Зерновой пул: преодолеть недоверие

Грузовая база
Зерновой пул: преодолеть недоверие

Понятие «зерновой пул» появилось четыре года назад по инициативе Российского зернового союза (РЗС), который предложил создать Причерноморский зерновой пул в составе России, Украины и Казахстана с возможностью последующего присоединения Венгрии, Болгарии, Турции и Румынии. Принципы работы будущего пула обсуждались специально созданной рабочей группой в ходе трех заседаний, но потом идея была забыта.

И вот в ноябре 2011 года премьер-министр Украины Николай Азаров предложил вернуться к ней. А в декабре в «РИА Новости» состоялся видеомост Москва – Киев – Астана «Перспективы зернового пула: Россия, Украина, Казахстан», который был проведен с целью определения возможности формирования на рынке зерновых единой ценовой политики трех стран, обеспечивающих в совокупности 20% мирового экспорта зерна.

В видеомосте приняли участие президент Российского зернового союза  Аркадий Злочевский, директор Департамента экономического развития аграрного рынка Министерства аграрной политики Украины Сергей Кваша, президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко, директор Департамента по управлению ресурсами зерна национальной компании «Продовольственная контрактная корпорация» Республики Казахстан Сабит Кашкимбаев.

Ольга Гольдберг

В основе идеи создания зернового пула лежит уникальная особенность Причерноморского бассейна, пояснил президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский.  Только в Причерноморском бассейне существует конкуриренция между ближайшими соседями – Россией, Украиной, Казахстаном и другими. Во всем мире экспортные отгрузки производятся через национальные «морские ворота»: в США, Канаде, Австралии, Евросоюзе не существует межстрановой конкуренции, она существует там на уровне поставщиков – коммерческих компаний. По словам А.Злочевского, межстрановая конкуренция в Причерноморье приводит к серьезным потерям – государства теряют как минимум $10 с каждой тонны, помимо конкуренции коммерческой.

Еще одно соображение в пользу создания пула – экономия на транспортировке зерна. Украина обладает большими возможностями для вывоза зерна морским путем, Россия – средними, Казахстан – минимальными. Создав пул, можно было бы экспортировать украинские зерновые ресурсы, а потребности украинского внутреннего рынка восполнять за счет российского зерна (так же поступать с российским и казахстанским зерном).

Следует учитывать, заметил А.Злочевский, что в случае достижения договоренностей кооперироваться придется уже не трем странам, а Украине и Евразийскому Союзу, поскольку в рамках взаимоотношений России и Казахстана этот пул будет реализован в автоматическом режиме: «С 1 января  2012 года мы вступаем в единый рынок. Останется, как прежде, конкуренция между казахскими и российскими компаниями, но между странами она исчезнет».

В сезоне 2011-2012 годов российский урожай составил 92 млн тонн (на экспорт запланировано вывезти 24 млн тонн), украинский – 57 млн тонн (на экспорт – 32 млн тонн), казахстанский – 25 млн тонн (на экспорт – 10 млн тонн).

 

Препятствия для возникновения пула

Директор департамента по управлению ресурсами зерна Национальной компании «Продовольственная контрактная корпорация» Республики Казахстан Сабит Кашкимбаев  считает, что казахстанское зерно – не конкурент российскому в плане объемов: Россия планирует экспортировать в текущем сезоне 24 млн тонн, а Казахстан экспортирует направлением на Черное и Балтийское моря порядка 2,5 млн тонн в год.

Тем не менее, С.Кашкимбаев заявил о готовности Казахстана участвовать в обсуждении всех вариантов реализации идеи зернового пула. При этом он заметил, что пул требует вовлечения большого числа хозяйствующих субъектов, в том числе железнодорожных и портовых структур, среди которых многие находятся в частных руках, в связи с чем, по его мнению, возможность создания пула выглядит сомнительной.

Директор департамента экономического развития аграрного рынка Министерства аграрной политики Украины Сергей Кваша тоже не видит перспектив создания пула в ближайшее время, ссылаясь на проблемы с инфраструктурой по экспорту зерна на Украине: общий объем зерновых складов составляет 31,7 млн тонн, в том числе 2,3 млн тонн портовых. «Нам надо четко представлять, какие условия мы должны предоставить российским коллегам, казахским экспортерам для того, чтобы никаким образом не ущемить интересы собственного производителя», – заявил он.

