Рост с ориентиром на экспорт

Грузовая база
Рост с ориентиром на экспорт

Созданная в советское время с расчетом на удовлетворение внутреннего спроса отрасль минеральных удобрений сегодня в России вынуждена ориентироваться прежде всего на возможности экспорта. Это отражается в стратегиях развития основных игроков отрасли: они консолидируют производственные мощности в холдинги, повышают конкурентные преимущества своей продукции и строят новые мощности с учетом оптимальной логистики поставок на растущие рынки сбыта – прежде всего Азии, Латинской и Северной Америки.

Галина Музлова

В течение 2003-2013 гг. производство минеральных удобрений в России увеличилось почти на треть – с 14 млн до 18,3 млн тонн (в пересчете на 100% питательных веществ). За 10 лет максимальный объем производства был зафиксирован в 2011 году – 18,7 млн тонн. В 2012-м отмечено небольшое падение объемов производства, после чего рост возобновился.

 

Консолидация мощностей и экспортный ориентир

В отличие от многих других отечественных предприятий, заводы, выпускающие минеральные удобрения, сохранили свой производственный потенциал и сейчас занимают заметные позиции среди мировых производителей данной продукции (на российское производство приходится порядка 6% мировых объемов минеральных удобрений).

Основной тенденцией в отрасли производства минеральных удобрений в России является консолидация, что выражается в создании крупных компаний и холдингов. Примерам могут служить холдинг «Акрон», компания «Еврохим».

Особенностью размещения предприятий по производству минеральных удобрений традиционно была сильная зависимость от источников основных видов сырья – природного газа, фосфоритов, апатитов, калийных солей. Вместе с тем, из-за наблюдаемого в последние годы усиления экспортной ориентации отрасли экспортный фактор сегодня оказывает на формирование ее территориальной структуры не менее существенное влияние, чем сырьевой.

Сама же тенденция усиления экспортной ориентации напрямую связана с сокращением внутреннего производства сельхозпродукции в годы реформ, а следовательно, и со снижением потребности сельского хозяйства в минеральных удобрениях.

Впрочем, с начала 2000-х годов сельскохозяйственная отрасль в стране начала оживать, и рост внутреннего производства аграрной продукции закономерно повлек за собой рост спроса на минеральные удобрения. Так, с 2002 по 2012 годы потребление удобрений в России выросло более чем на 1 млн тонн – с 1,42 до 2,5 млн тонн, в 2013 году показатель стабилизировался на уровне 2,4 млн тонн, и, по прогнозам, сохранится в 2014 году. В 2000-е годы российское потребление минеральных удобрений росло на 7% в год, сейчас темпы роста замедлились – за последние 3 года они не превышают 4-5% в год, что, впрочем, всё равно больше темпов роста мирового рынка (2,5-3% в год).

Сегодня рост потребностей отечественного сельского хозяйства в удобрениях не вызывает особого оптимизма с точки зрения перспектив сбыта продукции отечественных предприятий по производству минудобрений. Россия находится в числе стран с наиболее низкими объемами внесения минеральных удобрений на единицу сельскохозяйственной площади: по данным Международной ассоциации производителей удобрений (IFA), сейчас в нашей стране вносится около 15 кг минудобрений на каждый гектар сельхозугодий, что близко к показателям африканских стран. Для сравнения: в странах ЕС вносится 130 кг/га, в США – 110 кг/га, и даже в странах Латинской Америки – не менее 90 кг/га.

Шансы на быстрое улучшение ситуации, учитывая сложное положение российских сельхозпредприятий, крайне невелики. Если предположить, что внутри страны сохранится 5%-ный ежегодный прирост потребления минеральных удобрений, на достижение объемов, равных половине сегодняшнего производства, потребуется около 50 лет. Иными словами, внутренний спрос пока даже частично не может заменить внешний, и, скорее всего, не сможет этого сделать и в обозримом будущем. 

