Что мешает улучшить положение судоремонтников?

Судостроение
Что мешает улучшить положение судоремонтников?

История Канонерского судоремонтного завода неразрывно связана с открытием Морского канала, который был построен в 1886 году по проекту выдающегося промышленника Николая Путилова. Морской канал открыл свободный доступ океанским кораблям в Санкт-Петербург, что было необходимо для укрепления торговых связей России с западными государствами.

Николай Вихров, генеральный директор ЗАО «КСЗ»

 

От рождения до наших дней

Для обслуживания землечерпательных судов, работавших на строительстве канала, на Канонерском острове в 1879 году была построена слесарная мастерская, а в 1883 году – кузница, на базе которой выросли Канонерские судоремонтные мастерские. Именно они заложили основу будущему предприятию. С 1909 по 1914 год здесь началось интенсивное строительство слесарного, корпусно-котельного и кузнечного цехов, был приобретен док грузоподъемностью 1400 тонн.

В 1923 году Канонерские мастерские становятся основной судоремонтной базой Балтийского пароходства. К 1928 году в цехах насчитывалось более 180 единиц оборудования. Такое материально-техническое оснащение позволило приступить к ремонту морских судов. Сами же мастерские были переименованы в Канонерский судоремонтный завод Балтийского морского пароходства.

В 1924 году здесь начался ремонт ледокола «Красин», который затем ушел спасать полярную экспедицию исследователя Умберто Нобиле. В 1931 году силами канонерцев был переоборудован теплоход «Каспийск», на котором установили два дизеля фирмы «Манн». Годом позже завод переоборудовал океанское судно «Алеут» в первую в стране китобойную базу с отделением для обработки продукции.

В годы Великой Отечественной войны Канонерский судоремонтный завод стал одним из оборонных предприятий города. Коллектив предприятия быстро освоил выпуск фугасных и авиационных бомб и снарядов, выполнял срочный ремонт военных катеров и кораблей. Почти 400 работников завода погибли на фронте, умерли от голода, бомбежек и артобстрелов. Но завод продолжал работать. Места у станков занимали женщины и даже дети. В 1943 году Канонерский завод полностью перешел на выпуск боеприпасов и сопел для реактивных установок «катюша».

После прорыва блокады Ленинграда деятельность Канонерского завода вошла в привычное русло. Уже в 1945 году коллектив ликвидировал часть разрушений, приобрел новое станочное оборудование и даже выполнил уникальную техническую задачу – удлинил корпус судна, установив шестнадцатиметровую вставку. Тогда же канонерцы провели капитальный ремонт морских пароходов «Профессор Попов», «Харьков», «Петровский», «Бородино», а также переоборудовали дизель-электроход «Обь» для антарктических экспедиций.

С начала 60-х годов Канонерский завод по заказу Службы космических исследований АН СССР активно занимался переоборудованием, а затем и плановым ремонтом судов, обеспечивающих запуск и сопровождение космических спутников, в частности теплоходов «Космонавт Виктор Пацаев», «Космонавт Беляев» и «Космонавт Георгий Добровольский» и других.

В 1967 году завод взял шефство над легендарным крейсером «Аврора» и регулярно производил его техническое обслуживание, а во второй половине 70-х годов переоборудовал теплоход «Советская Якутия», сделав его пригодным для перевозки деталей турбин для строительства Саяно-Шушенской ГЭС.

Ветераны предприятия вспоминают интересный факт. Оказывается, Канонерский завод не всегда работал только по профилю. В 80-х годах здесь был налажен выпуск сборочных домиков из бруса, металлических гаражей и даже кнопок для одежды. Охотно принималось предприятие и за различные городские заказы. Одним из таких стало изготовление 84-метрового титанового шпиля при строительстве Морского вокзала на Васильевском острове.

