Обеспечение уплаты таможенных платежей

Таможня
Обеспечение уплаты таможенных платежей

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось заседание Совета ТПП РФ по таможенной политике. На нем выступила известный эксперт в области таможенного дела, руководитель Центра поддержки ВЭД Галина Баландина. «МЭ» публикует ее выступление, посвященное проблемам обеспечения уплаты таможенных платежей. (Выступление публикуется в сокращенном варианте.)

Галина Баландина, руководитель Центра поддержки ВЭД

Есть два повода для всестороннего рассмотрения проблемы обеспечения уплаты таможенных платежей. Первый – это «дорожная карта» «Совершенствование таможенного администрирования» (в этом документе, в частности, есть такое мероприятие, как внедрение генерального обеспечения в 2014 году. Отвечают за реализацию этого мероприятия ФТС России и Минэкономразвития России. Определенные этапы обсуждения этой темы уже прошли). Второй повод – эта ситуация вокруг транзита, которая подталкивает к сравнению всех имеющихся возможностей, связанных с предоставлением финансовых гарантий при транзите.

Что такое обеспечение уплаты платежей? Это не изобретение России или Таможенного союза. Обеспечение таможенных платежей применяется практически во всех странах мира. Обеспечение уплаты таможенных платежей – это такой инструмент финансовых гарантий, который позволяет добиться реального упрощения и ускорения таможенных процедур. Например, если бы не было обеспечения, то уплату таможенных платежей пришлось бы производить непосредственно на границе. Иначе возникают высокие риски того, что платежи не будут уплачены вовсе. Эти процедуры мы проходили в начале девяностых годов, когда таможенные пошлины только вводились. Был короткий период, когда выпуск товаров осуществлялся до уплаты таможенных платежей. Такая практика привела к появлению многих случаев, когда задолженность по таможенным платежам никто не гасил.

Табл. 1

Обеспечение уплаты таможенных платежей

Общепринятая мировая практика в области таможенного дела (Глава 5 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур)

Преимущества для государства:

- Финансовая гарантия предотвращения рисков умышленных нарушений таможенного законодательства

- Финансовая гарантия платежеспособности должника (потенциального должника) по таможенным платежам

- Определенная гарантия «положительной истории» лица, участвующего в таможенных операциях

Преимущества для участников ВЭД:

- Получение товаров в свое распоряжение

- Доступ к льготным или упрощенным процедурам

Преимущество финансовых гарантий для государства – это предотвращение рисков умышленного нарушения таможенного законодательства (табл.1). По сути, экономического смысла в нарушении нет – таможенный долг придется погасить. Для участников ВЭД – это упрощение таможенных формальностей. Система финансовых гарантий дает возможность получения в собственное распоряжение иностранных товаров, в отношении которых есть задолженность по уплате таможенных платежей.

Табл. 2

Обеспечение уплаты таможенных платежей в Таможенном союзе

- Случаи, когда предоставляется обеспечение уплаты таможенных платежей с отсылочной нормой к национальному законодательству

- Обеспечение не предоставляется, если сумма подлежащих уплате платежей не превышает 500 евро + в случаях, установленных национальным законодательством

- Обеспечение уплаты таможенных платежей производится плательщиком (исключение-транзит)

- Генеральное обеспечение действует на территории одного государства-члена Таможенного союза

В Таможенном кодексе Таможенного союза предусмотрено, что обеспечение таможенных платежей производится плательщиком таможенных платежей (табл. 2). Исключение сделано только для транзита. В России с 2009 года установлено, что платить таможенные платежи имеет право только лицо, на которое возложена такая обязанность (т.е. декларант). Но, на мой взгляд, такая норма в значительной мере является сдерживающим фактором развития института финансовых гарантий. Ключевой момент здесь состоит в том, что обеспечение предоставляется за суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежат уплате. Я приведу такой пример: ввоз подакцизных товаров с маркировкой. В этих случаях импортер вынужден тратиться дважды на обеспечение. Сначала, когда он покупает акцизные марки (здесь он выступает как импортер), и второй раз при таможенном транзите. В недавно работающей процедуре МДП импортер должен был представить дополнительное обеспечение, и экспертное сообщество тогда согласилось, что что-то здесь не так срабатывает. Когда на одно и то же обязательство – уплата таможенных платежей в отношении одних и тех же товаров – требуются разные гарантии. В ТК ТС заложен принцип, что генеральное обеспечение действует исключительно на территории одного государства. То есть генеральное обеспечение, принятое в одном государстве, не может быть принято в другом, что тоже, на мой взгляд, является сдерживающим фактором при развитии института обеспечения таможенных платежей. Например, в существующей практике при транзите мы не можем адекватно предложить замену книжке МДП, поскольку любая генеральная гарантия будет действовать только в рамках территории одного государства.

