Инвестиции в морские пункты пропуска

Инфраструктура / Образование
Инвестиции в морские пункты пропуска

Одним из наиболее проблемных вопросов развития стивидорной деятельности и портовой индустрии является инфраструктура пунктов пропуска на морских терминалах.

Дмитрий Морозов, Председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП

 

История вопроса

Ретроспективно ситуация складывалась таким образом, что условия для работы в портах представителям государственных контролирующих органов создавались силами и за счет средств самих стивидоров. Для таможенников, пограничников, ветеринаров, санитаров, фитосанитаров создавались и оборудовались рабочие места, в значительной мере закупалось оборудование, необходимое им для работы и выполнения контролирующих функций. Причем каждая из упомянутых государственных служб имеет собственный, довольно развитый набор требований, предъявляемый в соответствии с российским законодательством, к такому обустройству своей деятельности. Документы, определяющие наличие и состав таких требований, имеются в каждом из ведомств и регулируются различными отраслями законодательства. Это и Таможенный Кодекс, и Закон о границе и другие федеральные законы и разработанные на их основе ведомственные подзаконные акты.

В 90-е и 2000-е годы ситуация в российской экономике была сложная и такой способ решения проблемы воспринимался бизнес-сообществом, как само собой разумеющийся. Государство никак не финансировало создание инфраструктуры пунктов пропуска, несмотря на то, что в статье 12 Закона о границе, было прямо указано, что строительство и оборудование объектов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации является обязательством Российской Федерации. А требования разделов законодательства, определяющих функционирование государственных контрольных органов на терминалах, осуществляющих работу с внешнеторговыми грузами, уже существовали. Поэтому все терминалы были вынуждены, для того чтобы просто заниматься своей профессиональной деятельностью  и быть привлекательными для внешнеторговых грузов, выполнять требования по обустройству и оборудованию мест для работы государственных контрольных органов. Кому-то удавалось часть расходов перекладывать на грузовладельцев, экспортеров или импортеров, кому-то нет. Но, в целом, картина была такая.

К моменту создания в 2007 году Федерального агентства по обустройству пунктов пропуска через государственную границу – Росграницы, в портах уже имелась довольно развитая инфраструктура, состоящая из объектов различного статуса и собственности различных юридических лиц, а часто и без всякого статуса, которая, однако, довольно успешно позволяла портам развивать и наращивать грузооборот, обеспечивая внешнюю торговлю России своими профессиональными услугами по перевалке грузов, обеспечивая рост экономики России в транспортном секторе, и рост ВВП страны наличием высококвалифицированных рабочих мест и своими налоговыми отчислениями.

Расходы на создание и содержание инфраструктуры пунктов пропуска, объектов, необходимых для работы государственных контрольных органов лежат дополнительным обременением на собственниках таких объектов, на их экономической эффективности, на стоимости предоставляемых услуг. И, в конечном счете, снижают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность самого стивидорного бизнеса. Росграница за шесть лет своего существования пока еще не полностью взяла на себя расходы по созданию и текущей эксплуатации инфраструктуры пунктов пропуска в морских портах. Несмотря на существование Федеральной инвестиционной программы «Государственная граница Российской Федерации» (ФЦП «Госграница»), денег, выделяемой в ее рамках для этой цели, явно недостаточно. Да и государства, даже внутри этой ФЦП, есть другие приоритеты. В последние годы инвестиции по морскому транспорту в основном шли на создание объектов пункта пропуска для Саммита АТЭС-2012 на Дальнем Востоке и для Сочинской Олимпиады – 2014. То есть денег все время не хватает.

 

Изменения законодательства

В 2011 году в Закон о границе в статью 12 были внесены изменения, которые предусматривают наряду с государственными инвестициями возможность и частных капвложений в создание и обустройство объектов пункта пропуска. Однако, вопреки активному участию АСОП в обсуждении формулировок вводимых правок Закона, наш голос не был услышан, и действующее в настоящий момент положение статьи предусматривает передачу построенных за деньги частных инвесторов объектов пункта пропуска Росгранице только на безвозмездной основе.

Это создало новую экономическую подоплеку для инвестирования стивидорами в создание и эксплуатацию объектов пункта пропуска, существенно ухудшив для них обременение такого процесса.

