Спутниковая связь: использование М2М технологий

Инфраструктура / Образование
Спутниковая связь: использование М2М технологий

В настоящее время во всем мире наблюдается резкий рост использования приложений М2М в различных сферах деятельности. Это мониторинг подвижных объектов, мониторинг нефтегазовых трубопроводов, экология, метеорология, охрана, военные приложения, объекты энергетики.

Сергей Старик, заместитель генерального директора ОАО «Морсвязьспутник»

рганизация М2М-услуг в зонах покрытия GSM-связью не вызывает значительных трудностей, сотни компаний предлагают различные решения на основе GSM-модулей собственной разработки. Основные трудности при внедрении М2М-технологий возникают там, где нет покрытия каналами GSM-связи или движущийся объект мониторинга периодически попадает в зоны отсутствия или неуверенного приема GSM-сигналов. Ряд объектов мониторинга требует наличия резервного канала связи для безусловной доставки информации. Это проблематично сделать только с использованием каналов связи GSM из-за присущих сетям GSM явлений перегрузки и сбоев в периоды чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и военных действий. Использование каналов подвижной спутниковой связи в приложениях М2М особенно актуально для стран со слабой инфраструктурой связи и стран с большой территорией, где значительные регионы не охвачены каналами GSM. Поэтому помимо традиционного рынка технологий М2М с использованием каналов подвижной спутниковой связи на морях и океанах к зоне интересов можно отнести следующие регионы:

-         США и Канада

-         Ближний Восток

-         Китай

-         Россия

-         Австралия

-         Южная Африка

-         Африка

Существует ряд операторов подвижной спутниковой связи, которые предлагают решения для М2М-приложений. В данной статье мы ограничимся только двумя из них – Инмарсат и Иридиум. Ограничимся по причине того, что ФГУП «Морсвязьспутник» накопило достаточный опыт работы с оборудованием Инмарсат (более 500 торговых судов под флагом России были оснащены специальным оборудованием М2М для выполнения международных требований к системе опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР) и системе судового охранного оповещения (ССОО) и интенсивно работает по внедрению услуг Иридиум SBD (short burst data) в интересах транспортного комплекса России. Вместе с тем надо отметить, что все операторы подвижных спутниковых сетей пристально следят за развитием сектора услуг М2М друг друга, и в конечном итоге это приводит к некоторому балансу в части тарификации услуг, стоимости оборудования, разработке новых приложений. Дадим буквально микрохарактеристику сетей.

Компания «Инмарсат» в настоящее время эксплуатирует спутники связи 4-го поколения. Три геостационарных спутника обеспечивают почти глобальное покрытие, вплоть до 70-й широты. То есть система фактически не охватывает только полярные шапки. Инмарсат развернул сеть широкополосной связи BGAN (Broadband Global Area Network), и портативные мобильные терминалы способны обеспечивать связь по IP до 500 бит/с, предоставлять услуги телефонии.

Компания «Иридиум» является оператором сети связи с использованием низкоорбитальных спутников. Группировка из 66 спутников (11 орбитальных плоскостей по 6 спутников в каждой) обеспечивает полностью глобальное покрытие поверхности Земли. Иридиум обеспечивает услуги IP до 128 Кбит/с, предоставляет услуги телефонии.

Инмарсат может предложить оборудование для оказания услуг М2М трех видов:

-         оборудование серии IsatM2M (терминалы SureLinx 8100, DMR 800, Osprey, SAT-202);

-         оборудование серии IsatDataPro (терминалы IDP 680, 690, 800, 780, 100);

-         оборудование серии BGAN M2M (терминал Hughes 9502).

Оборудование серии IsatM2M обеспечивает передачу информации пачками до 85 бит и прием пачками до 200 бит. Оборудование серии IsatDataPro обеспечивает передачу информации пачками до 6400 байт и прием пачками до 10 000 байт. Оборудование серии BGAN M2M обеспечивает доступ в Интернет для приложений М2М на скоростях выше 100 Кбит/с. Каждая серия имеет свою нишу приложений. Если терминалы серии IsatM2M подходят для целей мониторинга (для передачи информации о координатах, скорости и направлении движения достаточно 82 бит), то для приложений, связанных, например, с метеорологией, потребуется оборудование серии IsatDataPro или BGAN M2M. Оборудование серии BGAN M2M используется в приложениях нефтегазовой отрасли, банковской сфере для обслуживания точек расчета, приложениях экологического контроля. Характерная особенность оборудования Инмарсат – наличие встроенных контроллеров. Любая система М2М помимо предоставления канала связи должна обеспечить и некоторую логику работы (считывание и обработка информации с контрольных датчиков, обработка информации GPS/GLONASS-приемника, контроль особых геозон (геофенсинг) и сравнение геозоны с текущими координатами, контроль датчика движения и пр.). Эти функции должен выполнять контроллер. Таким образом, оборудование Инмарсат упрощает процесс внедрения проекта.

