Инвестиции в морские пункты пропуска

Инфраструктура / Образование
Инвестиции в морские пункты пропуска

Одним из наиболее проблемных вопросов развития стивидорной деятельности и портовой индустрии является инфраструктура пунктов пропуска на морских терминалах.

Дмитрий Морозов, Председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП

 

История вопроса

Ретроспективно ситуация складывалась таким образом, что условия для работы в портах представителям государственных контролирующих органов создавались силами и за счет средств самих стивидоров. Для таможенников, пограничников, ветеринаров, санитаров, фитосанитаров создавались и оборудовались рабочие места, в значительной мере закупалось оборудование, необходимое им для работы и выполнения контролирующих функций. Причем каждая из упомянутых государственных служб имеет собственный, довольно развитый набор требований, предъявляемый в соответствии с российским законодательством, к такому обустройству своей деятельности. Документы, определяющие наличие и состав таких требований, имеются в каждом из ведомств и регулируются различными отраслями законодательства. Это и Таможенный Кодекс, и Закон о границе и другие федеральные законы и разработанные на их основе ведомственные подзаконные акты.

В 90-е и 2000-е годы ситуация в российской экономике была сложная и такой способ решения проблемы воспринимался бизнес-сообществом, как само собой разумеющийся. Государство никак не финансировало создание инфраструктуры пунктов пропуска, несмотря на то, что в статье 12 Закона о границе, было прямо указано, что строительство и оборудование объектов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации является обязательством Российской Федерации. А требования разделов законодательства, определяющих функционирование государственных контрольных органов на терминалах, осуществляющих работу с внешнеторговыми грузами, уже существовали. Поэтому все терминалы были вынуждены, для того чтобы просто заниматься своей профессиональной деятельностью  и быть привлекательными для внешнеторговых грузов, выполнять требования по обустройству и оборудованию мест для работы государственных контрольных органов. Кому-то удавалось часть расходов перекладывать на грузовладельцев, экспортеров или импортеров, кому-то нет. Но, в целом, картина была такая.

К моменту создания в 2007 году Федерального агентства по обустройству пунктов пропуска через государственную границу – Росграницы, в портах уже имелась довольно развитая инфраструктура, состоящая из объектов различного статуса и собственности различных юридических лиц, а часто и без всякого статуса, которая, однако, довольно успешно позволяла портам развивать и наращивать грузооборот, обеспечивая внешнюю торговлю России своими профессиональными услугами по перевалке грузов, обеспечивая рост экономики России в транспортном секторе, и рост ВВП страны наличием высококвалифицированных рабочих мест и своими налоговыми отчислениями.

Расходы на создание и содержание инфраструктуры пунктов пропуска, объектов, необходимых для работы государственных контрольных органов лежат дополнительным обременением на собственниках таких объектов, на их экономической эффективности, на стоимости предоставляемых услуг. И, в конечном счете, снижают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность самого стивидорного бизнеса. Росграница за шесть лет своего существования пока еще не полностью взяла на себя расходы по созданию и текущей эксплуатации инфраструктуры пунктов пропуска в морских портах. Несмотря на существование Федеральной инвестиционной программы «Государственная граница Российской Федерации» (ФЦП «Госграница»), денег, выделяемой в ее рамках для этой цели, явно недостаточно. Да и государства, даже внутри этой ФЦП, есть другие приоритеты. В последние годы инвестиции по морскому транспорту в основном шли на создание объектов пункта пропуска для Саммита АТЭС-2012 на Дальнем Востоке и для Сочинской Олимпиады – 2014. То есть денег все время не хватает.

 

Изменения законодательства

В 2011 году в Закон о границе в статью 12 были внесены изменения, которые предусматривают наряду с государственными инвестициями возможность и частных капвложений в создание и обустройство объектов пункта пропуска. Однако, вопреки активному участию АСОП в обсуждении формулировок вводимых правок Закона, наш голос не был услышан, и действующее в настоящий момент положение статьи предусматривает передачу построенных за деньги частных инвесторов объектов пункта пропуска Росгранице только на безвозмездной основе.

Это создало новую экономическую подоплеку для инвестирования стивидорами в создание и эксплуатацию объектов пункта пропуска, существенно ухудшив для них обременение такого процесса.

