Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Будущее – во льдах и ледоколах

Судостроение
Будущее – во льдах и ледоколах

Мировое судостроение, разогретое ажиотажным спросом в середине нулевых и продолжающее поставлять мощности в разгар кризиса, сейчас переживает трудные времена. Верфи закрываются по всему миру. Но уже отчетливо виден новый тренд – востребованность офшорной техники и судов для перевозки СПГ. Российскому судостроению повезло – значительная доля потенциальных заказов в нефтегазовом секторе идет от наших же компаний. И они волей-неволей будут выбирать отечественное. Если, конечно, будет из чего выбирать.

Александра Васильцева, спецкор

 

Мировое судостроение почти на дне

На протяжении нулевых, до кризиса 2008 года, мировая экономика стремительно росла. «Локомотивами», как мы знаем, служили азиатские страны, особенно Китай. Следом, естественно, ускорялась и торговля – например, объем мирового товарного экспорта в 2006-2008 гг. увеличивался примерно на 15% ежегодно. Это создавало ажиотаж на рынке морских перевозок, ведь океан – главный транспортный коридор мировой торговли. Взять статистику по Суэцкому каналу, основной артерии между Европой и Азией: в 2001 г. через него прошло около 14 тыс. судов, в 2008-м – почти 21,5 тыс.

Растущие грузопотоки создавали спрос на суда – их не хватало, они стремительно прибавляли в цене. Если в 2003 г. пятилетний танкер Suezmax обходился на вторичном рынке в $37 млн, то в 2008-м – $93 млн. И заказы на новые мощности росли как на дрожжах. «В период с 2003 по 2008 год отрасль получила контракты на постройку новых судов общей стоимостью более $800 млрд, из них больше половины – в 2007 и 2008 годах, то есть на пике цен», – говорится в презентации Shipbuilding Market Overview, подготовленной Clarkson Asia. Абсолютный рекорд был поставлен в 2007 году: величина новых заказов достигла почти 270 млн тоннажа в физическом исчислении. Еще 152 млн тоннажа – в следующем году.

После, как водится, наступило «горькое похмелье». В 2009 году мировой товарный экспорт рухнул более чем на 20%. Грузоперевозки упали, суда простаивали без дела, а на рынок между тем поступали новые и новые мощности – результат ажиотажа прошлых лет. Максимальный ввод случился в 2011 году – сразу 164 млн тоннажа. После этого дело пошло на спад. Но и сейчас существует явный переизбыток мощностей. Поэтому многие верфи простаивают или закрываются. Так, в Китае число действующих верфей (имеющих хотя бы один заказ) в 2012 году сократилось с 191 до 153, в Японии – с 48 до 45, в Кореи – с 22 до 18.

Что ожидает этот рынок? По мнению представителей Clarkson Asia, в ближайшие годы переизбыток мощностей сохранится, цены на постройку судов останутся низкими, а также добавятся трудности из-за новых законодательных требований, в том числе по экологичности.

– Думаю, регулирование эмиссии СО2 и цены на энергоносители станут двумя главными факторами, определяющими развитие отрасли, – считает директор морского направления Lloyd’s Register Том Бордли. – Поэтому новые технологии будут играть важную роль для судоходства и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.

Эксперт полагает, что на волне бума в судостроении инновациям не уделяли особого внимания, и новые суда мало отличались от тех, что сходили со стапелей десять лет назад. Но сейчас из-за законодательных поправок все будет меняться.

Другая тенденция – все больше заказов касается офшорной техники, то есть предназначенной для освоения шельфовых газовых и нефтяных месторождений. В 2012 году объем накопленных заказов здесь достиг $170 млрд (традиционный морской портфель – $177 млрд). Из них половина приходится на мобильные морские бурильные установки. Кстати, главным инвестором в судостроение в 2012 году оказалась Норвегия.

 

Кто строит флот?

