Инвестиции в морские пункты пропуска

Инфраструктура / Образование
Инвестиции в морские пункты пропуска

Одним из наиболее проблемных вопросов развития стивидорной деятельности и портовой индустрии является инфраструктура пунктов пропуска на морских терминалах.

Дмитрий Морозов, Председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП

 

История вопроса

Ретроспективно ситуация складывалась таким образом, что условия для работы в портах представителям государственных контролирующих органов создавались силами и за счет средств самих стивидоров. Для таможенников, пограничников, ветеринаров, санитаров, фитосанитаров создавались и оборудовались рабочие места, в значительной мере закупалось оборудование, необходимое им для работы и выполнения контролирующих функций. Причем каждая из упомянутых государственных служб имеет собственный, довольно развитый набор требований, предъявляемый в соответствии с российским законодательством, к такому обустройству своей деятельности. Документы, определяющие наличие и состав таких требований, имеются в каждом из ведомств и регулируются различными отраслями законодательства. Это и Таможенный Кодекс, и Закон о границе и другие федеральные законы и разработанные на их основе ведомственные подзаконные акты.

В 90-е и 2000-е годы ситуация в российской экономике была сложная и такой способ решения проблемы воспринимался бизнес-сообществом, как само собой разумеющийся. Государство никак не финансировало создание инфраструктуры пунктов пропуска, несмотря на то, что в статье 12 Закона о границе, было прямо указано, что строительство и оборудование объектов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации является обязательством Российской Федерации. А требования разделов законодательства, определяющих функционирование государственных контрольных органов на терминалах, осуществляющих работу с внешнеторговыми грузами, уже существовали. Поэтому все терминалы были вынуждены, для того чтобы просто заниматься своей профессиональной деятельностью  и быть привлекательными для внешнеторговых грузов, выполнять требования по обустройству и оборудованию мест для работы государственных контрольных органов. Кому-то удавалось часть расходов перекладывать на грузовладельцев, экспортеров или импортеров, кому-то нет. Но, в целом, картина была такая.

К моменту создания в 2007 году Федерального агентства по обустройству пунктов пропуска через государственную границу – Росграницы, в портах уже имелась довольно развитая инфраструктура, состоящая из объектов различного статуса и собственности различных юридических лиц, а часто и без всякого статуса, которая, однако, довольно успешно позволяла портам развивать и наращивать грузооборот, обеспечивая внешнюю торговлю России своими профессиональными услугами по перевалке грузов, обеспечивая рост экономики России в транспортном секторе, и рост ВВП страны наличием высококвалифицированных рабочих мест и своими налоговыми отчислениями.

Расходы на создание и содержание инфраструктуры пунктов пропуска, объектов, необходимых для работы государственных контрольных органов лежат дополнительным обременением на собственниках таких объектов, на их экономической эффективности, на стоимости предоставляемых услуг. И, в конечном счете, снижают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность самого стивидорного бизнеса. Росграница за шесть лет своего существования пока еще не полностью взяла на себя расходы по созданию и текущей эксплуатации инфраструктуры пунктов пропуска в морских портах. Несмотря на существование Федеральной инвестиционной программы «Государственная граница Российской Федерации» (ФЦП «Госграница»), денег, выделяемой в ее рамках для этой цели, явно недостаточно. Да и государства, даже внутри этой ФЦП, есть другие приоритеты. В последние годы инвестиции по морскому транспорту в основном шли на создание объектов пункта пропуска для Саммита АТЭС-2012 на Дальнем Востоке и для Сочинской Олимпиады – 2014. То есть денег все время не хватает.

 

Изменения законодательства

В 2011 году в Закон о границе в статью 12 были внесены изменения, которые предусматривают наряду с государственными инвестициями возможность и частных капвложений в создание и обустройство объектов пункта пропуска. Однако, вопреки активному участию АСОП в обсуждении формулировок вводимых правок Закона, наш голос не был услышан, и действующее в настоящий момент положение статьи предусматривает передачу построенных за деньги частных инвесторов объектов пункта пропуска Росгранице только на безвозмездной основе.

Это создало новую экономическую подоплеку для инвестирования стивидорами в создание и эксплуатацию объектов пункта пропуска, существенно ухудшив для них обременение такого процесса.