Дело в том, что при безвозмездной передаче построенных объектов в собственность Российской Федерации или в безвозмездное пользование Росгранице (подведомственному Росгранице ФГКУ Росгранстрой) их стоимость не может быть учтена в качестве расходов по основной деятельности терминала, а стоимость их содержания в эксплуатационных расходах. В результате это приводит к тому, что для стивидора фактически увеличивается налог на прибыль на 20% от стоимости объектов при их передаче в собственность Российской Федерации, или на 20% от суммы амортизации и эксплуатационных расходов, если стивидор передает объекты в пользование и продолжает нести эксплуатационные расходы.

Ассоциация последовательно и целенаправленно, на всех доступных площадках взаимодействия, доказывает несправедливость такого положения, предлагает пути выхода из ситуации.

Работа с Росграницей всегда была одним из приоритетных направлений деятельности АСОП. Нами разработаны и предлагаются дополнительные поправки в Закон о границе с тем, чтобы предусмотреть возможность не только безвозмездной передачи построенных и реконструированных объектов, но и возмездной, например, в аренду или путем выкупа в собственность Российской Федерации. Рабочими комитетами  Ассоциации  подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс, устраняющие необходимость исключать расходы на создание содержание и эксплуатацию объектов пункта пропуска из налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль предприятия.

Обсуждаемые вопросы были подняты Ассоциацией на самый высокий уровень. За последнее время обсуждение их происходило и на встрече транспортников с Президентом России В.В.Путиным и дважды на совещаниях у Заместителя председателя Правительства А.Дворковича. По результатам этих совещаний даны соответствующие поручения, и подготовка предложений для внесения в действующее законодательство включена в планы работ профильных министерств. Ассоциация принимает активное участие в работе с Минтрансом и другими профильными министерствами. Будем надеяться, что уже в весеннюю сессию из Правительства в Государственную Думу поступят совместно разработанные законопроекты.

 

Дублирование «в квадрате»

Теперь немного о требованиях, предъявляемых к объектам пункта пропуска. Требования эти, как я уже упоминал, определяются Законами Российской Федерации и ведомственными нормативными актами нескольких независимых друг от друга разделов законодательства. Поэтому когда они все вместе применяются к одному и тому же терминалу, то их объем как по составу, так и по необходимым для их реализации инвестициям, становится весьма существенным.

Причем, зачастую требования от различных ведомств коррелируются между собой, направлены на достижение близких по смыслу целей, и, в принципе, могли бы быть объединены. Оптимизация в этом смысле позволяет не только снижать расходы терминалов, если они самостоятельно инвестируют в инфраструктуру пункта пропуска на своей территории, но и могла бы служить для снижения и оптимизации расходов государства, осуществляемых в рамках ФЦП «Госграница», повышению эффективности государственных капитальных вложений.

Попытка объединения требований различных отраслей законодательства, предъявляемых к инфраструктуре пунктов пропуска, была предпринята в 2011 году.  В рамках Таможенного союза был принят документ «О Единых типовых требованиях к обустройству пунктов пропуска». Но, к сожалению, он носит слишком общий характер и явно написан применительно к отдельно стоящему автомобильному пункту пропуска.

В портах же ситуация гораздо более сложная. Здесь объединены в единый конгломерат множество терминалов с зачастую очень различной специализацией и технологией обработки грузов. Здесь требования государственных контролирующих органов не только применяются совокупно в рамках одного терминала, но и формально предъявляются к каждому терминалу в отдельности. По некоторым положениям дублирование требований получается в квадрате в рамках одного порта.

Ассоциация морских портов в своей постоянной работе с Минтрасом и Росграницей неоднократно поднимала вопрос о необходимости оптимизировать и совокупные требования к объектам пункта пропуска, и расходы на их создание и эксплуатацию, как инвесторов, так и государства.

В рамках работы совместной рабочей группы Минтранса и Росграницы под председательством Заместителя министра транспорта В.А.Олерского и Руководителя Росграницы Д.А.Безделова и с участием представителей Ассоциации вопрос оптимизации требований и возможности создания единого нормативного документа для морских пунктов пропуска был рассмотрен на заседании в июле 2013 года.

Пока еще вопрос не перешел в стадию практической реализации, однако нам представляется это правильным направлением нашей работы в ближайшей перспективе, создающим необходимые предпосылки для дальнейшего развития российской портовой индустрии и улучшения условий для внешней торговли Российской Федерации.

 

Морские порты №1 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...