Картография и транспортная безопасность - Морские вести России

Картография и транспортная безопасность

10.03.2014

Безопасность мореплавания

Картография и транспортная безопасность

В середине 2012 года согласно распоряжениям Минэкономразвития России и Росморречфлота федеральное бюджетное учреждение «Служба морской безопасности» (ФБУ СМБ) стало организацией – фондодержателем ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота. В этой связи в ФБУ СМБ создан отдел картографии.

Борис Птицын, начальник отдела картографии ФБУ «Служба морской безопасности»

На первый взгляд это кажется странным: транспортная безопасность совмещается с навигационной безопасностью в одной специализированной организации. Основная задача Службы морской безопасности – комплексное обеспечение транспортной безопасности на морских и внутренних водных путях, в то время как перед отделом картографии поставлена задача сформировать и развивать ведомственный картографо-геодезический фонд Росморречфлота.

Но это только на первый взгляд, если не вникать в смысл понятия «комплексное обеспечение транспортной безопасности». В нашем случае это понятие вмещает в себя, в том числе, безопасность судна, человеческой жизни и судоходных путей, а не только безопасность как состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Таким образом, наличие современной и самой точной картографической информации о водных путях очень востребовано, в том числе и при разработке охранных мероприятий для внутреннего водного транспорта. Значит, для ФБУ СМБ вполне уместно и даже очень кстати иметь в своей структуре отдел картографии с ведомственным картографо-геодезическим фондом.

К этому следует добавить ещё одно обстоятельство: ФБУ СМБ имеет большой и положительный опыт внедрения международных требований по охране судов и портовых средств в Российской Федерации, регулярно получающий высокие оценки со стороны международного морского сообщества, который наши специалисты готовы использовать для информационно-картографического обеспечения безопасности судоходных путей.

 

Состояние картографического обеспечения

Непосредственное влияние навигационного и картографического обеспечения на безопасность судоходства не нуждается в обосновании, особенно когда речь идет о реках, где гидрологическая и навигационная обстановка может кардинально меняться за период менее одной навигации. Это же, между прочим, касается трассы СМП, где параметры рекомендованных судовых ходов напрямую влияют на возможность коммерческого использования маршрута.

Сейчас в сфере картографии сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, есть доступные навигационные карты в бумажном и электронном виде. Они рассчитаны на широкий круг потребителей. Но, с другой стороны, нет официальных проверенных электронных карт, а бумажные альбомы выпускаются ограниченными тиражами и часто не успевают за изменениями условий судоходства. Это касается внутренних водных путей (ВВП), трассы СМП, акваторий внутренних портов и подходов к ним.

Кроме того, на ВВП используются атласы реки. В этих атласах, хорошо зарекомендовавших себя в течение долгого времени, много необходимой судоводителю информации. Однако один из недостатков бумажных атласов – отсутствие привязки к координатам. Поэтому атласы хороши на реках, где видны (и когда видны) берега. Еще один недостаток состоит в том, что часто корректуры не поспевают за фактическим состоянием водных путей. Для примера приведем лист из альбома на реку Колыму.

Различие этих двух иллюстраций, на мой взгляд, показательно. Конечно, бумажный атлас имеет много плюсов. Использование его прошло проверку временем. Но то, что он не имеет координатной привязки, затрудняет определение местоположения, особенно в условиях плохой видимости, на незнакомой реке или в темное время суток.

Теперь об электронных картах. При всех своих плюсах, таких как информативность, наглядность, возможность интеграции в бортовые навигационные комплексы, эти карты создаются разными производителями, начиная с крупных компаний, специализирующихся на производстве электронных карт, до «наколенной» сборки карты отдельными энтузиастами. Можно найти электронные карты для приборов любых производителей и любых ценовых диапазонов. Но при этом никто не отвечает за содержимое карты. Заставка, говорящая о том, что карта не является средством навигации, а только информирует об обстановке, снимает с производителя всякую ответственность за ее использование.

Вот такая ситуация сложилась с картографическим обеспечением сегодня. Наведение порядка в этой области совместно с Росморречфлотом и всеми профильными ведомственными структурами – одна из основных задач создаваемого ведомственного картографо-геодезического фонда.

