Перспективы морского экспорта нефти

Грузовая база
Перспективы морского экспорта нефти

В 2011 году и начале 2012 года наблюдалось снижение объемов перевалки экспортной нефти через морские терминалы России. Это связано, во-первых, с сокращением добычи нефти на некоторых месторождениях, во-вторых, с ростом ее переработки внутри страны на отечественных НПЗ.

Вместе с тем, экспорт сырой нефти через морские порты по-прежнему остается главным направлением во внешней торговле РФ на обозримую перспективу, о чем свидетельствуют планы добывающих компаний и прогнозы правительства. Поэтому модернизация и строительство морских нефтеналивных терминалов будет продолжаться прежними темпами и в намеченных объемах.

Галина Музлова

В 2011 году через российские порты было перевалено 193,4 млн тонн сырой нефти, что на 7,8% (на 17 млн тонн) меньше, чем в 2010 году. В I квартале 2012 года тенденция снижения нефтеперевалки продолжилась – объем сократился на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 45,4 млн тонн. Если в следующих трех кварталах объемы перевалки нефти существенно не изменятся, то годовой показатель будет на 7-8% ниже уровня 2011 года.

Самое значительное снижение объема перевалки нефти в I квартале 2012 года наблюдалось в Арктическом бассейне, существенно упали объемы и в портах Черноморского бассейна, объемы экспорта нефти через терминалы Каспия и Тихоокеанского бассейна почти не изменились, заметный рост наблюдался лишь на Балтике, где в строй был введен нефтеперевалочный комплекс по отгрузке нефти нового трубопровода БТС-2 (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика объемов перевалки нефти по бассейнам в I квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года

 

Арктика: падение на Варандее, но…

Снижение перевалки нефти в Арктическом бассейне в первую очередь обу-словлено сокращением грузооборота Варандейского терминала, через который осуществляется круглогодичная отгрузка нефти Южно-Хыльчуюского месторождения в Западную Европу и США.

Так, в 2011 году перевалка нефти через терминал Варандей снизилась почти в 2 раза и составила менее 4 млн тонн (пропускная способность терминала составляет 12 млн тонн нефти в год). Показатель I квартала 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился более чем на 80%. Это напрямую связано с продолжающимся сокращением добычи на Южно-Хыльчуюском месторождении, расположенном в Ненецком АО Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Его разработкой занимается ООО «Нарьянмарнефтегаз» – совместное предприятие «ЛУКОЙЛа» (70%) и Conoco Phillips (30%), созданное в 2005 году.

Промышленная добыча на данном месторождении была начата в августе 2008 года, а в 2009 и 2010 годах добыто 7,0 и 6,9 млн тонн нефти соответственно. В 2011 году добыча стала падать и по итогам года составила 3,3 млн тонн. В I квартале 2012 года на месторождении было добыто всего 530 тыс. тонн нефти против 1,3 млн тонн за аналогичный период пошлого года.

Падение нефтедобычи, в свою очередь, связано со снижением дебитов скважин в результате повышения их обводненности, а также с сокращением показателя извлекаемых запасов в связи с пересмотром параметров геологической модели Южного Хыльчую. Так, первоначально доказанные запасы этого месторождения оценивались более чем в 66,84 млн тонн (500 млн баррелей) нефти, а после пересмотра (по состоянию на 31 декабря 2011 года) они составили всего 18,98 млн тонн (142 млн баррелей).

Убыток от обесценивания активов «Нарьянмарнефтегаза» из-за переоценки запасов Южно-Хыльчуюского месторождения по итогам 2011 года составил $1,2 млрд. Исходя из сложившейся ситуации, аналитики прогнозируют дальнейшее падение нефтедобычи на Южно-Хыльчуюском месторождении, а это значит, что в ближайшее время вряд ли стоит ожидать с него роста объемов поставок нефти для перевалки на Варандее.