В 1997-1998 годах Канонерский судоремонтный завод совместно с Выборгским судостроительным заводом и российской РКК «Энергия», украинским конструкторским бюро «Южное», американской корпорацией Boeing Commercial Space и норвежской Kvaerner участвовал в международном проекте «Морской старт». Его уникальность заключалась в возможности запуска ракет-носителей с экватора. Окружная скорость вращения Земли достигает здесь наивысшего значения, что позволяет увеличить массу полезной нагрузки и сократить расходы на запуск. В 1998 году в условиях жесткой конкуренции Канонерский судоремонтный завод выиграл международный тендер и получил заказ на дооснащение сборочно-командного судна Sea Launch Commander, построенного на верфи в Глазго. Работники петербургского предприятия всего за полгода произвели монтаж сложнейшего оборудования, позволяющего проводить на борту комплексную сборку и контроль ракеты-носителя, а также разгонного блока.

Первый запуск ракеты с комплекса «Морской старт» был осуществлен в 1999 году. Всего же за 14 лет с плавучего космодрома запустили более 30 космических аппаратов, что подтверждает высокий уровень проведенных работ.

 

Крупнейшее в отрасли

Сегодня ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» располагает производственными и технологическими возможностями для обеспечения всего спектра судоремонтных работ. Здесь действуют слесарный, доковый, корпусной, механический, трубопроводный, электромеханический и литейный цеха. В них установлено специальное оборудование для обработки крупногабаритных деталей и гребных валов длиной до 10 метров, станки для раскроя, резки и гибки стальных листов, сварочные установки для ремонта и восстановления бронзовых гребных винтов, а также титановых корпусов глубоководных аппаратов проекта «Приз». Причалы завода имеют протяженность 1,3 километра и оснащены тринадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 32 тонн. Три плавучих дока позволяют поднимать суда с доковым весом до 36 000 тонн.

На заводе работают более 600 человек. Предприятие – одно из крупнейших в своей отрасли по России (всего в стране осталось 9 судоремонтных заводов из 36, когда-то принадлежавших Министерству морского флота).

Важным направлением деятельности завода является модернизация нефтеналивных однокорпусных танкеров, связанная с переоборудованием их в двухкорпусные. Актуальность этой работы связана с ужесточением со стороны Международной морской организации (ИMO) экологических требований к судам, осуществляющим транспортировку нефтепродуктов, и прямым запретом на эксплуатацию танкеров этого типа. В 2009 году предприятие завершило ремонт и модернизацию на танкере «Минусинск» грузоподъемностью 5000 тонн.

Модернизация позволяет владельцам сохранить танкеры в эксплуатации, не прибегая к постройке новых судов. В настоящее время модернизацию проходит уже шестой танкер – «Дмитрий Рулевский», судовладельцем которого является компания «Лукойл Бункер». 

В 2011 году завод завершил ремонт и модернизацию спасательного глубоководного аппарата АС-26 проекта «Приз», разработанного КБ «Лазурит», предназначенного для спасения экипажей подводных лодок на глубинах до 1000 метров, а в настоящее время проходит модернизацию аналогичный аппарат АС-30. Эту работу канонерцы намереваются завершить уже в текущем году.

Ежегодно Канонерский судоремонтный завод выполняет большой объем работ по ремонту, модернизации и подготовке к ледовой навигации ледокольного флота ФГУП «Росморпорт». На ледоколах «Семен Дежнев» и «Ермак» силами канонерцев была проведена замена устаревших двигателей на двигатели фирмы Wartsila. Регулярно ведутся работы по ремонту всемирно известных научных судов «Академик Федоров», «Академик Александр Карпинский», «Профессор Логачев».

Отметим, что завод занимается не только восстановлением и модернизацией кораблей, но еще и образовательной деятельностью. На предприятии совместно с Государственным университетом морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом созданы кафедра судоремонта и филиал кафедры технического обслуживания и реновации судов. Обучение студентов ведут как преподаватели вузов, так и специалисты завода, имеющие ученые степени и богатый практический опыт.

Качество выполнения работ Канонерским заводом соответствует международному стандарту ИСО 9001-2008. Это позволяет заводу успешно конкурировать с зарубежными судоремонтными компаниями.