Табл. 3

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей

Способы обеспечения предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза:

- Денежный залог

- Банковская гарантия

- Поручительство

- Залог имущества

- Иные, предусмотренные национальным законодательством (Казахстан - договор страхования)

Очевидно, что самый распространенный способ обеспечения уплаты таможенных платежей – это денежный залог (табл. 3). Я приведу некоторые цифры, которые, на мой взгляд, являются показателем неразвитости системы финансовых гарантий. В соответствии с федеральным законом «Об исполнении федерального бюджета за 2011 год» денежный залог в доходах федерального бюджета оценивается в размере 8,5 млрд рублей. Авансовые платежи, которые, как известно, служат подспорьем для денежного залога, в федеральном бюджете составляют 70 млрд рублей. Это притом что размер ввозной пошлины, уплаченный российским таможенным органам, – 716 млрд рублей. То есть каждый десятый рубль ввозной пошлины лежит в авансовых платежах. Это деньги, выведенные из экономики. Вот прямая корреляция неразвитости институтов не только в смысле упрощения и ускорения, но и также и в связи  со стоимостью таможенных операций.

Банковская гарантия – самый надежный способ обеспечения уплаты таможенных платежей. Банки допускаются к оказанию такого рода услуг разрешительно, система отрегулирована. Здесь можно сетовать только на то, что применение гарантий не получает широкого распространения.

Следующий способ обеспечения – это залог имущества. В России залог имущества практически не применяется, в Белоруссии он находит самое широкое распространение. Залог имущества – это не обязательно недвижимость, это могут быть и ценные бумаги. Правда, в России ценные бумаги не могут приниматься в качестве предмета залога для обеспечения уплаты таможенных платежей. Хотя на самом деле в период кризиса в 2008-2009 годах это могло бы быть очень актуальным для больших компаний, которые испытывали сложности с имуществом и с оборотными средствами.

Страхование. ТК ТС предусматривает, что национальными законодательствами государств – членов Таможенного союза могут устанавливаться иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей. Этим правом воспользовался только Казахстан. В Кодексе «О таможенном деле в Республике Казахстан» предусмотрен такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей, как договор страхования. Мы пытались использовать этот аргумент в дискуссии с ФТС России для того, чтобы попробовать ввести этот способ обеспечения в российскую практику. Но оказалось, как таковой договор страхования в Республике Казахстан не используется. Процитирую два пункта из статьи 149 Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан»: «В случае неисполнения обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет страховой организации требование об уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в течение пяти рабочих дней после окончания сроков исполнения обязательства, предусмотренных указанным договором страхования».

«Требование таможенного органа об уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов и пений подлежит безусловному и обязательному исполнению страховой организацией в течение двух рабочих дней со дня получения такого требования». По сути дела, либо договором страхования названа банковская гарантия, которая выдается страховой организацией, либо тут что-то другое. Но явно, что по российскому страховому законодательству такие взаимоотношения между страховщиком и выгодоприобретателем невозможны.

Табл. 4

Поручительство

Россия

Поручительство принимается таможенными органами при соблюдении любого из следующих условии:

1) если лицо, имеющее намерение стать поручителем, соответствует критериям, определяемым Российской Федерации;

2) если лицо, имеющее намерение стать поручителем, в договоре поручительства принимает на себя обязательство предоставить банковскую гарантию

Казахстан

В качестве поручителя могут выступать индивидуальные предприниматели или юридические лица Республики Казахстан. При этом поручитель должен обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов одним из следующих способов:

- внесение сумм обеспечения насчет временного размещения денег;

- банковской гарантией;

- залогом имущества;

- договором страхования.

