Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов

Инфраструктура / Образование
Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов

Россия, следуя зарубежному опыту, приступила к формированию профессиональных стандартов, которые, с одной стороны, должны отражать потребности работодателей в квалификационных характеристиках работников на определенной должности, с другой – стать основой для формирования необходимых компетенций для образовательного процесса соответствующего уровня.

Елена Лаврентьева, проректор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, заместитель председателя Совета УМО по образованию в области эксплуатации водного транспорта, д.э.н., профессор

 

Новый подход

Такой подход вызван существенными новациями в технико-технологических аспектах, усиливающейся конкуренцией, что во многом оказывает влияние на отраслевой рынок труда. Работодатели заинтересованы в привлечении кадров, которые обладают необходимыми знаниями, умениями и могли бы быстро реагировать на изменяющиеся условия производства.

Среди наиболее острых проблем в российской экономике в целом и на уровне отрасли в частности в настоящее время является устранение дисбаланса между потребностями работодателей в квалифицированных кадрах, предложением рабочей силы и образовательным процессом по подготовке специалистов. Поэтому бизнес настойчиво предъявляет требования к сфере образования по обеспечению кадрами с соответствующим уровнем профессиональных знаний.

Реформирование системы профессионального образования при разработке и реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения направлено на решение этих проблем. Новые образовательные стандарты включают профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, отражающие те знания и умения, которыми выпускник должен обладать после завершения обучения по соответствующей специальности – специализации или направлению подготовки – профилю.

Таким образом, интересы бизнес-среды и образовательной среды пересекаются практически по одним параметрам, но называются они по-разному и нормативно регулируются по-разному.

Регулирование трудовых отношений традиционно осуществлялось с использованием тарифно-квалификационных характеристик (ТХК), большинство из которых устарели и требуют кардинального пересмотра. При этом необходимо подчеркнуть, что для работников плавающего состава судов морского и речного флота ТХК никогда не разрабатывались, а необходимые знания, умения и требования к образованию были прописаны в уставах службы на судах морского и речного флота.

На государственном уровне поставлена задача создания новой системы квалификационных требований и интегрирования ее с системой образования через основные положения профессиональных стандартов.

С нормативно-законодательных позиций условия для реализации поставленных задач созданы, это:

-         Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п. 1);

-         Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»;

-         Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23);

-         Перспективный план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р);

-         План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 № 565);

-         Макет профессионального стандарта (приказ от 12.04.2013 № 147н);

-         Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов (приказ от 29.04.2013 № 170н);

-         Уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов (приказ от 12.04.2013 № 148н).

Однако возникает вопрос – в чем суть профессиональных стандартов, их отличительные характеристики и кто заинтересован в их разработке и применении?

 

Зачем нужны стандарты?

В настоящее время в научной и практической литературе дается достаточно широкий спектр определений, но законодательно в Трудовом кодексе профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Такая трактовка не дает существенных отличий нового формата от тарифно-квалификационных характеристик.

На практике такой стандарт – это комплексный документ, направленный на раскрытие профессиональной деятельности специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей с использованием современной конструкции в виде сочетания уровня знаний, умений, профессионального опыта.

Круг лиц, заинтересованных в профессиональных стандартах, достаточно широк: работодатели, образовательные организации, государственные органы занятости и работники.

Работодателям будет полезен этот документ при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, определении трудовых функций, установлении систем оплаты труда.

Образовательные организации в полном объеме будут их использовать при разработке и реализации образовательных стандартов, учебных программ и дисциплин, учитывающих требования работодателя к выпускникам. Компетенции должны соответствовать требованиям профессиональных квалификаций. В ФГОСах для плавательных специальностей мы уже это учли, и все компетенции требований Международной конвенции «Правила дипломирования и несения вахт (ПДНВ)» включены в новые образовательные стандарты, а затем после их утверждения будут отражены в примерных и основных образовательных программах, программах дисциплин и модулей. Кроме того, подготовка в образовательных учреждениях с учетом новых профессиональных стандартов позволит работнику меньше тратить времени на свою адаптацию на новом месте работы.

Государственные органы занятости могут опираться на профессиональные стандарты при обосновании и реализации политики занятости, прогнозирование потребностей рынка труда, планирование социального развития и т.п.

Работники – при выборе сферы деятельности, а также при оценке своего профессионального уровня для повышения квалификации, планирования дальнейшего профессионального и карьерного роста и т.п.

