Погоня за прибылью – катализатор аварийности

Безопасность мореплавания
Погоня за прибылью – катализатор аварийности

Аварийность на транспорте, в том числе и на водном, – объективная реальность, обусловленная сложными факторами транспортного процесса. Однако статистика говорит нам, что все-таки самым безопасным видом транспорта является водный. Если бы пассажирские суда тонули с такой же частотой, с какой падают самолеты, то катастрофа, к примеру, «Булгарии» в 2011 году на Куйбышевском водохранилище не вызвала бы такого шока.

Владимир Дмитриев, заведующий кафедрой судовождения ГУМРФ  им. адм. С.О. Макарова, к.т.н., доцент

Олег Соляков, доцент кафедры судовождения ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, к.т.н.

 

Основные причины аварий

Абсолютной безопасности нет нигде, в том числе и на водном транспорте. При существующих технологиях и роли водного транспорта в экономике аварии были, есть и будут. Не следует забывать, что свыше 90% всех грузов в мире перевозится водным транспортом. При этом ни одно судно, пусть оно даже будет совершенно новым и укомплектовано высококвалифицированным экипажем, не имеет стопроцентной гарантии безопасности эксплуатации.

В абсолютном большинстве случаев аварийных происшествий прослеживается совокупность причин и обстоятельств, которые обуславливают конкретное аварийное происшествие. К таким причинам относятся:

-         техническая непригодность судов к эксплуатации или возникающие в них механические поломки;

-         окружающая среда и ее воздействие на управляемый объект, а также состояние груза и его влияние на судно;

-         организационно-технические мероприятия;

-         действие человеческого фактора.

Полное устранение перечисленных выше причин, к сожалению, не представляется возможным. Но на практике вполне допустимо влиять на аварийность с помощью различных мер технического, организационного, эксплуатационного, правового характера, соответствующего надзора и контроля и достичь ее относительного снижения на определенный период времени.

Выполнение на судах правил перевозок и стандартов, комплектование экипажей квалифицированными специалистами, хорошее техническое обслуживание – все эти меры снижают риски аварий и происшествий, хотя полностью их не устраняют.

 

Идеальный вариант

Если попробовать сформулировать требования, призванные способствовать повышению безопасности эксплуатации судов в современных условиях, то можно остановиться на следующем.

Суда должны  иметь:

-         такие энергетические установки и другие системы и механизмы, которые бы не выходили из строя, а опасности, которые они создают для судна и экипажа, были минимальными;

-         достаточную прочность, чтобы противостоять действующим на них внешним силам природной стихии и внутренним – вызываемым грузом;

-         достаточную остойчивость и запас плавучести, чтобы плавать с заданной нагрузкой и не опрокидываться;

-         судовой экипаж, компетентный в вопросах эксплуатации судна и поддержании его в удовлетворительном состоянии: корпуса, оборудования, механизмов, систем безопасности и защиты среды; судоводительский состав, компетентный в вопросах правил плавания, навигационной безопасности, связи и перевозки грузов.

Суда должны быть обеспечены соответствующей противопожарной защитой; спасательными средствами для быстрого и безопасного оставления судна в случае необходимости, оборудованы необходимыми навигационными приборами, чтобы обеспечивать навигационную безопасность, избегая столкновений и посадки на мель. Они должны получать  четкие указания и поддержку от берегового персонала в отношении эффективной эксплуатации, обеспечения безопасности самого судна, людей на его борту и защиты окружающей среды; контролироваться компетентными береговыми организациями с целью выявления допущенных нарушений и предъявления требований для их устранения.

Словом, в идеальном варианте правильные действия экипажа и берегового персонала, а также хорошее состояние судна сводят на нет возможность возникновения аварийных ситуаций.

Наметились и другие подходы к решению проблемы обеспечения безопасности судоходства. Один из них связан с понятием риска.

 

Анализ рисков

Определений понятия «риск» достаточно много. Остановимся на таком: риск – это вероятность наступления неблагоприятных последствий при принятии того или иного решения.

