Какие суда будут осваивать Арктику?

Судостроение
Какие суда будут осваивать Арктику?

Приоритетным направлением развития морской деятельности для России сегодня является Арктика. Соответственно, и принятая год назад государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» к числу основных приоритетов государственной политики относит две задачи: эффективное и экологически безопасное освоение морских месторождений углеводородов на российском арктическом шельфе; обеспечение эффективной эксплуатации Северного морского пути и превращение его в международную транзитную магистраль.

Александр Чемоданов, заместитель начальника отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения ФГУП «Крыловский государственный научный центр»

 

Особенное направление

Относительно решения первой из указанных задач следует отметить, что актуальность работ, связанных с созданием техники для арктического шельфа, существенно повысилась в связи с передачей в 2012-2013 гг. большого пакета новых лицензионных участков крупнейшим российским нефтегазодобывающим компаниям.

По перспективам развития транзита на Севморпути и возможностям «оттянуть» часть грузопотока, идущего сегодня через Суэцкий канал, имеющиеся прогнозы сильно разнятся. В 2012 г. из 4 млн тонн грузов, перевезенных по Севморпути, транзит составил 1,3 млн тонн, в 2013 г. – 1,4 млн тонн. Однако с учетом того, что только реализация российских проектов по отгрузке углеводородов с полуострова Ямал – с Южно-Тамбейского газоконденсатного и Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождений – требует создания морских транспортных систем вывоза 15-16 млн тонн сжиженного природного газа и 6-9 млн тонн нефти в год, общий объем грузоперевозок в акватории Севморпути к 2020-2025 гг. может составить по различным сценариям от 30 до 50-60 млн тонн.

Обе задачи носят во многом пионерский характер: никто в мире ранее не занимался ни промышленной добычей нефти и газа, ни организацией регулярного судоходства в условиях, близких к условиям морей Российской Арктики (тяжелые льды, низкие температуры, полярная ночь, слабо развитая инфраструктура и др.). Поэтому успешность их практического решения требует разработки комплекса новых технологий, обеспечивающих не только принципиальную возможность создания разнообразной морской техники для работы в Арктике, но и ее рентабельность при безусловном сохранении уникальной природной среды региона. Именно на разработку таких технологий, создание опережающего научно-технического задела (НТЗ) ориентирована в первую очередь упомянутая госпрограмма.

Создание морской техники для Арктики является направлением, в котором в максимальной степени сочетаются актуальные потребности заказчиков и реальные возможности отечественных судостроителей. С одной стороны, при сегодняшнем устремлении в Арктику многих стран, даже «неарктических», наибольшие экономические интересы пока еще имеет все-таки Россия. С другой стороны, практически вся номенклатура требуемой морской техники – ледостойкие платформы, флот обеспечения нефтегазодобычи, ледоколы, крупнотоннажные танкеры и газовозы высоких ледовых категорий и многое другое – относится к сложной, высокотехнологичной, «наукоемкой» продукции, на создание которой наилучшим образом ориентировано сегодняшнее российское судостроение, формировавшееся (так сложилось исторически) преимущественно под цели военного кораблестроения.

Разработка мероприятий, обеспечивающих создание НТЗ в области гражданского судостроения, осуществляется как логическое продолжение работ, выполняемых в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы (ФЦП РГМТ), которая начиная с 2013 года интегрирована в структуру отраслевой госпрограммы. Сама ФЦП РГМТ, в которой основное внимание также уделено вопросам создания техники освоения арктического шельфа, является практически первой программой такого рода за всю историю российского гражданского судостроения и призвана закрыть не только бреши в развитии судостроительной науки, возникшие в тяжелые 1990-е годы, но и восполнить недостаток внимания, уделявшегося «гражданке» в годы, им предшествующие.

ФЦП РГМТ включает несколько технологических направлений, охватывающих практически весь спектр проблем судостроения, судового машиностроения и приборостроения. Интегрирующим можно назвать направление «Новый облик», в рамках которого разрабатывается широкий ряд концептуальных проектов перспективных судов и морских технических средств, наиболее сложных и наиболее актуальных для практической реализации в России.