Традиционно судостроительные верфи располагались в Европе. Но вскоре после Второй мировой войны на сцену вышли Корея и Япония. Благодаря более низким затратам на рабочую силу они сумели создать у себя массовое производство, что вновь снизило расходы – сработал эффект экономии от масштабов. Со временем эти страны обошли Старый Свет.

А два десятилетия назад на этот рынок, как и на многие другие, вышел Китай. Сейчас это абсолютный лидер по производимому тоннажу (в компенсированных регистровых тоннах, CGT). На втором месте – Корея, на третьем – Япония.

Каждая страна имеет свою специализацию. Например, для Поднебесной это балкерные суда. В 2012 году они составили более 60% всей судостроительной отрасли (здесь и далее – все в CGT). Одновременно страна – крупнейший в мире строитель балкеров. На нее приходится половина мирового производства. Второе место – Япония с долей рынка 25%.

По части танкеров лидером является Корея. Здесь строится половина мирового объема. В корейском судостроении на танкеры приходится примерно треть. Аналогично с контейнеровозами. Порядка 70% производится в Корее. Что касается газовозов, то здесь три азиатских государства в примерно равных долях делят мировой рынок.

Европа же специализируется на менее массовых судах. Лидер рынка – Германия. В 2012 году на местных девяти верфях было построено 21 судно: это круизные лайнеры, мегаяхты, грузовые паромы и суда специального назначения. Кроме того, некоторые верфи пытаются развивать офшорное судостроение. Италия также специализируется на грузовых паромах, круизных лайнерах и люксовых яхтах. Кризис ударил по европейскому судостроению сильнее, чем по азиатскому, ведь основные покупатели здесь тоже европейцы, а в части роскошных круизных лайнеров – США.

В 2012 году на крупнейшей немецкой верфи Meyer Shipiyard состоялась закладка киля танкера для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) – впервые за последние 40 лет. Это характерная тенденция. Производство СПГ в мире переживает настоящий бум. Газовозы нужны Катару, крупнейшему в мире экспортеру СПГ, в 2015 году начнутся морские поставки из Северной Америки. Вспоминая растущий спрос на офшорную технику, можно констатировать: те страны, которые быстрее других «развернутся» к нефтегазовому сектору, очевидно, окажутся в лидерах в ближайшее десятилетие. Другое дело, что в части газовозов европейцы, вероятно, слишком поздно начали «разворачиваться». А вот в случае с офшорной техникой у них наверняка еще есть шанс. Хотя и здесь лидером пока является Корея.

 

А что Россия?

Сегодня Россия не входит в десятку мировых производителей. Однако именно у нее есть большой потенциал. Дело в том, что значительная часть спроса со стороны нефтегазовой отрасли – того самого, наиболее перспективного спроса – приходится на российские компании. Роснефть, Газпром, «Совкомфлот» – по своей ли воле или указке «сверху» – готовы размещать заказы на отечественных верфях.

Цифры, озвученные президентом РФ В. Путиным на совещании по перспективам развития российского гражданского судостроения 30 августа 2013 года, впечатляют. Так, только три названные компании сформировали портфель заказов до 2030 года величиной 512 судов и стоимостью 6,5 трлн рублей, или около $210 млрд. А ведь это больше, чем весь мировой объем заказов на офшорную технику (напоминаем, $170 млрд), накопленный по состоянию на 2012 год.

– Речь идет о судах, которые потребуются для освоения шельфовых месторождений при активном использовании Северного морского пути, – пояснил глава государства.

Министр промышленности Денис Мантуров добавил, что общая потребность основных заказчиков по сегментам гражданского судостроения до 2030 года составляет 2200 единиц. Кроме того, Россия должна стать заметным игроком на мировом рынке, достигнув 10% в стоимостном выражении и 2%, если оценивать по тоннажу. Такой разрыв объясняется тем, что наша страна собирается производить дорогостоящую и наукоемкую технику. Особенно в части судов ледового класса, где у России до сих пор сохраняются сильные позиции.

