Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Зерновой пул: преодолеть недоверие

Грузовая база
Зерновой пул: преодолеть недоверие

Понятие «зерновой пул» появилось четыре года назад по инициативе Российского зернового союза (РЗС), который предложил создать Причерноморский зерновой пул в составе России, Украины и Казахстана с возможностью последующего присоединения Венгрии, Болгарии, Турции и Румынии. Принципы работы будущего пула обсуждались специально созданной рабочей группой в ходе трех заседаний, но потом идея была забыта.

И вот в ноябре 2011 года премьер-министр Украины Николай Азаров предложил вернуться к ней. А в декабре в «РИА Новости» состоялся видеомост Москва – Киев – Астана «Перспективы зернового пула: Россия, Украина, Казахстан», который был проведен с целью определения возможности формирования на рынке зерновых единой ценовой политики трех стран, обеспечивающих в совокупности 20% мирового экспорта зерна.

В видеомосте приняли участие президент Российского зернового союза  Аркадий Злочевский, директор Департамента экономического развития аграрного рынка Министерства аграрной политики Украины Сергей Кваша, президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко, директор Департамента по управлению ресурсами зерна национальной компании «Продовольственная контрактная корпорация» Республики Казахстан Сабит Кашкимбаев.

Ольга Гольдберг

В основе идеи создания зернового пула лежит уникальная особенность Причерноморского бассейна, пояснил президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский.  Только в Причерноморском бассейне существует конкуриренция между ближайшими соседями – Россией, Украиной, Казахстаном и другими. Во всем мире экспортные отгрузки производятся через национальные «морские ворота»: в США, Канаде, Австралии, Евросоюзе не существует межстрановой конкуренции, она существует там на уровне поставщиков – коммерческих компаний. По словам А.Злочевского, межстрановая конкуренция в Причерноморье приводит к серьезным потерям – государства теряют как минимум $10 с каждой тонны, помимо конкуренции коммерческой.

Еще одно соображение в пользу создания пула – экономия на транспортировке зерна. Украина обладает большими возможностями для вывоза зерна морским путем, Россия – средними, Казахстан – минимальными. Создав пул, можно было бы экспортировать украинские зерновые ресурсы, а потребности украинского внутреннего рынка восполнять за счет российского зерна (так же поступать с российским и казахстанским зерном).

Следует учитывать, заметил А.Злочевский, что в случае достижения договоренностей кооперироваться придется уже не трем странам, а Украине и Евразийскому Союзу, поскольку в рамках взаимоотношений России и Казахстана этот пул будет реализован в автоматическом режиме: «С 1 января  2012 года мы вступаем в единый рынок. Останется, как прежде, конкуренция между казахскими и российскими компаниями, но между странами она исчезнет».

В сезоне 2011-2012 годов российский урожай составил 92 млн тонн (на экспорт запланировано вывезти 24 млн тонн), украинский – 57 млн тонн (на экспорт – 32 млн тонн), казахстанский – 25 млн тонн (на экспорт – 10 млн тонн).

 

Препятствия для возникновения пула

Директор департамента по управлению ресурсами зерна Национальной компании «Продовольственная контрактная корпорация» Республики Казахстан Сабит Кашкимбаев  считает, что казахстанское зерно – не конкурент российскому в плане объемов: Россия планирует экспортировать в текущем сезоне 24 млн тонн, а Казахстан экспортирует направлением на Черное и Балтийское моря порядка 2,5 млн тонн в год.

Тем не менее, С.Кашкимбаев заявил о готовности Казахстана участвовать в обсуждении всех вариантов реализации идеи зернового пула. При этом он заметил, что пул требует вовлечения большого числа хозяйствующих субъектов, в том числе железнодорожных и портовых структур, среди которых многие находятся в частных руках, в связи с чем, по его мнению, возможность создания пула выглядит сомнительной.

Директор департамента экономического развития аграрного рынка Министерства аграрной политики Украины Сергей Кваша тоже не видит перспектив создания пула в ближайшее время, ссылаясь на проблемы с инфраструктурой по экспорту зерна на Украине: общий объем зерновых складов составляет 31,7 млн тонн, в том числе 2,3 млн тонн портовых. «Нам надо четко представлять, какие условия мы должны предоставить российским коллегам, казахским экспортерам для того, чтобы никаким образом не ущемить интересы собственного производителя», – заявил он.

Министерство аграрной политики Украины в ближайшие 6 лет планирует наращивать объемы производства зерновых – до 80 млн тонн и масличных – до 15 млн тонн, итого – 95 млн тонн. Это почти в 3 раза больше нынешней емкости украинских элеваторов. Данная ситуация заставляет президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко усомниться – стоит ли обсуждать возможность дополнительно экспортировать объемы других стран, когда не хватает мощностей для вывоза собственного зерна.

В ближайшее время Украине предстоит построить складских емкостей на 30 млн тонн. Учитывая, что стоимость строительства составляет $200 на 1 тонну емкости, инвесторы должны будут вложить порядка $6 млрд. Однако для них, по словам В.Клименко, «разговоры о том, что мы будем совместно торговать зерном, которое вырастили другие, являются отрицательным сигналом – два инвестора уже прекратили строительство перевалочных пунктов в портах».

