Добыча нефти. Постсоветский рекорд

Грузовая база

Стабилизация нефтедобычи на старых месторождениях и развитие новых проектов

В 2012 году объем добычи нефти в России достиг 518 млн тонн и впервые превысил уровень 1990 года. Показатель был обеспечен как посредством стабилизации добычи на традиционных, старых, месторождениях вследствие внедрения специальных технологий повышения нефтеотдачи, так и за счет наращивания добычи на новых месторождениях.

Крупнейшими «точками роста» отечественной нефтедобычи сегодня становятся Ванкорское и Верхнечонское месторождения «Роснефти», каспийские месторождения «ЛУКОЙЛа», якутские проекты «Сургутнефтегаза», месторождения севера ЯНАО и юга Оренбургской области «Газпром нефти», месторождения имени Требса и Титова «Башнефти», проекты «РуссНефти» в Томском регионе и другие.

В дальнейшем существенного роста добычи не ожидается, наиболее вероятен сценарий фиксирования ежегодных объемов добываемой нефти на уровне прошлого года. Так, согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2014-2015 годах добыча нефти в России составит около 516 млн тонн, и при определенных экономических условиях такой уровень сохранится вплоть до 2030 года.

Галина Музлова

В 2012 году в России было добыто 518,02 млн тонн нефти, что на 1,3% больше уровня 2011 года. Фактически достигнутый уровень оказался выше прогнозных показателей (например, Министерство энергетики ожидало, что в 2012 году добыча нефти увеличится по сравнению с предыдущим годом лишь на 0,6%). Кроме того, объем нефтедобычи в 2012 году стал своего рода постсоветским рекордом – показатель впервые превысил результат 1990 года (515,9 млн тонн).

Высокий показатель был достигнут благодаря продолжающемуся росту добычи нефти на новых месторождениях, в первую очередь, на Ванкорском в Восточной Сибири, а также стабилизации добычи на традиционных западносибирских месторождениях, что явилось результатом проводимой государственной политики по стимулированию добычи трудноизвлекаемых запасов (ТИЗ) и применения специальных технологий повышения нефтеотдачи.

Активное внедрение горизонтального бурения, гидроразрыва пласта (ГРП) и других технологий позволило начать добычу нефти из недоступных ранее пластов и в значительной мере переломить тенденцию падения добычи на традиционных месторождениях, истощённых в ходе длительной эксплуатации.

 

«Роснефть»: ставка на Ванкор

По итогам 2012 года добыча «Роснефти» составила 122 млн тонн нефти, что на 2,8% больше показателя 2011 года. Добыча ТНК-BP составила 85,3 млн тонн, показав увеличение по отношению к предыдущему году почти на 2%. Суммарная добыча «Роснефти» за 2012 год («Роснефть» завершила все сделки по приобретению ТНК-ВР в марте текущего года) составила немногим более 207 млн тонн.

В настоящее время рост добычи происходит не на всех принадлежащих «Роснефти» месторождениях. Добыча падает в Ставрополье, Дагестане, в небольших добычных проектах на севере России, а также сахалинских проектах. Это снижение компенсируется ростом добычи на новых месторождениях. Так, по итогам первого квартала 2013 года добыча «Верхнечонскнефтегаза» и Уватского проекта выросла в пределах 17%. Максимальный же рост показала «Ванкорнефть» – 25%. Также на 1% увеличилась добыча «Самарнефтегаза». В целом по итогам первого квартала 2013 года добыча нефтяного сырья «Роснефтью» выросла на 2%, в то время как добыча на месторождениях консолидируемой ТНК-BP снизилась на 2,7%.

Согласно последним официальным заявлениям руководства «Роснефти», в 2013 году суммарная добыча нефти составит порядка 206 млн тонн (интересно, что в январе текущего года Игорь Сечин называл более оптимистичные показатели – 210-215 млн тонн). В период до 2020 года госкомпания намерена планомерно наращивать добычу существующими доказанными запасами, основная часть которых сосредоточена на 11-ти крупнейших месторождениях, включая Ванкорское, Приобское, Малобалыкское и Мамонтовское. Важный акцент в развитии компании планируется сделать на газовые проекты.

