Основы госполитики РФ в Арктике до 2020 года и на перспективу - Морские вести России

Основы госполитики РФ в Арктике до 2020 года и на перспективу

21.04.2013

Севморпуть

Публикация подготовлена по материалам заседания Морской коллегии при Правительстве РФ от 4 декабря 2012 года

Анализ реализации мероприятий первого этапа (2008-2010 годы) и начала второго (2011-2015 годы) Основ, затрагивающих сферу Морской коллегии, показал, что в пределах Дальневосточного федерального округа работа в данной области не систематизирована и ведется на основании автономных решений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:

-         вопросами государственной политики в Арктике ведает Департамент государственной политики Минтранса РФ;

-         вопросами аварийно-спасательного и навигационно-гидрографического обеспечения – Федеральное агентство морского и речного транспорта;

-         вопросами обеспечения военной и пограничной безопасности – соответственно Минобороны и ФСБ России;

-         вопросы привлечения и использования других ресурсов, в том числе региональных, в полном объеме не решены.

Ряд федеральных органов исполнительной власти в рамках реализации Основ, которые относятся по кругу своих полномочий к перечню заинтересованных, к работе не привлечены (Минрегион, МВД, Росграница и др.).

Из поступающей из разных источников информации (в восточном секторе Арктической зоны отсутствует координирующий орган) в настоящее время разработаны некоторые нормативно-правовые документы из перечня необходимой законодательной базы, в том числе на уровне международного права:

-         Порядок выдачи разрешения на проводку судов по Северному морскому пути и Декларация о готовности судна к плаванию в акватории СМП;

-         Правила плавания по трассам СМП;

-         Правила ледокольно-лоцманской проводки по СМП;

-         Требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по СМП.

Из области практических мероприятий в восточном секторе Арктики выполняются следующие мероприятия:

-         на СМП устанавливаются контрольно-корректирующие станции глобальной системы позиционирования ГЛОНАСС, позволяющие определять местонахождение судна с точностью до 10 метров;

-         сформированы в арктических регионах территориальные органы управления Пограничной службы ФСБ России.

 

I этап

Вместе с тем результаты мониторинга, проведенного с привлечением органов исполнительной власти арктических субъектов РФ (Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и Камчатский край), показали:

В рамках реализации задач I этапа (2008-2010 годы) проведены мероприятия:

– В области осуществления геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы Арктической зоны РФ планируется завершить в 2013 году с отставанием не менее трех лет от намеченного срока.

– В сфере расширения возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов Арктической зоны РФ, в первом квартале предполагается формирование ФКУ «Администрация Севморпути» (с 30.01.2013 вступает в силу закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории СМП). Закон вводит понятийный аппарат, отражающий актуальность существующих проблем по границам СМП. Также в Арктике приступили к реализации отдельных коммерческих проектов по добыче углеводородов (ОАО «Газпром»), разрабатывается международный проект прокладки по дну арктических морей оптико-волоконной линии связи Лондон – Токио с подключением к линии российских операторов связи.

– В области реализации целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных источников, включая формирование государственной программы развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйст-венные кластеры, особые экономические зоны, федеральные целевые программы и программы органов власти других уровней развития Арктики, в настоящее время не реализуются. Разработанный Минрегионом проект Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2020 года не утвержден. Однако, учитывая основные направления Основ и проекта Стратегии, органы исполнительной власти субъектов РФ, расположенных в пределах восточного сектора Арктической зоны, планируют до конца 2012 года внести в Минрегион РФ предложения в проект программы развития Арктики.

– В области реализации перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, связанных со стратегическим развитием Арктической зоны РФ, деятельность не ведется или информация в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти арктических регионов не поступала.

 

II этап

В рамках реализации задач II этапа (2011-2015 годы) мероприятия не ведутся или информация в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти арктических регионов не поступала.

В области международно-правового оформления внешней границы Арктической зоны и конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ресурсов.

В области структурной перестройки экономики в Арктической зоне на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов.

В области обеспечения евразийского транзита, создания и развития инфраструктуры и системы управления коммуникациями СМП.

В области создания единого информационного пространства Арктической зоны РФ.

 

Причины сложившейся ситуации

Не завершено формирование федеральной нормативной правовой базы, обеспечивающей правовые условия развития Арктической зоны РФ.

Основы не учитывают актуальность заблаговременных (первоочередных) мероприятий, решение которых обеспечит условия своевременного решения задач Основ до 2020 года и последующую перспективу.