Поручительство – тема очень важная и актуальная (табл. 4). В Республике Беларусь поручителем может выступать банк или иная кредитная организация. В российском законодательстве поручителем может быть любое лицо, если оно предоставляет банковскую гарантию либо соответствует определенным критериям. Эти критерии определены постановлением Правительства Российской Федерации  № 717. 26 сентября 2013 года это постановление вступило в силу. Но вряд ли оно приведет к появлению новых игроков на рынке в качестве поручителей. Приведу только один пример. В постановлении есть требование, что остаточная стоимость основных средств у поручителя должна быть на сумму в миллиард рублей, а максимальные суммы всех выданных поручительств – 50 млн рублей. Одно поручительство – не больше 15 млн рублей. Может быть, для каких-то компаний это могло бы быть интересным, но мы говорили о том, что есть холдинги, внутри которых перераспределяется имущество. Взаимосвязанные лица внутри холдинга могли бы выступать поручителями. Однако в постановлении говорится о том, что нельзя между зависимыми хозяйствующими субъектами использовать институт поручительства.  Итак, поручитель – это некое третье лицо, которое в соответствии с гражданским законодательством заключает договор с таможенным органом, где говорится, что в случае неисполнения обязательств лицом, за которого оно ручается, поручитель готов погасить его долг.

На примере европейской конвенции, регулирующей вопросы европейской процедуры общего транзита, хочу привести пример, как там обстоит дело. Там есть принципал. Это лицо, берущее на себя финансовую ответственность за доставку товара при транзите. Оно же лицо, которое совершает таможенные формальности, то есть это не отдельно стоящая фигура в различных таможенных операциях. Принципал берет на себя все обязательства и всю ответственность. Он декларант процедуры, он является финансовым гарантом этой процедуры.

У принципала есть много общего с поручителем. Пример, подтверждающий этот вывод, я нашла в рекомендациях к главе 5 Генерального приложения к Киотской конвенции об упрощении гармонизации таможенных процедур, в соответствии с которой мы должны будем уже в следующем году привести в соответствие свое национальное законодательство требованиям международной конвенции. Сразу оговорюсь, что рекомендации Киотской конвенции не имеют юридически обязательного характера.

Табл. 5

Поручитель в европейской процедуре общего транзита

«принципал»:

лицо, помещающее тоеары под процедуру общего транзита, даже в случае если это делается его уполномоченным представителем;

1.Принципал обязан:

  1. представлять в целости и сохранности тоеары и необходимые документы в орган назначения в пределах предписанного срока, с должным соблюдением мер идентификации, устаноапенных компетентными органами;
  2. соблюдать другие положения, относящиеся к процедуре общего транзита;
  3. представлять компетентным контролирующим органам, по их запросу и в пределах любого установленного ими срока, все необходимые документы и сведения на любом носителе информации, а также оказывать любое требуемое содействие.

2. Независимо от обязательств принципала по пункту 1, перевозчик или получатель товаров, который принимает товары, зная, что они перемещаются под процедурой общего транзита, также несет ответственность за представление в целости и сохранности товаров и необходимых документов в орган назначения в предписанный срок и с должным соблюдением мер, установленных компетентными органами для обеспечения идентификации.

Принципал представляет гарантию для обеспечения погашения задолженности, которая может возникнуть в отношении товаров.

Речь идет о предоставлении гарантии по так называемому фиксированному размеру (табл. 5). В таких случаях лицо, претендующее на поручительство, приходит в таможню и говорит, что оно хочет обеспечить уплату таможенных платежей, и просит разрешить ему выдавать поручительство на определенных условиях. В подтверждение своей состоятельности лицо предоставляет банковскую гарантию, или, как в Казахстане, договор страхования, или залог имущества. В этом случае лицо получает право выступать поручителем разных лиц. Лицо выступает в качестве так называемого генерального поручителя и, будучи допущенной таможней к оказанию услуг, вправе выдавать поручительство за других декларантов, за других обязанных лиц.

Табл. 6

Поручительство в зарубежной практике

Таможенная служба допускает представление гарантии по т.н. фиксированному размеру. Для данного типа гарантии поручитель имеет право представить одну гарантию на определенную сумму, установленную национальным законодательством. Такая гарантия по фиксированному размеру покрывает уплату пошлин и других платежей, которые могут быть начислены в ходе таможенных процедур, осуществляемых под ответственность гаранта, независимо от того, кто является декларантом.

После принятия от поручителя документа о взятых им на себя обязательствах таможенная служба дает ему разрешение на выдачу гарантийного поручительства (гарантийных поручительств) о предоставлении гарантии по фиксированному размеру в соответствии с условиями гарантии по фиксированному размеру лицам, которые намерены выступать в качестве декларантов в таможенных операциях. Тем самым для поручителя возникают обязательства перед таможней на установленную законодательством сумму в отношении каждого поручительства о представлении гарантии по фиксированному размеру.

