Рост с ориентиром на экспорт

Грузовая база
Рост с ориентиром на экспорт

Созданная в советское время с расчетом на удовлетворение внутреннего спроса отрасль минеральных удобрений сегодня в России вынуждена ориентироваться прежде всего на возможности экспорта. Это отражается в стратегиях развития основных игроков отрасли: они консолидируют производственные мощности в холдинги, повышают конкурентные преимущества своей продукции и строят новые мощности с учетом оптимальной логистики поставок на растущие рынки сбыта – прежде всего Азии, Латинской и Северной Америки.

Галина Музлова

В течение 2003-2013 гг. производство минеральных удобрений в России увеличилось почти на треть – с 14 млн до 18,3 млн тонн (в пересчете на 100% питательных веществ). За 10 лет максимальный объем производства был зафиксирован в 2011 году – 18,7 млн тонн. В 2012-м отмечено небольшое падение объемов производства, после чего рост возобновился.

 

Консолидация мощностей и экспортный ориентир

В отличие от многих других отечественных предприятий, заводы, выпускающие минеральные удобрения, сохранили свой производственный потенциал и сейчас занимают заметные позиции среди мировых производителей данной продукции (на российское производство приходится порядка 6% мировых объемов минеральных удобрений).

Основной тенденцией в отрасли производства минеральных удобрений в России является консолидация, что выражается в создании крупных компаний и холдингов. Примерам могут служить холдинг «Акрон», компания «Еврохим».

Особенностью размещения предприятий по производству минеральных удобрений традиционно была сильная зависимость от источников основных видов сырья – природного газа, фосфоритов, апатитов, калийных солей. Вместе с тем, из-за наблюдаемого в последние годы усиления экспортной ориентации отрасли экспортный фактор сегодня оказывает на формирование ее территориальной структуры не менее существенное влияние, чем сырьевой.

Сама же тенденция усиления экспортной ориентации напрямую связана с сокращением внутреннего производства сельхозпродукции в годы реформ, а следовательно, и со снижением потребности сельского хозяйства в минеральных удобрениях.

Впрочем, с начала 2000-х годов сельскохозяйственная отрасль в стране начала оживать, и рост внутреннего производства аграрной продукции закономерно повлек за собой рост спроса на минеральные удобрения. Так, с 2002 по 2012 годы потребление удобрений в России выросло более чем на 1 млн тонн – с 1,42 до 2,5 млн тонн, в 2013 году показатель стабилизировался на уровне 2,4 млн тонн, и, по прогнозам, сохранится в 2014 году. В 2000-е годы российское потребление минеральных удобрений росло на 7% в год, сейчас темпы роста замедлились – за последние 3 года они не превышают 4-5% в год, что, впрочем, всё равно больше темпов роста мирового рынка (2,5-3% в год).

Сегодня рост потребностей отечественного сельского хозяйства в удобрениях не вызывает особого оптимизма с точки зрения перспектив сбыта продукции отечественных предприятий по производству минудобрений. Россия находится в числе стран с наиболее низкими объемами внесения минеральных удобрений на единицу сельскохозяйственной площади: по данным Международной ассоциации производителей удобрений (IFA), сейчас в нашей стране вносится около 15 кг минудобрений на каждый гектар сельхозугодий, что близко к показателям африканских стран. Для сравнения: в странах ЕС вносится 130 кг/га, в США – 110 кг/га, и даже в странах Латинской Америки – не менее 90 кг/га.

Шансы на быстрое улучшение ситуации, учитывая сложное положение российских сельхозпредприятий, крайне невелики. Если предположить, что внутри страны сохранится 5%-ный ежегодный прирост потребления минеральных удобрений, на достижение объемов, равных половине сегодняшнего производства, потребуется около 50 лет. Иными словами, внутренний спрос пока даже частично не может заменить внешний, и, скорее всего, не сможет этого сделать и в обозримом будущем. 

