Верфи по госпрограмме - Морские вести России

Верфи по госпрограмме

28.01.2014

Судостроение

У государства большие планы по развитию отечественного судостроения. До 2030 года в эту отрасль собираются вложить около 340 млрд рублей, а еще 260 млрд привлечь от частных инвесторов. Впрочем, реальность может оказаться печальной. Ведь три крупнейших проекта в области гражданского судостроения – строительство комплексов «Звезда» и «Восток-Раффлс» в Приморье, перенос и расширение «Адмиралтейских верфей» в Санкт-Петербурге – обсуждаются уже несколько лет. А фактически строится только «Звезда» и то с сильным отставанием. Что же мешает российскому судостроению?

Александра Васильцева, спецкор

 

Cпрос есть

Длительное время российское судостроение было связано главным образом с военными заказами. По статистике Министерства промышленности и торговли, в год из России экспортируются боевые корабли и другая техника примерно на $1 млрд, а квота нашей страны на рынке военного судостроения составляет 20% от мирового портфеля заказов.

Другое дело – «гражданка». Здесь мы мало что экспортируем, зато активно импортируем. По данным того же ведомства, российские транспортные компании тратят на строительство новых судов около $1 млрд в год, однако доля отечественных производителей «ничтожна мала». Некоторые эксперты говорят примерно о 6% рынка.

С одной стороны, это общемировой тренд. Подавляющее большинство кораблей в мире строится всего в трех (!) азиатских странах. По расчетам международной консалтинговой компании Clarkson Research Services, в общем объеме судов, спущенных на воду в 2012 году, доля Китая составила 41%, Кореи – 33%, Японии – 20%, а остального мира – 6%. Другие страны уже не могут конкурировать в массовом сегменте, где азиатские компании получают экономию хотя бы от масштабов деятельности.

С другой стороны, конкурировать все же хочется. Во-первых, отечественные компании собираются наращивать флот. «В 2011 году через российские порты отгружено 535 млн тонн товаров, к 2030-му эта цифра увеличится до 1 млрд тонн. Грузы в России есть, остается вопрос: каким флотом мы будем их возить», – говорит заместитель генерального директора по научной работе Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота Сергей Буянов.

Во-вторых, если наши кораблестроители неконкурентоспособны в массовом сегменте – они могут найти себе более узкий. Это, например, суда арктического плавания, обслуживающего флота и ледоколы. По мнению Минпромторга, в России необходимо построить 10-12 новых ледоколов. Речь, конечно, идет о перспективах Северного морского пути. Сейчас там работает шесть ледоколов, но если поток увеличится (а российские чиновники сильно на это надеются), понадобятся новые мощности.

Кроме того, перспективным сегментом является все, что связано с добычей нефти и газа на шельфе. А этой продукцией азиатские компании практически не занимаются.

 

«Звезда» не засияла

В 2009 году в Приморском крае было зарегистрировано ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), «дочка» Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Организация получила контроль над крупнейшими судостроительными и судоремонтными заводами Приморья, Хабаровского края, Камчатки. Основная цель, как сказано в отчетности госкомпании, – централизация управления, консолидация профильных активов и, как следствие, повышение их эффективности и рентабельности.

В том же 2009 году ДЦСС запустил два грандиозных проекта. Первый – значительное расширение мощностей завода «Звезда», расположенного в ЗАТО Большой Камень. Это одно из крупнейших предприятий в сфере «оборонки», специализирующееся на переоборудовании и модернизации атомных подводных ракетоносцев. Собственно, весь закрытый город возник вокруг завода. Теперь же «Звезда» будет выпускать еще и «мирную» продукцию: огромные танкеры (водоизмещением до 450 тыс. тонн, как говорится в отчетности ДЦСС), газовозы, суда ледового класса и частично – морские платформы. Предполагалось, что в проект помимо государственных денег пойдут средства корейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME).

Строительство суперверфи планировали закончить в конце 2012 года, а промежуточные мощности ввести в 2011 году. Но скоро стало ясно, что первоначальным задумкам не суждено сбыться. Так, в течение 2011 года российская и корейская стороны должны были инвестировать примерно 2,5 млрд рублей. Но по факту более 1,8 млрд вложила ОСК, DSME же не спешила тратиться. А затем иностранцы вовсе вышли из проекта.