Смысл этой ФЦП в том, чтобы направить средства федерального бюджета (при существенном привлечении и внебюджетного финансирования) на решение особо сложных и актуальных научно-технических задач, обеспечивающих возможность практического создания морской техники нового поколения для нужд конкретных заказчиков, как государственных (Минтранс, Минприроды, РАН и др.), так и частных (судоходные, нефтегазодобывающие, рыболовецкие компании). Результаты ФЦП РГМТ, включая и выполненные концепт-проекты, предоставляют заказчикам комплекс готовых технических решений, что обеспечивает для них снижение стоимости и продолжительности последующей практической реализации.

 

Промежуточные итоги

Сегодня, когда ФЦП РГМТ уже перевалила свой «экватор», можно подвести некоторые промежуточные итоги. Общим достижением является то, что практически отработан механизм привлечения потенциальных заказчиков к формулированию исходных технических требований к НИР и ОКР, особенно к разрабатываемым концептуальным проектам. Это позволяет существенно повысить актуальность и инновационность разработок, максимально приблизить их результаты к реальным потребностям рынка, ускорить коммерческую реализацию. В рамках разработки концептуальных проектов в большинстве случаев привлекается Российский морской регистр судоходства, что обеспечивает будущему заказчику подтверждение соответствия проекта актуальным требованиям по безопасности. Если же речь идет об объектах принципиально новых типов, такое взаимодействие позволяет Регистру заблаговременно определить необходимые направления разработки новых (доработки действующих) технических регламентов.

Всего с 2009 г. по настоящее время по ФЦП РГМТ поставлено около 500 НИР и ОКР, большинство из которых уже завершены, в том числе по технологическому направлению «Новый облик» – более 80 работ, охватывающих 10 из 29 программных мероприятий. В числе разработанных проектов – разведочные и добычные платформы для эксплуатации в ледовых условиях, суда и плавсредства, обеспечивающие обустройство и эксплуатацию морских нефтегазовых месторождений, включая вывоз добываемой продукции, суда технического и вспомогательного флота, рыбопромысловые, специализированные суда научно-исследовательского флота.

Так, в рамках ОКР «Малые и специализированные научно-исследовательские суда» Крыловским центром разработаны концептуальные проекты судов для обеспечения геофизических исследований на мелководье и предельном мелководье (задача, не решаемая с использованием сейсмических судов традиционного типа), в том числе НИС-катамаран для работы с сейсмостанциями на мелководье и НИС на воздушной подушке для работы в переходной зоне «суша –  море». В рамках ОКР разработаны методика формирования модели использования НИС, технология проектирования НИС на воздушной подушке на ранних стадиях, создано устройство для проведения гидродинамических испытаний моделей многокорпусных судов в опытовом бассейне.

Большой комплекс работ связан с созданием средств поисково-разведочного и эксплуатационного бурения на мелководных акваториях (Обско-Тазовская губа, Приямальский шельф, юго-восточная часть Печорского моря). Самоподъемная буровая установка по концептуальному проекту Крыловского центра (ОКР «Обская-СПБУ») предназначена для бурения поисково-разведочных скважин глубиной до 3200 м при глубине моря от 1,8 до 21 м, в том числе на слабых грунтах. При разработке этого проекта в полной мере учтен опыт ООО «Газфлот» по эксплуатации в этом районе самоподъемной платформы «Амазон» и плавучего бурового комплекса «Обский-1», обеспечены повышенные показатели эффективности, надежности и безопасности. ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» выполнены концептуальные проекты морской ледостойкой буровой установки для эксплуатационного бурения скважин глубиной до 7500 м на акваториях с глубинами от 7 до 27 м (ОКР «МЛБУ») и тендерной погружной буровой установки круглогодичного использования для строительства эксплуатационных скважин при глубине моря 5-15 м (ОКР «Тенбур»). Высокий инновационный потенциал имеет также ОКР «БВП» (Крыловский центр) – концептуальный проект буровой платформы на воздушной подушке.

