Будущее – во льдах и ледоколах

Судостроение
Будущее – во льдах и ледоколах

Мировое судостроение, разогретое ажиотажным спросом в середине нулевых и продолжающее поставлять мощности в разгар кризиса, сейчас переживает трудные времена. Верфи закрываются по всему миру. Но уже отчетливо виден новый тренд – востребованность офшорной техники и судов для перевозки СПГ. Российскому судостроению повезло – значительная доля потенциальных заказов в нефтегазовом секторе идет от наших же компаний. И они волей-неволей будут выбирать отечественное. Если, конечно, будет из чего выбирать.

Александра Васильцева, спецкор

 

Мировое судостроение почти на дне

На протяжении нулевых, до кризиса 2008 года, мировая экономика стремительно росла. «Локомотивами», как мы знаем, служили азиатские страны, особенно Китай. Следом, естественно, ускорялась и торговля – например, объем мирового товарного экспорта в 2006-2008 гг. увеличивался примерно на 15% ежегодно. Это создавало ажиотаж на рынке морских перевозок, ведь океан – главный транспортный коридор мировой торговли. Взять статистику по Суэцкому каналу, основной артерии между Европой и Азией: в 2001 г. через него прошло около 14 тыс. судов, в 2008-м – почти 21,5 тыс.

Растущие грузопотоки создавали спрос на суда – их не хватало, они стремительно прибавляли в цене. Если в 2003 г. пятилетний танкер Suezmax обходился на вторичном рынке в $37 млн, то в 2008-м – $93 млн. И заказы на новые мощности росли как на дрожжах. «В период с 2003 по 2008 год отрасль получила контракты на постройку новых судов общей стоимостью более $800 млрд, из них больше половины – в 2007 и 2008 годах, то есть на пике цен», – говорится в презентации Shipbuilding Market Overview, подготовленной Clarkson Asia. Абсолютный рекорд был поставлен в 2007 году: величина новых заказов достигла почти 270 млн тоннажа в физическом исчислении. Еще 152 млн тоннажа – в следующем году.

После, как водится, наступило «горькое похмелье». В 2009 году мировой товарный экспорт рухнул более чем на 20%. Грузоперевозки упали, суда простаивали без дела, а на рынок между тем поступали новые и новые мощности – результат ажиотажа прошлых лет. Максимальный ввод случился в 2011 году – сразу 164 млн тоннажа. После этого дело пошло на спад. Но и сейчас существует явный переизбыток мощностей. Поэтому многие верфи простаивают или закрываются. Так, в Китае число действующих верфей (имеющих хотя бы один заказ) в 2012 году сократилось с 191 до 153, в Японии – с 48 до 45, в Кореи – с 22 до 18.

Что ожидает этот рынок? По мнению представителей Clarkson Asia, в ближайшие годы переизбыток мощностей сохранится, цены на постройку судов останутся низкими, а также добавятся трудности из-за новых законодательных требований, в том числе по экологичности.

– Думаю, регулирование эмиссии СО2 и цены на энергоносители станут двумя главными факторами, определяющими развитие отрасли, – считает директор морского направления Lloyd’s Register Том Бордли. – Поэтому новые технологии будут играть важную роль для судоходства и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.

Эксперт полагает, что на волне бума в судостроении инновациям не уделяли особого внимания, и новые суда мало отличались от тех, что сходили со стапелей десять лет назад. Но сейчас из-за законодательных поправок все будет меняться.

Другая тенденция – все больше заказов касается офшорной техники, то есть предназначенной для освоения шельфовых газовых и нефтяных месторождений. В 2012 году объем накопленных заказов здесь достиг $170 млрд (традиционный морской портфель – $177 млрд). Из них половина приходится на мобильные морские бурильные установки. Кстати, главным инвестором в судостроение в 2012 году оказалась Норвегия.

 

Кто строит флот?

Традиционно судостроительные верфи располагались в Европе. Но вскоре после Второй мировой войны на сцену вышли Корея и Япония. Благодаря более низким затратам на рабочую силу они сумели создать у себя массовое производство, что вновь снизило расходы – сработал эффект экономии от масштабов. Со временем эти страны обошли Старый Свет.

А два десятилетия назад на этот рынок, как и на многие другие, вышел Китай. Сейчас это абсолютный лидер по производимому тоннажу (в компенсированных регистровых тоннах, CGT). На втором месте – Корея, на третьем – Япония.

Каждая страна имеет свою специализацию. Например, для Поднебесной это балкерные суда. В 2012 году они составили более 60% всей судостроительной отрасли (здесь и далее – все в CGT). Одновременно страна – крупнейший в мире строитель балкеров. На нее приходится половина мирового производства. Второе место – Япония с долей рынка 25%.

По части танкеров лидером является Корея. Здесь строится половина мирового объема. В корейском судостроении на танкеры приходится примерно треть. Аналогично с контейнеровозами. Порядка 70% производится в Корее. Что касается газовозов, то здесь три азиатских государства в примерно равных долях делят мировой рынок.

