Развитие учебно-тренажерной подготовки моряков в России - Морские вести России

Развитие учебно-тренажерной подготовки моряков в России

29.10.2014

Образование

На сегодняшний день в России действует порядка 70 учебно-тренажерных центров (УТЦ) по подготовке моряков. Сложившаяся система в целом соответствует потребностям судоходной отрасли, однако по мере появления новых высокотехнологичных судов и обновления российских и международных требований к квалификации плавсостава формируются новые требования к учебно-тренажерной подготовке рядового и командного состава моряков, меняется спектр предлагаемых УТЦ программ и смещаются акценты их востребованности со стороны пароходств.

Татьяна Дмитриева, спецкор

 

Немного истории

Система тренажерной подготовки моряков в России начала активно развиваться в 1980-е годы, после принятия Международной морской организацией (ИМО) Международной конвенции о подготовке моряков и несении вахты (МК ПДНВ) в 1978 году. В середине 1980-х по всей стране были созданы центры, предназначенные для обучения членов экипажей морских судов вопросам выживания на море, борьбы с водотечностью, с пожарами, оказанию первой медицинской помощи. Ряд этих центров был организован в виде учебно-тренировочных судов, а некоторые из них – как береговые учебно-тренажерные центры.

Дополнительным стимулом для развития тренажерной подготовки в России в то время, по мнению Сергея Айзинова, начальника морского УТЦ ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, стало столкновение теплохода «Петр Васев» и пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» в бухте Новороссийска в 1986 году, повлекшее сотни человеческих жертв. Расследование аварии выявило в качестве основной причины человеческий фактор – в частности, передоверие капитана средству автоматической радиолокационной прокладки (САРП). Масштаб аварии, а также выявленная экспертизой неготовность штурманского состава судов разрешать конфликт между визуальной и радиолокационной информацией при принятии решений о расхождении судов инициировали судьбоносное решение Министерства морского флота СССР: крупнейшим морским пароходствам страны и учебным заведениям государство приобрело специализированные радиолокационные тренажеры (РЛТ) с функциями САРП. Именно тогда в стране было создано более 15 радиолокационных тренажерных центров (РЛТЦ).

Впоследствии «новое дыхание» тренажерной подготовке придало внедрение Международной морской организацией глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ). Присвоение подготовке судоводителей как операторов ГМССБ статуса обязательной, включение в 1995 году этой компетенции в ПДНВ привели к созданию в стране большого количества УТЦ различных форм собственности.

На рубеже веков стали создаваться комплексные многофункциональные УТЦ. Первой такую структуру создала Государственная морская академия (ГМА) им. адмирала С.О. Макарова. «Морской УТЦ ГМА объединил кадровые, методические и технологические ресурсы РЛТЦ, центра ГМССБ, а позднее и учебного центра по вопросам выживания и охраны на море, построив единую систему управления качеством подготовки, проверки и оценки компетентности членов экипажей морских судов, – поясняет С. Айзинов. – Вслед за «Макаровкой» по этому пути пошли многие морские пароходства, отраслевые учебные заведения и ряд негосударственных образовательных учреждений». В настоящее время, по данным ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, в стране насчитывается порядка 70 одобренных Федеральным агентством морского и речного транспорта УТЦ. Это как государственные в составе отраслевых учебных заведений, так и негосударственные (частные) УТЦ, а также собственные УТЦ пароходств.

 

От потребностей отрасли

Опрошенные «МФ» эксперты сходятся во мнении, что сложившаяся система УТЦ России в целом соответствует потребностям отечественной судоходной отрасли, но при этом не лишена недостатков. Программы российских УТЦ регламентируются как конвенционными требованиями по подготовке и дипломированию моряков, так и национальными требованиями на соответствие их нормам подготовки моряков. По мере изменения этих требований трансформируется и направленность самих УТЦ.

«Многие правила рекомендательной части «В» Международной конвенции ПДНВ со временем перемещаются в обязательную часть «А», – поясняет Игорь Трубников, директор негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «МАРСТАР», – поэтому развитие отдельного УТЦ в значительной мере зависит от умения разглядеть перспективу, внедрить новые образовательные программы и инновационные методы обучения с учетом международных требований и национальных стандартов».

