Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Картография и транспортная безопасность

Безопасность мореплавания
Картография и транспортная безопасность

В середине 2012 года согласно распоряжениям Минэкономразвития России и Росморречфлота федеральное бюджетное учреждение «Служба морской безопасности» (ФБУ СМБ) стало организацией – фондодержателем ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота. В этой связи в ФБУ СМБ создан отдел картографии.

Борис Птицын, начальник отдела картографии ФБУ «Служба морской безопасности»

На первый взгляд это кажется странным: транспортная безопасность совмещается с навигационной безопасностью в одной специализированной организации. Основная задача Службы морской безопасности – комплексное обеспечение транспортной безопасности на морских и внутренних водных путях, в то время как перед отделом картографии поставлена задача сформировать и развивать ведомственный картографо-геодезический фонд Росморречфлота.

Но это только на первый взгляд, если не вникать в смысл понятия «комплексное обеспечение транспортной безопасности». В нашем случае это понятие вмещает в себя, в том числе, безопасность судна, человеческой жизни и судоходных путей, а не только безопасность как состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Таким образом, наличие современной и самой точной картографической информации о водных путях очень востребовано, в том числе и при разработке охранных мероприятий для внутреннего водного транспорта. Значит, для ФБУ СМБ вполне уместно и даже очень кстати иметь в своей структуре отдел картографии с ведомственным картографо-геодезическим фондом.

К этому следует добавить ещё одно обстоятельство: ФБУ СМБ имеет большой и положительный опыт внедрения международных требований по охране судов и портовых средств в Российской Федерации, регулярно получающий высокие оценки со стороны международного морского сообщества, который наши специалисты готовы использовать для информационно-картографического обеспечения безопасности судоходных путей.

 

Состояние картографического обеспечения

Непосредственное влияние навигационного и картографического обеспечения на безопасность судоходства не нуждается в обосновании, особенно когда речь идет о реках, где гидрологическая и навигационная обстановка может кардинально меняться за период менее одной навигации. Это же, между прочим, касается трассы СМП, где параметры рекомендованных судовых ходов напрямую влияют на возможность коммерческого использования маршрута.

Сейчас в сфере картографии сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, есть доступные навигационные карты в бумажном и электронном виде. Они рассчитаны на широкий круг потребителей. Но, с другой стороны, нет официальных проверенных электронных карт, а бумажные альбомы выпускаются ограниченными тиражами и часто не успевают за изменениями условий судоходства. Это касается внутренних водных путей (ВВП), трассы СМП, акваторий внутренних портов и подходов к ним.

Кроме того, на ВВП используются атласы реки. В этих атласах, хорошо зарекомендовавших себя в течение долгого времени, много необходимой судоводителю информации. Однако один из недостатков бумажных атласов – отсутствие привязки к координатам. Поэтому атласы хороши на реках, где видны (и когда видны) берега. Еще один недостаток состоит в том, что часто корректуры не поспевают за фактическим состоянием водных путей. Для примера приведем лист из альбома на реку Колыму.

Различие этих двух иллюстраций, на мой взгляд, показательно. Конечно, бумажный атлас имеет много плюсов. Использование его прошло проверку временем. Но то, что он не имеет координатной привязки, затрудняет определение местоположения, особенно в условиях плохой видимости, на незнакомой реке или в темное время суток.

Теперь об электронных картах. При всех своих плюсах, таких как информативность, наглядность, возможность интеграции в бортовые навигационные комплексы, эти карты создаются разными производителями, начиная с крупных компаний, специализирующихся на производстве электронных карт, до «наколенной» сборки карты отдельными энтузиастами. Можно найти электронные карты для приборов любых производителей и любых ценовых диапазонов. Но при этом никто не отвечает за содержимое карты. Заставка, говорящая о том, что карта не является средством навигации, а только информирует об обстановке, снимает с производителя всякую ответственность за ее использование.

