Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Кому нужна сталь?

Грузовая база
Кому нужна сталь?

Россия является одним из крупнейших производителей металлопродукции в мире. Перспективы развития отрасли и освоения внешних и внутреннего рынков были в центре внимания участников I конференции «Потребление стали в России», состоявшейся в ноябре 2012 года в Москве и организованной компанией «Бизнес-Форум» и информационно-аналитическим агентством «Металл Эксперт».

Тенденции в развитии экономики России и других стран оказывают влияние на потребление металла. Участники конференции поделились прогнозами на спрос в среднесрочной перспективе, обсудили перспективы поставок стали на внутренний и внешний рынки в условиях грядущего изменения расстановки сил и смены основных игроков, обозначили тенденции развития металлоемких производств в нашей стране.

Ольга Гольдберг

 

Где ждут отечественную сталь?

Заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников обратил внимание на довольно высокий уровень производительности труда в металлургической отрасли. Она сопоставима с показателем в странах Восточной Европы, хотя в подавляющем количестве отраслей данный показатель почти вдвое меньше. Рентабельность по металлургической отрасли составляет 9%, в то время как у нее рекордно низкая налоговая нагрузка по сравнению с другими отраслями (в 1,5 раза ниже, чем в среднем по экономике). Таким образом, считает эксперт, «металлурги в целом чувствуют себя неплохо», и им нужно стремиться догонять развитые страны.

Идею поддерживает и развивает ведущий эксперт Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития России Виктор Бобылев. Он отметил, что в развивающихся странах прирост экономики дает значительный прирост потребления металла: так, в последние годы 8%-процентный темп прироста экономики в Китае сопровождался 6%-процентным приростом металлопотребления. В то время как прирост ВВП в промышленно развитых странах, например, в США, Германии, Японии оставляет без изменений потребление металла и металлопроката.

Поскольку Россия относится к первому типу, эксперт прогнозирует рост мирового потребления металла к 2020-2030 годам в районе 60-70%. Это повлечет за собой рост судостроительной, авиастроительной отраслей в 3-5 раз, и даже в машиностроении – более  чем в 1,5 раза. В связи с этим у российских металлургов открываются экспортные перспективы, и надо определиться на какие рынки – развитые или развивающиеся – они захотят ориентироваться.

Эксперт считает очевидным, что «нас никто не ждет на американском рынке с нашим листом с покрытием, потому что туда придет и японский, и европейский, и сами они делают достаточно». В российском экспорте в США преобладает продукция низкой переделки (слябы, заготовки).

Что касается экспорта на развивающиеся рынки Юго-восточной Азии, то по мере развития национальных экономик возрастает и конкуренция, и отечественный металл начинают вытеснять, хотя еще 10 лет назад доля в российском экспорте составляла 65-70%. В связи с этим эксперт делает вывод, что оптимальным является выход на индустриальные рынки с продукцией высокого передела (труба, лист и пр.).

 

Экспортная ориентированность

За три квартала 2012 года российские металлурги выплавили 53,77 млн тонн стали, прибавив по отношению к аналогичному периоду 2011 года 4,3% (данные бельгийской World Steel Association). Немалую часть своей продукции предприятия металлургической отрасли ориентируют на внешние рынки. Доля экспорта в отгрузках стальной продукции в РФ по данным Государственного таможенного комитета РФ за первые 9 месяцев 2012 года составила 36,8%. В общем объеме экспорта лидируют стальные полуфабрикаты, их порядка 70–80%, а меньше всего экспортируют трубы (около 12% от производства).

Крупнейшими металлургическими комбинатами в России являются Магнитогорский (Группа ММК), Новолипецкий (ОАО «НЛМК»), Череповецкий («Северсталь»), Западно-Сибирский («Евраз»),  Нижнетагильский («Евраз»), Новокузнецкий («Евраз»), Челябинский («Мечел»), «Уральская сталь» («Металлоинвест»), Оскольский электрометаллургический комбинат («Металлоинвест»). Так, Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты за первые 6 месяцев 2012 года экспортировали 35,6% и 38,4% своей металлопродукции соответственно. За 9 месяцев уходящего года выручка от экспорта НЛМК превысила $3,7 млрд.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, за январь-август 2012 года на экспорт было отгружено более 26 млн тонн черных металлов, что на 14,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Из них около 24 млн тонн – в страны дальнего зарубежья и около 3 млн тонн – в страны СНГ. Импорт в Россию за этот период составил около 4 млн тонн, из них около 2,5 млн тонн – из СНГ и около 1,7 млн тонн – из дальнего зарубежья.