Многие программы тренажерной подготовки моряков претерпели значительные изменения после Манильских поправок к Конвенции ПДНВ и в соответствии с рядом приказов и положений Министерства транспорта РФ, регламентирующих тренажерную подготовку в России и образовательную деятельность морских образовательных учреждений и УТЦ. «Например, внедрены программы переподготовки, сокращенные в среднем вдвое, появились новые программы, связанные с охраной судов, – говорит директор «МАРСТАР». – По программам для нефтегазового и пассажирского флота произошло разделение программ на уровни – командный состав и рядовой состав».

Появление и развитие инновационных программ в российских УТЦ, по мнению И. Трубникова, значительно стимулирует моряков, работающих в зарубежных судоходных компаниях: «Именно эта категория слушателей работает на суперсовременных судах, оборудованных по последнему слову техники, и им необходимы не только наличие свидетельств, а прежде всего знания». Вместе с тем моряки, работающие в российских судоходных компаниях и частным образом по контрактам, по мнению директора УТЦ, сравнительно менее требовательны.

«Учебные программы УТЦ, с которыми сотрудничает ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO), вполне соответствуют его потребностям для того, чтобы выполнить требования нормативных документов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала плавсостава, – рассказывает первый вице-президент ОАО «Дальневосточное морское пароходство» Владимир Корчанов. – Наиболее востребованы с нашей стороны обязательные конвенционные учебные программы для подготовки и переподготовки плавсостава, на которые у нас приходится более 80% всего объема учебных программ». В то же время он указывает на отсутствие учебных программ по подготовке и переподготовке рядового состава для работы на судах в таких должностях, как моторист-газоэлектросварщик, моторист-электрик, моторист-токарь, моторист-матрос, повар. «В нашей компании с каждым годом нарастает дефицит этих специалистов, а также повышается средний возраст работающего специалиста рядового состава, поэтому, на наш взгляд, УТЦ необходимо расширить учебные программы по подготовке, переподготовке, повышению квалификации рядового состава для судоходных компаний и в первую очередь по вышеуказанным специальностям», – говорит В. Корчанов.

«Наиболее востребованными программами УТЦ со стороны Северо-Западного пароходства в настоящее время являются переподготовка лиц комсостава; подготовка лиц комсостава, отвечающих за охрану судна; подготовка по вопросам охраны, включая противодействие пиратским действиям», – отмечает Павел Мартынов, директор по персоналу ОАО «Северо-Западное пароходство». С точки зрения Северного морского пароходства» по мнению Владимира Николаева, директора Навигационного тренажерного центра (НТЦ) ОАО «Северное морское пароходство», наиболее востребованы программы, которые влияют на продление или обмен дипломов, в том числе радиолокационное наблюдение, прокладка, и плюс система автоматической радиолокационной прокладки. Актуальность остальных программ меняется в зависимости от преобладающих типов судов и требований ИМО для безопасности мореплавания.

«В последние годы в УТЦ заметно возросла потребность в подготовке специалистов по программе «Электронная картография», – делится своими наблюдениями Александр Александронец, генеральный директор ООО «Научно-технический учебно-тренажерный центр» (НТУТЦ, Калининград). – Это связано как с оснащением судов современной аппаратурой, так и с целым рядом принятых нормативных международных документов в части подготовки специалистов по указанной программе». Также, по его мнению, к настоящему времени возрос интерес к подготовке на тренажерах по управлению маломерными судами, к программным комплексам для проверки знаний судоводителей, старших и вторых механиков, вахтенных механиков, к подготовке специалистов по спасательным шлюпкам и плотам, к борьбе с пожарами, по оказанию первой медицинской помощи, к программам для тестирования моряков.

