Что мешает улучшить положение судоремонтников? - Морские вести России

Что мешает улучшить положение судоремонтников?

08.01.2014

Судостроение

История Канонерского судоремонтного завода неразрывно связана с открытием Морского канала, который был построен в 1886 году по проекту выдающегося промышленника Николая Путилова. Морской канал открыл свободный доступ океанским кораблям в Санкт-Петербург, что было необходимо для укрепления торговых связей России с западными государствами.

Николай Вихров, генеральный директор ЗАО «КСЗ»

 

От рождения до наших дней

Для обслуживания землечерпательных судов, работавших на строительстве канала, на Канонерском острове в 1879 году была построена слесарная мастерская, а в 1883 году – кузница, на базе которой выросли Канонерские судоремонтные мастерские. Именно они заложили основу будущему предприятию. С 1909 по 1914 год здесь началось интенсивное строительство слесарного, корпусно-котельного и кузнечного цехов, был приобретен док грузоподъемностью 1400 тонн.

В 1923 году Канонерские мастерские становятся основной судоремонтной базой Балтийского пароходства. К 1928 году в цехах насчитывалось более 180 единиц оборудования. Такое материально-техническое оснащение позволило приступить к ремонту морских судов. Сами же мастерские были переименованы в Канонерский судоремонтный завод Балтийского морского пароходства.

В 1924 году здесь начался ремонт ледокола «Красин», который затем ушел спасать полярную экспедицию исследователя Умберто Нобиле. В 1931 году силами канонерцев был переоборудован теплоход «Каспийск», на котором установили два дизеля фирмы «Манн». Годом позже завод переоборудовал океанское судно «Алеут» в первую в стране китобойную базу с отделением для обработки продукции.

В годы Великой Отечественной войны Канонерский судоремонтный завод стал одним из оборонных предприятий города. Коллектив предприятия быстро освоил выпуск фугасных и авиационных бомб и снарядов, выполнял срочный ремонт военных катеров и кораблей. Почти 400 работников завода погибли на фронте, умерли от голода, бомбежек и артобстрелов. Но завод продолжал работать. Места у станков занимали женщины и даже дети. В 1943 году Канонерский завод полностью перешел на выпуск боеприпасов и сопел для реактивных установок «катюша».

После прорыва блокады Ленинграда деятельность Канонерского завода вошла в привычное русло. Уже в 1945 году коллектив ликвидировал часть разрушений, приобрел новое станочное оборудование и даже выполнил уникальную техническую задачу – удлинил корпус судна, установив шестнадцатиметровую вставку. Тогда же канонерцы провели капитальный ремонт морских пароходов «Профессор Попов», «Харьков», «Петровский», «Бородино», а также переоборудовали дизель-электроход «Обь» для антарктических экспедиций.

С начала 60-х годов Канонерский завод по заказу Службы космических исследований АН СССР активно занимался переоборудованием, а затем и плановым ремонтом судов, обеспечивающих запуск и сопровождение космических спутников, в частности теплоходов «Космонавт Виктор Пацаев», «Космонавт Беляев» и «Космонавт Георгий Добровольский» и других.

В 1967 году завод взял шефство над легендарным крейсером «Аврора» и регулярно производил его техническое обслуживание, а во второй половине 70-х годов переоборудовал теплоход «Советская Якутия», сделав его пригодным для перевозки деталей турбин для строительства Саяно-Шушенской ГЭС.

Ветераны предприятия вспоминают интересный факт. Оказывается, Канонерский завод не всегда работал только по профилю. В 80-х годах здесь был налажен выпуск сборочных домиков из бруса, металлических гаражей и даже кнопок для одежды. Охотно принималось предприятие и за различные городские заказы. Одним из таких стало изготовление 84-метрового титанового шпиля при строительстве Морского вокзала на Васильевском острове.

