Верфи по госпрограмме

Судостроение
Верфи по госпрограмме

У государства большие планы по развитию отечественного судостроения. До 2030 года в эту отрасль собираются вложить около 340 млрд рублей, а еще 260 млрд привлечь от частных инвесторов. Впрочем, реальность может оказаться печальной. Ведь три крупнейших проекта в области гражданского судостроения – строительство комплексов «Звезда» и «Восток-Раффлс» в Приморье, перенос и расширение «Адмиралтейских верфей» в Санкт-Петербурге – обсуждаются уже несколько лет. А фактически строится только «Звезда» и то с сильным отставанием. Что же мешает российскому судостроению?

Александра Васильцева, спецкор

 

Cпрос есть

Длительное время российское судостроение было связано главным образом с военными заказами. По статистике Министерства промышленности и торговли, в год из России экспортируются боевые корабли и другая техника примерно на $1 млрд, а квота нашей страны на рынке военного судостроения составляет 20% от мирового портфеля заказов.

Другое дело – «гражданка». Здесь мы мало что экспортируем, зато активно импортируем. По данным того же ведомства, российские транспортные компании тратят на строительство новых судов около $1 млрд в год, однако доля отечественных производителей «ничтожна мала». Некоторые эксперты говорят примерно о 6% рынка.

С одной стороны, это общемировой тренд. Подавляющее большинство кораблей в мире строится всего в трех (!) азиатских странах. По расчетам международной консалтинговой компании Clarkson Research Services, в общем объеме судов, спущенных на воду в 2012 году, доля Китая составила 41%, Кореи – 33%, Японии – 20%, а остального мира – 6%. Другие страны уже не могут конкурировать в массовом сегменте, где азиатские компании получают экономию хотя бы от масштабов деятельности.

С другой стороны, конкурировать все же хочется. Во-первых, отечественные компании собираются наращивать флот. «В 2011 году через российские порты отгружено 535 млн тонн товаров, к 2030-му эта цифра увеличится до 1 млрд тонн. Грузы в России есть, остается вопрос: каким флотом мы будем их возить», – говорит заместитель генерального директора по научной работе Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота Сергей Буянов.

Во-вторых, если наши кораблестроители неконкурентоспособны в массовом сегменте – они могут найти себе более узкий. Это, например, суда арктического плавания, обслуживающего флота и ледоколы. По мнению Минпромторга, в России необходимо построить 10-12 новых ледоколов. Речь, конечно, идет о перспективах Северного морского пути. Сейчас там работает шесть ледоколов, но если поток увеличится (а российские чиновники сильно на это надеются), понадобятся новые мощности.

Кроме того, перспективным сегментом является все, что связано с добычей нефти и газа на шельфе. А этой продукцией азиатские компании практически не занимаются.

 

«Звезда» не засияла

В 2009 году в Приморском крае было зарегистрировано ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС), «дочка» Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Организация получила контроль над крупнейшими судостроительными и судоремонтными заводами Приморья, Хабаровского края, Камчатки. Основная цель, как сказано в отчетности госкомпании, – централизация управления, консолидация профильных активов и, как следствие, повышение их эффективности и рентабельности.

В том же 2009 году ДЦСС запустил два грандиозных проекта. Первый – значительное расширение мощностей завода «Звезда», расположенного в ЗАТО Большой Камень. Это одно из крупнейших предприятий в сфере «оборонки», специализирующееся на переоборудовании и модернизации атомных подводных ракетоносцев. Собственно, весь закрытый город возник вокруг завода. Теперь же «Звезда» будет выпускать еще и «мирную» продукцию: огромные танкеры (водоизмещением до 450 тыс. тонн, как говорится в отчетности ДЦСС), газовозы, суда ледового класса и частично – морские платформы. Предполагалось, что в проект помимо государственных денег пойдут средства корейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME).

Строительство суперверфи планировали закончить в конце 2012 года, а промежуточные мощности ввести в 2011 году. Но скоро стало ясно, что первоначальным задумкам не суждено сбыться. Так, в течение 2011 года российская и корейская стороны должны были инвестировать примерно 2,5 млрд рублей. Но по факту более 1,8 млрд вложила ОСК, DSME же не спешила тратиться. А затем иностранцы вовсе вышли из проекта.

