Депутаты задумались о морском образовании

Инфраструктура / Образование
Депутаты задумались о морском образовании

В Санкт-Петербурге депутаты, ученые и судостроители обсудили проблемы подготовки морских технических специалистов. В совместном выездном заседании постоянных комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности и по образованию, культуре и науке приняли участие представители отраслевых вузов, ведущих проектных институтов и научно-исследовательских центров, предприятий судостроительной отрасли, профессиональных союзов, Российского морского регистра судоходства.

Ольга сидорова, спецкор

 

Кадровый спрос превышает предложение

Сегодня судостроение, составляющее основу промышленности Петербурга, получило новый импульс для развития, причем ставка делается на высокотехнологичные сферы. В том числе на развитие шельфовых проектов, освоение Северного морского пути. Понятно, что без квалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей в решении современных задач не обойтись. По словам открывшего заседание председателя постоянной комиссии ЗС по промышленности, экономике и собственности Юрия Гатчина, необходима достойная научная и материально-техническая база, чтобы за короткий срок подготовить хороших специалистов. А для этого нужно взаимодействие всех участников процесса – образовательных учреждений, промышленных предприятий, научных центров.

Если говорить о промышленных предприятиях, то в Санкт-Петербурге сосредоточено 80% предприятий морской индустрии страны, где работает более 50 000 человек. Кадровый спрос значительно превышает предложение. Субсидии на развитие в области подготовки кадров для отрасли в 2013 году составили 15 млн рублей, работает программа создания профильных центров подготовки специалистов на предприятиях города. Однако уровень знаний выпускников профильных вузов является недостаточным, существует необходимость адаптации молодых специалистов и их дополнительной подготовки на производстве. О причинах этого говорили на заседании представители морских учебных заведений.

 

Нерешенные проблемы

Проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета доктор технических наук, профессор Владимир Тряскин одной из проблем подготовки кадров назвал недостаточно высокий средний уровень абитуриентов. Число абитуриентов в Санкт-Петербурге, которые выбирают физику в качестве профилирующего предмета ЕГЭ, значительно меньше числа вакантных мест в технических вузах города. Между тем трудно представить студента, который без знания физики сможет успешно учиться в СПбГМТУ. Для решения этой общей задачи поднятия престижа технического образования нужны самые серьезные меры.

В университете создано специальное управление по формированию студенческого контингента. Сотрудники управления ведут активную агитационную работу, ориентируясь на школьников не только Северной столицы, но и других регионов России. Кстати, число иногородних абитуриентов составляет около 60%, что в свою очередь требует развития системы общежитий.

Другими проблемами, по мнению Владимира Тряскина, являются отставание заработной платы профессорско-преподавательского состава от уровня, достигнутого в судостроительной промышленности, и недостаточно высокое качество кораблестроительного образования в целом. Первую проблему, как сказал проректор по учебной работе СПбГМТУ, предполагается решить за счет интенсификации научно-исследовательских работ. Активное участие в программах Минпромторга РФ и Минобрнауки РФ, а также заключение договоров с промышленными организациями на выполнение НИР позволяют с уверенностью заглянуть в завтрашний день. Руководство СПбГМТУ ожидает, что уже в текущем году объемы выполняемых в рамках университета научно-исследовательских работ достигнут 700 млн рублей. Что же касается задачи повышения качества кораблестроительного образования, то для ее успешного решения необходимо в свою очередь решить вопрос несоответствия лабораторной, учебной и экспериментальной базы университета современному уровню. Оптимальный путь – создание базовых кафедр на предприятиях отрасли.

В рамках реализации пилотного проекта уже создана базовая кафедра в Крыловском государственном научном центре. Также проведены встречи с руководителями Центра технологии судостроения и судоремонта, лодочных бюро («Рубин», «Малахит»), «Адмиралтейских верфей», Балтийского завода. Достигнуты договоренности о взаимодействии и поддержке со стороны Объединенной судостроительной корпорации. На очереди встречи и переговоры с проектными бюро и заводами, специализирующимися на надводном кораблестроении. В ближайшее время базовые кафедры будут созданы на большинстве судостроительных предприятий.