В 1997-1998 годах Канонерский судоремонтный завод совместно с Выборгским судостроительным заводом и российской РКК «Энергия», украинским конструкторским бюро «Южное», американской корпорацией Boeing Commercial Space и норвежской Kvaerner участвовал в международном проекте «Морской старт». Его уникальность заключалась в возможности запуска ракет-носителей с экватора. Окружная скорость вращения Земли достигает здесь наивысшего значения, что позволяет увеличить массу полезной нагрузки и сократить расходы на запуск. В 1998 году в условиях жесткой конкуренции Канонерский судоремонтный завод выиграл международный тендер и получил заказ на дооснащение сборочно-командного судна Sea Launch Commander, построенного на верфи в Глазго. Работники петербургского предприятия всего за полгода произвели монтаж сложнейшего оборудования, позволяющего проводить на борту комплексную сборку и контроль ракеты-носителя, а также разгонного блока.

Первый запуск ракеты с комплекса «Морской старт» был осуществлен в 1999 году. Всего же за 14 лет с плавучего космодрома запустили более 30 космических аппаратов, что подтверждает высокий уровень проведенных работ.

 

Крупнейшее в отрасли

Сегодня ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» располагает производственными и технологическими возможностями для обеспечения всего спектра судоремонтных работ. Здесь действуют слесарный, доковый, корпусной, механический, трубопроводный, электромеханический и литейный цеха. В них установлено специальное оборудование для обработки крупногабаритных деталей и гребных валов длиной до 10 метров, станки для раскроя, резки и гибки стальных листов, сварочные установки для ремонта и восстановления бронзовых гребных винтов, а также титановых корпусов глубоководных аппаратов проекта «Приз». Причалы завода имеют протяженность 1,3 километра и оснащены тринадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 32 тонн. Три плавучих дока позволяют поднимать суда с доковым весом до 36 000 тонн.

На заводе работают более 600 человек. Предприятие – одно из крупнейших в своей отрасли по России (всего в стране осталось 9 судоремонтных заводов из 36, когда-то принадлежавших Министерству морского флота).

Важным направлением деятельности завода является модернизация нефтеналивных однокорпусных танкеров, связанная с переоборудованием их в двухкорпусные. Актуальность этой работы связана с ужесточением со стороны Международной морской организации (ИMO) экологических требований к судам, осуществляющим транспортировку нефтепродуктов, и прямым запретом на эксплуатацию танкеров этого типа. В 2009 году предприятие завершило ремонт и модернизацию на танкере «Минусинск» грузоподъемностью 5000 тонн.

Модернизация позволяет владельцам сохранить танкеры в эксплуатации, не прибегая к постройке новых судов. В настоящее время модернизацию проходит уже шестой танкер – «Дмитрий Рулевский», судовладельцем которого является компания «Лукойл Бункер». 

В 2011 году завод завершил ремонт и модернизацию спасательного глубоководного аппарата АС-26 проекта «Приз», разработанного КБ «Лазурит», предназначенного для спасения экипажей подводных лодок на глубинах до 1000 метров, а в настоящее время проходит модернизацию аналогичный аппарат АС-30. Эту работу канонерцы намереваются завершить уже в текущем году.

Ежегодно Канонерский судоремонтный завод выполняет большой объем работ по ремонту, модернизации и подготовке к ледовой навигации ледокольного флота ФГУП «Росморпорт». На ледоколах «Семен Дежнев» и «Ермак» силами канонерцев была проведена замена устаревших двигателей на двигатели фирмы Wartsila. Регулярно ведутся работы по ремонту всемирно известных научных судов «Академик Федоров», «Академик Александр Карпинский», «Профессор Логачев».

Отметим, что завод занимается не только восстановлением и модернизацией кораблей, но еще и образовательной деятельностью. На предприятии совместно с Государственным университетом морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом созданы кафедра судоремонта и филиал кафедры технического обслуживания и реновации судов. Обучение студентов ведут как преподаватели вузов, так и специалисты завода, имеющие ученые степени и богатый практический опыт.

Качество выполнения работ Канонерским заводом соответствует международному стандарту ИСО 9001-2008. Это позволяет заводу успешно конкурировать с зарубежными судоремонтными компаниями.

Динамичному развитию предприятия способствуют не только профессионализм и верность делу его работников, но еще и выгодное географическое положение. Нахождение в акватории Большого порта Санкт-Петербург позволяет заводу постоянно пополнять портфель заказов, привлекая новых клиентов. Примером этого служит тот факт, что в январе 2013 года именно на Канонерском заводе проходили докование и ремонт паромы «Принцесса Анастасия» и «Принцесса Мария».