Вот такая ситуация сложилась с картографическим обеспечением сегодня. Наведение порядка в этой области совместно с Росморречфлотом и всеми профильными ведомственными структурами – одна из основных задач создаваемого ведомственного картографо-геодезического фонда.

 

Исходные данные и ресурсы для работы

Интерес к проблеме использования СМП и более эффективной эксплуатации ВВП возник не на пустом месте. Экономическая выгода от использования короткого северного маршрута в обход «неспокойных вод» Африки очевидна. Многие внутренние районы России легкодоступны именно для водного транспорта. Возможность пройти из Белого и Балтийского морей в Черное существенно сокращает расстояния и объединяет в Единую глубоководную систему всю европейскую часть России. Для того чтобы развивать в этих районах коммерческое судоходство, осваивать новые туристические маршруты, необходимы точные, соответствующие международным стандартам, откорректированные карты. Поэтому не случаен тот факт, что с середины двухтысячных годов в нашей стране была запущена программа под названием «Карта-река». На эту программу ежегодно выделяются огромные бюджетные средства. Основная ее цель – картографирование всех внутренних водных путей Российской Федерации. По этой программе уже проведены промерные работы на большинстве российских судоходных путей. На основе этих промеров были созданы новые электронные карты внутренних водных путей практически всех судоходных рек, озер и водохранилищ. Ведется работа по обновлению и расширению созданной коллекции. Продолжается активная работа по улучшению картографического обеспечения трассы СМП. Немаловажно и то, что каждое государственное бассейновое управление водных путей и судоходства имеет большой архив картографической информации, которая может быть востребована при проектировочных работах, строительстве на акватории водоемов и эксплуатации водных путей. В итоге получается так: карты есть, информации достаточно, но она хранится в разных местах и не систематизирована.

Вот эту разрозненную, находящуюся в разных местах информацию и призван собрать, систематизировать, проанализировать и подготовить к передаче конечному пользователю ведомственный картографо-геодезический фонд.

 

Использование новых технологий

Современные технологии позволяют производить точные электронные навигационные карты. Внедрение новых технологий производства, проверки и оценки качества карт, особенно автоматических промерных комплексов, позволяет существенно снизить время производства от промера до получения готового продукта. Кроме того, использование современных цифровых технологий сокращает время от появления информации об изменениях до доведения этой информации до судоводителей. Такая система, называющаяся автоматической системой распространения цифровой картографической информации (АСР ЦКИ), будет развернута на базе отдела картографии ФБУ СМБ.

Использование электронных карт помогает и при производстве традиционных бумажных карт и атласов. С помощью уже отработанных технологий может быть реализована идея печати карт и альбомов «по требованию», причём печати со всей самой свежей корректурой, и именно на необходимые участки и в нужном количестве. При сохранении всех достоинств бумажной карты вносится ряд существенных дополнений. Прежде всего это шкала масштаба и координатная сетка, что сразу делает альбом полноценной картой.

Широкое использование новых технологий позволит поднять картографию на внутренних водных путях России и трассах СМП на новую высоту, соответствующую современным требованиям и тенденциям.

 

Цели и перспективы

Отдел картографии ФБУ СМБ только разворачивает свою работу. Постепенно, преодолевая трудности, возникающие на начальном этапе работы любой новой структуры, наш отдел приступил к созданию ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота. В этой работе мы все время получаем всестороннюю поддержку как со стороны Росморречфлота, так и со стороны руководства ФБУ СМБ. Основным результатом этой работы должно стать появление официальной, актуализированной и доступной для широкого круга потребителей коллекции электронных навигационных карт на внутренние водные пути России и на всю трассу СМП – коллекции, которая будет своевременно пополняться и корректироваться. Кроме коллекции электронных карт у нас будет собрана вся доступная и актуальная информация, относящаяся к навигационному и картографическому обеспечению судоходства, архивные данные о промерах, информационные извещения судоводителям и т.д. Это будет весомым вкладом в обеспечение транспортной безопасности. Мы постараемся также развернуть на базе отдела картографии систему печати и распространения карт по требованию. Всю свою работу мы планируем широко освещать на сайте ФБУ СМБ (http://www.msecurity.ru).

