Депутаты задумались о морском образовании - Морские вести России

Депутаты задумались о морском образовании

03.02.2015

Образование

Депутаты задумались о морском образовании

В Санкт-Петербурге депутаты, ученые и судостроители обсудили проблемы подготовки морских технических специалистов. В совместном выездном заседании постоянных комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности и по образованию, культуре и науке приняли участие представители отраслевых вузов, ведущих проектных институтов и научно-исследовательских центров, предприятий судостроительной отрасли, профессиональных союзов, Российского морского регистра судоходства.

Ольга сидорова, спецкор

 

Кадровый спрос превышает предложение

Сегодня судостроение, составляющее основу промышленности Петербурга, получило новый импульс для развития, причем ставка делается на высокотехнологичные сферы. В том числе на развитие шельфовых проектов, освоение Северного морского пути. Понятно, что без квалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей в решении современных задач не обойтись. По словам открывшего заседание председателя постоянной комиссии ЗС по промышленности, экономике и собственности Юрия Гатчина, необходима достойная научная и материально-техническая база, чтобы за короткий срок подготовить хороших специалистов. А для этого нужно взаимодействие всех участников процесса – образовательных учреждений, промышленных предприятий, научных центров.

Если говорить о промышленных предприятиях, то в Санкт-Петербурге сосредоточено 80% предприятий морской индустрии страны, где работает более 50 000 человек. Кадровый спрос значительно превышает предложение. Субсидии на развитие в области подготовки кадров для отрасли в 2013 году составили 15 млн рублей, работает программа создания профильных центров подготовки специалистов на предприятиях города. Однако уровень знаний выпускников профильных вузов является недостаточным, существует необходимость адаптации молодых специалистов и их дополнительной подготовки на производстве. О причинах этого говорили на заседании представители морских учебных заведений.

 

Нерешенные проблемы

Проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета доктор технических наук, профессор Владимир Тряскин одной из проблем подготовки кадров назвал недостаточно высокий средний уровень абитуриентов. Число абитуриентов в Санкт-Петербурге, которые выбирают физику в качестве профилирующего предмета ЕГЭ, значительно меньше числа вакантных мест в технических вузах города. Между тем трудно представить студента, который без знания физики сможет успешно учиться в СПбГМТУ. Для решения этой общей задачи поднятия престижа технического образования нужны самые серьезные меры.

В университете создано специальное управление по формированию студенческого контингента. Сотрудники управления ведут активную агитационную работу, ориентируясь на школьников не только Северной столицы, но и других регионов России. Кстати, число иногородних абитуриентов составляет около 60%, что в свою очередь требует развития системы общежитий.

Другими проблемами, по мнению Владимира Тряскина, являются отставание заработной платы профессорско-преподавательского состава от уровня, достигнутого в судостроительной промышленности, и недостаточно высокое качество кораблестроительного образования в целом. Первую проблему, как сказал проректор по учебной работе СПбГМТУ, предполагается решить за счет интенсификации научно-исследовательских работ. Активное участие в программах Минпромторга РФ и Минобрнауки РФ, а также заключение договоров с промышленными организациями на выполнение НИР позволяют с уверенностью заглянуть в завтрашний день. Руководство СПбГМТУ ожидает, что уже в текущем году объемы выполняемых в рамках университета научно-исследовательских работ достигнут 700 млн рублей. Что же касается задачи повышения качества кораблестроительного образования, то для ее успешного решения необходимо в свою очередь решить вопрос несоответствия лабораторной, учебной и экспериментальной базы университета современному уровню. Оптимальный путь – создание базовых кафедр на предприятиях отрасли.

В рамках реализации пилотного проекта уже создана базовая кафедра в Крыловском государственном научном центре. Также проведены встречи с руководителями Центра технологии судостроения и судоремонта, лодочных бюро («Рубин», «Малахит»), «Адмиралтейских верфей», Балтийского завода. Достигнуты договоренности о взаимодействии и поддержке со стороны Объединенной судостроительной корпорации. На очереди встречи и переговоры с проектными бюро и заводами, специализирующимися на надводном кораблестроении. В ближайшее время базовые кафедры будут созданы на большинстве судостроительных предприятий.

