Зеленые лоббисты: в чьих интересах действует Greenpeace

Безопасность мореплавания
Зеленые лоббисты: в чьих интересах действует Greenpeace

Активисты экологической организации Greenpeace, похоже, вновь стремятся стать главными героями новостей. Судно Arctic Sunrise опять в строю. Того и  гляди присоединится к арктической кампании и другое судно гринписовцев с романтичным названием Esperanza («Надежда»).

Дмитрий Графов

В марте Greenpeace уже атаковал платформу West Alpha, с помощью которой НК «Роснефть» и ExxonMobil планируют пробурить первую разведочную скважину в Карском море, а в мае заблокировал танкер «Михаил Ульянов», доставивший первую нефть с платформы «Приразломная».

«Они не пираты!» – сказал в прошлом году Владимир Путин. Но кто же они? Что представляет собой Greenpeace? Экологическая ли это организация или группа давления, активно занимающаяся политикой?

 

Что делают эти люди

За свои эпатажные действия, которые являются вопиющим нарушением установленных порядков и зачастую даже представляют угрозу для безопасности других людей, активисты Greenpeace не раз уже отвечали перед законом.

В 2006 году их арестовали в США за то, что они завесили баннерами скульптуры отцов-основателей Америки на горе в Южной Дакоте. В 2010 году группа экологических активистов на три недели была задержана в Дании: преодолев на машинах несколько КПП, они прорвались в королевский дворец на дипломатический ужин для глав 120 государств. Переодетые в смокинги и вечерние платья активисты успели развернуть баннер «Политиканы болтают, а лидеры действуют!» и только затем были арестованы. На пресс-конференции после освобождения они чувствовали себя настоящими героями.

Летом 2007 года активисты Greenpeace попытались проникнуть по морю в Хайлигендамм на саммит G8. Немецкий суд еще за полгода до саммита запретил все акции в окрестностях этого балтийского курорта. Полицейский катер с крупнокалиберным пулеметом самым нешуточным образом пытался протаранить и утопить лодку с протестующими. О жизнях экологов в тот момент немецкие полицейские думали меньше всего.

В 2009 году в Париже активисты Greenpeace штурмовали при помощи пожарных машин Национальную ассамблею. И французские жандармы с удовольствием втыкали их носом прямо в асфальт.

«Если бы меня спросили, на чьей я стороне – Путина или Greenpeace, – писал во время прошлогодней атаки на «Приразломную» колумнист The Daily Mail Доминик Лоусон, – я, безусловно, предпочел бы Путина, ведь он не входит в банду наполненных лучшими намерениями дураков, которые хотят загнать человечество в доиндустриальную эпоху».

 

Избирательный подход

«Это так называемое гражданское неповиновение, – говорит профессор Дипломатической академии МИД РФ Марина Кукарцева, – а гражданское неповиновение в любом случае предполагает нарушение закона. Правда, люди, прибегающие к тактике гражданского неповиновения, ни при каких условиях стараются не допустить угрозы чужим жизням. В случае атаки на нефтяные платформы этот принцип нарушается: ведь бурение нефтяных скважин всегда сопряжено с опасностью взрыва и пожара. То есть мужественные защитники окружающей среды становятся радикальными экологами. А любой радикализм перерастает в терроризм».

«Нужно понимать, что благие намерения – еще не повод совершать многочисленные правонарушения, – не сомневается завкафедрой международного права МГИМО МИД РФ Александр Вылегжанин. – Согласно 60-й статье Конвенции 1982 года, «все суда должны уважать зоны безопасности», которые воздвигнуты вокруг нефтяных платформ. И нарушению данного положения международного права, разумеется, нет никаких оправданий».

Можно припомнить множество случаев, когда гринписовцы обходили своим вниманием совершенно вопиющие экологические нарушения. Они рассуждают об угрозах в Арктике, но при этом молчат о побочных эффектах «сланцевой революции» в США, активно протестуют против АЭС в Европе, но не имеют ничего против использования атомных реакторов устаревшего типа в Америке.