 

Морской флот №5 (2013)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Команда ОСК выступила на Всероссийском инженерном конкурсе

Команда ОСК выступила на Всероссийском инженерном конкурсе Команда победителей инженерно-управленческого конкурса Объединенной судостроительной корпорации «Вме...

Судно «Виктор Пацаев» останется в Калиниграде в качестве музея

Судно «Виктор Пацаев» останется в Калиниграде в качестве музея Вопрос о дальнейшей судьбе научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев» решен - оно ост...

Российская экономика

Глава ФАС заявил о согласовании проекта указа о госполитике по развитию конкуренции

Глава ФАС заявил о согласовании проекта указа о госполитике по развитию конкуренции Подготовленный Федеральной антимонопольной службой проект президентского указа об основных направлен...

Обоснование модернизации транспортных коридоров в Приморье подготовят в феврале

Обоснование модернизации транспортных коридоров в Приморье подготовят в феврале Китайская компания China Communication Construction Company приступила к подготовке технико-экономич...

Транспортная политика

Транзит Белоруссии может покинуть Клайпедский порт

Транзит Белоруссии может покинуть Клайпедский порт Посол Белоруссии в Литве Александр Король заявил, что республика может перестать сотрудничать с Клай...

Усилиями Минтранса значительно сокращен срок оформления судовых документов – В. Клюев

Усилиями Минтранса значительно сокращен срок оформления судовых документов – В. Клюев Время оформления судовых документов и документов моряка значительно уменьшилось. Так в декабре 2017 ...

Морские порты

Власти Хабаровского края предлагают сделать Ванино и Советскую Гавань одним свободным портом

Власти Хабаровского края предлагают сделать Ванино и Советскую Гавань одним свободным портом Режим порто-франко, который действует в Ванинском районе, должен быть распространен на Советскую Гав...

«Транснефть» приобрела 25% плюс 1 акция «Усть-Луга Ойл»

«Транснефть» приобрела 25% плюс 1 акция «Усть-Луга Ойл» ФАС одобрила ходатайство ООО «Транснефть- Балтика» (структура «Транснефти») о покупке 25%...




Морской транспорт

Заседание президиума Научно-технического совета РС прошло в Санкт-Петербурге

Заседание президиума Научно-технического совета РС прошло в Санкт-Петербурге 14 декабря 2017 года в Главном управлении Российского морского регистра судоходства (РС) сос...

Первое судно после глубокой модернизации спустили на воду в Калининградской области

Первое судно после глубокой модернизации спустили на воду в Калининградской области Первое в Калининградской области рыболовецкое судно «Капитан Лобанов» после глубокой модернизации сп...

Речной транспорт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт В настоящее время, по мнению специалистов, для строительства нового порта лучше всего подойдут три у...

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Ж/Д транспорт

Грузовые ж/д тарифы в 2018 г. будут индексированы на 3,9%, максимум надбавки - снижен до 8% - ФАС

Грузовые ж/д тарифы в 2018 г. будут индексированы на 3,9%, максимум надбавки - снижен до 8% - ФАС Правление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приняло решение об индексации грузовых же...

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ «Благосостояние». Об этом сказал вице-премь...

Авто транспорт

В Петрозаводске ввели в опытную эксплуатацию наплавной мост

В Петрозаводске ввели в опытную эксплуатацию наплавной мост 14 декабря 2017 года в Петрозаводске состоялся ввод в опытную эксплуатацию наплавного моста через Ло...

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик Укладка асфальтобетонного покрытия автодорожной части Крымского моста, который свяжет полуостров с м...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...