Техническая оснащенность российских УТЦ как при высших учебных заведениях, так и частных находится, по мнению экспертов, на хорошем уровне, однако для ее поддержания необходима постоянная техническая и программно-методическая модернизация тренажеров и тренажерных комплексов. «Следует постоянно совершенствовать и повышать качество моделирования, расширять функциональные возможности и модернизацию существующих разработок в соответствии с современными требованиями, – говорит А. Александронец. – Это касается и технической части, и программно-методического обеспечения. В частности, для навигационных тренажеров – увеличение банка математических моделей судов, расширение банка районов визуализации, банка учебных задач, для тренажеров ГМССБ (глобальной морской системы связи при бедствии) – моделирование новейшего оборудования, имеющего сертификаты одобрения типа аппаратуры.

По информации НТУТЦ, на российском рынке поставок конвенционных тренажеров большой конкуренции не существует, конкурируют в основном две компании – ЗАО «Транзас» (Санкт-Петербург) и ООО «НТУТЦ» (Калининград). По тренажерам по управлению маломерными судами и программным комплексам для проверки знаний и другим обучающим программам конкурируют компании ЗАО «Транзас» (Санкт-Петербург) и ООО «Сторм» (Москва).

 

Развитие учебных программ в УТЦ ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

Росморречфлотом разработаны и введены в действие примерные программы конвенционных курсов, которые являются обязательными для учебных заведений, осуществляющих тренажерную подготовку моряков и специалистов. Базовые программы созданы ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова совместно с ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова и другими ведущими вузами при участии ФГУП «Морсвязьспутник» и ФБУ «Служба морской безопасности». Каждый УТЦ в использует в тренажерной подготовке моряков эти программы и развивает их в рамках своего УТЦ с учетом специфики подготовки специалистов. Так или иначе, эти программы остаются своего рода эталоном для отрасли, поэтому рассмотрим основные новации их развития.

Из новых программ обучения, которые были запущены в УТЦ в последнее время, следует отметить подготовку капитанов-координаторов морских спасательно-координационных центров, обучение экипажей буровых платформ и судов-снабженцев, оснащенных вертолетными площадками, безопасной эвакуации из аварийных вертолетов из-под воды. Морской УТЦ «Макаровки» – единственный в России, который международно аккредитован для подготовки операторов систем динамического позиционирования, а такие системы широко используются именно на объектах нефтегазодобычи в российском секторе Арктики, на Сахалине, в других регионах, где работают российские моряки на судах-снабженцах, трубо- и кабелеукладчиках, на сейсмологических и других типах судов.

«В настоящее время мы проводим монтаж уникального тренажера специализированной эвакуационной системы, применяемой на стационарных и самоподъемных буровых платформах, для безопасной эвакуации персонала в кризисных ситуациях, – рассказывает С. Айзинов, начальник УТЦ ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова. – Именно такие системы смонтированы на МЛСП «Приразломная», которая должна дать первую нефть стране уже до конца 2013 года. Теперь экипажи платформы смогут пройти необходимое обучение в России, а не за рубежом, экономя средства и временные ресурсы». По словам С. Айзинова, модернизация широко известного в мировом сообществе ледового тренажера ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и подписание соглашения о сотрудничестве с Крыловским научным центром позволит УТЦ существенно совершенствовать линейку так называемых ледовых курсов, то есть осуществлять обучение моряков работе во льдах различных типов, взаимодействовать с ледоколами и платформами как в замерзающих акваториях Балтики, так и с учетом специфики арктических льдов. В настоящее время более 700 членов экипажей из России, Голландии, Греции, Кипра, Норвегии, Хорватии, Турции, Болгарии, Швеции, Казахстана, Польши и других стран успешно прошли ледовый тренинг на тренажере «Макаровки».

 

Государственные и частные

Конечно, форма собственности УТЦ не является индикатором качества подготовки моряков. Вместе с тем государственным и негосударственным УТЦ присущи свои особенности развития, свои преимущества и недостатки. Так, одним из основных конкурентных преимуществ государственных УТЦ, по мнению Игоря Трубникова, является применение так называемого административного ресурса. «Это и понятно, ведь государственные образовательные учреждения являются подведомственными, и было бы странно этим не воспользоваться,– рассуждает руководитель «МАРСТАР». – Но не надо забывать о том, что именно государственные УТЦ тянут на себе всю методическую работу по тренажерной подготовке моряков в России, которая подчас никак не оплачивается. Именно с их участием организовываются семинары, международные форумы, ведутся базы данных по учету морских документов в России, разрабатываются тестирующие программы, что очень ценно для всей сферы тренажерной подготовки моряков в стране».