Поэтому профессиональные стандарты должны стать результатом коллективного труда по их разработке.

На государственном уровне работа в этом направлении началась. Сформирован перечень из 805 профессиональных стандартов, подлежащих разработке, включая приоритетные направления развития экономики. На конец 2013 года в Минтруд России представлено 288 проектов профессиональных стандартов, экспертным советом согласовано 192, 19 – утверждены и направлены на государственную регистрацию в Минюст России.

Для водного транспорта разработка профессиональных стандартов имеет особое значение. Министерством труда РФ утверждены новые ТКХ только для рабочих профессий. А для должностей специалистов и руководителей в современных условиях необходимы соответствующие профессиональные стандарты. И такая работа на отраслевом уровне началась.

 

Разработка стандартов в ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

На заседании Координационного совета по образованию Минтранса России и Совета по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта Государственному университету морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова поручено в инициативном порядке разработать профессиональные стандарты по должностям «судоводитель-механик» и «гидротехник», которые в настоящее время особо необходимы для водного транспорта. Работа выполняется в абсолютно новом формате, требующем времени и консолидированных усилий.

Если укрупненно рассмотреть макет профессионального стандарта, то он содержит четыре основных раздела: общие сведения; описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности); характеристика обобщенных трудовых функций; сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Первый раздел содержит классификационные признаки описываемой профессии. Второй раздел отражает характеристики обобщенных трудовых функций с указанием уровней квалификации. Третий – представляет детализацию каждой обобщенной функции. Указываются возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе. Заключительный раздел информационный – об ответственной организации и разработчиках профессионального стандарта.

Даже такое схематичное рассмотрение позволяет сделать вывод об абсолютно новом документе, который никогда не разрабатывался в наших организациях и учреждениях.

Так, в проекте отраслевого ЕКТС были отдельно сформулированы характеристики для капитана-механика и его старшего, второго и третьего помощников, а профессиональный стандарт должности «судоводитель-механик» охватывает комплексно всю иерархию профессионального роста перечисленных должностей с детализацией трудовых функций, практического опыта, уровней образования совмещенных должностей командного состава судна. Если сравнить объем, то каждая ТКХ занимала максимально 1,5 страницы, а подготовленный вариант профессионального стандарта «судоводитель-механик» – 21 страницу таблиц убористого текста.

Аналогичная ситуация и с профессиональным стандартом по должности «гидротехник».

Важно подчеркнуть заинтересованность наших отраслевых организаций в подготовке новых документов, регулирующих трудовые отношения. Союз «Национальная палата судоходства», Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, профсоюз работников водного транспорта, все государственные бассейновые управления водных путей и судоходства, Росморпорт активно участвуют в рецензировании подготовленных проектов.

Для сферы образования разработанные профессиональные стандарты будут основой для формирования профессионально ориентированных компетенций в образовательных стандартах, программах, дисциплинах при подготовке специалистов водного транспорта.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Вертолет МЧС завершил поисковую операцию, не найдя моряков с горящих судов

Вертолет МЧС завершил поисковую операцию, не найдя моряков с горящих судов Вертолет МЧС завершил поисково-спасательную операцию (ПСО) в районе возгорания двух судов в ...

На борту атомохода «Ленин» наградили звезд адаптивного спорта

На борту атомохода «Ленин» наградили звезд адаптивного спорта 19 января на борту атомного ледокола-музея «Ленин» состоялось подведение итогов 2018 спортивного год...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Следственный комитет: на поврежденном складе в Морском порту Петербурга хранился металл

Следственный комитет: на поврежденном складе в Морском порту Петербурга хранился металл Сотрудники Санкт-Петербургского следственного отдела Северо-Западного следственного управления на тр...

Управляющий директор АО «Ростерминалуголь» Евгений Корбан награжден Почетной грамотой Президента РФ

Управляющий директор АО «Ростерминалуголь» Евгений Корбан награжден Почетной грамотой Президента РФ Управляющий директор АО «Ростерминалуголь» – крупнейшего в европейской части России специализированн...




Морской транспорт

В Керчь направился буксир с моряками, спасенными с горящих в Черном море судов

В Керчь направился буксир с моряками, спасенными с горящих в Черном море судов Спасательный буксир завершил работы по сбору спасенных с горящих судов в Черном море моряков и напра...

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...