Депутаты задумались о морском образовании

Инфраструктура / Образование
Депутаты задумались о морском образовании

В Санкт-Петербурге депутаты, ученые и судостроители обсудили проблемы подготовки морских технических специалистов. В совместном выездном заседании постоянных комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности и по образованию, культуре и науке приняли участие представители отраслевых вузов, ведущих проектных институтов и научно-исследовательских центров, предприятий судостроительной отрасли, профессиональных союзов, Российского морского регистра судоходства.

Ольга сидорова, спецкор

 

Кадровый спрос превышает предложение

Сегодня судостроение, составляющее основу промышленности Петербурга, получило новый импульс для развития, причем ставка делается на высокотехнологичные сферы. В том числе на развитие шельфовых проектов, освоение Северного морского пути. Понятно, что без квалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей в решении современных задач не обойтись. По словам открывшего заседание председателя постоянной комиссии ЗС по промышленности, экономике и собственности Юрия Гатчина, необходима достойная научная и материально-техническая база, чтобы за короткий срок подготовить хороших специалистов. А для этого нужно взаимодействие всех участников процесса – образовательных учреждений, промышленных предприятий, научных центров.

Если говорить о промышленных предприятиях, то в Санкт-Петербурге сосредоточено 80% предприятий морской индустрии страны, где работает более 50 000 человек. Кадровый спрос значительно превышает предложение. Субсидии на развитие в области подготовки кадров для отрасли в 2013 году составили 15 млн рублей, работает программа создания профильных центров подготовки специалистов на предприятиях города. Однако уровень знаний выпускников профильных вузов является недостаточным, существует необходимость адаптации молодых специалистов и их дополнительной подготовки на производстве. О причинах этого говорили на заседании представители морских учебных заведений.

 

Нерешенные проблемы

Проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета доктор технических наук, профессор Владимир Тряскин одной из проблем подготовки кадров назвал недостаточно высокий средний уровень абитуриентов. Число абитуриентов в Санкт-Петербурге, которые выбирают физику в качестве профилирующего предмета ЕГЭ, значительно меньше числа вакантных мест в технических вузах города. Между тем трудно представить студента, который без знания физики сможет успешно учиться в СПбГМТУ. Для решения этой общей задачи поднятия престижа технического образования нужны самые серьезные меры.

В университете создано специальное управление по формированию студенческого контингента. Сотрудники управления ведут активную агитационную работу, ориентируясь на школьников не только Северной столицы, но и других регионов России. Кстати, число иногородних абитуриентов составляет около 60%, что в свою очередь требует развития системы общежитий.

Другими проблемами, по мнению Владимира Тряскина, являются отставание заработной платы профессорско-преподавательского состава от уровня, достигнутого в судостроительной промышленности, и недостаточно высокое качество кораблестроительного образования в целом. Первую проблему, как сказал проректор по учебной работе СПбГМТУ, предполагается решить за счет интенсификации научно-исследовательских работ. Активное участие в программах Минпромторга РФ и Минобрнауки РФ, а также заключение договоров с промышленными организациями на выполнение НИР позволяют с уверенностью заглянуть в завтрашний день. Руководство СПбГМТУ ожидает, что уже в текущем году объемы выполняемых в рамках университета научно-исследовательских работ достигнут 700 млн рублей. Что же касается задачи повышения качества кораблестроительного образования, то для ее успешного решения необходимо в свою очередь решить вопрос несоответствия лабораторной, учебной и экспериментальной базы университета современному уровню. Оптимальный путь – создание базовых кафедр на предприятиях отрасли.

В рамках реализации пилотного проекта уже создана базовая кафедра в Крыловском государственном научном центре. Также проведены встречи с руководителями Центра технологии судостроения и судоремонта, лодочных бюро («Рубин», «Малахит»), «Адмиралтейских верфей», Балтийского завода. Достигнуты договоренности о взаимодействии и поддержке со стороны Объединенной судостроительной корпорации. На очереди встречи и переговоры с проектными бюро и заводами, специализирующимися на надводном кораблестроении. В ближайшее время базовые кафедры будут созданы на большинстве судостроительных предприятий.

