Зеленые лоббисты: в чьих интересах действует Greenpeace

Безопасность мореплавания
Зеленые лоббисты: в чьих интересах действует Greenpeace

Активисты экологической организации Greenpeace, похоже, вновь стремятся стать главными героями новостей. Судно Arctic Sunrise опять в строю. Того и  гляди присоединится к арктической кампании и другое судно гринписовцев с романтичным названием Esperanza («Надежда»).

Дмитрий Графов

В марте Greenpeace уже атаковал платформу West Alpha, с помощью которой НК «Роснефть» и ExxonMobil планируют пробурить первую разведочную скважину в Карском море, а в мае заблокировал танкер «Михаил Ульянов», доставивший первую нефть с платформы «Приразломная».

«Они не пираты!» – сказал в прошлом году Владимир Путин. Но кто же они? Что представляет собой Greenpeace? Экологическая ли это организация или группа давления, активно занимающаяся политикой?

 

Что делают эти люди

За свои эпатажные действия, которые являются вопиющим нарушением установленных порядков и зачастую даже представляют угрозу для безопасности других людей, активисты Greenpeace не раз уже отвечали перед законом.

В 2006 году их арестовали в США за то, что они завесили баннерами скульптуры отцов-основателей Америки на горе в Южной Дакоте. В 2010 году группа экологических активистов на три недели была задержана в Дании: преодолев на машинах несколько КПП, они прорвались в королевский дворец на дипломатический ужин для глав 120 государств. Переодетые в смокинги и вечерние платья активисты успели развернуть баннер «Политиканы болтают, а лидеры действуют!» и только затем были арестованы. На пресс-конференции после освобождения они чувствовали себя настоящими героями.

Летом 2007 года активисты Greenpeace попытались проникнуть по морю в Хайлигендамм на саммит G8. Немецкий суд еще за полгода до саммита запретил все акции в окрестностях этого балтийского курорта. Полицейский катер с крупнокалиберным пулеметом самым нешуточным образом пытался протаранить и утопить лодку с протестующими. О жизнях экологов в тот момент немецкие полицейские думали меньше всего.

В 2009 году в Париже активисты Greenpeace штурмовали при помощи пожарных машин Национальную ассамблею. И французские жандармы с удовольствием втыкали их носом прямо в асфальт.

«Если бы меня спросили, на чьей я стороне – Путина или Greenpeace, – писал во время прошлогодней атаки на «Приразломную» колумнист The Daily Mail Доминик Лоусон, – я, безусловно, предпочел бы Путина, ведь он не входит в банду наполненных лучшими намерениями дураков, которые хотят загнать человечество в доиндустриальную эпоху».

 

Избирательный подход

«Это так называемое гражданское неповиновение, – говорит профессор Дипломатической академии МИД РФ Марина Кукарцева, – а гражданское неповиновение в любом случае предполагает нарушение закона. Правда, люди, прибегающие к тактике гражданского неповиновения, ни при каких условиях стараются не допустить угрозы чужим жизням. В случае атаки на нефтяные платформы этот принцип нарушается: ведь бурение нефтяных скважин всегда сопряжено с опасностью взрыва и пожара. То есть мужественные защитники окружающей среды становятся радикальными экологами. А любой радикализм перерастает в терроризм».

«Нужно понимать, что благие намерения – еще не повод совершать многочисленные правонарушения, – не сомневается завкафедрой международного права МГИМО МИД РФ Александр Вылегжанин. – Согласно 60-й статье Конвенции 1982 года, «все суда должны уважать зоны безопасности», которые воздвигнуты вокруг нефтяных платформ. И нарушению данного положения международного права, разумеется, нет никаких оправданий».

Можно припомнить множество случаев, когда гринписовцы обходили своим вниманием совершенно вопиющие экологические нарушения. Они рассуждают об угрозах в Арктике, но при этом молчат о побочных эффектах «сланцевой революции» в США, активно протестуют против АЭС в Европе, но не имеют ничего против использования атомных реакторов устаревшего типа в Америке.

Greenpeace закрывает глаза и на экологическую катастрофу, которая грозит Украине в результате разрушения опасных производств – например, взрыва на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород в Полтавской области, а также планов американских компаний по добыче сланцевого газа методом гидроразрыва пласта.

При этом генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен цинично заявляет, что Greenpeace якобы по заказу российского правительства дискредитирует добычу сланцевых углеводородов. Заявление, подтвердить которое практически невозможно: ведь экорадикалы не провели практически ни одной акции против сланцевых разработок.