В такой ситуации у производителей минудобрений остается только один способ развиваться – ориентировать выпуск своей продукции на экспорт. Видя это, государство оказывает поддержку российским предприятиям: с 2009 года отменены пошлины на вывоз минеральных удобрений из России (пошлины в размере 5% для калийных удобрений и 8,5% для азотных и смешанных были введены в апреле 2008 года, но менее чем через год обнулены).

 

Азотный сегмент

Наибольший объем производства в отрасли приходится на группу азотных удобрений. Для нее характерны и самые динамичные темпы прироста в 2006-2013 гг. Более половины объема выпуска азотных удобрений в настоящее время производится в пределах «большой тройки» – компаний «Еврохим» (25%), «Уралхим» (17%) и «Акрон» (13%).

Холдинг «Еврохим», располагая несколькими мощностями для производства азотных удобрений и аммиака («Невинномысский Азот», «Новомосковский Азот» и завод EuroChem Antwerpen в Бельгии, приобретенный компанией в 2012 году у концерна BASF), сегодня в значительной степени сосредоточен на инвестициях в расширение сырьевой базы. В первую очередь компания стремится обеспечить потребности действующих и планируемых предприятий в газовом сырье.

С этой целью «Еврохим» в 2012 году уже приобрел независимого производителя газа ООО «Севернефть-Уренгой», совокупная годовая производственная мощность активов которого составляет приблизительно 1,1 млрд м3 природного газа и 220 тыс. тонн газового конденсата, что покрывает примерно 25% потребности компании в газе. В ближайших планах «Еврохима» – купить 100% ОАО «Астраханская нефтегазовая компания», а в перспективе – полностью обеспечить свои потребности в газе за счет собственной добычи или долгосрочных контрактов.

Многие инвестпроекты крупных компаний в азотном сегменте предполагают и увеличение производства аммиака, который является основой для производства экспортного продукта карбамида.

Так, «Еврохим» в текущем году рассчитывает подписать контракт и привлечь проектное финансирование на строительство завода по производству аммиака в Кингисеппе (Ленинградская область) мощностью 700 тыс. тонн в год. Холдинг «Уралхим» в рамках расширения мощностей на ОАО «Пермские минеральные удобрения» предполагает увеличить производство аммиака на 20% к 2015 году. Холдинг «Акрон» в 2013 году также приступил к строительству нового агрегата аммиака на своей производственной площадке в Великом Новгороде мощностью 700 тыс. тонн в год (запуск запланирован на 2015 год), что позволит «Акрону» стать экспортером аммиака наряду с «Еврохимом». Компания «ФосАгро» приняла решение о возведении в Череповце нового комплекса по производству аммиака, который по производительности станет самым мощным в России (760 тыс. тонн в год) и даст новый импульс развитию и самой компании, и всему сегменту азотных удобрений.

Нужно отметить, что производство расширяют не только крупные холдинги, но и отдельные независимые производители минеральных удобрений. Так, в прошлом году на базе «Менделеевсказота» (Татарстан) было начато строительство нового завода по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида. Собственник, компания «Аммоний», намерен построить новые мощности на 455 тыс. тонн аммиака и 718 тыс. тонн карбамида в год. Предполагается, что предприятие даст первую продукцию к концу 2015 года.

Крупный проект по строительству производства аммиака и карбамида (350 тыс. тонн и 1,2 млн тонн соответственно) был запланирован к реализации ГК «ИСТ» вблизи порта Усть-Луга. «ИСТ» планировала ввести в эксплуатацию завод к 2017 году и к этому времени построить в Усть-Луге терминал по перевалке удобрений мощностью более 4 млн тонн в год. На сегодняшний день компания официально не отказалась от данного проекта, но его реализация в первоначальном варианте пока находится под вопросом (в частности, обсуждается возможность строительства завода в другом регионе). Определенные сложности для данного проекта создает необходимость проведения ряда работ по расширению газотранспортной системы на северо-западе страны, которые запланированы «Газпромом» не раньше 2017 года.