 

Проблемы и их причины

После распада Советского Союза и приходом рыночной экономики все производственные предприятия оказались на грани выживания. Отсутствие гарантированных государственных заказов и разорванная сеть экономических и хозяйственных связей со смежниками казались непреодолимыми препятствиями для продолжения производственной деятельности. Завод сумел сохранить производство за счет оптимизации организационной структуры предприятия, расширения кооперации со смежниками, привлечения новых иностранных заказчиков на основе конкурентоспособных цен, сроков и качества ремонта судов.

Ситуацию, вызванную общими кризисными явлениями и жесточайшей конкуренцией на международном рынке судоремонта, усугубляют субъективные факторы, в частности связанные с действующим Таможенным кодексом.

В настоящее время положения Таможенного кодекса Таможенного союза в части возможности использования и таможенного оформления запчастей, материалов и агрегатов, ввозимых на судах или доставляемых как иностранными, так и российскими заказчиками для ремонта судов, ставят судоремонтные заводы России в невыгодное положение по сравнению с заводами других государств. Сложно и длительно проходит процедура оформления при введении товаров в процедуру переработки, необходима уплата таможенных платежей и НДС за товар в случае его оформления в свободное обращение. Иногда длительность процедуры оформления превышает контрактные сроки ремонта. Учитывая, что одним из основных критериев при выборе заказчиком ремонтной базы является срок ремонта, упрощение процедуры и сокращение времени на оформление запчастей, оборудования и материалов, поступающих из-за границы, будут способствовать существенному повышению конкурентоспособности отечественных судоремонтных заводов.

К другим причинам, способствующим падению конкурентоспособности судоремонтных заводов, можно отнести:

-         ежегодный значительный (более чем 20%) рост цен на энергоресурсы, услуги водоснабжения и топливо. Монопольное положение ряда металлургических заводов РФ приводит к росту затрат на приобретение стальной продукции, являющейся основным материалом, используемым СРЗ в своем производстве;

-         обусловленный инфляцией неизбежный рост средней заработной платы, который в 2013 году к 2000 году вырос более чем в 4 раза. Объем заработной платы и связанных с ней налогов в расходах СРЗ неуклонно растет из года в год. Так, например, данные расходы в 2000 году составляли 22,6% от всех расходов, а в 2013 году – 40%. С 2013 года увеличены взносы в Пенсионный фонд на 2,4% от заработной платы;

-         появление и рост из года в год всевозможных сборов и платежей за различные регистрации, освидетельствования и контроль со стороны государственных органов и организаций, занимающих монопольное положение на рынке услуг;

-         начисление с 2013 года оплаты земельного налога через кадастровую стоимость возросло более чем в 2,5 раза.

Действенной мерой, способствующей стабилизации и улучшению положения судоремонтных предприятий, не входящих в ОСК, может стать их привлечение к ремонту кораблей Военно-морского флота России, тем более что многие заводы имеют лицензии на ремонт вооружения и военной техники, на осуществление деятельности с использованием сведений, содержащих государственную тайну, сертифицированы по международному стандарту качества ИСО 9001-2008, а стоимость нормо-часа, размер косвенных расходов и плановых накоплений на судоремонтных заводах ниже, чем на судостроительных, входящих в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

Судоремонтные заводы постоянно принимали участие в конкурсах, тендерах и открытых аукционах в электронной форме и имеют более чем 25-летний опыт выполнения работ по ремонту кораблей и катеров для нужд Пограничного управления ФСБ РФ.

С 2010 года размещение заказов по выполнению работ по комплексному сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов Военно-морского флота РФ производится без проведения какого-либо конкурса, аукциона. При этом государственный заказчик – Министерство обороны РФ заключает контракты и размещает заказы на судоремонтных предприятиях, входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», как у «единственного исполнителя».

Хочется верить, что наступят лучшие времена, ведь, несмотря на все существующие проблемы, связанные с международным экономическим кризисом, и жесткую конкуренцию на рынке судоремонта, завод живет, работает и уверенно смотрит в будущее.

 

Морской флот №3 (2013)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