Зерно осталось в закромах

Грузовая база
Зерно осталось в закромах

Летняя засуха негативно повлияла на зерновой рынок России. Цена на зерно на внутреннем рынке безудержно росла, прогнозы на урожай неотвратимо снижались. С 15 августа Правительство РФ ввело запрет на экспорт зерна, в том числе по ранее заключенным контрактам, сроком до конца 2010 года; 25 октября он был продлен до 1 июля 2011-го.

Запрет на экспорт зерновых, впервые введенный за послереформенный период, остановил рост цен на внутреннем рынке, правда, выстроив при этом в очередь к морским терминалам зернотрейдеров, стремившихся до начала действия запрета погрузить максимум экспортной продукции на суда. А на мировом рынке это решение российского правительства вызвало резкий скачок цен и перераспределение спроса. В результате Россия с четвертой позиции крупнейших мировых экспортеров зерна опустилась вниз по списку. Кто выиграл, а кто проиграл от такого решения?

Ольга Гольдберг

Еще в середине июня текущего года российские земледельцы и чиновники, ответственные за сельское хозяйство, жили по благоприятному майскому прогнозу Минсельхоза России на урожай зерновых в 2010 году – 97 млн тонн. Мировые эксперты рассуждали о возможном превышении производства пшеницы и кукурузы над потреблением и ожидали значительного снижения цен с началом массового поступления нового урожая на мировой рынок. Для США предсказывалась стагнация вывоза пшеницы, а для России, наоборот – всплеск и выход на позицию крупнейшего мирового экспортера пшеницы.

Но в июле на центральные и южные районы нашей страны обрушилось стихийное бедствие в виде установившейся небывалой и продолжительной жары. С полей стали поступать вести, что будущий урожай горит на корню. Закупочные цены на пшеницу уверенно поползли вверх: каждую неделю она дорожала на 10%, хотя обычно в начале уборки урожая, дешевеет на 5-15%. Прогнозы на урожай стали корректироваться в сторону уменьшения. Минсельхоз, например, снизил свой прогноз меньше чем до 85 млн тонн зерновых.

Однако совсем скоро стало понятно, что урожай будет еще меньше. В итоге с сожженных солнцем российских полей собрано только 60 млн тонн зерновых, причем в Центрально-Черноземном районе и Поволжье уборка завершилась, практически не начавшись, так как убирать, в общем-то, было нечего.

На мировом рынке сразу же ударными темпами и по растущим ценам начинают заключаться контракты на поставки зерна в ожидании спада российского экспорта и угрозы его запрета. Тем временем, госкорпорация «Объединенная зерновая компания» (ОЗК), созданная в том числе для увеличения экспортного зернового потенциала РФ, заявила о сокращении коммерческих поставок пшеницы иностранным партнерам до выяснения положения – хватит ли зерна для внутренних потребностей страны.

А затем 5 августа российское правительство объявило не что иное, как полный запрет с 15 августа вывоза зерновых из России (в октябре запрет был продлен до 1 июля 2011 года). В 10-дневный период до объявленного запрета многие экспортеры, в том числе и ОЗК, постарались вывезти максимальное количество зерна. В итоге с 1 по 14 августа только через Новороссийский порт было экспортировано 558 тыс. тонн зерна, на 150 тыс. тонн больше, чем за соответствующие две недели в прошлом году.

 

Свято место пусто не бывает

Напуганные запретом России на поставки зерна, страны-импортеры стали контрактовать зерновые про запас, породив на мировом рынке панику и небывалый взлет цен. По августовским данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, мировые цены на пшеницу с июня 2010 года увеличились на 50% и были признаны самыми высокими за последние два года. При этом эксперты отмечали, что рост цен произошел в отсутствии роста реального спроса.

Действительно, к середине сентября выяснилось, что зерно в мире есть, и голод никому не грозит, несмотря на то, что Россия временно выбыла из рядов экспортеров, освободив место для США, Канады, Австралии и стран Европы, спрос на продукцию которых заметно поднялся.

В результате Евросоюз решил продать 3 млн тонн зерна из своих резервов под предлогом предотвращения дальнейшего роста мировых цен на зерновые культуры.

США в этом сельскохозяйственном сезоне (2010–2011 гг.) ожидают рекордный за последние 20 лет урожай зерновых, и, скорее всего, американским фермерам будет что поставить традиционные для России рынки, заместив ее продукцию. Так, контракты с Египтом, который раньше покупал зерно у России, подписали американские и французские трейдеры. Центр «СовЭкон» сообщил 26 августа, что «после закрытия Россией экспорта Египет уже законтрактовал 900 тыс. тонн французской пшеницы», и будет продолжать контрактовать минимум до июля 2011.