Кроме того, важным преимуществом государственных УТЦ, по словам И. Трубникова, выступает регулярное солидное финансирование, в связи с чем вопрос модернизации и приобретения новых дорогостоящих тренажеров решается проще, чем в негосударственных УТЦ, которым приходится зарабатывать деньги самостоятельно, не рассчитывая на поддержку со стороны. Вместе с тем, считает И. Трубников, негосударственные УТЦ более гибки в проведении финансовой политики, быстрее принимают необходимые решения, затрачивают в несколько раз меньше времени на внутреннее согласование документов по сравнению с государственными центрами.

 

Пароходства выбирают…

Пароходства выбирают УТЦ для сотрудничества по разным критериям, влияет и географическая близость, и престиж УТЦ, и традиции сотрудничества. Например, ОАО «Северное морское пароходство» сотрудничает с УТЦ, расположенными в Архангельске, а в порядке консультаций – с УТЦ ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова (например, специалисты ГУ вносят коррективы в учебные программы, согласовывают их с Росморречфлотом, знакомят специалистов пароходства с инновациями в учебных программах).

Северо-Западное пароходство сотрудничает с тремя ЦУТЦ: «Адмирал» в Нижнем Новгороде, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова и «Морские системы». Как отмечает П. Мартынов, директор по персоналу ОАО «Северо-Западное пароходство», выбор первого определён тем, что 35% плавсостава СЗП – жители Нижнего Новгорода и Приволжского федерального округа. Кроме того, в Нижнем Новгороде находится один из ведущих вузов отрасли – Волжская государственная академия водного транспорта. Выбор «Макаровки» определён тем, что 50% работников плавсостава СЗП – выпускники данного вуза, кроме того, центр находится в Санкт-Петербурге, по месту регистрации Северо-Западного пароходства. Сотрудничество с УТЦ «Морские системы» обусловлено тем, что два вышеназванных УТЦ не справляются с возросшим потоком заявок в связи с новыми требованиями по подготовке и переподготовке плавсостава.

Список УТЦ, с которыми сотрудничает FESCO, более обширный: НОУ ДПО «Владивостокская мореходная школа», МГУ им. адмирала Г.И. Невельского, НОУ СПО «Владивостокский морской техникум», НОУ ВПО «Дальневосточный институт коммуникаций», УТЦ «ПРИСКО», МУТЦ «ГМА им. адмирала С.О. Макарова», ЗАО «Учебный центр». «С перечисленными УТЦ у нас заключены договоры на предоставление образовательных услуг, и нас связывает многолетнее сотрудничество по различным видам подготовки плавсостава на курсах и тренажерах, – объясняет данный выбор первый вице-президент ОАО «Дальневосточное морское пароходство» Владимир Корчанов. – Основной критерий выбора УТЦ – качество предоставляемых услуг, наличие современного оборудования и территориальная близость к Владивостоку».

Сотрудничество ряда пароходств с УТЦ не ограничивается подготовкой и переподготовкой моряков в рамках договоров, многие пароходства сами активно принимают участие в формировании учебных программ. «Совкомфлот» работает практически во всех приморских регионах России, и поддержка высшего и среднего специального профессионального образования в этих регионах является одним из приоритетных направлений политики компании, – говорит Игорь Панков, директор УТЦ «Совкомфлота». – Руководители СКФ входят в состав попечительских советов ведущих российских морских вузов, объектами спонсорской поддержки ГК СКФ являются учебные парусные и производственные суда морских вузов, морской технический колледж (Санкт-Петербург), отдельные морские лицейские классы».

