Кому нужна сталь?

Грузовая база
Кому нужна сталь?

Россия является одним из крупнейших производителей металлопродукции в мире. Перспективы развития отрасли и освоения внешних и внутреннего рынков были в центре внимания участников I конференции «Потребление стали в России», состоявшейся в ноябре 2012 года в Москве и организованной компанией «Бизнес-Форум» и информационно-аналитическим агентством «Металл Эксперт».

Тенденции в развитии экономики России и других стран оказывают влияние на потребление металла. Участники конференции поделились прогнозами на спрос в среднесрочной перспективе, обсудили перспективы поставок стали на внутренний и внешний рынки в условиях грядущего изменения расстановки сил и смены основных игроков, обозначили тенденции развития металлоемких производств в нашей стране.

Ольга Гольдберг

 

Где ждут отечественную сталь?

Заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников обратил внимание на довольно высокий уровень производительности труда в металлургической отрасли. Она сопоставима с показателем в странах Восточной Европы, хотя в подавляющем количестве отраслей данный показатель почти вдвое меньше. Рентабельность по металлургической отрасли составляет 9%, в то время как у нее рекордно низкая налоговая нагрузка по сравнению с другими отраслями (в 1,5 раза ниже, чем в среднем по экономике). Таким образом, считает эксперт, «металлурги в целом чувствуют себя неплохо», и им нужно стремиться догонять развитые страны.

Идею поддерживает и развивает ведущий эксперт Департамента развития секторов экономики Минэкономразвития России Виктор Бобылев. Он отметил, что в развивающихся странах прирост экономики дает значительный прирост потребления металла: так, в последние годы 8%-процентный темп прироста экономики в Китае сопровождался 6%-процентным приростом металлопотребления. В то время как прирост ВВП в промышленно развитых странах, например, в США, Германии, Японии оставляет без изменений потребление металла и металлопроката.

Поскольку Россия относится к первому типу, эксперт прогнозирует рост мирового потребления металла к 2020-2030 годам в районе 60-70%. Это повлечет за собой рост судостроительной, авиастроительной отраслей в 3-5 раз, и даже в машиностроении – более  чем в 1,5 раза. В связи с этим у российских металлургов открываются экспортные перспективы, и надо определиться на какие рынки – развитые или развивающиеся – они захотят ориентироваться.

Эксперт считает очевидным, что «нас никто не ждет на американском рынке с нашим листом с покрытием, потому что туда придет и японский, и европейский, и сами они делают достаточно». В российском экспорте в США преобладает продукция низкой переделки (слябы, заготовки).

Что касается экспорта на развивающиеся рынки Юго-восточной Азии, то по мере развития национальных экономик возрастает и конкуренция, и отечественный металл начинают вытеснять, хотя еще 10 лет назад доля в российском экспорте составляла 65-70%. В связи с этим эксперт делает вывод, что оптимальным является выход на индустриальные рынки с продукцией высокого передела (труба, лист и пр.).

 

Экспортная ориентированность

За три квартала 2012 года российские металлурги выплавили 53,77 млн тонн стали, прибавив по отношению к аналогичному периоду 2011 года 4,3% (данные бельгийской World Steel Association). Немалую часть своей продукции предприятия металлургической отрасли ориентируют на внешние рынки. Доля экспорта в отгрузках стальной продукции в РФ по данным Государственного таможенного комитета РФ за первые 9 месяцев 2012 года составила 36,8%. В общем объеме экспорта лидируют стальные полуфабрикаты, их порядка 70–80%, а меньше всего экспортируют трубы (около 12% от производства).

Крупнейшими металлургическими комбинатами в России являются Магнитогорский (Группа ММК), Новолипецкий (ОАО «НЛМК»), Череповецкий («Северсталь»), Западно-Сибирский («Евраз»),  Нижнетагильский («Евраз»), Новокузнецкий («Евраз»), Челябинский («Мечел»), «Уральская сталь» («Металлоинвест»), Оскольский электрометаллургический комбинат («Металлоинвест»). Так, Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты за первые 6 месяцев 2012 года экспортировали 35,6% и 38,4% своей металлопродукции соответственно. За 9 месяцев уходящего года выручка от экспорта НЛМК превысила $3,7 млрд.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, за январь-август 2012 года на экспорт было отгружено более 26 млн тонн черных металлов, что на 14,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Из них около 24 млн тонн – в страны дальнего зарубежья и около 3 млн тонн – в страны СНГ. Импорт в Россию за этот период составил около 4 млн тонн, из них около 2,5 млн тонн – из СНГ и около 1,7 млн тонн – из дальнего зарубежья.

Экспорт российской стальной трубной продукции, согласно информации от того же ведомства, за первое полугодие 2012-го составил 723 тыс. тонн, что на 24% выше показателя аналогичного периода прошлого года. Трубы были отгружены в страны СНГ (60%), а также в США и Кувейт.

Производство сортового проката на экспорт также возросло: изготовленные с января по сентябрь 2012 года 10 млн тонн почти полностью отправлены в страны дальнего зарубежья (данные Минпромторга России). Прибавка 25% по отношению к аналогичному периоду 2011 года появилась в основном за счет вывоза металла на предприятия российских металлургических холдингов Evraz Plc, группы НЛМК и «Северстали», расположенные в США и Италии.

Основными покупателями российского черного металлопроката являются Казахстан (порядка 12%), Турция (около 12%), Италия (примерно 7%), Иран (порядка 7%), Узбекистан, США и Китай – приблизительно по 3-4%.

Несмотря на рост экспортного производства, аналитики напоминают о сокращении производства стали в Китае, которое спровоцирует падение цен на сырье и дальнейшее снижение цен на сталь, а также о попытках возврата США к ввозным пошлинам на горячекатаные стальные рулоны для защиты от возможного увеличения импорта со стороны российских металлургов. Все это подталкивает участников рынка к выработке правильных дальнейших шагов.