Европа же специализируется на менее массовых судах. Лидер рынка – Германия. В 2012 году на местных девяти верфях было построено 21 судно: это круизные лайнеры, мегаяхты, грузовые паромы и суда специального назначения. Кроме того, некоторые верфи пытаются развивать офшорное судостроение. Италия также специализируется на грузовых паромах, круизных лайнерах и люксовых яхтах. Кризис ударил по европейскому судостроению сильнее, чем по азиатскому, ведь основные покупатели здесь тоже европейцы, а в части роскошных круизных лайнеров – США.

В 2012 году на крупнейшей немецкой верфи Meyer Shipiyard состоялась закладка киля танкера для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) – впервые за последние 40 лет. Это характерная тенденция. Производство СПГ в мире переживает настоящий бум. Газовозы нужны Катару, крупнейшему в мире экспортеру СПГ, в 2015 году начнутся морские поставки из Северной Америки. Вспоминая растущий спрос на офшорную технику, можно констатировать: те страны, которые быстрее других «развернутся» к нефтегазовому сектору, очевидно, окажутся в лидерах в ближайшее десятилетие. Другое дело, что в части газовозов европейцы, вероятно, слишком поздно начали «разворачиваться». А вот в случае с офшорной техникой у них наверняка еще есть шанс. Хотя и здесь лидером пока является Корея.

 

А что Россия?

Сегодня Россия не входит в десятку мировых производителей. Однако именно у нее есть большой потенциал. Дело в том, что значительная часть спроса со стороны нефтегазовой отрасли – того самого, наиболее перспективного спроса – приходится на российские компании. Роснефть, Газпром, «Совкомфлот» – по своей ли воле или указке «сверху» – готовы размещать заказы на отечественных верфях.

Цифры, озвученные президентом РФ В. Путиным на совещании по перспективам развития российского гражданского судостроения 30 августа 2013 года, впечатляют. Так, только три названные компании сформировали портфель заказов до 2030 года величиной 512 судов и стоимостью 6,5 трлн рублей, или около $210 млрд. А ведь это больше, чем весь мировой объем заказов на офшорную технику (напоминаем, $170 млрд), накопленный по состоянию на 2012 год.

– Речь идет о судах, которые потребуются для освоения шельфовых месторождений при активном использовании Северного морского пути, – пояснил глава государства.

Министр промышленности Денис Мантуров добавил, что общая потребность основных заказчиков по сегментам гражданского судостроения до 2030 года составляет 2200 единиц. Кроме того, Россия должна стать заметным игроком на мировом рынке, достигнув 10% в стоимостном выражении и 2%, если оценивать по тоннажу. Такой разрыв объясняется тем, что наша страна собирается производить дорогостоящую и наукоемкую технику. Особенно в части судов ледового класса, где у России до сих пор сохраняются сильные позиции.

 

ОСК уходит на второй план

Перейдем от бумаг к реальности. То, что мы имеем потенциал, не значит, что мы его реализуем. Вспомним недавнюю историю с «Ямал-СПГ». С завода на Ямале, принадлежащего НОВАТЭКу и иностранным партнерам, ориентировочно с 2016 года пойдут отгрузки СПГ в Китай и Европу. В этом году прошел тендер на поставку 16 танкеров ледового класса общей стоимостью до $3 млрд. Победителем стало DSME – подразделение корейской корпорации Daewoo.

А ранее это DSME собиралось совместно с Объединенной судостроительной корпорацией строить завод «Звезда» на Дальнем Востоке – точнее, расширять его мощности для выпуска гражданской продукции (сейчас только военная). Строительство верфи изначально планировали закончить в 2012 году. Далее этот срок переносился. Сейчас предполагается, что первая очередь – сборка судов весом до 145 тыс. тонн – заработает в 2016 году, а две другие – суда водоизмещением до 300 тыс. тонн и офшорная продукция – в 2018 году. Корейцы уже вышли из проекта, но даже если бы они согласились часть заказа отдать «Звезде», завод не смог бы изготовить танкеры в срок. И это лишь один из примеров упущенных заказов.

По словам министра Мантурова, всего за 2009-2012 годы было выпущено 31 судно, еще 45 находится в производстве. В целом нынешний объем мощностей позволяет выполнить лишь четверть запланированного заказа. Значит, надо быстрее вводить новые верфи. И основные надежды возлагаются именно на «Звезду».

Однако там есть проблемы. Как уже говорилось, работы идут с опозданием. Это беспокоит, например, Роснефть, которая уже в 2018 году должна отправить первую партию СПГ с завода на Сахалине. Срыв контрактов, по словам президента компании Игоря Сечина, грозит потерей рынков сбыта. Именно поэтому будущие заказчики продукции «Звезды», в первую очередь Роснефть, предлагают образовать некий консорциум, который взял бы на себя управление строящимся объектом. Другие участники – Газпромбанк, General Electric, Parker Drilling и иные иностранные компании. Это предложение было озвучено 19 августа во время осмотра вице-премьером Дмитрием Рогозиным территории «Звезды». По сути, это означает «вытеснение» ОСК из проекта.