На конец 2012 года, следует из отчетности ОАО «ДЦСС», в «Звезду» было вложено более 3,6 млрд рублей – исключительно госинвестиции. В настоящий момент на территории будущей суперверфи идет выкуп земельных участков, снос ненужных сооружений, перестройка некоторых объектов и возведение жилья для строителей. В общем, до танкеров и газовозов еще очень далеко.

Впечатляют последние данные по запланированным инвестициям. В администрации Приморского края их оценивают в 117,7 млрд рублей. Причем, если вспомнить об отсутствии иных инвесторов, кроме ОСК, получается, речь идет исключительно о госвложениях. 

 

«Восток-Раффлс» заморозили

Второй проект – создание верфи «Восток-Раффлс» – тоже поначалу выглядел привлекательно. Четверть в нем до сих пор принадлежит сингапурской Raffles Shipyard Ltd (Vostok Offshore Pte Ltd). Идея состояла в том, чтобы впервые в постсоветской истории строить морские платформы целиком. Момент выбрали удачный – вовсю обсуждался Штокман и другие шельфовые проекты. Партнер тоже выглядел внушительно: корпорация Yantai Raffles входит в число ведущих мировых производителей морских платформ, а под руководством ее основателя Брайна Чанга (он же стал и членом совета директоров СП) реализовано уже шесть сотен проектов по строительству платформ и другой сложной техники.

Однако дальше бумаги дело пока не пошло. ОСК сначала отдала проект верфи институту «Востокпроектверфь», но он не сумел выполнить заказ в полном объеме. Из отчета ОАО «Восток-Раффлс» следует, что позже за разработку технологического проекта верфи взялась немецкая компания IMG. Эта работа была завершена в декабре 2011 года, замечания к проекту устранены в феврале 2012 года.

С тех пор СП занималось оформлением земельного участка, а также – с декабря прошлого года – оказанием консультационных услуг ОАО «ДЦСС» по строительству танкера и проектированию передаточного дока для ОАО «Дальневосточный завод «Звезда». Это тот самый комплекс, о котором мы говорили выше. Благодаря данному заказу, следует из отчетности, удалось хоть как-то реализовать технологический потенциал кадрового состава ОАО «Восток-Раффлс» (всего 14 человек, из них непосредственно судостроением занимается четверо) и хоть немного заработать: оплата услуг составляет 3,5 млн рублей в квартал. Другими словами, сам проект «Восток-Раффлс» фактически заморожен.  

 

На Котлин не спешат

ОАО «Адмиралтейские верфи» (АВ) – базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения. История компании насчитывает уже 307 лет. Сейчас она – через ОАО «Западный центр судостроения» – входит в ОСК. Специализируется на строительстве неатомных подлодок и спасательных судов, в маломерном судостроении – на выпуске алюминиевых лодок «Мастер», в части ремонта – на дизель-электрических подводных лодках.

В 2011 году между предприятием и правительством Санкт-Петербурга было подписано соглашение о переносе мощностей с Ново-Адмиралтейского острова на остров Котлин в Финском заливе близ Кронштадта. Во-первых, в черте города неудобно наращивать производственные мощности, а именно это значилось в планах ОАО «АВ». Предприятие собиралось выпускать крупнотоннажные суда, арктические танкеры, газовозы и ледоколы, постепенно доведя выручку до 70 млрд рублей (в 2012 году – 18 млрд). Во-вторых, решено было освободить исторический центр.

На деле же история с переездом вышла странная. Как следует из отчетности предприятия, в 2012 году в судостроительный комплекс на Котлине было инвестировано около 250 млн рублей. Но это не помешало генеральному директору Александру Бузакову в марте текущего года объявить, что идеи о переезде «больше не существует». Мол, это решение руководства ОСК.

Ранее в экономической целесообразности проекта усомнился и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По некоторым оценкам, перенос мощностей ОАО «АВ» обойдется ОСК примерно в 3 млрд рублей. Но недавно о нем заговорили вновь. Возможно, одна из причин – смена руководства ОСК. Главой госкорпорации в мае этого года, напомним, стал Владимир Шмаков.