К перечню таких задач целесообразно отнести задачи по восстановлению благоприятных условий для жизнедеятельности и функционирования существующих поселений и инфраструктуры, как транспортной, так и социального сектора (один из них – обеспечение северного завоза в восточный сектор Арктической зоны и освоение мощностей минерально-сырьевой базы (углей Зыряновского месторождения).

Не проведено перспективное, среднесрочное и годовое планирование реализации задач в соответствии с направлениями Основ.

Разрозненность в системе организации выполнения задач по реализации в пределах Дальневосточного федерального округа основных направлений Основ.

Не созданы группировки сил и средств, способные решать определенные в Основах задачи.

Минфином России не учтены в проектах федерального бюджета на 2013 год и последующие годы ресурсы для обеспечения заблаговременных и первоочередных мероприятий (восстановление северных внутренних водных путей, обеспечивающих северный завоз в арктические районы Дальнего Востока, в том числе обеспечение социальной составляющей группировки сил и средств для восточного сектора Арктической зоны) и т. д.

Также не определено ежегодное, среднесрочное и перспективное финансирование на проектирование и выполнение строительных работ в восточном секторе Арктики.

Не скорректирована государственным заказом система подготовки кадров страны (федеральных ведомств) для обеспечения штатных расписаний группировки сил и средств для восточного сектора Арктической зоны.

Кроме того, для привлечения квалифицированных специалистов требуется увеличение заработной платы, в том числе работникам гидрометеослужбы, особенно сетевых подразделений.

 

Дополнительные меры по реализации Основ

Рекомендовать Совету Федерации РФ в целях выполнения резолюции выездного заседания Экспертного совета по Арктике и Антарктике при председателе Совета Федерации (г. Тюмень, 15 мая 2012 года) инициировать перед правительством и Государственной Думой разработку и принятие федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации».

Правительству Российской Федерации:

-         поручить Минрегиону России внести в правительство до 31 декабря 2012 года проект распоряжения правительства об образовании координационного органа по обеспечению государственной политики РФ в Арктике до 2020 года и на дальнейшую перспективу;

-         совместно с администрацией СМП, органами исполнительной власти арктических регионов внести в Правительство до 1 февраля 2013 года проект распоряжения Правительства, которым утвердить всестороннее планирование реализации Основ;

-         поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти арктических регионов создать условия и завершить формирование до конца 2013 года группировки сил и средств для решения задач I и II этапов реализации Основ опережающими темпами;

-         поручить Минобрнауки совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти арктических регионов возглавить систему подготовки кадров и начиная с 2015 года обеспечить целевой выпуск специалистов в соответствии с объемом государственного заказа;

-         поручить Минфину совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти арктических регионов в 2013 году иметь ресурс для обеспечения заблаговременных и первоочередных мероприятий (восстановление северных внутренних водных путей, обеспечивающих северный завоз в арктические районы Дальнего Востока, в том числе для обеспечения социальной составляющей группировки сил и средств для восточного сектора Арктической зоны), а начиная с 2014 года и ресурс, обеспечивающий программы реализации Основ;

-         поручить Минтрансу совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в 2013 году:

-         разработать и внести в Правительство РФ изменения и дополнения в целевую программу «Развитие транспортной системы России до 2017 года» финансирование на реконструкцию портов Зырянка и Зеленый Мыс;

-         выполнить проектно-изыскательские работы на баре Колымы и разработать проект максимального углубления устьевого фарватера реки от порта Зеленый Мыс до мыса Медвежий с целью пропуска в порт морских судов с осадкой не менее 6 метров;

-         предусмотреть поэтапно в 2013-2014 годах углубление водного пути Нижней Колымы для прохождения судов «река-море» от устья до п. Зырянка в течение всей навигации, при этом обеспечить водный путь гарантированными глубинами не менее 2,5 метров;

-         создать межведомственную комиссию с участием Минэнерго России по разработке и утверждению государственных правил по использованию водных ресурсов Колымского и Усть-Среднеканского водохранилищ на Колыме, обеспечивающих суммарные судоходные попуски из водохранилищ, необходимых для удержания габаритов и глубин водного пути по Колыме глубиной 2,5 метра и шириной 50 метров от п. Зырянка до речного порта Зеленый Мыс.

 

Восстановление системы

Реализация первоочередных мероприятий по восстановлению системы навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и аварийно-спасательного обеспечения плавания по трассам Северного морского пути.