Безусловно, на данный момент для «Роснефти» основным источником увеличения добычи является Ванкорское месторождение. Из всех проектов госкомпании Ванкор – самый масштабный и капиталоёмкий. В 2012 году на этом месторождении было добыто свыше 15 млн тонн нефти (пик добычи составляет 25,5 млн тонн нефти в год, на этот уровень компания планирует выйти в 2014 году), что составляет 12,6% объёма добычи «Роснефти» и 91,7% её добычи на восточносибирских месторождениях.

В дальнейшем «Роснефть» планирует достичь существенного синергетического эффекта в результате объединения активов с ТНК-ВР и совместной разработки ряда месторождений в этом регионе. По словам Игоря Сечина на CERA Week в марте 2013 года, синергетический эффект будет особенно заметен при разработке Ванкора и расположенных рядом месторождений ТНК-ВР: «Интеграция активов позволяет нарастить ресурсную базу в Восточной Сибири на 2,7 млрд баррелей. С 1994 года эти запасы не разрабатывались из-за необходимых колоссальных инвестиций, теперь это станет возможно с учетом значительных синергий по использованию транспортной и газоперерабатывающей инфраструктуры, созданной «Роснефтью» на Ванкоре».

Речь в первую очередь идет о совместной разработке Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского и Верхнечонского месторождений. «Роснефть» собирается передать под управление своей дочерней «Ванкорнефти» все участки ТНК-ВР, включая 50% проекта разработки Мессояхи, который она ведет с «Газпром нефтью» в рамках «Славнефти». Инвестиционное решение по Мессояхскому месторождению ожидается в первой половине 2014 года, а по Куюмбинскому – в конце 2014 года. Начало добычи на Мессояхе планируется в 2016 году, на Куюмбе – в 2017 году.

Что же касается «Славнефти», совместного предприятия «Газпром нефти» и ТНК-ВР, то в 2012 году ее совокупная добыча составила 17,9 млн тонн нефти, что на 1,2% ниже уровня 2011 года. Вместе с тем, компания провела значительные геолого-разведочные работы, в результате которых открыла 4 новые залежи нефти – по одной на Тайлаковском, Аганском, Западно-Асомкинском и Западно-Усть-Балыкском лицензионных участках в ХМАО-Югре.

Если говорить о более долгосрочных возможностях наращивания добычи «Роснефти» за счет новых месторождений, то стоит упомянуть проекты компании на шельфе Охотского моря. В мае 2013 года «Роснефть» подписала соглашение о сотрудничестве с японской Inpex, в рамках которого компании будут совместно осваивать участки Магадан-2 и Магадан-3. Согласно лицензионному соглашению «Роснефть» должна провести на двух участках 2D-сейсморазведку, а до 2019 года пробурить поисковые скважины. На сегодняшний день суммарные извлекаемые запасы участков Магадан-2 и Магадан-3 составляют 840 млн тонн нефти и 921 млрд кубометров газа, о планируемых объемах ежегодной добычи пока не сообщается.

 

«Лукойл»: снижение добычи в 2012 году

В последние годы основной проблемой нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» стало падение добычи нефти в основном из-за истощения западносибирских месторождений. В 2012 году «ЛУКОЙЛ» приостановил темпы падения добычи, но преломить тенденцию не удалось: объем добытого нефтяного сырья составил 89,9 млн тонн, что на 0,9% меньше, чем в 2011 году (для сравнения: в 2010 году добыча нефти компании сократилась на 1,7%). Сейчас, согласно оценке экспертов, «ЛУКОЙЛ» обеспечен запасами углеводородов примерно на 20 лет, за последние годы компанией было открыто 5 месторождений в Пермском крае, Республике Татарстан, Волгоградской области и Республике Узбекистан и начата добыча углеводородного сырья на 7-ми новых месторождениях.

Для реализации в среднесрочной перспективе у компании есть ряд крупных проектов. Например, каспийское месторождение им. Филановского – самое крупное по запасам нефти месторождение, открытое в России за последнее десятилетие. Его оценочные запасы составляют 220 млн тонн нефти, газа – 40 млрд кубометров. Проектная добыча нефти должна составить 8 млн тонн, ввод месторождения намечен на 2015 год.