Greenpeace закрывает глаза и на экологическую катастрофу, которая грозит Украине в результате разрушения опасных производств – например, взрыва на газопроводе Уренгой – Помары – Ужгород в Полтавской области, а также планов американских компаний по добыче сланцевого газа методом гидроразрыва пласта.

При этом генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен цинично заявляет, что Greenpeace якобы по заказу российского правительства дискредитирует добычу сланцевых углеводородов. Заявление, подтвердить которое практически невозможно: ведь экорадикалы не провели практически ни одной акции против сланцевых разработок.

Константин Симонов, возглавляющий Фонд энергетической безопасности, считает, что у Greenpeace подход к экологии коммерчески ориентированный: «Greenpeace, на самом деле, уже давно воспринимают в мире как коммерческую структуру, – утверждает он. – Оснований для подозрений немало. Напомню, что организация была создана бизнесменом, а не экологом-романтиком. Они готовы атаковать проекты конкурентов, и их не раз в этом обвиняли. Одну компанию они преследуют по всему миру, а другую компанию не трогают. Greenpeace извлекает серьезные дивиденды, паразитируя на экологической тематике. Почему? Потому что экология для западного мира – тема очень чувствительная. Как дискредитировать своего конкурента? Просто обвинить его в том, что он разрушает экологическую среду»

 

Коммерческая лоббистская структура

Если снять розовые очки, то борьба экологов-романтиков с транснациональными корпорациями – это лишь то, что находится на поверхности. Как в любом политическом проекте, в Greenpeace есть идеологи и профессиональные функционеры. Есть активисты среднего звена, которые приводят в движение массы волонтеров – экологических фанатиков, готовых участвовать в массовых акциях и жертвовать небольшие деньги.

«Есть люди, которые охотно участвуют в различного рода политических акциях. Особенно много их в странах Запада, – говорит Марина Кукарцева, – и ими очень легко управлять. Думать, что в деятельности Greenpeace участвуют только высоколобые интеллектуалы, которые озабочены судьбой планеты, было бы наивно. Точно так же наивно думать, что там одни профессионалы-управленцы (хотя они, конечно, есть!). На самом деле в акциях участвуют обыкновенные люди, которым, может быть, что-то пообещали или даже заплатили немного денег, но чаще всего привлекли просто на голом энтузиазме».

Хотя следует понимать, что есть и серьезные спонсоры, которые делают значительные взносы в бюджет Greenpeace. Что это за спонсоры? Организация подчеркивает, что никогда не пополняла свой бюджет за счет государственных фондов, межгосударственных фондов или фондов, основанных корпорациями. Но в современном финансовом мире не составляет труда обезличить до стерильности деньги и принять их хоть от инопланетян. Для этого создаются специальные фонды, в которых деньги обезличиваются, после чего практически невозможно проследить, кому они принадлежат.

Конечно, у нас нет доказательств, что Greenpeace находится в зависимости от чьих-то политических или коммерческих интересов. Тем более что организация тщательно заботится о своей репутации. Создается даже впечатление, что многие акции Greenpeace в первую очередь направлены именно на украшение своего резюме. Чего стоит, например, попытка помешать снабжению британского воинского контингента в Ираке, когда судно Greenpeace Rainbow Warrior блокировало порт Марчвуд в Саутгемптоне, а активисты приковали себя цепями к военному транспорту. Или, скажем, борьба Greenpeace против убийства бельков – детенышей гренландского тюленя. Какие враги гренландских эскимосов могли заказать подобную кампанию?! Ни один скептик не найдет, что на это ответить.

Гринписовцы отрицают связи с игроками, действующими на нефтяном рынке. Хотя можно вспомнить, что в марте 2006 года американская газета Wall Street Journal со ссылкой на организацию Public Interest Watch («Блюстители интересов общества») написала, что Greenpeace получил от ExxonMobil $120 тыс. из $124 094, собранных в США с августа 2003 по июль 2004 года. (Кстати, в 2003 году активисты Greenpeace были арестованы за «атаку» на штаб-квартиру ExxonMobil в Далласе.)

Public Interest Watch призвала также налоговую службу США обратить внимание на то, что американское отделение Greenpeace не соответствует своему статусу освобожденной от налогов организации, поскольку вовсе не занимается благотворительностью, а выступает в роли лоббиста. Кстати, в Канаде – стране, в которой был создан Greenpeace, организация еще в 1989 году лишилась права называться некоммерческой. Более того, Greenpeace было отказано в таком праве неоднократно.