Министерство аграрной политики Украины в ближайшие 6 лет планирует наращивать объемы производства зерновых – до 80 млн тонн и масличных – до 15 млн тонн, итого – 95 млн тонн. Это почти в 3 раза больше нынешней емкости украинских элеваторов. Данная ситуация заставляет президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко усомниться – стоит ли обсуждать возможность дополнительно экспортировать объемы других стран, когда не хватает мощностей для вывоза собственного зерна.

В ближайшее время Украине предстоит построить складских емкостей на 30 млн тонн. Учитывая, что стоимость строительства составляет $200 на 1 тонну емкости, инвесторы должны будут вложить порядка $6 млрд. Однако для них, по словам В.Клименко, «разговоры о том, что мы будем совместно торговать зерном, которое вырастили другие, являются отрицательным сигналом – два инвестора уже прекратили строительство перевалочных пунктов в портах».

 

К единой экспортной политике

Президент Украинской зерновой ассоциации признал, что сегодня Украина проигрывает России конкурентную борьбу на общих рынках. Это связано, в том числе, с подходом украинского правительства: отменен возврат НДС экспортерам (в России возвращают 10%, в Казахстане – полностью), с 1 июля 2011 года введена пошлина на вывоз зерна в размере примерно $30 за тонну.

В то же время на Украине снижена стоимость сертификации отправляемого на экспорт зерна. РЗС обращался в российские властные структуры с просьбой предоставить отечественным экспортерам такое же преимущество, однако не получил его. Правда, удалось добиться льготных тарифов на железнодорожные перевозки. А вот казахстанские продавцы получают от своего правительства экспортную субсидию в размере $40 за тонну.

Эти и другие различия в политике относительно экспорта зерна вносят остроту в конкурентную борьбу между странами, уверен А.Злочевский. Для нивелирования межстрановой конкуренции он предложил унифицировать правила, установленные государствами для коммерческих компаний на своих национальных территориях. Например, совместно решить, как поступать с возвратом НДС, какую модель принять для трех стран. И так сделать по каждому пункту.

Вторым важным шагом является проведение странами-участницами зернового пула единой политики на внешних рынках. Не секрет, что к участию в закупочных тендерах в Египте украинское зерно допускается в малых объемах, для российского – применяются дискриминационные условия: 12% протеина (хотя для французского зерна требование 11%), засоренность амброзией – 0% и др.

Поэтому инициаторы организации пула предлагают России, Украине и Казахстану объединить усилия и выработать общие пожелания, совместно вести переговоры, влияющие на решения покупателей по всему миру.

Облегчить торговлю и обеспечить лучшие условия для российского, украинского и казахстанского зерна на мировых рынках – задача политическая, считает президент РЗС: «Ее не могут решать компании, участвующие в торговле зерном – они не могут поменять условия тендера. Но политики могут и должны защищать интересы своих государств на внешних рынках при помощи политического инструментария».

 

Диалог сложен, но возможен

Для устранения сомнений украинской и казахстанской сторон в том, возможно ли из конкурентов сделаться союзниками и вместе продавать зерно, А.Злочевский привел следующие соображения. Очевидно, что из трех стран именно Россия обладает самым мощным природным потенциалом, и в ближайшем будущем будет обладать самыми большими портовыми мощностями по перевалке зерна. Таким образом, вопрос о совместной торговле для российской стороны не принципиален.

Речь идет о торговле участников пула по единым правилам. Тогда зернотрейдеры в условиях внутренней конкуренции сами будут выбирать, откуда, из какой страны лучше поставить зерно в тот же Египет. Это значит, что Египту придется поменять свои требования и объявлять тендер на закупку уже не российского или украинского зерна, а зерна причерноморского.

Понятно, когда обсуждаются отличия канадского зерна от европейского или австралийского – есть существенная разница. Но у зерна, выращенного на территории России, Украины и Казахстана, схожая генетика, его трудно различить между собой. Поэтому объединение трех стран в зерновой пул помогло бы преодолеть дискриминацию импортеров в отношении каждой из них и облегчить доступ их продукции на мировые рынки.

Нельзя сказать, что идея создания зернового пула лишена логики, однако оправданы и сомнения в возможности воплощения ее в жизнь. Чтобы прийти к единому мнению по данному вопросу, всем трем странам придется как минимум изживать взаимное недоверие, отметили участники видеомоста.

Между тем, разговоры о создании пула ведутся уже с лета 2009 года и, возможно, стороны все-таки придут к необходимости такого шага и выработают устраивающую всех схему взаимодействия.

 

Морские поты №10 (2010)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...