В такой ситуации у производителей минудобрений остается только один способ развиваться – ориентировать выпуск своей продукции на экспорт. Видя это, государство оказывает поддержку российским предприятиям: с 2009 года отменены пошлины на вывоз минеральных удобрений из России (пошлины в размере 5% для калийных удобрений и 8,5% для азотных и смешанных были введены в апреле 2008 года, но менее чем через год обнулены).

 

Азотный сегмент

Наибольший объем производства в отрасли приходится на группу азотных удобрений. Для нее характерны и самые динамичные темпы прироста в 2006-2013 гг. Более половины объема выпуска азотных удобрений в настоящее время производится в пределах «большой тройки» – компаний «Еврохим» (25%), «Уралхим» (17%) и «Акрон» (13%).

Холдинг «Еврохим», располагая несколькими мощностями для производства азотных удобрений и аммиака («Невинномысский Азот», «Новомосковский Азот» и завод EuroChem Antwerpen в Бельгии, приобретенный компанией в 2012 году у концерна BASF), сегодня в значительной степени сосредоточен на инвестициях в расширение сырьевой базы. В первую очередь компания стремится обеспечить потребности действующих и планируемых предприятий в газовом сырье.

С этой целью «Еврохим» в 2012 году уже приобрел независимого производителя газа ООО «Севернефть-Уренгой», совокупная годовая производственная мощность активов которого составляет приблизительно 1,1 млрд м3 природного газа и 220 тыс. тонн газового конденсата, что покрывает примерно 25% потребности компании в газе. В ближайших планах «Еврохима» – купить 100% ОАО «Астраханская нефтегазовая компания», а в перспективе – полностью обеспечить свои потребности в газе за счет собственной добычи или долгосрочных контрактов.

Многие инвестпроекты крупных компаний в азотном сегменте предполагают и увеличение производства аммиака, который является основой для производства экспортного продукта карбамида.

Так, «Еврохим» в текущем году рассчитывает подписать контракт и привлечь проектное финансирование на строительство завода по производству аммиака в Кингисеппе (Ленинградская область) мощностью 700 тыс. тонн в год. Холдинг «Уралхим» в рамках расширения мощностей на ОАО «Пермские минеральные удобрения» предполагает увеличить производство аммиака на 20% к 2015 году. Холдинг «Акрон» в 2013 году также приступил к строительству нового агрегата аммиака на своей производственной площадке в Великом Новгороде мощностью 700 тыс. тонн в год (запуск запланирован на 2015 год), что позволит «Акрону» стать экспортером аммиака наряду с «Еврохимом». Компания «ФосАгро» приняла решение о возведении в Череповце нового комплекса по производству аммиака, который по производительности станет самым мощным в России (760 тыс. тонн в год) и даст новый импульс развитию и самой компании, и всему сегменту азотных удобрений.

Нужно отметить, что производство расширяют не только крупные холдинги, но и отдельные независимые производители минеральных удобрений. Так, в прошлом году на базе «Менделеевсказота» (Татарстан) было начато строительство нового завода по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида. Собственник, компания «Аммоний», намерен построить новые мощности на 455 тыс. тонн аммиака и 718 тыс. тонн карбамида в год. Предполагается, что предприятие даст первую продукцию к концу 2015 года.

Крупный проект по строительству производства аммиака и карбамида (350 тыс. тонн и 1,2 млн тонн соответственно) был запланирован к реализации ГК «ИСТ» вблизи порта Усть-Луга. «ИСТ» планировала ввести в эксплуатацию завод к 2017 году и к этому времени построить в Усть-Луге терминал по перевалке удобрений мощностью более 4 млн тонн в год. На сегодняшний день компания официально не отказалась от данного проекта, но его реализация в первоначальном варианте пока находится под вопросом (в частности, обсуждается возможность строительства завода в другом регионе). Определенные сложности для данного проекта создает необходимость проведения ряда работ по расширению газотранспортной системы на северо-западе страны, которые запланированы «Газпромом» не раньше 2017 года.