Много лет СКФ ведет сотрудничество с ГМА (теперь – ГУМРФ) имени С.О. Макарова, также тесное сотрудничество сложилось с ГМУ им. Ушакова, в котором, как и в «Макаровке», действует ряд совместных с СКФ целевых программ. Налажено сотрудничество и с УТЦ ОАО «Новошип», который оказывает полный спектр услуг по подготовке и переподготовке плавсостава. На Дальнем Востоке взаимодействие идёт по линии УТЦ МГУ им. Невельского и УТЦ Института водных коммуникаций во Владивостоке, а также УТЦ Приморского морского пароходства в Находке. «Ежегодно все УТЦ, в которых проходят подготовку моряки «Совкомфлота», инспектируются ответственным тренинг-менеджером компании», – отмечает И. Панков.

 

Собственный УТЦ – тенденция или исключение?

Недавно «Совкомфлот» открыл собственный УТЦ, работа которого сфокусирована прежде всего на подготовке капитанов и офицеров к плаванию в условиях Арктики. Это событие отражает одну из основных тенденций современного этапа, а именно повышение внимания к подготовке моряков к работе в арктических условиях.

УТЦ начал работу 1 июля текущего года и в настоящее время обеспечивает отработку широкого спектра морских операций в Арктике (навигация в северных широтах, обслуживание нефтяных платформ, транспортировка и отгрузка углеводородов в сложных погодных условиях, плавание во льдах под проводкой ледоколов, подход к ледостойким причалам и позиционирование судна во время грузовых операций, организация сложных буксировочных операций и др.).

Проект во многом вырос из многолетнего сотрудничества с ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, создания и воплощения совместных целевых программ. Достаточно вспомнить, что первый в мировой истории тренажер ледового плавания был создан в Морском учебно-тренировочном центре тогда еще Государственной морской академии им. адмирала С.О. Макарова при финансировании «Совкомфлота».

По данным УТЦ, за пять месяцев подготовку по разным направлениям прошли около 650 человек, в планах – расширение программ подготовки на базе действующего центра. Интересно, что СКФ планирует обучать не только своих моряков, но и предлагает подготовку и переподготовку на базе УТЦ всем желающим, как отдельным морякам, так и организациям.

Можно было бы предположить, что вслед за СКФ открывать УТЦ начнут и другие крупные пароходства, однако пока этого делать не планируют ни FESCO, ни Северо-Западное пароходство, считая, что для целей подготовки и переподготовки плавсостава целесообразнее пользоваться услугами специализированных профильных УТЦ. Северное морское пароходство, располагая собственным навигационно-тренажерным центром (НТЦ), также не планирует преобразовывать его в УТЦ.

«Содержать собственные УТЦ под силу далеко не всем судоходным компаниям, большинство из которых переживают сейчас трудные времена, связанные с последствиями мирового финансово-экономического кризиса и спада на рынках фрахта, – поясняет И. Панков. – Проект должен быть целесообразен с коммерческой точки зрения, а для этого необходимо обеспечить поток слушателей».

Действительно, сегодня, несмотря на значительный рост масштабов обучения в УТЦ, дефицита мест в УТЦ не наблюдается, скорее даже остается резерв для увеличения числа мест. В связи с этим резонно предположить, что «Совкомфлот» с собственным УТЦ в ближайшее время останется скорее отраслевым исключением, а остальные пароходства сохранят прежний формат сотрудничества с УТЦ.

 

Комментарии

Сергей Айзинов, заместитель директора Центра дополнительного образования, начальник морского УТЦ ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова:

– По решению Росморречфлота ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова участвует в комиссиях по проверке УТЦ России, и мы видим, что система этой подготовки оставляет желать лучшего. Оснащенность образовательных учреждений зачастую отстает от международных стандартов, далеко не все компетенции, указанные в таблицах Кодекса ПДНВ, отрабатываются в ходе подготовки, наличие действующей и эффективной системы менеджмента качества скорее редкость, чем действительно система, а используемые методики преподавания далеко не всегда актуальны.

Проблемы есть и в обеспеченности нормативно-правовой документацией. Необходима разработка и утверждение стандартов/требований к УТЦ, которые бы включали минимальный состав технических средств обучения с описанием функциональности, опыт, квалификацию инструкторского состава, методическое обеспечение обучения, систему менеджмента качества всех процессов от регистрации курсанта/слушателя до итоговой аттестации, выдачи и регистрации свидетельства об успешном прохождении подготовки.

