Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Зерновой пул: преодолеть недоверие

Грузовая база
Зерновой пул: преодолеть недоверие

Понятие «зерновой пул» появилось четыре года назад по инициативе Российского зернового союза (РЗС), который предложил создать Причерноморский зерновой пул в составе России, Украины и Казахстана с возможностью последующего присоединения Венгрии, Болгарии, Турции и Румынии. Принципы работы будущего пула обсуждались специально созданной рабочей группой в ходе трех заседаний, но потом идея была забыта.

И вот в ноябре 2011 года премьер-министр Украины Николай Азаров предложил вернуться к ней. А в декабре в «РИА Новости» состоялся видеомост Москва – Киев – Астана «Перспективы зернового пула: Россия, Украина, Казахстан», который был проведен с целью определения возможности формирования на рынке зерновых единой ценовой политики трех стран, обеспечивающих в совокупности 20% мирового экспорта зерна.

В видеомосте приняли участие президент Российского зернового союза  Аркадий Злочевский, директор Департамента экономического развития аграрного рынка Министерства аграрной политики Украины Сергей Кваша, президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко, директор Департамента по управлению ресурсами зерна национальной компании «Продовольственная контрактная корпорация» Республики Казахстан Сабит Кашкимбаев.

Ольга Гольдберг

В основе идеи создания зернового пула лежит уникальная особенность Причерноморского бассейна, пояснил президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский.  Только в Причерноморском бассейне существует конкуриренция между ближайшими соседями – Россией, Украиной, Казахстаном и другими. Во всем мире экспортные отгрузки производятся через национальные «морские ворота»: в США, Канаде, Австралии, Евросоюзе не существует межстрановой конкуренции, она существует там на уровне поставщиков – коммерческих компаний. По словам А.Злочевского, межстрановая конкуренция в Причерноморье приводит к серьезным потерям – государства теряют как минимум $10 с каждой тонны, помимо конкуренции коммерческой.

Еще одно соображение в пользу создания пула – экономия на транспортировке зерна. Украина обладает большими возможностями для вывоза зерна морским путем, Россия – средними, Казахстан – минимальными. Создав пул, можно было бы экспортировать украинские зерновые ресурсы, а потребности украинского внутреннего рынка восполнять за счет российского зерна (так же поступать с российским и казахстанским зерном).

Следует учитывать, заметил А.Злочевский, что в случае достижения договоренностей кооперироваться придется уже не трем странам, а Украине и Евразийскому Союзу, поскольку в рамках взаимоотношений России и Казахстана этот пул будет реализован в автоматическом режиме: «С 1 января  2012 года мы вступаем в единый рынок. Останется, как прежде, конкуренция между казахскими и российскими компаниями, но между странами она исчезнет».

В сезоне 2011-2012 годов российский урожай составил 92 млн тонн (на экспорт запланировано вывезти 24 млн тонн), украинский – 57 млн тонн (на экспорт – 32 млн тонн), казахстанский – 25 млн тонн (на экспорт – 10 млн тонн).

 

Препятствия для возникновения пула

Директор департамента по управлению ресурсами зерна Национальной компании «Продовольственная контрактная корпорация» Республики Казахстан Сабит Кашкимбаев  считает, что казахстанское зерно – не конкурент российскому в плане объемов: Россия планирует экспортировать в текущем сезоне 24 млн тонн, а Казахстан экспортирует направлением на Черное и Балтийское моря порядка 2,5 млн тонн в год.

Тем не менее, С.Кашкимбаев заявил о готовности Казахстана участвовать в обсуждении всех вариантов реализации идеи зернового пула. При этом он заметил, что пул требует вовлечения большого числа хозяйствующих субъектов, в том числе железнодорожных и портовых структур, среди которых многие находятся в частных руках, в связи с чем, по его мнению, возможность создания пула выглядит сомнительной.

Директор департамента экономического развития аграрного рынка Министерства аграрной политики Украины Сергей Кваша тоже не видит перспектив создания пула в ближайшее время, ссылаясь на проблемы с инфраструктурой по экспорту зерна на Украине: общий объем зерновых складов составляет 31,7 млн тонн, в том числе 2,3 млн тонн портовых. «Нам надо четко представлять, какие условия мы должны предоставить российским коллегам, казахским экспортерам для того, чтобы никаким образом не ущемить интересы собственного производителя», – заявил он.

Министерство аграрной политики Украины в ближайшие 6 лет планирует наращивать объемы производства зерновых – до 80 млн тонн и масличных – до 15 млн тонн, итого – 95 млн тонн. Это почти в 3 раза больше нынешней емкости украинских элеваторов. Данная ситуация заставляет президента Украинской зерновой ассоциации Владимира Клименко усомниться – стоит ли обсуждать возможность дополнительно экспортировать объемы других стран, когда не хватает мощностей для вывоза собственного зерна.

В ближайшее время Украине предстоит построить складских емкостей на 30 млн тонн. Учитывая, что стоимость строительства составляет $200 на 1 тонну емкости, инвесторы должны будут вложить порядка $6 млрд. Однако для них, по словам В.Клименко, «разговоры о том, что мы будем совместно торговать зерном, которое вырастили другие, являются отрицательным сигналом – два инвестора уже прекратили строительство перевалочных пунктов в портах».

 

К единой экспортной политике

Президент Украинской зерновой ассоциации признал, что сегодня Украина проигрывает России конкурентную борьбу на общих рынках. Это связано, в том числе, с подходом украинского правительства: отменен возврат НДС экспортерам (в России возвращают 10%, в Казахстане – полностью), с 1 июля 2011 года введена пошлина на вывоз зерна в размере примерно $30 за тонну.

