Депутаты задумались о морском образовании

Инфраструктура / Образование
Депутаты задумались о морском образовании

В Санкт-Петербурге депутаты, ученые и судостроители обсудили проблемы подготовки морских технических специалистов. В совместном выездном заседании постоянных комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности и по образованию, культуре и науке приняли участие представители отраслевых вузов, ведущих проектных институтов и научно-исследовательских центров, предприятий судостроительной отрасли, профессиональных союзов, Российского морского регистра судоходства.

Ольга сидорова, спецкор

 

Кадровый спрос превышает предложение

Сегодня судостроение, составляющее основу промышленности Петербурга, получило новый импульс для развития, причем ставка делается на высокотехнологичные сферы. В том числе на развитие шельфовых проектов, освоение Северного морского пути. Понятно, что без квалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей в решении современных задач не обойтись. По словам открывшего заседание председателя постоянной комиссии ЗС по промышленности, экономике и собственности Юрия Гатчина, необходима достойная научная и материально-техническая база, чтобы за короткий срок подготовить хороших специалистов. А для этого нужно взаимодействие всех участников процесса – образовательных учреждений, промышленных предприятий, научных центров.

Если говорить о промышленных предприятиях, то в Санкт-Петербурге сосредоточено 80% предприятий морской индустрии страны, где работает более 50 000 человек. Кадровый спрос значительно превышает предложение. Субсидии на развитие в области подготовки кадров для отрасли в 2013 году составили 15 млн рублей, работает программа создания профильных центров подготовки специалистов на предприятиях города. Однако уровень знаний выпускников профильных вузов является недостаточным, существует необходимость адаптации молодых специалистов и их дополнительной подготовки на производстве. О причинах этого говорили на заседании представители морских учебных заведений.

 

Нерешенные проблемы

Проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета доктор технических наук, профессор Владимир Тряскин одной из проблем подготовки кадров назвал недостаточно высокий средний уровень абитуриентов. Число абитуриентов в Санкт-Петербурге, которые выбирают физику в качестве профилирующего предмета ЕГЭ, значительно меньше числа вакантных мест в технических вузах города. Между тем трудно представить студента, который без знания физики сможет успешно учиться в СПбГМТУ. Для решения этой общей задачи поднятия престижа технического образования нужны самые серьезные меры.

В университете создано специальное управление по формированию студенческого контингента. Сотрудники управления ведут активную агитационную работу, ориентируясь на школьников не только Северной столицы, но и других регионов России. Кстати, число иногородних абитуриентов составляет около 60%, что в свою очередь требует развития системы общежитий.

Другими проблемами, по мнению Владимира Тряскина, являются отставание заработной платы профессорско-преподавательского состава от уровня, достигнутого в судостроительной промышленности, и недостаточно высокое качество кораблестроительного образования в целом. Первую проблему, как сказал проректор по учебной работе СПбГМТУ, предполагается решить за счет интенсификации научно-исследовательских работ. Активное участие в программах Минпромторга РФ и Минобрнауки РФ, а также заключение договоров с промышленными организациями на выполнение НИР позволяют с уверенностью заглянуть в завтрашний день. Руководство СПбГМТУ ожидает, что уже в текущем году объемы выполняемых в рамках университета научно-исследовательских работ достигнут 700 млн рублей. Что же касается задачи повышения качества кораблестроительного образования, то для ее успешного решения необходимо в свою очередь решить вопрос несоответствия лабораторной, учебной и экспериментальной базы университета современному уровню. Оптимальный путь – создание базовых кафедр на предприятиях отрасли.

В рамках реализации пилотного проекта уже создана базовая кафедра в Крыловском государственном научном центре. Также проведены встречи с руководителями Центра технологии судостроения и судоремонта, лодочных бюро («Рубин», «Малахит»), «Адмиралтейских верфей», Балтийского завода. Достигнуты договоренности о взаимодействии и поддержке со стороны Объединенной судостроительной корпорации. На очереди встречи и переговоры с проектными бюро и заводами, специализирующимися на надводном кораблестроении. В ближайшее время базовые кафедры будут созданы на большинстве судостроительных предприятий.