Практический пример использования оборудования М2М Инмарсат и всех возможностей встроенного контроллера – работы, проведенные специалистами ФГУП «Морсвязьспутник» в рамках ЕСИМО (Единая система информации об обстановке в Мировом океане). Известно, что во времена СССР советские торговые суда передавали информацию о текущей погоде 3-4 раза в сутки. Информация поступала в Госгидромет СССР со всех концов Мирового океана, что позволяло производить оценку текущего состояния и предоставлять достоверный прогноз погодных явлений. Эта система была частью мировой системы обмена метеорологической информацией, снятой судами в море. К сожалению, в настоящее время Росгидромет является только получателем информации с зарубежных судов, и лишь небольшое количество судов под флагом РФ продолжает передавать наблюдаемые метеоданные. Это связано с тем, что метеорологические данные на борту судна снимались вручную, требовалось время для подготовки передачи информации по каналам связи. В связи с сокращением штатов торговых судов эту работу просто стало некому делать. Вместе с тем современные судовые автоматические метеостанции позволяют снять все параметры в автоматическом режиме. Оставался только еще один шаг – организовать автоматическую обработку и передачу метеорологической информации, что и было сделано с использованием оборудования IDP 690.

Автоматическая судовая метеостанция AirMar PB-200 генерирует каждые 5 секунд предложение NMEA с метеоданными, встроенный контроллер терминала IDP 690 считывает метеоданные и один раз в час автоматически передает текущий результат получателю. Для передачи метеоинформации требуется всего 600 бит. При этом набор передаваемых данных содержит следующую информацию:

-         Радиопозывной судна

-         Код судна от Международной морской организации (ИMO)

-         Час снятия показаний метеоданных

-         Минута снятия показаний метеоданных

-         Секунда снятия показаний метеоданных

-         День снятия показаний метеоданных

-         Месяц снятия показаний метеоданных

-         Год снятия показаний метеоданных

-         Широта местоположения снятия показания метеоданных

-         Долгота местоположения снятия показания метеоданных

-         Высота местоположения снятия показания метеоданных

-         Курс относительно земли истинный [degrees]

-         Скорость объекта относительно земли [km/h]

-         Индикатор валидной координаты

-         Кол-во спутников GPS в решении

-         Атмосферное давление в барах [mbar]

-         Температура воздуха С° [C]

-         Направление истинного ветра [degrees]

-         Скорость истинного ветра [m/s]

-         Направление ветра относительно Севера [degrees]

-         Скорость ветра относительно Севера [m/s]

-         Направление вымпельного ветра [degrees]

-         Скорость вымпельного ветра [m/s]

-         Скорость поворота судна [minute/degrees]

-         Угол килевой качки [degrees]

-         Угол бортовой качки [degrees]

Из приведенного примера видно, что достаточно сложная техническая и организационная задача решается достаточно просто с использованием встроенного контроллера и каналов подвижной спутниковой связи.

Система Иридиум может предложить два варианта модема услуг SBD для приложений М2М:

-         модемы 9602 и 9603 (передача 340 байт, прием 240 байт);

-         модем 9523 (передача 1960 байт, прием 1890 байт).

В отличие от оборудования Инмарсат модемы Иридиум принципиально нуждаются в дополнении контроллером. Сами по себе они использованы быть не могут. Однако Иридиум имеет одно явное преимущество – это энергопотребление. Используя оборудование Иридиум, можно (что и делается практически) создавать компактное автономное оборудование, со своей собственной батареей и сроком жизни от полугода до 3 лет (в зависимости от частоты передачи отчетов).

ФГУП «Морсвязьспутник» осенью 2013 года провело тестирование применения оборудования М2М на базе модема 9602 для мониторинга речных буев. При этом производился контроль местоположения буя, работа цепей фотоавтомата и светодиодного оборудования, контроль заряда батареи буя. Тестирование показало, что мониторинг на базе модемов Иридиум позволит осуществлять мониторинг в течение всего сезона навигации без замены батареи питания оборудования М2М.

Как в системе Инмарсат, так и в системе Иридиум логика работы сети построена по одному принципу. Оборудование М2М генерирует отчет, отчет через спутниковый сегмент попадает на сервер оператора, откуда провайдер услуг М2М забирает сообщение для последующей обработки на своем сервере или сервере клиента. Принципиальными узловыми точками при реализации проекта М2М с использованием каналов подвижной спутниковой связи являются:

-         выбор оборудования (желательно иметь двойной режим GSM/спутниковый канал связи);

-         выбор контроллера с подходящим программным обеспечением (для Иридиума);

-         учет энергопотребления оборудования М2М;

-         надежный поставщик услуг подвижной спутниковой связи;

-         программное обеспечение центра обработки сообщений М2М.

Для просторов нашей страны видятся очень хорошие перспективы развития технологий М2М с использованием спутниковых каналов подвижной связи. Но нужно учитывать, что решения М2М требуют тщательного предварительного исследования и консультаций специалистов. В конечном итоге перед разработчиком – конструктор, из ряда элементов которого он может собрать удачное или не очень удачное решение для конечного клиента. Результат будет зависеть от искусства инженеров и ясно поставленных целей заказчиком.

 

Морской флот №6 (2013)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...