Кому нужна сталь?

Грузовая база
Кому нужна сталь?

Россия является одним из крупнейших производителей металлопродукции в мире. Перспективы развития отрасли и освоения внешних и внутреннего рынков были в центре внимания участников I конференции «Потребление стали в России», состоявшейся в ноябре 2012 года в Москве и организованной компанией «Бизнес-Форум» и информационно-аналитическим агентством «Металл Эксперт».

Тенденции в развитии экономики России и других стран оказывают влияние на потребление металла. Участники конференции поделились прогнозами на спрос в среднесрочной перспективе, обсудили перспективы поставок стали на внутренний и внешний рынки в условиях грядущего изменения расстановки сил и смены основных игроков, обозначили тенденции развития металлоемких производств в нашей стране.

Ольга Гольдберг

 

Где ждут отечественную сталь?

Заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников обратил внимание на довольно высокий уровень производительности труда в металлургической отрасли. Она сопоставима с показателем в странах Восточной Европы, хотя в подавляющем количестве отраслей данный показатель почти вдвое меньше. Рентабельность по металлургической отрасли составляет 9%, в то время как у нее рекордно низкая налоговая нагрузка по сравнению с другими отраслями (в 1,5 раза ниже, чем в среднем по экономике). Таким образом, считает эксперт, «металлурги в целом чувствуют себя неплохо», и им нужно стремиться догонять развитые страны.

Идею поддерживает и развивает ведущий эксперт Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития России Виктор Бобылев. Он отметил, что в развивающихся странах прирост экономики дает значительный прирост потребления металла: так, в последние годы 8%-процентный темп прироста экономики в Китае сопровождался 6%-процентным приростом металлопотребления. В то время как прирост ВВП в промышленно развитых странах, например, в США, Германии, Японии оставляет без изменений потребление металла и металлопроката.

Поскольку Россия относится к первому типу, эксперт прогнозирует рост мирового потребления металла к 2020-2030 годам в районе 60-70%. Это повлечет за собой рост судостроительной, авиастроительной отраслей в 3-5 раз, и даже в машиностроении – более  чем в 1,5 раза. В связи с этим у российских металлургов открываются экспортные перспективы, и надо определиться на какие рынки – развитые или развивающиеся – они захотят ориентироваться.

Эксперт считает очевидным, что «нас никто не ждет на американском рынке с нашим листом с покрытием, потому что туда придет и японский, и европейский, и сами они делают достаточно». В российском экспорте в США преобладает продукция низкой переделки (слябы, заготовки).

Что касается экспорта на развивающиеся рынки Юго-восточной Азии, то по мере развития национальных экономик возрастает и конкуренция, и отечественный металл начинают вытеснять, хотя еще 10 лет назад доля в российском экспорте составляла 65-70%. В связи с этим эксперт делает вывод, что оптимальным является выход на индустриальные рынки с продукцией высокого передела (труба, лист и пр.).

 

Экспортная ориентированность

За три квартала 2012 года российские металлурги выплавили 53,77 млн тонн стали, прибавив по отношению к аналогичному периоду 2011 года 4,3% (данные бельгийской World Steel Association). Немалую часть своей продукции предприятия металлургической отрасли ориентируют на внешние рынки. Доля экспорта в отгрузках стальной продукции в РФ по данным Государственного таможенного комитета РФ за первые 9 месяцев 2012 года составила 36,8%. В общем объеме экспорта лидируют стальные полуфабрикаты, их порядка 70–80%, а меньше всего экспортируют трубы (около 12% от производства).

Крупнейшими металлургическими комбинатами в России являются Магнитогорский (Группа ММК), Новолипецкий (ОАО «НЛМК»), Череповецкий («Северсталь»), Западно-Сибирский («Евраз»),  Нижнетагильский («Евраз»), Новокузнецкий («Евраз»), Челябинский («Мечел»), «Уральская сталь» («Металлоинвест»), Оскольский электрометаллургический комбинат («Металлоинвест»). Так, Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты за первые 6 месяцев 2012 года экспортировали 35,6% и 38,4% своей металлопродукции соответственно. За 9 месяцев уходящего года выручка от экспорта НЛМК превысила $3,7 млрд.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, за январь-август 2012 года на экспорт было отгружено более 26 млн тонн черных металлов, что на 14,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Из них около 24 млн тонн – в страны дальнего зарубежья и около 3 млн тонн – в страны СНГ. Импорт в Россию за этот период составил около 4 млн тонн, из них около 2,5 млн тонн – из СНГ и около 1,7 млн тонн – из дальнего зарубежья.

Экспорт российской стальной трубной продукции, согласно информации от того же ведомства, за первое полугодие 2012-го составил 723 тыс. тонн, что на 24% выше показателя аналогичного периода прошлого года. Трубы были отгружены в страны СНГ (60%), а также в США и Кувейт.

Производство сортового проката на экспорт также возросло: изготовленные с января по сентябрь 2012 года 10 млн тонн почти полностью отправлены в страны дальнего зарубежья (данные Минпромторга России). Прибавка 25% по отношению к аналогичному периоду 2011 года появилась в основном за счет вывоза металла на предприятия российских металлургических холдингов Evraz Plc, группы НЛМК и «Северстали», расположенные в США и Италии.

Основными покупателями российского черного металлопроката являются Казахстан (порядка 12%), Турция (около 12%), Италия (примерно 7%), Иран (порядка 7%), Узбекистан, США и Китай – приблизительно по 3-4%.