Что это напоминает? Генеральных поручителей, недавно введенных в таможенную практику (табл. 6). Это полезный институт, он коррелируется с европейской системой общего транзита. ФТС сейчас предлагает эти инструменты для нашего внутреннего транзита. Хотя строго юридически это не соответствует положениям ТК ТС. Согласно ТК ТС обеспечение платежей может предоставляться только плательщиком. Причина в том, что таможня не вправе принимать такое обеспечение от лица, которое не является плательщиком таможенных платежей.

Вторая часть, о которой хотелось бы сказать, состоит в том, что, на мой взгляд, в эту конструкцию идеально вписывается таможенный представитель. Таможенный представитель уже вносит определенную сумму обеспечения таможенных платежей, как входной билет в бизнес. В 2004 году, когда это требование вводилось в российское таможенное законодательство, предполагалось, что сумма обеспечения будет использоваться для развития еще одной услуги таможенного брокера – быть финансовым гарантом, интересы которых он (брокер) представляет в таможенных отношениях. Таможенной службе было бы удобнее работать с «одним окном», а не говорить, что декларацию подал брокер, а поручителем за нее выступил банк и т.д.

Табл. 7

Поручительство в зарубежной практике

Статья 87ТКТС. Генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

1. Если одним и тем же лицом на территории одного из государств - членов таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства - члена таможенного союза может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение).

Генеральное обеспечение (табл. 7). Сам принцип заложен в ТК ТС: «Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок (то есть лицо должно быть одно)  Второй порок, заложенный в ТК ТС, состоит в том, что на территории одного государства генеральное обеспечение предоставляется таможенному органу этого же государства. То есть генеральное обеспечение, предоставленное в России, нельзя использовать в Беларуси или Казахстане.

Табл. 8

Киотская конвенция о генеральных гарантиях

Стандартное правило 5.5.

В случаях, когда требуется представление гарантий для обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из таможенных процедур, таможенная служба принимает генеральную гарантию, в том числе от декларантов регулярно декларирующих товары в различных таможенных органах на данной таможенной территории.

Комментарий

Данное Стандартное правило позволяет таможенным органам принимать генеральную гарантию вместо отдельной гарантии по каждому отдельному случаю; особенно от декларантов декларирующих товары регулярно в различных таможенных органах на данной таможенной территории. Таможенная служба может также разрешить использование генеральной гарантии для двух и более операций. Данные условия позволяют декларантам сократить расходы на представление отдельных гарантий/ а таможенной службе - более централизованно и эффективно осуществлять контроль представленных гарантий. В случае необходимости таможенная служба может также принять специальные меры для временной отмены принятия генеральной гарантии в случае, если отдельные товары сопряжены с высоким риском мошенничества.

В Киотской конвенции (табл. 8) есть правило 5.5, в котором говорится, что «в случае, когда требуется предоставление гарантий для обеспечения выполнения обязательств, вытекающих из таможенных процедур, таможенная служба принимает генеральную гарантию, в том числе от декларантов, регулярно декларирующих товары в различных таможенных органах на данной таможенной территории». К Таможенному союзу это имеет непосредственное отношение потому, что у нас единая таможенная территория. То есть речь идет не о территории данного государства, а о данной таможенной территории.

А зачем нужна генеральная гарантия и как она связана с упрощением и ускорением таможенных процедур?

На схеме 1 верхний ряд, состоящий из кубиков, иллюстрирует существующий порядок по обеспечению финансовых гарантий. Нижний ряд, который превращается в один прямоугольник, – иллюстрация того, как могло бы быть в случае соответствующего развития института генерального обеспечения. Что сегодня происходит?

 

Схема 1

 

Декларант представляет товары, декларацию, документы и сведения. Он не может предвидеть, вызовут ли эти сведения сомнения у таможенных органов или нет. Отсюда необходимость использования системы авансовых платежей. Потому что это самый быстрый способ их конвертации в денежный залог. Ведь участник ВЭД не побежит в банк, если таможня сообщает ему о возможной доплате некоей суммы таможенных платежей. Пока вы оформите банковскую гарантию, у вас сроки исполнения обязательств по отношению к импортным товарам истекут. Это может привести к остановке производства или срыву внутренних контрактов.

Итак, вы подали документы и сведения. Предположим, таможенный орган в них усомнился. Таможенный орган определил сумму таможенных платежей, в том случае если вдруг окажется, что таможенная стоимость занижена, классификационный код товара не тот, и этому товару соответствует более высокая ставка таможенной пошлины. Дальше декларант представляет обеспечение, как правило, в виде денежного залога, и только потом происходит выпуск товара. Что происходит при генеральном обеспечении и где тут может быть перспектива существенного ускорения?

