Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Погоня за прибылью – катализатор аварийности

Безопасность мореплавания
Погоня за прибылью – катализатор аварийности

Аварийность на транспорте, в том числе и на водном, – объективная реальность, обусловленная сложными факторами транспортного процесса. Однако статистика говорит нам, что все-таки самым безопасным видом транспорта является водный. Если бы пассажирские суда тонули с такой же частотой, с какой падают самолеты, то катастрофа, к примеру, «Булгарии» в 2011 году на Куйбышевском водохранилище не вызвала бы такого шока.

Владимир Дмитриев, заведующий кафедрой судовождения ГУМРФ  им. адм. С.О. Макарова, к.т.н., доцент

Олег Соляков, доцент кафедры судовождения ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, к.т.н.

 

Основные причины аварий

Абсолютной безопасности нет нигде, в том числе и на водном транспорте. При существующих технологиях и роли водного транспорта в экономике аварии были, есть и будут. Не следует забывать, что свыше 90% всех грузов в мире перевозится водным транспортом. При этом ни одно судно, пусть оно даже будет совершенно новым и укомплектовано высококвалифицированным экипажем, не имеет стопроцентной гарантии безопасности эксплуатации.

В абсолютном большинстве случаев аварийных происшествий прослеживается совокупность причин и обстоятельств, которые обуславливают конкретное аварийное происшествие. К таким причинам относятся:

-         техническая непригодность судов к эксплуатации или возникающие в них механические поломки;

-         окружающая среда и ее воздействие на управляемый объект, а также состояние груза и его влияние на судно;

-         организационно-технические мероприятия;

-         действие человеческого фактора.

Полное устранение перечисленных выше причин, к сожалению, не представляется возможным. Но на практике вполне допустимо влиять на аварийность с помощью различных мер технического, организационного, эксплуатационного, правового характера, соответствующего надзора и контроля и достичь ее относительного снижения на определенный период времени.

Выполнение на судах правил перевозок и стандартов, комплектование экипажей квалифицированными специалистами, хорошее техническое обслуживание – все эти меры снижают риски аварий и происшествий, хотя полностью их не устраняют.

 

Идеальный вариант

Если попробовать сформулировать требования, призванные способствовать повышению безопасности эксплуатации судов в современных условиях, то можно остановиться на следующем.

Суда должны  иметь:

-         такие энергетические установки и другие системы и механизмы, которые бы не выходили из строя, а опасности, которые они создают для судна и экипажа, были минимальными;

-         достаточную прочность, чтобы противостоять действующим на них внешним силам природной стихии и внутренним – вызываемым грузом;

-         достаточную остойчивость и запас плавучести, чтобы плавать с заданной нагрузкой и не опрокидываться;

-         судовой экипаж, компетентный в вопросах эксплуатации судна и поддержании его в удовлетворительном состоянии: корпуса, оборудования, механизмов, систем безопасности и защиты среды; судоводительский состав, компетентный в вопросах правил плавания, навигационной безопасности, связи и перевозки грузов.

Суда должны быть обеспечены соответствующей противопожарной защитой; спасательными средствами для быстрого и безопасного оставления судна в случае необходимости, оборудованы необходимыми навигационными приборами, чтобы обеспечивать навигационную безопасность, избегая столкновений и посадки на мель. Они должны получать  четкие указания и поддержку от берегового персонала в отношении эффективной эксплуатации, обеспечения безопасности самого судна, людей на его борту и защиты окружающей среды; контролироваться компетентными береговыми организациями с целью выявления допущенных нарушений и предъявления требований для их устранения.

Словом, в идеальном варианте правильные действия экипажа и берегового персонала, а также хорошее состояние судна сводят на нет возможность возникновения аварийных ситуаций.

Наметились и другие подходы к решению проблемы обеспечения безопасности судоходства. Один из них связан с понятием риска.

 

Анализ рисков

Определений понятия «риск» достаточно много. Остановимся на таком: риск – это вероятность наступления неблагоприятных последствий при принятии того или иного решения.