Константин Симонов, возглавляющий Фонд энергетической безопасности, считает, что у Greenpeace подход к экологии коммерчески ориентированный: «Greenpeace, на самом деле, уже давно воспринимают в мире как коммерческую структуру, – утверждает он. – Оснований для подозрений немало. Напомню, что организация была создана бизнесменом, а не экологом-романтиком. Они готовы атаковать проекты конкурентов, и их не раз в этом обвиняли. Одну компанию они преследуют по всему миру, а другую компанию не трогают. Greenpeace извлекает серьезные дивиденды, паразитируя на экологической тематике. Почему? Потому что экология для западного мира – тема очень чувствительная. Как дискредитировать своего конкурента? Просто обвинить его в том, что он разрушает экологическую среду»

 

Коммерческая лоббистская структура

Если снять розовые очки, то борьба экологов-романтиков с транснациональными корпорациями – это лишь то, что находится на поверхности. Как в любом политическом проекте, в Greenpeace есть идеологи и профессиональные функционеры. Есть активисты среднего звена, которые приводят в движение массы волонтеров – экологических фанатиков, готовых участвовать в массовых акциях и жертвовать небольшие деньги.

«Есть люди, которые охотно участвуют в различного рода политических акциях. Особенно много их в странах Запада, – говорит Марина Кукарцева, – и ими очень легко управлять. Думать, что в деятельности Greenpeace участвуют только высоколобые интеллектуалы, которые озабочены судьбой планеты, было бы наивно. Точно так же наивно думать, что там одни профессионалы-управленцы (хотя они, конечно, есть!). На самом деле в акциях участвуют обыкновенные люди, которым, может быть, что-то пообещали или даже заплатили немного денег, но чаще всего привлекли просто на голом энтузиазме».

Хотя следует понимать, что есть и серьезные спонсоры, которые делают значительные взносы в бюджет Greenpeace. Что это за спонсоры? Организация подчеркивает, что никогда не пополняла свой бюджет за счет государственных фондов, межгосударственных фондов или фондов, основанных корпорациями. Но в современном финансовом мире не составляет труда обезличить до стерильности деньги и принять их хоть от инопланетян. Для этого создаются специальные фонды, в которых деньги обезличиваются, после чего практически невозможно проследить, кому они принадлежат.

Конечно, у нас нет доказательств, что Greenpeace находится в зависимости от чьих-то политических или коммерческих интересов. Тем более что организация тщательно заботится о своей репутации. Создается даже впечатление, что многие акции Greenpeace в первую очередь направлены именно на украшение своего резюме. Чего стоит, например, попытка помешать снабжению британского воинского контингента в Ираке, когда судно Greenpeace Rainbow Warrior блокировало порт Марчвуд в Саутгемптоне, а активисты приковали себя цепями к военному транспорту. Или, скажем, борьба Greenpeace против убийства бельков – детенышей гренландского тюленя. Какие враги гренландских эскимосов могли заказать подобную кампанию?! Ни один скептик не найдет, что на это ответить.

Гринписовцы отрицают связи с игроками, действующими на нефтяном рынке. Хотя можно вспомнить, что в марте 2006 года американская газета Wall Street Journal со ссылкой на организацию Public Interest Watch («Блюстители интересов общества») написала, что Greenpeace получил от ExxonMobil $120 тыс. из $124 094, собранных в США с августа 2003 по июль 2004 года. (Кстати, в 2003 году активисты Greenpeace были арестованы за «атаку» на штаб-квартиру ExxonMobil в Далласе.)

Public Interest Watch призвала также налоговую службу США обратить внимание на то, что американское отделение Greenpeace не соответствует своему статусу освобожденной от налогов организации, поскольку вовсе не занимается благотворительностью, а выступает в роли лоббиста. Кстати, в Канаде – стране, в которой был создан Greenpeace, организация еще в 1989 году лишилась права называться некоммерческой. Более того, Greenpeace было отказано в таком праве неоднократно.

«Greenpeace функционирует как коммерческое предприятие, – не сомневается Константин Симонов. – Это, конечно, не означает, что там все коммерсанты. Коммерсантами являются топ-менеджеры организации, которые нанимают бойцов, промывают им экологией мозги и отправляют в романтические командировки».

Со школьной скамьи нам внушали, что Greenpeace – организация бескорыстная. Советская пропаганда рисовала ее донкихотом, атакующим транснациональные корпорации. В СССР не очень хорошо понимали, что такое «политические технологии».

Но после краха Советского государства мы с ними познакомились: в Москве появились Amnesty International, «Врачи без границ», Human Rights Watch, Transparency International. И еще многие другие технологии двойного назначения, которые, по сути, являются политическими инструментами.

 

Морские вести России №12 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море Активная фаза поисково-спасательной операции в районе крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном м...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке Индийская компания Tata рассматривает возможность строительства терминала по перевалке угля на Камча...

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе Швейцарский угольный трейдер Mercuria может заключить соглашение take-or-pay на создание портовой ин...




Морской транспорт

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года Астраханский судостроительный завод «Лотос» сдаст в эксплуатацию первое пассажирское судно в апреле ...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...