Для работы на глубоководных арктических акваториях предназначены ледостойкая самоподъемная плавучая буровая установка (ОКР «ГСПБУ») и буровое судно (ОКР «Буровое судно»), разрабатываемые Крыловским центром. Основная направленность первого из этих концептуальных проектов – обеспечение возможности буксировки платформы в период становления и вскрытия ледового покрова, что позволяет увеличить «окно» выполнения непосредственно буровых работ, исключая риск необходимости прекращения бурения и глушения скважины до достижения проектной отметки. Увеличенные в сравнении с буровыми установками предыдущих поколений технологические запасы обеспечивают разбуривание скважины большей глубины.

В проекте бурового судна ледового класса Arc6, предназначенного для бурения разведочных скважин глубиной до 7500 м при глубине моря до 500 м, применена комбинированная технология якорного и высокоточного динамического позиционирования с использованием турельного устройства. Бурение может производиться при воздействии ветра скоростью до 15 м/с и волнения высотой до 6 м, что соответствует показателям лучших зарубежных аналогов, однако по возможности выполнения буровых работ при наличии разреженного льда толщиной до 1,5 м судно является уникальным. В рамках концепт-проекта найдены и обоснованы технические решения, обеспечивающие высокую безопасность и экологическую чистоту при проведении буровых работ на арктических акваториях.

Ранее технология позиционирования с использованием турельного устройства была реализована в концепт-проекте морской ледостойкой технологической платформы судового типа (ОКР «МЛТП», Крыловский центр). Платформа предназначена для промысловой подготовки газа к транспортировке по подводному трубопроводу. Потребность в разработке технологий, принципиально новых для сооружений такого типа, обусловлена необходимостью сохранения работоспособности под воздействием нагрузок от дрейфующих ледовых полей, а также обеспечения возможности быстрого и безопасного отвода платформы в случае возникновения айсберговой опасности. Глубина выполненных исследований и проработок обеспечивает задел, достаточный для реализации практического проектирования платформы применительно к Штокмановскому газоконденсатному или другим глубоководным месторождениям Баренцева моря.

Кроме буровых и эксплуатационных платформ прорабатывается также широкий ряд судов и плавсредств, обеспечивающих обустройство и эксплуатацию месторождений. В частности, Крыловским центром выполнен концептуальный проект плавучего крана ледового класса Arc4 грузоподъемностью 3500 т, предназначенного для обеспечения работ по установке опорных оснований гравитационных платформ, монтажу модулей верхних строений, элементов подводных добычных комплексов, якорных, кабельных и райзерных линий, забивке свай и выполнению прочих грузовых операций, осуществляемых на удаленных морских месторождениях. Сегодня в мире не существует краново-монтажных судов, способных выполнять такие работы в ледовых условиях.

Также Крыловским центром разработан концептуальный проект трубоукладочного судна в двух вариантах: для эксплуатации на морских акваториях с глубинами от 30 до 500 м и в прибрежных районах с глубинами от 6 до 30 м. Судно в «морском» варианте обеспечивает выполнение комплекса мероприятий по сварке и укладке на морское дно трубопровода из обетонированных стальных труб диаметром до 1220 мм на чистой воде и в битом льду толщиной до 0,5 м. Конструкция судна и стингера (направляющего устройства для спуска трубопровода) гарантирует безопасное проведение работ в условиях ледовых воздействий. На судне применена комбинированная система якорно-динамического позиционирования. Модельные испытания в мореходном и ледовом бассейнах полностью подтвердили обоснованность принятых проектных решений и соответствие требованиям эксплуатации в климатических условиях Арктики и Дальнего Востока. При этом определена продолжительность «окон» погоды для работы трубоукладочных судов применительно к конкретным акваториям, обоснована предложенная технология умерения бортовой качки.