Впрочем, переезд еще не значит наращивание мощностей. Последнее требует инвестиций до 60 млрд рублей. И пока непонятно, где «Адмиралтейские верфи» возьмут эти средства. Частных инвесторов у проекта нет.

 

Всех подвел Штокман

Почему судьба мегапроектов в сфере судостроения складывается так неудачно? Одной из существенных причин представляется приостановление работ на Штокмановском месторождении, ведь именно под него в той или иной степени были «заточены» все три проекта.

Напомним, в середине 2012 года ОАО «Газпром» договорилось с зарубежными партнерами – французской Total и норвежской Statoil – о временном приостановлении проекта. Основная причина – сланцевая революция в США. Правда, под занавес того же года Газпром сообщил о продолжении проекта. На 2013-й намечен конкурс по выбору проектировщика завода по производству сжиженного газа. Этот завод мощностью до 30 млн тонн СПГ планируется построить близ поселка Териберка на берегу Баренцева моря.

Впрочем, осторожные иностранные инвесторы, вероятно, ждут, пока от разговоров и планов газовый монополист перейдет к реальным действиям. А раньше им вряд ли будут интересны судостроительные проекты. В свою очередь ОСК не справится без иностранных партнеров. Как утверждают в ООО «Газфлот», «дочке» Газпрома, занятой шельфовыми проектами, опыт различных проектов, например по строительству полупогружных буровых установок, показывает, что без иностранных партнеров российским компаниям не обойтись.

По словам директора Тихоокеанского центра стратегических разработок экономиста Михаила Терского, и на заводе «Звезда» в Приморье поначалу планировалось производить лишь корпуса судов, «начинка» же предполагалась импортная. Тем более странным выглядит решение ОСК продолжать проект без корейской стороны.

Кстати, недавно DSME выиграла тендер на поставку 16 танкеров для проекта «Ямал-СПГ» (на 80% принадлежит ОАО «Новатэк», на 20% – французской Total). Речь идет о судах вместимостью 130-150 тыс. тонн, общая сумма заказа достигает $3 млрд. Предполагается, что покупателями танкеров станут судоходные компании, обслуживающие «Ямал-СПГ». Первая партия газовозов должна быть поставлена до конца 2016 года. Источники деловых СМИ сообщают, что DSME планирует подключить к проекту российскую верфь. Но будут ли эти планы реализованы совместно с заводом «Звезда», пока неясно.

Вместе с тем это не единственный проект завода по сжижению газа. Сейчас активно обсуждается и строительство во Владивостоке, и расширение мощностей на Сахалине. В общем, заказы на суда будут даже и без Штокмана. Но где и с кем будем их строить?

Какие же опасности подстерегают отечественное судостроение? Прежде всего, как и в любых других секторах, – излишняя доля государства. В сумме до 2030 года в отрасль планируют вложить до 340 млрд рублей из бюджета. Потоки эти, вероятно, пойдут через ОСК, что приведет к еще большему расширению ее влияния.

Кроме того, может возникнуть определенный конфликт интересов. Взять хотя бы завод «Звезда». Основное финансирование из бюджета пойдет после 2016 года. А в рамках заказа DSME к тому времени с верфи уже должны сойти первые танкеры.

Появилась идея, что для ускоренного развития «Звезды» к проекту можно привлечь средства Газпромбанка и Роснефти. Но, как подчеркивают источники газеты «Коммерсантъ», это чревато фактической утерей контроля со стороны ОСК. Как на это отреагируют в госкорпорации – непонятно. Может получиться, что пока наши госкапиталисты будут делить проект между собой, DSME просто-напросто построит танкеры в другом месте.

Еще одна опасность – если госкомпании, не имея достаточного количества заказов на постройку танкеров, платформ и других специализированных судов, все же решат пойти в массовый сегмент. В мире в последнее время образовался избыток судов. В 2000 году общий тоннаж мирового флота составлял около 800 млн тонн, а в 2012 году – 1,5 млрд. Экономический кризис привел к снижению активности грузоотправителей, ставки на перевозки упали. Все это делает массовый сектор судостроения непривлекательным даже для таких лидеров, как китайские компании. Российским же и вовсе не стоит надеяться на окупаемость в обозримом будущем.

 

Морской флот №4 (2013)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