Верфи по госпрограмме

Судостроение
Верфи по госпрограмме

У государства большие планы по развитию отечественного судостроения. До 2030 года в эту отрасль собираются вложить около 340 млрд рублей, а еще 260 млрд привлечь от частных инвесторов. Впрочем, реальность может оказаться печальной. Ведь три крупнейших проекта в области гражданского судостроения – строительство комплексов «Звезда» и «Восток-Раффлс» в Приморье, перенос и расширение «Адмиралтейских верфей» в Санкт-Петербурге – обсуждаются уже несколько лет. А фактически строится только «Звезда» и то с сильным отставанием. Что же мешает российскому судостроению?

Александра Васильцева, спецкор

 

Cпрос есть

Длительное время российское судостроение было связано главным образом с военными заказами. По статистике Министерства промышленности и торговли, в год из России экспортируются боевые корабли и другая техника примерно на $1 млрд, а квота нашей страны на рынке военного судостроения составляет 20% от мирового портфеля заказов.

Другое дело – «гражданка». Здесь мы мало что экспортируем, зато активно импортируем. По данным того же ведомства, российские транспортные компании тратят на строительство новых судов около $1 млрд в год, однако доля отечественных производителей «ничтожна мала». Некоторые эксперты говорят примерно о 6% рынка.

С одной стороны, это общемировой тренд. Подавляющее большинство кораблей в мире строится всего в трех (!) азиатских странах. По расчетам международной консалтинговой компании Clarkson Research Services, в общем объеме судов, спущенных на воду в 2012 году, доля Китая составила 41%, Кореи – 33%, Японии – 20%, а остального мира – 6%. Другие страны уже не могут конкурировать в массовом сегменте, где азиатские компании получают экономию хотя бы от масштабов деятельности.

С другой стороны, конкурировать все же хочется. Во-первых, отечественные компании собираются наращивать флот. «В 2011 году через российские порты отгружено 535 млн тонн товаров, к 2030-му эта цифра увеличится до 1 млрд тонн. Грузы в России есть, остается вопрос: каким флотом мы будем их возить», – говорит заместитель генерального директора по научной работе Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота Сергей Буянов.

Во-вторых, если наши кораблестроители неконкурентоспособны в массовом сегменте – они могут найти себе более узкий. Это, например, суда арктического плавания, обслуживающего флота и ледоколы. По мнению Минпромторга, в России необходимо построить 10-12 новых ледоколов. Речь, конечно, идет о перспективах Северного морского пути. Сейчас там работает шесть ледоколов, но если поток увеличится (а российские чиновники сильно на это надеются), понадобятся новые мощности.

Кроме того, перспективным сегментом является все, что связано с добычей нефти и газа на шельфе. А этой продукцией азиатские компании практически не занимаются.

 

«Звезда» не засияла

В 2009 году в Приморском крае было зарегистрировано ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), «дочка» Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Организация получила контроль над крупнейшими судостроительными и судоремонтными заводами Приморья, Хабаровского края, Камчатки. Основная цель, как сказано в отчетности госкомпании, – централизация управления, консолидация профильных активов и, как следствие, повышение их эффективности и рентабельности.

В том же 2009 году ДЦСС запустил два грандиозных проекта. Первый – значительное расширение мощностей завода «Звезда», расположенного в ЗАТО Большой Камень. Это одно из крупнейших предприятий в сфере «оборонки», специализирующееся на переоборудовании и модернизации атомных подводных ракетоносцев. Собственно, весь закрытый город возник вокруг завода. Теперь же «Звезда» будет выпускать еще и «мирную» продукцию: огромные танкеры (водоизмещением до 450 тыс. тонн, как говорится в отчетности ДЦСС), газовозы, суда ледового класса и частично – морские платформы. Предполагалось, что в проект помимо государственных денег пойдут средства корейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME).

Строительство суперверфи планировали закончить в конце 2012 года, а промежуточные мощности ввести в 2011 году. Но скоро стало ясно, что первоначальным задумкам не суждено сбыться. Так, в течение 2011 года российская и корейская стороны должны были инвестировать примерно 2,5 млрд рублей. Но по факту более 1,8 млрд вложила ОСК, DSME же не спешила тратиться. А затем иностранцы вовсе вышли из проекта.

На конец 2012 года, следует из отчетности ОАО «ДЦСС», в «Звезду» было вложено более 3,6 млрд рублей – исключительно госинвестиции. В настоящий момент на территории будущей суперверфи идет выкуп земельных участков, снос ненужных сооружений, перестройка некоторых объектов и возведение жилья для строителей. В общем, до танкеров и газовозов еще очень далеко.