В ОКР «Безопасность» (Крыловский центр) разрабатывается концептуальный проект судна для строительства, ремонта и обеспечения безопасности морских магистральных трубопроводов и сооружений на нефтегазовых месторождениях арктического шельфа. Судно осуществляет контроль состояния объектов обустройства и окружающей обстановки, проведение профилактических и ремонтно-восстановительных работ, а также оперативных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Разрабатывается ряд проектов судов для транспортировки углеводородов с морских и береговых арктических месторождений. В этом направлении можно выделить разработку технологии морской транспортировки природного газа в сжатом состоянии (CNG) – при давлении около 250 атм. и температуре от -15 до +15°С – и концептуального проекта соответствующего судна-газовоза (ОКР «Газовоз CNG»). Предложенная технология является эффективной в сравнении с вариантами перевозки газа в сжиженном состоянии (LNG) или трубопроводным транспортом на относительно небольших расстояниях и при относительно небольших объемах транспортировки – например, на начальных стадиях разработки газовых месторождений, а также при решении задачи газоснабжения удаленных и труднодоступных прибрежных районов.

В числе разработок транспортных судов следует отметить и концептуальный проект универсального сухогрузного судна арктического ледового класса для транспортировки отработанного ядерного топлива (ОЯТ), соответствующего классификации INF-2 Кодекса ОЯТ, из арктических регионов России (ОКР «Сухогруз INF-2», Крыловский центр). При отсутствии в мире судов, удовлетворяющих требованиям указанного кодекса, регламентирующего морскую перевозку ядерных материалов, и одновременно требованиям по эксплуатации в арктических условиях, создание такого судна чрезвычайно актуально для России, причем как для решения практических задач по ядерно-радиационной реабилитации российского Севера, так и с целью выдвижения в число мировых лидеров на рынке ядерных перевозок.

В настоящее время в рамках программного мероприятия «Большие НИС» Крыловским центром начата разработка ряда концепт-проектов НИС океанского класса, предназначенных для проведения комплексных исследований морской среды и морских биосистем в стратегически важных морских районах, разработки и реализации комплексного научно-технического сопровождения крупных нефтегазовых проектов и решения других задач. Эти суда должны обеспечить обновление научно-исследовательского флота Российской академии наук. В числе этих работ разработка научно-исследовательского судна и научно-экспедиционного судна для Арктики на ледовый класс Arc7.

Еще одним примером инновационной разработки Крыловского центра является концепт-проект кабелеукладочного судна водоизмещением около 10 тыс. тонн ледового класса Arc5.

 

Больше инноваций

Как отмечалось выше, основой разработки концептуальных проектов являются результаты НИР и ОКР по другим технологическим направлениям программы. Применительно к проектированию судов и морской техники арктического применения наиболее инновационные результаты содержатся в работах, выполняемых по направлению «Технологии создания морской техники для освоения углеводородных ресурсов на шельфе» («Освоение шельфа»). В числе работ, имеющих реальные перспективы внедрения, можно отметить ОКР «Лед-защита-управление» (разработка технологии снижения ледовой нагрузки на морские сооружения путем оптимизации их формы, использования конструктивной защиты и управления ледовой обстановкой), ОКР «Ледовый бульб» (разработка методики проектирования корпуса крупнотоннажных транспортных судов нового поколения с бульбовой носовой оконечностью для освоения арктического шельфа), НИР «Сочленение» (разработка рекомендаций по проектированию конструкций перспективных объектов морской техники из плакированных сталей и сталебетона), НИР «Нагрузка-лед» (разработка технологий определения ледовых нагрузок на ледостойкие платформы).

Особо следует выделить НИР «Ледокол-корпус», в которой предложена концепция и выполнены предварительные исследования по многокорпусному ледоколу для обеспечения ледовой проводки крупнотоннажных судов, по энергоэффективности значительно превышающему существующие ледоколы традиционного типа.

Очевидно, что резкое увеличение объемов морской деятельности в Российской Арктике и создание морской техники принципиально новых типов требует реализации новых подходов к формулированию требований по обеспечению безопасности и экологической безопасности, учитывающих особенности природной среды региона и современное состояние инфраструктуры.