 

Сталь нужнее в России

С перспектив экспорта на возможности внутреннего рынка перевел разговор руководитель направления «Металл Эксперт Консалтинг» Владимир Терловой. «Когда Япония, затем страны Дальнего Востока, а сегодня и Китай выходят на экспортно-ориентированные рынки, они в первую очередь развивают свою экономику за счет экспорта. Чтобы понять, есть ли такие возможности у России, достаточно сравнить уровень ВВП стран. Россия сегодня по уровню ВВП опережает целый ряд восточно-европейских стран и далеко впереди по сравнению с азиатскими странами. То есть рассчитывать на то, что Россия будет в будущем расти за счет экспорта, я бы не стал. Сегодня Россия может расти за счет внутреннего рынка», – считает В.Терловой.

Он привел статистические данные, свидетельствующие о том, что, несмотря на наметившиеся тенденции роста производства в российском машиностроении (автопром, производство бытовой техники, транспортное и тяжелое машиностроение), основу спроса на сталь обеспечивало и обеспечивает строительство. Так, на основании динамики металлопотребления в 2012 году можно сделать вывод, что основной прирост потребления обеспечили виды проката строительного назначения: прокат с покрытием вырос на 20,3%, арматура на 18,6%. По итогам 2012 года ожидается рост общероссийского внутреннего потребления на 5% (40 млн тонн).

Для сравнения, потребление стали в мире за 9 месяцев уходящего года выросло только на 0,6%. Резко замедлился рост спроса на сталь в Китае – от недавних двузначных темпов роста до скромных 0,7-0,8% в 2012 году (по оценкам «Металл Эксперт Консалтинг»). Кстати, это серьезная угроза для мирового рынка черных металлов, заметил В.Терловой: «Китай может не просто замедлить и сохранить невысокие тепы роста потребления, а просто прекратить потреблять металл и начать активно его экспортировать».

Перспективы мирового рынка довольно пессимистичны: стабилизация спроса со стороны Китая; меньшие, чем декларируются, темпы роста спроса на сталь в Индии и странах Ближнего Востока; стагнация металлопотребления на рынках развитых стран.

Российский же рынок стали будет расти быстрее, чем мировой. «У нашей экономики нет другого выхода, кроме как развивать металлопотребление, – считает В.Терловой и называет точки роста для металлопотребления, – Необходимо развивать и строить железные дороги, линии электропередач, обновлять основные фонды предприятий с целью повышения их эффективности и конкурентоспособности в таких отраслях как энергетика, химия и нефтепереработка и другие».

Структура отгрузок на внутренний рынок и структура потребления металла, по словам В.Терлового, также указывают на тенденцию пусть медленного, но сокращения объемов экспорта, в то время как объемы импорта по сортовому и листовому прокату превысили докризисный уровень.

Высокотехнологичную продукцию, такую как прокат с покрытием, нержавеющий прокат, мы импортируем из развитых стран (до 50% рынка). Наши же металлургические предприятия при производстве высокотехнологичной продукции теряют свою рентабельность до отрицательных величин. При весьма оптимистичной оценке перспектив потребления стали в России есть угроза, говорит эксперт, что весь рост спроса будет удовлетворен за счет импорта. Он выразил надежду, что металлурги начнут продвигать на рынок более высокотехнологичную продукцию.

Между тем статистика грузоперевозок за уходящий год свидетельствует о росте экспортных отправок металла. По данным Ассоциации морских торговых портов, за 11 месяцев уходящего года объем перевалки черных металлов увеличился на 7,9% (23,9 млн тонн), цветных металлов 5,1% (3,9 млн тонн). А в Туапсинском порту в январе-сентябре 2012 года объем перевалки металлов на экспорт вырос в 10 раз до 1 млн тонн.

Насколько оправдаются прогнозы участников конференции, покажет время.

 

Морские порты №10 (2012)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету

Корвет ВМФ РФ «Совершенный» сбил крылатую ракету «Совершенный» провел в море артиллерийские стрельбы, во время которых сбил крылатую ракету условного...

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода»

Подведены итоги конкурса на рекламный слоган для «Севморзавода» В преддверии Дня кораблестроителя (29 июня), конкурсная комиссия филиала «Севастопольский мо...

Российская экономика

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке

PowerChina представит ТЭО моста через реку Лена на площадке форума во Владивостоке Китайская компания PowerChina представит проект технико-экономического обоснования строительства мос...

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга

«Ростерминалуголь» погрузил 11-миллионную тонну угля с начала года на крупнейшее судно в истории порта Усть-Луга АО «Ростерминалуголь» отгрузил 11-миллионную тонну угля с начала года. Она вошла в судовую партию са...

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т

Грузооборот порта Клайпеда и терминала Бутинге за 5 месяцев вырос на 3,1%, до 20,8 млн т Грузооборот порта Клайпеда (Литва) и терминала Бутинге в январе-мае 2017 года увеличился на ...




Морской транспорт

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г.

Паромы на линии Балтийск - Усть-Луга продолжат ходить без таможенного транзита до 2018 г. Эксперимент по движению морских судов на паромной линии Балтийск - Усть-Луга без таможенного транзит...

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК

Началась проводка верхнего строения плавучего жилого модуля ПЖМ-2 по ВКМСК 27 июня 2017 года из морского порта Астрахань начался переход баржебуксирного каравана по направлени...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр

Ограничение допуска российских вагонов связано со стандартами Казахстана - министр Ограничение допуска российских инновационных железнодорожных вагонов в Казахстан связано со стандарт...

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...