Импортер представляет документы и сведения. У него есть генеральная гарантия в форме банковской гарантии или поручительства. Таможня выпускает товар, а после выпуска уже разбирается, было ли занижение стоимости, был ли код товара указан правильно и т.д. Но товары уже в вашем распоряжении. Вам не нужно выводить оборотные средства на авансы, денежные залоги. Для таможни этот механизм тоже безопасен потому, что у нее есть надежные финансовые гарантии. Если после выпуска обнаруживается что-то не то, то всегда есть лицо и обеспеченное обязательство. Об этой схеме мы мечтаем, к ней стремимся, обсуждая это с ФТС и убеждая службу в том, что им предлагается реальный, взрывной механизм упрощения технологии таможенных процедур. Потому что даже при электронном декларировании импортер не застрахован от того, что таможня подвергнет сомнению любые сведения. В правиле «деньги вперед» этот институт не будет развиваться.

Табл. 9

Размер обеспечения при генеральной гарантии - Киото

Сумма генеральной гарантии должна устанавливаться на уровне, эквивалентном полной сумме пошлин и налогов, только в том случае, если эта гарантия распространяется на таможенные операции с товарами, которые сопряжены с высокой степенью риска мошенничества.

Во всех остальных случаях таможенная служба может установить сумму гарантии на более низком уровне в процентном отношении к сумме пошлин и налогов для лиц:

- созданных на таможенной территории, на которой представлена гарантия;

- регулярно использующих соответствующую таможенную процедуру;

- финансовое положение которых позволяетим исполнять свои обязательства;

- не совершивших серьезных нарушений таможенного и налогового законодательства.

Известно, что размер финансовой гарантии равен сумме таможенных пошлин и налогов, которые должны быть уплачены при выпуске товаров для свободного обращения (табл. 9). (Вопросы экспорта в данном случае не рассматриваются.) Если участник ВЭД совершает разовое обеспечение, то, как правило, речь идет о сумме таможенных платежей. Как применяется генеральная гарантия в других странах? Рекомендации Киотской конвенции гласят: «Сумма генеральной гарантии должна устанавливаться на уровне эквивалентной полной суммы пошлин и налогов только в том случае, если эта гарантия распространяется на таможенные операции с товарами, которые сопряжены с высокой степенью риска мошенничества». По сути дела, речь идет об анализе рисков по аналогии со страхованием. Если у импортера есть генеральная гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств по нескольким таможенным операциям, с точки зрения здравой оценки ситуации сложно предположить, что все обязательства одновременно не будут выполнены. Размер гарантии должен соответствовать тому риску, который может действительно наступить.

Табл. 10

Размер обеспечения при генеральной гарантии - Киото (2)

- Везде, где это возможно, генеральная гарантия должна ограничиваться минимальной суммой, соответствующей национальным интересам.

- При определении суммы гарантии для новых участников таможенных правоотношений таможенная служба должна совместно с заинтересованным лицом и на основе имеющихся данных определиться относительно количества, стоимости, пошлин и налогов, применимых к товарам, подлежащим помещению под соответствующий таможенный режим, за определенный период. Путем экстраполяции таможенная служба может затем определить вероятную сумму пошлин и налогов, подлежащих уплате за период, соответствующий средней продолжительности пребывания товаров под таможенным режимом.

- Если генеральная гарантия применяется в отношении обязательств, сумма которых будет изменяться во времени, сумма гарантии должна быть установлена на достаточно высоком уровне, чтобы обеспечить покрытие обязательств перед таможенными органами во всякое время.

В табл. 10 можно ознакомиться с рекомендациями Киотской конвенции, говорящими о том, что при определенной сумме гарантии нужно определять стоимость товара, соответствующую определенному периоду времени. Если участнику ВЭД финансовая гарантия выдается на год, то не следует понимать это так, что при подсчете ее размера нужно брать все таможенные операции за год. В расчет берутся только те операции, которые совершаются одновременно или в определенный период.

Табл. 11

Положения российского законодательства

Размер генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 статьи 88 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В отношении отдельных видов товаров Правительство Российской Федерации вправе определять случаи и условия, при которых размер предоставляемого генерального обеспечения может быть ниже размера сумм таможенных пошлин, налогов, уплата которых обеспечивается таким генеральным обеспечением, а также порядок определения соотношения размера предоставляемого генерального обеспечения с размером сумм таможенных пошлин, налогов, уплата которых обеспечивается таким генеральным обеспечением.

