Спутниковая связь: использование М2М технологий

Инфраструктура / Образование
Спутниковая связь: использование М2М технологий

В настоящее время во всем мире наблюдается резкий рост использования приложений М2М в различных сферах деятельности. Это мониторинг подвижных объектов, мониторинг нефтегазовых трубопроводов, экология, метеорология, охрана, военные приложения, объекты энергетики.

Сергей Старик, заместитель генерального директора ОАО «Морсвязьспутник»

рганизация М2М-услуг в зонах покрытия GSM-связью не вызывает значительных трудностей, сотни компаний предлагают различные решения на основе GSM-модулей собственной разработки. Основные трудности при внедрении М2М-технологий возникают там, где нет покрытия каналами GSM-связи или движущийся объект мониторинга периодически попадает в зоны отсутствия или неуверенного приема GSM-сигналов. Ряд объектов мониторинга требует наличия резервного канала связи для безусловной доставки информации. Это проблематично сделать только с использованием каналов связи GSM из-за присущих сетям GSM явлений перегрузки и сбоев в периоды чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и военных действий. Использование каналов подвижной спутниковой связи в приложениях М2М особенно актуально для стран со слабой инфраструктурой связи и стран с большой территорией, где значительные регионы не охвачены каналами GSM. Поэтому помимо традиционного рынка технологий М2М с использованием каналов подвижной спутниковой связи на морях и океанах к зоне интересов можно отнести следующие регионы:

-         США и Канада

-         Ближний Восток

-         Китай

-         Россия

-         Австралия

-         Южная Африка

-         Африка

Существует ряд операторов подвижной спутниковой связи, которые предлагают решения для М2М-приложений. В данной статье мы ограничимся только двумя из них – Инмарсат и Иридиум. Ограничимся по причине того, что ФГУП «Морсвязьспутник» накопило достаточный опыт работы с оборудованием Инмарсат (более 500 торговых судов под флагом России были оснащены специальным оборудованием М2М для выполнения международных требований к системе опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (ОСДР) и системе судового охранного оповещения (ССОО) и интенсивно работает по внедрению услуг Иридиум SBD (short burst data) в интересах транспортного комплекса России. Вместе с тем надо отметить, что все операторы подвижных спутниковых сетей пристально следят за развитием сектора услуг М2М друг друга, и в конечном итоге это приводит к некоторому балансу в части тарификации услуг, стоимости оборудования, разработке новых приложений. Дадим буквально микрохарактеристику сетей.

Компания «Инмарсат» в настоящее время эксплуатирует спутники связи 4-го поколения. Три геостационарных спутника обеспечивают почти глобальное покрытие, вплоть до 70-й широты. То есть система фактически не охватывает только полярные шапки. Инмарсат развернул сеть широкополосной связи BGAN (Broadband Global Area Network), и портативные мобильные терминалы способны обеспечивать связь по IP до 500 бит/с, предоставлять услуги телефонии.

Компания «Иридиум» является оператором сети связи с использованием низкоорбитальных спутников. Группировка из 66 спутников (11 орбитальных плоскостей по 6 спутников в каждой) обеспечивает полностью глобальное покрытие поверхности Земли. Иридиум обеспечивает услуги IP до 128 Кбит/с, предоставляет услуги телефонии.

Инмарсат может предложить оборудование для оказания услуг М2М трех видов:

-         оборудование серии IsatM2M (терминалы SureLinx 8100, DMR 800, Osprey, SAT-202);

-         оборудование серии IsatDataPro (терминалы IDP 680, 690, 800, 780, 100);

-         оборудование серии BGAN M2M (терминал Hughes 9502).

Оборудование серии IsatM2M обеспечивает передачу информации пачками до 85 бит и прием пачками до 200 бит. Оборудование серии IsatDataPro обеспечивает передачу информации пачками до 6400 байт и прием пачками до 10 000 байт. Оборудование серии BGAN M2M обеспечивает доступ в Интернет для приложений М2М на скоростях выше 100 Кбит/с. Каждая серия имеет свою нишу приложений. Если терминалы серии IsatM2M подходят для целей мониторинга (для передачи информации о координатах, скорости и направлении движения достаточно 82 бит), то для приложений, связанных, например, с метеорологией, потребуется оборудование серии IsatDataPro или BGAN M2M. Оборудование серии BGAN M2M используется в приложениях нефтегазовой отрасли, банковской сфере для обслуживания точек расчета, приложениях экологического контроля. Характерная особенность оборудования Инмарсат – наличие встроенных контроллеров. Любая система М2М помимо предоставления канала связи должна обеспечить и некоторую логику работы (считывание и обработка информации с контрольных датчиков, обработка информации GPS/GLONASS-приемника, контроль особых геозон (геофенсинг) и сравнение геозоны с текущими координатами, контроль датчика движения и пр.). Эти функции должен выполнять контроллер. Таким образом, оборудование Инмарсат упрощает процесс внедрения проекта.