Эффективная эксплуатация судна без риска невозможна. Риск нельзя разрешить или запретить. Не рискуя, нельзя ошвартоваться в море к другому судну, а следовательно, и выполнить поставленную задачу. Каждое судно рискует, проходя по рейду между судами в свежую погоду. Попытка следовать в порт за ледоколом или впереди идущим судном при сжатии на безопасном расстоянии – в смысле его возможной остановки – обречена, как правило, на неудачу. Следование судна узким фарватером, да еще и при сильном ветре – риск.

Рискованное действие – действие целеустремленное. Риски связаны с сознательной, целенаправленной деятельностью субъекта риска.

Риск опирается на возможность выбора из различных вариантов принимаемого решения. Где нет выбора, там нет и риска.

Анализ рисков рекомендуется выполнять следующим образом. Прежде всего для судна в конкретном рейсе необходимо ответить на четыре вопроса:

1. Что может в предстоящем рейсе представлять опасность для судна, среды и людей (идентификация опасностей)?

2. Какая вероятность и степень (эффект) воздействия этих опасностей (оценка уровня рисков)?

3. Каким образом можно снизить риск наступления опасного события (пути снижения риска)?

4. Что нужно делать, если опасное событие произошло (подготовка к действиям в чрезвычайных обстоятельствах)?

 

Человеческий элемент

Следующий подход, влияющий на предотвращение аварийных происшествий с судами, связывают с человеческим элементом (человеческим фактором).

Принято считать, что человеческий элемент – комплексное, многомерное понятие, описывающее предмет, влияющий на безопасность плавания судна и защиту окружающей среды. Оно включает весь спектр человеческой деятельности, выполняемой судовыми экипажами; береговыми службами управления; органами власти, признанными организациями, верфями; законодателями и другими вовлеченными сторонами, которые должны взаимодействовать для того, чтобы эффективно действовать в вопросах человеческого элемента.

Известны случаи, когда опытнейшие капитаны, зарекомендовавшие себя специалистами высшей квалификации, принимали неверное решение, подчас даже в сравнительно несложных ситуациях. При наличии затруднений каждому человеку свойственны ограничения возможностей, обусловленные несоответствием его психологических и психофизиологических характеристик уровню сложности задач, которые возникают перед ним в конкретных условиях трудовой деятельности. Эти характеристики, проявляющиеся в ситуации взаимодействия человека и технических систем, и получили название «человеческий элемент». Это понятие включает в себя характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует.

Ошибки человека представляют собой его действия, неадекватные сложившейся ситуации. Ошибки, расцениваемые как проявление человеческого элемента, как правило, непреднамеренны: человек выполняет неверные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причины, способствующие возникновению человеческих ошибок, можно объединить в несколько групп:

-         недостатки информационного обеспечения;

-         ограничения, обусловленные проявлениями внешних факторов;

-         ограничения, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;

-         ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Человеческие факторы, способствующие авариям и инцидентам с судами, можно в широком смысле определить как действия или ошибки, намеренные или случайные, которые отрицательно воздействуют на работу системы или успешное выполнение конкретной задачи. Понимание человеческих факторов требует изучения и анализа дизайна оборудования и взаимодействия человека-оператора с оборудованием, а также процедур, подлежащих выполнению экипажем.

Сейчас влияние человеческого элемента на безопасность признается всеми частными и международными организациями, обеспечивающими интеграционные процессы в отдельных сферах профессиональной деятельности. Это находит приложение в разработке различных директивных документов и кодексов, в проведении различных конференций и является мотивом вкладывания значительных средств в научные разработки.

И наконец, последнее. До тех пор пока деньги будут ставиться судовладельцами во главу угла; пока будет продолжаться погоня за прибылью за счет сокращения численности экипажа, экономия на ремонте и поддержании судна в исправном техническом состоянии, пренебрежение мерами безопасности; пока серьезные системные недостатки как в контроле безопасности судов, так и в их эксплуатации и ремонте останутся основными элементами судоходного бизнеса, никакими разумными мерами аварийность на водном транспорте не уменьшить.

 

Морской флот №5 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...