В российском законодательстве существует общий принцип, который состоит в том, что размеры генерального обеспечения определяются исходя из сумм, подлежащих уплате таможенных платежей (табл. 11). В отношении отдельных видов товаров правительство вправе определять случаи и условия, когда этот размер может быть снижен. ФТС не возражает против реализации этого полномочия правительства, вместе с тем она ждет предложения от бизнеса относительно отдельных случаев, товаров и процедур.

Табл. 12

Снижение размера гарантии в европейской процедуре общего транзита

1. Сумма, покрываемая комплексной гарантией, равняется сумме гарантийной обеспечения.

2. Лица, представляющие компетентным органам доказательства своей финансовой состоятельности и соответствия стандартам надежности, описанным в пунктах 3 и 4 могут наделяться правом использования комплексной гарантии на меньшую сумму или освобождаться от гарантии.

3. Сумма, покрываемая комплексной гарантией, может быть снижена:

  1. до 50% от суммы обеспечения, если принципал докажет, что имеет достаточный опыт использования процедуры общего транзита;
  2. до 30% от суммы обеспечения, если принципал докажет, что имеет достаточный опыт использования процедуры общего транзита и весьма тесно сотрудничает с компетентными органами.

4. Освобождение от гарантии может предоставляться, если принципал докажет, что имеет

значительный опыт использования процедуры общего транзита, весьма тесно сотрудничает с компетентными органами, контролирует транспортные операции и имеет достаточные финансовые ресурсы для выполнения своих обязательств.

В табл. 12 демонстрируются самые простые аналоги. Видно, что речь идет о значительном снижении размера гарантии – на 50% от общей суммы и даже на 70% от общей суммы. То есть у принципала остается обязательство предоставить гарантию только на 30% от суммы возможного таможенного долга. Это серьезное упрощение и снижение стоимости гарантий. Но при этом нужно учитывать ряд условий. Принципал должен представить доказательства своей финансовой состоятельности в соответствии со стандартом надежности. Он должен доказать, что он имеет значительный опыт и тесно сотрудничает с компетентными органами. В дополнение к процедуре общего транзита есть расшифровка этих критериев. Например, доказательством достаточного опыта является правильное использование процедуры общего транзита, и в зависимости от степени упрощения этот опыт исчисляется одним, двумя или тремя годами. Если принципал претендует на то, чтобы быть освобожденным от предоставления финансовой гарантии, то он минимум три года должен правильно исполнять правила. Есть оговорка о возможности сокращения этих сроков.

Табл. 13

Критерии для упрощения

Критерий

Комментарий

1) Достаточный опыт

Доказательством достаточного опыта является правильное использование процедуры общего транзита лицом в качестве принципала в течение одного из следующих периодов, предшествующих его обращению о сокращении размера гарантии: один год для применения Статьи 57 (3) (a) и Статьи 58 (b); два года для применения Статьи 57 (3) (b) и Статьи 58 (2) (a); три года для применения Статьи 57 (4) и Статьи 58 (2) (b). Эти периоды уменьшаются до одного года для заявителей, использующих методы обработки данных для подачи транзитных деклараций.

2) Высокий уровень сотрудничества с компетентными органами

Принципал достигает высокого уровня сотрудничества с компетентными органами путем внедрения в управление своими операциями специальных мер, облегчающих этим органам проведение проверок и защиту соответствующих интересов. С согласия компетентных органов такие меры могут затрагивать, inter alia:

особые методы заполнения транзитных деклараций (в частности,

использование методов обработки данных);

или

содержание таких деклараций с представлением принципалом дополнительной информации, которая не является обязательной;

или

- методы выполнения формальностей при помещении товаров подданную процедуру (например, представление принципалом декларации всегда в один и тот же таможенный орган).

3) Контроль над транспортными операциями

Принципал демонстрирует, что он осуществляет контроль над транспортными операциями, inter alia:

a) путем самостоятельного осуществления транспортной операции с применением высоких стандартов безопасности;

или

b) используя перевозчика, с которым он имеет длительные контрактные отношения, и который предоставляет услуги, отвечающие высоким стандартам безопасности;

или

c) используя посредника, состоящего в договоре с перевозчиком, который предоставляет услуги, отвечающие высоким стандартам безопасности.

4) Достаточные финансовые ресурсы для обеспечения обязательств

Принципал демонстрирует наличие у него финансовых ресурсов достаточных для обеспечения своих обязательств путем представления компетентным органам доказательства, что он располагает средствами для погашения задолженности, возможной в связи с соответствующими товарами.