По мнению советника ректора Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) Ивана Костылева, в нынешней ситуации в морском образовании отсутствуют стимулы для привлечения к преподаванию в морских вузах специалистов-практиков, моряков с опытом работы на флоте. Кроме того, по-прежнему не решена проблема оттока квалифицированных кадров за рубеж, а также ухода «студентов-целевиков» на другие предприятия и даже в иные сферы деятельности. Возможно, этот вопрос необходимо регламентировать на законодательном уровне.

 

Положительный опыт РС

В развитие темы обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами на заседании выступил заместитель генерального директора Российского морского регистра судоходства Павел Шихов. Он поддержал Юрия Гатчина, сказав, что видит возможность эффективного решения этой задачи в объединении усилий всех сторон: органов власти, высших и средних профильных образовательных учреждений, промышленных предприятий и отраслевых организаций. В качестве примера внутриотраслевого взаимодействия по кадровым вопросам он привел положительный опыт сотрудничества РС с вузами. Так, для студентов СПбГМТУ специалисты РС преподают две дисциплины: «Технические основы безопасности мореплавания» и «Технический надзор за судами в эксплуатации». Для ГУМРФ Регистр подготовил учебное пособие «Классификация. Общие сведения о классификационных обществах», а также разрабатывает учебное пособие по энергоэффективности судна.

Большое внимание РС уделяет и повышению квалификации инженерно-технических специалистов. Для этого регулярно организуются технические семинары, чтение лекций, обмен опытом, обсуждение сложных вопросов, касающихся эффективной и безопасной эксплуатации морского транспорта. Лекции читают ведущие специалисты РС, ученые и преподаватели высших учебных заведений, представители морских администраций и портовых властей.

В 2014 году РС по поручению Министерства транспорта РФ планирует провести независимую оценку систем менеджмента качества (СМК) организаций, осуществляющих тренажерную подготовку, обучение и дипломирование моряков, в соответствии с требованиями раздела А-I/8 Конвенции ПДНВ (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 1978 года). Эти мероприятия также направлены на совершенствование процесса подготовки кадров и повышение эффективности его управления.

 

Инициатива СПбГМТУ

Новые задачи кадрового обеспечения перед образовательными учреждениями ставит развитие хозяйственной деятельности в Арктике и навигации на трассах Северного морского пути. Заместитель начальника Управления промышленности Комитета по промышленной политике и инновациям администрации Санкт-Петербурга Александр Медведев предложил провести мониторинг потребности в кадрах и разработать единую систему подготовки специалистов морского профиля.

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо работать над повышением престижа морских специальностей: проводить открытые уроки в школах, дни открытых дверей в вузах, всячески повышать рейтинги морских университетов. К примеру, СПбГМТУ делает акцент на то, что он единственный вуз России, выпускники которого представляют весь спектр кораблестроительных специальностей.

В университете осуществляется подготовка специалистов-инженеров со сроком обучения 5 лет, а также бакалавров и магистров по двухступенчатой форме подготовки кадров.

В 2015 году заканчивает обучение первый набор бакалавров. Ректорат СПбГМТУ прогнозирует, что около 50% этих выпускников подадут заявления в магистратуру университета.

Образовательные стандарты для подготовки бакалавров не обеспечивают подготовку офицерских кадров для службы в ВМФ. Поэтому университет в инициативном порядке принял участие в разработке совместно с Военно-учебным научным центром ВМФ проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Специальности: «строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок» и «применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок». С момента утверждения указанных стандартов СПбГМТУ проводит обучение студентов по этим специальностям в интересах Министерства обороны РФ для службы по контракту на офицерских должностях. Ежегодный набор составляет до 60 человек.

В 2013 году первые 36 офицеров направлены на службу в ВМФ в качестве кадровых офицеров. Всего, таким образом, в вуз принимается по дневной бюджетной форме 765 студентов и 60 курсантов.

В итоге заседания депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга высказались за принятие энергичных мер для поддержки кадрового обеспечения чрезвычайно важной для экономики судостроительной отрасли.

 

Морской флот №2 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб.

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб. Объем господдержки проекта железнодорожной магистрали «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд ...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан»

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан» В морском порту Калининград 19 мая 2017 года состоялся торжественный спуск на воду и поднятие госуда...

Речной транспорт

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга Ограничение на использование водных артерий Петербурга во время проведения Кубка конфедераций в июне...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...