Впечатляют последние данные по запланированным инвестициям. В администрации Приморского края их оценивают в 117,7 млрд рублей. Причем, если вспомнить об отсутствии иных инвесторов, кроме ОСК, получается, речь идет исключительно о госвложениях. 

 

«Восток-Раффлс» заморозили

Второй проект – создание верфи «Восток-Раффлс» – тоже поначалу выглядел привлекательно. Четверть в нем до сих пор принадлежит сингапурской Raffles Shipyard Ltd (Vostok Offshore Pte Ltd). Идея состояла в том, чтобы впервые в постсоветской истории строить морские платформы целиком. Момент выбрали удачный – вовсю обсуждался Штокман и другие шельфовые проекты. Партнер тоже выглядел внушительно: корпорация Yantai Raffles входит в число ведущих мировых производителей морских платформ, а под руководством ее основателя Брайна Чанга (он же стал и членом совета директоров СП) реализовано уже шесть сотен проектов по строительству платформ и другой сложной техники.

Однако дальше бумаги дело пока не пошло. ОСК сначала отдала проект верфи институту «Востокпроектверфь», но он не сумел выполнить заказ в полном объеме. Из отчета ОАО «Восток-Раффлс» следует, что позже за разработку технологического проекта верфи взялась немецкая компания IMG. Эта работа была завершена в декабре 2011 года, замечания к проекту устранены в феврале 2012 года.

С тех пор СП занималось оформлением земельного участка, а также – с декабря прошлого года – оказанием консультационных услуг ОАО «ДЦСС» по строительству танкера и проектированию передаточного дока для ОАО «Дальневосточный завод «Звезда». Это тот самый комплекс, о котором мы говорили выше. Благодаря данному заказу, следует из отчетности, удалось хоть как-то реализовать технологический потенциал кадрового состава ОАО «Восток-Раффлс» (всего 14 человек, из них непосредственно судостроением занимается четверо) и хоть немного заработать: оплата услуг составляет 3,5 млн рублей в квартал. Другими словами, сам проект «Восток-Раффлс» фактически заморожен.  

 

На Котлин не спешат

ОАО «Адмиралтейские верфи» (АВ) – базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения. История компании насчитывает уже 307 лет. Сейчас она – через ОАО «Западный центр судостроения» – входит в ОСК. Специализируется на строительстве неатомных подлодок и спасательных судов, в маломерном судостроении – на выпуске алюминиевых лодок «Мастер», в части ремонта – на дизель-электрических подводных лодках.

В 2011 году между предприятием и правительством Санкт-Петербурга было подписано соглашение о переносе мощностей с Ново-Адмиралтейского острова на остров Котлин в Финском заливе близ Кронштадта. Во-первых, в черте города неудобно наращивать производственные мощности, а именно это значилось в планах ОАО «АВ». Предприятие собиралось выпускать крупнотоннажные суда, арктические танкеры, газовозы и ледоколы, постепенно доведя выручку до 70 млрд рублей (в 2012 году – 18 млрд). Во-вторых, решено было освободить исторический центр.

На деле же история с переездом вышла странная. Как следует из отчетности предприятия, в 2012 году в судостроительный комплекс на Котлине было инвестировано около 250 млн рублей. Но это не помешало генеральному директору Александру Бузакову в марте текущего года объявить, что идеи о переезде «больше не существует». Мол, это решение руководства ОСК.

Ранее в экономической целесообразности проекта усомнился и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По некоторым оценкам, перенос мощностей ОАО «АВ» обойдется ОСК примерно в 3 млрд рублей. Но недавно о нем заговорили вновь. Возможно, одна из причин – смена руководства ОСК. Главой госкорпорации в мае этого года, напомним, стал Владимир Шмаков.

Впрочем, переезд еще не значит наращивание мощностей. Последнее требует инвестиций до 60 млрд рублей. И пока непонятно, где «Адмиралтейские верфи» возьмут эти средства. Частных инвесторов у проекта нет.

 

Всех подвел Штокман

Почему судьба мегапроектов в сфере судостроения складывается так неудачно? Одной из существенных причин представляется приостановление работ на Штокмановском месторождении, ведь именно под него в той или иной степени были «заточены» все три проекта.

Напомним, в середине 2012 года ОАО «Газпром» договорилось с зарубежными партнерами – французской Total и норвежской Statoil – о временном приостановлении проекта. Основная причина – сланцевая революция в США. Правда, под занавес того же года Газпром сообщил о продолжении проекта. На 2013-й намечен конкурс по выбору проектировщика завода по производству сжиженного газа. Этот завод мощностью до 30 млн тонн СПГ планируется построить близ поселка Териберка на берегу Баренцева моря.

