Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов

Инфраструктура / Образование
Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов

Россия, следуя зарубежному опыту, приступила к формированию профессиональных стандартов, которые, с одной стороны, должны отражать потребности работодателей в квалификационных характеристиках работников на определенной должности, с другой – стать основой для формирования необходимых компетенций для образовательного процесса соответствующего уровня.

Елена Лаврентьева, проректор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, заместитель председателя Совета УМО по образованию в области эксплуатации водного транспорта, д.э.н., профессор

 

Новый подход

Такой подход вызван существенными новациями в технико-технологических аспектах, усиливающейся конкуренцией, что во многом оказывает влияние на отраслевой рынок труда. Работодатели заинтересованы в привлечении кадров, которые обладают необходимыми знаниями, умениями и могли бы быстро реагировать на изменяющиеся условия производства.

Среди наиболее острых проблем в российской экономике в целом и на уровне отрасли в частности в настоящее время является устранение дисбаланса между потребностями работодателей в квалифицированных кадрах, предложением рабочей силы и образовательным процессом по подготовке специалистов. Поэтому бизнес настойчиво предъявляет требования к сфере образования по обеспечению кадрами с соответствующим уровнем профессиональных знаний.

Реформирование системы профессионального образования при разработке и реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения направлено на решение этих проблем. Новые образовательные стандарты включают профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, отражающие те знания и умения, которыми выпускник должен обладать после завершения обучения по соответствующей специальности – специализации или направлению подготовки – профилю.

Таким образом, интересы бизнес-среды и образовательной среды пересекаются практически по одним параметрам, но называются они по-разному и нормативно регулируются по-разному.

Регулирование трудовых отношений традиционно осуществлялось с использованием тарифно-квалификационных характеристик (ТХК), большинство из которых устарели и требуют кардинального пересмотра. При этом необходимо подчеркнуть, что для работников плавающего состава судов морского и речного флота ТХК никогда не разрабатывались, а необходимые знания, умения и требования к образованию были прописаны в уставах службы на судах морского и речного флота.

На государственном уровне поставлена задача создания новой системы квалификационных требований и интегрирования ее с системой образования через основные положения профессиональных стандартов.

С нормативно-законодательных позиций условия для реализации поставленных задач созданы, это:

-         Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п. 1);

-         Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»;

-         Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23);

-         Перспективный план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р);

-         План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 № 565);

-         Макет профессионального стандарта (приказ от 12.04.2013 № 147н);

-         Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов (приказ от 29.04.2013 № 170н);

-         Уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов (приказ от 12.04.2013 № 148н).

Однако возникает вопрос – в чем суть профессиональных стандартов, их отличительные характеристики и кто заинтересован в их разработке и применении?

 

Зачем нужны стандарты?

В настоящее время в научной и практической литературе дается достаточно широкий спектр определений, но законодательно в Трудовом кодексе профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Такая трактовка не дает существенных отличий нового формата от тарифно-квалификационных характеристик.

На практике такой стандарт – это комплексный документ, направленный на раскрытие профессиональной деятельности специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей с использованием современной конструкции в виде сочетания уровня знаний, умений, профессионального опыта.

Круг лиц, заинтересованных в профессиональных стандартах, достаточно широк: работодатели, образовательные организации, государственные органы занятости и работники.

Работодателям будет полезен этот документ при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, определении трудовых функций, установлении систем оплаты труда.

Образовательные организации в полном объеме будут их использовать при разработке и реализации образовательных стандартов, учебных программ и дисциплин, учитывающих требования работодателя к выпускникам. Компетенции должны соответствовать требованиям профессиональных квалификаций. В ФГОСах для плавательных специальностей мы уже это учли, и все компетенции требований Международной конвенции «Правила дипломирования и несения вахт (ПДНВ)» включены в новые образовательные стандарты, а затем после их утверждения будут отражены в примерных и основных образовательных программах, программах дисциплин и модулей. Кроме того, подготовка в образовательных учреждениях с учетом новых профессиональных стандартов позволит работнику меньше тратить времени на свою адаптацию на новом месте работы.

