Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Депутаты задумались о морском образовании

Инфраструктура / Образование
Депутаты задумались о морском образовании

В Санкт-Петербурге депутаты, ученые и судостроители обсудили проблемы подготовки морских технических специалистов. В совместном выездном заседании постоянных комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности и по образованию, культуре и науке приняли участие представители отраслевых вузов, ведущих проектных институтов и научно-исследовательских центров, предприятий судостроительной отрасли, профессиональных союзов, Российского морского регистра судоходства.

Ольга сидорова, спецкор

 

Кадровый спрос превышает предложение

Сегодня судостроение, составляющее основу промышленности Петербурга, получило новый импульс для развития, причем ставка делается на высокотехнологичные сферы. В том числе на развитие шельфовых проектов, освоение Северного морского пути. Понятно, что без квалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей в решении современных задач не обойтись. По словам открывшего заседание председателя постоянной комиссии ЗС по промышленности, экономике и собственности Юрия Гатчина, необходима достойная научная и материально-техническая база, чтобы за короткий срок подготовить хороших специалистов. А для этого нужно взаимодействие всех участников процесса – образовательных учреждений, промышленных предприятий, научных центров.

Если говорить о промышленных предприятиях, то в Санкт-Петербурге сосредоточено 80% предприятий морской индустрии страны, где работает более 50 000 человек. Кадровый спрос значительно превышает предложение. Субсидии на развитие в области подготовки кадров для отрасли в 2013 году составили 15 млн рублей, работает программа создания профильных центров подготовки специалистов на предприятиях города. Однако уровень знаний выпускников профильных вузов является недостаточным, существует необходимость адаптации молодых специалистов и их дополнительной подготовки на производстве. О причинах этого говорили на заседании представители морских учебных заведений.

 

Нерешенные проблемы

Проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета доктор технических наук, профессор Владимир Тряскин одной из проблем подготовки кадров назвал недостаточно высокий средний уровень абитуриентов. Число абитуриентов в Санкт-Петербурге, которые выбирают физику в качестве профилирующего предмета ЕГЭ, значительно меньше числа вакантных мест в технических вузах города. Между тем трудно представить студента, который без знания физики сможет успешно учиться в СПбГМТУ. Для решения этой общей задачи поднятия престижа технического образования нужны самые серьезные меры.

В университете создано специальное управление по формированию студенческого контингента. Сотрудники управления ведут активную агитационную работу, ориентируясь на школьников не только Северной столицы, но и других регионов России. Кстати, число иногородних абитуриентов составляет около 60%, что в свою очередь требует развития системы общежитий.

Другими проблемами, по мнению Владимира Тряскина, являются отставание заработной платы профессорско-преподавательского состава от уровня, достигнутого в судостроительной промышленности, и недостаточно высокое качество кораблестроительного образования в целом. Первую проблему, как сказал проректор по учебной работе СПбГМТУ, предполагается решить за счет интенсификации научно-исследовательских работ. Активное участие в программах Минпромторга РФ и Минобрнауки РФ, а также заключение договоров с промышленными организациями на выполнение НИР позволяют с уверенностью заглянуть в завтрашний день. Руководство СПбГМТУ ожидает, что уже в текущем году объемы выполняемых в рамках университета научно-исследовательских работ достигнут 700 млн рублей. Что же касается задачи повышения качества кораблестроительного образования, то для ее успешного решения необходимо в свою очередь решить вопрос несоответствия лабораторной, учебной и экспериментальной базы университета современному уровню. Оптимальный путь – создание базовых кафедр на предприятиях отрасли.

В рамках реализации пилотного проекта уже создана базовая кафедра в Крыловском государственном научном центре. Также проведены встречи с руководителями Центра технологии судостроения и судоремонта, лодочных бюро («Рубин», «Малахит»), «Адмиралтейских верфей», Балтийского завода. Достигнуты договоренности о взаимодействии и поддержке со стороны Объединенной судостроительной корпорации. На очереди встречи и переговоры с проектными бюро и заводами, специализирующимися на надводном кораблестроении. В ближайшее время базовые кафедры будут созданы на большинстве судостроительных предприятий.