Техническая оснащенность УТЦ разнится от одного юридического лица к другому. Если говорить о государственных учебных заведениях Росрыболовства и Росморречфлота, то следует отметить, что в прежние годы ведомства выделяли более или менее существенные целевые средства на развитие тренажерной базы. Но с нарастанием экономического кризиса ситуация изменилась в худшую сторону. Конечно, государство не перестало совсем инвестировать, но стало инвестировать недостаточно. Если ведомственные учебные заведения по линии Росавиации в последние годы получили миллионные и даже миллиардные инвестиции в оснащение учебного процесса современными тренажерами летательных аппаратов, то по линии Росморречфлота и Росрыболовства подобных вложений не наблюдается. Это опять-таки не значит, что все у нас плохо, это означает, что есть к чему стремиться.

Наконец, самая большая и серьезная проблема развития УТЦ состоит в отсутствии какого бы то ни было внешнего контроля за качеством подготовки моряков. Все одобрения, освидетельствования и признания на сегодня носят лишь разрешительный характер. Получив разрешение (свидетельство о соответствии) на подготовку моряков, учебный центр любой формы собственности следующие 5 лет может чувствовать себя спокойно – никто не контролирует качество его образовательных услуг, выполнение типовых и рабочих программ, процедур проверки и оценки знаний, умений и навыков. К сожалению, это привело местами к повальной выдаче свидетельств о тренажерной подготовке без самой подготовки или без прохождения существенных разделов обучения.

Излишняя искусственная конкуренция, когда слишком много центров и «центриков», привела к тому, что широко практикуется эрзац-подготовка, где показ видеофильма или тестирование на компьютере заменяет спуск спасательной шлюпки, переворачивание плота, включение в дыхательный аппарат и прохождение пенного отсека. В результате моряки идут в те центры, где, как они говорят «меньше парят», то есть выдают «фантики» – не учат. С этим необходимо бороться, и чем скорее мы сможем разработать и внедрить эффективные инструменты безусловного контроля за качеством подготовки, тем в большей степени мы будем убеждены, что Россия останется в белом списке стран, полностью выполняющих требования Международной конвенции ПДНВ.

 

Игорь Панков, директор УТЦ «Совкомфлота»:

– В целом программы УТЦ соответствуют требованиям «Совкомфлота», но мы видим и направления дальнейшего развития. Прежде всего интерес представляют обязательные программы, без которых моряка нельзя допустить к работе. В связи с появлением на рынке высокотехнологичных судов всё более востребованными становятся и специализированные программы, предлагающие переподготовку по конкретному виду операций и пока не ставшие обязательными с точки зрения морского законодательства. Потребность в узкопрофильных специалистах рождает и специфика деятельности «Совкомфлота» – речь идёт прежде всего о специализации на транспортировке углеводородов в сложных климатических условиях Севера, обслуживании индустриальных проектов на континентальном шельфе.

К сожалению, не всё в системе российского морского образования так хорошо, как хотелось бы. Качество морского образования, хотя и остается высоким, к сожалению, снижается. Ощущается нехватка молодых кадров преподавателей, а степень их подготовки зачастую пока не может сравниться с уровнем профессорско-преподавательского состава старшего поколения. Конечно, есть исключения, но основная тенденция именно такая. К этому добавляются проблемы устаревшего учебно-лабораторного оборудования, изношенной материально-технической базы, отрыв академической науки от флота, есть проблемы и с финансированием плавпрактики.

В судоходной отрасли России группа компаний СКФ занимает особое место. Как крупнейшая компания отрасли, «Совкомфлот» со всей ответственностью относится к развитию системы подготовки морских кадров и поддержанию престижа российской морской школы. За многие годы работы мы сформировали свою слаженную систему подготовки, одним из элементов которой стал наш собственный УТЦ. Помимо этого система включает взаимодействие с морскими вузами, возрождение института наставничества, программы стажировки и другие элементы. Важная роль собственного УТЦ в этой системе – аккумулировать знания и заниматься научными разработками, направленными на повышение уровня безопасности мореплавания.

 

Морской флот №1 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