Картография и транспортная безопасность

Безопасность мореплавания
Картография и транспортная безопасность

В середине 2012 года согласно распоряжениям Минэкономразвития России и Росморречфлота федеральное бюджетное учреждение «Служба морской безопасности» (ФБУ СМБ) стало организацией – фондодержателем ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота. В этой связи в ФБУ СМБ создан отдел картографии.

Борис Птицын, начальник отдела картографии ФБУ «Служба морской безопасности»

На первый взгляд это кажется странным: транспортная безопасность совмещается с навигационной безопасностью в одной специализированной организации. Основная задача Службы морской безопасности – комплексное обеспечение транспортной безопасности на морских и внутренних водных путях, в то время как перед отделом картографии поставлена задача сформировать и развивать ведомственный картографо-геодезический фонд Росморречфлота.

Но это только на первый взгляд, если не вникать в смысл понятия «комплексное обеспечение транспортной безопасности». В нашем случае это понятие вмещает в себя, в том числе, безопасность судна, человеческой жизни и судоходных путей, а не только безопасность как состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Таким образом, наличие современной и самой точной картографической информации о водных путях очень востребовано, в том числе и при разработке охранных мероприятий для внутреннего водного транспорта. Значит, для ФБУ СМБ вполне уместно и даже очень кстати иметь в своей структуре отдел картографии с ведомственным картографо-геодезическим фондом.

К этому следует добавить ещё одно обстоятельство: ФБУ СМБ имеет большой и положительный опыт внедрения международных требований по охране судов и портовых средств в Российской Федерации, регулярно получающий высокие оценки со стороны международного морского сообщества, который наши специалисты готовы использовать для информационно-картографического обеспечения безопасности судоходных путей.

 

Состояние картографического обеспечения

Непосредственное влияние навигационного и картографического обеспечения на безопасность судоходства не нуждается в обосновании, особенно когда речь идет о реках, где гидрологическая и навигационная обстановка может кардинально меняться за период менее одной навигации. Это же, между прочим, касается трассы СМП, где параметры рекомендованных судовых ходов напрямую влияют на возможность коммерческого использования маршрута.

Сейчас в сфере картографии сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, есть доступные навигационные карты в бумажном и электронном виде. Они рассчитаны на широкий круг потребителей. Но, с другой стороны, нет официальных проверенных электронных карт, а бумажные альбомы выпускаются ограниченными тиражами и часто не успевают за изменениями условий судоходства. Это касается внутренних водных путей (ВВП), трассы СМП, акваторий внутренних портов и подходов к ним.

Кроме того, на ВВП используются атласы реки. В этих атласах, хорошо зарекомендовавших себя в течение долгого времени, много необходимой судоводителю информации. Однако один из недостатков бумажных атласов – отсутствие привязки к координатам. Поэтому атласы хороши на реках, где видны (и когда видны) берега. Еще один недостаток состоит в том, что часто корректуры не поспевают за фактическим состоянием водных путей. Для примера приведем лист из альбома на реку Колыму.

Различие этих двух иллюстраций, на мой взгляд, показательно. Конечно, бумажный атлас имеет много плюсов. Использование его прошло проверку временем. Но то, что он не имеет координатной привязки, затрудняет определение местоположения, особенно в условиях плохой видимости, на незнакомой реке или в темное время суток.

Теперь об электронных картах. При всех своих плюсах, таких как информативность, наглядность, возможность интеграции в бортовые навигационные комплексы, эти карты создаются разными производителями, начиная с крупных компаний, специализирующихся на производстве электронных карт, до «наколенной» сборки карты отдельными энтузиастами. Можно найти электронные карты для приборов любых производителей и любых ценовых диапазонов. Но при этом никто не отвечает за содержимое карты. Заставка, говорящая о том, что карта не является средством навигации, а только информирует об обстановке, снимает с производителя всякую ответственность за ее использование.