По мнению советника ректора Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) Ивана Костылева, в нынешней ситуации в морском образовании отсутствуют стимулы для привлечения к преподаванию в морских вузах специалистов-практиков, моряков с опытом работы на флоте. Кроме того, по-прежнему не решена проблема оттока квалифицированных кадров за рубеж, а также ухода «студентов-целевиков» на другие предприятия и даже в иные сферы деятельности. Возможно, этот вопрос необходимо регламентировать на законодательном уровне.

 

Положительный опыт РС

В развитие темы обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами на заседании выступил заместитель генерального директора Российского морского регистра судоходства Павел Шихов. Он поддержал Юрия Гатчина, сказав, что видит возможность эффективного решения этой задачи в объединении усилий всех сторон: органов власти, высших и средних профильных образовательных учреждений, промышленных предприятий и отраслевых организаций. В качестве примера внутриотраслевого взаимодействия по кадровым вопросам он привел положительный опыт сотрудничества РС с вузами. Так, для студентов СПбГМТУ специалисты РС преподают две дисциплины: «Технические основы безопасности мореплавания» и «Технический надзор за судами в эксплуатации». Для ГУМРФ Регистр подготовил учебное пособие «Классификация. Общие сведения о классификационных обществах», а также разрабатывает учебное пособие по энергоэффективности судна.

Большое внимание РС уделяет и повышению квалификации инженерно-технических специалистов. Для этого регулярно организуются технические семинары, чтение лекций, обмен опытом, обсуждение сложных вопросов, касающихся эффективной и безопасной эксплуатации морского транспорта. Лекции читают ведущие специалисты РС, ученые и преподаватели высших учебных заведений, представители морских администраций и портовых властей.

В 2014 году РС по поручению Министерства транспорта РФ планирует провести независимую оценку систем менеджмента качества (СМК) организаций, осуществляющих тренажерную подготовку, обучение и дипломирование моряков, в соответствии с требованиями раздела А-I/8 Конвенции ПДНВ (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 1978 года). Эти мероприятия также направлены на совершенствование процесса подготовки кадров и повышение эффективности его управления.

 

Инициатива СПбГМТУ

Новые задачи кадрового обеспечения перед образовательными учреждениями ставит развитие хозяйственной деятельности в Арктике и навигации на трассах Северного морского пути. Заместитель начальника Управления промышленности Комитета по промышленной политике и инновациям администрации Санкт-Петербурга Александр Медведев предложил провести мониторинг потребности в кадрах и разработать единую систему подготовки специалистов морского профиля.

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо работать над повышением престижа морских специальностей: проводить открытые уроки в школах, дни открытых дверей в вузах, всячески повышать рейтинги морских университетов. К примеру, СПбГМТУ делает акцент на то, что он единственный вуз России, выпускники которого представляют весь спектр кораблестроительных специальностей.

В университете осуществляется подготовка специалистов-инженеров со сроком обучения 5 лет, а также бакалавров и магистров по двухступенчатой форме подготовки кадров.

В 2015 году заканчивает обучение первый набор бакалавров. Ректорат СПбГМТУ прогнозирует, что около 50% этих выпускников подадут заявления в магистратуру университета.

Образовательные стандарты для подготовки бакалавров не обеспечивают подготовку офицерских кадров для службы в ВМФ. Поэтому университет в инициативном порядке принял участие в разработке совместно с Военно-учебным научным центром ВМФ проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Специальности: «строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок» и «применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок». С момента утверждения указанных стандартов СПбГМТУ проводит обучение студентов по этим специальностям в интересах Министерства обороны РФ для службы по контракту на офицерских должностях. Ежегодный набор составляет до 60 человек.

В 2013 году первые 36 офицеров направлены на службу в ВМФ в качестве кадровых офицеров. Всего, таким образом, в вуз принимается по дневной бюджетной форме 765 студентов и 60 курсантов.

