Картография и транспортная безопасность

Безопасность мореплавания
Картография и транспортная безопасность

В середине 2012 года согласно распоряжениям Минэкономразвития России и Росморречфлота федеральное бюджетное учреждение «Служба морской безопасности» (ФБУ СМБ) стало организацией – фондодержателем ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота. В этой связи в ФБУ СМБ создан отдел картографии.

Борис Птицын, начальник отдела картографии ФБУ «Служба морской безопасности»

На первый взгляд это кажется странным: транспортная безопасность совмещается с навигационной безопасностью в одной специализированной организации. Основная задача Службы морской безопасности – комплексное обеспечение транспортной безопасности на морских и внутренних водных путях, в то время как перед отделом картографии поставлена задача сформировать и развивать ведомственный картографо-геодезический фонд Росморречфлота.

Но это только на первый взгляд, если не вникать в смысл понятия «комплексное обеспечение транспортной безопасности». В нашем случае это понятие вмещает в себя, в том числе, безопасность судна, человеческой жизни и судоходных путей, а не только безопасность как состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Таким образом, наличие современной и самой точной картографической информации о водных путях очень востребовано, в том числе и при разработке охранных мероприятий для внутреннего водного транспорта. Значит, для ФБУ СМБ вполне уместно и даже очень кстати иметь в своей структуре отдел картографии с ведомственным картографо-геодезическим фондом.

К этому следует добавить ещё одно обстоятельство: ФБУ СМБ имеет большой и положительный опыт внедрения международных требований по охране судов и портовых средств в Российской Федерации, регулярно получающий высокие оценки со стороны международного морского сообщества, который наши специалисты готовы использовать для информационно-картографического обеспечения безопасности судоходных путей.

 

Состояние картографического обеспечения

Непосредственное влияние навигационного и картографического обеспечения на безопасность судоходства не нуждается в обосновании, особенно когда речь идет о реках, где гидрологическая и навигационная обстановка может кардинально меняться за период менее одной навигации. Это же, между прочим, касается трассы СМП, где параметры рекомендованных судовых ходов напрямую влияют на возможность коммерческого использования маршрута.

Сейчас в сфере картографии сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, есть доступные навигационные карты в бумажном и электронном виде. Они рассчитаны на широкий круг потребителей. Но, с другой стороны, нет официальных проверенных электронных карт, а бумажные альбомы выпускаются ограниченными тиражами и часто не успевают за изменениями условий судоходства. Это касается внутренних водных путей (ВВП), трассы СМП, акваторий внутренних портов и подходов к ним.

Кроме того, на ВВП используются атласы реки. В этих атласах, хорошо зарекомендовавших себя в течение долгого времени, много необходимой судоводителю информации. Однако один из недостатков бумажных атласов – отсутствие привязки к координатам. Поэтому атласы хороши на реках, где видны (и когда видны) берега. Еще один недостаток состоит в том, что часто корректуры не поспевают за фактическим состоянием водных путей. Для примера приведем лист из альбома на реку Колыму.

Различие этих двух иллюстраций, на мой взгляд, показательно. Конечно, бумажный атлас имеет много плюсов. Использование его прошло проверку временем. Но то, что он не имеет координатной привязки, затрудняет определение местоположения, особенно в условиях плохой видимости, на незнакомой реке или в темное время суток.

Теперь об электронных картах. При всех своих плюсах, таких как информативность, наглядность, возможность интеграции в бортовые навигационные комплексы, эти карты создаются разными производителями, начиная с крупных компаний, специализирующихся на производстве электронных карт, до «наколенной» сборки карты отдельными энтузиастами. Можно найти электронные карты для приборов любых производителей и любых ценовых диапазонов. Но при этом никто не отвечает за содержимое карты. Заставка, говорящая о том, что карта не является средством навигации, а только информирует об обстановке, снимает с производителя всякую ответственность за ее использование.

Вот такая ситуация сложилась с картографическим обеспечением сегодня. Наведение порядка в этой области совместно с Росморречфлотом и всеми профильными ведомственными структурами – одна из основных задач создаваемого ведомственного картографо-геодезического фонда.

 

Исходные данные и ресурсы для работы

Интерес к проблеме использования СМП и более эффективной эксплуатации ВВП возник не на пустом месте. Экономическая выгода от использования короткого северного маршрута в обход «неспокойных вод» Африки очевидна. Многие внутренние районы России легкодоступны именно для водного транспорта. Возможность пройти из Белого и Балтийского морей в Черное существенно сокращает расстояния и объединяет в Единую глубоководную систему всю европейскую часть России. Для того чтобы развивать в этих районах коммерческое судоходство, осваивать новые туристические маршруты, необходимы точные, соответствующие международным стандартам, откорректированные карты. Поэтому не случаен тот факт, что с середины двухтысячных годов в нашей стране была запущена программа под названием «Карта-река». На эту программу ежегодно выделяются огромные бюджетные средства. Основная ее цель – картографирование всех внутренних водных путей Российской Федерации. По этой программе уже проведены промерные работы на большинстве российских судоходных путей. На основе этих промеров были созданы новые электронные карты внутренних водных путей практически всех судоходных рек, озер и водохранилищ. Ведется работа по обновлению и расширению созданной коллекции. Продолжается активная работа по улучшению картографического обеспечения трассы СМП. Немаловажно и то, что каждое государственное бассейновое управление водных путей и судоходства имеет большой архив картографической информации, которая может быть востребована при проектировочных работах, строительстве на акватории водоемов и эксплуатации водных путей. В итоге получается так: карты есть, информации достаточно, но она хранится в разных местах и не систематизирована.

