Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Картография и транспортная безопасность

Безопасность мореплавания
Картография и транспортная безопасность

В середине 2012 года согласно распоряжениям Минэкономразвития России и Росморречфлота федеральное бюджетное учреждение «Служба морской безопасности» (ФБУ СМБ) стало организацией – фондодержателем ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота. В этой связи в ФБУ СМБ создан отдел картографии.

Борис Птицын, начальник отдела картографии ФБУ «Служба морской безопасности»

На первый взгляд это кажется странным: транспортная безопасность совмещается с навигационной безопасностью в одной специализированной организации. Основная задача Службы морской безопасности – комплексное обеспечение транспортной безопасности на морских и внутренних водных путях, в то время как перед отделом картографии поставлена задача сформировать и развивать ведомственный картографо-геодезический фонд Росморречфлота.

Но это только на первый взгляд, если не вникать в смысл понятия «комплексное обеспечение транспортной безопасности». В нашем случае это понятие вмещает в себя, в том числе, безопасность судна, человеческой жизни и судоходных путей, а не только безопасность как состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Таким образом, наличие современной и самой точной картографической информации о водных путях очень востребовано, в том числе и при разработке охранных мероприятий для внутреннего водного транспорта. Значит, для ФБУ СМБ вполне уместно и даже очень кстати иметь в своей структуре отдел картографии с ведомственным картографо-геодезическим фондом.

К этому следует добавить ещё одно обстоятельство: ФБУ СМБ имеет большой и положительный опыт внедрения международных требований по охране судов и портовых средств в Российской Федерации, регулярно получающий высокие оценки со стороны международного морского сообщества, который наши специалисты готовы использовать для информационно-картографического обеспечения безопасности судоходных путей.

 

Состояние картографического обеспечения

Непосредственное влияние навигационного и картографического обеспечения на безопасность судоходства не нуждается в обосновании, особенно когда речь идет о реках, где гидрологическая и навигационная обстановка может кардинально меняться за период менее одной навигации. Это же, между прочим, касается трассы СМП, где параметры рекомендованных судовых ходов напрямую влияют на возможность коммерческого использования маршрута.

Сейчас в сфере картографии сложилась довольно странная ситуация. С одной стороны, есть доступные навигационные карты в бумажном и электронном виде. Они рассчитаны на широкий круг потребителей. Но, с другой стороны, нет официальных проверенных электронных карт, а бумажные альбомы выпускаются ограниченными тиражами и часто не успевают за изменениями условий судоходства. Это касается внутренних водных путей (ВВП), трассы СМП, акваторий внутренних портов и подходов к ним.

Кроме того, на ВВП используются атласы реки. В этих атласах, хорошо зарекомендовавших себя в течение долгого времени, много необходимой судоводителю информации. Однако один из недостатков бумажных атласов – отсутствие привязки к координатам. Поэтому атласы хороши на реках, где видны (и когда видны) берега. Еще один недостаток состоит в том, что часто корректуры не поспевают за фактическим состоянием водных путей. Для примера приведем лист из альбома на реку Колыму.

Различие этих двух иллюстраций, на мой взгляд, показательно. Конечно, бумажный атлас имеет много плюсов. Использование его прошло проверку временем. Но то, что он не имеет координатной привязки, затрудняет определение местоположения, особенно в условиях плохой видимости, на незнакомой реке или в темное время суток.

Теперь об электронных картах. При всех своих плюсах, таких как информативность, наглядность, возможность интеграции в бортовые навигационные комплексы, эти карты создаются разными производителями, начиная с крупных компаний, специализирующихся на производстве электронных карт, до «наколенной» сборки карты отдельными энтузиастами. Можно найти электронные карты для приборов любых производителей и любых ценовых диапазонов. Но при этом никто не отвечает за содержимое карты. Заставка, говорящая о том, что карта не является средством навигации, а только информирует об обстановке, снимает с производителя всякую ответственность за ее использование.