Масштабные планы по расширению производства азотных удобрений есть и у бизнесмена Аркадия Ротенберга. И если озвученное им намерение по увеличению в несколько раз мощностей завода «Россошанские удобрения» аналитики оценивают скептически, то другой проект бизнесмена – создание азотного комплекса на Дальнем Востоке – вызывает в отрасли большой интерес.

К настоящему моменту проект обозначен в форме совместного меморандума с «Газпромом» и региональными властями. У завода, который  планируется построить в Хабаровском крае или Приморье, будет сразу два конкурентных преимущества: гарантированная обеспеченность сырьем (в 2011 году «Газпром» запустил газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток мощностью 6 млрд м3 газа в год с перспективой расширения до 30 млрд м3) и короткое транспортное плечо до Юго-Восточной Азии – основного рынка сбыта российских азотных удобрений. Эксперты утверждают, что по сравнению с действующими производствами за счет лучшей логистики инвесторы в этом проекте смогут экономить порядка $40 на каждой тонне азотной продукции, что соответствует 15% ее конечной цены.

 

Фосфорный сегмент

На протяжении 2006-2013 гг. годовые объемы производства фосфорных удобрений оставались более или менее стабильными, но в 2013 году производство сократилось на 1,1% – до 3,1 млн тонн.

Крупнейшим в стране производителем фосфорных удобрений выступает холдинг «ФосАгро», в частности, его заводы «ФосАгро-Череповец» (создано в результате слияния ОАО «Аммофос» и ОАО «Череповецкий Азот») и «Балаковские минеральные удобрения», использующие сырье ОАО «Апатит», которое также входит в холдинг. В настоящее время на предприятия холдинга приходится более 60% объема фосфорных удобрений, производимых в России, в том числе 30% производится на мощностях, входящих в «ФосАгро-Череповец».

Крупные предприятия по производству фосфорных удобрений входят в состав других химических холдингов, например, «Акрон» в Великом Новгороде с долей в общероссийском производстве около 7%, «Еврохим – Белореченские удобрения», или представлены независимыми компаниями, например, ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» с долей порядка 13% в общероссийском производстве.

Ряд предприятий сегмента прорабатывает планы по модернизации и созданию новых производств. Так, в настоящее время на «Балаковских минеральных удобрениях» ведется проектирование нового производства, которое позволит увеличить объемы переработки апатитового концентрата внутри холдинга, а также расширить ассортимент минеральных удобрений. Планируется, что к 2017 году их производство на балаковской площадке может быть увеличено с текущих 1,2 млн до 1,65 млн тонн.

Ещё одна тенденция в развитии предприятий данного сегмента связана с постоянным расширением ассортимента продукции. Например, «Фос-Агро» в настоящее время выпускает более 25 различных марок удобрений, тогда как 5 лет назад было всего 10 позиций. Основной акцент делается на новых марках комплексных фосфоросодержащих удобрений, востребованных на рынках развивающихся стран и премиальных рынках Западной Европы. В дальнейшем компания не исключает возможности полного перехода на производство сложных фосфоросодержащих удобрений.

Приоритетным направлением экспорта российских фосфорных удобрений до 2012 года выступала Индия. Но затем, на правах крупнейшего в мире импортера, эта страна стала устанавливать слишком низкие цены на ввозимую продукцию, что побудило российские предприятия искать другие нишевые рынки, предлагающие более высокие цены. Поэтому «ФосАгро» свободные экспортные потоки решило перенаправить на внутренний рынок, который называет для себя приоритетным, а также в Юго-Восточную Азию, Африку и Европу.

Между тем, в конце прошлого года Индия заинтересовалась несколькими проектами по производству фосфорных удобрений на территории России для обеспечения стабильных поставок в свою страну на долгосрочной основе. В частности, холдинг «Акрон» обсуждал с индийскими партнерами возможность совместной разработки месторождения фосфатов в Мурманской области.

Также следует отметить, что кроме азиатского направления всё более привлекательным для российских экспортеров фосфорных удобрений становится рынок Латинской Америки. Этому способствует рост потребления и развитие транспортной инфраструктуры в этих странах. Сегодня холдинги создают там собственных трейдеров и увеличивают объемы продаж.