 

ОСК уходит на второй план

Перейдем от бумаг к реальности. То, что мы имеем потенциал, не значит, что мы его реализуем. Вспомним недавнюю историю с «Ямал-СПГ». С завода на Ямале, принадлежащего НОВАТЭКу и иностранным партнерам, ориентировочно с 2016 года пойдут отгрузки СПГ в Китай и Европу. В этом году прошел тендер на поставку 16 танкеров ледового класса общей стоимостью до $3 млрд. Победителем стало DSME – подразделение корейской корпорации Daewoo.

А ранее это DSME собиралось совместно с Объединенной судостроительной корпорацией строить завод «Звезда» на Дальнем Востоке – точнее, расширять его мощности для выпуска гражданской продукции (сейчас только военная). Строительство верфи изначально планировали закончить в 2012 году. Далее этот срок переносился. Сейчас предполагается, что первая очередь – сборка судов весом до 145 тыс. тонн – заработает в 2016 году, а две другие – суда водоизмещением до 300 тыс. тонн и офшорная продукция – в 2018 году. Корейцы уже вышли из проекта, но даже если бы они согласились часть заказа отдать «Звезде», завод не смог бы изготовить танкеры в срок. И это лишь один из примеров упущенных заказов.

По словам министра Мантурова, всего за 2009-2012 годы было выпущено 31 судно, еще 45 находится в производстве. В целом нынешний объем мощностей позволяет выполнить лишь четверть запланированного заказа. Значит, надо быстрее вводить новые верфи. И основные надежды возлагаются именно на «Звезду».

Однако там есть проблемы. Как уже говорилось, работы идут с опозданием. Это беспокоит, например, Роснефть, которая уже в 2018 году должна отправить первую партию СПГ с завода на Сахалине. Срыв контрактов, по словам президента компании Игоря Сечина, грозит потерей рынков сбыта. Именно поэтому будущие заказчики продукции «Звезды», в первую очередь Роснефть, предлагают образовать некий консорциум, который взял бы на себя управление строящимся объектом. Другие участники – Газпромбанк, General Electric, Parker Drilling и иные иностранные компании. Это предложение было озвучено 19 августа во время осмотра вице-премьером Дмитрием Рогозиным территории «Звезды». По сути, это означает «вытеснение» ОСК из проекта.

Президент РФ В. Путин фактически одобрил идею, уточнив, что у ОСК должна остаться какая-то доля – блок-пакет либо «золотая акция». Впрочем, на этом «дележ» не закончился. Денис Мантуров и министр развития Дальнего Востока Виктор Ишаев настаивают, чтобы консорциум взял на себя еще и управление Амурским и Хабаровским судостроительными заводами. Г-н Сечин, естественно, против, поскольку это «отягощает» выгодный проект. Поддержал его и президент Путин.

– Если мы хотим сделать эффективную современную верфь по производству гражданской продукции, не нужно утяжелять ничем. Мы можем ведь так наутяжелять это, что и плавать не будем совсем, – пошутил глава государства.

Впрочем, Мантурову явно не хочется оставлять ОСК на Дальнем Востоке с двумя активами, переживающими не лучшие времена. Окончательное решение по заводам пока не принято, вероятно, мы еще увидим лоббистские игры вокруг них.

Интересен еще один момент. На том же заседании министр промышленности заявил по поводу финансирования строительства «Звезды»:

– Мы согласовали с коллегами – и с Минэкономразвития, и с Министерством финансов, – что поставим деньги начиная с 2016 года в госпрограмму, которая будет предусматривать компенсацию затрат ОСК в виде кредитов до 2016 года, а с 2016 года мы будем компенсировать из бюджета.

Если роль ОСК будет сведена к минимуму, непонятно, кто же будет инвестировать в проект. По крайней мере представители Роснефти или Газпромбанка ничего не говорят на этот счет. Не получится ли, что «Звезду» построят на государственные деньги, а прибыль от дальнейшей деятельности достанется некоему консорциуму?

 

Морской флот №5 (2013)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...