В то же время на Украине снижена стоимость сертификации отправляемого на экспорт зерна. РЗС обращался в российские властные структуры с просьбой предоставить отечественным экспортерам такое же преимущество, однако не получил его. Правда, удалось добиться льготных тарифов на железнодорожные перевозки. А вот казахстанские продавцы получают от своего правительства экспортную субсидию в размере $40 за тонну.

Эти и другие различия в политике относительно экспорта зерна вносят остроту в конкурентную борьбу между странами, уверен А.Злочевский. Для нивелирования межстрановой конкуренции он предложил унифицировать правила, установленные государствами для коммерческих компаний на своих национальных территориях. Например, совместно решить, как поступать с возвратом НДС, какую модель принять для трех стран. И так сделать по каждому пункту.

Вторым важным шагом является проведение странами-участницами зернового пула единой политики на внешних рынках. Не секрет, что к участию в закупочных тендерах в Египте украинское зерно допускается в малых объемах, для российского – применяются дискриминационные условия: 12% протеина (хотя для французского зерна требование 11%), засоренность амброзией – 0% и др.

Поэтому инициаторы организации пула предлагают России, Украине и Казахстану объединить усилия и выработать общие пожелания, совместно вести переговоры, влияющие на решения покупателей по всему миру.

Облегчить торговлю и обеспечить лучшие условия для российского, украинского и казахстанского зерна на мировых рынках – задача политическая, считает президент РЗС: «Ее не могут решать компании, участвующие в торговле зерном – они не могут поменять условия тендера. Но политики могут и должны защищать интересы своих государств на внешних рынках при помощи политического инструментария».

 

Диалог сложен, но возможен

Для устранения сомнений украинской и казахстанской сторон в том, возможно ли из конкурентов сделаться союзниками и вместе продавать зерно, А.Злочевский привел следующие соображения. Очевидно, что из трех стран именно Россия обладает самым мощным природным потенциалом, и в ближайшем будущем будет обладать самыми большими портовыми мощностями по перевалке зерна. Таким образом, вопрос о совместной торговле для российской стороны не принципиален.

Речь идет о торговле участников пула по единым правилам. Тогда зернотрейдеры в условиях внутренней конкуренции сами будут выбирать, откуда, из какой страны лучше поставить зерно в тот же Египет. Это значит, что Египту придется поменять свои требования и объявлять тендер на закупку уже не российского или украинского зерна, а зерна причерноморского.

Понятно, когда обсуждаются отличия канадского зерна от европейского или австралийского – есть существенная разница. Но у зерна, выращенного на территории России, Украины и Казахстана, схожая генетика, его трудно различить между собой. Поэтому объединение трех стран в зерновой пул помогло бы преодолеть дискриминацию импортеров в отношении каждой из них и облегчить доступ их продукции на мировые рынки.

Нельзя сказать, что идея создания зернового пула лишена логики, однако оправданы и сомнения в возможности воплощения ее в жизнь. Чтобы прийти к единому мнению по данному вопросу, всем трем странам придется как минимум изживать взаимное недоверие, отметили участники видеомоста.

Между тем, разговоры о создании пула ведутся уже с лета 2009 года и, возможно, стороны все-таки придут к необходимости такого шага и выработают устраивающую всех схему взаимодействия.

 

Морские поты №10 (2010)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе

Артур Чилингаров исполнит мечту Вячеслава Фетисова сыграть в хоккей на Северном полюсе Президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров исполнит мечту двукратного олимпийского чемпиона по...

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт

Потерявшее ход в Баренцевом море маломерное судно отбуксировали в порт В восточной части Кильдинского пролива (Баренцево море) потеряло ход маломерное судно РМ6693...

Российская экономика

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года

ОСК обсуждает твердый контракт на постройку 50 сухогрузов за два года Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обсуждает возможность заключения твердого кон...

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи

ОСК может в ближайшие недели закрыть сделку по продаже Kermas 55% финской судоверфи Сделка по продаже Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) контрольного пакета в финс...

Транспортная политика

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018 Миниюстом в канун Чемпионата мира по футболу 2018 года зарегистрирован приказ Минтранса России от 14...

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе Комитет по безопасности на море Международной морской организации в ходе своей 99-й сессии утвердил ...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу

Большой порт Санкт-Петербург могут перенести к глубоководному терминалу Смольный не исключает переноса первого и второго грузовых районов Большого порта Санкт-Петербург в п...

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья Правительство РФ утвердило перечень пунктов пропуска через госграницу РФ в Дальневосточном федеральн...




Морской транспорт

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников»

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников» 19 мая 2018 года Выборгский судостроительный завод вывел на ходовые головное ледокольное судно обесп...

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином Оператор северокорейского теплохода «ManGyongBong» начал переговоры о возобновлении паромных перевоз...

Речной транспорт

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи Киль первого сухогрузного суда проекта RSD32M заложен на Окской судоверфи в городе Навашино Нижегоро...

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства 18 мая на объекте охраны «Шлюз №1» Вытегорского РГСиС филиала ФБУ «Администрация Волго-Балт» состоял...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г.

РЖД планируют удвоить закупки у малого и среднего бизнеса в 2018 г. РЖД в 2018 году планируют осуществить закупку инновационной продукции у предприятий малого и среднег...

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник «Российские железные дороги» (РЖД) начинают процедуру выкупа двух выпусков евробондов по $50...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Что принесут новации КТМ?

Что принесут новации КТМ? В последний день 2017 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении из...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...