Масштабные планы по расширению производства азотных удобрений есть и у бизнесмена Аркадия Ротенберга. И если озвученное им намерение по увеличению в несколько раз мощностей завода «Россошанские удобрения» аналитики оценивают скептически, то другой проект бизнесмена – создание азотного комплекса на Дальнем Востоке – вызывает в отрасли большой интерес.

К настоящему моменту проект обозначен в форме совместного меморандума с «Газпромом» и региональными властями. У завода, который  планируется построить в Хабаровском крае или Приморье, будет сразу два конкурентных преимущества: гарантированная обеспеченность сырьем (в 2011 году «Газпром» запустил газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток мощностью 6 млрд м3 газа в год с перспективой расширения до 30 млрд м3) и короткое транспортное плечо до Юго-Восточной Азии – основного рынка сбыта российских азотных удобрений. Эксперты утверждают, что по сравнению с действующими производствами за счет лучшей логистики инвесторы в этом проекте смогут экономить порядка $40 на каждой тонне азотной продукции, что соответствует 15% ее конечной цены.

 

Фосфорный сегмент

На протяжении 2006-2013 гг. годовые объемы производства фосфорных удобрений оставались более или менее стабильными, но в 2013 году производство сократилось на 1,1% – до 3,1 млн тонн.

Крупнейшим в стране производителем фосфорных удобрений выступает холдинг «ФосАгро», в частности, его заводы «ФосАгро-Череповец» (создано в результате слияния ОАО «Аммофос» и ОАО «Череповецкий Азот») и «Балаковские минеральные удобрения», использующие сырье ОАО «Апатит», которое также входит в холдинг. В настоящее время на предприятия холдинга приходится более 60% объема фосфорных удобрений, производимых в России, в том числе 30% производится на мощностях, входящих в «ФосАгро-Череповец».

Крупные предприятия по производству фосфорных удобрений входят в состав других химических холдингов, например, «Акрон» в Великом Новгороде с долей в общероссийском производстве около 7%, «Еврохим – Белореченские удобрения», или представлены независимыми компаниями, например, ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» с долей порядка 13% в общероссийском производстве.

Ряд предприятий сегмента прорабатывает планы по модернизации и созданию новых производств. Так, в настоящее время на «Балаковских минеральных удобрениях» ведется проектирование нового производства, которое позволит увеличить объемы переработки апатитового концентрата внутри холдинга, а также расширить ассортимент минеральных удобрений. Планируется, что к 2017 году их производство на балаковской площадке может быть увеличено с текущих 1,2 млн до 1,65 млн тонн.

Ещё одна тенденция в развитии предприятий данного сегмента связана с постоянным расширением ассортимента продукции. Например, «Фос-Агро» в настоящее время выпускает более 25 различных марок удобрений, тогда как 5 лет назад было всего 10 позиций. Основной акцент делается на новых марках комплексных фосфоросодержащих удобрений, востребованных на рынках развивающихся стран и премиальных рынках Западной Европы. В дальнейшем компания не исключает возможности полного перехода на производство сложных фосфоросодержащих удобрений.

Приоритетным направлением экспорта российских фосфорных удобрений до 2012 года выступала Индия. Но затем, на правах крупнейшего в мире импортера, эта страна стала устанавливать слишком низкие цены на ввозимую продукцию, что побудило российские предприятия искать другие нишевые рынки, предлагающие более высокие цены. Поэтому «ФосАгро» свободные экспортные потоки решило перенаправить на внутренний рынок, который называет для себя приоритетным, а также в Юго-Восточную Азию, Африку и Европу.

Между тем, в конце прошлого года Индия заинтересовалась несколькими проектами по производству фосфорных удобрений на территории России для обеспечения стабильных поставок в свою страну на долгосрочной основе. В частности, холдинг «Акрон» обсуждал с индийскими партнерами возможность совместной разработки месторождения фосфатов в Мурманской области.

