Спутниковая связь: использование М2М технологий

Инфраструктура / Образование
Спутниковая связь: использование М2М технологий

В настоящее время во всем мире наблюдается резкий рост использования приложений М2М в различных сферах деятельности. Это мониторинг подвижных объектов, мониторинг нефтегазовых трубопроводов, экология, метеорология, охрана, военные приложения, объекты энергетики.

Сергей Старик, заместитель генерального директора ОАО «Морсвязьспутник»

рганизация М2М-услуг в зонах покрытия GSM-связью не вызывает значительных трудностей, сотни компаний предлагают различные решения на основе GSM-модулей собственной разработки. Основные трудности при внедрении М2М-технологий возникают там, где нет покрытия каналами GSM-связи или движущийся объект мониторинга периодически попадает в зоны отсутствия или неуверенного приема GSM-сигналов. Ряд объектов мониторинга требует наличия резервного канала связи для безусловной доставки информации. Это проблематично сделать только с использованием каналов связи GSM из-за присущих сетям GSM явлений перегрузки и сбоев в периоды чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и военных действий. Использование каналов подвижной спутниковой связи в приложениях М2М особенно актуально для стран со слабой инфраструктурой связи и стран с большой территорией, где значительные регионы не охвачены каналами GSM. Поэтому помимо традиционного рынка технологий М2М с использованием каналов подвижной спутниковой связи на морях и океанах к зоне интересов можно отнести следующие регионы:

-         США и Канада

-         Ближний Восток

-         Китай

-         Россия

-         Австралия

-         Южная Африка

-         Африка

Существует ряд операторов подвижной спутниковой связи, которые предлагают решения для М2М-приложений. В данной статье мы ограничимся только двумя из них – Инмарсат и Иридиум. Ограничимся по причине того, что ФГУП «Морсвязьспутник» накопило достаточный опыт работы с оборудованием Инмарсат (более 500 торговых судов под флагом России были оснащены специальным оборудованием М2М для выполнения международных требований к системе опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР) и системе судового охранного оповещения (ССОО) и интенсивно работает по внедрению услуг Иридиум SBD (short burst data) в интересах транспортного комплекса России. Вместе с тем надо отметить, что все операторы подвижных спутниковых сетей пристально следят за развитием сектора услуг М2М друг друга, и в конечном итоге это приводит к некоторому балансу в части тарификации услуг, стоимости оборудования, разработке новых приложений. Дадим буквально микрохарактеристику сетей.

Компания «Инмарсат» в настоящее время эксплуатирует спутники связи 4-го поколения. Три геостационарных спутника обеспечивают почти глобальное покрытие, вплоть до 70-й широты. То есть система фактически не охватывает только полярные шапки. Инмарсат развернул сеть широкополосной связи BGAN (Broadband Global Area Network), и портативные мобильные терминалы способны обеспечивать связь по IP до 500 бит/с, предоставлять услуги телефонии.

Компания «Иридиум» является оператором сети связи с использованием низкоорбитальных спутников. Группировка из 66 спутников (11 орбитальных плоскостей по 6 спутников в каждой) обеспечивает полностью глобальное покрытие поверхности Земли. Иридиум обеспечивает услуги IP до 128 Кбит/с, предоставляет услуги телефонии.

Инмарсат может предложить оборудование для оказания услуг М2М трех видов:

-         оборудование серии IsatM2M (терминалы SureLinx 8100, DMR 800, Osprey, SAT-202);

-         оборудование серии IsatDataPro (терминалы IDP 680, 690, 800, 780, 100);

-         оборудование серии BGAN M2M (терминал Hughes 9502).

Оборудование серии IsatM2M обеспечивает передачу информации пачками до 85 бит и прием пачками до 200 бит. Оборудование серии IsatDataPro обеспечивает передачу информации пачками до 6400 байт и прием пачками до 10 000 байт. Оборудование серии BGAN M2M обеспечивает доступ в Интернет для приложений М2М на скоростях выше 100 Кбит/с. Каждая серия имеет свою нишу приложений. Если терминалы серии IsatM2M подходят для целей мониторинга (для передачи информации о координатах, скорости и направлении движения достаточно 82 бит), то для приложений, связанных, например, с метеорологией, потребуется оборудование серии IsatDataPro или BGAN M2M. Оборудование серии BGAN M2M используется в приложениях нефтегазовой отрасли, банковской сфере для обслуживания точек расчета, приложениях экологического контроля. Характерная особенность оборудования Инмарсат – наличие встроенных контроллеров. Любая система М2М помимо предоставления канала связи должна обеспечить и некоторую логику работы (считывание и обработка информации с контрольных датчиков, обработка информации GPS/GLONASS-приемника, контроль особых геозон (геофенсинг) и сравнение геозоны с текущими координатами, контроль датчика движения и пр.). Эти функции должен выполнять контроллер. Таким образом, оборудование Инмарсат упрощает процесс внедрения проекта.