 

Калийный сегмент

В динамике производства калийных удобрений в 2003-2013 гг. был отмечен существенный спад в кризисный 2009 год, после чего объемы вышли на прежний уровень. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом выпуск калийных удобрений вырос на 5,4% – до 7 млн тонн. Экспорт, как и внутренний рынок калийных удобрений, сегодня характеризуется наличием крупнейшего игрока, которым является «Уралкалий» (включая ОАО «Сильвинит»).

С 2012 года из-за макроэкономической нестабильности в ряде регионов мира произошло снижение спроса на калийные удобрения и увеличился уровень складских запасов, что вызвало понижение цен. В этих неблагоприятных условиях произошел известный конфликт между «Уралкалием» и «Беларуськалием», который закончился разрывом отношений и буквально обрушил рынок. Сейчас рынок калийных удобрений продолжает восстанавливаться от потрясений. Вместе с тем, «Уралкалий», который вовремя скорректировал политику продаж (в частности, отказался от принципа «цена важнее объема» и снизил отпускные цены на поставки продукции в страны Азии), смог уже в 2013 году не только вернуться к прежним объемам экспорта, но и увеличить их.

Ключевую роль для поставок калийных удобрений для «Уралкалия» в настоящее время играет азиатское направление, и в первую очередь Индия и Китай. Так, недавно «Уралкалий» объявил о заключении контракта с Китаем, согласно которому в первом полугодии 2014 года компания поставит китайским компаниям 700 тыс. тонн продукции.

Следует также отметить, что стремление к сотрудничеству с Китаем проявляют и другие компании, работающие в калийном сегменте. Так, холдинг «Еврохим» летом 2013 года объявил о планах создания с Migao Corporation, китайским производителем специализированных калийных удобрений, совместного предприятия в провинции Юннань. Ожидается, что новое совместное предприятие будет производить до 260 тыс. тонн удобрений в год. «Еврохим» и Migao Corporation планируют ввести завод в эксплуатацию уже в течение 2014 года.

Другим приоритетным направлением экспорта российских калийных удобрений выступает Бразилия. Для оптимизации логистики поставок в эту страну «Уралкалий» даже приобрел часть акций портового терминала в порту Антонина, расположение которого оптимально с точки зрения отгрузок в быстро развивающиеся районы страны. Эксперты отмечают, что такие страны Азии и Латинской Америки в обозримом будущем сохранят свое значение для экспорта российских калийных удобрений. 

Вместе с тем, в прошлом году «Уралкалий» пересмотрел свою инвестиционную стратегию в сторону уменьшения. Теперь до 2020 года компания планирует вложить в расширение производства $2,3 млрд и выйти на объемы производства хлористого калия 15 млн тонн в год (ранее речь шла о $5,5 млрд и 19 млн тонн в год соответственно). Среди наиболее масштабных планов компании – разработка Половодовского участка, предполагающая строительство горно-обогатительного комбината и расширении рудоуправления «Соликамск-3», первую фазу которого мощностью 400 тыс. тонн планируется завершить в 2017 году.

 

Резюме

Итак, российское производство минеральных удобрений в настоящее время в значительной степени зависит от каналов сбыта на мировой рынок, а они, в свою очередь, формируются исходя из конъюнктуры мирового рынка.

Эксперты предупреждают, что в будущем конкуренция на мировых рынках удобрений будет усиливаться в связи с вводом новых мощностей, что повлечет за собой некоторое снижение конкурентоспособности экспортных поставок отдельных видов удобрений, прежде всего азотных и фосфорных. В меньшей степени возрастет дисбаланс между предложением и спросом на рынке калийных удобрений.

Согласно прогнозам IFA, в ближайшие годы наиболее быстрыми темпами потребление минеральных удобрений будет расти в Южной и Восточной Азии, в Северной и Латинской Америке, а также в странах Карибского бассейна, которые наряду со странами Европы останутся основными направлениями российского экспорта.

 

Морские порты №4 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...