Канада и Австралия тоже с хорошим урожаем, и вместе с США они готовы предложить к продаже на мировом рынке российские объемы в размере примерно 20 млн тонн.

Перед российскими же земледельцами встала дилемма: продавать собранный урожай сейчас или подождать, когда цены на внутреннем рынке повысятся? По словам заместителя директора Департамента внешних связей Российского зернового союза Александра Рабского, запрет на экспорт зерновых остановил рост цен на внутреннем рынке. Стоимость 1 тонны мукомольного зерна в конце сентября установилась на уровне 5,5 тыс. рублей (в прошлом году, по данным Российского зернового союза (РЗС), 1 тонна стоила 3–3,5 тыс. рублей).

Но к середине октября 5,5 тыс. рублей просили уже за фуражное (кормовое) зерно! Цены почти сравнялись с мировыми!

Вместе с тем, по данным того же РЗС, по текущим ценам продают зерно те хозяйства, которым надо погашать кредиты и отдавать долги. У кого же нет срочных трат – придерживают зерно и выжидают в надежде на дальнейшее повышение его закупочной цены и снятие запрета на экспорт.

Для российских зернотрейдеров и экспортеров создавшаяся угроза неисполнения своих обязательств по международным контрактам была снята правительственным запретом на вывоз зерновых, классифицирующимся с юридической точки зрения как форс-мажор. И можно предположить, что самые крупные игроки уже в середине августа с облегчением «потирали руки»…

 

Считаем по зернышку

Россия ежегодно потребляет 77–78 млн тонн зерновых. В этом году в стране собрано всего лишь 60 млн тонн. С прошлого года в государственном фонде осталось, согласно последней оценке Росстата, 26 млн тонн (так называемый переходящий запас). Этот объем вместе с нынешним урожаем, по словам Министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник, позволяет удовлетворить внутренние потребности за счет собственного зерна и не импортировать его.

В РЗС считают, что переходящие запасы должны составлять порядка 10–12 млн тонн, 26 млн – это очень много: если бы не засушливое лето, запасы России в этом году составили бы огромный объем, что привело бы к значительному падению цены на зерно на внутреннем рынке. Такая ситуация, кстати, наблюдалось в прошлом году на фоне хорошего урожая. Нередко аграрии жаловались, что приходится отдавать свой продукт по себестоимости, а то и ниже. Но в этом году некоторым вообще нечего было собирать со своих полей.

Впрочем, не все согласны с озвученными государственными ведомствами цифрами. Например, исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов указывает на некорректность подсчетов, произведенных Минсельхозом, где считали вес зерна до обработки и брали в расчет запасы малых предприятий, которые обычно не учитываются Росстатом, и приводит другие данные. Переходящие запасы он оценивает в 20,2 млн тонн, итого зерна в текущем сезоне в России около 80 млн тонн. Так что же, России все-таки придется импортировать зерно в этом году, и в последующие годы она из крупного экспортера превратиться в импортера зерновых?

Чиновники в один голос говорят, что зерна хватит, хотя и расходятся в оценке запасов, а эксперты подсчитывают, сколько придется импортировать (по некоторым оценкам – около 6 млн тонн). По сведениям, полученным от зернозакупающих предприятий, нехватки зерна на внутреннем рынке пока нет. В ОАО «Русгрэйн Холдинг» ответили, что не испытывают дефицита зерновых ни на Юге страны, ни в Сибири.

Общую ситуацию могут улучшить товарные интервенции – государственный механизм регулирования рынка продовольствия. Когда цены на внутреннем рынке, например, на то же зерно, слишком высоки – фонд интервенций «распечатывают» и делают вливания на рынок, чтобы снизить цены. И, наоборот, в случае низких цен – фонд закупает продукцию у производителей, чтобы поддержать их.

Минсельхоз России 21 июля объявил о начале товарных интервенций на рынке зерна для пострадавших от засухи регионов с 4 августа 2010 года. Причем на мировом рынке столь ранее начало интервенций было уже расценено как сигнал к возможному ограничению экспорта зерновых.