Практический пример использования оборудования М2М Инмарсат и всех возможностей встроенного контроллера – работы, проведенные специалистами ФГУП «Морсвязьспутник» в рамках ЕСИМО (Единая система информации об обстановке в Мировом океане). Известно, что во времена СССР советские торговые суда передавали информацию о текущей погоде 3-4 раза в сутки. Информация поступала в Госгидромет СССР со всех концов Мирового океана, что позволяло производить оценку текущего состояния и предоставлять достоверный прогноз погодных явлений. Эта система была частью мировой системы обмена метеорологической информацией, снятой судами в море. К сожалению, в настоящее время Росгидромет является только получателем информации с зарубежных судов, и лишь небольшое количество судов под флагом РФ продолжает передавать наблюдаемые метеоданные. Это связано с тем, что метеорологические данные на борту судна снимались вручную, требовалось время для подготовки передачи информации по каналам связи. В связи с сокращением штатов торговых судов эту работу просто стало некому делать. Вместе с тем современные судовые автоматические метеостанции позволяют снять все параметры в автоматическом режиме. Оставался только еще один шаг – организовать автоматическую обработку и передачу метеорологической информации, что и было сделано с использованием оборудования IDP 690.

Автоматическая судовая метеостанция AirMar PB-200 генерирует каждые 5 секунд предложение NMEA с метеоданными, встроенный контроллер терминала IDP 690 считывает метеоданные и один раз в час автоматически передает текущий результат получателю. Для передачи метеоинформации требуется всего 600 бит. При этом набор передаваемых данных содержит следующую информацию:

-         Радиопозывной судна

-         Код судна от Международной морской организации (ИMO)

-         Час снятия показаний метеоданных

-         Минута снятия показаний метеоданных

-         Секунда снятия показаний метеоданных

-         День снятия показаний метеоданных

-         Месяц снятия показаний метеоданных

-         Год снятия показаний метеоданных

-         Широта местоположения снятия показания метеоданных

-         Долгота местоположения снятия показания метеоданных

-         Высота местоположения снятия показания метеоданных

-         Курс относительно земли истинный [degrees]

-         Скорость объекта относительно земли [km/h]

-         Индикатор валидной координаты

-         Кол-во спутников GPS в решении

-         Атмосферное давление в барах [mbar]

-         Температура воздуха С° [C]

-         Направление истинного ветра [degrees]

-         Скорость истинного ветра [m/s]

-         Направление ветра относительно Севера [degrees]

-         Скорость ветра относительно Севера [m/s]

-         Направление вымпельного ветра [degrees]

-         Скорость вымпельного ветра [m/s]

-         Скорость поворота судна [minute/degrees]

-         Угол килевой качки [degrees]

-         Угол бортовой качки [degrees]

Из приведенного примера видно, что достаточно сложная техническая и организационная задача решается достаточно просто с использованием встроенного контроллера и каналов подвижной спутниковой связи.

Система Иридиум может предложить два варианта модема услуг SBD для приложений М2М:

-         модемы 9602 и 9603 (передача 340 байт, прием 240 байт);

-         модем 9523 (передача 1960 байт, прием 1890 байт).

В отличие от оборудования Инмарсат модемы Иридиум принципиально нуждаются в дополнении контроллером. Сами по себе они использованы быть не могут. Однако Иридиум имеет одно явное преимущество – это энергопотребление. Используя оборудование Иридиум, можно (что и делается практически) создавать компактное автономное оборудование, со своей собственной батареей и сроком жизни от полугода до 3 лет (в зависимости от частоты передачи отчетов).

ФГУП «Морсвязьспутник» осенью 2013 года провело тестирование применения оборудования М2М на базе модема 9602 для мониторинга речных буев. При этом производился контроль местоположения буя, работа цепей фотоавтомата и светодиодного оборудования, контроль заряда батареи буя. Тестирование показало, что мониторинг на базе модемов Иридиум позволит осуществлять мониторинг в течение всего сезона навигации без замены батареи питания оборудования М2М.

Как в системе Инмарсат, так и в системе Иридиум логика работы сети построена по одному принципу. Оборудование М2М генерирует отчет, отчет через спутниковый сегмент попадает на сервер оператора, откуда провайдер услуг М2М забирает сообщение для последующей обработки на своем сервере или сервере клиента. Принципиальными узловыми точками при реализации проекта М2М с использованием каналов подвижной спутниковой связи являются:

-         выбор оборудования (желательно иметь двойной режим GSM/спутниковый канал связи);

-         выбор контроллера с подходящим программным обеспечением (для Иридиума);

-         учет энергопотребления оборудования М2М;

-         надежный поставщик услуг подвижной спутниковой связи;

-         программное обеспечение центра обработки сообщений М2М.

Для просторов нашей страны видятся очень хорошие перспективы развития технологий М2М с использованием спутниковых каналов подвижной связи. Но нужно учитывать, что решения М2М требуют тщательного предварительного исследования и консультаций специалистов. В конечном итоге перед разработчиком – конструктор, из ряда элементов которого он может собрать удачное или не очень удачное решение для конечного клиента. Результат будет зависеть от искусства инженеров и ясно поставленных целей заказчиком.

 

Морской флот №6 (2013)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...