Впрочем, осторожные иностранные инвесторы, вероятно, ждут, пока от разговоров и планов газовый монополист перейдет к реальным действиям. А раньше им вряд ли будут интересны судостроительные проекты. В свою очередь ОСК не справится без иностранных партнеров. Как утверждают в ООО «Газфлот», «дочке» Газпрома, занятой шельфовыми проектами, опыт различных проектов, например по строительству полупогружных буровых установок, показывает, что без иностранных партнеров российским компаниям не обойтись.

По словам директора Тихоокеанского центра стратегических разработок экономиста Михаила Терского, и на заводе «Звезда» в Приморье поначалу планировалось производить лишь корпуса судов, «начинка» же предполагалась импортная. Тем более странным выглядит решение ОСК продолжать проект без корейской стороны.

Кстати, недавно DSME выиграла тендер на поставку 16 танкеров для проекта «Ямал-СПГ» (на 80% принадлежит ОАО «Новатэк», на 20% – французской Total). Речь идет о судах вместимостью 130-150 тыс. тонн, общая сумма заказа достигает $3 млрд. Предполагается, что покупателями танкеров станут судоходные компании, обслуживающие «Ямал-СПГ». Первая партия газовозов должна быть поставлена до конца 2016 года. Источники деловых СМИ сообщают, что DSME планирует подключить к проекту российскую верфь. Но будут ли эти планы реализованы совместно с заводом «Звезда», пока неясно.

Вместе с тем это не единственный проект завода по сжижению газа. Сейчас активно обсуждается и строительство во Владивостоке, и расширение мощностей на Сахалине. В общем, заказы на суда будут даже и без Штокмана. Но где и с кем будем их строить?

Какие же опасности подстерегают отечественное судостроение? Прежде всего, как и в любых других секторах, – излишняя доля государства. В сумме до 2030 года в отрасль планируют вложить до 340 млрд рублей из бюджета. Потоки эти, вероятно, пойдут через ОСК, что приведет к еще большему расширению ее влияния.

Кроме того, может возникнуть определенный конфликт интересов. Взять хотя бы завод «Звезда». Основное финансирование из бюджета пойдет после 2016 года. А в рамках заказа DSME к тому времени с верфи уже должны сойти первые танкеры.

Появилась идея, что для ускоренного развития «Звезды» к проекту можно привлечь средства Газпромбанка и Роснефти. Но, как подчеркивают источники газеты «Коммерсантъ», это чревато фактической утерей контроля со стороны ОСК. Как на это отреагируют в госкорпорации – непонятно. Может получиться, что пока наши госкапиталисты будут делить проект между собой, DSME просто-напросто построит танкеры в другом месте.

Еще одна опасность – если госкомпании, не имея достаточного количества заказов на постройку танкеров, платформ и других специализированных судов, все же решат пойти в массовый сегмент. В мире в последнее время образовался избыток судов. В 2000 году общий тоннаж мирового флота составлял около 800 млн тонн, а в 2012 году – 1,5 млрд. Экономический кризис привел к снижению активности грузоотправителей, ставки на перевозки упали. Все это делает массовый сектор судостроения непривлекательным даже для таких лидеров, как китайские компании. Российским же и вовсе не стоит надеяться на окупаемость в обозримом будущем.

 

Морской флот №4 (2013)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку В морском терминале Большой Камень (Приморский край) при выгрузке портального крана с теплох...

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море Теплоход «Козница» из-за поломки главного двигателя потерял ход и дрейфует на юг со скоростью 3,5 уз...

Российская экономика

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике Экранопланы - летательные аппараты, использующие «эффект экрана» для полетов на сверхнизкой высоте, ...

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов Российские компании достигли договоренностей по освоению крупных месторождений углеводородов в Иране...

Транспортная политика

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) направил в Министерство транспорта России за...

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани Россия, Иран и Азербайджан продолжат трехсторонний формат переговоров по вопросам регионального сотр...

Морские порты

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике «Норникель» завершил в Мурманске масштабную модернизацию перегрузочного терминала (Мурманский тр...

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт»

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт» Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт». Изменение связано с уточнением функций заказчика-застро...




Морской транспорт

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн Чистая прибыль Cosco Shipping Ports (CSP) по итогам 2016 года сократилась на 43%, до $24...

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов Соглашение о сотрудничестве при перевозках на Севморпути подписали в Мурманске компания «Норникель» ...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве РЖД и Железные дороги Исламской Республики Иран подписали документы о сотрудничестве в области желез...

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году Свердловская железная дорога (СвЖД, филиал ОАО «РЖД») в 2017 году направит на капитальный ре...

Авто транспорт

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора Полное совмещение стационарных рамок системы весогабаритного контроля (СВГК) и системы взима...

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор Единая информационно- аналитическая система Ространснадзора будет аккумулировать информацию по автод...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...