Эффективная эксплуатация судна без риска невозможна. Риск нельзя разрешить или запретить. Не рискуя, нельзя ошвартоваться в море к другому судну, а следовательно, и выполнить поставленную задачу. Каждое судно рискует, проходя по рейду между судами в свежую погоду. Попытка следовать в порт за ледоколом или впереди идущим судном при сжатии на безопасном расстоянии – в смысле его возможной остановки – обречена, как правило, на неудачу. Следование судна узким фарватером, да еще и при сильном ветре – риск.

Рискованное действие – действие целеустремленное. Риски связаны с сознательной, целенаправленной деятельностью субъекта риска.

Риск опирается на возможность выбора из различных вариантов принимаемого решения. Где нет выбора, там нет и риска.

Анализ рисков рекомендуется выполнять следующим образом. Прежде всего для судна в конкретном рейсе необходимо ответить на четыре вопроса:

1. Что может в предстоящем рейсе представлять опасность для судна, среды и людей (идентификация опасностей)?

2. Какая вероятность и степень (эффект) воздействия этих опасностей (оценка уровня рисков)?

3. Каким образом можно снизить риск наступления опасного события (пути снижения риска)?

4. Что нужно делать, если опасное событие произошло (подготовка к действиям в чрезвычайных обстоятельствах)?

 

Человеческий элемент

Следующий подход, влияющий на предотвращение аварийных происшествий с судами, связывают с человеческим элементом (человеческим фактором).

Принято считать, что человеческий элемент – комплексное, многомерное понятие, описывающее предмет, влияющий на безопасность плавания судна и защиту окружающей среды. Оно включает весь спектр человеческой деятельности, выполняемой судовыми экипажами; береговыми службами управления; органами власти, признанными организациями, верфями; законодателями и другими вовлеченными сторонами, которые должны взаимодействовать для того, чтобы эффективно действовать в вопросах человеческого элемента.

Известны случаи, когда опытнейшие капитаны, зарекомендовавшие себя специалистами высшей квалификации, принимали неверное решение, подчас даже в сравнительно несложных ситуациях. При наличии затруднений каждому человеку свойственны ограничения возможностей, обусловленные несоответствием его психологических и психофизиологических характеристик уровню сложности задач, которые возникают перед ним в конкретных условиях трудовой деятельности. Эти характеристики, проявляющиеся в ситуации взаимодействия человека и технических систем, и получили название «человеческий элемент». Это понятие включает в себя характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует.

Ошибки человека представляют собой его действия, неадекватные сложившейся ситуации. Ошибки, расцениваемые как проявление человеческого элемента, как правило, непреднамеренны: человек выполняет неверные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причины, способствующие возникновению человеческих ошибок, можно объединить в несколько групп:

-         недостатки информационного обеспечения;

-         ограничения, обусловленные проявлениями внешних факторов;

-         ограничения, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;

-         ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Человеческие факторы, способствующие авариям и инцидентам с судами, можно в широком смысле определить как действия или ошибки, намеренные или случайные, которые отрицательно воздействуют на работу системы или успешное выполнение конкретной задачи. Понимание человеческих факторов требует изучения и анализа дизайна оборудования и взаимодействия человека-оператора с оборудованием, а также процедур, подлежащих выполнению экипажем.

Сейчас влияние человеческого элемента на безопасность признается всеми частными и международными организациями, обеспечивающими интеграционные процессы в отдельных сферах профессиональной деятельности. Это находит приложение в разработке различных директивных документов и кодексов, в проведении различных конференций и является мотивом вкладывания значительных средств в научные разработки.

И наконец, последнее. До тех пор пока деньги будут ставиться судовладельцами во главу угла; пока будет продолжаться погоня за прибылью за счет сокращения численности экипажа, экономия на ремонте и поддержании судна в исправном техническом состоянии, пренебрежение мерами безопасности; пока серьезные системные недостатки как в контроле безопасности судов, так и в их эксплуатации и ремонте останутся основными элементами судоходного бизнеса, никакими разумными мерами аварийность на водном транспорте не уменьшить.