Государственные органы занятости могут опираться на профессиональные стандарты при обосновании и реализации политики занятости, прогнозирование потребностей рынка труда, планирование социального развития и т.п.

Работники – при выборе сферы деятельности, а также при оценке своего профессионального уровня для повышения квалификации, планирования дальнейшего профессионального и карьерного роста и т.п.

Поэтому профессиональные стандарты должны стать результатом коллективного труда по их разработке.

На государственном уровне работа в этом направлении началась. Сформирован перечень из 805 профессиональных стандартов, подлежащих разработке, включая приоритетные направления развития экономики. На конец 2013 года в Минтруд России представлено 288 проектов профессиональных стандартов, экспертным советом согласовано 192, 19 – утверждены и направлены на государственную регистрацию в Минюст России.

Для водного транспорта разработка профессиональных стандартов имеет особое значение. Министерством труда РФ утверждены новые ТКХ только для рабочих профессий. А для должностей специалистов и руководителей в современных условиях необходимы соответствующие профессиональные стандарты. И такая работа на отраслевом уровне началась.

 

Разработка стандартов в ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

На заседании Координационного совета по образованию Минтранса России и Совета по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта Государственному университету морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова поручено в инициативном порядке разработать профессиональные стандарты по должностям «судоводитель-механик» и «гидротехник», которые в настоящее время особо необходимы для водного транспорта. Работа выполняется в абсолютно новом формате, требующем времени и консолидированных усилий.

Если укрупненно рассмотреть макет профессионального стандарта, то он содержит четыре основных раздела: общие сведения; описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности); характеристика обобщенных трудовых функций; сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Первый раздел содержит классификационные признаки описываемой профессии. Второй раздел отражает характеристики обобщенных трудовых функций с указанием уровней квалификации. Третий – представляет детализацию каждой обобщенной функции. Указываются возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе. Заключительный раздел информационный – об ответственной организации и разработчиках профессионального стандарта.

Даже такое схематичное рассмотрение позволяет сделать вывод об абсолютно новом документе, который никогда не разрабатывался в наших организациях и учреждениях.

Так, в проекте отраслевого ЕКТС были отдельно сформулированы характеристики для капитана-механика и его старшего, второго и третьего помощников, а профессиональный стандарт должности «судоводитель-механик» охватывает комплексно всю иерархию профессионального роста перечисленных должностей с детализацией трудовых функций, практического опыта, уровней образования совмещенных должностей командного состава судна. Если сравнить объем, то каждая ТКХ занимала максимально 1,5 страницы, а подготовленный вариант профессионального стандарта «судоводитель-механик» – 21 страницу таблиц убористого текста.

Аналогичная ситуация и с профессиональным стандартом по должности «гидротехник».

Важно подчеркнуть заинтересованность наших отраслевых организаций в подготовке новых документов, регулирующих трудовые отношения. Союз «Национальная палата судоходства», Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, профсоюз работников водного транспорта, все государственные бассейновые управления водных путей и судоходства, Росморпорт активно участвуют в рецензировании подготовленных проектов.

Для сферы образования разработанные профессиональные стандарты будут основой для формирования профессионально ориентированных компетенций в образовательных стандартах, программах, дисциплинах при подготовке специалистов водного транспорта.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Власти Южной Кореи установили контакт с пропавшим у берегов Сомали судном

Власти Южной Кореи установили контакт с пропавшим у берегов Сомали судном МИД Южной Кореи сообщил в субботу, что команда рыболовецкого судна, в которой есть граждане страны, ...

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

Рабочее движение по участку железной дороги в обход Украины откроют в августе

Рабочее движение по участку железной дороги в обход Украины откроют в августе Открытие рабочего движения на участке Журавка - Миллерово двухпутной электрифицированной железной до...

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...