Практический пример использования оборудования М2М Инмарсат и всех возможностей встроенного контроллера – работы, проведенные специалистами ФГУП «Морсвязьспутник» в рамках ЕСИМО (Единая система информации об обстановке в Мировом океане). Известно, что во времена СССР советские торговые суда передавали информацию о текущей погоде 3-4 раза в сутки. Информация поступала в Госгидромет СССР со всех концов Мирового океана, что позволяло производить оценку текущего состояния и предоставлять достоверный прогноз погодных явлений. Эта система была частью мировой системы обмена метеорологической информацией, снятой судами в море. К сожалению, в настоящее время Росгидромет является только получателем информации с зарубежных судов, и лишь небольшое количество судов под флагом РФ продолжает передавать наблюдаемые метеоданные. Это связано с тем, что метеорологические данные на борту судна снимались вручную, требовалось время для подготовки передачи информации по каналам связи. В связи с сокращением штатов торговых судов эту работу просто стало некому делать. Вместе с тем современные судовые автоматические метеостанции позволяют снять все параметры в автоматическом режиме. Оставался только еще один шаг – организовать автоматическую обработку и передачу метеорологической информации, что и было сделано с использованием оборудования IDP 690.

Автоматическая судовая метеостанция AirMar PB-200 генерирует каждые 5 секунд предложение NMEA с метеоданными, встроенный контроллер терминала IDP 690 считывает метеоданные и один раз в час автоматически передает текущий результат получателю. Для передачи метеоинформации требуется всего 600 бит. При этом набор передаваемых данных содержит следующую информацию:

-         Радиопозывной судна

-         Код судна от Международной морской организации (ИMO)

-         Час снятия показаний метеоданных

-         Минута снятия показаний метеоданных

-         Секунда снятия показаний метеоданных

-         День снятия показаний метеоданных

-         Месяц снятия показаний метеоданных

-         Год снятия показаний метеоданных

-         Широта местоположения снятия показания метеоданных

-         Долгота местоположения снятия показания метеоданных

-         Высота местоположения снятия показания метеоданных

-         Курс относительно земли истинный [degrees]

-         Скорость объекта относительно земли [km/h]

-         Индикатор валидной координаты

-         Кол-во спутников GPS в решении

-         Атмосферное давление в барах [mbar]

-         Температура воздуха С° [C]

-         Направление истинного ветра [degrees]

-         Скорость истинного ветра [m/s]

-         Направление ветра относительно Севера [degrees]

-         Скорость ветра относительно Севера [m/s]

-         Направление вымпельного ветра [degrees]

-         Скорость вымпельного ветра [m/s]

-         Скорость поворота судна [minute/degrees]

-         Угол килевой качки [degrees]

-         Угол бортовой качки [degrees]

Из приведенного примера видно, что достаточно сложная техническая и организационная задача решается достаточно просто с использованием встроенного контроллера и каналов подвижной спутниковой связи.

Система Иридиум может предложить два варианта модема услуг SBD для приложений М2М:

-         модемы 9602 и 9603 (передача 340 байт, прием 240 байт);

-         модем 9523 (передача 1960 байт, прием 1890 байт).

В отличие от оборудования Инмарсат модемы Иридиум принципиально нуждаются в дополнении контроллером. Сами по себе они использованы быть не могут. Однако Иридиум имеет одно явное преимущество – это энергопотребление. Используя оборудование Иридиум, можно (что и делается практически) создавать компактное автономное оборудование, со своей собственной батареей и сроком жизни от полугода до 3 лет (в зависимости от частоты передачи отчетов).

ФГУП «Морсвязьспутник» осенью 2013 года провело тестирование применения оборудования М2М на базе модема 9602 для мониторинга речных буев. При этом производился контроль местоположения буя, работа цепей фотоавтомата и светодиодного оборудования, контроль заряда батареи буя. Тестирование показало, что мониторинг на базе модемов Иридиум позволит осуществлять мониторинг в течение всего сезона навигации без замены батареи питания оборудования М2М.

Как в системе Инмарсат, так и в системе Иридиум логика работы сети построена по одному принципу. Оборудование М2М генерирует отчет, отчет через спутниковый сегмент попадает на сервер оператора, откуда провайдер услуг М2М забирает сообщение для последующей обработки на своем сервере или сервере клиента. Принципиальными узловыми точками при реализации проекта М2М с использованием каналов подвижной спутниковой связи являются:

-         выбор оборудования (желательно иметь двойной режим GSM/спутниковый канал связи);

-         выбор контроллера с подходящим программным обеспечением (для Иридиума);

-         учет энергопотребления оборудования М2М;

-         надежный поставщик услуг подвижной спутниковой связи;

-         программное обеспечение центра обработки сообщений М2М.

Для просторов нашей страны видятся очень хорошие перспективы развития технологий М2М с использованием спутниковых каналов подвижной связи. Но нужно учитывать, что решения М2М требуют тщательного предварительного исследования и консультаций специалистов. В конечном итоге перед разработчиком – конструктор, из ряда элементов которого он может собрать удачное или не очень удачное решение для конечного клиента. Результат будет зависеть от искусства инженеров и ясно поставленных целей заказчиком.

 

Морской флот №6 (2013)


Вернуться к разделу Инфраструктура / Образование

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...