В итоге заседания депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга высказались за принятие энергичных мер для поддержки кадрового обеспечения чрезвычайно важной для экономики судостроительной отрасли.

 

Морской флот №2 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Современный навигационный комплекс «Преданного» разработан Группой «Кронштадт»

Современный навигационный комплекс «Преданного» разработан Группой «Кронштадт» 15 сентября на АО «Судостроительная фирма «Алмаз» состоялась торжественная церемония поднятия флага ...

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке

Морякам «Совкомфлота» вручены награды во Владивостоке 13-15 сентября во Владивостоке состоялся семинар старших офицеров флота группы компаний «Совкомфлот»...

Российская экономика

«Газпром» и «НОВАТЭК» могут принять участие в газовых проектах в Марокко

«Газпром» и «НОВАТЭК» могут принять участие в газовых проектах в Марокко Российские компании «Газпром» и «НОВАТЭК» готовы участвовать в реализации крупных проектов в Марокко...

Зеленодольский судозавод 23 сентября спустит на воду судно для заказчика из ОАЭ

Зеленодольский судозавод 23 сентября спустит на воду судно для заказчика из ОАЭ Зеленодольский судостроительный завод 23 сентября проведет церемонию спуска на воду скоростного пасс...

Транспортная политика

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО

В России сессия Комитета Токийского меморандума впервые открылась с участием генсека ИМО Во Владивостоке открылась 28-й сессия Комитета по Государственному портовому контролю (ГПК) ...

Минск готов на транзит через порты РФ

Минск готов на транзит через порты РФ Беларусь согласится на транспортировку нефтепродуктов через российские порты на Балтийском море, есл...

Морские порты

Минтранс проанализирует валютные долги стивидоров для перехода на расчеты в рублях – Олерский

Минтранс проанализирует валютные долги стивидоров для перехода на расчеты в рублях – Олерский Министерство транспорта РФ запросит стивидоров на предмет структуры долговых обязательств в валюте и...

Росморпорт выполнил установку плавучих предостерегательных знаков на подходах к морскому порту Сабетта

Росморпорт выполнил установку плавучих предостерегательных знаков на подходах к морскому порту Сабетта Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» 18 сентября 2017 года выполнил установку 26 плавучих предосте...




Морской транспорт

Увеличение дивидендов «Совкомфлота» может стать альтернативой его приватизации

Увеличение дивидендов «Совкомфлота» может стать альтернативой его приватизации Альтернативой приватизации крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлота» в условиях ухудше...

A.P. Moeller-Maersk продает танкерный бизнес APMH Invest за $1,17 млн

A.P. Moeller-Maersk продает танкерный бизнес APMH Invest за $1,17 млн Датская компания A.P. Moeller-Maersk заключила соглашение с APMH Invest («дочка» A.P. Moller Hol...

Речной транспорт

Экспедиция по спасению Волги станет межрегиональной

Экспедиция по спасению Волги станет межрегиональной В Волжском государственном университете водного транспорта ученые ВУЗов-партнеров проекта Русского г...

Коммунальщики выловили из Москвы-реки 2 тыс. кубометров мусора и черепаху

Коммунальщики выловили из Москвы-реки 2 тыс. кубометров мусора и черепаху Технический флот «Мосводостока» за пять месяцев 2017 года выловил в Москве-реке более 2 тыс. кубомет...

Ж/Д транспорт

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода

ГТЛК закупит более 5 000 вагонов нового поколения производства Тихвинского вагоностроительного завода В рамках стратегического партнерства Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)...

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости»

МЭР предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые ж/д перевозки – «Ведомости» Минэкономразвития (МЭР) РФ предлагает установить долгосрочные тарифы на грузовые железнодоро...

Авто транспорт

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке

Новый мост через реку Кирганик открыт для движения на Камчатке Движение автотранспорта по новому мосту через реку Кирганик открыто в Камчатском крае. Дорожный объе...

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г.

Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 г. Законопроект о замене транспортного налога на экологический подготовят в 2019 году, сообщил ТАСС пре...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...