Вместе с тем, определенные надежды на рост грузооборота Варандейского терминала в среднесрочной перспективе могут быть связаны с разработкой нефтяного месторождения им.Требса и Титова. Так, в начале июня текущего года нефтяная компания «Башнефть» заявила о намерении начать добычу на этом месторождении уже в 2013 году. Реализуется ли этот план на практике, во многом будет зависеть от того, удастся или нет компании возобновить деятельность СП с «ЛУКОЙЛом» (ранее лицензия на разработку месторождения была изъята у «Башнефть-Полюса» – СП «Башнефти» и «ЛУКОЙЛа» и передана «Башнефти»). Проект по разработке этого месторождения предполагает транспортировку добытой нефти через терминал Варандей.

Еще одним возможным источником роста объемов переваливаемой нефти через Варандей могут послужить месторождения Центрально-Хорейверского поднятия (ЦХП), разработку которых ведет компания «Русвьетпетро» (СП «Зарубежнефти» и PetroVietnam). В августе 2012 компания планирует начать добычу нефти на Западно-Хоседаюском месторождении, которое станет третьим (из 13 месторождений группы), введенным в эксплуатацию.

Общий объем добычи нефти за 2012 год, по прогнозам руководства компании, превысит 2 млн тонн. В настоящее время нефть с этих месторождений поставляется в южном направлении по нефтепроводам, принадлежащим «Русвьетпетро» (Северное Хоседаю – Мусюршор и Висовое – Северное Хоседаю), в систему АК «Транснефть», но рассматривается вариант северного маршрута в направлении терминала Варандей и далее через него.

Также в I квартале 2012 отмечено падение перевалки нефти через РПК «Белокаменка» с 2,5 млн тонн до 160 тыс. тонн. «Белокаменка» служит накопителем нефти, которая перевозится небольшими танкерами-челноками с терминала «Варандей», далее с плавнефтехранилища она отправляется на экспорт судами большей вместимости. Падение перевалки через РПК напрямую связано со снижением добычи нефти на Южно-Хыльчуюском месторождении. Однако эксперты ожидают, что со второго полугодия 2012 года объемы отгрузки нефти через «Белокаменку» вновь вырастут.

 

Черное море: временное сокращение с перспективой роста

Сокращение объемов экспорта нефти через Черноморский бассейн в настоящее время происходит главным образом из-за снижения перевалки нефти на терминале ЗАО «КТК-Р» под Новороссийском. В 2011 году объем перевалки нефти через этот терминал снизился почти на 9% (на 3 млн тонн) – до 31,8 млн тонн, в 2012 году показатель продолжал падать.

Так, в январе-мае 2012 года отгрузка нефти на экспорт через КТК снизилась на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение объемов перевалки нефти эксперты связывают с переориентацией объемов нефти компании «Роснефть», раньше шедших через нефтеперекачивающую станцию (НПС) «Кропоткинская», в систему «Транснефти».

Тем не менее, наблюдаемое в настоящее время снижение объемов перевалки нефти через КТК следует считать, скорее, временным явлением, нежели долгосрочной тенденцией. Это связано со стратегическими планами развития КТК, а именно с проектом расширения экспортных мощностей с нынешних 35 млн до 67 млн тонн в год (при использовании присадок – до 76 млн тонн). Работы в этом направлении начаты в июле 2011 года и должны завершиться к 2014-2015 годам.

Напомним, в настоящее время магистральный трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума протяженностью более 1,5 тыс. км соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак, Арман, Алибекмола, Мартыши) с российским побережьем Черного моря. На НПС «Кропоткинская» в систему поступает нефть, добываемая на месторождениях юга России. Помимо увеличения базовой пропускной способности трубопровода проект модернизации КТК предусматривает замену «узкого» участка трубопровода от НПС «Атырау», модернизацию 5-ти действующих НПС системы КТК на территории Казахстана и России, строительство 10-ти дополнительных НПС (2 – на территории Казахстана, 8 – в Российской Федерации), 6-ти резервуаров для хранения нефти под  Новороссийском, а также третьего выносного причального устройства на морском терминале КТК. Также будет модернизирована система связи и управления трубопроводом.

