Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов

Инфраструктура / Образование
Взаимодействие профессиональных и образовательных стандартов

Россия, следуя зарубежному опыту, приступила к формированию профессиональных стандартов, которые, с одной стороны, должны отражать потребности работодателей в квалификационных характеристиках работников на определенной должности, с другой – стать основой для формирования необходимых компетенций для образовательного процесса соответствующего уровня.

Елена Лаврентьева, проректор ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, заместитель председателя Совета УМО по образованию в области эксплуатации водного транспорта, д.э.н., профессор

 

Новый подход

Такой подход вызван существенными новациями в технико-технологических аспектах, усиливающейся конкуренцией, что во многом оказывает влияние на отраслевой рынок труда. Работодатели заинтересованы в привлечении кадров, которые обладают необходимыми знаниями, умениями и могли бы быстро реагировать на изменяющиеся условия производства.

Среди наиболее острых проблем в российской экономике в целом и на уровне отрасли в частности в настоящее время является устранение дисбаланса между потребностями работодателей в квалифицированных кадрах, предложением рабочей силы и образовательным процессом по подготовке специалистов. Поэтому бизнес настойчиво предъявляет требования к сфере образования по обеспечению кадрами с соответствующим уровнем профессиональных знаний.

Реформирование системы профессионального образования при разработке и реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения направлено на решение этих проблем. Новые образовательные стандарты включают профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, отражающие те знания и умения, которыми выпускник должен обладать после завершения обучения по соответствующей специальности – специализации или направлению подготовки – профилю.

Таким образом, интересы бизнес-среды и образовательной среды пересекаются практически по одним параметрам, но называются они по-разному и нормативно регулируются по-разному.

Регулирование трудовых отношений традиционно осуществлялось с использованием тарифно-квалификационных характеристик (ТХК), большинство из которых устарели и требуют кардинального пересмотра. При этом необходимо подчеркнуть, что для работников плавающего состава судов морского и речного флота ТХК никогда не разрабатывались, а необходимые знания, умения и требования к образованию были прописаны в уставах службы на судах морского и речного флота.

На государственном уровне поставлена задача создания новой системы квалификационных требований и интегрирования ее с системой образования через основные положения профессиональных стандартов.

С нормативно-законодательных позиций условия для реализации поставленных задач созданы, это:

-         Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п. 1);

-         Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»;

-         Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23);

-         Перспективный план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 № 2204-р);

-         План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 № 565);

-         Макет профессионального стандарта (приказ от 12.04.2013 № 147н);

-         Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов (приказ от 29.04.2013 № 170н);

-         Уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов (приказ от 12.04.2013 № 148н).

Однако возникает вопрос – в чем суть профессиональных стандартов, их отличительные характеристики и кто заинтересован в их разработке и применении?

 

Зачем нужны стандарты?

В настоящее время в научной и практической литературе дается достаточно широкий спектр определений, но законодательно в Трудовом кодексе профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Такая трактовка не дает существенных отличий нового формата от тарифно-квалификационных характеристик.

На практике такой стандарт – это комплексный документ, направленный на раскрытие профессиональной деятельности специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей с использованием современной конструкции в виде сочетания уровня знаний, умений, профессионального опыта.

Круг лиц, заинтересованных в профессиональных стандартах, достаточно широк: работодатели, образовательные организации, государственные органы занятости и работники.

Работодателям будет полезен этот документ при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, определении трудовых функций, установлении систем оплаты труда.

Образовательные организации в полном объеме будут их использовать при разработке и реализации образовательных стандартов, учебных программ и дисциплин, учитывающих требования работодателя к выпускникам. Компетенции должны соответствовать требованиям профессиональных квалификаций. В ФГОСах для плавательных специальностей мы уже это учли, и все компетенции требований Международной конвенции «Правила дипломирования и несения вахт (ПДНВ)» включены в новые образовательные стандарты, а затем после их утверждения будут отражены в примерных и основных образовательных программах, программах дисциплин и модулей. Кроме того, подготовка в образовательных учреждениях с учетом новых профессиональных стандартов позволит работнику меньше тратить времени на свою адаптацию на новом месте работы.

Государственные органы занятости могут опираться на профессиональные стандарты при обосновании и реализации политики занятости, прогнозирование потребностей рынка труда, планирование социального развития и т.п.

Работники – при выборе сферы деятельности, а также при оценке своего профессионального уровня для повышения квалификации, планирования дальнейшего профессионального и карьерного роста и т.п.

Поэтому профессиональные стандарты должны стать результатом коллективного труда по их разработке.

На государственном уровне работа в этом направлении началась. Сформирован перечень из 805 профессиональных стандартов, подлежащих разработке, включая приоритетные направления развития экономики. На конец 2013 года в Минтруд России представлено 288 проектов профессиональных стандартов, экспертным советом согласовано 192, 19 – утверждены и направлены на государственную регистрацию в Минюст России.

Для водного транспорта разработка профессиональных стандартов имеет особое значение. Министерством труда РФ утверждены новые ТКХ только для рабочих профессий. А для должностей специалистов и руководителей в современных условиях необходимы соответствующие профессиональные стандарты. И такая работа на отраслевом уровне началась.