Динамичному развитию предприятия способствуют не только профессионализм и верность делу его работников, но еще и выгодное географическое положение. Нахождение в акватории Большого порта Санкт-Петербург позволяет заводу постоянно пополнять портфель заказов, привлекая новых клиентов. Примером этого служит тот факт, что в январе 2013 года именно на Канонерском заводе проходили докование и ремонт паромы «Принцесса Анастасия» и «Принцесса Мария».

 

Проблемы и их причины

После распада Советского Союза и приходом рыночной экономики все производственные предприятия оказались на грани выживания. Отсутствие гарантированных государственных заказов и разорванная сеть экономических и хозяйственных связей со смежниками казались непреодолимыми препятствиями для продолжения производственной деятельности. Завод сумел сохранить производство за счет оптимизации организационной структуры предприятия, расширения кооперации со смежниками, привлечения новых иностранных заказчиков на основе конкурентоспособных цен, сроков и качества ремонта судов.

Ситуацию, вызванную общими кризисными явлениями и жесточайшей конкуренцией на международном рынке судоремонта, усугубляют субъективные факторы, в частности связанные с действующим Таможенным кодексом.

В настоящее время положения Таможенного кодекса Таможенного союза в части возможности использования и таможенного оформления запчастей, материалов и агрегатов, ввозимых на судах или доставляемых как иностранными, так и российскими заказчиками для ремонта судов, ставят судоремонтные заводы России в невыгодное положение по сравнению с заводами других государств. Сложно и длительно проходит процедура оформления при введении товаров в процедуру переработки, необходима уплата таможенных платежей и НДС за товар в случае его оформления в свободное обращение. Иногда длительность процедуры оформления превышает контрактные сроки ремонта. Учитывая, что одним из основных критериев при выборе заказчиком ремонтной базы является срок ремонта, упрощение процедуры и сокращение времени на оформление запчастей, оборудования и материалов, поступающих из-за границы, будут способствовать существенному повышению конкурентоспособности отечественных судоремонтных заводов.

К другим причинам, способствующим падению конкурентоспособности судоремонтных заводов, можно отнести:

-         ежегодный значительный (более чем 20%) рост цен на энергоресурсы, услуги водоснабжения и топливо. Монопольное положение ряда металлургических заводов РФ приводит к росту затрат на приобретение стальной продукции, являющейся основным материалом, используемым СРЗ в своем производстве;

-         обусловленный инфляцией неизбежный рост средней заработной платы, который в 2013 году к 2000 году вырос более чем в 4 раза. Объем заработной платы и связанных с ней налогов в расходах СРЗ неуклонно растет из года в год. Так, например, данные расходы в 2000 году составляли 22,6% от всех расходов, а в 2013 году – 40%. С 2013 года увеличены взносы в Пенсионный фонд на 2,4% от заработной платы;

-         появление и рост из года в год всевозможных сборов и платежей за различные регистрации, освидетельствования и контроль со стороны государственных органов и организаций, занимающих монопольное положение на рынке услуг;

-         начисление с 2013 года оплаты земельного налога через кадастровую стоимость возросло более чем в 2,5 раза.

Действенной мерой, способствующей стабилизации и улучшению положения судоремонтных предприятий, не входящих в ОСК, может стать их привлечение к ремонту кораблей Военно-морского флота России, тем более что многие заводы имеют лицензии на ремонт вооружения и военной техники, на осуществление деятельности с использованием сведений, содержащих государственную тайну, сертифицированы по международному стандарту качества ИСО 9001-2008, а стоимость нормо-часа, размер косвенных расходов и плановых накоплений на судоремонтных заводах ниже, чем на судостроительных, входящих в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

Судоремонтные заводы постоянно принимали участие в конкурсах, тендерах и открытых аукционах в электронной форме и имеют более чем 25-летний опыт выполнения работ по ремонту кораблей и катеров для нужд Пограничного управления ФСБ РФ.