Российские регионы составили заявки, указывая, в каком количестве фуражного зерна они нуждаются. При этом некоторые губернаторы, руководствуясь принципом «дают – бери», завышали реальную потребность. В сумме получилось 7,4 млн тонн; даже половины этого не было в тот момент в интервенционном фонде. Поэтому государственные торги в указанный срок не начались.

Минсельхоз решил разобраться – кто же нуждается больше всех. Обещали проводить торги не по принципу аукциона, а методом квотирования в зависимости от потребностей регионов. Как на самом деле они будут проходить, пока неясно. Последнее решение правительства – начать продажи государством зерна из его запасов не раньше 1 марта 2011 года.

Была, видимо, и другая причина откладывания государственных торгов на неопределенное время. Безотносительно интервенций ее озвучил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский: на растущем рынке зерно продавать не выгодно. Неужели государство, как частники, придерживает зерно в ожидании еще большего роста цен?

Показательно, что интервенционный фонд становится в понимании чиновников уже не финансовым или регулирующим инструментом. Первый вице-премьер Виктор Зубков, обращаясь к аграриям, использует его в воспитательных целях: «Включим механизм интервенционного фонда – потеряют те, кто удерживал зерно».

Возможно, перенос сроков связан и с неудовлетворительным состоянием самого фонда. Отмечены случаи преднамеренного банкротства компаний, ответственных за хранение государственного зерна. ОЗК сообщила уже о восьми предприятиях и обратилось с просьбой в МВД и ФСБ России за помощью в обеспечении сохранности запасов интервенционного фонда.

 

По кому ударил запрет

Начиная с 2000 года Россия активно вывозит зерно за границу, в основном в страны Ближнего Востока, в Северную Африку и Азию. Объемы экспорта с того времени постоянно росли. В сельскохозяйственном сезоне с июля 2000 по июль 2001 года было экспортировано 700 тыс. тонн пшеницы и 570 тыс. тонн ячменя. В следующем сельхозгоду Россия уже заняла седьмое место в мире, продав на экспорт 3,128 млн тонн пшеницы и 2,784 млн тонн ячменя. В сезоне 2002 – 2003 годов за рубеж было продано 17 млн тонн зерна, в прошлом году (июль 2009 – июль 2010) – 21,4 млн тонн. В этом зерновом году экспорт прогнозировался на уровне 19 – 21 млн тонн.

Поскольку для экспорта зерна главным образом используется морской транспорт, последние несколько лет очень многое было сделано для того, чтобы улучшить, а часто создать с нуля необходимую для обеспечения экспортных поставок инфраструктуру в портах: модернизировать существующие зерновые терминалы, построить новые, современные, реконструировать и проложить новые железнодорожные и автомобильные подъездные пути к портам.

Сегодня экспортные возможности российских портов по перевалке зерна таковы, что они могут перерабатывать порядка 30 млн тонн зерновых в год. Основные мощности расположены в европейской части РФ. Крупнейшими портами по перевалке зерновых грузов являются Новороссийск и Туапсе.

Ориентируясь на динамику роста экспорта зерна за прошлые годы, многие стивидорные компании сделали ставку на увеличение собственных зерновых мощностей. В середине 2000-х Новороссийский морской торговый порт (НМТП) модернизировал имеющийся зерновой терминал, увеличив его мощность до 2 млн тонн зерна в год. В мае 2008 года в НМТП заработал сданный в эксплуатацию новый зерновой терминал (НЗТ) мощностью 4 млн тонн в год с элеватором для накопления судовых партий зерна общей вместимостью силосов 120 тыс. тонн. Вместе с тем НМТП может перегружать зерно и по прямому варианту (вагон – борт судна).

В конце 2009 года Туапсинский морской торговый порт (ТМТП) ввел в эксплуатацию новый зерновой терминал (ТЗТ) мощностью 2,4 млн тонн зерна в год с элеватором на 102 тыс. тонн.

На Дальнем Востоке пока только Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) может переваливать ежегодно до 1 млн тонн зерна по прямому варианту. А в конце 2011 года в ВМТП планируют начать строительство специализированного зернового комплекса мощностью 3 млн тонн в год.

В Приморском крае предполагается возведение еще двух терминалов для перевалки зерна в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): в порту Восточный и на территории Хасанского района.

Перечисленным действующим и другим мощностям придется простаивать до отмены запрета на экспорт зерновых, если их собственники каким-то образом не диверсифицируют потери. Пока же эта тема очень болезненна для российских стивидоров, хотя они и предпринимают действия для снижения потерь, заключая договоры на перевалку транзитных зерновых грузов.

