Верфи по госпрограмме

Судостроение
Верфи по госпрограмме

У государства большие планы по развитию отечественного судостроения. До 2030 года в эту отрасль собираются вложить около 340 млрд рублей, а еще 260 млрд привлечь от частных инвесторов. Впрочем, реальность может оказаться печальной. Ведь три крупнейших проекта в области гражданского судостроения – строительство комплексов «Звезда» и «Восток-Раффлс» в Приморье, перенос и расширение «Адмиралтейских верфей» в Санкт-Петербурге – обсуждаются уже несколько лет. А фактически строится только «Звезда» и то с сильным отставанием. Что же мешает российскому судостроению?

Александра Васильцева, спецкор

 

Cпрос есть

Длительное время российское судостроение было связано главным образом с военными заказами. По статистике Министерства промышленности и торговли, в год из России экспортируются боевые корабли и другая техника примерно на $1 млрд, а квота нашей страны на рынке военного судостроения составляет 20% от мирового портфеля заказов.

Другое дело – «гражданка». Здесь мы мало что экспортируем, зато активно импортируем. По данным того же ведомства, российские транспортные компании тратят на строительство новых судов около $1 млрд в год, однако доля отечественных производителей «ничтожна мала». Некоторые эксперты говорят примерно о 6% рынка.

С одной стороны, это общемировой тренд. Подавляющее большинство кораблей в мире строится всего в трех (!) азиатских странах. По расчетам международной консалтинговой компании Clarkson Research Services, в общем объеме судов, спущенных на воду в 2012 году, доля Китая составила 41%, Кореи – 33%, Японии – 20%, а остального мира – 6%. Другие страны уже не могут конкурировать в массовом сегменте, где азиатские компании получают экономию хотя бы от масштабов деятельности.

С другой стороны, конкурировать все же хочется. Во-первых, отечественные компании собираются наращивать флот. «В 2011 году через российские порты отгружено 535 млн тонн товаров, к 2030-му эта цифра увеличится до 1 млрд тонн. Грузы в России есть, остается вопрос: каким флотом мы будем их возить», – говорит заместитель генерального директора по научной работе Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота Сергей Буянов.

Во-вторых, если наши кораблестроители неконкурентоспособны в массовом сегменте – они могут найти себе более узкий. Это, например, суда арктического плавания, обслуживающего флота и ледоколы. По мнению Минпромторга, в России необходимо построить 10-12 новых ледоколов. Речь, конечно, идет о перспективах Северного морского пути. Сейчас там работает шесть ледоколов, но если поток увеличится (а российские чиновники сильно на это надеются), понадобятся новые мощности.

Кроме того, перспективным сегментом является все, что связано с добычей нефти и газа на шельфе. А этой продукцией азиатские компании практически не занимаются.

 

«Звезда» не засияла

В 2009 году в Приморском крае было зарегистрировано ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), «дочка» Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Организация получила контроль над крупнейшими судостроительными и судоремонтными заводами Приморья, Хабаровского края, Камчатки. Основная цель, как сказано в отчетности госкомпании, – централизация управления, консолидация профильных активов и, как следствие, повышение их эффективности и рентабельности.

В том же 2009 году ДЦСС запустил два грандиозных проекта. Первый – значительное расширение мощностей завода «Звезда», расположенного в ЗАТО Большой Камень. Это одно из крупнейших предприятий в сфере «оборонки», специализирующееся на переоборудовании и модернизации атомных подводных ракетоносцев. Собственно, весь закрытый город возник вокруг завода. Теперь же «Звезда» будет выпускать еще и «мирную» продукцию: огромные танкеры (водоизмещением до 450 тыс. тонн, как говорится в отчетности ДЦСС), газовозы, суда ледового класса и частично – морские платформы. Предполагалось, что в проект помимо государственных денег пойдут средства корейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME).

Строительство суперверфи планировали закончить в конце 2012 года, а промежуточные мощности ввести в 2011 году. Но скоро стало ясно, что первоначальным задумкам не суждено сбыться. Так, в течение 2011 года российская и корейская стороны должны были инвестировать примерно 2,5 млрд рублей. Но по факту более 1,8 млрд вложила ОСК, DSME же не спешила тратиться. А затем иностранцы вовсе вышли из проекта.

На конец 2012 года, следует из отчетности ОАО «ДЦСС», в «Звезду» было вложено более 3,6 млрд рублей – исключительно госинвестиции. В настоящий момент на территории будущей суперверфи идет выкуп земельных участков, снос ненужных сооружений, перестройка некоторых объектов и возведение жилья для строителей. В общем, до танкеров и газовозов еще очень далеко.