Вот такая ситуация сложилась с картографическим обеспечением сегодня. Наведение порядка в этой области совместно с Росморречфлотом и всеми профильными ведомственными структурами – одна из основных задач создаваемого ведомственного картографо-геодезического фонда.

 

Исходные данные и ресурсы для работы

Интерес к проблеме использования СМП и более эффективной эксплуатации ВВП возник не на пустом месте. Экономическая выгода от использования короткого северного маршрута в обход «неспокойных вод» Африки очевидна. Многие внутренние районы России легкодоступны именно для водного транспорта. Возможность пройти из Белого и Балтийского морей в Черное существенно сокращает расстояния и объединяет в Единую глубоководную систему всю европейскую часть России. Для того чтобы развивать в этих районах коммерческое судоходство, осваивать новые туристические маршруты, необходимы точные, соответствующие международным стандартам, откорректированные карты. Поэтому не случаен тот факт, что с середины двухтысячных годов в нашей стране была запущена программа под названием «Карта-река». На эту программу ежегодно выделяются огромные бюджетные средства. Основная ее цель – картографирование всех внутренних водных путей Российской Федерации. По этой программе уже проведены промерные работы на большинстве российских судоходных путей. На основе этих промеров были созданы новые электронные карты внутренних водных путей практически всех судоходных рек, озер и водохранилищ. Ведется работа по обновлению и расширению созданной коллекции. Продолжается активная работа по улучшению картографического обеспечения трассы СМП. Немаловажно и то, что каждое государственное бассейновое управление водных путей и судоходства имеет большой архив картографической информации, которая может быть востребована при проектировочных работах, строительстве на акватории водоемов и эксплуатации водных путей. В итоге получается так: карты есть, информации достаточно, но она хранится в разных местах и не систематизирована.

Вот эту разрозненную, находящуюся в разных местах информацию и призван собрать, систематизировать, проанализировать и подготовить к передаче конечному пользователю ведомственный картографо-геодезический фонд.

 

Использование новых технологий

Современные технологии позволяют производить точные электронные навигационные карты. Внедрение новых технологий производства, проверки и оценки качества карт, особенно автоматических промерных комплексов, позволяет существенно снизить время производства от промера до получения готового продукта. Кроме того, использование современных цифровых технологий сокращает время от появления информации об изменениях до доведения этой информации до судоводителей. Такая система, называющаяся автоматической системой распространения цифровой картографической информации (АСР ЦКИ), будет развернута на базе отдела картографии ФБУ СМБ.

Использование электронных карт помогает и при производстве традиционных бумажных карт и атласов. С помощью уже отработанных технологий может быть реализована идея печати карт и альбомов «по требованию», причём печати со всей самой свежей корректурой, и именно на необходимые участки и в нужном количестве. При сохранении всех достоинств бумажной карты вносится ряд существенных дополнений. Прежде всего это шкала масштаба и координатная сетка, что сразу делает альбом полноценной картой.

Широкое использование новых технологий позволит поднять картографию на внутренних водных путях России и трассах СМП на новую высоту, соответствующую современным требованиям и тенденциям.

 

Цели и перспективы

Отдел картографии ФБУ СМБ только разворачивает свою работу. Постепенно, преодолевая трудности, возникающие на начальном этапе работы любой новой структуры, наш отдел приступил к созданию ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота. В этой работе мы все время получаем всестороннюю поддержку как со стороны Росморречфлота, так и со стороны руководства ФБУ СМБ. Основным результатом этой работы должно стать появление официальной, актуализированной и доступной для широкого круга потребителей коллекции электронных навигационных карт на внутренние водные пути России и на всю трассу СМП – коллекции, которая будет своевременно пополняться и корректироваться. Кроме коллекции электронных карт у нас будет собрана вся доступная и актуальная информация, относящаяся к навигационному и картографическому обеспечению судоходства, архивные данные о промерах, информационные извещения судоводителям и т.д. Это будет весомым вкладом в обеспечение транспортной безопасности. Мы постараемся также развернуть на базе отдела картографии систему печати и распространения карт по требованию. Всю свою работу мы планируем широко освещать на сайте ФБУ СМБ (http://www.msecurity.ru).