«Greenpeace функционирует как коммерческое предприятие, – не сомневается Константин Симонов. – Это, конечно, не означает, что там все коммерсанты. Коммерсантами являются топ-менеджеры организации, которые нанимают бойцов, промывают им экологией мозги и отправляют в романтические командировки».

Со школьной скамьи нам внушали, что Greenpeace – организация бескорыстная. Советская пропаганда рисовала ее донкихотом, атакующим транснациональные корпорации. В СССР не очень хорошо понимали, что такое «политические технологии».

Но после краха Советского государства мы с ними познакомились: в Москве появились Amnesty International, «Врачи без границ», Human Rights Watch, Transparency International. И еще многие другие технологии двойного назначения, которые, по сути, являются политическими инструментами.

 

Морские вести России №12 (2014)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске

XIV Спартакиада путейцев Обского бассейна прошла в Новосибирске С 14 по 17 февраля в Бердске проведена ХIV Спартакиада путейцев Обского бассейна внутренних водных п...

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск

Судно BBC Belem навалилось бортом на понтонную переправу в порту Архангельск Теплоход «BBC Belem» в порту Архангельск при прохождении через понтонную переправу, носовой частью п...

Российская экономика

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР

Средняя цена на нефть, добытую в январе на российском шельфе, колеблется от 384 до 418 долларов за тонну - МЭР Минэкономразвития представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие вид...

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц

Производство грузовых вагонов в РФ в январе увеличилось на 77,6%, до 3,4 тыс. единиц Производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ по итогам января 2017 года выросло на...

Транспортная политика

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока

Минвостокразвития назвало срок утверждения упрощенного визового режима для порта Владивостока Упрощенный визовый режим в Свободном порту Владивосток (CПВ) может быть утвержден Госдумой 2...

ФАС совместно с участниками рынка определит единые правила поведения на рынке морских перевозок

ФАС совместно с участниками рынка определит единые правила поведения на рынке морских перевозок Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ совместно с участниками рынка сформулирует едины...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП в январе 2017 года вырос на 6,4%, до 12,7 млн тонн

Грузооборот группы НМТП в январе 2017 года вырос на 6,4%, до 12,7 млн тонн Консолидированный грузооборот терминалов группы Новороссийского морского торгового порта (НМТП&#...

Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти

Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти Саудовская Аравия в декабре сократила добычу и экспорт нефти. Это позволило России выйти на первое м...




Морской транспорт

Переправа в Крым вернулась к штатной работе после недели движения с перебоями

Переправа в Крым вернулась к штатной работе после недели движения с перебоями Керченская паромная переправа, единственная автотранспортная артерия между Крымским полуостровом и «...

Viking Line запустит дополнительное скоростное судно по маршруту Хельсинки–Таллин и утроит число рейсов

Viking Line запустит дополнительное скоростное судно по маршруту Хельсинки–Таллин и утроит число рейсов Viking Line с 10 апреля по 22 октября  2017 г. запускает по маршруту новое скоростное судн...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%

РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6% РЖД ожидают рост погрузки в феврале на 4%, за 20 дней февраля он составил 3,6%, сообщил замг...

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах

РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах РЖД могут дать скидку к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах, сообщил жу...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Минтранс и АСОП подвели итоги года

Минтранс и АСОП подвели итоги года 2 декабря в Москве состоялось совместное с Минтрансом заседание совета директоров Ассоциации морских...

Морские порты

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет?

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет? Осенью 2015 года мы случайно обнаружили статью Сергея Остропольцева «Аренда причалов: взгляд со стор...

Морской транспорт

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Отечественные грузы – российскому флоту

Отечественные грузы – российскому флоту Общее собрание Российской палаты судоходства состоялось 3 марта 2016 г. в Москве в Федеральном агент...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике

Россия претендует на расширение шельфа в Арктике Россия представила в ООН пересмотренную заявку на расширение континентального шельфа в Северном Ледо...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...