Зерновой пул: преодолеть недоверие

Грузовая база
Зерновой пул: преодолеть недоверие

Понятие «зерновой пул» появилось четыре года назад по инициативе Российского зернового союза (РЗС), который предложил создать Причерноморский зерновой пул в составе России, Украины и Казахстана с возможностью последующего присоединения Венгрии, Болгарии, Турции и Румынии. Принципы работы будущего пула обсуждались специально созданной рабочей группой в ходе трех заседаний, но потом идея была забыта.

И вот в ноябре 2011 года премьер-министр Украины Николай Азаров предложил вернуться к ней. А в декабре в «РИА Новости» состоялся видеомост Москва – Киев – Астана «Перспективы зернового пула: Россия, Украина, Казахстан», который был проведен с целью определения возможности формирования на рынке зерновых единой ценовой политики трех стран, обеспечивающих в совокупности 20% мирового экспорта зерна.

В видеомосте приняли участие президент Российского зернового союза  Аркадий Злочевский, директор Департамента экономического развития аграрного рынка Министерства аграрной политики Украины Сергей Кваша, президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко, директор Департамента по управлению ресурсами зерна национальной компании «Продовольственная контрактная корпорация» Республики Казахстан Сабит Кашкимбаев.

Ольга Гольдберг

В основе идеи создания зернового пула лежит уникальная особенность Причерноморского бассейна, пояснил президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский.  Только в Причерноморском бассейне существует конкуриренция между ближайшими соседями – Россией, Украиной, Казахстаном и другими. Во всем мире экспортные отгрузки производятся через национальные «морские ворота»: в США, Канаде, Австралии, Евросоюзе не существует межстрановой конкуренции, она существует там на уровне поставщиков – коммерческих компаний. По словам А.Злочевского, межстрановая конкуренция в Причерноморье приводит к серьезным потерям – государства теряют как минимум $10 с каждой тонны, помимо конкуренции коммерческой.

Еще одно соображение в пользу создания пула – экономия на транспортировке зерна. Украина обладает большими возможностями для вывоза зерна морским путем, Россия – средними, Казахстан – минимальными. Создав пул, можно было бы экспортировать украинские зерновые ресурсы, а потребности украинского внутреннего рынка восполнять за счет российского зерна (так же поступать с российским и казахстанским зерном).

Следует учитывать, заметил А.Злочевский, что в случае достижения договоренностей кооперироваться придется уже не трем странам, а Украине и Евразийскому Союзу, поскольку в рамках взаимоотношений России и Казахстана этот пул будет реализован в автоматическом режиме: «С 1 января  2012 года мы вступаем в единый рынок. Останется, как прежде, конкуренция между казахскими и российскими компаниями, но между странами она исчезнет».

В сезоне 2011-2012 годов российский урожай составил 92 млн тонн (на экспорт запланировано вывезти 24 млн тонн), украинский – 57 млн тонн (на экспорт – 32 млн тонн), казахстанский – 25 млн тонн (на экспорт – 10 млн тонн).

 

Препятствия для возникновения пула

Директор департамента по управлению ресурсами зерна Национальной компании «Продовольственная контрактная корпорация» Республики Казахстан Сабит Кашкимбаев  считает, что казахстанское зерно – не конкурент российскому в плане объемов: Россия планирует экспортировать в текущем сезоне 24 млн тонн, а Казахстан экспортирует направлением на Черное и Балтийское моря порядка 2,5 млн тонн в год.

Тем не менее, С.Кашкимбаев заявил о готовности Казахстана участвовать в обсуждении всех вариантов реализации идеи зернового пула. При этом он заметил, что пул требует вовлечения большого числа хозяйствующих субъектов, в том числе железнодорожных и портовых структур, среди которых многие находятся в частных руках, в связи с чем, по его мнению, возможность создания пула выглядит сомнительной.

Директор департамента экономического развития аграрного рынка Министерства аграрной политики Украины Сергей Кваша тоже не видит перспектив создания пула в ближайшее время, ссылаясь на проблемы с инфраструктурой по экспорту зерна на Украине: общий объем зерновых складов составляет 31,7 млн тонн, в том числе 2,3 млн тонн портовых. «Нам надо четко представлять, какие условия мы должны предоставить российским коллегам, казахским экспортерам для того, чтобы никаким образом не ущемить интересы собственного производителя», – заявил он.

Министерство аграрной политики Украины в ближайшие 6 лет планирует наращивать объемы производства зерновых – до 80 млн тонн и масличных – до 15 млн тонн, итого – 95 млн тонн. Это почти в 3 раза больше нынешней емкости украинских элеваторов. Данная ситуация заставляет президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко усомниться – стоит ли обсуждать возможность дополнительно экспортировать объемы других стран, когда не хватает мощностей для вывоза собственного зерна.