Основанием для расширения мощностей КТК служит перспектива роста нефтедобычи на месторождениях западного Казахстана и юга России. В 2011 году в Казахстане было добыто около 80 млн тонн нефти, экспортировано 72 млн тонн нефти. Согласно стратегическому плану Министерства нефти и газа Казахстана на 2011-2015 годы добыча нефти в Казахстане к 2015 году достигнет 95 млн тонн нефти, а экспорт – 84 млн тонн. В том числе по проекту Тенгиз прорабатывается проект будущего развития с возможным увеличением объемов добычи с нынешних 26 млн тонн до 36 млн тонн.

В 2011 году небольшое снижение объемов отгрузки нефти продемонстрировали и другие российские нефтеналивные комплексы на Черном море – «Шесхарис» (входит в состав холдинга НМТП) и Туапсинский нефтеналивной терминал (входит в состав ТМТП), что связано главным образом с сокращением экспортных поставок нефти. (В случае «Шесхариса», временное снижение отгрузки, по всей вероятности, связано с проведением работ по реконструкции нефтяных причалов.)

Следует отметить, что расширение возможностей Туапсинского порта, в частности, пуск в эксплуатацию глубоководного нефтеналивного причала «Роснефти» в середине июня текущего года, связано с предполагаемым ростом экспорта нефтепродуктов, производимых «Роснефтью» на Туапсинском НПЗ.

Новый глубоководный причальный комплекс Туапсинского НПЗ состоит из 2-х линейно расположенных причалов для отгрузки нефтепродуктов в танкеры грузоподъемностью до 80 тыс. тонн. Планируемый грузооборот причального комплекса составляет 7 млн тонн нефтепродуктов в год. Сегодня компания реализует крупномасштабную программу модернизации НПЗ с расширением его мощности с 5 млн до 12 млн тонн в год и увеличением глубины переработки нефти до 95%.

 

Тихий океан: ответ на потребности АТР

В 2011 году перевалка нефти через порт Де Кастри с месторождений Сахалина выросла на 11,7% (до 7,8 млн тонн), через порт Пригородное – на 1,5% (до 16,3 млн тонн). Это связано с активным освоением шельфовых сахалинских месторождений и увеличением объемов экспорта нефти в страны АТР – Южную Корею, Китай, Японию, Филиппины, Индонезию, Таиланд.

Особенность сахалинской нефти состоит в ее низкой сернистости, а короткое транспортное плечо позволяет конкурировать на рынках АТР с ближневосточной нефтью. Эти факторы в сочетании со значительными запасами сахалинского шельфа открывают хорошие перспективы развития экспорта через порты Сахалина.

Несколько снизился экспорт нефти – на 1%, до 15,2 млн тонн – через глубоководный терминал «Спецморнефтепорта Козьмино», конечную точку трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Это связано с сокращением поставок российской нефти в Японию, где землетрясение вызвало перебои работы нефтеперерабатывающего комплекса страны. В I квартале 2012 года рост экспорта возо-бновился.

18 июня 2012 года в Козьмино произошло важное событие – пункт приема нефти был подключен к действующему магистральному нефтепроводу ВСТО. До конца июня пункт приема нефти пройдет комплексную проверку, а ввод его в эксплуатацию запланирован на июль 2012 года. Завершение второй очереди магистрального нефтепровода ВСТО - от Сковородино до Козьмино - позволит получать сырье напрямую, минуя железнодорожный транспорт, что значительно ускорит формирование танкерных партий для экспорта в страны АТР.