 

Разработка стандартов в ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

На заседании Координационного совета по образованию Минтранса России и Совета по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта Государственному университету морского и речного флота им. адм. С.О. Макарова поручено в инициативном порядке разработать профессиональные стандарты по должностям «судоводитель-механик» и «гидротехник», которые в настоящее время особо необходимы для водного транспорта. Работа выполняется в абсолютно новом формате, требующем времени и консолидированных усилий.

Если укрупненно рассмотреть макет профессионального стандарта, то он содержит четыре основных раздела: общие сведения; описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности); характеристика обобщенных трудовых функций; сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Первый раздел содержит классификационные признаки описываемой профессии. Второй раздел отражает характеристики обобщенных трудовых функций с указанием уровней квалификации. Третий – представляет детализацию каждой обобщенной функции. Указываются возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе. Заключительный раздел информационный – об ответственной организации и разработчиках профессионального стандарта.

Даже такое схематичное рассмотрение позволяет сделать вывод об абсолютно новом документе, который никогда не разрабатывался в наших организациях и учреждениях.

Так, в проекте отраслевого ЕКТС были отдельно сформулированы характеристики для капитана-механика и его старшего, второго и третьего помощников, а профессиональный стандарт должности «судоводитель-механик» охватывает комплексно всю иерархию профессионального роста перечисленных должностей с детализацией трудовых функций, практического опыта, уровней образования совмещенных должностей командного состава судна. Если сравнить объем, то каждая ТКХ занимала максимально 1,5 страницы, а подготовленный вариант профессионального стандарта «судоводитель-механик» – 21 страницу таблиц убористого текста.

Аналогичная ситуация и с профессиональным стандартом по должности «гидротехник».

Важно подчеркнуть заинтересованность наших отраслевых организаций в подготовке новых документов, регулирующих трудовые отношения. Союз «Национальная палата судоходства», Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, профсоюз работников водного транспорта, все государственные бассейновые управления водных путей и судоходства, Росморпорт активно участвуют в рецензировании подготовленных проектов.

Для сферы образования разработанные профессиональные стандарты будут основой для формирования профессионально ориентированных компетенций в образовательных стандартах, программах, дисциплинах при подготовке специалистов водного транспорта.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

В Южной Корее разгорелся спор вокруг крейсера времен Русско-японской войны

В Южной Корее разгорелся спор вокруг крейсера времен Русско-японской войны В Южной Корее начались споры о достоверности того факта, что компания Shinil Group в июле первой обн...

Состоялось празднование образования лоцманской службы Санкт-Петербурга

Состоялось празднование образования лоцманской службы Санкт-Петербурга Состоялась традиционная церемония возложения венка к закладному камню на Смоленском кладбище в памят...

Российская экономика

Вторую очередь «Ямал СПГ» запустят с опережением срока

Вторую очередь «Ямал СПГ» запустят с опережением срока Вторая очередь «Ямал СПГ» будет запущена в начале августа, сообщил журналистам глава «НОВАТЭКа» Леон...

«Доброфлот» запустит в Приморье завод по переработке минтая

«Доброфлот» запустит в Приморье завод по переработке минтая Группа компаний «Доброфлот» начала строительство завода по переработке минтая в рамках территории оп...

Транспортная политика

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере

ФАС подготовила проект «дорожной карты» по развитию конкуренции в транспортной сфере Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ подготовила проект «дорожной карты» по развитию ...

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства

ФСБ разъяснила запрет на использование иностранных транспортных судов для рыболовства Пограничная служба ФСБ России разъяснила свои действия по запрету на использование иностранных транс...

Морские порты

Контейнерооборот российских морских портов вырос на 11,6% с начала года

Контейнерооборот российских морских портов вырос на 11,6% с начала года По данным АСОП, с начала года контейнерооборот портов РФ вырос до 2,5 млн TEU, что превышает показат...

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт»

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт» 16 июля состоялось первое после проведения годового собрания акционеров заседание Совета директоров ...




Морской транспорт

Испытания подлодки-беспилотника «Посейдон» подошли к завершающей стадии

Испытания подлодки-беспилотника «Посейдон» подошли к завершающей стадии Испытания систем и элементов ядерной подлодки-бепилотника «Посейдон» вышли на завершающую стадию, со...

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один Совет директоров ПАО «Океанрыбфлот» на заседании 16 июля одобрил заключение контракта с турецкой Ter...

Речной транспорт

Из-за повышения воды в Амуре таможня китайского города Хэйхэ сменит схему работы

Из-за повышения воды в Амуре таможня китайского города Хэйхэ сменит схему работы Задержка при приеме и отправлении судов прогнозируется на таможенном пункте китайского города Хэйхэ ...

Речной трамвай появится в Красноярске

Речной трамвай появится в Красноярске Новым видом транспорта в Красноярске станет речной трамвай, его запуск запланирован на текущий год. ...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку у Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (...

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД Российские железные дороги (РЖД) перейдут с начала 2019 г. на новую форму налогового контрол...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...