Также в прошлом году «ЛУКОЙЛ» выиграл на аукционе Роснедр право пользования участком недр федерального значения, включающим Имилорское, Западно-Имилорское и Источное месторождения в ХМАО. Кроме того, по официальному заявлению вице-президента компании Леонида Федуна, в настоящее время «ЛУКОЙЛ» рассматривает возможность приобретения лицензий на разработку других месторождений с ТИЗ – так называемые ачинские пласты, которые ещё 5 лет назад считались неизвлекаемыми, а сегодня с помощью технологий, опробованных в Северной Америке, такие запасы могут быть извлечены.

В целом предполагается, что в будущем стабилизация добычи нефти «ЛУКОЙЛом» наступит в основном благодаря увеличению добычи в Пермском крае и на Каспии. Прирост также ожидается по перспективным проектам компании в ЯНАО. Кроме того, в феврале 2013 года компания заявляла о намерении начать разведочные работы на побережье Якутии, но учитывая, что речь идет о районе, где в радиусе 900 км нет инфраструктуры, а стоимость бурения одной скважины оценивается примерно в $200 млн, реализация данного проекта в обозримой перспективе представляется маловероятной.

Эксперты прогнозируют, что в текущем году «ЛУКОЙЛ» выйдет на небольшой прирост добычи (до 1%), но руководство компании более оптимистично: согласно стратегии развития на период 2012-2021 года, «ЛУКОЙЛ» в 2013 году планирует достичь отметки 92,3 млн тонн, а еще через год – более 100 млн тонн. Затем, согласно стратегии, производство должно расти в среднем на 3,5% в год и к 2021 году увеличиться до 115,5 млн тонн. Порядка 17% добычи к тому времени компания планирует получать от зарубежных проектов.

 

«Сургутнефтегаз»: стабилизация добычи и акцент на Якутию

Объем добычи нефти «Сургутнефтегаза» по итогам 2012 года составил 61,4 млн тонн, что на 1% выше показателя 2011 года. В том числе в Республике Саха (Якутия) добыча в 2012 году выросла более чем на 22% и составила 6,6 млн тонн. В дальнейшем компания планирует держать планку текущей годовой добычи в 61-62 млн тонн нефти вплоть до 2030 года.

Весьма красноречиво стратегию компании характеризует высказывание её гендиректора Владимира Богданова в недавнем интервью ИА «Интерфакс»: «Я не вижу экономического смысла наращивать объемы добычи. Можно добывать больше, но нам интереснее эксплуатировать месторождение десятилетиями, постоянно вводя новые технологии, повышая коэффициент нефтеотдачи, чем извлечь из недр единовременно весь потенциал».

Стремясь компенсировать падение добычи на истощающихся месторождениях Западной Сибири, компания возлагает надежды в основном на Якутию. По мнению экспертов, разработка новых месторождений в этом регионе позволяет компании сохранять стабильный общий уровень добычи.

«Сургутнефтегаз» имеет 27 лицензий на разработку месторождений в Восточной Сибири, причем введено в эксплуатацию пока только 4 участка: Талаканское, Алинское, Северо-Талаканское и Восточно-Алинское месторождения. К 2015 году на месторождениях этого региона компания планирует добыть 8,08 млн тонн. К 2016 году предполагается ввести еще 5 месторождений в Якутии и Иркутской области.

Еще один перспективный регион для экспансии «Сургутнефтегаза» – Тимано-Печорская провинция, где компания намерена увеличить запасы категории С1 с нынешних 240 млн баррелей до 365-400 млн баррелей, необходимых для рентабельной добычи.

 

«Газпром нефть»: Оренбург и север Ямала

«Газпром нефть» добыла в 2012 году 31,64 млн тонн, что на 4,4% больше, чем в предыдущем году. Основным фактором роста добычи компании стало приобретение прав на разработку Оренбургского нефтяного месторождения в 2011 году. Кроме того, «Газпром нефть» стала владельцем Капитоновского и Царичанского месторождений. Суммарные запасы приобретаемых участков составляют более 180 млн тонн н.э. По итогам 2012 года предприятия «Газпром нефти» добыли в Оренбургской области более 2 млн тонн н.э., а в течение последующих 5 лет объемы добычи планируется довести до 6 млн тонн н.э. в год.