По мнению советника ректора Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) Ивана Костылева, в нынешней ситуации в морском образовании отсутствуют стимулы для привлечения к преподаванию в морских вузах специалистов-практиков, моряков с опытом работы на флоте. Кроме того, по-прежнему не решена проблема оттока квалифицированных кадров за рубеж, а также ухода «студентов-целевиков» на другие предприятия и даже в иные сферы деятельности. Возможно, этот вопрос необходимо регламентировать на законодательном уровне.

 

Положительный опыт РС

В развитие темы обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами на заседании выступил заместитель генерального директора Российского морского регистра судоходства Павел Шихов. Он поддержал Юрия Гатчина, сказав, что видит возможность эффективного решения этой задачи в объединении усилий всех сторон: органов власти, высших и средних профильных образовательных учреждений, промышленных предприятий и отраслевых организаций. В качестве примера внутриотраслевого взаимодействия по кадровым вопросам он привел положительный опыт сотрудничества РС с вузами. Так, для студентов СПбГМТУ специалисты РС преподают две дисциплины: «Технические основы безопасности мореплавания» и «Технический надзор за судами в эксплуатации». Для ГУМРФ Регистр подготовил учебное пособие «Классификация. Общие сведения о классификационных обществах», а также разрабатывает учебное пособие по энергоэффективности судна.

Большое внимание РС уделяет и повышению квалификации инженерно-технических специалистов. Для этого регулярно организуются технические семинары, чтение лекций, обмен опытом, обсуждение сложных вопросов, касающихся эффективной и безопасной эксплуатации морского транспорта. Лекции читают ведущие специалисты РС, ученые и преподаватели высших учебных заведений, представители морских администраций и портовых властей.

В 2014 году РС по поручению Министерства транспорта РФ планирует провести независимую оценку систем менеджмента качества (СМК) организаций, осуществляющих тренажерную подготовку, обучение и дипломирование моряков, в соответствии с требованиями раздела А-I/8 Конвенции ПДНВ (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 1978 года). Эти мероприятия также направлены на совершенствование процесса подготовки кадров и повышение эффективности его управления.

 

Инициатива СПбГМТУ

Новые задачи кадрового обеспечения перед образовательными учреждениями ставит развитие хозяйственной деятельности в Арктике и навигации на трассах Северного морского пути. Заместитель начальника Управления промышленности Комитета по промышленной политике и инновациям администрации Санкт-Петербурга Александр Медведев предложил провести мониторинг потребности в кадрах и разработать единую систему подготовки специалистов морского профиля.

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо работать над повышением престижа морских специальностей: проводить открытые уроки в школах, дни открытых дверей в вузах, всячески повышать рейтинги морских университетов. К примеру, СПбГМТУ делает акцент на то, что он единственный вуз России, выпускники которого представляют весь спектр кораблестроительных специальностей.

В университете осуществляется подготовка специалистов-инженеров со сроком обучения 5 лет, а также бакалавров и магистров по двухступенчатой форме подготовки кадров.

В 2015 году заканчивает обучение первый набор бакалавров. Ректорат СПбГМТУ прогнозирует, что около 50% этих выпускников подадут заявления в магистратуру университета.

Образовательные стандарты для подготовки бакалавров не обеспечивают подготовку офицерских кадров для службы в ВМФ. Поэтому университет в инициативном порядке принял участие в разработке совместно с Военно-учебным научным центром ВМФ проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Специальности: «строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок» и «применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок». С момента утверждения указанных стандартов СПбГМТУ проводит обучение студентов по этим специальностям в интересах Министерства обороны РФ для службы по контракту на офицерских должностях. Ежегодный набор составляет до 60 человек.

В 2013 году первые 36 офицеров направлены на службу в ВМФ в качестве кадровых офицеров. Всего, таким образом, в вуз принимается по дневной бюджетной форме 765 студентов и 60 курсантов.

В итоге заседания депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга высказались за принятие энергичных мер для поддержки кадрового обеспечения чрезвычайно важной для экономики судостроительной отрасли.

 

Морской флот №2 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...