 

Морской флот №5 (2013)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Контракт на разработку морской версии ЗРК «Тор» может быть подписан до конца года

Контракт на разработку морской версии ЗРК «Тор» может быть подписан до конца года АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей») рассчиты...

Кадры полыхающего корабля ВМС Украины появились в Сети

Кадры полыхающего корабля ВМС Украины появились в Сети Телеканал «Никвести» показал кадры полыхающего в Николаеве судна ВМС Украины U700 «Нетешин». Морской...

Российская экономика

Турция ограничила импорт пшеницы из России

Турция ограничила импорт пшеницы из России Турция ввела новые ограничения на импорт российской пшеницы. На Россию будет приходиться только до ч...

Минпромторг оценил потребность в обновлении рыбопромышленного флота в 400 судов

Минпромторг оценил потребность в обновлении рыбопромышленного флота в 400 судов Министерство промышленности и торговли оценивает потребность в обновлении рыболовецкого флота в коли...

Транспортная политика

РФ выступает за включение Японии в глобальные транспортные проекты

РФ выступает за включение Японии в глобальные транспортные проекты Россия выступает за включение Японии в глобальные проекты в сфере перевозок за счет строительства тр...

Японским компаниям следует рассмотреть вариант перевозок в РФ по Транссибу - эксперт

Японским компаниям следует рассмотреть вариант перевозок в РФ по Транссибу - эксперт Японским компаниям следует рассмотреть возможность задействования маршрута грузовых перевозок в Росс...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП в январе - апреле вырос на 1,4% - до 50,6 млн т

Грузооборот группы НМТП в январе - апреле вырос на 1,4% - до 50,6 млн т Грузооборот терминалов группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) за январь - апре...

СМИ сообщили об отказе РЖД перевозить грузы в латвийские порты

СМИ сообщили об отказе РЖД перевозить грузы в латвийские порты По словам осведомленных источников, РЖД с весны без объяснения причин начала отклонять большинство з...




Морской транспорт

Судно «Капитан Коковин» пополнило флот «Северного морского пароходства»

Судно «Капитан Коковин» пополнило флот «Северного морского пароходства» 23 мая состоялась презентация нового теплохода ОАО «Северное морское пароходство» - «Капитан Коковин...

На НССЗ буксир-спасатель «Бейсуг» переведен из эллинга на открытый стапель

На НССЗ буксир-спасатель «Бейсуг» переведен из эллинга на открытый стапель 17 мая на Невском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась выкатка многофункционального мелко...

Речной транспорт

В Якутске презентовали судно на подводных крыльях нового поколения

В Якутске презентовали судно на подводных крыльях нового поколения Директор по инновационному развитию «Центрального конструкторского бюро по СПК им. Р.Е.Алексеева» Се...

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России

Енисейское пароходство включено в реестр ведущих транспортных организаций России «Енисейское речное пароходство» (ЕРП) включено в национальный реестр «Ведущие организации тр...

Ж/Д транспорт

Правительство предложило повременить с продажей «Сумме» блокпакета акций «Трансконтейнера»

Правительство предложило повременить с продажей «Сумме» блокпакета акций «Трансконтейнера» Правительство предложило президенту повременить с продажей группе «Сумма» блокпакета акций ОАО «Тран...

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось

РЖД с 1 июня начнут опытную эксплуатацию грузовых вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) с 1 июня начнет подконтрольную эксплуатацию подвижног...

Авто транспорт

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер

Первый замглавы Минтранса: скидки в «Платоне» будут носить незначительный характер Скидка в системе оплаты за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам «Платон» будет но...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...