Также следует отметить, что кроме азиатского направления всё более привлекательным для российских экспортеров фосфорных удобрений становится рынок Латинской Америки. Этому способствует рост потребления и развитие транспортной инфраструктуры в этих странах. Сегодня холдинги создают там собственных трейдеров и увеличивают объемы продаж.

 

Калийный сегмент

В динамике производства калийных удобрений в 2003-2013 гг. был отмечен существенный спад в кризисный 2009 год, после чего объемы вышли на прежний уровень. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом выпуск калийных удобрений вырос на 5,4% – до 7 млн тонн. Экспорт, как и внутренний рынок калийных удобрений, сегодня характеризуется наличием крупнейшего игрока, которым является «Уралкалий» (включая ОАО «Сильвинит»).

С 2012 года из-за макроэкономической нестабильности в ряде регионов мира произошло снижение спроса на калийные удобрения и увеличился уровень складских запасов, что вызвало понижение цен. В этих неблагоприятных условиях произошел известный конфликт между «Уралкалием» и «Беларуськалием», который закончился разрывом отношений и буквально обрушил рынок. Сейчас рынок калийных удобрений продолжает восстанавливаться от потрясений. Вместе с тем, «Уралкалий», который вовремя скорректировал политику продаж (в частности, отказался от принципа «цена важнее объема» и снизил отпускные цены на поставки продукции в страны Азии), смог уже в 2013 году не только вернуться к прежним объемам экспорта, но и увеличить их.

Ключевую роль для поставок калийных удобрений для «Уралкалия» в настоящее время играет азиатское направление, и в первую очередь Индия и Китай. Так, недавно «Уралкалий» объявил о заключении контракта с Китаем, согласно которому в первом полугодии 2014 года компания поставит китайским компаниям 700 тыс. тонн продукции.

Следует также отметить, что стремление к сотрудничеству с Китаем проявляют и другие компании, работающие в калийном сегменте. Так, холдинг «Еврохим» летом 2013 года объявил о планах создания с Migao Corporation, китайским производителем специализированных калийных удобрений, совместного предприятия в провинции Юннань. Ожидается, что новое совместное предприятие будет производить до 260 тыс. тонн удобрений в год. «Еврохим» и Migao Corporation планируют ввести завод в эксплуатацию уже в течение 2014 года.

Другим приоритетным направлением экспорта российских калийных удобрений выступает Бразилия. Для оптимизации логистики поставок в эту страну «Уралкалий» даже приобрел часть акций портового терминала в порту Антонина, расположение которого оптимально с точки зрения отгрузок в быстро развивающиеся районы страны. Эксперты отмечают, что такие страны Азии и Латинской Америки в обозримом будущем сохранят свое значение для экспорта российских калийных удобрений. 

Вместе с тем, в прошлом году «Уралкалий» пересмотрел свою инвестиционную стратегию в сторону уменьшения. Теперь до 2020 года компания планирует вложить в расширение производства $2,3 млрд и выйти на объемы производства хлористого калия 15 млн тонн в год (ранее речь шла о $5,5 млрд и 19 млн тонн в год соответственно). Среди наиболее масштабных планов компании – разработка Половодовского участка, предполагающая строительство горно-обогатительного комбината и расширении рудоуправления «Соликамск-3», первую фазу которого мощностью 400 тыс. тонн планируется завершить в 2017 году.

 

Резюме

Итак, российское производство минеральных удобрений в настоящее время в значительной степени зависит от каналов сбыта на мировой рынок, а они, в свою очередь, формируются исходя из конъюнктуры мирового рынка.

Эксперты предупреждают, что в будущем конкуренция на мировых рынках удобрений будет усиливаться в связи с вводом новых мощностей, что повлечет за собой некоторое снижение конкурентоспособности экспортных поставок отдельных видов удобрений, прежде всего азотных и фосфорных. В меньшей степени возрастет дисбаланс между предложением и спросом на рынке калийных удобрений.

Согласно прогнозам IFA, в ближайшие годы наиболее быстрыми темпами потребление минеральных удобрений будет расти в Южной и Восточной Азии, в Северной и Латинской Америке, а также в странах Карибского бассейна, которые наряду со странами Европы останутся основными направлениями российского экспорта.