Как отмечают специалисты компании, возможность использования инфраструктуры уже принадлежащих «Газпром нефти» месторождений в Оренбургской области позволит получить синергетический эффект от приобретения этого актива. По сути, сейчас в Оренбурге создается новый кластер добычи, и этот регион остается для «Газпром нефти» одним из наиболее приоритетных. По мнению руководства компании, Оренбургская область имеет множество преимуществ, позволяющих повысить эффективность бизнеса: развитая инфраструктура, значительные запасы углеводородов и более низкие затраты на их разработку по сравнению с Западной и Восточной Сибирью. В ближайшие годы «Газпром нефть» планирует наращивать добычу в Оренбургской области.

Второй регион, представляющий собой основу для дальнейшего роста добычи компании – север ЯНАО. Кроме Мессояхского месторождения (разрабатывает совместно с ТНК-ВР), недавно у компании в этом регионе появился ещё один проект – Новопортовское месторождение, которое компания получила в прошлом году от «Газпрома». В 2012 году начата добыча нефти из первой эксплуатационной скважины, круглогодичное производство планируется начать в 2014 году, а к 2020 году это месторождение может давать 5% нефти в общей добыче компании (примерно 5,4 млн тонн). Согласно планам компании, накопленная добыча нефти на Новопортовском за период с 2015 по 2041 год составит почти 80 млн тонн, к тому времени будут пробурены 303 скважины. «Газпром нефть» уже подтвердила возможность организации круглогодичного вывоза нефти с месторождения морским путем.

Кроме того, «Газпром нефть» активизирует разведочные работы в Арктике. В частности, летом текущего года компания планирует пробурить скважины на Долгинском нефтяном месторождении в Печорском море. Это крупное месторождение, его извлекаемые запасы оцениваются более чем в 200 млн тонн нефти. Эксплуатация месторождения начнется не ранее 2020 года, пиковый объем добычи ожидается в 6-7 млн тонн нефти в год.

К 2025 году, согласно недавно принятой стратегии развития, «Газпром нефть» планирует добывать 100 млн тонн нефтяного эквивалента в год. В период до 2025 года приоритетами «Газпром нефти» в сегменте добычи останутся сохранение лидирующих позиций при реализации проектов на севере ЯНАО, работа на шельфе, вовлечение нетрадиционных запасов за счет применения передовых технологий, а также активное развитие проектов за рубежом: за пределами России компания планирует добывать не менее 10% от общего объема добычи нефти.

 

«Татнефть»: расширение ресурсной базы вне Татарстана

Добыча нефти компанией «Татнефть» в 2012 году достигла 26 млн тонн, что немногим (на 0,3%) выше показателя 2011 года. Компания уже много лет удерживает добычу нефти на этом уровне и планирует ее удерживать вплоть до 2030 года, причем данный объем нефтедобычи обходится ей с каждым годом всё дороже, поскольку стабилизация добычи нефти требует внедрения методов увеличения нефтеотдачи и роста объемов горизонтального бурения. Если в 2009 году удельные затраты на добычу нефти составляли $4,5 на баррель, то в 2012 году превысили $6,5 на баррель. С помощью методов увеличения нефтеотдачи в 2012 году было добыто 5,9 млн тонн нефти, в то время как в 2011 году добыча этими методами составила уже 5,5 млн тонн.

На сегодняшний день «Татнефть» обеспечена доказанными запасами более чем на 30 лет (при условии нынешнего уровня добычи), что делает её одним из лидеров отрасли по данному показателю. Основная ресурсная база компании в настоящее время находится в Республике Татарстан, где расположено 6 главных месторождений, на которые в совокупности приходится порядка 80% добываемой нефти.

Одной из основных проблем компании является истощенность ресурсной базы (например, крупнейшее Ромашкинское месторождение выработано более чем на 80%). Частично решить эту проблему «Татнефть» пытается за счет разработки углеводородных ресурсов за пределами Татарстана. Сейчас «Татнефть» разрабатывает месторождения в Калмыкии, Оренбургской, Самарской и Ульяновской областях, а также в Ненецком АО. За пределами Татарстана в 2012 году компанией было добыто 302 тыс. тонн нефти (1,2% от общей добычи), а в 2013 году этот показатель должен достичь 330 тыс. тонн нефти и в последующие годы постепенно расти.