В ближайшее время Украине предстоит построить складских емкостей на 30 млн тонн. Учитывая, что стоимость строительства составляет $200 на 1 тонну емкости, инвесторы должны будут вложить порядка $6 млрд. Однако для них, по словам В.Клименко, «разговоры о том, что мы будем совместно торговать зерном, которое вырастили другие, являются отрицательным сигналом – два инвестора уже прекратили строительство перевалочных пунктов в портах».

 

К единой экспортной политике

Президент Украинской зерновой ассоциации признал, что сегодня Украина проигрывает России конкурентную борьбу на общих рынках. Это связано, в том числе, с подходом украинского правительства: отменен возврат НДС экспортерам (в России возвращают 10%, в Казахстане – полностью), с 1 июля 2011 года введена пошлина на вывоз зерна в размере примерно $30 за тонну.

В то же время на Украине снижена стоимость сертификации отправляемого на экспорт зерна. РЗС обращался в российские властные структуры с просьбой предоставить отечественным экспортерам такое же преимущество, однако не получил его. Правда, удалось добиться льготных тарифов на железнодорожные перевозки. А вот казахстанские продавцы получают от своего правительства экспортную субсидию в размере $40 за тонну.

Эти и другие различия в политике относительно экспорта зерна вносят остроту в конкурентную борьбу между странами, уверен А.Злочевский. Для нивелирования межстрановой конкуренции он предложил унифицировать правила, установленные государствами для коммерческих компаний на своих национальных территориях. Например, совместно решить, как поступать с возвратом НДС, какую модель принять для трех стран. И так сделать по каждому пункту.

Вторым важным шагом является проведение странами-участницами зернового пула единой политики на внешних рынках. Не секрет, что к участию в закупочных тендерах в Египте украинское зерно допускается в малых объемах, для российского – применяются дискриминационные условия: 12% протеина (хотя для французского зерна требование 11%), засоренность амброзией – 0% и др.

Поэтому инициаторы организации пула предлагают России, Украине и Казахстану объединить усилия и выработать общие пожелания, совместно вести переговоры, влияющие на решения покупателей по всему миру.

Облегчить торговлю и обеспечить лучшие условия для российского, украинского и казахстанского зерна на мировых рынках – задача политическая, считает президент РЗС: «Ее не могут решать компании, участвующие в торговле зерном – они не могут поменять условия тендера. Но политики могут и должны защищать интересы своих государств на внешних рынках при помощи политического инструментария».

 

Диалог сложен, но возможен

Для устранения сомнений украинской и казахстанской сторон в том, возможно ли из конкурентов сделаться союзниками и вместе продавать зерно, А.Злочевский привел следующие соображения. Очевидно, что из трех стран именно Россия обладает самым мощным природным потенциалом, и в ближайшем будущем будет обладать самыми большими портовыми мощностями по перевалке зерна. Таким образом, вопрос о совместной торговле для российской стороны не принципиален.

Речь идет о торговле участников пула по единым правилам. Тогда зернотрейдеры в условиях внутренней конкуренции сами будут выбирать, откуда, из какой страны лучше поставить зерно в тот же Египет. Это значит, что Египту придется поменять свои требования и объявлять тендер на закупку уже не российского или украинского зерна, а зерна причерноморского.

Понятно, когда обсуждаются отличия канадского зерна от европейского или австралийского – есть существенная разница. Но у зерна, выращенного на территории России, Украины и Казахстана, схожая генетика, его трудно различить между собой. Поэтому объединение трех стран в зерновой пул помогло бы преодолеть дискриминацию импортеров в отношении каждой из них и облегчить доступ их продукции на мировые рынки.

Нельзя сказать, что идея создания зернового пула лишена логики, однако оправданы и сомнения в возможности воплощения ее в жизнь. Чтобы прийти к единому мнению по данному вопросу, всем трем странам придется как минимум изживать взаимное недоверие, отметили участники видеомоста.

Между тем, разговоры о создании пула ведутся уже с лета 2009 года и, возможно, стороны все-таки придут к необходимости такого шага и выработают устраивающую всех схему взаимодействия.

 

Морские поты №10 (2010)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь Моряки с затонувшего в Черном море разведывательного судна «Лиман» доставлены на территорию РФ, сооб...

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства Курсанты университета имени адмирала Ушакова приняли участие в мастер-классе на тему «Законодательст...

Российская экономика

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти Верфь по строительству крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка» в селе Белокаменка на берегу Ко...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30%

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30% В I квартале 2017 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» в порту Усть-Луга обработано 1,28 ...

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5%

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5% Грузооборот АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding) в I квартале...




Морской транспорт

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия 27 апреля из порта Астрахань в северную часть Каспийского моря начался вывод буксирного каравана, с ...

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота Церемония торжественного спуска на воду катера проекта «Грачонок» на судостроительном заводе «Вымпел...

Речной транспорт

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП 25-26 апреля проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 ФБУ  «Администрация В...

Ж/Д транспорт

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым ОАО «Российские железные дороги» с 30 апреля откроет продажу единых билетов в Крым, которые предпола...

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб.

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб. Объем инвестиций ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в развитие Архангельского региона Се...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...