Несмотря на рост экспортного производства, аналитики напоминают о сокращении производства стали в Китае, которое спровоцирует падение цен на сырье и дальнейшее снижение цен на сталь, а также о попытках возврата США к ввозным пошлинам на горячекатаные стальные рулоны для защиты от возможного увеличения импорта со стороны российских металлургов. Все это подталкивает участников рынка к выработке правильных дальнейших шагов.

 

Сталь нужнее в России

С перспектив экспорта на возможности внутреннего рынка перевел разговор руководитель направления «Металл Эксперт Консалтинг» Владимир Терловой. «Когда Япония, затем страны Дальнего Востока, а сегодня и Китай выходят на экспортно-ориентированные рынки, они в первую очередь развивают свою экономику за счет экспорта. Чтобы понять, есть ли такие возможности у России, достаточно сравнить уровень ВВП стран. Россия сегодня по уровню ВВП опережает целый ряд восточно-европейских стран и далеко впереди по сравнению с азиатскими странами. То есть рассчитывать на то, что Россия будет в будущем расти за счет экспорта, я бы не стал. Сегодня Россия может расти за счет внутреннего рынка», – считает В.Терловой.

Он привел статистические данные, свидетельствующие о том, что, несмотря на наметившиеся тенденции роста производства в российском машиностроении (автопром, производство бытовой техники, транспортное и тяжелое машиностроение), основу спроса на сталь обеспечивало и обеспечивает строительство. Так, на основании динамики металлопотребления в 2012 году можно сделать вывод, что основной прирост потребления обеспечили виды проката строительного назначения: прокат с покрытием вырос на 20,3%, арматура на 18,6%. По итогам 2012 года ожидается рост общероссийского внутреннего потребления на 5% (40 млн тонн).

Для сравнения, потребление стали в мире за 9 месяцев уходящего года выросло только на 0,6%. Резко замедлился рост спроса на сталь в Китае – от недавних двузначных темпов роста до скромных 0,7-0,8% в 2012 году (по оценкам «Металл Эксперт Консалтинг»). Кстати, это серьезная угроза для мирового рынка черных металлов, заметил В.Терловой: «Китай может не просто замедлить и сохранить невысокие тепы роста потребления, а просто прекратить потреблять металл и начать активно его экспортировать».

Перспективы мирового рынка довольно пессимистичны: стабилизация спроса со стороны Китая; меньшие, чем декларируются, темпы роста спроса на сталь в Индии и странах Ближнего Востока; стагнация металлопотребления на рынках развитых стран.

Российский же рынок стали будет расти быстрее, чем мировой. «У нашей экономики нет другого выхода, кроме как развивать металлопотребление, – считает В.Терловой и называет точки роста для металлопотребления, – Необходимо развивать и строить железные дороги, линии электропередач, обновлять основные фонды предприятий с целью повышения их эффективности и конкурентоспособности в таких отраслях как энергетика, химия и нефтепереработка и другие».

Структура отгрузок на внутренний рынок и структура потребления металла, по словам В.Терлового, также указывают на тенденцию пусть медленного, но сокращения объемов экспорта, в то время как объемы импорта по сортовому и листовому прокату превысили докризисный уровень.

Высокотехнологичную продукцию, такую как прокат с покрытием, нержавеющий прокат, мы импортируем из развитых стран (до 50% рынка). Наши же металлургические предприятия при производстве высокотехнологичной продукции теряют свою рентабельность до отрицательных величин. При весьма оптимистичной оценке перспектив потребления стали в России есть угроза, говорит эксперт, что весь рост спроса будет удовлетворен за счет импорта. Он выразил надежду, что металлурги начнут продвигать на рынок более высокотехнологичную продукцию.

Между тем статистика грузоперевозок за уходящий год свидетельствует о росте экспортных отправок металла. По данным Ассоциации морских торговых портов, за 11 месяцев уходящего года объем перевалки черных металлов увеличился на 7,9% (23,9 млн тонн), цветных металлов 5,1% (3,9 млн тонн). А в Туапсинском порту в январе-сентябре 2012 года объем перевалки металлов на экспорт вырос в 10 раз до 1 млн тонн.

Насколько оправдаются прогнозы участников конференции, покажет время.

 

Морские порты №10 (2012)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами Пограничники ФСБ со спецназом и при поддержке авиации задержали в Приморье четыре иностранных трауле...

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым во время патрулирования озера Сиваш...

Российская экономика

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания Грузовой вездеход «Бурлак», разработанный командой уральских инженеров, успешно прошел испытания в о...

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти Научно-производственное управление «АвиаТех» завершает работу над первым в России арктическим самоле...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-сентябре 2017 года перевалили 272,15 млн тонн сухих грузов, что на 9,4%...

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов Морские порты РФ по итогам января-сентября 2017 года перевалили 308,27 млн тонн наливных грузов, что...




Морской транспорт

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске Ярославской области осуществил торжественный спуск на вод...

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме На реке Колыма завершилась навигация. Впервые в Зеленомысский порт, расположенный в ее устье приходи...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов Минприроды России инициировало снижение железнодорожного тарифа на перевозку пеллетов (древесных...

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ Объем перевозок «ТрансКонтейнера» по итогам января - сентября 2017 года вырос по сравнению с аналоги...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...