Впечатляют последние данные по запланированным инвестициям. В администрации Приморского края их оценивают в 117,7 млрд рублей. Причем, если вспомнить об отсутствии иных инвесторов, кроме ОСК, получается, речь идет исключительно о госвложениях. 

 

«Восток-Раффлс» заморозили

Второй проект – создание верфи «Восток-Раффлс» – тоже поначалу выглядел привлекательно. Четверть в нем до сих пор принадлежит сингапурской Raffles Shipyard Ltd (Vostok Offshore Pte Ltd). Идея состояла в том, чтобы впервые в постсоветской истории строить морские платформы целиком. Момент выбрали удачный – вовсю обсуждался Штокман и другие шельфовые проекты. Партнер тоже выглядел внушительно: корпорация Yantai Raffles входит в число ведущих мировых производителей морских платформ, а под руководством ее основателя Брайна Чанга (он же стал и членом совета директоров СП) реализовано уже шесть сотен проектов по строительству платформ и другой сложной техники.

Однако дальше бумаги дело пока не пошло. ОСК сначала отдала проект верфи институту «Востокпроектверфь», но он не сумел выполнить заказ в полном объеме. Из отчета ОАО «Восток-Раффлс» следует, что позже за разработку технологического проекта верфи взялась немецкая компания IMG. Эта работа была завершена в декабре 2011 года, замечания к проекту устранены в феврале 2012 года.

С тех пор СП занималось оформлением земельного участка, а также – с декабря прошлого года – оказанием консультационных услуг ОАО «ДЦСС» по строительству танкера и проектированию передаточного дока для ОАО «Дальневосточный завод «Звезда». Это тот самый комплекс, о котором мы говорили выше. Благодаря данному заказу, следует из отчетности, удалось хоть как-то реализовать технологический потенциал кадрового состава ОАО «Восток-Раффлс» (всего 14 человек, из них непосредственно судостроением занимается четверо) и хоть немного заработать: оплата услуг составляет 3,5 млн рублей в квартал. Другими словами, сам проект «Восток-Раффлс» фактически заморожен.  

 

На Котлин не спешат

ОАО «Адмиралтейские верфи» (АВ) – базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения. История компании насчитывает уже 307 лет. Сейчас она – через ОАО «Западный центр судостроения» – входит в ОСК. Специализируется на строительстве неатомных подлодок и спасательных судов, в маломерном судостроении – на выпуске алюминиевых лодок «Мастер», в части ремонта – на дизель-электрических подводных лодках.

В 2011 году между предприятием и правительством Санкт-Петербурга было подписано соглашение о переносе мощностей с Ново-Адмиралтейского острова на остров Котлин в Финском заливе близ Кронштадта. Во-первых, в черте города неудобно наращивать производственные мощности, а именно это значилось в планах ОАО «АВ». Предприятие собиралось выпускать крупнотоннажные суда, арктические танкеры, газовозы и ледоколы, постепенно доведя выручку до 70 млрд рублей (в 2012 году – 18 млрд). Во-вторых, решено было освободить исторический центр.

На деле же история с переездом вышла странная. Как следует из отчетности предприятия, в 2012 году в судостроительный комплекс на Котлине было инвестировано около 250 млн рублей. Но это не помешало генеральному директору Александру Бузакову в марте текущего года объявить, что идеи о переезде «больше не существует». Мол, это решение руководства ОСК.

Ранее в экономической целесообразности проекта усомнился и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По некоторым оценкам, перенос мощностей ОАО «АВ» обойдется ОСК примерно в 3 млрд рублей. Но недавно о нем заговорили вновь. Возможно, одна из причин – смена руководства ОСК. Главой госкорпорации в мае этого года, напомним, стал Владимир Шмаков.

Впрочем, переезд еще не значит наращивание мощностей. Последнее требует инвестиций до 60 млрд рублей. И пока непонятно, где «Адмиралтейские верфи» возьмут эти средства. Частных инвесторов у проекта нет.

 

Всех подвел Штокман

Почему судьба мегапроектов в сфере судостроения складывается так неудачно? Одной из существенных причин представляется приостановление работ на Штокмановском месторождении, ведь именно под него в той или иной степени были «заточены» все три проекта.