Экспорт российской стальной трубной продукции, согласно информации от того же ведомства, за первое полугодие 2012-го составил 723 тыс. тонн, что на 24% выше показателя аналогичного периода прошлого года. Трубы были отгружены в страны СНГ (60%), а также в США и Кувейт.

Производство сортового проката на экспорт также возросло: изготовленные с января по сентябрь 2012 года 10 млн тонн почти полностью отправлены в страны дальнего зарубежья (данные Минпромторга России). Прибавка 25% по отношению к аналогичному периоду 2011 года появилась в основном за счет вывоза металла на предприятия российских металлургических холдингов Evraz Plc, группы НЛМК и «Северстали», расположенные в США и Италии.

Основными покупателями российского черного металлопроката являются Казахстан (порядка 12%), Турция (около 12%), Италия (примерно 7%), Иран (порядка 7%), Узбекистан, США и Китай – приблизительно по 3-4%.

Несмотря на рост экспортного производства, аналитики напоминают о сокращении производства стали в Китае, которое спровоцирует падение цен на сырье и дальнейшее снижение цен на сталь, а также о попытках возврата США к ввозным пошлинам на горячекатаные стальные рулоны для защиты от возможного увеличения импорта со стороны российских металлургов. Все это подталкивает участников рынка к выработке правильных дальнейших шагов.

 

Сталь нужнее в России

С перспектив экспорта на возможности внутреннего рынка перевел разговор руководитель направления «Металл Эксперт Консалтинг» Владимир Терловой. «Когда Япония, затем страны Дальнего Востока, а сегодня и Китай выходят на экспортно-ориентированные рынки, они в первую очередь развивают свою экономику за счет экспорта. Чтобы понять, есть ли такие возможности у России, достаточно сравнить уровень ВВП стран. Россия сегодня по уровню ВВП опережает целый ряд восточно-европейских стран и далеко впереди по сравнению с азиатскими странами. То есть рассчитывать на то, что Россия будет в будущем расти за счет экспорта, я бы не стал. Сегодня Россия может расти за счет внутреннего рынка», – считает В.Терловой.

Он привел статистические данные, свидетельствующие о том, что, несмотря на наметившиеся тенденции роста производства в российском машиностроении (автопром, производство бытовой техники, транспортное и тяжелое машиностроение), основу спроса на сталь обеспечивало и обеспечивает строительство. Так, на основании динамики металлопотребления в 2012 году можно сделать вывод, что основной прирост потребления обеспечили виды проката строительного назначения: прокат с покрытием вырос на 20,3%, арматура на 18,6%. По итогам 2012 года ожидается рост общероссийского внутреннего потребления на 5% (40 млн тонн).

Для сравнения, потребление стали в мире за 9 месяцев уходящего года выросло только на 0,6%. Резко замедлился рост спроса на сталь в Китае – от недавних двузначных темпов роста до скромных 0,7-0,8% в 2012 году (по оценкам «Металл Эксперт Консалтинг»). Кстати, это серьезная угроза для мирового рынка черных металлов, заметил В.Терловой: «Китай может не просто замедлить и сохранить невысокие тепы роста потребления, а просто прекратить потреблять металл и начать активно его экспортировать».

Перспективы мирового рынка довольно пессимистичны: стабилизация спроса со стороны Китая; меньшие, чем декларируются, темпы роста спроса на сталь в Индии и странах Ближнего Востока; стагнация металлопотребления на рынках развитых стран.

Российский же рынок стали будет расти быстрее, чем мировой. «У нашей экономики нет другого выхода, кроме как развивать металлопотребление, – считает В.Терловой и называет точки роста для металлопотребления, – Необходимо развивать и строить железные дороги, линии электропередач, обновлять основные фонды предприятий с целью повышения их эффективности и конкурентоспособности в таких отраслях как энергетика, химия и нефтепереработка и другие».

Структура отгрузок на внутренний рынок и структура потребления металла, по словам В.Терлового, также указывают на тенденцию пусть медленного, но сокращения объемов экспорта, в то время как объемы импорта по сортовому и листовому прокату превысили докризисный уровень.

Высокотехнологичную продукцию, такую как прокат с покрытием, нержавеющий прокат, мы импортируем из развитых стран (до 50% рынка). Наши же металлургические предприятия при производстве высокотехнологичной продукции теряют свою рентабельность до отрицательных величин. При весьма оптимистичной оценке перспектив потребления стали в России есть угроза, говорит эксперт, что весь рост спроса будет удовлетворен за счет импорта. Он выразил надежду, что металлурги начнут продвигать на рынок более высокотехнологичную продукцию.