 

Морские порты №4 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Российский учебный парусник подозревается в нарушении границы Финляндии

Российский учебный парусник подозревается в нарушении границы Финляндии Инцидент стал первым в текущем году

Совет директоров АСОП прошел в Новороссийске – MORVESTI.RU

Совет директоров АСОП прошел в Новороссийске – MORVESTI.RU В фокусе участников заседания - перспективы развития НМТП и взаимодействие АСОП с федеральными орг...

Российская экономика

Власти Сахалина намерены полностью загрузить мощности мини-завода СПГ в 2019-2020 гг.

Власти Сахалина намерены полностью загрузить мощности мини-завода СПГ в 2019-2020 гг. Правительство региона примет программу строительства сети газозаправок на всей территории острова, о...

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

Транспортная политика

Совет по стратегическому развитию одобрил план модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 г.

Совет по стратегическому развитию одобрил план модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 г. План утвержден с минимальными доработками, рассматривается список конкретных объектов.

План развития магистральной инфраструктуры предполагает вложения 6,3 трлн. руб.

План развития магистральной инфраструктуры предполагает вложения 6,3 трлн. руб. В проекте комплексного плана развития магистральной инфраструктуры заявлены 690 объектов, раздел по ...

Морские порты

ФАС получила заявку арабской DP World на покупку 49% транспортного гиганта Fesco

ФАС получила заявку арабской DP World на покупку 49% транспортного гиганта Fesco Правительственная комиссия по иностранным инвестициям рассмотрит сделку по вхождению арабского порто...

ОСК намерена направить около 4 млрд. руб. на судоремонтный завод в Каспийске

ОСК намерена направить около 4 млрд. руб. на судоремонтный завод в Каспийске В рамках принятого решения по перебазированию Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск достигнуты...




Морской транспорт

Парусник «Мир» гостил в Таллине

 Парусник «Мир» гостил в Таллине На паруснике «Мир» сейчас проходят практику свыше 100 курсантов мореходных училищ из Санкт-Петербург...

Росатом и ВТБ договорились о сотрудничестве в сфере финансирования проектов Севморпути

Росатом и ВТБ договорились о сотрудничестве в сфере финансирования проектов Севморпути В рамках меморандума о сотрудничестве предусматривается возможность предоставления лизингового финан...

Речной транспорт

Судоходная компания «Волжское пароходство» признана лучшей в сфере транспортной безопасности

Судоходная компания «Волжское пароходство» признана лучшей в сфере транспортной безопасности «Волжское пароходство» было признано лучшим в номинации «Лучший перевозчик морского или речного тран...

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход

На р. Лена сел на мель пассажирский теплоход Пострадавших и повреждений корпуса нет, производится доставка пассажиров до конечного пункта маршрут...

Ж/Д транспорт

В Саудовской Аравии введена в эксплуатацию первая скоростная железная дорога

В Саудовской Аравии введена в эксплуатацию первая скоростная железная дорога По данным саудовских властей, новой транспортной сетью протяженностью 450 км. смогут пользоваться до...

ТМХ и железные дороги Египта подписали договор о поставке 1,3 тыс. пассажирских вагонов

ТМХ и железные дороги Египта подписали договор о поставке 1,3 тыс. пассажирских вагонов Договор подписан по итогам выигранного консорциумом тендера, объявленного железными дорогами Египта ...

Авто транспорт

Минэнерго считает перспективным переход грузового транспорта на СПГ

Минэнерго считает перспективным переход грузового транспорта на СПГ СПГ для дальнемагистрального транспорта подходит куда лучше компримированного природного газа, котор...

Кабмин РФ инициировал возможность бесплатного проезда по платным дорогам Крайнего Севера

Кабмин РФ инициировал возможность бесплатного проезда по платным дорогам Крайнего Севера Законопроект устанавливает для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей исключение из...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...