Дело в том, что при безвозмездной передаче построенных объектов в собственность Российской Федерации или в безвозмездное пользование Росгранице (подведомственному Росгранице ФГКУ Росгранстрой) их стоимость не может быть учтена в качестве расходов по основной деятельности терминала, а стоимость их содержания в эксплуатационных расходах. В результате это приводит к тому, что для стивидора фактически увеличивается налог на прибыль на 20% от стоимости объектов при их передаче в собственность Российской Федерации, или на 20% от суммы амортизации и эксплуатационных расходов, если стивидор передает объекты в пользование и продолжает нести эксплуатационные расходы.

Ассоциация последовательно и целенаправленно, на всех доступных площадках взаимодействия, доказывает несправедливость такого положения, предлагает пути выхода из ситуации.

Работа с Росграницей всегда была одним из приоритетных направлений деятельности АСОП. Нами разработаны и предлагаются дополнительные поправки в Закон о границе с тем, чтобы предусмотреть возможность не только безвозмездной передачи построенных и реконструированных объектов, но и возмездной, например, в аренду или путем выкупа в собственность Российской Федерации. Рабочими комитетами  Ассоциации  подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс, устраняющие необходимость исключать расходы на создание содержание и эксплуатацию объектов пункта пропуска из налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль предприятия.

Обсуждаемые вопросы были подняты Ассоциацией на самый высокий уровень. За последнее время обсуждение их происходило и на встрече транспортников с Президентом России В.В.Путиным и дважды на совещаниях у Заместителя председателя Правительства А.Дворковича. По результатам этих совещаний даны соответствующие поручения, и подготовка предложений для внесения в действующее законодательство включена в планы работ профильных министерств. Ассоциация принимает активное участие в работе с Минтрансом и другими профильными министерствами. Будем надеяться, что уже в весеннюю сессию из Правительства в Государственную Думу поступят совместно разработанные законопроекты.

 

Дублирование «в квадрате»

Теперь немного о требованиях, предъявляемых к объектам пункта пропуска. Требования эти, как я уже упоминал, определяются Законами Российской Федерации и ведомственными нормативными актами нескольких независимых друг от друга разделов законодательства. Поэтому когда они все вместе применяются к одному и тому же терминалу, то их объем как по составу, так и по необходимым для их реализации инвестициям, становится весьма существенным.

Причем, зачастую требования от различных ведомств коррелируются между собой, направлены на достижение близких по смыслу целей, и, в принципе, могли бы быть объединены. Оптимизация в этом смысле позволяет не только снижать расходы терминалов, если они самостоятельно инвестируют в инфраструктуру пункта пропуска на своей территории, но и могла бы служить для снижения и оптимизации расходов государства, осуществляемых в рамках ФЦП «Госграница», повышению эффективности государственных капитальных вложений.

Попытка объединения требований различных отраслей законодательства, предъявляемых к инфраструктуре пунктов пропуска, была предпринята в 2011 году.  В рамках Таможенного союза был принят документ «О Единых типовых требованиях к обустройству пунктов пропуска». Но, к сожалению, он носит слишком общий характер и явно написан применительно к отдельно стоящему автомобильному пункту пропуска.

В портах же ситуация гораздо более сложная. Здесь объединены в единый конгломерат множество терминалов с зачастую очень различной специализацией и технологией обработки грузов. Здесь требования государственных контролирующих органов не только применяются совокупно в рамках одного терминала, но и формально предъявляются к каждому терминалу в отдельности. По некоторым положениям дублирование требований получается в квадрате в рамках одного порта.

Ассоциация морских портов в своей постоянной работе с Минтрасом и Росграницей неоднократно поднимала вопрос о необходимости оптимизировать и совокупные требования к объектам пункта пропуска, и расходы на их создание и эксплуатацию, как инвесторов, так и государства.

В рамках работы совместной рабочей группы Минтранса и Росграницы под председательством Заместителя министра транспорта В.А.Олерского и Руководителя Росграницы Д.А.Безделова и с участием представителей Ассоциации вопрос оптимизации требований и возможности создания единого нормативного документа для морских пунктов пропуска был рассмотрен на заседании в июле 2013 года.

Пока еще вопрос не перешел в стадию практической реализации, однако нам представляется это правильным направлением нашей работы в ближайшей перспективе, создающим необходимые предпосылки для дальнейшего развития российской портовой индустрии и улучшения условий для внешней торговли Российской Федерации.

 

Морские порты №1 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...