на побережье Сахалина после циклона «Талим» Сильный тропический циклон «Талим» выбросил на берег Анивского залива в районе поселка Таранай (...

Пограничный катер «Бугель-578» снял рыбаков с потерявшей ход резиновой лодки

Пограничный катер «Бугель-578» снял рыбаков с потерявшей ход резиновой лодки Резиновая лодка «Баджер-470» потеряла ход в районе ЗАТО Александровск (Мурманская область). ...

Российская экономика

«Стройка века» обеспечила российской промышленности рекордный рост

«Стройка века» обеспечила российской промышленности рекордный рост «Стройка века» из обычного пусть и очень масштабного инфраструктурного проекта перерастает в нечто б...

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 7,3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 7,3% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - августе 2017 г. вырос на 7,3% по сравнению с показате...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн

Грузооборот морских терминалов «Транснефти» за 8 месяцев вырос на 2,7%, до 91,26 млн тонн Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,6% совок...

Хорватия объявит тендер на установку плавучего СПГ-терминала

Хорватия объявит тендер на установку плавучего СПГ-терминала Оператор проекта строительства комплекса по импорту сжиженного природного газа на острове Крк - LNG ...




Морской транспорт

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области

ОСК и испанская Acopafi создадут СП по производству судовой мебели в ОЭЗ Астраханской области Испанская Acopafi локализует производство судовой мебели на территории особой экономической зоны ...

ОСК и Palfinger договорились о локализации производства в России гидравлических судовых кранов

ОСК и Palfinger договорились о локализации производства в России гидравлических судовых кранов ОСК и австрийская Palfinger договорились о локализации производства в России гидравлических судовых ...

Речной транспорт

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна

Рабочее совещание прошло в Администрации Байкало-Ангарского бассейна В рамках поездки в Байкальский регион  Виктор Олерский провел рабочее совещание с руководс...

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану

Завоз крупногабаритного оборудования для строящегося Амурского газоперерабатывающего завода пройдет по плану Осуществлена проводка баржебуксирного состава для отработки мероприятий по доставке крупногабаритног...

Ж/Д транспорт

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ

РЖД с октября вводит скидку в 10,3% на перевозку зерна с ряда станций в порты РФ РЖД с 1 октября 2017 г. по 30 июня 2018 г. вводит скидку в 10,3% на тарифы на экспортные перевоз...

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге

«Почта России» начала тестировать транзитный маршрут из Китая в Европу по железной дороге «Почта России» во вторник начала тестирование транзитного маршрута по железной дороге из Китая в Сло...

Авто транспорт

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа

Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в «Платоне» во время действия льготного тарифа Росавтодор считает нецелесообразным введение скидок в системе взимания платы за проезд большегрузных...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...