Предполагается, что вторая очередь морского нефтеналивного экспортного терминала «Спецморнефтепорт Козьмино» будет введена в эксплуатацию не ранее октября 2012 года после завершения работ по сооружению второго причала и формирования его акватории, что позволит принимать танкеры дедвейтом от 80 до 150 тыс. тонн. С вводом второй очереди  мощность нефтяного терминала возрастет с 15 до 30 млн тонн в год.

 

Балтика: акцент на Усть-Лугу

Прирост экспорта нефти на Балтийском направлении в начале 2012 года обеспечен ростом перевалки нефти через порт Приморск (БТС-1), а также за счет ввода в эксплуатацию нефтяного терминала в порту Усть-Луга. В рамках проекта построен магистральный трубопровод БТС-2 длиной 1 тыс. км и мощностью до 30 млн тонн нефти в год, 2 НПС, нефтебаза «Усть-Луга» с резервуарным парком объемом 400 тыс. кубометров, реконструированы действующие НПС «Унеча» и «Андреаполь».

Первая тестовая отгрузка нефти состоялась 23 марта 2012 года. Партия нефти объемом 100 тыс. тонн была отгружена на танкер «Невский проспект» ОАО «Совкомфлот», который отправился в Роттердам. Вторая отгрузка состоялась 26 марта на греческий танкер.

В апреле 2012 года через нефтяной терминал в Усть-Луге, конечную точку трубопроводной системы БТС-2, было перевалено 998 тыс. тонн нефти, на июнь было запланировано уже 1,3 млн тонн. В течение лета Усть-Луга планирует выйти на ежемесячный объем экспорта нефти 1,5 млн тонн, к концу года – на объем 14-15 млн тонн.

Эксперты отмечают, что увеличение объемов экспорта нефти через порт Усть-Луга увеличивает профицит экспортных мощностей России в западном направлении. Дальнейшее наращивание экспорта нефти через этот терминал будет происходить за счет перераспределения экспортных объемов с других направлений.

АК «Транснефть» намерена использовать новый маршрут поставок для отказа от транзита нефти через территорию иностранных государств, а также для разгрузки Приморска и Новороссийска. В частности, предполагается забрать транзит, идущий в настоящее время через польский порт Гданьск в объеме до 6 млн тонн в год.

Кроме того, есть планы сокращения перевалки нефти через порт Приморск, что даст БТС-2 порядка 7-10 млн тонн нефти в год. Также планируется снять около 3-5 млн тонн нефти в год с Новороссийска («Шесхарис»), как объясняют в госкомпании, отгрузка через этот порт осложнена в осенне-зимний период характерными для данного региона сложными погодными условиями.

 

Добыча, экспорт и переработка нефти: планы на будущее

Не секрет, что добыча нефти в России в настоящее время продолжает стагнировать из-за истощения запасов западносибирских месторождений. Правительство при этом пытается переориентировать нефтяные компании на разведку и освоение месторождений с трудноизвлекаемой нефтью, на увеличение объемов внутренней переработки нефти, повышение качества переработки путем создания системы налоговых и таможенных стимулов. Это отражается на акцентах стратегий развития нефтяных компаний.

Так, государственная «Роснефть» к 2015 году планирует существенно модернизировать свои НПЗ и перевести их на выпуск светлых нефтепродуктов. Для этого компания предполагает выделить около трети средств своей инвестиционной программы.

Планы по увеличению объемов и глубины переработки нефти есть и у других вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Так, компания «Сургутнефтегаз», которая недавно ввела в эксплуатацию первую очередь комплекса глубокой переработки нефти «Кинеф», в 2012 году выпустит более 1,5 млн тонн дизельного топлива стандарта «Евро-4» и «Евро-5». Предполагается, что к 2015 году все топливо, производимое на «Кинефе», будет соответствовать стандарту «Евро-5». Глубина переработки нефти к концу года вырастет с нынешних 65% до 68%, а к 2015 году увеличится до 77%. Дальнейшее увеличение глубины переработки до 94-95% компания предполагает после 2017 года.