Ещё одной проблемой «Татнефти» является значительная доля высоковязкой нефти в ресурсной базе. Добыча такой нефти требует специальных технологий, и в настоящее время компания прилагает значительные усилия для интенсификации этого процесса. По сообщению компании, необходимые технологии для повышения эффективности добычи высоковязкой нефти будут разрабатываться, в том числе и в «Сколково», где «Татнефть» планирует разместить свой научно-технический центр. Сейчас нефть высокой вязкости добывается в основном на Ашальчинском месторождении, расположенном в Альметьевском районе Татарстана. В настоящее время для вязкой нефти в России существует льготная ставка пошлины на экспорт, и компания заинтересована в увеличении объемов добычи.

Важнейшим событием для «Татнефти» в 2012 году стал запуск собственного перерабатывающего комплекса «Танеко» мощностью 7 млн тонн нефти в год. «Танеко» позволил «Татнефти» существенно сократить операционные и транспортные издержки и повысить показатель экономической эффективности.

 

«Башнефть»: в центре внимания новый добывающий актив

В 2012 году компания «Башнефть» увеличила добычу нефти на 2% по сравнению с 2011 годом – до 15,4 млн тонн. Тенденция роста добычи сохраняется с 2009 года – с приходом АФК «Система» в качестве нового собственника башкирского ТЭК (в период 2001-2008 добыча находилась на уровне 12 млн тонн в год, а в предыдущий период падала). Прирост добычи до 2012 года достигался преимущественно на старом фонде скважин за счет увеличения нефтеотдачи, оптимизации работы скважин, совершенствования системы заводнения, проведения ряда геолого-технических мероприятий и повышения их эффективности, а также применения ГРП.

В 2011 – первой половине 2012 года «Башнефть» получила лицензии на 7 участков на территории Башкортостана и на 6 участков на территории Ненецкого АО, а также лицензии на право разведки и добычи нефти в пределах участка недр федерального значения, включающего нефтяные месторождения имени Требса и Титова в Ненецком АО – одни из самых крупных среди разведанных континентальных месторождений в России (их суммарные извлекаемые запасы нефти составляют около 140,1 млн тонн нефти). Затем лицензия на новые месторождения была передана созданному совместному предприятию ООО «Башнефть-Полюс» (74,9% принадлежит «Башнефти», а 25,1% – «ЛУКОЙЛу»). 18 мая 2012 года Роснедра отменили решение о передаче лицензии СП, поскольку у «Башнефть-Полюс» отсутствуют перерабатывающие мощности (обязательный пункт лицензионного соглашения), и вернули лицензию «Башнефти». В ноябре прошлого года компания подала на изменение (уточнение) условий лицензии и на повторное переоформление ее на СП с «ЛУКОЙЛом». Окончательного решения властей по этому вопросу пока нет. Впрочем, это обстоятельство не мешает «Башнефти» продолжать работы по подготовке месторождений к началу промышленной добычи, которое запланировано на третий квартал 2013 года.

Выход месторождений Требса и Титова на проектную мощность запланирован на 2018 год. Ожидается, что ежегодно на них будет добываться 4,5-6 млн тонн нефти в год. Именно этот объем станет основным добывающим активом «Башнефти», который ликвидирует дисбаланс между мощной переработкой и слабой добычей компании.

Что касается планов по объемам добычи нефти компании, то, согласно заявлению главы АФК «Система» (основной акционер «Башнефти») Владимира Евтушенкова в феврале 2013 года, «Башнефть» к 2022 году будет стремиться к уровню добычи нефти в 60 млн тонн ежегодно. Ресурсы такой динамики В.Евтушенков не уточнил, пояснив лишь, что  компания будет развиваться не только в России, но и за рубежом, приобретая зарубежные активы. Кроме того, рассматривается возможность нескольких сделок по слиянию и поглощению. Очевидно, что четырехкратный рост добычи компании в среднесрочной перспективе не могут дать ее собственные текущие активы. Аналитики полагают, что существенно нарастить объемы добычи «Башнефти»  позволило бы слияние с «РуссНефтью». Обе компании в настоящее время принадлежат АФК «Система» и вопрос об их объединении поднимался уже давно, однако окончательного решения принято не было из-за высокой долговой нагрузки «РуссНефти».