Между тем статистика грузоперевозок за уходящий год свидетельствует о росте экспортных отправок металла. По данным Ассоциации морских торговых портов, за 11 месяцев уходящего года объем перевалки черных металлов увеличился на 7,9% (23,9 млн тонн), цветных металлов 5,1% (3,9 млн тонн). А в Туапсинском порту в январе-сентябре 2012 года объем перевалки металлов на экспорт вырос в 10 раз до 1 млн тонн.

Насколько оправдаются прогнозы участников конференции, покажет время.

 

Морские порты №10 (2012)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Макаровцы приняли участие в митинге в честь 90-летия со дня рождения Валентина Пикуля

Макаровцы приняли участие в митинге в честь 90-летия со дня рождения Валентина Пикуля Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова 13 июля принял уча...

Яхта под парусами часовой мануфактуры «6МХ» стала призером регаты в Ленинградской области

Яхта под парусами часовой мануфактуры «6МХ» стала призером регаты в Ленинградской области Завершился Чемпионат России по парусному спорту в классах яхт Open800 и «Четвертьтонник» ITL Sailing...

Российская экономика

Избран новый состав Совета директоров АО «ПО «Севмаш»

Избран новый состав Совета директоров АО «ПО «Севмаш» Общим собранием акционеров АО «ПО «Севмаш» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин

Профицит федерального бюджета в I полугодии составил 1,9% ВВП – Минфин Федеральный бюджет РФ исполнен в первом половине 2018 года с профицитом в 1,9% ВВП, или 877 млрд...

Транспортная политика

Законопроект о закрытой перевалке угля вновь внесен в Госдуму

Законопроект о закрытой перевалке угля вновь внесен в Госдуму В Государственную Думу депутатами от ЛДПР внесен законопроект, который предлагает обязать морские те...

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы

Совет ИМО решил учредить рабочую группу для проработки своей реформы 120-я сессия Совета Международной морской организации (ИМО) прошла со 2 по 6 июля в Лондоне,...

Морские порты

Росморпорт начал осуществлять лоцманские проводки в морском порту Махачкала

Росморпорт начал осуществлять лоцманские проводки в морском порту Махачкала Махачкалинский филиал ФГУП «Росморпорт» с 1 июня 2018 года начал оказывать в морском порту Махачкала...

В Таганроге построят яхтенный порт с ремонтной базой

В Таганроге построят яхтенный порт с ремонтной базой В Таганроге построит стоянку и место для хранения маломерных судов. Об этом сообщает управление инфо...




Морской транспорт

С 1 января 2019 года изменится порядок учета расходов владельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре

С 1 января 2019 года изменится порядок учета расходов владельцев судов, зарегистрированных в Российском международном реестре В силу вступает Федеральный закон от 04.06.2018 № 137-ФЗ. Судовладельцы смогут начислять амортизацию...

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике

«СКАНЭКС» помогает развивать судоходство в Арктике ГК «СКАНЭКС» и крупнейшая российская судоходная компания ПАО «Совкомфлот» на протяжении года развива...

Речной транспорт

Танкер-химовоз проекта RST27M «Балт Флот 16» включен в список Significant Ships of 2017

Танкер-химовоз проекта RST27M «Балт Флот 16» включен в список Significant Ships of 2017 Британское Королевское общество корабельных инженеров (RINA - Royal Institution of Naval Archite...

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов

Прокуратура требует поднять со дна Псковского озера семь затонувших судов Псковская природоохранная межрайонная прокуратура требует поднять семь затонувших судов со дна Псков...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит покупку терминала у Global Ports

Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит покупку терминала у Global Ports Совет директоров «ТрансКонтейнера» 18 июля рассмотрит вопрос о покупке у Global Ports терминала в Са...

ФАС разрешила «Трансконтейнеру» купить терминал в Санкт- Петербурге - замглавы компании

ФАС разрешила «Трансконтейнеру» купить терминал в Санкт- Петербурге - замглавы компании Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила «Трансконтейнеру» купить у Global Ports т...

Авто транспорт

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь

Около 460 тыс. автомобилей приехали по Крымскому мосту за июнь Почти 460 тыс. автомобилей проехали по Крымскому мосту за июнь 2018 года, всего за 1,5 месяца работы...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне

Качество подготовки специалистов – на мировом уровне Оценка деятельности, данная компетентным человеком, всегда воспринимается как наиболее объективная. ...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...