На конец 2012 года, следует из отчетности ОАО «ДЦСС», в «Звезду» было вложено более 3,6 млрд рублей – исключительно госинвестиции. В настоящий момент на территории будущей суперверфи идет выкуп земельных участков, снос ненужных сооружений, перестройка некоторых объектов и возведение жилья для строителей. В общем, до танкеров и газовозов еще очень далеко.

Впечатляют последние данные по запланированным инвестициям. В администрации Приморского края их оценивают в 117,7 млрд рублей. Причем, если вспомнить об отсутствии иных инвесторов, кроме ОСК, получается, речь идет исключительно о госвложениях. 

 

«Восток-Раффлс» заморозили

Второй проект – создание верфи «Восток-Раффлс» – тоже поначалу выглядел привлекательно. Четверть в нем до сих пор принадлежит сингапурской Raffles Shipyard Ltd (Vostok Offshore Pte Ltd). Идея состояла в том, чтобы впервые в постсоветской истории строить морские платформы целиком. Момент выбрали удачный – вовсю обсуждался Штокман и другие шельфовые проекты. Партнер тоже выглядел внушительно: корпорация Yantai Raffles входит в число ведущих мировых производителей морских платформ, а под руководством ее основателя Брайна Чанга (он же стал и членом совета директоров СП) реализовано уже шесть сотен проектов по строительству платформ и другой сложной техники.

Однако дальше бумаги дело пока не пошло. ОСК сначала отдала проект верфи институту «Востокпроектверфь», но он не сумел выполнить заказ в полном объеме. Из отчета ОАО «Восток-Раффлс» следует, что позже за разработку технологического проекта верфи взялась немецкая компания IMG. Эта работа была завершена в декабре 2011 года, замечания к проекту устранены в феврале 2012 года.

С тех пор СП занималось оформлением земельного участка, а также – с декабря прошлого года – оказанием консультационных услуг ОАО «ДЦСС» по строительству танкера и проектированию передаточного дока для ОАО «Дальневосточный завод «Звезда». Это тот самый комплекс, о котором мы говорили выше. Благодаря данному заказу, следует из отчетности, удалось хоть как-то реализовать технологический потенциал кадрового состава ОАО «Восток-Раффлс» (всего 14 человек, из них непосредственно судостроением занимается четверо) и хоть немного заработать: оплата услуг составляет 3,5 млн рублей в квартал. Другими словами, сам проект «Восток-Раффлс» фактически заморожен.  

 

На Котлин не спешат

ОАО «Адмиралтейские верфи» (АВ) – базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения. История компании насчитывает уже 307 лет. Сейчас она – через ОАО «Западный центр судостроения» – входит в ОСК. Специализируется на строительстве неатомных подлодок и спасательных судов, в маломерном судостроении – на выпуске алюминиевых лодок «Мастер», в части ремонта – на дизель-электрических подводных лодках.

В 2011 году между предприятием и правительством Санкт-Петербурга было подписано соглашение о переносе мощностей с Ново-Адмиралтейского острова на остров Котлин в Финском заливе близ Кронштадта. Во-первых, в черте города неудобно наращивать производственные мощности, а именно это значилось в планах ОАО «АВ». Предприятие собиралось выпускать крупнотоннажные суда, арктические танкеры, газовозы и ледоколы, постепенно доведя выручку до 70 млрд рублей (в 2012 году – 18 млрд). Во-вторых, решено было освободить исторический центр.

На деле же история с переездом вышла странная. Как следует из отчетности предприятия, в 2012 году в судостроительный комплекс на Котлине было инвестировано около 250 млн рублей. Но это не помешало генеральному директору Александру Бузакову в марте текущего года объявить, что идеи о переезде «больше не существует». Мол, это решение руководства ОСК.

Ранее в экономической целесообразности проекта усомнился и министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По некоторым оценкам, перенос мощностей ОАО «АВ» обойдется ОСК примерно в 3 млрд рублей. Но недавно о нем заговорили вновь. Возможно, одна из причин – смена руководства ОСК. Главой госкорпорации в мае этого года, напомним, стал Владимир Шмаков.