 

«РуссНефть»: нефтедобыча смещается в Томский регион

«РуссНефть» по итогам 2012 добыла 13,9 млн тонн, что на 1,7 % превышает аналогичный показатель 2011 года. Положительная динамика добычи была достигнута путем реализации производственных программ компании на месторождениях Западной Сибири и Томской области.

Так, в Томской области за счет развития инженерной инфраструктуры нефтепромыслов и реализации программ бурения «РуссНефть» увеличила добычу нефти по сравнению с прошлым годом на 54% – до 1,045 млн тонн. В будущем на базе месторождений Томского региона компания планирует сформировать и развивать новый добывающий центр, который существенно дополнит традиционные регионы добычи «РуссНефти».

Стратегическим производственным проектом «РуссНефти» также является разработка Шапшинской группы месторождений в ХМАО. По итогам прошлого года добыча нефти на лицензионных участках этой группы составила 1,4 млн тонн. Обустройство инфраструктуры нефтепромысла продолжится и в 2013 году. Реализация технических мероприятий в текущем году позволит оптимизировать технологический процесс подготовки и сдачи нефти и выйти на запланированный годовой объем добычи в 1,5 млн тонн нефти. Также в 2012 году в промышленную эксплуатацию были введены Ново-Аганское и Поселковое месторождения в ХМАО.

Что касается долгосрочных планов, то согласно стратегии «РуссНефти» к 2020 году объем добычи достигнет 15 млн тонн. Компания планирует сосредоточиться на активном вовлечении в разработку имеющихся лицензионных участков с уточнением геологической структуры запасов. Рост добычи будет обусловлен реализацией масштабных программ эксплуатационного бурения,  активного использования инновационных методов добычи и интенсификации нефтеотдачи пластов.

 

Заключение

В целом, согласно прогнозу Минэнерго, добыча нефти в России в 2013 году составит около 520 млн тонн. Мин-экономразвития менее оптимистично и называет цифру 516 млн тонн. Такой же уровень добычи Минэкономразвития ожидает в 2014-2015 годах, в 2016 году он прогнозируется на уровне 517 млн тонн. В период до 2030 года, согласно прогнозу Минэкономразвития, будет происходить постепенное замедление темпов роста добычи нефти, в рамках инновационного сценария предполагается стабилизация добычи на уровне 512-517 млн тонн нефти в год.

Такой прогноз основан на том, что новые месторождения в среднесрочной перспективе способны лишь покрыть неизбежное падение добычи нефти на традиционных месторождениях, но не обеспечить сколько-нибудь существенного прироста объемов.

Почему так происходит? Ведь ситуация с приростом запасов нефти, казалось бы, вполне благополучна: за последние 5 лет приращивается больше, чем добывается. Оказывается, основная проблема состоит в том, что за счёт запасов новых месторождений и залежей компенсируется не более 15-20% текущей добычи, а все остальные приросты – это либо доразведка уже разрабатываемых месторождений, либо переоценка запасов с увеличением коэффициента извлечения нефти. Иными словами, далеко не все разведанные запасы вовлекаются в добычу.

Ещё один фактор – сокращение объемов проведения геологоразведочных работ. Сегодня большинство действующих лицензионных соглашений не обязывают добывающие компании к проведению геологоразведочных работ (такие обязательства содержит лишь 21% лицензий). Объёмы поисково-разведочного бурения сократились за 10 лет почти в 2 раза – с 2 млн в 2001 году до 1,17 млн погонных метров проходки в 2011 году. Для обеспечения же расширенного прироста запасов нефти необходимо увеличивать объёмы бурения как минимум в 2,5 раза.

По словам руководителя Роснедр Александра Попова на заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности в феврале 2013 года, если не вводить в эксплуатацию неразрабатываемые месторождения и залежи, а оставить всё «как есть», то после 2020 года добыча нефти в России начнет снижаться и к 2030 году может сократиться до 360 млн тонн.

Конечно, эта цифра – скорее тревожное предупреждение, нежели вариант прогноза объемов добычи. Вместе с тем, очевидно, что будущее развитие российской нефтяной отрасли напрямую зависит от эффективного воспроизводства запасов.

 

Морские порты №4 (2013)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...