Вот такая ситуация сложилась с картографическим обеспечением сегодня. Наведение порядка в этой области совместно с Росморречфлотом и всеми профильными ведомственными структурами – одна из основных задач создаваемого ведомственного картографо-геодезического фонда.

 

Исходные данные и ресурсы для работы

Интерес к проблеме использования СМП и более эффективной эксплуатации ВВП возник не на пустом месте. Экономическая выгода от использования короткого северного маршрута в обход «неспокойных вод» Африки очевидна. Многие внутренние районы России легкодоступны именно для водного транспорта. Возможность пройти из Белого и Балтийского морей в Черное существенно сокращает расстояния и объединяет в Единую глубоководную систему всю европейскую часть России. Для того чтобы развивать в этих районах коммерческое судоходство, осваивать новые туристические маршруты, необходимы точные, соответствующие международным стандартам, откорректированные карты. Поэтому не случаен тот факт, что с середины двухтысячных годов в нашей стране была запущена программа под названием «Карта-река». На эту программу ежегодно выделяются огромные бюджетные средства. Основная ее цель – картографирование всех внутренних водных путей Российской Федерации. По этой программе уже проведены промерные работы на большинстве российских судоходных путей. На основе этих промеров были созданы новые электронные карты внутренних водных путей практически всех судоходных рек, озер и водохранилищ. Ведется работа по обновлению и расширению созданной коллекции. Продолжается активная работа по улучшению картографического обеспечения трассы СМП. Немаловажно и то, что каждое государственное бассейновое управление водных путей и судоходства имеет большой архив картографической информации, которая может быть востребована при проектировочных работах, строительстве на акватории водоемов и эксплуатации водных путей. В итоге получается так: карты есть, информации достаточно, но она хранится в разных местах и не систематизирована.

Вот эту разрозненную, находящуюся в разных местах информацию и призван собрать, систематизировать, проанализировать и подготовить к передаче конечному пользователю ведомственный картографо-геодезический фонд.

 

Использование новых технологий

Современные технологии позволяют производить точные электронные навигационные карты. Внедрение новых технологий производства, проверки и оценки качества карт, особенно автоматических промерных комплексов, позволяет существенно снизить время производства от промера до получения готового продукта. Кроме того, использование современных цифровых технологий сокращает время от появления информации об изменениях до доведения этой информации до судоводителей. Такая система, называющаяся автоматической системой распространения цифровой картографической информации (АСР ЦКИ), будет развернута на базе отдела картографии ФБУ СМБ.

Использование электронных карт помогает и при производстве традиционных бумажных карт и атласов. С помощью уже отработанных технологий может быть реализована идея печати карт и альбомов «по требованию», причём печати со всей самой свежей корректурой, и именно на необходимые участки и в нужном количестве. При сохранении всех достоинств бумажной карты вносится ряд существенных дополнений. Прежде всего это шкала масштаба и координатная сетка, что сразу делает альбом полноценной картой.

Широкое использование новых технологий позволит поднять картографию на внутренних водных путях России и трассах СМП на новую высоту, соответствующую современным требованиям и тенденциям.

 

Цели и перспективы

Отдел картографии ФБУ СМБ только разворачивает свою работу. Постепенно, преодолевая трудности, возникающие на начальном этапе работы любой новой структуры, наш отдел приступил к созданию ведомственного картографо-геодезического фонда Росморречфлота. В этой работе мы все время получаем всестороннюю поддержку как со стороны Росморречфлота, так и со стороны руководства ФБУ СМБ. Основным результатом этой работы должно стать появление официальной, актуализированной и доступной для широкого круга потребителей коллекции электронных навигационных карт на внутренние водные пути России и на всю трассу СМП – коллекции, которая будет своевременно пополняться и корректироваться. Кроме коллекции электронных карт у нас будет собрана вся доступная и актуальная информация, относящаяся к навигационному и картографическому обеспечению судоходства, архивные данные о промерах, информационные извещения судоводителям и т.д. Это будет весомым вкладом в обеспечение транспортной безопасности. Мы постараемся также развернуть на базе отдела картографии систему печати и распространения карт по требованию. Всю свою работу мы планируем широко освещать на сайте ФБУ СМБ (http://www.msecurity.ru).