Так, активные переговоры с крупнейшими участниками зернового рынка о привлечении транзитных объемов зерна из Казахстана и других стран ведут НМТП и ТМТП. На данный момент, например, ТМТП в рамках уже действующих договоров подтвердил завоз транзитных зерновых грузов в октябре и ноябре с последующей их отгрузкой на морские суда.

Однако говорить о полной компенсации потерь стивидоров от простоя зерновых мощностей не приходится.

 

Вышли из-под удара…

Мнения по решению запретить вывоз зерновых у экспертов рынка и специалистов отрасли разделились на противоположные. Сторонники запрета говорили, что временное ограничение экспорта позволит избежать дефицита зерна на внутреннем рынке и вызовет краткосрочное снижение цен в РФ. Резкий же скачок мировых цен на зерно так же рассматривался как положительный фактор, который даст возможность России вскоре вернуться на мировой рынок даже на более благоприятных условиях.

Критики запрета указывали на возможность его отрицательного влияния на экономическое состояние экспортеров и зернотрейдеров, а также на дальнейшие экспортные возможности РФ. Кроме того, ими высказывались опасения, что зерно может быть дешево скуплено трейдерами у фермеров и сельхозпроизводителей, а потом, после отмены запрета, дорого продано за границей, и что это зерно на внутренний рынок все равно не попадет, а его дефицит государству придется восполнять импортным продуктом.

Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько считает, что решение правительства об ограничении экспорта российского зерна было правильным. Но полный запрет на его вывоз предложили сами экспортеры. «Инициатором введения ограничений на экспорт зерна явилось федеральное правительство после того, как из нескольких источников были получены близкие по цифрам реалистичные оценки прогноза валового сбора зерна, – сообщил Д.Рылько «Интерфаксу», – а экспортеры просто вовремя сориентировались и предложили правительству наименее болезненную форму ограничения – полный запрет экспорта». При этом г-н Рылько, очевидно, имел в виду, что эта форма наименее болезненна для самих крупных экспортеров.

Одной из первых компаний, которая «вовремя сориентировалась» и попросила ввести запрет на экспорт зерновых, поскольку поставщикам грозила потеря финансов и репутации из-за невозможности выполнить обязательства по заключенным контрактам, была Международная зерновая компания («дочка» холдинга Glencore, связанного с «Русалом» и другим крупным российским бизнесом).

В качестве другого подтверждения того, что правительственное решение о запрете пролоббировали крупные зернотрейдеры, в СМИ приводился такой факт, что не была использована иная возможность: ограничиться более мягкими мерами, а именно – введением заградительных пошлин на экспорт. Трейдеры настаивали именно на полном запрете как форс-мажоре, освобождающем от исполнения обязательств по невыгодным контрактам, а помимо этого, по их мнению, принятие заградительных пошлин потребовало бы длительных согласований с Таможенным союзом.

Так или иначе, но был принят запрет. Как сказала директор ООО «Амурзерно» Людмила Кузнецова, ее компании это «позволило прекратить дальнейшее действие заключенного контракта, ставшего убыточным через 15 дней после заключения из-за роста внутренних цен на зерно и неурожая в текущем сезоне».

Хотя надо упомянуть и о других случаях, когда некоторым зернотрейдерам, дабы выполнить свои контрактные обязательства перед партнерами, пришлось закупать зерно в третьих странах. Так, хотя и себе в ущерб, им удалось не сорвать поставки и сохранить репутацию.

Пока основной массе зернотрейдеров все же приходится несладко – запрет на экспорт повлиял в том числе и на их финансовые потоки. Так, крупнейший агрохолдинг «Разгуляй» за банковские долги передает свои активы ОЗК – речь идет об имуществе (35 компаний, в основном элеваторы) общей стоимостью 19,3 млрд рублей.

Как рассказали в РЗС, крупные зернотрейдеры кроме всего сокращают штаты, а свои мощности предлагают для хранения зерна фермерам…

 

Что дальше?

Формально правительственный запрет экспорта объяснялся необходимостью стабилизации ситуации в стране, обеспечения запаса зерна до будущего урожая и недопущения роста цен на продовольствие (никакие меры не остановили повышение стоимости продуктов питания в торговых сетях).

Проблем с продовольственным зерном российское правительство, скорее всего, не допустит, ведь всегда остается возможность его импортировать, купив за границей.

