Кому нужна сталь?

Грузовая база
Кому нужна сталь?

Россия является одним из крупнейших производителей металлопродукции в мире. Перспективы развития отрасли и освоения внешних и внутреннего рынков были в центре внимания участников I конференции «Потребление стали в России», состоявшейся в ноябре 2012 года в Москве и организованной компанией «Бизнес-Форум» и информационно-аналитическим агентством «Металл Эксперт».

Тенденции в развитии экономики России и других стран оказывают влияние на потребление металла. Участники конференции поделились прогнозами на спрос в среднесрочной перспективе, обсудили перспективы поставок стали на внутренний и внешний рынки в условиях грядущего изменения расстановки сил и смены основных игроков, обозначили тенденции развития металлоемких производств в нашей стране.

Ольга Гольдберг

 

Где ждут отечественную сталь?

Заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников обратил внимание на довольно высокий уровень производительности труда в металлургической отрасли. Она сопоставима с показателем в странах Восточной Европы, хотя в подавляющем количестве отраслей данный показатель почти вдвое меньше. Рентабельность по металлургической отрасли составляет 9%, в то время как у нее рекордно низкая налоговая нагрузка по сравнению с другими отраслями (в 1,5 раза ниже, чем в среднем по экономике). Таким образом, считает эксперт, «металлурги в целом чувствуют себя неплохо», и им нужно стремиться догонять развитые страны.

Идею поддерживает и развивает ведущий эксперт Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития России Виктор Бобылев. Он отметил, что в развивающихся странах прирост экономики дает значительный прирост потребления металла: так, в последние годы 8%-процентный темп прироста экономики в Китае сопровождался 6%-процентным приростом металлопотребления. В то время как прирост ВВП в промышленно развитых странах, например, в США, Германии, Японии оставляет без изменений потребление металла и металлопроката.

Поскольку Россия относится к первому типу, эксперт прогнозирует рост мирового потребления металла к 2020-2030 годам в районе 60-70%. Это повлечет за собой рост судостроительной, авиастроительной отраслей в 3-5 раз, и даже в машиностроении – более  чем в 1,5 раза. В связи с этим у российских металлургов открываются экспортные перспективы, и надо определиться на какие рынки – развитые или развивающиеся – они захотят ориентироваться.

Эксперт считает очевидным, что «нас никто не ждет на американском рынке с нашим листом с покрытием, потому что туда придет и японский, и европейский, и сами они делают достаточно». В российском экспорте в США преобладает продукция низкой переделки (слябы, заготовки).

Что касается экспорта на развивающиеся рынки Юго-восточной Азии, то по мере развития национальных экономик возрастает и конкуренция, и отечественный металл начинают вытеснять, хотя еще 10 лет назад доля в российском экспорте составляла 65-70%. В связи с этим эксперт делает вывод, что оптимальным является выход на индустриальные рынки с продукцией высокого передела (труба, лист и пр.).

 

Экспортная ориентированность

За три квартала 2012 года российские металлурги выплавили 53,77 млн тонн стали, прибавив по отношению к аналогичному периоду 2011 года 4,3% (данные бельгийской World Steel Association). Немалую часть своей продукции предприятия металлургической отрасли ориентируют на внешние рынки. Доля экспорта в отгрузках стальной продукции в РФ по данным Государственного таможенного комитета РФ за первые 9 месяцев 2012 года составила 36,8%. В общем объеме экспорта лидируют стальные полуфабрикаты, их порядка 70–80%, а меньше всего экспортируют трубы (около 12% от производства).

Крупнейшими металлургическими комбинатами в России являются Магнитогорский (Группа ММК), Новолипецкий (ОАО «НЛМК»), Череповецкий («Северсталь»), Западно-Сибирский («Евраз»),  Нижнетагильский («Евраз»), Новокузнецкий («Евраз»), Челябинский («Мечел»), «Уральская сталь» («Металлоинвест»), Оскольский электрометаллургический комбинат («Металлоинвест»). Так, Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты за первые 6 месяцев 2012 года экспортировали 35,6% и 38,4% своей металлопродукции соответственно. За 9 месяцев уходящего года выручка от экспорта НЛМК превысила $3,7 млрд.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, за январь-август 2012 года на экспорт было отгружено более 26 млн тонн черных металлов, что на 14,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Из них около 24 млн тонн – в страны дальнего зарубежья и около 3 млн тонн – в страны СНГ. Импорт в Россию за этот период составил около 4 млн тонн, из них около 2,5 млн тонн – из СНГ и около 1,7 млн тонн – из дальнего зарубежья.

Экспорт российской стальной трубной продукции, согласно информации от того же ведомства, за первое полугодие 2012-го составил 723 тыс. тонн, что на 24% выше показателя аналогичного периода прошлого года. Трубы были отгружены в страны СНГ (60%), а также в США и Кувейт.