Вот эту разрозненную, находящуюся в разных местах информацию и призван собрать, систематизировать, проанализировать и подготовить к передаче конечному пользователю ведомственный картографо-геодезический фонд.

 

Использование новых технологий

Современные технологии позволяют производить точные электронные навигационные карты. Внедрение новых технологий производства, проверки и оценки качества карт, особенно автоматических промерных комплексов, позволяет существенно снизить время производства от промера до получения готового продукта. Кроме того, использование современных цифровых технологий сокращает время от появления информации об изменениях до доведения этой информации до судоводителей. Такая система, называющаяся автоматической системой распространения цифровой картографической информации (АСР ЦКИ), будет развернута на базе отдела картографии ФБУ СМБ.

Использование электронных карт помогает и при производстве традиционных бумажных карт и атласов. С помощью уже отработанных технологий может быть реализована идея печати карт и альбомов «по требованию», причём печати со всей самой свежей корректурой, и именно на необходимые участки и в нужном количестве. При сохранении всех достоинств бумажной карты вносится ряд существенных дополнений. Прежде всего это шкала масштаба и координатная сетка, что сразу делает альбом полноценной картой.

Широкое использование новых технологий позволит поднять картографию на внутренних водных путях России и трассах СМП на новую высоту, соответствующую современным требованиям и тенденциям.

 

Цели и перспективы

Отдел картографии ФБУ СМБ только разворачивает свою работу. Постепенно, преодолевая трудности, возникающие на начальном этапе работы любой новой структуры, наш отдел приступил к созданию ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота. В этой работе мы все время получаем всестороннюю поддержку как со стороны Росморречфлота, так и со стороны руководства ФБУ СМБ. Основным результатом этой работы должно стать появление официальной, актуализированной и доступной для широкого круга потребителей коллекции электронных навигационных карт на внутренние водные пути России и на всю трассу СМП – коллекции, которая будет своевременно пополняться и корректироваться. Кроме коллекции электронных карт у нас будет собрана вся доступная и актуальная информация, относящаяся к навигационному и картографическому обеспечению судоходства, архивные данные о промерах, информационные извещения судоводителям и т.д. Это будет весомым вкладом в обеспечение транспортной безопасности. Мы постараемся также развернуть на базе отдела картографии систему печати и распространения карт по требованию. Всю свою работу мы планируем широко освещать на сайте ФБУ СМБ (http://www.msecurity.ru).

 

Морской флот №5 (2013)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии Учебный парусник «Мир» 22 июня прибыл в порт Ден Хелдер (Нидерланды) для участия в крупнейше...

В Анапе началась стыковка мелководной и глубоководной частей «Турецкого потока»

В Анапе началась стыковка мелководной и глубоководной частей «Турецкого потока» Стыковка мелководной и глубоководной части газопровода «Турецкий поток» началась в пятницу в присутс...

Российская экономика

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда»

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию второй очереди ст...

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока»

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока» Президент России Владимир Путин в пятницу совершит рабочую поездку в Краснодарский край. Как сообщил...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга ООО «Балтийское морское буксирное агентство» (БМБА)  осуществило первую для компан...

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы Акционерное общество «Таганрогский морской торговый порт» с 01 июля 2017 года повышает для работнико...




Морской транспорт

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти Трафик судов через Суэцкий канал в прошлом месяце продолжил начавшийся в марте рост, следует из данн...

Fesco начала доставку грузов в рамках северного завоза-2017

Fesco начала доставку грузов в рамках северного завоза-2017 Транспортная группа Fesco начала перевозку грузов в рамках северного завоза, увеличив по сравнению с...

Речной транспорт

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Ж/Д транспорт

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2 ПАО «ТрансКонтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся грузовых станций Курская и Павелец...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы Отраслевая конференция «Подготовка и дипломирование моряков» прошла 30 ноября в Москве в рамках 10-г...

Морские порты

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота Поставленные перед транспортно-логистическим комплексом Дальнего Востока и Приморского края задачи н...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Севморпуть требует особой ответственности

Севморпуть требует особой ответственности Несмотря на ограниченный период навигации, а это июль, август, сентябрь, октябрь, использование Севе...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...