Территории преобладающей части Республики Саха (Якутия), полностью Чукотского автономного округа, Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей, северных районов Хабаровского и части районов Приморского краев обеспечиваются продуктами жизнедеятельности посредством северного завоза. В обозначенных районах Дальнего Востока полностью отсутствуют железные дороги и слабо развита наземная автотранспортная инфраструктура. Основная часть грузов завозится морским транспортом и по внутренним водным путям. При плавании СМП суда под иностранным флагом лишены возможности зайти в порты восточного сектора Арктической зоны, т.к. имеется только один пункт пропуска на этом участке – в порту Провидения, конечном порту СМП.

С начала 2009 года возобновлены постоянные навигационные поставки грузов по Северному морскому пути – в том же году было завезено около 150 тыс. тонн грузов только на территорию Чукотского автономного округа. Это позволило сократить время доставки грузов в среднем до 6 дней.

 

Справочно

Если из Находки судно идет до морского порта Певек 14-16 дней, то из Мурманска – 10-12 дней.

По данному направлению было завезено 30% всего топлива, завозимого на Чукотку. За период 2009-2012 годов на Чукотку по СМП было завезено порядка 209 тыс. тонн горюче-смазочных материалов.

Базовым портом, куда доставляется груз, является морской порт Певек.

В пределах восточного сектора Арктической зоны функционируют морские порты:

-         морской порт Тикси, проходная осадка снижена до 5 метров, разгрузка осуществляется с рейда;

-         морской порт Певек, проходная осадка 8-9,5 метров, является базовым на СМП;

-         морской порт Провидения, проходная осадка 8 метров, в свое время являлся базовым, обслуживал ледокольный флот и транзитные суда, имел крупные судоремонтные мастерские;

-         морской порт Анадырь, проходная осадка 7,5 метров;

-         морской порт Беринговский, проходная осадка 8,5 метров, разгрузка осуществляется с рейда;

-         морской порт Эгвекинот, проходная осадка 8 метров. Все порты обслуживаются одноименными акционерными обществами открытого типа.

Жизненно важной задачей для северных территорий Дальнего Востока является функциональное единство СМП и арктических внутренних водных путей для бесперебойного и полного обеспечения северного завоза. Для обеспечения задач северного завоза сегодня необходимо восстановить водные пути на северных реках хотя бы до исторически достигнутых параметров.

 

Справочно

В Ленском речном бассейне накоплен уникальный полувековой опыт северного завоза судами смешанного «река-море» плавания. За последние пять лет состояние водных путей резко ухудшилось, особенно на реках Яна, Индигирка, Колыма. Деформирован подводный рельеф Быковского морского фарватера реки Лены, который стал препятствием для безопасного выхода-захода судов «река-море» на арктические морские трассы, соединяющие реку Лену с реками Яной, Индигиркой, Колымой.

Простои судов на Нижней Лене, барах Яны, Индигирки стали систематическими. Растут затраты флота, теряется навигационное время, не выполняются задачи северного завоза. Данные факторы обусловили осуществлять рейдовые перегрузки, что также существенно влияет на стоимостные и временные параметры.

Жесткая потребность в указанных работах уже наступила. В 2012 году достиг критической отметки уровень фактора времени – навигационный период. Речники не вписываются в регламентированный срок работы в море и начинают осуществлять грузовые работы в условиях открытых морских рейдов.

 

Гидрографическое обеспечение

В части гидрометеорологического обеспечения развиваются сети гидрометеорологических наблюдений в арктическом районе. В 2012 году выполнено (За 2012 год проведены следующие работы):

В Арктической зоне Тиксинского филиала ФГБУ «Якутское УГМС» установлено 5 автоматических метеорологических комплексов (АМК): ГМО Тикси, М-2 Быков мыс, АЭ Котельный, АМСГ Черский, АМСГ Чокурдах.

Кроме того, ФГБУ «Якутское УГМС» планирует установить одну автоматическую метеорологическую станцию (АМС) на ГМО Тикси.

В основном модернизация систем связи полярных станций на побережье и островах моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря завершена.

На 9 существующих полярных станциях (АЭ Котельный, МГ-2 Санникова, МГ-2 Анабар, Г-1 им. Ю.А. Хабарова, Г-2 Юбилейная, Г-2 Тюмети, М-2 Усть-Оленек, МГ-2 Дунай, МГ-2 Кигилях) установлены и успешно эксплуатируются спутниковые терминалы системы «Гонец-Д1М», коротковолновые каналы радиосвязи на базе радиомодемов пакетной цифровой связи SCS РТС, аварийный спутниковый телефонный канал ССС «Иридиум».

В автоматизированной службе передачи данных (АСПД) Тиксинского филиала установлена региональная станция (РС-1 № 5) системы «Гонец-ДГМ».