Исходя из этих обстоятельств, в отраслевой госпрограмме строится программа создания НТЗ: сформулированы цели (для гражданской судостроительной продукции в качестве интегрирующих целей определены «Безопасность», «Экология» и «Экономика»), предложены индикаторы и показатели их достижения на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, формируется программа НИОКР по разработке ключевых технологий, обеспечивающих достижение установленных показателей. Предусмотрено, что результатами этих НИОКР должны явиться как обоснованные требования по созданию и эксплуатации перспективной морской техники (в первую очередь для Арктики), так и технические решения, обеспечивающие удовлетворение этих требований.

 

Схема. Эффект от внедрения системы обоснованных требований к морской деятельности в Арктике, реализуемых на основе создания опережающего НТЗ

 

За Россией – право установления особых требований

В настоящее время в соответствии с решением Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 4 декабря 2012 г. выполняется работа по подготовке комплекса нормативных правовых актов, формирующих систему государственных требований к морским техническим средствам для работы в условиях Арктического региона. В этой работе участвуют ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ЗАО «ЦНИИ морского флота», ФАУ «Российский морской регистр судоходства», ФГКУ «Администрация Северного морского пути», ФГБУ «Арктический и Антарктический НИИ», ОАО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт» и другие организации, представляющие заинтересованные ведомства. В работе рассматриваются различные аспекты создания и обеспечения эксплуатации морской техники в Арктике: определение ледовых нагрузок на морские сооружения, регламентация условий ледовой проводки судов, ограничение выбросов загрязняющих веществ, воздействие шума и полей электромагнитной группы на морскую фауну, навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое и аварийно-спасательное обеспечение и др.

25 ноября 2013 г. в ходе работы 28-й сессии Ассамблеи Международной морской организации заместителем министра транспорта Российской Федерации В.А. Олерским была озвучена позиция, что за Россией, обладающей уникальным опытом арктического судоходства и имеющей особое положение прибрежного государства, «должно оставаться право установления особых требований к судам при их плавании в прибрежных арктических водах, как это предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву» (в соответствии с международными конвенциями по морскому праву и охране человеческой жизни Россия несет ответственность за безопасность судоходства по Севморпути и предотвращение загрязнения морской среды). Именно эта позиция лежит в основе указанной работы по формированию системы государственных требований к морской технике и морской деятельности в Арктике. Результатом работы должно стать успешное решение задач в сфере государственных приоритетов в Арктическом регионе, а также (на основе выполнения программы создания опережающего НТЗ) создание конкурентных преимуществ российским судостроительным компаниям и российским компаниям, оперирующим на рынке морских услуг. 

 

Морской флот №1 (2014)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

КГНЦ выявил лучших молодых кораблестроителей

КГНЦ выявил лучших молодых кораблестроителей КГНЦ провёл конкурс «Молодой кораблестроитель — инженер года — 2018».

Сменился гендиректор угольного терминала СУЭК в Ванино

Сменился гендиректор угольного терминала СУЭК в Ванино АО «Дальтрансуголь» (угольный терминал близ порта «Ванино» в Хабаровском крае, входит в АО "...

Российская экономика

Власти Калининградской области планируют создать судостроительный кластер

Власти Калининградской области планируют создать судостроительный кластер Ассоциация «Кластер судостроения и судоремонта Калининградской области» зарегистрирована в Калинингр...

«НОВАТЭК» пообещал запустить третью линию «Ямал СПГ» через две недели

«НОВАТЭК» пообещал запустить третью линию «Ямал СПГ» через две недели Третья линия «Ямал СПГ» будет запущена в течение ближайших двух недель, а четвертая - к 19 декабря.

Транспортная политика

Юрий Цветков: за шесть лет мощность морских портов РФ должна вырасти на 350 млн тонн

Юрий Цветков: за шесть лет мощность морских портов РФ должна вырасти на 350 млн тонн «По итогам предыдущего года грузооборот морских портов РФ составил порядка 800 млн тонн. За 6 лет ро...