Еще один критерий (табл. 13 п. 1). Высший уровень сотрудничества с компетентными органами. Я бы перевела это таким образом. Принципал согласен нести расходы на какие-то нестандартные процедуры контроля и добровольно брать на себя некие дополнительные обязательства. А также вести дополнительный учет, который в принципе не нужен при стандартной процедуре. Сообщать в таможенный орган дополнительную информацию, которая при стандартной процедуре не нужна. То есть нужно продемонстрировать, что принципал не будет прятаться за какую-то инструкцию и говорить, что он рассчитывает на упрощения, но при этом ничего не должен таможне и т.д. Принципал должен продемонстрировать, что в определенных случаях он может быть опорой для компетентных органов.

Третье. Принципал должен осуществлять контроль за транспортными средствами (табл. 13 п. 2).

Это значит, что он не просто сторонний поручитель (табл. 13 п. 3). Он действительно гарантирует таможне, что он не дает поручительство первому попавшему перевозчику и просто зарабатывает на этом. Это значит, что принципал владеет ситуацией и что он понимает, где находится транспортное средство.

Что значит «достаточные финансовые ресурсы для обеспечения обязательств»? Здесь можно использовать те критерии, которые уже установлены нашим правительством. Можно говорить о договоре страхования, банковской гарантии, о наличии имущества. То есть это уже вопросы в большей степени технические.

Рекомендациями к Киотской конвенции предусматривается возможность освобождения от предоставления финансовых гарантий (табл. 13 п. 4).

Возникает вопрос: о каких лицах идет речь в данном критерии упрощения? кому Киото рекомендует предоставлять преимущества в гарантиях?

Табл. 14

Преимущества в предоставлении финансовых гарантий - Киото

Таможенная служба рассматривает вопрос о предоставлении освобождения (от предоставления гарантии) лицам:

- созданным на таможенной территории, на которой подается заявление о предоставлении освобождения;

- регулярно использующим соответствующую таможенную процедуру;

- финансовое положение которых позволяет им исполнять свои обязательства;

- не совершившим серьезных нарушений таможенного и налогового законодательства; и

- обязующимся произвести уплату любых причитающихся сумм незамедлительно по получении первого письменного требования таможенной службы.

Первое – это резидент территории (т.е. не иностранец). Второе условие – лицо должно иметь определенную историю в области ВЭД. Третье – это отсутствие серьезных нарушений. Не любых нарушений, а серьезных нарушений. В этом плане у нас идут постоянные дискуссии о том, как определять серьезность нарушений – как размер ущерба или по составу часть 1.16.2 и часть 2.16.2 Таможенного кодекса. Это уже набившая оскомину дискуссия. Обязующийся должен произвести уплату любых причитающихся сумм незамедлительно по получении первого требования от таможенного органа. Таким образом он принимает на себя повышенные обязательства (табл. 14).

Следующий набор требований из той же самой европейской системы транзита состоит в следующем. Принципал должен регулярно исполнять таможенные процедуры, не совершать серьезных или повторяющихся нарушений. Компетентные органы могут наблюдать за процедурами и осуществлять контроль без усилий, несоразмерных требованиям заинтересованного лица. Получается, что заинтересованное лицо берет на себя контрольные функции. Да еще и обязательства расплатиться, если что не так.

Табл. 15

Критерии для применения упрощенных процедур в европейской процедуре общего транзита

1. Разрешения, упомянутые в Статье... выдаются только лицам, которые:

  1. учреждены в Договаривающейся Стороне, при условии, что разрешение на и с пользование комплексной гарантии может быть предоставлено только лицам, учрежденным в стране, в которой предоставляется гарантия;
  2. регулярно используют процедуру общего транзита, или компетентные органы которых знают, что они в состоянии выполнять обязательства в соответствии с такой процедурой, или, в отношении упрощенной процедуры, упомянутой в Статье 48(1)(f), регулярно получают товары, помещенные под процедуру общего транзита; и
  3. не совершали никаких серьезных или повторяющихся нарушений таможенного или налогового законодательства.

2.В целях обеспечения должного контроля за упрощенным и процедура ми, разрешения выдаются если:

  1. компетентные органы могут наблюдать за применением процедуры и осуществлять контроль без административных усилий, несоразмерных требованиям заинтересованного лица; и
  2. заинтересованное лицо ведет отчетность, позволяющую компетентным органам осуществлять эффективный контроль.