 

К единой экспортной политике

Президент Украинской зерновой ассоциации признал, что сегодня Украина проигрывает России конкурентную борьбу на общих рынках. Это связано, в том числе, с подходом украинского правительства: отменен возврат НДС экспортерам (в России возвращают 10%, в Казахстане – полностью), с 1 июля 2011 года введена пошлина на вывоз зерна в размере примерно $30 за тонну.

В то же время на Украине снижена стоимость сертификации отправляемого на экспорт зерна. РЗС обращался в российские властные структуры с просьбой предоставить отечественным экспортерам такое же преимущество, однако не получил его. Правда, удалось добиться льготных тарифов на железнодорожные перевозки. А вот казахстанские продавцы получают от своего правительства экспортную субсидию в размере $40 за тонну.

Эти и другие различия в политике относительно экспорта зерна вносят остроту в конкурентную борьбу между странами, уверен А.Злочевский. Для нивелирования межстрановой конкуренции он предложил унифицировать правила, установленные государствами для коммерческих компаний на своих национальных территориях. Например, совместно решить, как поступать с возвратом НДС, какую модель принять для трех стран. И так сделать по каждому пункту.

Вторым важным шагом является проведение странами-участницами зернового пула единой политики на внешних рынках. Не секрет, что к участию в закупочных тендерах в Египте украинское зерно допускается в малых объемах, для российского – применяются дискриминационные условия: 12% протеина (хотя для французского зерна требование 11%), засоренность амброзией – 0% и др.

Поэтому инициаторы организации пула предлагают России, Украине и Казахстану объединить усилия и выработать общие пожелания, совместно вести переговоры, влияющие на решения покупателей по всему миру.

Облегчить торговлю и обеспечить лучшие условия для российского, украинского и казахстанского зерна на мировых рынках – задача политическая, считает президент РЗС: «Ее не могут решать компании, участвующие в торговле зерном – они не могут поменять условия тендера. Но политики могут и должны защищать интересы своих государств на внешних рынках при помощи политического инструментария».

 

Диалог сложен, но возможен

Для устранения сомнений украинской и казахстанской сторон в том, возможно ли из конкурентов сделаться союзниками и вместе продавать зерно, А.Злочевский привел следующие соображения. Очевидно, что из трех стран именно Россия обладает самым мощным природным потенциалом, и в ближайшем будущем будет обладать самыми большими портовыми мощностями по перевалке зерна. Таким образом, вопрос о совместной торговле для российской стороны не принципиален.

Речь идет о торговле участников пула по единым правилам. Тогда зернотрейдеры в условиях внутренней конкуренции сами будут выбирать, откуда, из какой страны лучше поставить зерно в тот же Египет. Это значит, что Египту придется поменять свои требования и объявлять тендер на закупку уже не российского или украинского зерна, а зерна причерноморского.

Понятно, когда обсуждаются отличия канадского зерна от европейского или австралийского – есть существенная разница. Но у зерна, выращенного на территории России, Украины и Казахстана, схожая генетика, его трудно различить между собой. Поэтому объединение трех стран в зерновой пул помогло бы преодолеть дискриминацию импортеров в отношении каждой из них и облегчить доступ их продукции на мировые рынки.

Нельзя сказать, что идея создания зернового пула лишена логики, однако оправданы и сомнения в возможности воплощения ее в жизнь. Чтобы прийти к единому мнению по данному вопросу, всем трем странам придется как минимум изживать взаимное недоверие, отметили участники видеомоста.

Между тем, разговоры о создании пула ведутся уже с лета 2009 года и, возможно, стороны все-таки придут к необходимости такого шага и выработают устраивающую всех схему взаимодействия.

 

Морские поты №10 (2010)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Облик многоцелевой атомной подлодки пятого поколения «Хаски» определен. Об этом заявил начальник сек...

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы Глава Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб под видом журналиста пришел на пресс-конференцию президен...

Российская экономика

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот Архангельская область планирует увеличить объемы собственного вылова рыбы и производства рыбной прод...

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году Первая линия «Арктик СПГ-2» – проекта «НОВАТЭК» по сжижению газа - будет запущена в 2023 году. Об эт...

Транспортная политика

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов Опубликовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1518 «О внесении изменений в Положение о...

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев Правительство РФ обсуждает законопроект, который разрешит транспортным компаниям из стран - членов Е...

Морские порты

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2»

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2» «Новатэк» обратился в Минтранс с предложением внести расширение порта Сабетта для проекта «Арктик СП...

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу АО «Морской торговый порт Усть-Луга» (МТП Усть-Луга) 14 декабря 2017 года посетила объединен...




Морской транспорт

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г.

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г. Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel обязались сократить выбросы углекислого газа в сфере контейнерных п...

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы 12 декабря Российский профсоюз моряков и норвежская компания Wilson Ship Management заключили новый ...

Речной транспорт

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна На внутренних водных путях Волго-Донского бассейна завершилась навигация. На Волго-Донском судоходно...

Ж/Д транспорт

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% -...

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума Параметры скорости и надежности доставки грузов достигли в 2017 году максимальных исторических значе...

Авто транспорт

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России Компания «Системы мониторинга «Беркут» (структура госкорпорации «Росатом») предлагает Минтра...

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года «Автодор» рассчитывает, что правительственная комиссия до конца года утвердит изменения в КоАП для в...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...