Президент РФ В. Путин фактически одобрил идею, уточнив, что у ОСК должна остаться какая-то доля – блок-пакет либо «золотая акция». Впрочем, на этом «дележ» не закончился. Денис Мантуров и министр развития Дальнего Востока Виктор Ишаев настаивают, чтобы консорциум взял на себя еще и управление Амурским и Хабаровским судостроительными заводами. Г-н Сечин, естественно, против, поскольку это «отягощает» выгодный проект. Поддержал его и президент Путин.

– Если мы хотим сделать эффективную современную верфь по производству гражданской продукции, не нужно утяжелять ничем. Мы можем ведь так наутяжелять это, что и плавать не будем совсем, – пошутил глава государства.

Впрочем, Мантурову явно не хочется оставлять ОСК на Дальнем Востоке с двумя активами, переживающими не лучшие времена. Окончательное решение по заводам пока не принято, вероятно, мы еще увидим лоббистские игры вокруг них.

Интересен еще один момент. На том же заседании министр промышленности заявил по поводу финансирования строительства «Звезды»:

– Мы согласовали с коллегами – и с Минэкономразвития, и с Министерством финансов, – что поставим деньги начиная с 2016 года в госпрограмму, которая будет предусматривать компенсацию затрат ОСК в виде кредитов до 2016 года, а с 2016 года мы будем компенсировать из бюджета.

Если роль ОСК будет сведена к минимуму, непонятно, кто же будет инвестировать в проект. По крайней мере представители Роснефти или Газпромбанка ничего не говорят на этот счет. Не получится ли, что «Звезду» построят на государственные деньги, а прибыль от дальнейшей деятельности достанется некоему консорциуму?

 

Морской флот №5 (2013)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморрефлота принял участие в праздновании юбилея Антонины Пикуль

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморрефлота принял участие в праздновании юбилея Антонины Пикуль 23 марта заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного...

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты

Ракетный крейсер «Украина» продадут по частям, чтобы выплатить зарплаты Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации недостроенного ракетного крейсера «...

Российская экономика

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики

Минтранс планирует внедрить беспилотные системы в транспортный комплекс Арктики Минтранс РФ планирует на базе Единой информационно-телекоммуникационной системы транспортного компле...

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств

Программу реконструкции аэропортов в Арктике сократят из-за нехватки средств Сокращение бюджетного финансирования повлияло на планы реконструкции аэропортов в Арктической зоне Р...

Транспортная политика

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе

Минтранс: стратегия развития Арктики предусматривает лидерство РФ в транспортном комплексе Освоение Арктической зоны на сегодняшний день является одной из ключевых государственных задач, и во...

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента

Законопроект о платном въезде обладает коррупциогенным потенциалом – ГПУ президента Законопроект «Об организации дорожного движения в РФ…», который в том числе позволяет региональным в...

Морские порты

«Транснефть» в 2017 году прогнозирует сокращение отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн

«Транснефть» в 2017 году прогнозирует сокращение отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн «Транснефть» в 2017 году ожидает снижения отгрузки в порту Приморска на 13% — до 44 млн тонн, за...

Крымские морские порты отозвали иск к оператору Керченской переправы на 217 млн рублей

Крымские морские порты отозвали иск к оператору Керченской переправы на 217 млн рублей ГУП «Крымские морские порты» (КМП) отозвало поданный в Арбитражный суд Крыма иск к ООО «Морс...




Морской транспорт

Ледовая обстановка у Итурупа усложняет работу грузовых судов

Ледовая обстановка у Итурупа усложняет работу грузовых судов Непростым оказался недавний рейс теплохода «Семен Дежнёв» на Итуруп. Для того, чтобы доставить на ос...

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода

Росатом планирует заказать у ОСК еще два универсальных атомохода Госкорпорация «Росатом» может заказать у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) еще ...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД

«Т-Индустрия» купит у РЖД 25% «БЭТ» за 1,5 млрд руб., должна купить еще 25% при желании РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) продаст компании «Т-Индустрия» 25% акций ОАО «Бет...

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%

Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4% Погрузка на сети РЖД с начала года выросла на 4%, экспортное сообщение увеличилось на 10,3%...

Авто транспорт

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор

Минтранс РФ и Росавтодор создадут рабочую группу по «Платону» - Росавтодор Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) создадут рабочую гр...

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона»

Ульяновские дальнобойщики вышли на митинг против «Платона» В Ульяновске в понедельник прошел митинг водителей большегрузных грузовиков, протестующих против сис...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...