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Поисковики колледжа МГАВТ возвращают стране память о воинах, павших в 1941 году

Поисковики колледжа МГАВТ возвращают стране память о воинах, павших в 1941 году Участники единственного в столице Морского поискового отряда во главе с заместителем начальника колл...

Один человек погиб в результате пожара на сейнере «Предприимчивый» на Камчатке

Один человек погиб в результате пожара на сейнере «Предприимчивый» на Камчатке На рыболовном сейнере «Предприимчивый» в кают-компании возник пожар. Судно стоит в порту Петропавлов...

Российская экономика

Для развития экономики нужно создать инфраструктуру на арктических территориях - Трутнев

Для развития экономики нужно создать инфраструктуру на арктических территориях - Трутнев Создание инфраструктуры на Арктической территории России будут способствовать развитию северного мор...

Решение о строительстве моста на Сахалин должен принимать президент РФ - Трутнев

Решение о строительстве моста на Сахалин должен принимать президент РФ - Трутнев Решение о строительстве транспортного перехода с материковой части России на остров Сахалин может бы...

Транспортная политика

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота

Минтранс разъяснил особенности регистрации судов рыбопромыслового флота Своим письмом от 23.04.2018 N 05-01/8595-ИС «Об отнесении судов к рыбопромысловому флоту» Минтранс р...

Морские порты

«Туапсинский нефтяной терминал» выделят из состава «Туапсинского морского торгового порта» - акционеры

«Туапсинский нефтяной терминал» выделят из состава «Туапсинского морского торгового порта» - акционеры Акционерами принято решение о реорганизации АО «Туапсинский морской торговый порт» в форме выделения...

Проект «Новатэка» по перевалке СПГ позволит увеличить объем перевозок по Севморпути

Проект «Новатэка» по перевалке СПГ позволит увеличить объем перевозок по Севморпути Строительство на Камчатке морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа (СПГ) ...




Морской транспорт

Паром «Балтийск» из Усть-Луги в Калининград возобновил работу

Паром «Балтийск» из Усть-Луги в Калининград возобновил работу Паром, который возил грузы из порта в Ленинградской области Усть-Луга в Калининград, возобновил рабо...

Рабочее проектирование ледокола «Лидер» нужно начать в IV квартале 2018 года – разработчик

Рабочее проектирование ледокола «Лидер» нужно начать в IV квартале 2018 года – разработчик Задержка на этом этапе работ может сказаться в существенной корректировке сроков сдачи судна, сообщи...

Речной транспорт

Пассажирское круизное судно «Сергей Есенин» совершило первый круговой рейс после модернизации

 Пассажирское круизное судно «Сергей Есенин» совершило первый круговой рейс после модернизации Завершился первый круговой рейс пассажирского судна круизной компании «Мостурфлот» «Сергей Есенин» п...

Флот Ленского пароходства работает на Вилюе

Флот Ленского пароходства работает на Вилюе С открытием арктической навигации, топливо в судах Ленского объединенного морского пароходства (...

Ж/Д транспорт

Калининградские железнодорожники договорились с польскими о транзите грузов через регион

Калининградские железнодорожники договорились с польскими о транзите грузов через регион Калининградская железная дорога и польская железнодорожная компания «Lotos Kolej» подписали договор ...

Минтранс подтвердил предложение ввести Дитриха в совет директоров РЖД

Минтранс подтвердил предложение ввести Дитриха в совет директоров РЖД Министерство транспорта РФ подтвердило, что направило предложение ввести главу министерства Евгения ...

Авто транспорт

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора

Повышение тарифа по госсистеме «Платон» пока не планируется - глава Росавтодора Повышение тарифов в системе «Платон» в 2018 году не планируется, сообщил в четверг журналистам глава...

Аналитика

Транспортная политика

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан

Первое Всероссийское собрание маринистов: первый шаг сделан Первое Всероссийское собрание маринистов – форум представителей творческих сил, работающих по флотск...

Критерии важности

Критерии важности Приходится вновь констатировать, что административный прессинг в сфере так называемой транспортной б...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка

Высокие производственные показатели на фоне сложного рынка Правление ПАО «Совкомфлот» рассмотрело операционные и производственные результаты деятельности за 20...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...