С 2010 года размещение заказов по выполнению работ по комплексному сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов Военно-морского флота РФ производится без проведения какого-либо конкурса, аукциона. При этом государственный заказчик – Министерство обороны РФ заключает контракты и размещает заказы на судоремонтных предприятиях, входящих в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», как у «единственного исполнителя».

Хочется верить, что наступят лучшие времена, ведь, несмотря на все существующие проблемы, связанные с международным экономическим кризисом, и жесткую конкуренцию на рынке судоремонта, завод живет, работает и уверенно смотрит в будущее.

 

Морской флот №3 (2013)


Вернуться к разделу Судостроение

Новости

Лента новостей

В Севастополе возобновились парусные гонки, прерванные сильнейшим штормом

В Севастополе возобновились парусные гонки, прерванные сильнейшим штормом В воскресенье в 10:00 в Севастополе возобновились гонки II этапа Национальной парусной Лиги, которые...

В Москве появятся Корабельная, Капитанская, Рыбацкая и Катерная улицы

В Москве появятся Корабельная, Капитанская, Рыбацкая и Катерная улицы Московская городская межведомственная комиссия по наименованиям одобрила переименование восьми улиц ...

Российская экономика

ОСК примет участие в создании судостроительного кластера в Астраханской области

ОСК примет участие в создании судостроительного кластера в Астраханской области Губернатор Астраханской области, вице-президент по гражданскому судостроению ОСК и директор «Ассоциа...

Пять европейских компаний согласились финансировать «Северный поток-2»

Пять европейских компаний согласились финансировать «Северный поток-2» Nord Stream 2 AG подписала с Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании про...

Транспортная политика

Премьер Дмитрий Медведев посетил ледокол «Новороссийск»

Премьер Дмитрий Медведев посетил ледокол «Новороссийск» 21 апреля председатель правительства России Дмитрий Медведев в рамках рабочего визита в Мурманск про...

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Морские порты

Власти Петербурга рассматривают возможность создания ОЭЗ в порту Бронка

Власти Петербурга рассматривают возможность создания ОЭЗ в порту Бронка Власти Санкт-Петербурга Петербурга рассматривают возможность создания портовой особой экономической ...

Грузооборот портов КНР в марте 2017 года увеличился на 8,5%, до 728,16 млн тонн

Грузооборот портов КНР в марте 2017 года увеличился на 8,5%, до 728,16 млн тонн Грузооборот портов Китая по итогам марта 2017 года вырос к аналогичному периоду 2016 года на 8,5%...




Морской транспорт

«Евросиб-Логистика» осуществила доставку комплектующих для судов во Владивосток

«Евросиб-Логистика» осуществила доставку комплектующих для судов во Владивосток «Евросиб-Логистика» доставила из Китая на Восточную верфь во Владивосток более 100 тонн комплектующи...

Пентагон предупредил о новом всплеске пиратства у берегов Сомали

Пентагон предупредил о новом всплеске пиратства у берегов Сомали Министерство обороны США сообщило об учащении случаев нападений пиратов у берегов Сомали и предупред...

Речной транспорт

На Верхней Волге открывается навигация Волжского пароходства

На Верхней Волге открывается навигация Волжского пароходства Грузовая навигация Волжского пароходства открывается на Верхней Волге 25 апреля, сообщает пресс-служ...

Заседание Экспертного совета Ленского бассейна прошло в Иркутске

Заседание Экспертного совета Ленского бассейна прошло в Иркутске 20 апреля заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк принял участие в совместном заседании ...

Ж/Д транспорт

РЖД подписали соглашение по развитию контейнерных перевозок «Китай - Европа»

РЖД подписали соглашение по развитию контейнерных перевозок «Китай - Европа» РЖД подписали соглашение с представителями железнодорожных компаний Китая, Беларуси, Германии, Казах...

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2016 г. в размере 39,2 руб. на акцию

Акционеры Globaltrans утвердили дивиденды за 2016 г. в размере 39,2 руб. на акцию Акционеры крупнейшего российского частного оператора грузовых вагонов и локомотивов - Globaltrans - ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...