На форуме «Транспорт России» в рамках конференции по вопросам развития морского и речного транспорта проведен опрос по основным проблемам отрасли

На форуме «Транспорт России» в рамках конференции по вопросам развития морского и речного транспорта проведен опрос по основным проблемам отрасли Отраслевая конференция моряков, речников и портовиков, прошедшая 20 ноября в Москве в рамках ХII фор...

Морские порты

«Транснефть» приостановила отгрузку нефти в порту Новороссийска из-за шторма

«Транснефть» приостановила отгрузку нефти в порту Новороссийска из-за шторма «Транснефть» приостановила отгрузку нефти на экспорт в порту Новороссийска из-за шторма.

«Новотранс» и ФГУП «Росморпорт» подписали соглашение о взаимодействии

«Новотранс» и ФГУП «Росморпорт» подписали соглашение о взаимодействии В рамках ежегодного форума «Транспортная неделя» ООО «Новотранс Актив» (входит в Группу компаний...




Морской транспорт

«Совкомфлот» рассматривает возможность покупки судов на СПГ разных модификаций

«Совкомфлот» рассматривает возможность покупки судов на СПГ разных модификаций «Совкомфлот» рассматривает возможность покупки судов, использующих в качестве топлива сжиженный прир...

Задержанный на Украине сухогруз Comet покинул порт Мариуполя

Задержанный на Украине сухогруз Comet покинул порт Мариуполя Задержанный на Украине сухогруз Comet, перевозивший продукцию Алчевского металлургического комбината...

Речной транспорт

Власти в Приморье готовятся ввести режим ЧС в 19 муниципалитетах для упрощения работы по расчистке русел рек

Власти в Приморье готовятся ввести режим ЧС в 19 муниципалитетах для упрощения работы по расчистке русел рек Расчистка русел рек для предотвращения наводнений начнется в ближайшее время в Приморье, готовится р...

Судоходную компанию с прогулочными теплоходами планируют создать в Татарстане в 2019 г.

Судоходную компанию с прогулочными теплоходами планируют создать в Татарстане в 2019 г. Власти Татарстана и судостроительная корпорация «Ак Барс» намерены в 2019 году создать судоходную ко...

Ж/Д транспорт

Контейнерные перевозки по Западно-Сибирской железной дороге выросли на 9% в январе-октябре

Контейнерные перевозки по Западно-Сибирской железной дороге выросли на 9% в январе-октябре Объем перевозок в контейнерах по Западно-Сибирской железной дороге (ЗСЖД) увеличился за 10 м...

Акимов: вероятность пересмотра решений по грузовым ж/д тарифам на 2019 г. близка к нулю

Акимов: вероятность пересмотра решений по грузовым ж/д тарифам на 2019 г. близка к нулю Вероятность пересмотра решений по уровню грузовых железнодорожных тарифов на 2019 год близка к нулю...

Авто транспорт

Возможность ввозить праворульные автомобили без «ЭРА-ГЛОНАСС» экономит деньги жителей Приморья

Возможность ввозить праворульные автомобили без «ЭРА-ГЛОНАСС» экономит деньги жителей Приморья Временно исполняющий обязанности губернатора Приморья Олег Кожемяко считает, что утвержденный правит...

Водители сэкономили 6 млрд рублей благодаря открытию движения по Крымскому мосту

Водители сэкономили 6 млрд рублей благодаря открытию движения по Крымскому мосту Крымский мост с момента ввода в эксплуатацию в мае 2018 года позволил водителям сэкономить порядка 6...

Аналитика

Транспортная политика

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Каспийское море в новом статусе

Каспийское море в новом статусе Пятый Каспийский саммит прошел 12 августа 2018 года в Актау и стал главным региональным событием пос...

Морские порты

Транспортный узел для Севморпути

Транспортный узел для Севморпути Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на в...

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения

Перевалка угля на терминалах СУЭК без угрозы загрязнения Эксперты японских компаний провели исследование состояния окружающей среды на морских терминалах кру...

Морской транспорт

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве

«Совкомфлот» и «НОВАТЭК»договорились о стратегическом партнерстве Группа компаний «Совкомфлот» и ПАО «НОВАТЭК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве в ...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Безопасность мореплавания

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...