Впрочем, переезд еще не значит наращивание мощностей. Последнее требует инвестиций до 60 млрд рублей. И пока непонятно, где «Адмиралтейские верфи» возьмут эти средства. Частных инвесторов у проекта нет.

 

Всех подвел Штокман

Почему судьба мегапроектов в сфере судостроения складывается так неудачно? Одной из существенных причин представляется приостановление работ на Штокмановском месторождении, ведь именно под него в той или иной степени были «заточены» все три проекта.

Напомним, в середине 2012 года ОАО «Газпром» договорилось с зарубежными партнерами – французской Total и норвежской Statoil – о временном приостановлении проекта. Основная причина – сланцевая революция в США. Правда, под занавес того же года Газпром сообщил о продолжении проекта. На 2013-й намечен конкурс по выбору проектировщика завода по производству сжиженного газа. Этот завод мощностью до 30 млн тонн СПГ планируется построить близ поселка Териберка на берегу Баренцева моря.

Впрочем, осторожные иностранные инвесторы, вероятно, ждут, пока от разговоров и планов газовый монополист перейдет к реальным действиям. А раньше им вряд ли будут интересны судостроительные проекты. В свою очередь ОСК не справится без иностранных партнеров. Как утверждают в ООО «Газфлот», «дочке» Газпрома, занятой шельфовыми проектами, опыт различных проектов, например по строительству полупогружных буровых установок, показывает, что без иностранных партнеров российским компаниям не обойтись.

По словам директора Тихоокеанского центра стратегических разработок экономиста Михаила Терского, и на заводе «Звезда» в Приморье поначалу планировалось производить лишь корпуса судов, «начинка» же предполагалась импортная. Тем более странным выглядит решение ОСК продолжать проект без корейской стороны.

Кстати, недавно DSME выиграла тендер на поставку 16 танкеров для проекта «Ямал-СПГ» (на 80% принадлежит ОАО «Новатэк», на 20% – французской Total). Речь идет о судах вместимостью 130-150 тыс. тонн, общая сумма заказа достигает $3 млрд. Предполагается, что покупателями танкеров станут судоходные компании, обслуживающие «Ямал-СПГ». Первая партия газовозов должна быть поставлена до конца 2016 года. Источники деловых СМИ сообщают, что DSME планирует подключить к проекту российскую верфь. Но будут ли эти планы реализованы совместно с заводом «Звезда», пока неясно.

Вместе с тем это не единственный проект завода по сжижению газа. Сейчас активно обсуждается и строительство во Владивостоке, и расширение мощностей на Сахалине. В общем, заказы на суда будут даже и без Штокмана. Но где и с кем будем их строить?

Какие же опасности подстерегают отечественное судостроение? Прежде всего, как и в любых других секторах, – излишняя доля государства. В сумме до 2030 года в отрасль планируют вложить до 340 млрд рублей из бюджета. Потоки эти, вероятно, пойдут через ОСК, что приведет к еще большему расширению ее влияния.

Кроме того, может возникнуть определенный конфликт интересов. Взять хотя бы завод «Звезда». Основное финансирование из бюджета пойдет после 2016 года. А в рамках заказа DSME к тому времени с верфи уже должны сойти первые танкеры.

Появилась идея, что для ускоренного развития «Звезды» к проекту можно привлечь средства Газпромбанка и Роснефти. Но, как подчеркивают источники газеты «Коммерсантъ», это чревато фактической утерей контроля со стороны ОСК. Как на это отреагируют в госкорпорации – непонятно. Может получиться, что пока наши госкапиталисты будут делить проект между собой, DSME просто-напросто построит танкеры в другом месте.

Еще одна опасность – если госкомпании, не имея достаточного количества заказов на постройку танкеров, платформ и других специализированных судов, все же решат пойти в массовый сегмент. В мире в последнее время образовался избыток судов. В 2000 году общий тоннаж мирового флота составлял около 800 млн тонн, а в 2012 году – 1,5 млрд. Экономический кризис привел к снижению активности грузоотправителей, ставки на перевозки упали. Все это делает массовый сектор судостроения непривлекательным даже для таких лидеров, как китайские компании. Российским же и вовсе не стоит надеяться на окупаемость в обозримом будущем.

 

Морской флот №4 (2013)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...