Компания ТНК-ВР в настоящее время также реализует программу модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. На двух основных заводах ТНК-ВР – ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» и ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» – ведется реконструкция старых установок и строительство новых. Предприятия готовятся к переходу на производство моторного топлива класса «Евро-5», увеличению глубины переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов. Капвложения ТНК-BP в сегмент переработки до 2016 года составят около $2,6 млрд. 

«Газпром нефть» в соответствии со своей программой развития переработки, рассчитанной до 2018 года, инвестирует примерно $11,2 млрд. При этом к 2020 году выпуск светлых нефтепродуктов на всех НПЗ компании превысит 29 млн тонн. К этому времени «Газпром нефть» намерена довести глубину переработки до 90-95%, выход светлых нефтепродуктов - до 77%. Кроме того, к 2015 году компания планирует полностью перейти на производство топлива стандарта «Евро-5». В июле 2011 года производство бензинов этого класса началось на Омском НПЗ «Газпром нефти».

Больше всех в модернизацию мощностей НПЗ намерен инвестировать «ЛУКОЙЛ». В ближайшие 10 лет компания вложит в увеличение производства светлых нефтепродуктов $20 млрд. За этот период выпуск бензинов компанией увеличится почти вдвое - с 5 млн до 9,5 млн тонн, а производство темных нефтепродуктов к 2021 году сократится с 17 млн до 5 млн тонн. Основными перерабатывающими производствами «ЛУКОЙЛа» в России являются Нижегородский, Пермский, Волгоградский и Ухтинский НПЗ общей мощностью около 45 млн тонн нефтепродуктов в год.

Согласно данным Министерства энергетики РФ, в период с 2007 по 2011 годы объем добычи нефти вырос с 491 до 511,4 млн тонн (рис. 2), по итогам 2012 года рост добычи может составить 0,6% и достичь 514 млн тонн. Прогноз Минэнерго по добыче нефти на 2015-2020 годы остается на уровне 510 млн тонн.

 

Рис. 2. Добыча нефти в России, 2007-2011 гг.

Источник: данные Министерства энергетики РФ

 

В 2011 году объем нефтяного сырья, направленного на переработку, вырос на 3,4% (на 8,4 млн тонн). Объем переработки нефти в 2012 году должен составить 262 млн тонн, в 2015 году – 258 млн тонн.

Что касается экспорта нефти, то, по данным ФТС России и Росстата, в 2011 году он составил 244,5 млн тонн с учетом всех видов транспортировки (рис. 3). Характерно, что снижение экспортных объемов происходило на фоне роста экспортных цен.

Согласно данным прогноза социально-экономического развития РФ на 2012-2015 годы (подготовлен Минэнерго), экспорт сырой нефти из России по итогам 2012 года должен составить 237 млн тонн. Симптоматично, что эта цифра ниже на 6 млн тонн по сравнению с показателем, представленным министерством ранее. Согласно документу, экспорт нефти в 2013 году ожидается на уровне 238 млн тонн (по сравнению с 244 млн тонн в прошлом прогнозе), в 2014 году - 240 млн тонн (244 млн тонн), в 2015 – 242 млн тонн (рис. 4).

 

Рис. 3. Экспорт нефти и экспортные цены, 2007-2011 гг.

Источник: данные ФТС России и Росстата

 

Рис. 4. Прогноз экспорта нефти из России, 2012-2015 гг.

Источник: данные прогноза социально-экономического развития РФ на 2012-2015 годы (Минэнерго РФ)

 

Вместе с тем, прогноз по экспорту нефтепродуктов в 2012 году вырос на 6 млн тонн – до 130,4 млн тонн, в 2013 году – 134 млн тонн (127,4 млн тонн), в 2014 – 130 млн тонн (125 млн тонн), 2015 – 124 млн тонн.

 

Морские порты №5 (2014)

 


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...