 

Исходные данные и ресурсы для работы

Интерес к проблеме использования СМП и более эффективной эксплуатации ВВП возник не на пустом месте. Экономическая выгода от использования короткого северного маршрута в обход «неспокойных вод» Африки очевидна. Многие внутренние районы России легкодоступны именно для водного транспорта. Возможность пройти из Белого и Балтийского морей в Черное существенно сокращает расстояния и объединяет в Единую глубоководную систему всю европейскую часть России. Для того чтобы развивать в этих районах коммерческое судоходство, осваивать новые туристические маршруты, необходимы точные, соответствующие международным стандартам, откорректированные карты. Поэтому не случаен тот факт, что с середины двухтысячных годов в нашей стране была запущена программа под названием «Карта-река». На эту программу ежегодно выделяются огромные бюджетные средства. Основная ее цель – картографирование всех внутренних водных путей Российской Федерации. По этой программе уже проведены промерные работы на большинстве российских судоходных путей. На основе этих промеров были созданы новые электронные карты внутренних водных путей практически всех судоходных рек, озер и водохранилищ. Ведется работа по обновлению и расширению созданной коллекции. Продолжается активная работа по улучшению картографического обеспечения трассы СМП. Немаловажно и то, что каждое государственное бассейновое управление водных путей и судоходства имеет большой архив картографической информации, которая может быть востребована при проектировочных работах, строительстве на акватории водоемов и эксплуатации водных путей. В итоге получается так: карты есть, информации достаточно, но она хранится в разных местах и не систематизирована.

Вот эту разрозненную, находящуюся в разных местах информацию и призван собрать, систематизировать, проанализировать и подготовить к передаче конечному пользователю ведомственный картографо-геодезический фонд.

 

Использование новых технологий

Современные технологии позволяют производить точные электронные навигационные карты. Внедрение новых технологий производства, проверки и оценки качества карт, особенно автоматических промерных комплексов, позволяет существенно снизить время производства от промера до получения готового продукта. Кроме того, использование современных цифровых технологий сокращает время от появления информации об изменениях до доведения этой информации до судоводителей. Такая система, называющаяся автоматической системой распространения цифровой картографической информации (АСР ЦКИ), будет развернута на базе отдела картографии ФБУ СМБ.

Использование электронных карт помогает и при производстве традиционных бумажных карт и атласов. С помощью уже отработанных технологий может быть реализована идея печати карт и альбомов «по требованию», причём печати со всей самой свежей корректурой, и именно на необходимые участки и в нужном количестве. При сохранении всех достоинств бумажной карты вносится ряд существенных дополнений. Прежде всего это шкала масштаба и координатная сетка, что сразу делает альбом полноценной картой.

Широкое использование новых технологий позволит поднять картографию на внутренних водных путях России и трассах СМП на новую высоту, соответствующую современным требованиям и тенденциям.

 

Цели и перспективы

Отдел картографии ФБУ СМБ только разворачивает свою работу. Постепенно, преодолевая трудности, возникающие на начальном этапе работы любой новой структуры, наш отдел приступил к созданию ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота. В этой работе мы все время получаем всестороннюю поддержку как со стороны Росморречфлота, так и со стороны руководства ФБУ СМБ. Основным результатом этой работы должно стать появление официальной, актуализированной и доступной для широкого круга потребителей коллекции электронных навигационных карт на внутренние водные пути России и на всю трассу СМП – коллекции, которая будет своевременно пополняться и корректироваться. Кроме коллекции электронных карт у нас будет собрана вся доступная и актуальная информация, относящаяся к навигационному и картографическому обеспечению судоходства, архивные данные о промерах, информационные извещения судоводителям и т.д. Это будет весомым вкладом в обеспечение транспортной безопасности. Мы постараемся также развернуть на базе отдела картографии систему печати и распространения карт по требованию. Всю свою работу мы планируем широко освещать на сайте ФБУ СМБ (http://www.msecurity.ru).

 

Морской флот №5 (2013)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