По мнению советника ректора Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) Ивана Костылева, в нынешней ситуации в морском образовании отсутствуют стимулы для привлечения к преподаванию в морских вузах специалистов-практиков, моряков с опытом работы на флоте. Кроме того, по-прежнему не решена проблема оттока квалифицированных кадров за рубеж, а также ухода «студентов-целевиков» на другие предприятия и даже в иные сферы деятельности. Возможно, этот вопрос необходимо регламентировать на законодательном уровне.

 

Положительный опыт РС

В развитие темы обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами на заседании выступил заместитель генерального директора Российского морского регистра судоходства Павел Шихов. Он поддержал Юрия Гатчина, сказав, что видит возможность эффективного решения этой задачи в объединении усилий всех сторон: органов власти, высших и средних профильных образовательных учреждений, промышленных предприятий и отраслевых организаций. В качестве примера внутриотраслевого взаимодействия по кадровым вопросам он привел положительный опыт сотрудничества РС с вузами. Так, для студентов СПбГМТУ специалисты РС преподают две дисциплины: «Технические основы безопасности мореплавания» и «Технический надзор за судами в эксплуатации». Для ГУМРФ Регистр подготовил учебное пособие «Классификация. Общие сведения о классификационных обществах», а также разрабатывает учебное пособие по энергоэффективности судна.

Большое внимание РС уделяет и повышению квалификации инженерно-технических специалистов. Для этого регулярно организуются технические семинары, чтение лекций, обмен опытом, обсуждение сложных вопросов, касающихся эффективной и безопасной эксплуатации морского транспорта. Лекции читают ведущие специалисты РС, ученые и преподаватели высших учебных заведений, представители морских администраций и портовых властей.

В 2014 году РС по поручению Министерства транспорта РФ планирует провести независимую оценку систем менеджмента качества (СМК) организаций, осуществляющих тренажерную подготовку, обучение и дипломирование моряков, в соответствии с требованиями раздела А-I/8 Конвенции ПДНВ (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 1978 года). Эти мероприятия также направлены на совершенствование процесса подготовки кадров и повышение эффективности его управления.

 

Инициатива СПбГМТУ

Новые задачи кадрового обеспечения перед образовательными учреждениями ставит развитие хозяйственной деятельности в Арктике и навигации на трассах Северного морского пути. Заместитель начальника Управления промышленности Комитета по промышленной политике и инновациям администрации Санкт-Петербурга Александр Медведев предложил провести мониторинг потребности в кадрах и разработать единую систему подготовки специалистов морского профиля.

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо работать над повышением престижа морских специальностей: проводить открытые уроки в школах, дни открытых дверей в вузах, всячески повышать рейтинги морских университетов. К примеру, СПбГМТУ делает акцент на то, что он единственный вуз России, выпускники которого представляют весь спектр кораблестроительных специальностей.

В университете осуществляется подготовка специалистов-инженеров со сроком обучения 5 лет, а также бакалавров и магистров по двухступенчатой форме подготовки кадров.

В 2015 году заканчивает обучение первый набор бакалавров. Ректорат СПбГМТУ прогнозирует, что около 50% этих выпускников подадут заявления в магистратуру университета.

Образовательные стандарты для подготовки бакалавров не обеспечивают подготовку офицерских кадров для службы в ВМФ. Поэтому университет в инициативном порядке принял участие в разработке совместно с Военно-учебным научным центром ВМФ проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Специальности: «строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок» и «применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок». С момента утверждения указанных стандартов СПбГМТУ проводит обучение студентов по этим специальностям в интересах Министерства обороны РФ для службы по контракту на офицерских должностях. Ежегодный набор составляет до 60 человек.

В 2013 году первые 36 офицеров направлены на службу в ВМФ в качестве кадровых офицеров. Всего, таким образом, в вуз принимается по дневной бюджетной форме 765 студентов и 60 курсантов.

В итоге заседания депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга высказались за принятие энергичных мер для поддержки кадрового обеспечения чрезвычайно важной для экономики судостроительной отрасли.

 

Морской флот №2 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...