Возможно, придется импортировать и фуражное зерно, потому что его тоже мало, к тому же оно дорожает. В ближайшее время эксперты прогнозируют массовый забой скота из-за отсутствия фуража (корма для скота), что повлечет сначала снижение цен на мясо (на рынке его будет много), а затем, когда кончатся запасы – неизбежный взлет, и необходимость закупок импортной мясной продукции.

27 октября текущего года на правительственном уровне было подписано соглашение с Украиной о поставке в Россию 2 млн тонн фуражного зерна. Очевидно, это «первая ласточка» предстоящего «импортного» года в плане продовольственной политики.

Эксперты прогнозируют, что и следующий сельхозсезон не будет отличаться высоким урожаем опять-таки из-за произошедшей засухи и вызванных ею сложностей с севом озимых.

Российское правительство показывает, что оно прилагает максимальные усилия для борьбы с последствиями засухи и неурожая. Оно открыло государственную казну для тех сельхозпроизводителей, чьи посевные площади не дали урожая: им выделено 10 млрд рублей субсидий на покрытие прямого ущерба и 25 млрд рублей в виде трехлетних льготных бюджетных кредитов; еще 2 млрд рублей направлено на субсидирование исключительных льготных тарифов на перевозку зерна в пострадавшие регионы.

Однако очевидно и то, что какие бы еще катаклизмы в стране ни произошли в будущем сельхозгоду, первым и в нужном объеме будет поддержан самый крупный бизнес. А дальше – как Бог пошлет…

 

Морские порты №8 (2010)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Прокуратура через суд требует от владельца поднять затонувшее в январе в Финском заливе рыболовецкое судно

Прокуратура через суд требует от владельца поднять затонувшее в январе в Финском заливе рыболовецкое судно Прокуратура Ленинградской области направила в суд иск с требованием обязать ООО «Фи Шипинг» за свой ...

Суд Южно-Сахалинска конфисковал рыболовное судно за незаконную ловлю краба

Суд Южно-Сахалинска конфисковал рыболовное судно за незаконную ловлю краба Суд Южно-Сахалинска конфисковал рыболовецкую шхуну Seven у ее компании-владельца за незаконную добыч...

Российская экономика

Прибрежные квоты вылова будут распределяться только между юрлицами и ИП, зарегистрированными в соответствующем субъекте РФ

Прибрежные квоты вылова будут распределяться только между юрлицами и ИП, зарегистрированными в соответствующем субъекте РФ Опубликовано постановление Правительства РФ от 14.02.2017 №185 «О внесении изменений в некоторые акт...

Игорь Пономарев вступил в должность генерального директора Северной верфи

Игорь Пономарев вступил в должность генерального директора Северной верфи Вице-президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» по военному кораблестроению Игорь Поном...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Грузооборот в Махачкалинском морском порту снизился в 4 раза

Грузооборот в Махачкалинском морском порту снизился в 4 раза Общий грузооборот в Махачкалинском морском торговом порту в текущем году снизился в 4 раза. Это связ...

В Ванинском порту запущена в эксплуатацию новая пылеподавляющая техника

В Ванинском порту запущена в эксплуатацию новая пылеподавляющая техника В конце февраля арсенал пылеподавляющей техники ОАО «Порт Ванино» пополнили четыре новых снегогенера...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

На Брянском машзаводе создали первый в России трехсекционный магистральный тепловоз

На Брянском машзаводе создали первый в России трехсекционный магистральный тепловоз На Брянском машиностроительном заводе (входит в состав «Трансмашхолдинг») завершены работы п...

ПГК в январе увеличила объем погрузки в полувагонах на Дальнем Востоке на 40%

ПГК в январе увеличила объем погрузки в полувагонах на Дальнем Востоке на 40% Владивостокский филиал АО «Первая грузовая компания» (ПГК) в январе 2017 года увеличил объем...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Минтранс и АСОП подвели итоги года

Минтранс и АСОП подвели итоги года 2 декабря в Москве состоялось совместное с Минтрансом заседание совета директоров Ассоциации морских...

Морские порты

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет?

Аренда причалов: сухая логика или предвзятый расчет? Осенью 2015 года мы случайно обнаружили статью Сергея Остропольцева «Аренда причалов: взгляд со стор...

Морской транспорт

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Отечественные грузы – российскому флоту

Отечественные грузы – российскому флоту Общее собрание Российской палаты судоходства состоялось 3 марта 2016 г. в Москве в Федеральном агент...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...