Напомним, в середине 2012 года ОАО «Газпром» договорилось с зарубежными партнерами – французской Total и норвежской Statoil – о временном приостановлении проекта. Основная причина – сланцевая революция в США. Правда, под занавес того же года Газпром сообщил о продолжении проекта. На 2013-й намечен конкурс по выбору проектировщика завода по производству сжиженного газа. Этот завод мощностью до 30 млн тонн СПГ планируется построить близ поселка Териберка на берегу Баренцева моря.

Впрочем, осторожные иностранные инвесторы, вероятно, ждут, пока от разговоров и планов газовый монополист перейдет к реальным действиям. А раньше им вряд ли будут интересны судостроительные проекты. В свою очередь ОСК не справится без иностранных партнеров. Как утверждают в ООО «Газфлот», «дочке» Газпрома, занятой шельфовыми проектами, опыт различных проектов, например по строительству полупогружных буровых установок, показывает, что без иностранных партнеров российским компаниям не обойтись.

По словам директора Тихоокеанского центра стратегических разработок экономиста Михаила Терского, и на заводе «Звезда» в Приморье поначалу планировалось производить лишь корпуса судов, «начинка» же предполагалась импортная. Тем более странным выглядит решение ОСК продолжать проект без корейской стороны.

Кстати, недавно DSME выиграла тендер на поставку 16 танкеров для проекта «Ямал-СПГ» (на 80% принадлежит ОАО «Новатэк», на 20% – французской Total). Речь идет о судах вместимостью 130-150 тыс. тонн, общая сумма заказа достигает $3 млрд. Предполагается, что покупателями танкеров станут судоходные компании, обслуживающие «Ямал-СПГ». Первая партия газовозов должна быть поставлена до конца 2016 года. Источники деловых СМИ сообщают, что DSME планирует подключить к проекту российскую верфь. Но будут ли эти планы реализованы совместно с заводом «Звезда», пока неясно.

Вместе с тем это не единственный проект завода по сжижению газа. Сейчас активно обсуждается и строительство во Владивостоке, и расширение мощностей на Сахалине. В общем, заказы на суда будут даже и без Штокмана. Но где и с кем будем их строить?

Какие же опасности подстерегают отечественное судостроение? Прежде всего, как и в любых других секторах, – излишняя доля государства. В сумме до 2030 года в отрасль планируют вложить до 340 млрд рублей из бюджета. Потоки эти, вероятно, пойдут через ОСК, что приведет к еще большему расширению ее влияния.

Кроме того, может возникнуть определенный конфликт интересов. Взять хотя бы завод «Звезда». Основное финансирование из бюджета пойдет после 2016 года. А в рамках заказа DSME к тому времени с верфи уже должны сойти первые танкеры.

Появилась идея, что для ускоренного развития «Звезды» к проекту можно привлечь средства Газпромбанка и Роснефти. Но, как подчеркивают источники газеты «Коммерсантъ», это чревато фактической утерей контроля со стороны ОСК. Как на это отреагируют в госкорпорации – непонятно. Может получиться, что пока наши госкапиталисты будут делить проект между собой, DSME просто-напросто построит танкеры в другом месте.

Еще одна опасность – если госкомпании, не имея достаточного количества заказов на постройку танкеров, платформ и других специализированных судов, все же решат пойти в массовый сегмент. В мире в последнее время образовался избыток судов. В 2000 году общий тоннаж мирового флота составлял около 800 млн тонн, а в 2012 году – 1,5 млрд. Экономический кризис привел к снижению активности грузоотправителей, ставки на перевозки упали. Все это делает массовый сектор судостроения непривлекательным даже для таких лидеров, как китайские компании. Российским же и вовсе не стоит надеяться на окупаемость в обозримом будущем.

 

Морской флот №4 (2013)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Исследовательское судно «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако

Исследовательское судно «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако Океанографическое исследовательское судно (ОИС) Балтийского флота «Адмирал Владимирский» в р...

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

На строительство транспортного узла в Мурманске у государства нет денег

На строительство транспортного узла в Мурманске у государства нет денег На строительство Мурманского транспортного узла у государства нет денег. Об этом стало известно на с...

Клайпедский порт наметил план развития на 15 лет

Клайпедский порт наметил план развития на 15 лет Администрация Клайпедского порта в настоящий момент разрабатывает генеральный план развития на 15 ле...




Морской транспорт

Оснащенный высокоточным оружием ракетный корабль заложат в Татарстане

Оснащенный высокоточным оружием ракетный корабль заложат в Татарстане Торжественная церемония закладки новейшего малого ракетного корабля проекта 21631 состоится на Зелен...

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...