Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов

Инфраструктура / Образование
Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов

Россия, следуя зарубежному опыту, приступила к формированию профессиональных стандартов, которые, с одной стороны, должны отражать потребности работодателей в квалификационных характеристиках работников на определенной должности, с другой – стать основой для формирования необходимых компетенций для образовательного процесса соответствующего уровня.

Елена Лаврентьева, проректор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, заместитель председателя Совета УМО по образованию в области эксплуатации водного транспорта, д.э.н., профессор

 

Новый подход

Такой подход вызван существенными новациями в технико-технологических аспектах, усиливающейся конкуренцией, что во многом оказывает влияние на отраслевой рынок труда. Работодатели заинтересованы в привлечении кадров, которые обладают необходимыми знаниями, умениями и могли бы быстро реагировать на изменяющиеся условия производства.

Среди наиболее острых проблем в российской экономике в целом и на уровне отрасли в частности в настоящее время является устранение дисбаланса между потребностями работодателей в квалифицированных кадрах, предложением рабочей силы и образовательным процессом по подготовке специалистов. Поэтому бизнес настойчиво предъявляет требования к сфере образования по обеспечению кадрами с соответствующим уровнем профессиональных знаний.

Реформирование системы профессионального образования при разработке и реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения направлено на решение этих проблем. Новые образовательные стандарты включают профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, отражающие те знания и умения, которыми выпускник должен обладать после завершения обучения по соответствующей специальности – специализации или направлению подготовки – профилю.

Таким образом, интересы бизнес-среды и образовательной среды пересекаются практически по одним параметрам, но называются они по-разному и нормативно регулируются по-разному.

Регулирование трудовых отношений традиционно осуществлялось с использованием тарифно-квалификационных характеристик (ТХК), большинство из которых устарели и требуют кардинального пересмотра. При этом необходимо подчеркнуть, что для работников плавающего состава судов морского и речного флота ТХК никогда не разрабатывались, а необходимые знания, умения и требования к образованию были прописаны в уставах службы на судах морского и речного флота.

На государственном уровне поставлена задача создания новой системы квалификационных требований и интегрирования ее с системой образования через основные положения профессиональных стандартов.

С нормативно-законодательных позиций условия для реализации поставленных задач созданы, это:

-         Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п. 1);

-         Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»;

-         Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23);

-         Перспективный план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р);

-         План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 № 565);

-         Макет профессионального стандарта (приказ от 12.04.2013 № 147н);

-         Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов (приказ от 29.04.2013 № 170н);

-         Уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов (приказ от 12.04.2013 № 148н).

Однако возникает вопрос – в чем суть профессиональных стандартов, их отличительные характеристики и кто заинтересован в их разработке и применении?

 

Зачем нужны стандарты?

В настоящее время в научной и практической литературе дается достаточно широкий спектр определений, но законодательно в Трудовом кодексе профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Такая трактовка не дает существенных отличий нового формата от тарифно-квалификационных характеристик.

На практике такой стандарт – это комплексный документ, направленный на раскрытие профессиональной деятельности специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей с использованием современной конструкции в виде сочетания уровня знаний, умений, профессионального опыта.

Круг лиц, заинтересованных в профессиональных стандартах, достаточно широк: работодатели, образовательные организации, государственные органы занятости и работники.

Работодателям будет полезен этот документ при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, определении трудовых функций, установлении систем оплаты труда.

Образовательные организации в полном объеме будут их использовать при разработке и реализации образовательных стандартов, учебных программ и дисциплин, учитывающих требования работодателя к выпускникам. Компетенции должны соответствовать требованиям профессиональных квалификаций. В ФГОСах для плавательных специальностей мы уже это учли, и все компетенции требований Международной конвенции «Правила дипломирования и несения вахт (ПДНВ)» включены в новые образовательные стандарты, а затем после их утверждения будут отражены в примерных и основных образовательных программах, программах дисциплин и модулей. Кроме того, подготовка в образовательных учреждениях с учетом новых профессиональных стандартов позволит работнику меньше тратить времени на свою адаптацию на новом месте работы.

Государственные органы занятости могут опираться на профессиональные стандарты при обосновании и реализации политики занятости, прогнозирование потребностей рынка труда, планирование социального развития и т.п.

Работники – при выборе сферы деятельности, а также при оценке своего профессионального уровня для повышения квалификации, планирования дальнейшего профессионального и карьерного роста и т.п.

Поэтому профессиональные стандарты должны стать результатом коллективного труда по их разработке.

На государственном уровне работа в этом направлении началась. Сформирован перечень из 805 профессиональных стандартов, подлежащих разработке, включая приоритетные направления развития экономики. На конец 2013 года в Минтруд России представлено 288 проектов профессиональных стандартов, экспертным советом согласовано 192, 19 – утверждены и направлены на государственную регистрацию в Минюст России.

Для водного транспорта разработка профессиональных стандартов имеет особое значение. Министерством труда РФ утверждены новые ТКХ только для рабочих профессий. А для должностей специалистов и руководителей в современных условиях необходимы соответствующие профессиональные стандарты. И такая работа на отраслевом уровне началась.

 

Разработка стандартов в ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

На заседании Координационного совета по образованию Минтранса России и Совета по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта Государственному университету морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова поручено в инициативном порядке разработать профессиональные стандарты по должностям «судоводитель-механик» и «гидротехник», которые в настоящее время особо необходимы для водного транспорта. Работа выполняется в абсолютно новом формате, требующем времени и консолидированных усилий.

Если укрупненно рассмотреть макет профессионального стандарта, то он содержит четыре основных раздела: общие сведения; описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности); характеристика обобщенных трудовых функций; сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Первый раздел содержит классификационные признаки описываемой профессии. Второй раздел отражает характеристики обобщенных трудовых функций с указанием уровней квалификации. Третий – представляет детализацию каждой обобщенной функции. Указываются возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе. Заключительный раздел информационный – об ответственной организации и разработчиках профессионального стандарта.

Даже такое схематичное рассмотрение позволяет сделать вывод об абсолютно новом документе, который никогда не разрабатывался в наших организациях и учреждениях.

Так, в проекте отраслевого ЕКТС были отдельно сформулированы характеристики для капитана-механика и его старшего, второго и третьего помощников, а профессиональный стандарт должности «судоводитель-механик» охватывает комплексно всю иерархию профессионального роста перечисленных должностей с детализацией трудовых функций, практического опыта, уровней образования совмещенных должностей командного состава судна. Если сравнить объем, то каждая ТКХ занимала максимально 1,5 страницы, а подготовленный вариант профессионального стандарта «судоводитель-механик» – 21 страницу таблиц убористого текста.

Аналогичная ситуация и с профессиональным стандартом по должности «гидротехник».

Важно подчеркнуть заинтересованность наших отраслевых организаций в подготовке новых документов, регулирующих трудовые отношения. Союз «Национальная палата судоходства», Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, профсоюз работников водного транспорта, все государственные бассейновые управления водных путей и судоходства, Росморпорт активно участвуют в рецензировании подготовленных проектов.

Для сферы образования разработанные профессиональные стандарты будут основой для формирования профессионально ориентированных компетенций в образовательных стандартах, программах, дисциплинах при подготовке специалистов водного транспорта.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...