Заинтересованное лицо ведет отчетность, возлагаемую на него компетентным органом, осуществляющим эффективный контроль. В России это требование выполнить непросто. В таможенном законодательстве есть разного рода варианты отчетности. Вместе с тем, чаще всего используется как формальная процедура, а не инструмент контроля (табл. 15).

 

Международный экспедитор №3 (2013)


Вернуться к разделу Таможня

Новости

Лента новостей

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России

Член Морского совета Петербурга найден мертвым. Он отвечал за крупнейшие транспортные выставки России В Петербурге возбудили дело об убийстве члена Морского совета при правительстве города Александра Ти...

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота

В Москве пройдет VII съезд Общероссийского движения поддержки флота В работе съезда примут участие представители более 60 региональных отделений Движения, будут избраны...

Российская экономика

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России

«Регуляторный хаос» на федеральном уровне ведет к снижению инвестиционной активности в регионах России Негативный эффект регуляторной деятельности демонстрирует и ситуация в рыбной отрасли, одной из важн...

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа

НОВАТЭК открыл Северо-Обское месторождение с запасами 320 млрд. куб. м. газа По размеру запасов месторождение относится к уникальным.

Транспортная политика

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры

Мост на Сахалин включен в утвержденный правительством план модернизации магистральной инфраструктуры Комплексный план разработан во исполнение одного из пунктов указа президента РФ от 7 мая «О национал...

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере

Государства ШОС будут развивать сотрудничество в транспортной сфере Стороны намерены расширять сотрудничества в транспортной сфере, в том числе путем создания новых и м...

Морские порты

Государство уходит из отраслевых проектов, предпочитая им Комплексный план развития инфраструктуры – Дмитрий Морозов, глава комитета АСОП

Государство уходит из отраслевых проектов, предпочитая им Комплексный план развития инфраструктуры – Дмитрий Морозов, глава комитета АСОП Глава комитета по инвестициям и производственным вопросам АСОП Д. Морозов рассказал о проблемах и пе...

Гендиректор Находкинского МТП ознакомился с японским опытом по организации экологически безопасной перевалки угля

Гендиректор Находкинского МТП ознакомился с японским опытом по организации экологически безопасной перевалки угля Особенностью японского подхода является активное применение зеленых насаждений: благодаря растениям ...




Морской транспорт

КМЗ завершил ремонт маршевых двигателей МПК «Мончегорск»

КМЗ завершил ремонт маршевых двигателей МПК «Мончегорск» Специалистами предприятия была проведена заменена всех фильтрующих элементов, неисправных форсунок и...

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику

Росрыболовство в конце 2018 года начнет научную экспедицию в Антарктику Научно-исследовательский флот Росрыболовства ежегодно проводит многочисленные экспедиции для оценки ...

Речной транспорт

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях

Флот Амурского газоперерабатывающего завода перезимует на двух судостроительных предприятиях Благовещенский судостроительный завод разместит у себя половину флота Амурского ГПЗ, еще четыре морс...

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран

Дочерняя компания «Газпрома» закупает судно-катамаран Судно закупается для перемещения персонала и оборудования по воде, а также буксировки специальных ср...

Ж/Д транспорт

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков

Минтранс выступает за дифференциацию грузовых ж/д тарифов исходя из состояния участков РЖД планируют увеличить грузовой тариф на узких местах железных дорог.

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу

Правительство обсудит в ноябре сохранение экспортной надбавки к ж/д тарифу Необходимость сохранения надбавки в РЖД обосновывют тем, что это позволит компенсировать последствия...

Авто транспорт

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей

Реконструкция дальних автоподходов к Крымскому мосту обойдется в 86,4 млрд. рублей План предусматривает реконструкцию 136 км. автомобильной дороги.

Дальние автоподходы к Крымскому мосту включены в план развития магистральной инфраструктуры России

Дальние автоподходы к Крымскому мосту включены в план развития магистральной инфраструктуры России Федеральная трасса общего пользования А-289 «Краснодар – Тамань» после реконструкции станет наиболее...

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Особенности работы службы капитана порта Архангельск

Особенности работы службы капитана порта Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад, в 1584 ...

Морской транспорт

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Green Award дал высокую оценку СКФ

Green Award дал высокую оценку СКФ Компания SCF Management Services (Dubai), отвечающая за техническое управление флотом группы...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

История крейсеров

История крейсеров Первый русский военный корабль «Орел» был построен по проекту голландского судостроителя Ванбуковена...

Писатель и моряк

Писатель и моряк В столичном киноконцертном зале «Россия» на Пушкинской площади в пятницу, 13 июля, в день 90-летия с...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...