По мнению советника ректора Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) Ивана Костылева, в нынешней ситуации в морском образовании отсутствуют стимулы для привлечения к преподаванию в морских вузах специалистов-практиков, моряков с опытом работы на флоте. Кроме того, по-прежнему не решена проблема оттока квалифицированных кадров за рубеж, а также ухода «студентов-целевиков» на другие предприятия и даже в иные сферы деятельности. Возможно, этот вопрос необходимо регламентировать на законодательном уровне.

 

Положительный опыт РС

В развитие темы обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами на заседании выступил заместитель генерального директора Российского морского регистра судоходства Павел Шихов. Он поддержал Юрия Гатчина, сказав, что видит возможность эффективного решения этой задачи в объединении усилий всех сторон: органов власти, высших и средних профильных образовательных учреждений, промышленных предприятий и отраслевых организаций. В качестве примера внутриотраслевого взаимодействия по кадровым вопросам он привел положительный опыт сотрудничества РС с вузами. Так, для студентов СПбГМТУ специалисты РС преподают две дисциплины: «Технические основы безопасности мореплавания» и «Технический надзор за судами в эксплуатации». Для ГУМРФ Регистр подготовил учебное пособие «Классификация. Общие сведения о классификационных обществах», а также разрабатывает учебное пособие по энергоэффективности судна.

Большое внимание РС уделяет и повышению квалификации инженерно-технических специалистов. Для этого регулярно организуются технические семинары, чтение лекций, обмен опытом, обсуждение сложных вопросов, касающихся эффективной и безопасной эксплуатации морского транспорта. Лекции читают ведущие специалисты РС, ученые и преподаватели высших учебных заведений, представители морских администраций и портовых властей.

В 2014 году РС по поручению Министерства транспорта РФ планирует провести независимую оценку систем менеджмента качества (СМК) организаций, осуществляющих тренажерную подготовку, обучение и дипломирование моряков, в соответствии с требованиями раздела А-I/8 Конвенции ПДНВ (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 1978 года). Эти мероприятия также направлены на совершенствование процесса подготовки кадров и повышение эффективности его управления.

 

Инициатива СПбГМТУ

Новые задачи кадрового обеспечения перед образовательными учреждениями ставит развитие хозяйственной деятельности в Арктике и навигации на трассах Северного морского пути. Заместитель начальника Управления промышленности Комитета по промышленной политике и инновациям администрации Санкт-Петербурга Александр Медведев предложил провести мониторинг потребности в кадрах и разработать единую систему подготовки специалистов морского профиля.

Участники заседания сошлись во мнении, что необходимо работать над повышением престижа морских специальностей: проводить открытые уроки в школах, дни открытых дверей в вузах, всячески повышать рейтинги морских университетов. К примеру, СПбГМТУ делает акцент на то, что он единственный вуз России, выпускники которого представляют весь спектр кораблестроительных специальностей.

В университете осуществляется подготовка специалистов-инженеров со сроком обучения 5 лет, а также бакалавров и магистров по двухступенчатой форме подготовки кадров.

В 2015 году заканчивает обучение первый набор бакалавров. Ректорат СПбГМТУ прогнозирует, что около 50% этих выпускников подадут заявления в магистратуру университета.

Образовательные стандарты для подготовки бакалавров не обеспечивают подготовку офицерских кадров для службы в ВМФ. Поэтому университет в инициативном порядке принял участие в разработке совместно с Военно-учебным научным центром ВМФ проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Специальности: «строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок» и «применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок». С момента утверждения указанных стандартов СПбГМТУ проводит обучение студентов по этим специальностям в интересах Министерства обороны РФ для службы по контракту на офицерских должностях. Ежегодный набор составляет до 60 человек.

В 2013 году первые 36 офицеров направлены на службу в ВМФ в качестве кадровых офицеров. Всего, таким образом, в вуз принимается по дневной бюджетной форме 765 студентов и 60 курсантов.

В итоге заседания депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга высказались за принятие энергичных мер для поддержки кадрового обеспечения чрезвычайно важной для экономики судостроительной отрасли.

 

Морской флот №2 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