Для резервирования каналов связи ТФ – ГМО Тикси введена в эксплуатацию беспроводная система связи WiMAX, эксплуатируется спутниковый канал данных ГМО Тикси – ААНИИ (г. Санкт-Петербург) на базе спутниковой станции VSAT.

В дальнейшем ожидается улучшение собираемости наблюденной информации за счет развития группировки «Гонец-ДГМ».

До конца 2012 года, по сообщению ОАО «Спутниковая система «Гонец», количество космических аппаратов в системе будет доведено до восьми.

В зоне ответственности ФГБУ «Чукотское УГМС» имеются 11 арктических полярных станций (станции, расположенные вдоль трассы СМП): Амбарчик, Рау-Чуа, о. Айбн, Чаун, Певек, Валькаркай, Биллингс, мыс Шмидта, о. Врангеля, Ванкарём, Уэлён. Из 11 полярных станций 8 в настоящее время оснащены автоматическими метеорологическими комплексами (АМК) в рамках проекта модернизации Росгидромета. В 2013 году планируется установить 3 АМК на станциях Рау-Чуа, мыс Шмидта, Уэлён.

За последние три года были выполнены работы по монтажу и введению в действие нового модульного здания на о. Врангеля. Там же было в 2012 году обновлено энергетическое оборудование (приобретены и завезены на станцию 2 новых дизель-генератора), транспорт (снегоход и трактор). Снегоходы были завезены на станции Амбарчик и Валькаркай. Достигнуто понимание и договорённость с руководством Росгидромета и ФГБУ «Северное УГМС» о ежегодном проходе НЭС «Михаил Сомов» по трассе СМП с одновременным снабжением полярных станций ГСМ и продуктами питания, а также другими попутными грузами, предназначенными для жизнеобеспечения и работы полярных станций и непосредственно ФГБУ «Чукотское УГМС».

 

Аспекты усиления

Основные аспекты, на которых необходимо сосредоточить главные усилия.

Наибольшие опасения в данный момент вызывает состояние гидротехнических сооружений в морских портах

Тикси (уже сейчас у причалов и проходных каналов могут осуществлять движение суда с осадкой менее 5 метров) и Певек (причалы № 1, № 2, № 3). На границах причалов, в местах наибольших деформаций шпунтовой стенки, происходит интенсивная просадка грунта в зоне, отдаленной от кордона на 8-25 метров, наблюдаются провалы в бетонированных складских площадках и просадка подкрановых путей. Дальнейшее развитие ситуации приведет к разрушению гидротехнических сооружений со всеми последствиями.

Морские порты Тикси и Певек является опорной базой на трассе СМП. Такие же опасения вызывают гидротехнические сооружения в остальных морских портах восточного сектора Арктической зоны.

Остро стоит вопрос о социально значимых пассажирских перевозках через Анадырский лиман и вдоль побережья Берингова моря. Они осуществляются пассажирским рейдовым катером «Камчатка» 1970 года постройки и теплоходом «Капитан Сотников» 1979 года постройки соответственно. Суда находятся в эксплуатации около 40 лет и более, что привело к их полному моральному и физическому износу. Характеристики судов в настоящий момент не отвечают современным требованиям безопасного осуществления пассажирских перевозок.

В морском порту Эгвекинот работает морской буксир мощностью 315 л.с., год ввода в эксплуатацию – 1983-й, техническое состояние неудовлетворительное, износ 100%. Такая же ситуация с погрузочной техникой и портальными кранами выпуска 1972 года, износ 100%.

Необходима замена плашкоута в морском порту Провидения, выполняющего программу северного завоза на необорудованный берег генеральных грузов и продуктов питания в села Чукотского и Провиденского районов. Плашкоут находится на балансе ООО «Провиденский морской порт» и требует замены в связи с физическим износом, а также ограничениями, установленными Российским морским регистром судоходства по периоду и району плавания не более 20 миль в навигационный период, на более модифицированный проект с увеличенным районом плавания до 100 миль.

Во исполнение поручения Президента РФ от 16.10.2008 № Пр-2191 и поручения Правительства РФ от 24.10.2008 № ИШ-П16-6459 Правительство Чукотского автономного округа совместно с Федеральным агентством морского и речного транспорта разработало и представило в Министерство транспорта РФ комплекс мер, направленных на развитие портовой инфраструктуры округа. Однако поручение президента на сегодняшний день не исполнено.

Необходимы дальнейшая модернизация существующей сети гидрометеорологических наблюдений в арктических районах, модернизация системы связи, капитальный ремонт большинства зданий арктических станций, дооснащение приборами и оборудованием в рамках выделяемого Росгидромету финансирования.

 

Морские вести России №6 (2013)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