 

Морской флот №5 (2013)


Вернуться к разделу Безопасность мореплавания

Новости

Лента новостей

Баржебуксирный состав сел на мель на Волго-Балтийском канале

Баржебуксирный состав сел на мель на Волго-Балтийском канале На Волго-Балтийском канале 579,5 км р. Шексна состав из буксира «Ветар» и баржи № 7689 с грузом щебн...

Похищенный в Нигерии экипаж нидерландского судна с гражданином России освобожден – МИД РФ

Похищенный в Нигерии экипаж нидерландского судна с гражданином России освобожден – МИД РФ Похищенный у берегов Нигерии экипаж нидерландского судна FWN Rapide, включая капитана - российского ...

Российская экономика

Расширение проекта «Безопасные и качественные дороги» потребует 1,5 трлн рублей –

Расширение проекта «Безопасные и качественные дороги» потребует 1,5 трлн рублей – Расширение проекта «Безопасные и качественные дороги» на все российские региональные центры потребуе...

Бюджетный маневр позволит к 2024 г. увеличить финансирование транспорта до 3% ВВП - ЦСР

Бюджетный маневр позволит к 2024 г. увеличить финансирование транспорта до 3% ВВП - ЦСР Предлагаемый Центром стратегических разработок (ЦСР) бюджетный маневр (включает в себя р...

Транспортная политика

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018

Установлены запретные для плавания районов акватории 8 городов, принимающих ЧМ-2018 Миниюстом в канун Чемпионата мира по футболу 2018 года зарегистрирован приказ Минтранса России от 14...

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе

ИМО утвердила российско-американское предложение по регулированию судоходства в Беринговом проливе Комитет по безопасности на море Международной морской организации в ходе своей 99-й сессии утвердил ...

Морские порты

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья

Правительство РФ утвердило список мест в ДФО для перевалки лома чермета, в нем нет портов Приморья Правительство РФ утвердило перечень пунктов пропуска через госграницу РФ в Дальневосточном федеральн...

Воздух в защитной зоне порта Туапсе соответствует санитарным нормам

Воздух в защитной зоне порта Туапсе соответствует санитарным нормам В соответствии с программой производственного экологического контроля проведены ежеквартальные иссле...




Морской транспорт

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников»

Выборгский завод вывел на ходовые головное судно проекта IBSV01 «Александр Санников» 19 мая 2018 года Выборгский судостроительный завод вывел на ходовые головное ледокольное судно обесп...

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином

Оператор северокорейского парома предложил летом возобновить рейсы между Владивостоком и Раджином Оператор северокорейского теплохода «ManGyongBong» начал переговоры о возобновлении паромных перевоз...

Речной транспорт

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи

Новый сухогруз для перевозки зерна, леса и угля заложен на Окской судоверфи Киль первого сухогрузного суда проекта RSD32M заложен на Окской судоверфи в городе Навашино Нижегоро...

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства

На Волго-Балтийском бассейне ВВП состоялось учение по защите СГС и объектов судоходства 18 мая на объекте охраны «Шлюз №1» Вытегорского РГСиС филиала ФБУ «Администрация Волго-Балт» состоял...

Ж/Д транспорт

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник

РЖД начинает выкуп двух выпусков евробондов с погашением в 2020 и 2024 гг - источник «Российские железные дороги» (РЖД) начинают процедуру выкупа двух выпусков евробондов по $50...

РЖД планируют до 2025 г. вложить в развитие инфраструктуры 7,2 трлн рублей

РЖД планируют до 2025 г. вложить в развитие инфраструктуры 7,2 трлн рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) планирует до 2025 года вложить в развитие инфраструкт...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Что принесут новации КТМ?

Что принесут новации КТМ? В последний день 2017 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении из...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная В навигацию 2017 года подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта админис...




Темы

Инфраструктура / Образование

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Школа элитных кадров

Школа элитных кадров Лет тридцать назад в одном американском морском журнале промелькнула информация с восхитительным отз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...