Производство сортового проката на экспорт также возросло: изготовленные с января по сентябрь 2012 года 10 млн тонн почти полностью отправлены в страны дальнего зарубежья (данные Минпромторга России). Прибавка 25% по отношению к аналогичному периоду 2011 года появилась в основном за счет вывоза металла на предприятия российских металлургических холдингов Evraz Plc, группы НЛМК и «Северстали», расположенные в США и Италии.

Основными покупателями российского черного металлопроката являются Казахстан (порядка 12%), Турция (около 12%), Италия (примерно 7%), Иран (порядка 7%), Узбекистан, США и Китай – приблизительно по 3-4%.

Несмотря на рост экспортного производства, аналитики напоминают о сокращении производства стали в Китае, которое спровоцирует падение цен на сырье и дальнейшее снижение цен на сталь, а также о попытках возврата США к ввозным пошлинам на горячекатаные стальные рулоны для защиты от возможного увеличения импорта со стороны российских металлургов. Все это подталкивает участников рынка к выработке правильных дальнейших шагов.

 

Сталь нужнее в России

С перспектив экспорта на возможности внутреннего рынка перевел разговор руководитель направления «Металл Эксперт Консалтинг» Владимир Терловой. «Когда Япония, затем страны Дальнего Востока, а сегодня и Китай выходят на экспортно-ориентированные рынки, они в первую очередь развивают свою экономику за счет экспорта. Чтобы понять, есть ли такие возможности у России, достаточно сравнить уровень ВВП стран. Россия сегодня по уровню ВВП опережает целый ряд восточно-европейских стран и далеко впереди по сравнению с азиатскими странами. То есть рассчитывать на то, что Россия будет в будущем расти за счет экспорта, я бы не стал. Сегодня Россия может расти за счет внутреннего рынка», – считает В.Терловой.

Он привел статистические данные, свидетельствующие о том, что, несмотря на наметившиеся тенденции роста производства в российском машиностроении (автопром, производство бытовой техники, транспортное и тяжелое машиностроение), основу спроса на сталь обеспечивало и обеспечивает строительство. Так, на основании динамики металлопотребления в 2012 году можно сделать вывод, что основной прирост потребления обеспечили виды проката строительного назначения: прокат с покрытием вырос на 20,3%, арматура на 18,6%. По итогам 2012 года ожидается рост общероссийского внутреннего потребления на 5% (40 млн тонн).

Для сравнения, потребление стали в мире за 9 месяцев уходящего года выросло только на 0,6%. Резко замедлился рост спроса на сталь в Китае – от недавних двузначных темпов роста до скромных 0,7-0,8% в 2012 году (по оценкам «Металл Эксперт Консалтинг»). Кстати, это серьезная угроза для мирового рынка черных металлов, заметил В.Терловой: «Китай может не просто замедлить и сохранить невысокие тепы роста потребления, а просто прекратить потреблять металл и начать активно его экспортировать».

Перспективы мирового рынка довольно пессимистичны: стабилизация спроса со стороны Китая; меньшие, чем декларируются, темпы роста спроса на сталь в Индии и странах Ближнего Востока; стагнация металлопотребления на рынках развитых стран.

Российский же рынок стали будет расти быстрее, чем мировой. «У нашей экономики нет другого выхода, кроме как развивать металлопотребление, – считает В.Терловой и называет точки роста для металлопотребления, – Необходимо развивать и строить железные дороги, линии электропередач, обновлять основные фонды предприятий с целью повышения их эффективности и конкурентоспособности в таких отраслях как энергетика, химия и нефтепереработка и другие».

Структура отгрузок на внутренний рынок и структура потребления металла, по словам В.Терлового, также указывают на тенденцию пусть медленного, но сокращения объемов экспорта, в то время как объемы импорта по сортовому и листовому прокату превысили докризисный уровень.

Высокотехнологичную продукцию, такую как прокат с покрытием, нержавеющий прокат, мы импортируем из развитых стран (до 50% рынка). Наши же металлургические предприятия при производстве высокотехнологичной продукции теряют свою рентабельность до отрицательных величин. При весьма оптимистичной оценке перспектив потребления стали в России есть угроза, говорит эксперт, что весь рост спроса будет удовлетворен за счет импорта. Он выразил надежду, что металлурги начнут продвигать на рынок более высокотехнологичную продукцию.

Между тем статистика грузоперевозок за уходящий год свидетельствует о росте экспортных отправок металла. По данным Ассоциации морских торговых портов, за 11 месяцев уходящего года объем перевалки черных металлов увеличился на 7,9% (23,9 млн тонн), цветных металлов 5,1% (3,9 млн тонн). А в Туапсинском порту в январе-сентябре 2012 года объем перевалки металлов на экспорт вырос в 10 раз до 1 млн тонн.

Насколько оправдаются прогнозы участников конференции, покажет время.

 

Морские порты №10 (2012)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...