Дело в том, что при безвозмездной передаче построенных объектов в собственность Российской Федерации или в безвозмездное пользование Росгранице (подведомственному Росгранице ФГКУ Росгранстрой) их стоимость не может быть учтена в качестве расходов по основной деятельности терминала, а стоимость их содержания в эксплуатационных расходах. В результате это приводит к тому, что для стивидора фактически увеличивается налог на прибыль на 20% от стоимости объектов при их передаче в собственность Российской Федерации, или на 20% от суммы амортизации и эксплуатационных расходов, если стивидор передает объекты в пользование и продолжает нести эксплуатационные расходы.

Ассоциация последовательно и целенаправленно, на всех доступных площадках взаимодействия, доказывает несправедливость такого положения, предлагает пути выхода из ситуации.

Работа с Росграницей всегда была одним из приоритетных направлений деятельности АСОП. Нами разработаны и предлагаются дополнительные поправки в Закон о границе с тем, чтобы предусмотреть возможность не только безвозмездной передачи построенных и реконструированных объектов, но и возмездной, например, в аренду или путем выкупа в собственность Российской Федерации. Рабочими комитетами  Ассоциации  подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс, устраняющие необходимость исключать расходы на создание содержание и эксплуатацию объектов пункта пропуска из налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль предприятия.

Обсуждаемые вопросы были подняты Ассоциацией на самый высокий уровень. За последнее время обсуждение их происходило и на встрече транспортников с Президентом России В.В.Путиным и дважды на совещаниях у Заместителя председателя Правительства А.Дворковича. По результатам этих совещаний даны соответствующие поручения, и подготовка предложений для внесения в действующее законодательство включена в планы работ профильных министерств. Ассоциация принимает активное участие в работе с Минтрансом и другими профильными министерствами. Будем надеяться, что уже в весеннюю сессию из Правительства в Государственную Думу поступят совместно разработанные законопроекты.

 

Дублирование «в квадрате»

Теперь немного о требованиях, предъявляемых к объектам пункта пропуска. Требования эти, как я уже упоминал, определяются Законами Российской Федерации и ведомственными нормативными актами нескольких независимых друг от друга разделов законодательства. Поэтому когда они все вместе применяются к одному и тому же терминалу, то их объем как по составу, так и по необходимым для их реализации инвестициям, становится весьма существенным.

Причем, зачастую требования от различных ведомств коррелируются между собой, направлены на достижение близких по смыслу целей, и, в принципе, могли бы быть объединены. Оптимизация в этом смысле позволяет не только снижать расходы терминалов, если они самостоятельно инвестируют в инфраструктуру пункта пропуска на своей территории, но и могла бы служить для снижения и оптимизации расходов государства, осуществляемых в рамках ФЦП «Госграница», повышению эффективности государственных капитальных вложений.

Попытка объединения требований различных отраслей законодательства, предъявляемых к инфраструктуре пунктов пропуска, была предпринята в 2011 году.  В рамках Таможенного союза был принят документ «О Единых типовых требованиях к обустройству пунктов пропуска». Но, к сожалению, он носит слишком общий характер и явно написан применительно к отдельно стоящему автомобильному пункту пропуска.

В портах же ситуация гораздо более сложная. Здесь объединены в единый конгломерат множество терминалов с зачастую очень различной специализацией и технологией обработки грузов. Здесь требования государственных контролирующих органов не только применяются совокупно в рамках одного терминала, но и формально предъявляются к каждому терминалу в отдельности. По некоторым положениям дублирование требований получается в квадрате в рамках одного порта.

Ассоциация морских портов в своей постоянной работе с Минтрасом и Росграницей неоднократно поднимала вопрос о необходимости оптимизировать и совокупные требования к объектам пункта пропуска, и расходы на их создание и эксплуатацию, как инвесторов, так и государства.

В рамках работы совместной рабочей группы Минтранса и Росграницы под председательством Заместителя министра транспорта В.А.Олерского и Руководителя Росграницы Д.А.Безделова и с участием представителей Ассоциации вопрос оптимизации требований и возможности создания единого нормативного документа для морских пунктов пропуска был рассмотрен на заседании в июле 2013 года.

Пока еще вопрос не перешел в стадию практической реализации, однако нам представляется это правильным направлением нашей работы в ближайшей перспективе, создающим необходимые предпосылки для дальнейшего развития российской портовой индустрии и улучшения условий для внешней торговли Российской Федерации.

 

Морские порты №1 (2014)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...